Доклад парламентской комиссии об опыте интеграции мигрантов

Обновлено: 05.05.2024

Наука. Общество. Оборона

2019. Т. 7. № 4

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2019. Vol. 7. № 4

УДК: 331.5, 351.83

DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10211

Поступила в редакцию: 14.04.2019 г.

Опубликована: 13.05.2019 г.

Submitted: April 14, 2019

Published online: May 13, 2019

Для цитирования: Герасимова И.В. Процессы адаптации и интеграции мигрантов как компоненты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Наука. Общество. Оборона. Москва. Т. 7. № 4. 2019. DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10211.

For citation: Gerasimova I.V. The processes of adaptation and integration of migrants as components of the national security of the Russian Federation. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. T. 7. No. 4. 2019. (In Russ.) DOI: 10.24411 / 2311-1763-2019-10211.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в 2019 году за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.

Acknowledgements: The article was prepared based on the results of research carried out in 2019 at the expense of budget funds under the state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Процессы адаптации и интеграции мигрантов

как компоненты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

И.В. Герасимова 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва, Российская Федерация,

Аннотация:

Введение. Отсутствие комплексного подхода к государственному регулированию процессов интеграции и адаптации мигрантов может привести к созданию различных маргинальных структур мигрантов, что, безусловно, окажет влияние на состояние национальной безопасности государства.

Методы. В статье на основе системного и институционального подходов рассматриваются проблемы и перспективы интеграционной политики государства в отношении мигрантов, обосновываются пути их решения. Также анализируются теоретические аспекты данного вопроса, зарубежный опыт, влияние процессов адаптации и интеграции мигрантов на национальную безопасность государства.

Выводы. По итогам проведенного анализа делается вывод, что политика адаптации и интеграции мигрантов должна учитывать особенности регионального развития субъектов страны и проводиться с участием органов государственной власти. Изменение политики государства в части применения стратегического планирования и программно-целевых (проектных) инструментов в исследуемой сфере позволит создать благоприятные условия как для мигрантов, так и для принимающего общества.

Ключевые слова:

управление миграционными процессами, миграция, адаптация, интеграция,

национальная безопасность, рынок труда, социально-экономическое развитие,

государственное управление, миграционная политика, экономика труда,

международное сотрудничество, миграционное законодательство

ВВЕДЕНИЕ

Отечественный исследователь Рыбаковский Л.Л. выделяет три стадии миграционного процесса [9, c. 27]. В качестве первой стадии он называет формирование территориальной подвижности населения, то есть определенного социально-психологического состояния. В результате накопления миграционного опыта (миграционной биографии) формируется способность личности к миграции, т.е. миграционная подвижность. Причем миграционной подвижностью может характеризоваться не только отдельно взятая личность, но и совокупность людей, население в целом. Второй стадией, которая является основной с экономико-демографической точки зрения, выступает переселение, при котором реализуется сама миграция как движение из страны исхода в страну-реципиент. Заключительной стадией является приживаемость новоселов. Данная стадия предполагает не только привыкание мигранта к условиям страны приема (адаптацию), но и обратный процесс готовность страны-реципиента удовлетворить потребности мигранта.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

Термин адаптация определяется как приспособление, взаимодействие, освоение, вливание. Процесс адаптации рассматривается через усвоение личностью социального опыта.

Таким образом, данный термин является, по нашему мнению, категорией результативности процесса организованного переселения.

Например, Т.Н. Войлокова выделяет два подхода к изучению интеграции. Первый подход рассматривает интеграцию в качестве многомерного процесса, связанного с различными сторонами общественной жизни – экономической, юридической, политической, социальной, культурной. В этой связи можно говорить об интеграции экономической, культурной, социальной и т.д., изучая отдельные ее виды [2].

Второй подход характеризует интеграцию как взаимный процесс взаимодействия между мигрантами и сообществом-реципиентом. То есть интеграция выступает в качестве процесса, в рамках которого мигранты обретают ощущение стабильности, уверенности в себе и личное благополучие в новой среде. В рамках данного подхода акцентируется, что интеграция связана не только со структурными изменениями в обществе, но и включает субъективное восприятие мигрантами новой среды [2].

В целом, по нашему мнению, оба подхода обоснованы и указывают на разные стороны одного понятия. При определении интеграции необходимо учитывать политические, правовые, экономические, культурные, социальные аспекты формирования личности мигранта.

Интеграции – это двусторонний процесс, в рамках которого устанавливаются оптимальные формы взаимодействия мигрантов с социальными институтами, группами на принимающей территории. Мигрант испытывает чувство принадлежности к новому местному сообществу, на основании разделяемых норм, ценностей, правил поведения и убеждений, в свою очередь, местное сообщество готово принимать мигрантов и оказывать содействия в процессе их адаптации и интеграции. Одновременно происходит выравнивание социально-экономических, политических и культурных показателей местного сообщества, социальных групп и мигрантов; нормализуется морально-психологическое самочувствие мигранта на основе испытываемого чувства принадлежности к местному сообществу. При этом стоит отметить, что на процесс интеграции могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы.

С.В. Рязанцев выделяет факторы интеграции мигрантов, связанные с их правовым положением, социально-экономическим положением, включая возможности доступа на рынок труда, длительностью проживания на новом месте, религиозной принадлежностью и др. [12].

Первичным звеном в интеграционном процессе мигрантов в принимающее общество является адаптация [11]. Современными социальными науками социальная адаптация описывается как процесс, в рамках которого происходит активное приспособление личности и/или социальной группы к той социальной среде, в которой данная личность и/или социальная группа оказались. В значительной степени успех адаптации определяется согласованием самооценки личности и ее притязаний с теми возможностями, которые предоставляет социальная среда, включая также тенденции развития среды и объектов [13].

Адаптация мигрантов протекает поэтапно.

Исследователь Г. Триандис полагает, что в процессе адаптации мигрант проходит следующие пять этапов [14]:

  1. Оптимизм в отношении страны-реципиента, надежды на изменение своей жизни к лучшему.
  2. Депрессивное состояние вследствие сталкивания с непривычными для индивида условиями окружающей среды, негативное отношение к местным жителям и негативное отношение с их стороны, общение преимущественно с земляками.
  3. Чувство неспособности изменить что-либо в своей жизни. Не сумевшие успешно адаптироваться мигранты возвращаются на родину.
  4. Стрессоустойчивость, оптимистичный взгляд на перспективы своей жизни в обществе-реципиенте, готовность к интеграции.
  5. Полная адаптация – изменения индивида, его адаптация к условиям внешней среды.

Исследуя процессы адаптации мигрантов, можно выделить следующие аспекты: политико-правовой, экономический и социокультурный [7].

Политико-правовая адаптация мигрантов предполагает легализацию статуса в стране приема, осведомленность о своих правах, признание действующих правовых норм и предписаний, выработку соответствующих форм поведения. Экономический аспект адаптации, в основном, сосредоточен на преодолении сложностей, связанных с трудоустройством, например, дискриминационные практики работодателей страны приема, и решении жилищного вопроса.

МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ

Таблица 1 / Table 1

Модели интеграции мигрантов по Дж. Берри /

Models of migrant integration by J. Berry

Данные таблицы 1 (Table 1) демонстрируют, что наиболее щадящей формой взаимодействия между мигрантом и принимающим сообществом выступает модель интеграции, при которой мигрант не только сохраняет элементы своей культуры, что позволяет испытывать меньший стресс от пребывания в иной культуре, но и культура принимающего сообщества обогащается за счет культуры мигрантов. Наименее же приемлемой является маргинализация, влекущая за собой конфликты между мигрантскими сообществами и принимающими мигрантов обществами-реципиентами.

Таким образом, недоминирующие группы и индивиды обладают свободой выбора в части включения в межкультурные отношения. Однако так бывает не всегда. Например, в случае, если доминирующая группа принуждает поддерживать определенные виды взаимоотношений или ограничивает выбор недоминирующих групп. Наиболее четко это проявляется в случае интеграции – когда доминирующее общество открыто и может включать в себя ориентацию на культурное разнообразие.

По мнению Дж. Берри, интеграции достигается путем взаимной приспособляемости, в том числе принятием доминирующими и недоминирующими группами различных культур в пределах одного общества, поддерживая мультикультурные взгляды плюралистического общества [1].

Рассмотрим основные модели интеграции мигрантов в принимающее общество. В мировой практике выделяют следующие три модели интеграции иностранцев в общество

Согласно этнической (немецкой) модели гражданская принадлежность выражается в знании языка, культуры, определенной религиозной принадлежности. Таким образом, считается, что возможности ассимиляции иммигрантов ограничены, и политика не направлена на ассимиляцию и предоставление гражданства [19].

Республиканская (французская) модель направлена, в первую очередь, на приобщение иммигрантов к культуре общества приема, аккультурация, постепенная ассимиляция, причем политика эта реализуется с опорой на общественные институты.

Поликультурная (англосаксонская) модель предполагает право каждой этнической общности на приверженность и сохранение своей культуры и самобытности, причем право это может быть оформлено законодательно [17]. Так, принцип мультикультурализма нашел свое законодательное закрепление в конституции страны [15].

Очевидно, что стратегия интеграции может существовать преимущественно в мультикультурных обществах, в которых имеются определенные психологические предпосылки, связанные с повсеместным принятием культурного разнообразия как ценности для общества, низким уровнем этноцентризма, расизма и дискриминации, взаимными отношениями между этнокультурными группами без особых проявлений межгрупповой ненависти, принадлежностью к большому обществу и отождествления себя с ним у всех индивидов и групп [1].

Например, у М. Гордона понятия аккультурации и ассимиляции различны. Под аккультурацией понимается приобщение к повседневной культуре, принятие ценностей. Ассимиляция представляет собой более сложное явление, включая вовлеченность иммигрантов в политическую и гражданскую жизнь общества, участие в социально-экономической, социальной и политической жизни. Особая роль в теории М. Гордона отводится структурной (социально-экономической) ассимиляции, которая, создает условия и стимулирует другие этапы процесса [5, c. 14].

Первоначально в исследованиях по межкультурной коммуникации последствия межкультурных контактов рассматривались преимущественно с точки зрения недоминирующих этнокультурных групп. Однако в 1974 году Дж. Берри обратил внимание на то, что в силу некоторых физических особенностей, выделяющих некоторых индивидов из общества поселения (например, корейцы в Канаде), данные индивиды могут подвергаться дискриминации и в результате избегать контакта с доминирующей культурой [1]. В этой связи стала учитываться роль, которую играет доминирующая группа при оказании влияния на способ осуществления взаимной аккультурации.

Юдиной Т.Н. [16, c. 178] представлена диалоговая модель интеграции иммигрантов в принимающее общество, которая отражает разные возможности сочетания стратегий, с учетом позиций и установок обеих сторон – принимающей и прибывающей. Остановимся на данной модели и рассмотрим ее подробнее.

Выделяются следующие типы адаптации: к структурам и системам, к жизненным ориентациям местного населения, к формам участия в гражданском обществе, я в личных вопросах.

Адаптация иммигрантов к структурам и системам происходит по сравнению с другими типами адаптаций легче. Связано это с тем, что структуры преимущественно являются справедливыми, не предполагающими ущемления прав на почве принадлежности к другому этносу или расе. Говоря об адаптации к жизненным ориентациям, возникают проблемы, так как именно здесь иммигранты сталкиваются с несправедливостью и дискриминацией. В результате наиболее обоснованными представляются следующие варианты адаптации или их комбинация: иммигранты гармонично вливаются в принимающее общество; принимающее общество само может воспринять какие-то ценности и нормы иммигрантов; принимающее общество и мигранты вырабатываю общие нормы совместной жизнедеятельности.

Культурное и структурное измерения интеграции взаимосвязаны.

Юдина Т.Н. [16, c. 173] выделяет такие стратегии интеграции, как включение, плюрализм, ассимиляция, сегрегация, принудительная ассимиляция, апартеид, этническая чистка, маргинализация и индивидуализм.

Для завершения полной интеграции мигрантов необходима их натурализация.

Натурализация – добровольное принятие лица в гражданство – сопровождается изучением языка и культуры, норм и правил поведения, законодательства принимающего государства, гражданином которого он хочет стать. Право каждого человека на приобретение гражданства предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что критерием выбора вектора развития многонационального общества всегда должно являться благополучие личности [3]. Это означает, что каждому человеку, вне зависимости от его этнической или религиозной принадлежности, должна быть гарантирована возможность полноценного развития. Достижение этого результата возможно только в случае отсутствия в обществе межкультурной и межэтнической напряженности, обеспечивая национальную безопасность государства.

Список литературы

Информация об авторе

Герасимова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

Задача культурно-социальной интеграции беженцев в общество принимающих стран является одной из самых сложных в комплексе миграционных проблем. Ее решение к тому же осложнено ростом террористической угрозы в Европе. Общественный протест особенно активизировался в связи с тем, что нелегальную миграцию и приток беженцев напрямую связывают и с высоким ростом преступности.

В этих условиях Еврокомиссия и национальные правительства вынуждены уделять особое внимание решению миграционных проблем, в том числе их культурно-социальным аспектам. Обратимся к анализу политики Евросоюза в этой области, а также к опыту таких стран ЕС, как Германия, Великобритания и Дания.

Политика ЕС в области культурно-социальной интеграции мигрантов

Культурный аспект интеграции мигрантов представляется одним из наиболее важных, поскольку именно в области социально-культурных различий лежит корень тех проблем, с которыми европейское общество столкнулось в условиях роста потоков миграции. На первый план выдвигается необходимость успешной социокультурной интеграции огромного числа людей, принадлежащих к далекой от европейской культуры общности, что стало серьезным вызовом для Европы. Однако и для самих мигрантов - это не менее сложная задача, связанная с восприятием новой культуры, созданием социальных связей, достижением определенного экономического статуса.

Фундаментальные различия между двумя столкнувшимися в ходе интеграции культурными общностями требуют комплексного подхода к решению возникающих проблем. Интеграция мигрантов представляет собой многосторонний процесс, сочетающий политический, экономический, социальный и культурный аспекты. Речь идет о расширении социализации мигрантов в различных сферах - образовательной, медицинской, экономической. Особое значение имеет культурно-психологический вектор социализации, позволяющий представителям неевропейского общества быстрее адаптироваться к непривычной культурной среде. Постепенное включение мигрантов в жизнь принимающего общества должно привести к снижению уровня конфронтации ценностей, в том числе в области межконфессионального взаимодействия. Как правило, ключевым фактором социализации является владение языком принимающей страны, а культурная интеграция не предусматривает отказа от проявлений собственной культурной идентичности.

Важно отметить, что проблема миграции - далеко не новая для Европы и Европейская комиссия уделяет значительное внимание этим вопросам уже давно. В частности, еще в 2011 году была принята Европейская программа интеграции граждан третьих стран, в которой делается акцент на необходимости начинать этот процесс с самого нижнего - локального - уровня, что обеспечивает более успешное вовлечение мигрантов в культурную, социальную и экономическую жизнь общества. Программа включает языковые курсы, подключение принимающего общества к интеграции, участие мигрантов в общественной жизни 4 . Финансовая поддержка осуществляется в том числе Европейским фондом интеграции мигрантов и Европейским фондом беженцев.

ЕК издает документы, способствующие включению мигрантов в трудовую сферу, в том числе в качестве предпринимателей. Специальные семинары проводятся и для организаций, участвующих в процессе трудовой интеграции мигрантов 6 .

Под эгидой Еврокомиссии осуществляется программа помощи женщинам-мигранткам, пострадавшим от какого-либо проявления насилия, включающая психологическую помощь, а также программа помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье 7 .

Политика культурно-социальной интеграции
мигрантов в Германии

В настоящее время именно Берлин во многом задает тон всей миграционной политике ЕС. Позиция Ангелы Меркель заключается в том, что все европейские страны, как и все региональные субъекты, обязаны взять на себя часть ответственности за размещение мигрантов. Причем на государственном уровне миграционным вопросам уделяется большое внимание уже достаточно давно, и одним из главных аспектов является именно культурно-социальная интеграция.

На местном уровне в Германии представлена широкая сеть учреждений и организаций, занимающихся вопросами интеграции: советы по делам иностранцев, советы по интеграции, институты городских и земельных уполномоченных по вопросам интеграции. Выработка советами решений осуществляется посредством консультаций с местными организациями мигрантов. Советы, избираемые самими мигрантами, участвуют в обсуждении всех ключевых аспектов местной интеграционной политики. В последнее время широкое распространение получают интеграционные проекты на местном уровне, направленные на включение мигрантов в политическую и социальную жизнь. Финансирование подобных проектов осуществляется из всевозможных источников: от бюджета ЕС и национального бюджета до многообразных фондов и организаций, а адресатом средств преимущественно являются непосредственно организации мигрантов. Ключевыми факторами социокультурной интеграции в ФРГ, таким образом, выступают взаимодействие широкого круга участников на разных уровнях и акцентируемая роль самих мигрантов в этом процессе.

Данные за 2015 год показывают, что в рамках межкультурной коммуникации возникает ряд проблем между мигрантами и принимающим сообществом. Причем их спектр довольно обширен: от проявления возмущения по поводу религиозной или иной нетерпимости (часто - необоснованной) до преступных акций и силовых столкновений, касающихся различных сфер жизни 13 . В настоящее время основной проблемой межкультурной коммуникации в Германии является эскалация преступности в мигрантской среде и общественный резонанс по этому поводу.

Более жесткую позицию занимает ультраправая Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), которая считает, что проблемы, связанные с массовой иммиграцией, сопровождаются слишком большими затратами и угрожают благосостоянию страны и финансам налогоплательщиков. В риторике партии квалифицированные мигранты представляются силой, оставляющей без работы значительную часть коренного населения, а приток беженцев связывается с провалами политики ЕС. При этом решение проблем миграции увязывается с необходимостью вывода страны из Евросоюза 15 .

Британская модель культурно-социальной интеграции мигрантов

Характеризуя британскую миграционную модель, выделим ряд ее особенностей. Во-первых, Великобритания традиционно занимает особое положение внутри Евросоюза, и на ее миграционную политику оказывает влияние стремление к сохранению национального суверенитета в рамках европейского сообщества. В центральной прессе неизменно подчеркивается, что Великобритания может резко ограничить миграционные потоки в случае выхода из ЕС 19 .

В-третьих, в основе британской миграционной модели лежит идея интеграции мигрантов через приобщение их к либеральным ценностям. Именно на это направлены программы адаптации, тогда как по сравнению с другими странами ЕС языковые вопросы отнесены на второй план: очевидно, что большинство въезжающих уже владеют в той или иной степени английским языком. Вместе с тем нельзя не отметить и то, что в стране осуществляется особая программа культурной и языковой интеграции, включающая образовательные курсы. Предоставляются также социальные пособия и минимальные медицинские услуги, поддерживается практика групповых информационных занятий и индивидуальных консультаций 21 .

И, наконец, в-пятых, в Великобритании достаточно сильны позиции мусульманской общины, что также является важным фактором относительно высокого уровня лояльности к мигрантам. Так, в преддверии выборов 2015 года Совет мусульман обратился к политическим партиям с воззванием о борьбе против исламофобии 23 .

Приведенные выше особенности обусловили относительный успех британской миграционной модели, которая стала одной из самых привлекательных для мигрантов в Европейском союзе. Вместе с тем нарастание потока беженцев оказывает влияние и на ситуацию в Великобритании, способствуя обострению существующих миграционных проблем.

Так, культурная интеграция значительно осложнилась с ростом потока нелегалов и формированием предвзятости в отношении мигрантов в британском общественном сознании. Важность этой проблемы сегодня признают около 44% избирателей. Опросы общественного мнения неизменно показывают недовольство высоким числом мигрантов в стране. Данные за август 2015 года демонстрируют, что примерно три четверти жителей Великобритании выступают за снижение числа принимаемых беженцев и этот вопрос считается одним из наиболее важных 24 . Не последнюю роль в нарастании подобных настроений играют и социально-экономические факторы. В 2014-2015 годах среди британцев отмечался рост недовольства в связи с тем, что мигранты начинают пользоваться пособиями и льготами еще до того, как осуществляют вклад в экономику страны 25 .

В этих условиях британское правительство принимает меры, направленные на ужесточение миграционной политики, в том числе в культурно-социальной области. В июне 2014 года в Великобритании вступил в силу закон, приравнивающий принудительные браки, распространенные среди мусульман, к преступлению. При этом в правительстве утверждают, что данное преступление относится к области нарушения прав человека, а не к культурной сфере, и поэтому закон призван повлиять прежде всего на массовое сознание 26 .

В предвыборной борьбе 2015 года тема миграции не занимала центрального места. Планы реформирования миграционной политики выработали только Консервативная партия и евроскептическая Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК). В манифесте Консервативной партии провозглашался курс на усиление охраны границ, жесткий контроль за трудоустройством нелегальных мигрантов, отслеживание проявлений экстремизма 27 . Тогда как ПНСК предлагала сократить поток мигрантов, ужесточить условия их пребывания в стране и для реализации этих мер вывести Великобританию из Евросоюза 28 .

Таким образом, в Великобритании вопрос о культурной и социальной интеграции мигрантов напрямую связывается с их включением в экономику страны и обеспечением экономического роста за счет притока новой квалифицированной рабочей силы. Особый статус страны в ЕС позволяет Великобритании проводить более независимую миграционную политику, учитывающую национальные особенности.

Миграционная политика Дании
и ее культурно-социальные аспекты

Миграционная политика Дании похожа на политику в этой области Соединенного Королевства, сохраняя все же и определенные особенности.

Большая роль в датской миграционной политике отводится мерам местного уровня как наиболее эффективным с точки зрения культурно-социальной интеграции мигрантов. Большинство приезжих направляются в небольшие муниципалитеты и сельскую местность. На принимающий муниципалитет возлагается задача обеспечения финансирования интеграционной программы, в том числе выплаты индивидуального денежного содержания беженцев. Программа интеграции включает социализацию и обязательное посещение курсов датского языка.

Хотя такой комплекс мер призван препятствовать дальнейшему обострению миграционных проблем в обществе, ситуация в данной сфере остается сложной. Нарастание антииммигрантских настроений, уже длительное время наблюдающееся в Дании, с развитием миграционного кризиса приобрело особо крупные масштабы, что заставляет правительство ужесточать миграционное законодательство. 26 января 2016 года был принят новый закон, в частности разрешающий изымать у беженцев ценности для пополнения фонда средств, предназначенных на их содержание.

Таким образом, ситуация в некоторой степени аналогична тому, что происходит в политическом спектре Великобритании. В Дании, однако, антииммигрантские настроение более выражены и представители левого политического крыла настроены более негативно в отношении увеличения числа мигрантов в стране, что связано, очевидно, с более сложной, чем в Великобритании, ситуацией в национальной экономике.

Подводя итог, отметим, что вопросы социально-культурного и межконфессионального взаимодействия мигрантов с принимающим сообществом являются самыми сложными во всем комплексе проблем миграционной политики и требуют решительных мер на общеевропейском и национальном уровнях. В каждой стране миграционная политика сегодня характеризуется рядом особенностей. При этом очевидны общие тенденции: так, часть политических сил в Германии, Великобритании и Дании высказывается в положительном тоне о возможности включения трудоспособных квалифицированных мигрантов в экономику. В Германии и Великобритании эти идеи подвергаются резкой критике преимущественно со стороны националистических движений и партий правого толка и эти же силы традиционно занимают жесткие евроскептические позиции.

2 Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. Доклады Института Европы РАН. М., 2015. С. 22.

3 Зверева Т.В. Миграционный кризис и его последствия // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. №1-2 (144-145). С. 39.

9 Зверева Т.В. Указ. соч. С. 42.

Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.

Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:

- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;

- реагирование на социальный запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.

60 % оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской областях, Краснодарском крае. Такая география расселения объясняет антимигрантские настроения, прежде всего москвичей. По данным ВЦИОМ (опрос проведен в феврале 2013 г. [6]), жители столицы ставят необходимость скорейшего решения проблемы миграции на первое место, считая ее даже важнее транспортной.

Если говорить о мнении россиян в целом по этому поводу, то количество респондентов, считающих приезд мигрантов благом для экономики, за последние 6 лет уменьшилось втрое, с 17 % в 2007 г. до 6 % в 2013 г. Во столько же раз, с 15 % до 6 %, сократилось число респондентов, которые связывают с приездом иностранцев развитие культуры. 36 % россиян обвиняют мигрантов в создании конкуренции на рынке труда [7].

В 2012 году в нашей стране утверждена Концепция, благодаря чему миграционная политика государства стала более эффективной и отвечающей реалиям времени. Рассчитанная до 2025 года, она состоит из нескольких этапов, а именно: разработки новой нормативной базы и корректировки уже имеющейся, реализации принятых законов на практике, отслеживании того, насколько эффективна проводимая в этом вопросе политика.

Концепция разрабатывалась с учётом опыта, наработанного ранее существовавшей Федеральной миграционной службой, функции которой теперь перешли к органам Министерства внутренних дел. Учитывая, что миграционное право, реагируя на вызовы времени, постоянно меняется, Концепция в ходе её реализации также может претерпевать необходимые изменения.

Предусмотрено, что путём реализации Концепции до 2025 года следует достичь следующих целей:

· решить проблему заселения отдельных регионов РФ;

· обеспечить квалифицированными кадрами наиболее важные государственные предприятия;

· обеспечить условия для создания нормальных отношений между коренным населением и мигрантами;

· сбалансировать рынок труда РФ.

Ныне действующее в РФ миграционное право ещё не в полной мере соответствует стоящим перед страной в этой области задачам, и Концепция направлена на то, чтобы до 2025 года выявленные недостатки и узкие места в этом вопросе устранить.

Ныне действующая государственная миграционная политика в нашей стране направлена на то, чтобы обеспечить въезд и выезд в РФ наших граждан и иностранцев на законных основаниях, исключив при этом любое нарушение миграционного законодательства.

Наиболее эффективно в настоящее время реализуется программа по переселению в Россию наших соотечественников, в силу различных обстоятельств оказавшихся за кордоном. На начальном этапе данная программа, принятая в 2006 году, была рассчитана до 2012 года, однако после того как она доказала свою эффективность, высшими органами государственной власти было принято решение сделать её бессрочной.

Указанная программа предусматривает, что любой из наших соотечественников, проживающий за границей, может подать необходимый минимум документов и получить разрешение на въезд в нашу страну. При этом понятие соотечественник трактуется достаточно широко: сюда входят как те граждане, которые в своё время проживали на территории СССР, так и те, кто имеет в роду предков с российскими корнями.

Для того, чтобы стать участником программы, достаточно обратиться в соответствующий орган МВД или же при нахождении за кордоном в диппредставительство нашей страны, подать туда необходимые документы и получить соответствующее свидетельство, после чего можно въезжать в нашу страну. Статус участника программы предусматривает ряд существенных льгот, которые помогут возвратившимся на историческую родину соотечественникам быстрее обустроиться на новом месте.

Соединенные Штаты Америки

Канада

Австралия

Этот опыт Австралии, со всеми его положительными чертами и во время замеченными проблемами мог бы стать весьма полезным и для формирования миграционной политики современной России.

Страны Западной Европы.


Аннотация
В статье описываются различные интеграционные практики и опыт их реализации в таких странах как Австралия, Великобритания и Германия.

Все государства, в той или иной мере, подвержены влиянию миграции. Все они являются либо странами происхождения, странами назначения, либо теми и другими одновременно. Для многих из них успешная интеграция прибывающих иммигрантов является одной из основных задач, для которой необходимо найти правильное решение[1, c.4].

В данный момент правительства разных стран пытаются подойти к решению вопроса интеграции мигрантов с разных сторон и имея множество способов. Предпринимаемые решения различны, в зависимости от конкретной обстановки в стране и потребностей того или иного государства.

Нормы и практики, существующие в Европы и Америки, могут быть применены в России с ограничениями. Изучение и учёт позитивного и негативного опыта способно внести продуктивный вклад в развитие иммиграционной политики России.

В данной статье мы рассмотрели практики Австралии, Великобритании и Германии.

Интеграционные меры в Австралии осуществляются на государственном и местном уровнях. Список практик государственного уровня довольно обширен.

Программа изучения английского языка для совершеннолетних иммигрантов. Программа обеспечивает до 510 часов обучения английскому языку, имеющих на это право мигрантам и беженцам, чтобы помочь им научиться основам английского языка, а так же и математическим навыкам, чтобы дать им возможность социально и экономически участвовать в жизни австралийского общества. [2]

Программа поддержки в особо сложных жизненных ситуациях.

Программа поддержки, обеспечивающая специализированные и интенсивные услуги для беженцев с ограниченным возможностями здоровья.[3]

Программа поддержки молодых новоприбывших мигрантов. Данная программа направлена на работу с молодыми людьми, их семьями и общинами, которые недавно переехали в Австралию. Работа состоит в том, чтобы укрепить семью и поддержку родителей молодых людей в решении проблем, которые способствуют конфликту, распаду семьи, возникновению бездомности и других проблем. Оказывается помощь молодым людям, которые остались без крова.[4]

Программа грантов содействия обустройству иммигрантов. Данная программа финансируется Правительством Австралии и предусматривает финансирование организаций, помогающим вновь прибывшим мигрантам поселиться в Австралии.[5]

Центр переводческих услуг. Переводческие услуги для лиц, не являющихся англо-говорящими.[6]

Миграционный прирост населения Австралии составляет в среднем 597 человек в день (24.86 в час). Скорость прироста населения Австралии в 2017 году будет 1 053 человека в день. Исходя из этого, можно предположить, что будут разрабатываться еще больше программ и практик, направленных на интеграцию мигрантов в принимающее сообщество, и так же будут совершенствоваться уже существующие

Великобритания является весьма привлекательной страной для мигрантов, поэтому Правительство вынуждено проводить активную политику против нелегальной миграции. Особенно приветствуется трудовая миграция высококвалифицированных работников. Так же, существует достаточное количество интегративных практик для мигрантов, находящихся в стране легально.

Говорить о дальнейшем развитие интеграционных практик в Великобритании разумно, каждый день мигрирует в среднем 507 человек, которым необходимо интегрироваться и адаптироваться в новой стране.

В другой миграционно привлекательной стране - Германии - наблюдается отрицательный естественный прирост населения, что заставляет Правительство страны искать пути повышения численности населения. Одним из таких путей является миграционная политика и совершенствование программ и проектов, направленных на интеграцию мигрантов.

Миграционный прирост Германии на 2016 год составил 251 871 человек, в среднем 690 человек в день. Это позволяет сделать вывод о перспективности проведения интеграционных мер для мигрантов.

Решая вопрос об интеграции мигрантов, основной упор делается на изучении языка и помощи в трудоустройстве, так как эти проблемы являются наиболее актуальными для новоприбывших. Каждая страна, которая проводит политику интеграции мигрантов преследует своей целью обеспечить более полное включение мигрантов в систему основных социальных институтов, отношений и статусов прини­мающего сообщества.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Потерянное поколение

Лагерь для беженцев в разрушенном студенческом общежитии в Боснии и Герцеговине

Лагерь для беженцев в разрушенном студенческом общежитии в Боснии и Герцеговине


При этом как раз с ранней интеграцией зачастую и возникают проблемы. В той же ФРГ юные мигранты испытывают сложности из-за проводимой правительством с 2015 года ограничительной политики, отметили в FRA. Кроме того, значительные трудности создает заморозка процесса воссоединения семей для лиц, имеющих статус дополнительной защиты в период 2016–2018 годов. С проблемами бежавшие в Европу подростки сталкиваются и в образовательной системе.

Беженцы в Салониках, Греция

Беженцы в Салониках, Греция


Германия планирует распространить на всё объединение практику депортации мигрантов, проводящих отпуска в своих странах

Ула Йельпке пояснила, что молодым беженцам сложнее сконцентрироваться на работе или учебе, когда они находятся в постоянном стрессе из-за поиска близких, которые, скорее всего, еще находятся в зоне военных действий. Также в Германии усиливается проблема расизма, а это приводит к сложностям в поиске мигрантами работы, подчеркнула немецкий парламентарий.

Мигрант

Их больше

Согласно докладу федерального ведомства уголовной полиции Германии от марта 2019 года, мигранты — самая представленная группа населения в криминальной статистике. Криминолог Кристин Вальбург подчеркнул в своем интервью газете Süddeutsche Zeitung, что 34% преступников с миграционными корнями в 2015–2016 годах составляли лица в возрасте от 16 до 24 лет. По мнению эксперта, от этой части населения насилие более ожидаемо из-за их культурной среды.

Однако профессор криминологии Томас Фелтерс считает, что культура вовсе ни при чем, причина роста криминальности среди мигрантов кроется в их жизненном опыте. Ведь еще недавно они становились жертвами насилия. Действительно, многие мигранты перебираются из зон военных конфликтов, забирая с собой гром от взрывов и вопли от боли. Пожалуй, в этом их вины нет, однако нежелание понять культуру общества, которое им протянуло руку помощи, как минимум не помогает решить накопившиеся проблемы.

Митинг ультраправых в Хемнице

Согласно статистическим материалам Пограничной службы ФСБ РФ, опубликованным на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы, за 2019 год в Россию въехало порядка 15,4 млн иностранцев. И часть из них подвергаются террористической пропаганде, становясь потенциальной угрозой для общества. В России уже не первый год бьются над разработкой специального законопроекта по этой проблеме. Кроме того, на пространстве всего СНГ вскоре должен быть создан Миграционный кодекс, в который также будет включен вопрос адаптации этой категории людей.

Читайте также: