Массовые беспорядки доклад по бжд

Обновлено: 05.07.2024

Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, распад идеологических скреп обусловили появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов. Ситуация, происходящая в настоящий момент, накладывает определенный отпечаток на состояние борьбы с преступностью, как в целом, так и с ее отдельными видами. В известной мере это касается и массовых беспорядков.

В период демократических преобразований, происходящих в нашем обществе, становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций и т.д. В этих условиях приобретают распространенность и явления массового характера, носящие негативные оттенки, причиняющие или могущие причинить ущерб общественному порядку и общественной безопасности. В этой связи вполне обоснованным можно считать вывод, согласно которому с учетом возрастающей интенсивности развития общества следует ожидать расширения такого рода преступлений, как массовые беспорядки.

Представляется важным отметить и то, что в условиях РФ национальные проблемы относятся к числу наиболее острых и болезненных, представляющих сегодня реальную угрозу для проводимых в ней кардинальных преобразований. Анализ экстремальных ситуаций, вызванных межнациональными конфликтами, позволяет предполагать, что данный фактор массовых беспорядков вряд ли будет преодолен в ближайшее время, напротив, есть основания предполагать дальнейшее ухудшение положения.

Предметом исследования являются опасности социального характера.

Цель исследования - массовые беспорядки как социальное явление.

1. Дать характеристику, классификацию, типологию и причины возникновения массовых беспорядков.

2. Дать правила поведения в эпицентре массового беспорядка.

3. Показать примеры массовых беспорядков в Республике Коми.

Массовые беспорядки — это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Чаще всего массовые беспорядки сопряжены с действием толпы, иногда возникают стихийно, иногда их тщательно организуют.

В зарубежном уголовном законодательстве подходы к численному определению толпы (если ее рассматривать как количественный синоним "массы") различны - либо вообще не указываются (ФРГ, Франция и др.), либо колеблются от трех (Примерный Уголовный кодекс США 1962 г.) до двенадцати человек (Акт об охране общественного порядка Великобритании 1986 г.).

Таким образом, теория российского уголовного права не связывает понятие "толпа" с какими-либо количественными характеристиками. Невозможно формализовать количественные критерии толпы и, соответственно, состава преступления массовых беспорядков. Конечно, в зависимости от того, насколько велика толпа, может быть причинен больший или меньший вред правоохраняемым объектам.

Как указанно в Уголовном кодексе РФ в статье 212:

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Понятие и типы массовых беспорядков как преступлений против общественной безопасности, их содержание и сравнительное описание. Отражение их в Уголовном кодексе государства. Стадии развития массовых беспорядков, формы участия в них. Правила выживания.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.12.2014
Размер файла 18,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Массовые беспорядки

Массовые беспорядки - преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Уголовный кодекс (УК РФ) Статья 212. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Классификация массовых беспорядков.

1. По причинам возникновения:

· по причине неправомерных действий работников милиции

2. По характеру:

· общего характера (выражаются в погромах учреждений,= магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях)

· особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан)

3. По тяжести наступивших последствий:

· повлекшие смерть людей

· с телесными повреждениями различной тяжести

· с причинением значительного материального ущерба

4. По месту возникновения:

· в населенных пунктах

· в исправительных учреждениях

5. По продолжительности:

6. По числу участников:

· более 10000 чел.

Процесс развития массовых беспорядков включает в себя три стадии.

3. Обстановка после массовых беспорядков. Эта стадия характеризуется ситуацией после их ликвидации, которая далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Необходимо помнить и о том, что психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна - от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления. Об этом свидетельствует общественная практика. Так, после ГКЧП состояние социальной напряженности, сопровождаемое массовыми беспорядками и различного рода эксцессами разной степени интенсивности (например, развал СССР, события осени 1993 г. в Москве, криминализация общества и др.), лихорадили нашу страну вплоть до середины 1990-х годов.

Формы участия в массовых беспорядках

· Организация массовых беспорядков - действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджогов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.

· Участие в массовых беспорядках - непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджогов, актов насилия лично.

Выжить в экстремальной ситуации поможет соблюдение определенных правил поведения в толпе:

· нельзя поддаваться общему психозу и стремиться спастись любой ценой. Чтобы не стать пешкой в толпе, необходимо отключить эмоции и полагаться на разум - анализ ситуации поможет найти наиболее перспективные пути спасения;

· не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколь бы верным оно ни казалось, - нужно принимать самостоятельное решение, исходя из конкретной ситуации;

· не рекомендуется высказывать или каким-либо образом проявлять свое несогласие с мнением и действиями толпы, так как инакомыслящих и инакодействующих она уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.

Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков

В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:

· Личный состав территориальных ОВД;

· Специальные подразделения полиции;

· В местах лишения свободы, кроме перечисленных сил, привлекается личный состав Федеральной службы исполнения наказаний.

Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.

В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:

массовый уголовный беспорядок преступление

Таким образом, массовые беспорядки - это крайне опасное социальное явление, в основе которого лежит актуализация негативных массовых настроений толпы. Без сомнения, существует самая непосредственная связь между поведением толпы и общественной безопасностью. Поэтому сегодня, когда уровень ее еще недостаточно высок, каждому человеку важно не только знать правила поведения в толпе и основные способы защиты в условиях массовых беспорядков, но и уметь при необходимости применять их на практике.

Подобные документы

Понятие и признаки преступлений против общественной безопасности. Правовая характеристика массовых беспорядков в уголовном праве, их отличие от схожих составов преступлений. Виды юридической ответственности за организацию и участие в массовых беспорядков.

дипломная работа [74,7 K], добавлен 06.12.2013

Массовые беспорядки: исторический экскурс в проблематику массовых беспорядков. Международно-правовые нормы и зарубежное законодательство о массовых беспорядках. Квалификация беспорядков по элементам состава преступления. Объект массовых беспорядков.

дипломная работа [84,7 K], добавлен 28.07.2010

Сущность и характер проявления массовых беспорядков. Понятие толпы и закономерность ее поведения. Характеристика массовых беспорядков: объект и субъект преступления. Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки.

реферат [55,5 K], добавлен 12.02.2015

Появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов. Определение объекта массовых беспорядков. Объективная и субъективная сторона массовых беспорядков.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 23.10.2011

Понятие и классификация массовых беспорядков, сравнительный анализ их квалификации в России и зарубежных странах. Уголовно-правовая классификация массовых беспорядков по элементам состава преступления: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.


16.2. Толпа, виды толпы
Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдно направленное эмоциональное заражение), а также слухи.
Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему; может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индуктивности, приобретая вид циркулярной реакции. Вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы. Выделяют четыре основных вида толпы:

окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар и т. д.);

конвенциональная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т д.) и готовая, часто лишь временно, следовать диффузным нормам поведения;

экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

действующая толпа, которая, в свою очередь, включает следующие подвиды:
1.
агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту
(суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);
2.
паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
3.
стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.);
4.
повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры обусловливают наиболее важное свойство толпы — то, что она легко превращается из одного вида (подвида) в другой.
Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет сознательно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях (что характерно для реакционных, политических и религиозных режимов, зачастую намеренно провоцирующих погромы, самосуд и т. п.) либо предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.
16.3. Паника
Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Считается, что паника — одна из форм поведения толпы.
Однако возможно возникновение паники, проявляющейся и на индивидуальном уровне.
Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.
По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники охватываемое ею количество людей различно: групповая — от двух- трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены), а массовая — тысячи или гораздо большее количество людей. Массовой паника считается, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.
Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.
Легкую панику можно испытывать, в частности, когда задерживается транспорт, при

Массовые беспорядки возникают как в связи с проведением демонстраций, так и в ходе различных других событий. От демонстраций их отличает то, что демонстрация — это мирное собрание, на которое граждане правового демократического государства имеют конституционное право и где они могут выражать коллективный протест против социальных недостатков, устранение которых как раз и предотвращает массовые беспорядки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 7
ТИПОЛОГИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 15
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА БЕСПОРЯДКАМИ 16
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ В СССР. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ

Содержимое работы - 1 файл

Массовые беспорядки.docx

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

Институт педагогики, психологии и социологии

Преподаватель Холостова З.Г.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 7

ТИПОЛОГИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 15

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА БЕСПОРЯДКАМИ 16

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ В СССР. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ 37

Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.
Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.

Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но не должным образом выполняют данную функцию.
Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, массовые беспорядки и в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста, в результате чего представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна.
Одним из условий эффективности предупреждения массовых беспорядков является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общесоциального, криминологического, охранительного и уголовно-правового предупреждений, т.е. в работе всей системы предупредительного воздействия. Реализация этого подхода на практике затрудняется тем обстоятельством, что весьма трудно определить границы указанных видов профилактики. Сложная социально-правовая природа массовых беспорядков исключает возможность абсолютно четкого разделения их превенции на изолированные участки деятельности.
В системе методов и средств борьбы с массовыми беспорядками важное место занимает использование соответствующих уголовно-правовых норм и институтов. Своевременное их применение способно уменьшить численность потенциальных субъектов данных эксцессов путем удержания от участия в них лиц, способных в силу своих криминальных ориентаций нарушить уголовно-правовой запрет. В конечном счете, это приводит к снижению тяжести последствий массовых беспорядков, а в некоторых случаях и к их предотвращению .

Вместе с тем, на практике существуют проблемы уголовно-правовой квалификации массовых беспорядков. Так, данное преступление сложно разграничить от сходных составов преступлений (например, хулиганство ст. ст. 213 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 280 УК РФ), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282, 282-1, 282-2 УК РФ), так как основу признаков объективной стороны указанных преступлений составляют действия, сопряженные с массовыми беспорядками.

Ранее не принято было сообщать о массовых волнениях, порой происходивших с применением насилия, а тем более анализировать породившие их причины. В результате мы сейчас имеем серьезные явления, требующие правового регулирования, которые застигли государство и правоохранительные органы врасплох. Отсюда — поспешное принятие законодательных актов, которые спустя несколько месяцев уже требуют пересмотра, попытки привлекать к охране порядка различные полусамодеятельные образования и, что самое опасное,— армию.

Массовые беспорядки возникают как в связи с проведением демонстраций, так и в ходе различных других событий. От демонстраций их отличает то, что демонстрация — это мирное собрание, на которое граждане правового демократического государства имеют конституционное право и где они могут выражать коллективный протест против социальных недостатков, устранение которых как раз и предотвращает массовые беспорядки. Массовые беспорядки отличает, прежде всего: противозаконность собрания лиц, их скопление в количестве более трех человек, проведение заранее подготовленных акций с распределением ролей, применение насилия '. Как правило, это толпа, которая кидает булыжники в полицейских, бьет стекла витрин, грабит магазины, переворачивает и поджигает автомобили, возводит баррикады. Оценка массового беспорядка в качестве такового дается обществом, и социальная реакция на него сопряжена с решением непростых проблем. Насилие, применяемое участниками массовых беспорядков, имеет следующие признаки: связь с избыточной активностью организма; психический, физический и социальный вред жертве насилия либо преднамеренный материальный ущерб. Правда, насилие не является исключительной целью участников массовых беспорядков. Применяется оно противоправно или правомерно — это определяется законодательством. При этом важное значение имеет анализ поведения участников беспорядков, жертв и представителей властей [1].

Статья 212 УК РФ предусматривает ответственность за различные формы участия в массовых беспорядках и призывы к их совершению. Эта статья, по сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 года, значительно расширена, детализирована, дополнена новым объектом этого преступления и состоит из трех частей.

Основным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Дополнительными объектами следует считать собственность (любой формы), здоровье и телесную неприкосновенность граждан. Второй дополнительный объект как самостоятельно обособленный появился именно в ст. 212 нового УК.

Опасность рассматриваемого преступления и его отличительная особенность от других посягательств на собственность, здоровье и телесную неприкосновенность граждан заключается в том, что в совершение этого деяния втягиваются (как стихийно, так и тщательно спланированно) массы людей. Хорошо известен "эффект толпы", когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК [2].

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

Массовые беспорядки — преступление прот ив общественной безопасности , заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами , поджогами , уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия , взрывчатых веществ или взрывных устройств , а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти [3].

Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Полагаю, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.

Массовые беспорядки, о которых идет речь в ст. 212 УК, должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Если они указанными действиями не сопровождались, их организаторы и участники подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 1661 КоАП РСФСР при условии, что ими было допущено нарушение порядка организации или проведения публичного мероприятия. Участники массовых беспорядков также могут подлежать уголовной или административной ответственности по соответствующим статьям УК и КоАП за деяния, не охватываемые диспозициями чч. 1 и 3 ст. 212 УК.

Объективную сторону преступления образуют только активные действия. Просто нахождение в толпе, совершающей массовые беспорядки, не образует состава преступления. Формами активных действий являются: организация массовых беспорядков; участие в них; призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами.

Организация массовых беспорядков - самая опасная форма этого преступления - заключается в выполнении определенных действий по вовлечению большого количества людей в массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и т. д. (по диспозиции ч. 1 ст. 212 УК). Действия организаторов заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению хулиганских действий, агрессивных и желающих публично выражать свое "недовольство жизнью", психически неуравновешенных и склонных к насилию лиц. Как правило, проводится работа по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых "провокаторов" и "боевиков", воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.

Преступление считается оконченным с момента, когда начато совершение хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 212 УК действий лицами, составляющими толпу и именно тогда, когда она стала чинить массовые беспорядки.

Если активные действия организаторов не привели к массовым беспорядкам, но сами эти действия ясно выражали их цели и организаторы выполнили все планируемые мероприятия или не смогли их выполнить по не зависящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как покушение на организацию массовых беспорядков.

Менее опасным, по сравнению с действиями организаторов, является участие в массовых беспорядках. По смыслу статьи уголовной ответственности подлежат только те лица, которые непосредственно совершали насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применяли огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, оказывали вооруженное сопротивление представителям власти. На мой взгляд, диспозицией статьи охватывается только такое насилие, при котором оказывается физическое воздействие, поскольку, когда законодатель желает предусмотреть ответственность и за психическое насилие, то прямо об этом говорит в тексте закона (например, "с применением насилия или угрозой его применения" - п. "а" ч. 3 ст. 286 УК). Если в результате насилия наступает тяжкий вред здоровью или смерть, совершается изнасилование, требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК.

Под погромами следует понимать разорение, повреждение, разрушение, разграбление, осквернение, уничтожение какого-либо имущества, представляющего ценность. Это происходит дерзко, с задействованием большого количества людей, с демонстрацией грубой силы и явного пренебрежения к обществу. Поджог - умышленные действия, направленные на уничтожение имущества путем организации пожара.

Если имущество уничтожается не при погроме или поджоге, то для наличия состава преступления по ст. 212 УК необходимо, чтобы уничтожение причинило значительный ущерб.

Участие в массовых беспорядках является оконченным преступлением с момента начала участия в таких действиях, как погром или поджог.

Законодатель определил две формы утоловно наказуемого использования оружия при массовых беспорядках:

Читайте также: