Доклад патриарха кирилла на епархиальном собрании москвы

Обновлено: 02.07.2024

Редакция сборника "ДУША - встреча с Господом" публикует доклад не полностью, а только ту часть, которая касается епархиальной и приходской жизни. Самое важное, на наш взгляд, редакция выделила полужирным шрифтом.

Приходская жизнь и приходская практика

В сфере просвещения людей также есть достаточно много несложных способов помочь мирянам хотя бы на базовом уровне. В своем позапрошлогоднем докладе на епархиальном собрании я приводил пример того, как в некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую. Полезно на праздники и Великим постом читать после 6-й песни канона синаксарь или краткое житие святого на русском языке. В этом году я поручил комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения проработать проект составления сборника новой редакции назидательных текстов, читаемых во время богослужений. Пока эта работа еще ведется, но некоторые тексты можно найти в сети Интернет.

Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой. Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению.

О душепопечении и пастырстве

Пастырское душепопечение наряду с совершением богослужений является едва ли не самым заметным делом священника в глазах людей. Сакральное измерение жизни священника, его молитвенный подвиг, его труд как проповедника — все это, как правило, открывается людям уже при более или менее пристальном знакомстве с церковной жизнью. Первым же шагом в таком знакомстве для огромного количества людей по сей день является разговор с батюшкой, обращение к нему за советом, за разрешением недоумений. Обращение к духовнику как к безусловно компетентной инстанции предполагается и общецерковными документами — так, например, к этой инстанции отсылает православных христиан при наличии затруднений такой авторитетный общецерковный документ, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Душепопечение — это, наверное, та область пастырского делания, где в наибольшей степени требуется предусмотрительность, осторожность и деликатность. Однако при подготовке молодых людей к служению в священном сане именно обучение душепопечению в современных условиях является одной из наиболее проблемных областей. Привычные параграфы учебников, написанных в прошлом, уже утратили актуальность, а новые учебные пособия только создаются. Студент получает обширные познания в области богословия, истории, литургики, гомилетики. Совершенствуется филологическая подготовка будущих служителей алтаря, и это отрадно. Однако нередко случается, что в деликатнейшей области пастырского душепопечения молодой священник в лучшем случае будет воспроизводить в своей практике то доброе, что видел у своих наставников или старших собратьев, а в худшем — унаследует их ошибки либо начнет поступать как придется. А ведь семинаристу, готовящемуся принять сан, будет доверена забота о духовной жизни людей!
Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми, тем более когда в условиях густонаселенного мегаполиса место ушедших немедленно занимают новые. А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия! Мы благодарны Богу за каждого человека, в сердце которого силой благодати Божией затеплился огонек любви Христовой. Наше нерадение или небрежность не должны стать преградой к воцерковлению приходящих в храм.

Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности.

Не впервые в связи с этим приходится говорить о необходимости разделять исповедь и духовную беседу, тем более если такая беседа ведется во время совершения богослужения. Кроме того, даже опытные и почтенные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни и наделять ее функциями, которые совершенно не могут быть ей свойственны. Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще. Слушающий исповедь священник должен в этот момент, так сказать, отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.

Тем более пространство этого таинства не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни. Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия — оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни. Кто-то, быть может, считает, что нет и не может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом внутренней жизни их союза. В эту область никто не должен вторгаться — бесцеремонное вмешательство неизбежно навредит, а уврачевать нанесенную рану, увы, бывает очень трудно.

Следует в связи с этим отметить и необходимость разумной отстраненности и соблюдения той дистанции в общении с паствой, которая позволяет священнику свободно возвещать людям Божию правду, не будучи связанным условностями обычных земных взаимоотношений между людьми. Наличие некоторой дистанции предохранит и от возникновения в отношениях пастыря и пасомых ненужных пристрастий и зависимостей личного характера, которые, как мы знаем, способны омрачить церковную жизнь и даже привести к кораблекрушению в вере (см. 1 Тим. 1:19).

О разных сторонах епархиальной и приходской жизни

В заключение, я хотел бы отреагировать на два практических вопроса, которые ко мне поступили в материалах, собранных епархиальным советом и викариатствами к епархиальному собранию. Еще целый ряд вопросов и реплик переданы для изучения Первому викарию по городу Москве митрополиту Воскресенскому Дионисию и епархиальному совету.

Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям.

34653231.jpg

22 декабря 2021 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылось Епархиальное собрание города Москвы. В этом году из-за продолжающейся пандемии коронавируса собрание проходит в гибридном формате: очно в зале присутствуют Патриаршие викарии, Преосвященные архиереи, пребывающие на покое, члены Епархиального совета, благочинные, руководители епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального суда г. Москвы, настоятели приходов и Патриарших подворий, а также наместники и игумении ставропигиальных монастырей. Остальные московские клирики, а также все желающие могут услышать доклад Святейшего Патриарха онлайн.

✅ Год был непростым, много испытаний выпало на Церковь и народ. Пандемия изменила течение жизни, нарушила планы многих. Изменила многое в общественной жизни, эти негативные изменения отразились и на церковной жизни. Но несмотря на сложные обстоятельства совершалась Божественная служба, пастыри несли свои ответственное служения.

✅ Велась образовательная и социальная работа в приходах – все то, что влияет на жизнь москвичей.

✅ Святейший Владыка особо подчеркнул, как он рад видеть всех сегодня лицом к лицу, так, как это было многие годы. Он выразил надежду, что опыт Епархиального собрания 2020 года, которое из-за пандемии пришлось провести в онлайн-режиме, не повторится.

✅ Святейший Патриарх считает совершенно немыслимым, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.

✅ Патриархом оглашена актуальная статистика по Московской епархии:

На 1 декабря 2021 года в Москве насчитывается 1218 храмов и часовен, то есть на 14 больше, чем годом ранее.

Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось с 537 до 541.

По программе строительства новых храмов за одиннадцать лет возведены и уже действуют 78 храмов. В трех храмах завершены общестроительные работы. Строятся 38 храмов. Таким образом, уже построены или находятся на разных этапах строительства 119 (более 65%) из 200 запланированных храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 20 храмов.

В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов – всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад.

В этом году Патриарх совершил 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии.

Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей, в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц).

✅ За истекший год скончался 61 московский клирик, а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. В 2020 году скончались 91 клирик, насельник и насельница. В 2019 году умерших было 33.

✅ Всего сегодня в Русской Православной Церкви 389 архиереев и 319 епархий.

✅ Патриарх сообщил, что летом и осенью 2021 года в 22 приходах было проведено исследование. Оно охватывало храмы с разными характеристиками: центральные, а также из густонаселенных окраинных районов, храмы с большой и малой площадью. Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в 2020 году в среднем на 30%, осталось в 2021 году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число и еще уменьшилось.

Святейший Владыка связывает данное обстоятельство с выросшей смертностью, с опасениями людей за здоровье, а также с необходимостью соблюдения санитарной дистанции в храмах, с установленными ограничениями по передвижениям людей старшего возраста.

Кроме того, многие семьи переехали из Москвы в пригород и в другие регионы на постоянное место жительства.

✅ С конца 2020 года в Москве действуют особые указания относительно порядка рассмотрения прошений священнослужителей об их принятии в столичный клир. Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что в настоящее время уточнено и дополнено положение о подготовке ставленников, регламентирована деятельность экзаменационной комиссии. Кроме того, он напомнил, что в 2021 году Священным Синодом был утвержден новый порядок распределения выпускников духовных школ московского региона.

✅ Высокие требования относятся не только к кандидатам в клир, но и к действующим священнослужителям. Одна из важных профессиональных компетенций духовенства – его образовательный уровень.

В 2020 году на базе Перервинской духовной семинарии возобновились курсы повышения квалификации клириков Москвы. Прошедший год стал десятым годом работы курсов. С этого момента на курсах прошли подготовку пять групп клириков, занимавшиеся по 12 предметам. Всего за данный период повысили свою квалификацию 190 священнослужителей Московской епархии.

— О распространении просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные);

— О раздаче текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык;

— Об использовании аудиооборудования в храмах;

— О необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами;

— О внятном и благозвучном пении церковных хоров.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о мирянах и их жизни в Церкви:

✅ Не следует и неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.

✅ Второй ключевой темой своего доклада Святейший Патриарх Кирилл избрал пастырской заботе о детях, вступивших в пору взросления.

Церковь обращает внимание на эту тему, поскольку подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека.

В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой.

Святейший Владыка отметил, что далеко не все подростки концентрируют свое внимание на теме телесного взросления и взаимоотношений с противоположным полом. Не менее важными являются острые и, подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми, вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии или рода занятий, даже финансовые проблемы.

Упомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви.

Отдельное внимание важно уделять личному примеру, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших.

Что может быть интересно подростку? Например, социальные проекты:

– кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия,

– посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие в жизни других, любовь и заботу о них.

При этом он считает важным избегать политизации таких акций и направлять внимание и усилия молодежи именно на заботу об окружающей среде. В Церкви эти экологические активности не должны становиться политическими тусовками, как это бывает в светском обществе.

✅ Завершая доклад, Святейший Патриарх Кирилл напутствовал паству:

«Мы совершенно точно знаем, что именно каждый из нас может и должен делать. У каждого из нас есть то, что остается неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение.

Для монашествующих в монастырях – это усиленная личная молитва и – весьма желательно – ежедневное участие в богослужении и совершение добрых дел.

Для диаконов – это благоговейное призывание людей на общую молитву, забота об алтаре Господнем и помощь настоятелю в трудах по организации приходской жизни.

А для всех нас, дорогие архипастыри и пастыри – это то, что так прекрасно и исчерпывающе сформулировано в молитве на пресвитерскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами.

А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения.

Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы, прошедшее 24 декабря 2020 года в удалённом формате, стало своего рода подведением итогов и предварительных выводов из одного из самых непростых периодов в новейшей церковной истории.

Формат видеоконференций в течение последнего года стал основным не только для светских планёрок, но и для церковных собраний. Собственно, если говорить светским языком, ежегодное Епархиальное собрание города Москвы такой планёркой и является. Только проводит её не директор завода или главный редактор СМИ, а Святейший Патриарх, правящий архиерей стольного града. Участниками же являются не члены коллектива с белыми или синими воротничками, в галстуках и без, а в абсолютном большинстве – люди в рясах, в священном сане или монашеском чине.

Лейтмотивом собрания на этот раз стали скорбные, но очень важные слова Патриарха Кирилла о том кризисе, который породила, а во многом и обнажила продолжающаяся пандемия:

Этот кризис получит церковную оценку на ближайшем Архиерейском Соборе – оценку с позиций евангельской правды, которая может существенно отличаться от проповедуемой сегодня некоторыми общественно-политическими силами идей "новой нормальности", предполагающей, в том числе, радикальную перестройку социальных связей, нарастающую индивидуализацию, углубление разделений между людьми.

Статистика: Скорбная и. обнадёживающая

Вообще Епархиальное собрание Москвы традиционно начинается со вступительного слова Предстоятеля, в котором подводятся итоги его личного служения и озвучиваются статистические данные по московским приходам и монастырям и так далее. В этом отношении были озвучены две группы цифр, одна – обнадёживающая, а другая – печальная.

Так, Патриарх Кирилл сообщил, что количество московских храмов и часовен составило 1 204, что на шесть больше, чем годом ранее. А число храмов, в которых регулярно совершаются богослужения, увеличилось даже на 11 (их стало 537). В том числе – главный храм Вооружённых сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха "Патриот". Что для депрессивного во всех сферах жизнедеятельности "коронавирусного" 2020 года – весьма отрадно.

С другой стороны, Святейший Владыка отметил, что в уходящем году Московская городская епархия впервые в новейшей истории столкнулась с тем, что число священнослужителей уменьшилось, их стало 1 817 человек, то есть на девять человек меньше, чем годом ранее. Это было связано как с уменьшением числа рукоположений, так и с ростом смертности среди духовенства и монашествующих. Увы, в 2020-м только Православная Москва потеряла более 90 священнослужителей, монахов и монахинь.

Памяти целого ряда ушедших служителей Церкви, в том числе – протоиереям Георгию Ореханову, Всеволоду Чаплину, Александру Агейкину, Николаю Дятлову и Димитрию Смирнову, были посвящены на телеканале Царьград отдельные сюжеты и тексты. Да, далеко не все они скончались от последствий COVID-19, но сам факт столь большого числа ушедших позволяет сделать вывод, что наши клирики – это люди, находящиеся в буквальном смысле на передовой.

Смерти нет. Димитриевская родительская суббота. Церковный календарь на 7 ноября

Не расчеловечивай ближнего своего

О печальных последствиях коронавирусной пандемии для Церкви и всех нас Патриарх Кирилл говорил особенно много, откровенно признав, что закрытие храмов для посещения людьми для всех явилось "наиболее искусительным" событием. На этом моменте Святейший Владыка сделал небольшое отступление, рассказав о личном восприятии случившегося:

Главной радостью было и остаётся для меня видеть наполнение храмов людьми, собравшимися ради восхваления Господа и Бога нашего. До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как Великим постом этого года впервые в жизни мне пришлось произнести прежде немыслимые для меня слова – призвать людей временно воздержаться от посещения храмов и ограничиться домашней молитвой.

Действительно, "Пасха без прихожан – 2020" навсегда запомнится всем православным христианам ныне живущих поколений. Как очень тяжёлый урок того, насколько дорого и важно для нас храмовое богослужение. Но, к сожалению, как констатировал сам Предстоятель Русской Церкви, во многих приходах, даже когда они открылись после так называемого "режима самоизоляции", число прихожан уменьшилось на треть, а нередко и наполовину.

Пришлось произнести прежде немыслимое: Патриарх Кирилл о личной боли при закрытии храмов

Можно ли сказать "лучше меньше да лучше" и привести избитый в советское время диалектический закон "перехода количественных изменений в качественные", большой вопрос. Но то, что многие приходы получили в этом году серьёзный урон, факт. Но ещё больший урон, на котором особо остановился Патриарх Кирилл, понесли человеческие отношения. Так, по словам Святейшего Владыки, пандемия повлекла за собой "тенденцию расчеловечивания ближнего". То есть ситуацию, когда любого человека, в том числе и молящегося с тобой рядом в храме, начинают воспринимать "в первую очередь как заведомую угрозу, как потенциального распространителя инфекции, а не как брата и сестру".

И здесь хочется вспомнить замечательные слова, которые ещё весной в беседе с Царьградом произнёс известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев):

Этот кризис, а это действительно кризис церковной повседневной жизни, ставит перед нами один вопрос: как дальше жить? Как жить, когда мы увидели реальное количество прихожан? Как жить в условиях неблагоприятного отношения властей к Церкви? И ответ для меня лично очевиден. Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто "эффективный менеджер", а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.

Но что ещё обнажил "коронавирусный" 2020-й? Так, именно в этом году стала особенно заметна опасность современных средств коммуникаций, всевозможных мессенджеров и социальных сетей, которые отнюдь не объединяют людей, но скорее разобщают, снижая ценность реального человеческого общения. Да и что греха таить, очень часто только обостряют страсти, создавая иллюзию анонимности и безнаказанности.

Нет, в прямом виде этих слов не было в Патриаршем выступлении, но Предстоятель очень чётко дал это понять, когда в качестве примера привёл то, что в наше время даже некоторые священнослужители порой оставляют своё служение Церкви из-за того, что слишком увлеклись соцсетями, по сути, запутались в них. К слову, проблеме интернет-зависимости Патриарх Кирилл тоже уделил место в своём докладе.

Образовательная "дистанционка": То, с чем нельзя соглашаться

Если виртуальное общение крайне опасно для взрослых людей, то что в таком случае говорить о подрастающем поколении. Особенно в контексте, когда большую часть 2020 года учащиеся провели в формате "дистанционного образования", которое иные чиновники уже поспешили объявить чуть ли не равноценным образованию очному.


И здесь Патриарх Кирилл выразил особую озабоченность, то есть, если учесть присущий Его Святейшеству церковно-государственную дипломатичность, в буквальном смысле ударил в набат (как ранее уже не раз бил в отношении темы узаконенных детоубийств, абортов):

Многие педагоги уже отмечают существенное снижение качества образования, обеспечиваемое исключительно с использованием упомянутых технологий… Дистанционное обучение. фактически на нет сводит воспитательную составляющую процесса, без которой подлинной педагогики, подлинного образования быть не может. Прискорбно, что дистанционное обучение сегодня подчас пытаются представить как наиболее желательное и чуть ли не единственное возможное будущее. С этим нельзя соглашаться. Живой контакт педагога с учеником является не только средством передачи информации.

Услышат ли слова Предстоятеля чиновники от образования? Большой вопрос. И судя по тому, как "слуги народа" в этом году относились к служителям Церкви, включая иерархов, наводит на определённый пессимизм. Но то, что проблема озвучена на столь высоком уровне, вызывает надежду. Во всяком случае, отмахнуться от неё как от несуществующей или же "выдуманной маргиналами" уже не получится.

Язык богослужения: Вникать, но не изменять


Увы, в подобной практике были замечены не только сектантствующие "кочетковцы", но и некоторые архиереи. И Патриарх Кирилл в очередной раз дал понять, что ни о какой богослужебной реформе, ни о каких революционных изменениях богослужебного языка Русской Православной Церкви речи идти не может:

Я отнюдь не сторонник каких-либо перемен революционного характера, которые неизбежно в теле Церкви вызывают отторжение, не получают рецепции церковного народа. Другое дело – процесс естественного развития церковнославянского языка, который отнюдь не является языком мёртвым, застывшим; на протяжении веков он жил и живёт своей жизнью, приспосабливаясь к пониманию современников.

И в качестве наиболее эффективного способа для того, чтобы современные прихожане смогли лучше вникнуть в смысл церковнославянских богослужебных текстов, Святейший Владыка предложил издание "параллельных русских переводов праздничных и великопостных богослужений, с помощью которых можно было бы следить за службой, совершающейся на церковнославянском".

Словом, никакого либерального модернизма, но консервативная адаптация. А главное – максимальная просветительская работа. И даже ранее разрешённое Патриархом использование русского перевода Евангельских и апостольских чтений, по его же словам на прошедшем Епархиальном собрании Москвы, допустимо только "в тех случаях и в тех приходских общинах, где такая практика не вызывает неприятия".

Разумеется, в рамках интернет-заметки сложно раскрыть и детально прокомментировать пространный доклад Святейшего Владыки. Но позволю себе личную ремарку. Этого слова, нет, пожалуй, даже Слова Патриарха автор этих слов ждал несколько месяцев. В ходе многочисленных Патриарших проповедей многие сказанные сегодня вещи уже были озвучены. Но то, что именно 24 декабря 2020 года мы услышали твёрдое и бескомпромиссное мнение нашего Предстоятеля, в том числе по столь важной для нашей страны проблеме дистанционного образования, многого стоит.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


22 декабря 2021 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы, коснулся вопроса вакцинации и введения QR-кодов.

"Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей. При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации", - сказал он.

Завершая доклад, Патриарх Кирилл подчеркнул: "Весь мир, наша страна и наша Церковь в прошлом переживали периоды, куда более сложные и тяжёлые, чем нынешний. Тем не менее, мы естественно сравниваем текущую ситуацию с недавним прошлым и оцениваем переживаемые обстоятельства, исходя из знакомых нам благополучных времён. Поэтому сегодня многие люди испытывают смятение и тревогу за будущее. Но у нас, священнослужителей и монашествующих, нет никакой неопределённости. Мы совершенно точно знаем, что именно каждый из нас может и должен делать. У каждого из нас есть то, что остаётся неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение. Для монашествующих в монастырях — это усиленная личная молитва и — весьма желательно — ежедневное участие в богослужении, и совершение добрых дел. Для диаконов — это благоговейное призывание людей на общую молитву, забота об алтаре Господнем и помощь настоятелю в трудах по организации приходской жизни. А для всех нас, дорогие архипастыри и пастыри — это то, что так прекрасно и исчерпывающе сформулировано в молитве на пресвитерскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами. А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения. Да хранит всех нас Пастыреначальник и Господь наш Иисус Христос в верности и любви к тому великому делу, которое Он вручил нам, и да совершится Его сила в нашей немощи! (ср. 2 Кор. 12:9). Аминь".

Намеченный на весну 2022-го Архиерейский собор Русской Православной Церкви даст "всестороннюю и глубокую богословскую и пастырскую оценку" тем стремительным изменениям, которые случились в мире "за прошедшие два года".

Симптоматично, что крупнейшие информационные ресурсы акцентировали внимание лишь на реплике о "неуместности и греховности" (вынеся его в заголовки) - чтобы представить дело таким образом, будто Патриарх поддерживает систему QR-кодов. Других слов Предстоятеля РПЦ ангажированная пресса как бы не замечает.

Заместитель председателя Госдумы РФ Пётр Толстой, сославшись на высказывание Патриарха о QR-кодах, написал в своём Telegram-канале: "Мы продолжаем работу с Правительством, чтобы данная инициатива была существенно переработана и изменена с учётом мнения миллионов граждан России".

Теги события:

православие церковь рпц патриарх кирилл мероприятие выступление доклад вакцинация qr-код куар-код цифровизация сегрегация

Читайте также: