Доклад особенности социализации личности в условиях сельского и городского образа жизни

Обновлено: 06.05.2024

Название работы: Мезофакторы социализации

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: В России в сельской местности проживает около 26 населения. Но при этом они обладают типичными характеристиками: небольшое количество жителей; малая плотность населения; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. Происходит уменьшение сельского населения. Город тип поселения для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории.

Размер файла: 19.5 KB

Работу скачали: 96 чел.

Мезофакторы — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам.

Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны — маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками:

- небольшое количество жителей;

- малая плотность населения;

- малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

- плохо развитое общественное обслуживание;

- почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:

- подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года,

- более тяжелые, чем в городе, условия труда;

- малые возможности для профессиональной мобильности жителей;

- большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи.

Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма.

Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов.

Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.

Городские поселения. Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения.

Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:

- преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;

- снижение значимости соседских связей;

- увеличение субъективной значимости семьи для человека;

- многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей
жизни;

- повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость
социального статуса;

- слабое влияние традиций в регулировании поведения человека.

- слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.

Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности.

В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения.

Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.

Средства массовой коммуникации (СМК). Средства массовой коммуникации — это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории.

Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом.

1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.

3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.

4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).

5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.

6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

К признакам субкультуры относятся:

- специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

- набор предпочитаемых источников информации;

- своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения;
— специфический жаргон;

Социализация личности как социально-педагогическое явление. Характеристика этапов, уровней и форм социализации. Сравнение деревни, города, малого города и поселка как мезофакторов социализации, значение условий проживания и образа общественной жизни.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2014
Размер файла 48,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Все это создает возможности для значительной личностной автономии, ибо связи и преемственность между различными группами, как правило, иллюзорны.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей, девушек, взрослых связана с тем, что он предоставляет каждому потенциально широкие возможности выбора кругов общения, системы ценностей, стиля жизни, а, следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от района, в котором живет человек, эти возможности существенно различны. В зависимости от социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей человека существенно различается и то, как он использует предоставленные городом возможности.

2.5 Малый город, как тип поселения

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференцирование, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней - с другой.

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни.

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.

2.6 Малый город и социализация

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, отличается от влияний деревни и более крупных городов.

Так, можно констатировать, что в отличие от более крупных в малых городах большую роль в жизни их жителей играет влияние авторитетов как макроуровня (власти, ТУ и т.п.), так и микроуровня (уважаемых жителей).

Для детей, подростков, юношей и девушек сохраняется значение авторитета родителей и значимость родственных отношений.

Так, по данным И.В. Кулешовой, 51 % учащихся г. Конаково Тверской области считают одной из основных ценностей общение с родителями. А 56 % подростков и старшеклассников г. Данкова Липецкой области положительно относятся к пребыванию в гостях у родственников и знакомых семьи и к совместному с ними проведению досуга (М. В. Никитский).

В общем виде социализация в малом городе имеет следующие отличия от социализации в сельских поселениях и более крупных городах.

В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для:

- образовательного и профессионального выбора; -разнообразия занятий в свободное время;

- потребления духовных ценностей;

- социального творчества, самореализации, самоутверждения (М.В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

2.7 Поселок, как вид поселения

Поселок - это специфический для России (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Для многих поселков типичны аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и принимаются.

2.8 Поселок и социализация

Для характеристики поселка как среды социализации его жителей довольно большой материал дают литературные произведения, журналистские работы, а также непосредственные наблюдения.

Поселок как поселение и не сельское, и не городское, а некое промежуточное, срединное, создает специфические условия для социализации своих жителей. Социализация поселкового жителя происходит во взаимодействии с системой отношений, норм, ценностей, обычаев, традиций, которые и не сельские, и не городские, и даже не сплав традиционных сельских и урбанистических. Все их (нормы, отношения и пр.) даже вряд ли можно считать переходными от сельских к городским. Скорее всего, в поселке человек оказывается в рамках особого, совершенно иного срединного образа жизни.

На основе анализа произведений В. Маканина литературовед Л. Аннинский дал картину уральского поселка: «Маканин не дает "картин", но два-три его штриха на уровне эмблемы или знака достаточны для того, чтобы почувствовать строй оттиснутой здесь души. За стеной стрекочет швейная машинка сплошным, сквозным, успокаивающим жужжанием: все идет нормально. Таким же сплошным, сквозным, проходящим сквозь стены лейтмотивом несется ругань. И тоже успокаивает: ругань, ссора, даже драки -- вовсе не знак неприязни или вражды -- это знак жизнедеятельности, стабильности, знак равновесия, знак законности этой жизни.

Теснота, скученность, многолюдье. Общий быт, жизнь на виду, беззастенчивая открытость. Это тоже форма саморегуляции: знак честности и чистоты, знак душевной преданности всех всем. Жизнь барака -- смесь солидарности и воинственности, стремления выбраться из этой кучи куда-то в иную жизнь (в иное многолюдье) и цепкой круговой взаимосвязи, поруки. Цепкость и беспочвенность вместе: существование держится в безвоздушном пространстве, теснотой держится "прижатостью" к ситуации. Теснота спасительна, безындивидуальность надежна. "Ауры" душ смяты -- идет кучная гонка, жизнь валом, скопом, "всем народом". Вырабатывается невиданная способность к адаптации, умение, не удивившись, удержаться и прижиться в любой ситуации. Жизнь, в которой от тебя не зависит ничего, но выпасть (и перепасть) тебе может что угодно, надо только понимать закон ситуации, принимать его, использовать.

Два полюса притяжения -- город и село, -- определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту по ведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни , усредненность человеческих характеров. В результате поселковая социализация продуцирует своеобразный срединный тип человека -- и не селянина, и не горожанина.

Поселок как вид поселения предоставляет своим жителям большие возможности, чем село, для социальной мобильности. Если это поселок в городе или рядом с ним -- благодаря территориальному фактору. Если поселок иного типа -- благодаря неукорененности его жителей на земле. Но использование этих возможностей, с одной стороны, затруднено социально-психологической атмосферой поселка, а с другой стороны, связано с индивидуальными особенностями конкретного человека -- жителя поселка.

Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он описан (речь идет о тенденции, конкретные ситуации могут быть существенно иными), а поселковый образ жизни -- фатален для судьбы его жителей. Человек ведь не только объект и жертва, но и субъект социализации. Поэтому в поселках вырастали и вырастают эффективно социализированные и даже неординарные личности.

Поселение любого типа представляет собой среду жизнедеятельности и социализации человека, для которой характерны следующие параметры:

- среда многопланова: наряду с географическими, архитектурно-планировочными, физическими особенностями она обладает социальными и психологическими смыслами и символическими знаками;

- среда дает слишком много информации -- не только значимую, но и периферийную, которая одновременно избыточна, недостаточна и противоречива;

- среда воспринимается в тесной связи с жизнедеятельностью, информацию о среде человек получает из сочетания данных от всех своих органов.

Исходя из вышесказанного, американский ученый У. Иттель-сон выделяет у р о в н и реакции человека на среду, которые формируются в процессе его социализации:

- аффект, будучи результатом эмоционального воздействия среды, определяет ее дальнейшее восприятие человеком;

- ориентация в среде как накопление вариантов взаимодействия с ней и поисков выхода из проблемных ситуаций;

- категоризация, т.е. образование понятий об окружающей среде;

Таким образом, поселение любого вида в процессе социализации человека выступает, как:

- материальная и социокультурная среда, предоставляющая различные условия для его становления и развития;

- условия, обусловливающие возможность и меру социальной мобильности и свободы выбора в различных сферах жизнедеятельности;

- система ситуаций, определяющих направления и способы самоопределения и самореализации;

1. Абрамова Г С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

3. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1976.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

5. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.

6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971г.

7. Душков Б А География и психология. Подход к проблемам. М., 1987.

8. Зеньковский В.В. Психология детства М, 1996.

9. Касьянова К.О русском национальном характере М., 1994.

10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1989.

11. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

12. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

13. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

14. Кон И.С. Социология личности. М., 1997.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981.

16. Мудрик А. В. - В в е д е н и е - в социальную педагогику. Пенза, 1994.

17. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 2001.

18. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. СПб., 1997.

19. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

20. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1993.

21. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1992.

22. Российское сознание, психология, культура, политика // Материалы международной конференции Самара. 1997.

23. Саракуев Э.А., Крысъко В.Г. Введение в этнопсихологию М., 1996.

24. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

25. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999.

Подобные документы

Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

контрольная работа [19,6 K], добавлен 21.10.2010

Витальные особенности социализации. Влияние этнокультурных стереотипов на развитие отношений и конфликтов в социальной среде. Менталитет или стихийная социализация. Этнические особенности и их роль в социализации. Классификация межкультурных контактов.

реферат [30,3 K], добавлен 10.12.2010

Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

реферат [26,3 K], добавлен 05.02.2011

Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

реферат [26,0 K], добавлен 19.05.2015

Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.


2 Усложнение процесса социализации личности ребенка в современных перманентно меняющихся социально-экономических условиях актуализирует проблему факторов социализации, основным из которых традиционно является семья. Объектом исследования являются городская и сельская семья, предметом – социализация личности ребенка в семье. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей социализации личности ребенка в городской и сельской семье, определяемых особенностями семейного уклада и образа жизни семьи в зависимости от типа поселения. Достижению данной цели способствовали такие методы, как анализ литературных источников, анализ документов, опросный метод (анкетные опросы, проведенные автором, а также использование результатов социологических исследований других ученых, подвергнутых автором статьи вторичному анализу. Семья как основной фактор социализации личности ребенка – это тот социальный институт, где с раннего детства начинается приобщение индивида к конкретным нормам, правилам совместной жизнедеятельности людей, приобретается опыт общения, позволяющий ему стать полноценным членом определенной общности. Школа и другие учебные заведения, трудовые коллективы, различные общественные группы, в которых функционирует впоследствии взрослый человек, только продолжают тот процесс развития культурных навыков, который начинает формироваться в семье. Каждая общность, в которой оказывается человек, вынуждена учитывать культуру своих членов, основы которой были заложены в семье. Эта культура частично может быть преобразована в процессе взаимодействия личности с разными общностями, ноне может быть полностью изменена, ибо она выступает неким фундаментом, на основе которого происходит наращивание культурных знаний и умений, полученных в семье, в течение всей жизни индивида.


3 Данная точка зрения позволяет выявить основные противоречия социализации личности. Во-первых, это противоречие между содержанием конкретных норм и требований, предъявляемых социумом к личности, и уровнем природной предрасположенности ребенка к их усвоению.
Во-вторых, между готовностью родителей к выявлению и умелому использованию заданных природой склонностей ребенка и формированием в процессе социализации навыков самоопределения у подрастающего человека. Эта проблема исследуется, в частности, А.В. Меренковым [1], который отмечает важность в условиях постоянного изменения содержания норм культуры трудовой, нравственной, эстетической деятельности научить детей самостоятельно и обоснованно выбирать ценности культуры, обеспечивающие максимальное раскрытие их индивидуальных задатков в общественно полезном труде. Поэтому социализация в современных условиях связана с решением задач становления и развития в семье навыков самоопределения у каждого ребенка. Семья должна заложить ту основу системы самоопределения личности, которая позволит ей в течение всей жизни совершенствовать умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы самореализации и самоутверждения во всех видах жизнедеятельности. Еще на одну особенность современного процесса социализации обращает внимание Д.И. Фельдштейн [2, с. 7]. Если несколько десятилетий назад ребенок развивался главным образом в условиях малого социума
– семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, детской организации и всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому субъекту, тов современных условиях он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного и младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном, в том числе знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов, и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей, действий. Эта важная особенность современного процесса социализации, вызванная изменением социокультурных условий развития и функционирования семьи, когда влияние телевидения и интернета на формирующуюся личность оказывается порой более сильным, чем воспитательное воздействие родителей, естественным образом порождает противоречие между примером семейных отношений, содержанием требований, предъявляемых ребенку со стороны близких людей, и теми образцами поведения, с которыми он знакомится через интернет и телевидение. Соответственно, перед растущим человеком встает выбор следовать примеру близких родственников или тому, который демонстрируют интернет и СМИ. В связи с этими сама семья оказывается в ситуации самоопределения содержания той культуры, к которой следует приобщать ребенка. Родители вынуждены выбирать влияющие на социализацию личности ребенка разные варианты решения проблем материального обеспечения семьи, организации досуга, отдыха, образования детей с учетом своих финансовых возможностей, престижных установок и места своего жительства. Так как значительное влияние на социализацию личности ребенка оказывает тип поселения, в котором проживает семья, а основными типами поселения в России, как известно, являются городи село, то кратко охарактеризуем особенности семейного образа жизни городской и сельской семьи и особенности социализации проживающих в них детей. Для города как типа поселения характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Как отмечает М. Вебер [3, с. 309], город – это большое поселение. С социологической точки зрения, этот признак характеризует город как поселение в тесно соприкасающихся друг с другом домах, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества


5 соседей личное знакомство друг с другом разнообразие деятельности жителей как в трудовой, таки во внепроизводственной сферах дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его профессиональная и социальная мобильность. Эти особенности городского поселения естественным образом сказываются на семейном укладе и, соответственно, социализации детей. Образ жизни городской семьи отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи в городской семье играют значительно меньшую роль, чем в сельской. За единицу времени человек в городе получает большой объем впечатлений и различного рода информации. В воспитательном плане это очень ценно большой объем информации способствует повышению кругозора городских детей, являясь важным социализирующим фактором. Носителями информации в городе являются не только средства массовой информации, образовательные учреждения, но и учреждения культуры, архитектура, планировка, транспорт, реклама, поток людей и т.д. На социализацию значительное влияние оказывает городской образ жизни. Его основными характеристиками, влияющими на семейный образ жизни, являются уменьшение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека преобладание кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях; неустойчивость социального статуса горожанина и повышение его социальной мобильности слабые соседские связи многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль. Городские семьи, по сравнению с сельскими, обладают большими возможностями в сфере образования детей, полноценного досуга и отдыха, приобщения к культурным ценностям. Это подтвердилось входе нашего социологического исследования [4, с. 145-146]: так, проблема ограниченных возможностей дать детям хорошее образование оказалась актуальной для 15,2 % городских респондентов и 20,3 % сельских жителей. В семьях крупного города больше возможностей выбора как среднего, таки высшего учебного заведения для своих детей, выбора кружков по интересами спортивных секций. В сельских поселениях такого выбора нет совсем. Для сельского поселения характерны преимущественно малая плотность населения и небольшое число жителей отсутствие, как правило, разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности плохо развитое общественное обслуживание почти полное отсутствие учреждений культуры, что не может не влиять на развитие подрастающего поколения, на социализацию детского населения. На сельской семье, а следовательно, и социализации детей сказывается то сложное положение, в котором находятся современные сельские поселения. Как отмечает ЕМ. Черняк [5, с. 8], постсоветские реформы вызвали заметное ухудшение социально-экономического положения большинства сельских семей. Снизились все показатели сельскохозяйственного производства. Рыночная реорганизация коллективных хозяйств – бывших колхозов и совхозов – закончилась для большинства из них фактическим банкротством, а колхозно-совхозная собственность была разрушена. Современное село становится эпицентром деприваций и пространственной изоляции сельских семей, не имеющих возможности выехать в более благополучный регион, радикально изменить ситуацию в материальном обеспечении семьи. Результаты исследований, проведенных в Иркутской области [6, с. 69], свидетельствуют о том, что в качестве первопричины кризиса сельской семьи выступает падение доходов большей части сельского населения и резкое увеличение числа малоимущих семей в сельских поселениях.


7 Трансформация социальной структуры села привела к структурными функциональным изменениям в семейной сфере, выразившимся в том, что уменьшился средний размер сельской семьи она стала малодетной, а количество детей в семье, как известно, также является важным социализирующим фактором. Вместе стем, следует отметить, что сельские поселения, как показали наши и другие исследования, остаются эффективным фактором трудовой социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, относительно стабилен состав жителей, слабее по сравнению с городом со- циально-профессиональная и культурная дифференциация, теснее родственные и соседские связи. Особенности трудовой социализации сельских детей связаны со спецификой сельского труда, выражающейся в подчиненности труда ритмами циклам природы, неравномерности трудовой занятости в течении года более тяжелым, чем в городе, условиям труда трудоемкости работы в домашнем и подсобном хозяйствах малых возможностях для трудовой мобильности жителей. Поэтому уровень ориентации подрастающего поколения на трудовую деятельность в интересах семьи в сельской местности выше, так как дети с раннего детства приучаются к совместной с родителями и другими родственниками работе по хозяйству. Поданным наших исследований
[4
, с. 151], 87 % опрошенных отметили, что дети уже слет активно участвуют в работе на приусадебном участке, ухаживают за скотом. Отрадно также отметить, что 93 % сельских детей постоянно общаются с соседями, в то время как в городе очень слабы соседские связи. В современных городских семьях слаборазвита внутрисемейная бытовая деятельность. Это проявляется в том, что многие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятельности членов семьи. Сама организация городской жизни не требует постоянного развития трудовых навыков не только у детей, но часто и у взрослых членов семьи. Поэтому увеличивается опасность того, что в процессе социализации у детей не возникнет ориентации на необходимость обоснованного самоопределения для обеспечения материального благополучия близких им людей. Выросшие дети, возможно, будут руководствоваться только личными интересами при выборе места работы, уровня заработка, не учитывая при этом интересов семьи. В городских семьях чаще встречаются примеры того, что выросшие детине работают, занятые поиском такой работы, которая бы устроила их. Выросшие в сельских семьях чаще соглашаются на любую работу, чтобы содержать и себя, и своих близких. Трудовая социализация детей непосредственно связана с распределением обязанностей в семье, как трудовых, таки воспитательных. Согласно результатам нашего исследования [7], большая часть домашних обязанностей, в процессе которых реализуется социализирующая и воспитательная функции семьи, в частности, осуществляется трудовое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, выполняется женщиной. В городской семье даже работой на приусадебном участке заняты почтив равной степени оба супруга. Получается, что далеко не во всех семьях мужчина задает установку на активную помощь матери в ее делах, показывает детям пример заботы о женщине. В этом кроется одна из причин низкой готовности молодежи к созданию своей семьи, сохранению ее на основе умелой заботы супругов друг о друге. В сельской семье мужчина в большей степени, чем женщина, ремонтирует бытовую технику, ухаживает за домашним скотом. Нов отличие от городской, в сельской семье у женщин значительно выше процент занятости различными видами домашней работы по большинству показателей воспитание детей, работа на приусадебном участке, приготовление пищи. Отметим также, что сельские дети больше заняты трудом, в частности на приусадебном участке (38,5 %), чем городские (20,5 %). А труд обладает огромным воспитательным потенциалом, и сельские дети с детства приобщаются к труду. Что касается воспитания детей, то ив сельской, ив городской семье женщина также в большей степени, чем мужчина, задействована в реализации воспитательной функции. Полученные нами данные подтверждаются результатами других социологических исследований. Таким образом, являясь важнейшим социализирующим фактором, современная семья обладает огромным потенциалом, реализация которого в значительной степени определяется типом поселения, влияющим на жизнедеятельность семьи городская и сельская семьи характеризуются определенными особенностями социализации своих детей, учет этих особенностей необходим в социальной и социально-педагогической работе с семьей.


10 Список использованных источников
1.
Меренков А.В. Человек взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург Изд-во УГГУ, 2007. 280 с.
2.
Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования Семья в России. 2009. № 2. С. 4-13.
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М Юрист, 1994. 704 с.
4.
Мустаева ФА. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества дис. . д-ра социол. наук. Екатеринбург,
2012. 318 с.
5.
Черняк ЕМ. Трансформация семьи в ХХI веке // Семья в России.
2008. № 4. С. 4-10.
6.
Хижаева Т.М. Кризис современной сельской семьи и некоторые подходы к его решению // Отечественный журнал социальной работы. С. 66-70.
7.
Мустаева ФА. Распределение обязанностей в семье как педагогическая проблема // Теоретические и прикладные аспекты современной науки сб. науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф.
(
31 января 2015 г) в 10 ч. / под общ. ред. МГ. Петровой. Белгород,
2015. Ч. X. С. 94-98.

Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности. Автором проанализированы особенности социализации детей в сельской местности, определяющей первичную адаптацию ребенка в социуме, его социализацию и саморазвитие формирующейся личности, доступность дошкольного образования.

Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей социализации дошкольников, относящихся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности. Автором проанализированы особенности социализации детей в сельской местности, определяющей первичную адаптацию ребенка в социуме, его социализацию и саморазвитие формирующейся личности, доступность дошкольного образования.Ключевые слова:детские дошкольные учреждения, социализация, факторы, воздействующие на личность в городской и сельской местностях.

Эти и некоторые другие изменения в жизни современного общества сделали актуальной задачу дифференцированного обучения детей в системе школьного образования и постепенной подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности. Организованный и высокопрофессиональный образовательный процесс в детских садах позволяет не только относительно успешно подготовить детей к переходу к школьной жизни, но и обеспечивает возможность выбора адекватной для ребенка школы. Намного сложнее обстоит дело, если по какимлибо причинам ребенок не посещал детский сад. В этом случае происходит сочетание неразвитых социальных навыков общения со сверстниками и участия в коллективнойдеятельности с отсутствием необходимых учебных умений. Кроме того, родители дошкольников, не посещающих детские сады, мало осведомлены о способностях и возможностях своих детей. В этой ситуации выбор школы происходит вслепую и часто очень неудачно, так как многие ориентируются на престижные школы, в которых уровень требований к интеллектуальной и физической подготовке детей очень высок.Выбор вариантов дошкольного и школьного обучения у сельских жителей ограничен возможностями сельского поселения.Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки, устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации, приводящих в дальнейшем к проблемам развитии и самоопределении [7].

Читайте также: