Доклад парламент и избирательная система в великобритании

Обновлено: 05.07.2024

Избирательная система Великобритании, как и любая избирательная система имеет ряд недостатков, например значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по политологии.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

по дисциплине: Политология

на тему: Избирательная система в Великобритании

ФЭУТ, 2-й курс, ДГЗ А.А.Багай

Преподаватель В.Г. Саморядов
ВВЕДЕНИЕ

Избирательная система Великобритании, как и любая избирательная система имеет ряд недостатков, например значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Результаты любых выборов при данной системе зависят не только от того, как голосуют избиратели, но и от того, как их голоса распределены по избирательным округам, и как эти округа распределяются по стране.

В то же время мажоритарная система, применяемая в Великобритании, проста и понятна. Здесь не требуется ни сложных расчетов, ни неясных для рядовых избирателей маневров с общими списками. Одно из ее преимуществ - тесная связь между депутатами и избирателями. Поскольку округа одномандатные, каждый депутат в единственном числе представляет свой округ. На выборах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи личностные качества небезразличны избирателям. Существующая система выборов в британскую нижнюю палату парламента представляет собой мажоритарную систему относительного большинства, выборы проводятся в один тур.

Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.

Контроль за проведением выборов в каждом избирательном округе осуществляет уполномоченный по выборам.

Право участия в парламентских выборах имеют граждане Великобритании, достигшие 18 лет и не отстраненные, в соответствии с законом, от процесса голосования. Граждане стран Британского Содружества и Республики Ирландии, также имеют право голоса. Не могут принимать участие в голосовании: члены Палаты лордов; иностранные граждане, проживающие постоянно в Великобритании; лица, официально признанные недееспособными; находящиеся на принудительном лучении в психиатрических больницах; отбывающие тюремное заключение; осужденные в последние пять лет за коррупцию или деликты в ходе проведения выборов. Голосование на выборах не является обязательным.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

В настоящее время в Великобритании существует сложная, многоуровневая система выборов. На первом, национальном, уровне проводятся выборы в парламент Великобритании и в Европейский парламент. На втором, региональном, проходят выборы в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. На третьем, местном, уровне осуществляются выборы в советы графств, округов, приходов и общин. Именно здесь избираются мэры и главы администраций соответствующих административных округов.

Избирательная система Великобритании неоднократно реформировалась. В результате сложилось несколько одновременно действующих моделей.

2. Система дополнительного голоса (Supplementary Vote). Эта система используется на выборах мэра Лондона, на которых избиратели имеют право подать два голоса в порядке предпочтения. В бюллетене содержится две колонки. Первая – для первичного выбора, а вторая – для дополнительного. Избиратели сами решают, заполнять вторую колонку или нет. При подсчете голосов кандидат, набравший в первой колонке свыше 50% голосов, считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то остаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Затем голоса, поданные за каждого из них во второй колонке, суммируются с голосами из первой. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

3. Система голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)). Используется на выборах в Ассамблею Северной Ирландии, а также на местных выборах и выборах в Европейский Парламент на территории Северной Ирландии.

По системе STV каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (как правило, от трех до шести). Избиратели оценивают кандидатов в порядке предпочтения, проставляя напротив имен кандидатов номера (1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, избиратель получает возможность выбора не только партий, но и отдельных кандидатов. Например, избиратель, желающий, чтобы в Парламенте были лучше представлены женщины, может отдать свой голос за всех женщин в бюллетене, не взирая на их партийную принадлежность.

Если кандидат, которому было отдано первое предпочтение, не нуждается в голосе избирателя, например, если он и так обеспечил свое избрание, либо, напротив, он набрал слишком мало голосов для того, чтобы быть избранным, то такие голоса передаются следующему по предпочтению кандидату.

4. Система списков (List System). Используется в Великобритании на выборах в Европейский Парламент. Это классическая форма пропорциональной избирательной системы.

Исторически сложилось, что в Великобритании нет единой, централизованной системы органов, которые отвечали бы за организацию и проведение выборов – эту задачу брали на себя центральные и местные органы власти. Первые специализированные органы появились только в XX в. Сегодня всё более заметной становится роль, созданной в 2000 г. Избирательной комиссии. Это независимый орган государственной власти, подотчётный Парламенту. Её члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, занимать выборные должности, а также входить в списки спонсоров политических партий в течение 10 лет перед их назначением. В её состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов.

В соответствии с Актом о Палате общин 1944 г., учреждено четыре парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Порядок их деятельности и полномочий был уточнен в Акте о парламентских избирательных округах в 1986 г. В состав каждой комиссии входит четыре человека, из которых в заседании должны принимать участие трое.

Кроме избирательной комиссии и комиссий по установлению избирательных округов, в Великобритании действуют ряд региональных комиссий, однако полномочия этих органов постепенно переходят к Избирательной комиссии.

В регулировании отношений в области избирательного права принимают участие и некоторые другие органы государственной и региональной власти, в числе которых Правительство Великобритании, Министерство по конституционным вопросам, Секретарь Короны в суде лорда-канцлера, Служба избирательных петиций, Королевская почта, Госсекретари по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

В сфере местных выборов ведущая роль принадлежит местным органам власти. Так за регулирование местных выборов в Шотландии отвечают Парламент и органы исполнительной власти Шотландии. В сферу их полномочий включены вопросы, связанные с введением новых избирательных систем, временем проведения и администрированием выборов. В Северной Ирландии те же полномочия принадлежат Министерству по делам Северной Ирландии. В Англии и Уэльсе за выборные вопросы отвечает заместитель Премьер-министра.

Следует отметить, что ни Избирательная комиссия, ни другие вышеуказанные органы не занимаются непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов на избирательные участки, определение мест голосования, назначение председателей участков осуществляется советами округов и другими должностными лицами местной администрации. При этом дополнительного денежного вознаграждения за такую работу они не получат, так как деятельность на выборах входит в их должностные обязанности.

Контроль за проведением выборов осуществляют Уполномоченные по выборам (номинальная должность, т.к. реальную ответственность за организацию и проведение выборов несёт так называемый исполняющий обязанности Уполномоченного). В его обязанности входит распределении обязанностей, подбор персонала и обучение служащих, финансовое и административное планирование, обеспечение безопасности, закупки оборудования, координация деятельности и т.д. Ключевая роль в проведении отводится аппарату Уполномоченного, в который как правило, назначаются служащие органов местной власти, и в этом качестве они подчиняются исключительно Уполномоченному по выборам.

Основы весьма сложной и развернутой системы местных органов власти в Великобритании были заложены еще во второй половине XIX в. Тогда их главными функциями считались здравоохранение в данной местности, надзор за состоянием дорог, обеспечение нормальной работы полиции, слежение за соблюдением законности и порядка. Уже позднее в ведение местных органов власти перешли планирование местного развития, вопросы образования и социальных услуг, жилищные вопросы, пожарные службы, библиотеки и т. д. Причем процесс реорганизации местных органов власти продолжается в Великобритании и сегодня.

Системы местных органов власти не совсем одинаковы даже в Англии и Уэльсе, которые считаются в целом похожими, а в Шотландии и Северной Ирландии они имеют еще большие отличия. Местные органы власти имеют свои особенности и различия. Эти различия касаются даже численности советников: в советах графств их, как правило, больше. Число советников, а также то от какого числа избирателей должен быть избран тот или иной советник, законодательством не определяется. Однако избирательные округа в каждом самостоятельном местном органе власти формируются таким образом, чтобы в них проживало примерно одинаковое число людей, имеющих право голоса.

Обычно советников избирают на четыре года, причем выборы в различные по типу местные органы власти проводятся в разное время. Выборы в районные подразделения советов графств могут проходить либо в середине срока работы советов графств, либо каждый год обновляется треть мест. Как лучше поступить, решают сами местные органы власти. Но сейчас примерно 60% районных подразделений советов графств избираются полностью в середине срока работы советов графств. Районные советы графств ежегодно обновляются на треть. В лондонских муниципалитетах выборы проходят на следующий год после выборов советов графств.

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

парламент великобритании

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

премьер министр великобритании

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

соединенное королевство великобритании

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

члены парламента

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

верхняя палата парламента

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

нижняя палата парламента

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

выборы в парламент

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие вопроса об избирательном праве и избирательной системе Великобритании.
Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
• дать определение понятиям выборов и избирательной системы;
• изучить общие положения об избирательном праве, в том числе и Великобритании;
• рассмотреть вопрос о процессе становления избирательного законодательства Великобритании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы избирательного права и избирательной системы. 5
1.1. Понятие и роль выборов….………………………. 5
1.2. Сущность избирательного права. 7
1.3. Понятие и виды избирательных систем. 9
РАЗДЕЛ 2. История становления и особенности избирательного права Великобритании. 16
2.1. Формирование избирательного законодательства до конца XIX
века. 16
2.2. Реформы избирательного права в XX в.еке. 21
2.3. Современное избирательное право Соединенного Королевства. 23
РАЗДЕЛ 3. Характеристика избирательной системы Великобритании…………………………………………………………. 29
3.1. Модели избирательных систем Великобритании………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДПЗК курсова робота.doc

Первым Актом, направленным на совершенствование системы представительства, стал Акт о реформе 1832 г. (Акт о Великой реформе — Great Reform Aсt 1832). Главным итогом принятия Акта стало перераспределение доли представительства в ряде избирательных округов и расширение круга лиц, обладающих правом голоса. Закон содержал подробнейшие карты и планы Великобритании с указанием численности населения отдельных районов, городов и приходов и устанавливал четкие границы избирательных округов. Эти документы стали бесценным источником для историков.

Закон оставил в силе старый ценз пассивного избирательного права. Кандидатами в Парламент могли стать только землевладельцы с годовой рентой не менее чем в 300 фунтов стерлингов.

В результате избирательной реформы число избирателей было увеличено до 20% совершеннолетнего мужского населения. Таким образом, Закон 1832 г. сделал серьезную уступку промышленной буржуазии, вырвав из рук земельной аристократии политическую монополию и сделав первый шаг к становлению принципа равенства избирательных прав.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Тори были переименованы в партию консерваторов, виги — в партию либералов. После принятия Закона появилась необходимость регистрации избирателей и составления избирательных списков. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

Несмотря на достаточно либеральное избирательное законодательство, Парламент Великобритании оставался под контролем узкой прослойки аристократии и промышленной буржуазии. Рабочие и мелкая буржуазия были лишены избирательных прав. Сохранились и значительные диспропорции между избирательными округами.14

1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в определенном приходе не менее шести месяцев;

2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты Парламента;

3) равное представительство и равные избирательные округа;

4) ежегодные выборы в Парламент;

5) вознаграждение труда депутатов;

6) тайное голосование.

Ни одно из названных требований не было выполнено. Хартии, которые вносились в Палату представителей чартистами в 1832, 1842 и 1848 гг., были отклонены.

После долгой борьбы зарождающихся профсоюзов, а также мелкой буржуазии в 1867 г. был принят новый Акт о реформировании, который продолжил преобразования 1832 г.

Одним из принципиальных нововведений Акта 1867 г. стало закрепление оговорки о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считаются не только домовладельцы, но и наниматели, которые вносят его не самостоятельно, а через своего домовладельца. Благодаря этому в избирательные списки были включены не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

Впервые некоторые представители рабочего класса получили возможность голосовать на выборах, что потребовало выработки новых подходов в предвыборных кампаниях кандидатов. В итоге электорат увеличился до 32% мужского населения (порядка 5 млн. человек).

В конце XIX в. продолжился процесс либерализации и демократизации избирательного законодательства. В 1872 г. была введена система тайного голосования (Акт о тайном голосовании 1872 г.). Акт о бесчестных и незаконных действиях 1883 г. (Corrupt and Illegal Practises Act 1883) установил перечень избирательных преступлений и ужесточил наказание за их совершение. К их числу был отнесен и подкуп избирателей. Кроме того, Акт установил лимит средств, которые могут быть потрачены на выборах, и закрепил правила публичной отчетности при проведении избирательных кампаний. Акт о праве участвовать в выборах 1884 г. (The Franchise Act 1884) и Акт о перераспределении мест 1885 г. (Redistribution of Seats Act 1885), получившие название Третьего акта о реформировании, позволили увеличить электорат до 56% мужского населения.

Имущественный ценз в городах был отменен, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на тех условиях, которые предъявлялись к городским жителям в соответствии с реформой 1867 г. Акт 1885 г. произвел новое перераспределение мест, а города и графства были разделены на округа (округ охватывал 50—54 тыс. жителей), выбиравшие по одному депутату.

2.2. Реформы избирательного права в XX веке

В 1918 г. был принят первый Акт о народном представительстве, который предоставил избирательное право всем лицам мужского пола по достижении ими возраста 21 года. Имущественные цензы фактически были упразднены. Кроме того, активное избирательное право было впервые предоставлено женщинам по достижении 30 лет и при условии, что они владели недвижимым имуществом с доходом не мене 5 фунтов стерлингов либо состояли в браке с лицом, удовлетворяющим указанному требованию.

Акт ввел практику проведения общих выборов в течение одного дня (ранее процесс голосования мог продолжаться неделями) и окончательно учредил единый реестр избирателей, обновляемый раз в год.

В тот же год был принят Акт о праве женщин быть избранными в Парламент (Parliamentary Qualification of Women Act 1918), который предоставил всем женщинам, достигшим возраста 30 лет, пассивное избирательное право. Первой женщиной, избранной в 1919 г. в Парламент, стала Нэнси Астор. В 1928 г. Акт о равном избирательном праве (Equal Franchise Act 1928) снизил возрастной ценз для женщин с 30 до 21 года, впервые установив равные избирательные права мужчин и женщин.

В 1969 г. в связи с принятием Акта о реформе семейного права 1969 г. (The Family Law Reform Act 1969) возраст избирателей был снижен с 21 года до 18 лет. В 1985 г. Акт о народном представительстве предоставил право голоса британским гражданам, находящимся за рубежом в течение пяти лет с момента их отъезда. К 1989 г. этот срок был увеличен до 20 лет, и право голоса получили также граждане, которые на момент отъезда еще не достигли необходимого возраста.

Дальнейшее развитие избирательного законодательства Великобритании было связано с приходом к власти Лейбористской партии, развернувшей кампанию за проведение конституционных реформ. До конца 1990-х гг. в Великобритании существовало всего три вида выборов - общие выборы, местные выборы и выборы в Европейский Парламент. Большая часть выборов проходила по мажоритарной системе относительного большинства. Единственное исключение составляла Северная Ирландия, в которой местные и европейские выборы проходили по системе единого передаваемого голоса, сочетавшей в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

В ходе конституционной реформы лейбористов избирательная система Великобритании коренным образом изменилась. Были учреждены представительные органы власти в Шотландии и Уэльсе, ведены выборы мэров, начали применяться новые смешанные избирательные системы с элементами пропорциональности.

Следуя английским правовым традициям, каждый новый Закон о народном представительстве обычно, но далеко не всегда, во многом консолидировал предшествующее избирательное законодательство.

Закон о народном представительстве 1983 г., как указано в его преамбуле, также консолидировал целый ряд ранее изданных актов. Однако, за прошедшие с 1983 г. годы в Великобритании были изданы некоторые законы, фактически изменившие многие положения этого акта. Но, тем не менее, право ссылаться на это издание по существу наравне с законом признано английскими судами.15

Акт о народном представительстве 2000 г. внес ряд изменений в Акт о народном представительстве 1983 г., лишив права голоса лиц, находящихся в психиатрических лечебницах, и установил обязанность по оказанию помощи лицам с физическими недостатками.

В 2000 г. был принят Акт о политических партиях, выборах и референдумах, который учредил Избирательную комиссию, в обязанности которой вошли вопросы проведения выборов и референдумов, контроля за финансовой деятельностью партий и установления границ избирательных округов. Впервые подробно были урегулированы финансовые аспекты деятельности политических партий, введена их обязательная регистрация. Кроме того, Акт снизил с 20 до 15 лет тот срок, в течение которого могут голосовать граждане Великобритании, уехавшие за рубеж.

2.3. Современное избирательное право Соединенного Королевства

Выборы в Великобритании осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и свободном участии в выборах. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие выборы. Акты Парламента, принимавшиеся после долгих споров в течение 140 лет, позволили новым группам населения принимать участие в парламентских выборах и выборах в местные представительные органы.16

Вопросы активного избирательного права, а также статус избирателей установлен в Акте о народном представительстве 1983 г. с изменениями, внесенными в 2000 г.

Статья 1 названного Акта устанавливает, что лицо имеет право участвовать в парламентских выборах лишь при условии, что оно:

2) не лишено права голоса по установленным в законе основаниям;

3) является гражданином Содружества или гражданином Республики Ирландия;

4) достигло возраста 18 лет.17

Аналогичные требования устанавливаются в отношении избирателей на местных выборах.

В соответствии с положениями ст. 3 Акта не вправе участвовать в выборах:

  1. Лица, отбывающие наказания в исправительных учреждениях по судебным приговорам.
  2. Лица, находящиеся на принудительном лечении в больницах для душевнобольных.
  3. Лица, официально признанные недееспособными.
  4. Лица, осужденные за последние пять лет за совершение коррупционных преступлений или преступлений в сфере избирательного законодательства.18
  5. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Регистрационный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Лицо может возразить против неправильностей в списках избирателей.19

Следует отметить, что правом голоса не обладают пэры (за исключением пэров Ирландии), заседающие в Палате лордов. Активное и пассивное избирательное право предоставлено только потомственным пэрам, лишенным права заседать в Палате лордов после принятия Акта о Палате лордов 1999 г. (ст. 4 Акта о Палате лордов). Кроме того, согласно Акту о Палате лордов 1999 г. осталось немногим менее сотни пэров, имеющих право заседать и голосовать в Палате лордов по наследству. Практически общепризнано, что присутствие этой группы пэров является особенно анахроничным – оно отражает вышедшее из употребления понятие правящего класса – и оставшиеся наследственные пэры, как представляется, в ближайшее время также утратят право работать в составе Палаты20

Пассивное избирательное право. Право быть избранным в Великобритании предоставляется лицам, достигшим 18 лет и имеющим гражданство либо Великобритании, либо одной из стран Содружества или Республики Ирландия. Стоит обратить внимание, что ранее кандидатам предоставлялось такое право только с 21 года, но в связи с принятием в 2006 году Акта об администрировании выборов, возрастной ценз снизился до 18 лет. Граждане стран Европейского Союза не могут быть избраны в Парламент. Вместе с тем, граждане стран ЕС могут быть избраны в Парламент Шотландии и в Ассамблеи Уэльса и Северной Ирландии.

Не вправе баллотироваться на выборы в Парламент Великобритании:

1) лица, на которых распространяется действие приказа о банкротстве (bankruptcy restriction order) в Англии или Уэльсе, которые были признаны в судебном порядке банкротами в Северной Ирландии, и лица, чья собственность была конфискована в Шотландии;

2) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы сроком свыше 12 месяцев;

Исходя из этого, особенностью избирательной системы Великобритании является ее функционирование в рамках конституционной монархии.

Большинство вопросов, касающихся выборов, регулируется Актом о народном представительстве 1983 г., а также Актом Великобритании о народном представительстве от 9 марта 2000 г., который содержит новые правовые нормы в отношении регистрации избирателей на парламентских выборах и выборах органов местного самоуправления, другие нормы, относящиеся к голосованию на таких выборах.

В настоящее время в Великобритании существует сложная, многоуровневая система выборов. На первом, национальном, уровне проводятся выборы в парламент Великобритании и в Европейский парламент. На втором, региональном, проходят выборы в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. На третьем, местном, уровне осуществляются выборы в советы графств, округов, приходов и общин. Именно здесь избираются мэры и главы администраций соответствующих административных округов.

Избирательная система Великобритании неоднократно реформировалась, и в результате сложилось несколько одновременно действующих ее моделей.

1. Мажоритарная система относительного большинства.

2. Система дополнительного голоса (Supplementary Vote).

Эта система используется на выборах мэра Лондона, на которых избиратели имеют право подать два голоса в порядке предпочтения. В бюллетене содержится две колонки. Первая – для первичного выбора, а вторая – для дополнительного. Избиратели сами решают, заполнять вторую колонку или нет. При подсчете голосов кандидат, набравший в первой колонке свыше 50 проц. голосов, считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то остаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Затем голоса, поданные за каждого из них во второй колонке, суммируются с голосами из первой. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

3. Система голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)).

Она используется на выборах в Ассамблею Северной Ирландии, а также на местных выборах и выборах в Европейский Парламент на территории Северной Ирландии.

По системе STV каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (как правило, от трех до шести). Избиратели оценивают кандидатов в порядке предпочтения, проставляя напротив имен кандидатов номера (1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, избиратель получает возможность выбора не только партий, но и отдельных кандидатов. Например, избиратель, желающий, чтобы в Парламенте были лучше представлены женщины, может отдать свой голос за всех женщин в бюллетене, невзирая на их партийную принадлежность.

4. Система списков (List System).

Эта система используется в Великобритании на выборах в Европейский Парламент. Представляет собой классическую форму пропорциональной избирательной системы.

5. Система дополнительного членства (Additional Member System).

Исторически сложилось, что в Великобритании нет единой, централизованной системы органов, которые отвечали бы за организацию и проведение выборов – эту задачу брали на себя центральные и местные органы власти. Первые специализированные органы появились только в XX в. Сегодня всё более заметной становится роль, созданной в 2000 г. Избирательной комиссии. Это независимый орган государственной власти, подотчётный Парламенту. Её члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, занимать выборные должности, а также входить в списки спонсоров политических партий в течение 10 лет перед их назначением. В её состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов.

В соответствии с Актом о Палате общин 1944 г., учреждено четыре парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Порядок их деятельности и полномочий был уточнен в Акте о парламентских избирательных округах в 1986 г. В состав каждой комиссии входят четыре человека, из которых в заседании должны принимать участие трое.

Кроме избирательной комиссии и комиссий по установлению избирательных округов, в Великобритании действует ряд региональных комиссий, однако полномочия этих органов постепенно переходят к Избирательной комиссии.

В регулировании отношений в области избирательного права принимают участие и некоторые другие органы государственной и региональной власти, в числе которых правительство Великобритании, министерство по конституционным вопросам, Секретарь Короны в суде Лорда-канцлера, Служба избирательных петиций, Королевская почта, Госсекретари по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

В сфере местных выборов ведущая роль принадлежит местным органам власти. Так, за регулирование местных выборов в Шотландии отвечают парламент и органы исполнительной власти Шотландии. В сферу их полномочий включены вопросы, связанные с введением новых избирательных систем, временем проведения и администрированием выборов.

Следует отметить, что ни Избирательная комиссия, ни другие вышеуказанные органы не занимаются непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов на избирательные участки, определение мест голосования, назначение председателей участков осуществляется советами округов и другими должностными лицами местной администрации. При этом дополнительного денежного вознаграждения за такую работу они не получат, так как деятельность на выборах входит в их должностные обязанности.

Процесс выборов в местные органы управления

Если выдвинуто меньше кандидатов, чем число мест, назначаются новые выборы. Если же число кандидатов и мест одинаково, то избранными объявляются все кандидаты утром того же дня, на который были назначены выборы.

Если проводится голосование, то избирательные бюллетени высылаются по почте за несколько дней. При голосовании принимаются меры, чтобы обеспечить должный порядок, исключающий возможность голосования другими лицами, коррупции и незаконных действий на выборах. Бюллетени маркируются особым тайным знаком. Никто не имеет права разглашать сведения об участии или об отказе от участия в выборах того или иного лица.

Для проведения выборов каждый избирательный округ разделяется на участки для голосования. В каждом участке устанавливаются места для голосования. Каждый совет обязан обеспечить избирателям возможность голосования в местах их проживания, а также установить места голосования для лиц с физическими недостатками. По общему правилу в каждом приходе и общине должен учреждаться свой избирательный участок. В отдельных случаях могут учреждаться единые избирательные участки для голосования нескольких приходов и общин. Если избиратели не согласны с установленным расположением избирательных участков, а также мест для голосования, они могут подать соответствующее заявление в местный совет.

Незадолго до дня выборов Уполномоченный рассылает каждому избирателю, занесенному в реестр, избирательное извещение, где обычно указывается название избирательного округа, имя избирателя, его адрес, регистрационный номер, дата проведения выборов, местонахождение избирательного участка и время его работы.

По общему правилу голосование осуществляется лично каждым избирателем. Во время голосования на участке могут присутствовать сами избиратели, председатель избирательного участка, которого назначает Уполномоченный по выборам, и его штатные помощники, а также кандидаты и их доверенные лица, которых называют агентами. Каждый из кандидатов может назначить до четырех таких агентов. Для назначения большего числа агентов требуется специальное разрешение Уполномоченного по выборам. При этом на каждом избирательном участке может быть только один агент кандидата. Основная задача агентов – выявлять факты персонации, то есть выдачи себя за другое лицо. Кроме того, они могут следить за процессом опечатывания ящиков для голосования, отмечать в копии реестра уже проголосовавших избирателей, следить за числом избирателей и общим ходом голосования, присутствовать при проставлении отметок на бюллетенях по требованию избирателей, присутствовать при опечатывании пакетов с документами и избирательными бюллетенями после закрытия избирательного участка. Кроме того, кандидаты могут назначать агентов, которые будут присутствовать при подсчете голосов.

Все обязанности по обеспечению процесса голосования и прав избирателей в день выборов возлагаются на председателя избирательного участка. Он же обязан обеспечить возможность тайного голосования.

Голосование осуществляется при помощи бюллетеней. Войдя на участок, избиратель обращается к регистратору и называет своё имя. При этом документов, удостоверяющих личность, не требуется . Если имя содержится в списке, то избирателю выдается бюллетень, отметки в котором проставляются в специальной закрытой кабинке.

Избирательные участки закрываются в 22 часа. Ящики для голосования опечатываются и закрываются на замок. Все избирательные материалы упаковываются и опечатываются. Составляется отчет о количестве бюллетеней. Затем все материалы отвозятся в счетный центр. Подсчет производится сразу же после доставки. Если кандидаты получили одинаковое количество голосов, то победитель определяется жеребьевкой, которую проводит Уполномоченный по выборам.

Перед тем, как занять выборную должность, претендент обязан сделать соответствующее заявление о своем согласии занять эту должность.

В соответствии с законом, результаты голосования обязательно публикуются.

Если кто-либо из избирателей хочет оспорить результаты выборов, то он подает в суд петицию от имени четырех или более избирателей или кандидата в советники. При этом срок подачи иска составляет три месяца с момента объявления результатов выборов. Суд рассматривает, были ли допущены нарушения при проведении выборов.

Таким образом, в Великобритании в настоящее время функционируют несколько моделей избирательных систем, применение которых зависит от кон кретного региона и уровня выборов. Одновременно в Соединённом Королевстве продолжаются процессы реформирования электорального законодательства.

Читайте также: