Доклад по административной деятельности полиции

Обновлено: 17.05.2024

Тема 1 Понятие, содержание, принципы административной деятельности полиции.

Цели занятия: изучить понятие, основные направления, содержание и принципы административной деятельности полиции,

Время: 80 минут

Вид занятия: лекция

Место проведения: учебная аудитория

Материальное обеспечение: план-конспект для проведения занятия

Литература:

4. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник в 2-х частях / Ю.Н. Демидов, М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: ВПИК МВД России, 2016.

5. Административная деятельность полиции в схемах и определениях: учебное наглядное пособие / сост.: О.В. Безлепкина, Е.А. Кулеш. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2017.

1. Понятие и содержание административной деятельности полиции

Одним из направлений деятельности ОВД РФ предусмотренных нормативно-правовыми актами является административная деятельность, включающая целенаправленную, организующую, исполнительную и распорядительную, подзаконную работу ОВД РФ, состоящую в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел в рамках, определенной законодательством компетенции.

Административная деятельность ОВД РФ - это подзаконная, государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое решение задач и выполнение функций ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Основные черты административной деятельности ОВД - это государственно-властный, подзаконный, исполнительный (подчиненность и подконтрольность представительным органам) и распорядительный, организующий (сочетание элементов централизованного руководства с оперативным управлением на местах), научный, профилактический, правоохранительный и регулятивный характер.

Признаки административной деятельности органов внутренних дел:

• государственно-властный характер, обусловленность целями и задачами государственного управления;

• исполнительно-распорядительный, подзаконный характер, определяемый компетенцией органов внутренних дел;

• предупредительная, профилактическая направленность.

Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством полномочий в рамках компетенции строго определенной законом.

Исполнительно-распорядительный, подзаконный характер административной деятельности органов внутренних дел означает, что она направлена на повседневное, непосредственное, практическое исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее - РФ), актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере внутренних дел, то есть по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Для выполнения данных задач органы внутренних дел наделяются широким кругом административно-распорядительных полномочий, в том числе по применению мер административного принуждения.

Предупредительная, профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел проявляется в максимально упреждающем воздействии на общественные группы и отдельные личности в целях недопущения совершения противоправных действий, оперативного их пресечения.

Административная деятельность должна осуществляться четко в рамках установленной государством компетенции. Органы внутренних дел при реализации своих административных функций не должны уклоняться от реализации своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы. Устанавливая компетенцию государственного органа, государство ставит его в определенные рамки, за несоблюдение которых конкретные должностные лица несут юридическую ответственность.

1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Это направление деятельности полиции имеет три составляющие, регламентированные соответственно уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Производство предварительного следствия следователями ОВД РФ предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. В пункте 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ предусмотрено, что к органам дознания относятся ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Осуществление ОВД (полицией) производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено и регламентировано нормами КоАП РФ. Так, в ст. 23.3 КоАП РФ ОВД (полиция) названы в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также перечислены такие дела и определены лица, которые вправе рассматривать такие дела от имени данных органов. Исполнение ОВД административных наказаний предусмотрено и регламентировано нормами гл. 32 КоАП РФ.

6. обеспечение правопорядка в общественных местах.

8. утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ

9. утратил силу с 1 января 2018 года - Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ

10. утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ.

Решение возложенных на органы внутренних дел задач, осуществляется в рамках административной деятельности путем административно-юрисдикционной деятельности, которая представляет собой установленную нормами административного права совокупность полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности. Специфическими чертами административной юрисдикции являются правоохранительный, принудительный характер, а также множественность субъектов, ее осуществляющих.

В рамках административно-юрисдикционной деятельности органы внутренних дел осуществляют производство по делам об административных правонарушениях. Данный вид производства осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и является административно-процессуальной деятельностью, реализуемой органами внутренних дел и их должностными лицами. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование, рассмотрение дела об административном правонарушении, сбор и оценку доказательств, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, принятие решения по делу, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений.

Принципы административной деятельности полиции

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются идеи, основные положения, нашедшие закрепление в законе, которыми руководствуются органы внутренних дел при решении поставленных перед ними задач. Принципы носят объективный характер, действуют независимо от субъективных воззрений и желаний отдельных лиц. Отклонение от их соблюдения может значительно снизить эффективность административной деятельности и нанести серьезный ущерб интересам построения правового государства. Важнейшее значение принципов как политико-юридической категории состоит в том, что им должны соответствовать все остальные нормы права, относящиеся к конкретным сферам осуществления административной деятельности органов внутренних дел.

Цели (задачи) не только предопределяют характер административной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели - это то, на что направлена административная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется.

Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс деятельности ОВД. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации служб и подразделений и способам осуществления ими функций ОВД, относящихся к сфере административной деятельности, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами административной деятельности. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

Принципы административной деятельности ОВД образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены.

- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;

- открытость и публичность;

- общественное доверие и поддержка граждан;

- взаимодействие и сотрудничество;

- использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Административная деятельность полиции — основное понятие

Административная деятельность ОВД представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, которая направлена на организацию и реализацию функций органов внутренних дел в части гарантий личной и социальной защищенности граждан, борьбы с преступностью и обеспечения соблюдений общественного порядка.

Содержание

Административная деятельность полиции делится на две сферы:

  1. Внутренняя деятельность обеспечивает слаженную работу сотрудников всех подразделений и служб ОВД. В эту сферу входят: определение структурного строения, формирование штата и установка функционала служб, планирование, надзор, отчетность, координирование действий между подразделениями, набор и распределение кадров, поддержание дисциплины, защита правовых и социальных гарантий сотрудников полиции.
  2. Внешняя сфера подразумевает исполнение властных функций, выходящих за рамки взаимоотношений внутри организации. Функционал имеет отношение к гос- и соцорганизациям, их сотрудникам и гражданам. Рассматриваемая деятельность включает мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной защищенности граждан.

Признаки деятельности

  1. Государственно-властный характер. ОВД выполняют свои функции от имени государства. Полиция уполномочена контролировать соблюдение установленных законом требований к поведению, юридически оценивать действия граждан, обнаруживать нарушения норм и реагировать на них в соответствии с законом, предъявлять обязательные требования в рамках своих полномочий.
  2. Осуществление деятельности в рамках закона. Органы внутренних дел выполняют административные функции на основе действующего законодательства с целью исполнения правовых актов.
  3. Исполнительно-распорядительный характер. Главной целью ОВД является исполнение действующего законодательства в части своих полномочий. Для эффективного выполнения исполнительной функции полиция имеет распорядительные компетенции. Рассматриваемый признак отличает административную деятельность органов внутренних дел от законодательной и судебной властей.

Принципы

В своей административной деятельности ОВД ориентируется на общие и специальные принципы. Классификация специальных принципов включает организационные и тактические идеи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Общие или конституционные положения предполагают соблюдение принципов:

  • законности, когда сотрудник признает действующие нормативно-правовые акты и руководствуется ими в своей работе;
  • гуманизма, т.е. человеческая жизнь и здоровье считаются высшими ценностями, в защите которых заключается смысл правоохранительной деятельности;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • национального равноправия;
  • совмещение открытости и профессиональной тайны;
  • сотрудничество с госорганами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные принципы работы правоохранительных органов имеют следующие свойства:

  • системный научный подход к решению задач;
  • планомерность;
  • комплекс территориального и линейного принципов;
  • единоначалие и коллективность;
  • синтез убеждения и принуждения;
  • профилактическое направление работы.

Тактические принципы деятельности полиции включают характеристики:

  • оперативность;
  • постоянство и приспособляемость;
  • система сил и средств;
  • маневренность;
  • наличие запасных ресурсов.

Специальные функции деятельности, примеры

  • обеспечение безопасности личности;
  • контроль над общественным порядком и гарантия социальной защищенности;
  • предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений;
  • выполнение лицензионно-разрешительной работы; надзор над частными организациями, осуществляющими детективную и охранную работу;
  • обеспечение безопасности дорожного движения, контроль над соблюдением ПДД;
  • охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;
  • охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с договорами с ними;
  • осуществление социальной помощи населению согласно закону;
  • исполнение в пределах своих полномочий отдельных административных наказаний и др.

Сотрудник полиции на вокзале или в аэропорту несет патрульно-постовую службу и обеспечивает соблюдение общественного порядка на своем посту.

Работу частного детективного агентства или отдельного детектива контролируют органы внутренних дел.

В рамках специальной функции по исполнению отдельных административных наказаний, полицейский вправе арестовать нарушителя при условии, что у сотрудника ОВД есть соответствующее постановление судьи.

Содержание и виды административной деятельности полиции

Содержание административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции состоит в организации и практическом осуществлении ее службами и подразделениями задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности административно-правовыми средствами и в административных формах.

При осуществлении административной деятельности полиция, её органы, подразделения и сотрудники выступают как субъекты прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами, вступают в административно-правовые отношения с физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами и их должностными лицами.

Виды административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции включает в себя несколько ее видов:

— наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.;

— осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установленных паспортно-визовых правил;

— контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;

— обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.

К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.

Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.

Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части органов внутренних дел.

Целью курсовой работы является рассмотрение содержания и форм административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Актуальность данной темы проявляется прежде всего в том, что административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание

1. Сущность, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции)………………………………………………………………………..6

2.Функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции)……………………………………………………………………. 18

3.Формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)……………………………………………………………………. 22

Список используемых источников………………………………. …..38

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по АД МВД.doc

1. Сущность, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции)……………………………………………………… ………………..6

2.Функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции)……………………………………………………… ……………. 18

3.Формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)……………………………………………………… ……………. 22

Список используемых источников………………………………. …..38

Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка.

Целью курсовой работы является рассмотрение содержания и форм административной деятельности органов внутренних дел (полиции).

Актуальность данной темы проявляется прежде всего в том, что административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно- процессуального обеспечения и административных взысканий.

Для достижения цели в процессе работы решались следующие задачи:

-- рассмотреть содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции);

-рассмотреть сущность, виды и характерные черты административной деятельности органов внутренних дел (полиции);

-раскрыть функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции);

-изучить формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции).

В соответствии с поставленными задачами в первой части работы рассмотрены сущность, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции). Во второй части работы рассмотрены функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции). В третьей- формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции). В заключении объединены выводы по всей работе.

Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников учебной и учебно-методической литературы и их анализ; и т.д.

При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законности и правопорядка в стране, Приказы МВД РФ, использовалась также имеющаяся научная и учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.

Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

1. Сущность, виды и характерные черты административной деятель ности органов внутренних дел (полиции).

Органы внутренних дел России, являясь специфическим органом исполнительной власти, осуществляют административную деятельность по целому ряду направлений, в частности реализуют нормы административного права в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечения общественной и личной безопасности граждан.1

Вопрос о понятии и сущности административной деятельности органов внутренних дел на протяжении многих лет является дискуссионным. От того, как в дальнейшем будет истолкована юридическая природа административной деятельности, ее цели, зависит и содержание этой деятельности.

Согласно традиционной точке зрения административная деятельность органов внутренних дел, наряду с оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной (дознавательской, следственной) деятельностью, представляет собой самостоятельную функцию данных органов.

Наиболее распространенное в юридической и специальной литературе определение понятия административной деятельности органов внутренних дел звучит следующим образом.

Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

1-М.В. Костенников, Статья: Нормы административного права в деятельности органов внутренних дел (Костенников М.В.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 12)

Административная деятельность органов внутренних дел, выступая в качестве самостоятельной функции данных органов, тесным образом пересекается с другими видами деятельности, осуществляемыми органами внутренних дел. При этом административная деятельность существенным образом отличается как от оперативно-розыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальная деятельность полиции - это деятельность органов дознания, осуществляемая в надлежащем процессуальном порядке для защиты граждан, общества от общественно опасных деяний путем проверки сведений о преступлениях, расследования уголовных дел.

Оперативно-розыскная деятельность полиции - это вид деятельности,

1-Соловей Ю.П.Правовое регулирование деятельности милиции в РФ, Омск: ВШМ МВД РФ , 1993, с.140

Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники ОВД могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями полиции.

Административная деятельность полиции, также как и оперативно-розыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники полиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.

Характерные черты - это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.

1. Подчиненность и подконтрольность соответствующ им федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации.

2. Государственно-властный характер.

В этом состоит одно из основных отличий административной деятельности органов внутренних дел от деятельности общественных формирований, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы и не наделенных государственно-властными полномочиями.

Организационная сущность административной деятельности выражается в том, что в процессе ее осуществления организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка, В этих целях решаются вопросы, связанные с функционированием системы управления внутренними делами, координируется деятельность участников общественных отношений в сфере внутренних дел, организуется совместная работа, осуществляются контроль и надзор за ходом ее выполнения.

Читайте также: