Доклад организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности

Обновлено: 02.05.2024

Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьёй, социумом, с обществом. Классный руководитель играет роль посредника, связующего звена между личностью и обществом. Эффективным средством для решения этих задач являются социальные проекты. В своем докладе я делюсь опытом такой работы.

Оценить 236 0

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности.

Аршинская Ольга Борисовна, учитель начальных классов

Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьёй, социумом, с обществом. Классный руководитель играет роль посредника, связующего звена между личностью и обществом.

Основная направленность социальной адаптации заключается в практической подготовке ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешать самые разные жизненные ситуации и адаптироваться к социально новым условиям. Поэтому в своей работе с классным коллективом я использую эту форму взаимодействия с учениками.

К тому же, это прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Цель была поставлена следующая:развитие интереса к сказкам, их видам и особенностям.

Задачи проекта:

Раскрыть нравственный смысл сказок и продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, инсценировать;

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать чувство ответственности за результат коллективной творческой работы.

Ожидаемые результаты:

Участие в открытых школьных мероприятиях по теме проекта (неделя словесности)

Развитие познавательных, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать.

Создание библиотеки класса.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – на этом этапе состоялось коллективное обсуждение и составление плана работы над проектом.

Основной - реализация запланированных мероприятий по плану:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Умение выявлять социальные проблемы, находить пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций. Так как в современном обществе проблемных ситуаций становится больше.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно - социальное

Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность.

Социальный проект – это , как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают

осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Особую значимость приобретает мнение Б.М. Бим-Бада,

( Российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор, член МФКО и телеведущий. Родился 28 декабря 1941 г. (76 лет), Соль-Илецк , Оренбургская область, СССР)

Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя.

Социальное проектирование - это способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика .

Целью социального проектирования является:

Привлечь внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению

одной из этих проблем силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования:

1. Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

2. Закрепление навыков командной работы;

3. Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование

предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Умения , которые развиваются у детей:

Этапы проектной деятельности:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание,

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Основные требования к социальному проекту

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)

Последовательность и связность

Объективность и обоснованность

Компетентность автора и персонала

Ожидаемые результаты социального проектирования

Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

• Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации .

• Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

• Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

• Получение социального позитивного опыта, осознание своей значимости.

Практическая работа учителя

Метод проектов широко применяю в своей работе как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся, способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности учителя.

Темы социальных проектовдля начальной школы

Значимость социального проектирования для формирования гражданских

компетентностей школьников

Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества;

• социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;

• социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами.

Правила выбора темы:

hello_html_55d5399f.jpg

Структура работы над проектом

I . Подготовка обучающихся к работе над проектом.

II . Выбор проблемы.

III . Сбор информации (исследование проблемы):

Анализ материалов средств массовой информации;

IV .Разработка собственного варианта решения проблемы.

V .Реализация плана действий:

Обращение к заинтересованным лицам и организациям, социальная переписка;

VI .Составление портфолио

Реализация социальных проектов в начальной школе

Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов. Структура социального проекта Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта: планирование; проекция; предвидение; предвосхищение; прогнозирование результатов; конструирование; моделирование; анализ результатов. Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень. Реализация поставленных задач Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов.

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научные, гуманитарные. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ, оценивается результативность проекта.

В последнее время интерес к социальным проектам возрос Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, окружных. Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований. Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

- вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме,

- позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся,

- повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, села, района.

«Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать своё Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, ознакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:

1. Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации обучающегося к существованию в социуме.

2. Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.

3. В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.

4. Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.

формирование актива класса, школы,

качественное изменение личностных характеристик участника коллектива,

положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассказывает о том, что такое социальное проектирование и как можно его применять классным руководителям в своей работе.

Социальное проектирование В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальное проектирование

В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи, КОТОРЫЙ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

Положительные стороны социального проектирования:

Виды социальных проектов:

Таким образом, цель социального проектирования - это

  • привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем их собственными силами.

Задачи социального проектирования:

Следовательно, социальное проектирование -

  • это проектирование социальных объектов, процессов и отношений. И направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни - вся эта деятельность доступна нашей молодежи.

Социальное проектирование - школа гражданского воспитания подрастающего поколения.

Поздравление ветеранов ВОВ с 23 февраля, с Днём Победы , с Днём пожилого человека, оказание посильной помощи (уборка дома, во дворе и т.д.)

Посещение музеев, экскурсии по родному краю и т.п.

участие в уборке территории возле школы, пропаганда бережного отношения к окружающей среде и т.п.

поздравление с праздником, помощь в трудном деле, сопереживание, совместное дело и т.п.

участие в различных акциях, пропаганда здорового образа жизни и т.п.

сбор детских вещей, игрушек, книг для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот, детей, пострадавших в результате наводнения, пожара и т.д. (Матвеенко Дарья, Кучменко Татьяна, Бузенко Дарья и др. ребята из класса приносили канцелярию, вещи)

Читайте также: