Доклад организация досуговой деятельности

Обновлено: 03.05.2024

Преобразования в жизни страны, ознаменовавшие минувшие 10-15 лет, подвигли общественное сознание к кардинальным переменам и в духовно-нравственной сфере. Сеть культурно-досуговых учреждений подверглась реконструкции с приведением в соответствие с современными требованиями и стандартами как по форме, так и по содержанию работы.

Необходимо было преодолеть ряд негативных тенденций, развившихся в социально-культурной сфере, прежде всего – в сельской, в 90-е годы XX века. Главная из них – снижение ее потенциала. Это, как в зеркале, отражается на духовно-нравственном состоянии людей, художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, по большому счету, и на культурном уровне страны в целом. Согласно результатам социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими центрами страны, за это время сеть культурно-досуговых учреждений в России сократилась почти на четверть, а вместимость их на 18%.

Процесс преобразований длится и по сей день. На фоне реформы местного самоуправления и реформы бюджетных отношений, проводимых в настоящее время в стране; произошедших изменений в социокультурной сфере в целом, вызванных изменениями культурно-досуговых предпочтений населения, к деятельности специалистов культурно-досуговой сферы предъявляются новые требования.

Эффективность реализации государственной культурной политики, направленной на обеспечение современного уровня и качества культурно-досуговой деятельности и услуг сегодня во многом определяется системным изучением, обобщением и распространением опыта работы и технологий деятельности в культурно-досуговую практику. Решение этих задач требует целенаправленного системного информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы.

В этих условиях особое значение приобретают не только прочные фундаментальные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний и на внедрение технологических процессов в культурно-досуговую практику.

Характеристика сущности и структуры культурно-досуговой деятельности.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Исследователи выделяют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.


  1. Самообразование

  2. Общественная деятельность

  3. Потребление культурных ценностей

  4. Занятие спортом

  5. Туризм и путешествия

  6. Развлечения

  7. Общение с людьми

  8. Общение с природой

  9. Пассивный отдых

  10. Антисоциальные виды досуга


Основными методами работы организаций культуры являются:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.) 1 .

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера), так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.). Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

Для плодотворной и содержательной деятельности организаций культуры специалистам необходимо знать основы методики культурно-досуговой деятельности.

В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Но эти потребности не ограничиваются лишь удовлетворением потребности в отдыхе (рекреации). Културно-досуговая деятельность оказывает активное формирующие влияние на личность, что говорит о её высокой общественной значимости. 2

Методика культурно-досуговой деятельности представляет собой единое, неразрывное целое деятельности специалистов организации культуры и посетителей организаций культуры.

Организационной основой содержания деятельности организаций культуры является система государственных и общественных праздников. Содержание деятельности организаций культуры всегда облекается в определённую форму, которая, в свою очередь, различными способами и приёмами доносит до участников процесса всю полноту содержания.
Содержание культурно-досуговой и культурно-просветительской работы организаций культуры. Исторический аспект.

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио, просмотру кинофильмов, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.

После войны страна активно восстанавливала сеть культурно-досуговых и культурно-просветительских учреждений, часто благодаря безвозмездной помощи комсомольской молодёжи.

В пустующих помещениях открывались клубы, избы-читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.

Для подготовки кадров в созданных еще во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культпросвет работе.

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики).

Большую роль в организации культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На предприятиях, после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха; действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как её составляющие, так и сам технический процесс её функционирования и изменения, а совокупность знаний, научных теорий, концепций раскрывает её как систему.

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает внутреннюю жизнедеятельность учреждения культуры и концентрирует внешние взаимосвязи с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны.


  • Организационная подсистема (штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов и т.д.)

  • Методическая подсистема (Сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.)

  • Психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.)

Технология культурно-досуговой деятельности строится на методиках воспитательного и образовательного процесса.

Методика – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил.

В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.


  1. общие алгоритмы организации культурно-досуговой деятельности, которые строятся на общечеловеческих принципах и ценностях, объединяют общие формы организации досуга независимо от национальных и культурных установок людей;

  2. специфические алгоритмы культурно-досуговой деятельности, которые отражают особенности национальной культуры, ее уникальность и неповторимость.

  1. Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы культурно-досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга для всех народов, независимо от того, в какой части планеты они проживают.

  2. Функциональные технологии, несущие в себе те направления культурно-досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.

  3. Частные технологии, выявляющие культуротворческий потенциал собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами культурно-досуговой деятельности.

  1. Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи).

  1. Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.

  1. Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы.

  • к мировой культуре,

  • к общероссийской духовной культуре,

  • к культуре малой национальности.

Технология культурно-досуговой деятельности очень многоаспектна и многогранна. Строится она на общении и взаимодействии людей. Каждый человек, организуя свое общение с окружающими, творит свое я. В общении происходит творчество своего я через стереотипы, которые сформировали личность.

Культура – это развивающаяся система духовных ценностей, процесс человеческого творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата общества, и интегратор человеческих усилий.

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность – направлена на "трудные" категории граждан, у которых нет потребности и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как свободного времени – пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню) и для которых восприятие культуры может быть осуществлено только через комплексно организованный процесс. 6


  • Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.

  • Технология социальнокультурной деятельности, наоборот, имеет жесткую систему дифференциации людей – ее потребителей – по возрастному, по социальному признакам, по уровню дохода, по состоянию здоровья, по уровню физического и психического развития, по степени травмированности психики и т.д.

Культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших дней.

Для проектирования, анализа сложных систем и поддержки широкомасштабных проектов развития культуры, состоящих из координационных действий всех учреждений культуры и образования, требуется создание и использование новых технологий видов деятельности. Это достаточно сложно, но необходимо.

Список использованной литературы:


  1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

  1. Каган М.С. Философия культуры. — СПб, 1996.

  1. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. – М., 1998.

  1. Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социокультурного проектирования; СПб., 1997.

  1. СКД: история и современность. Красноярск - 2004.

5 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

6 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

В словаре С. И. Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. И. И. Поддьяков определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых.

Досуговая деятельность - осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственные интересы.

Можно вывести следующие характеристики досуга :

-досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

-досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению и самоутверждению, а также саморазвитию личности, через свободно выбранные действия;

-досуг стимулирует творческую инициативу;

-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

-досуг способствует формированию ценностных ориентаций ;

-досуг обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;

-досуг способствует самовоспитанию личности.

На сегодняшний день многие дети дошкольного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети, в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребёнка с детства относиться к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребёнка. Каждый ребёнок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир.

Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта досуговую деятельность.

М. Б. Зацепина выделяет три типа отношений к организации досуга :

1)Первое-педагогическая безнадзорность, т. е полное безразличие.

2)Второе-излишняя зоорганизованность, когда ребёнок не имеет права выбора, а взрослые настаивают.

3) Третье-поиск путей, форм и средств, методов, которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В современных исследованиях (А. В. Антонова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. Н. Галигузова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

1) Отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы. В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Он включает в себя: общение, спортивно - оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе. К пассивно-репродуктивному отдыху относятся: прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, чтение, занятия в кружках.

2) Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность, таким образом, происходит гашение агрессивности у детей.

К развлечениям относятся:

- Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

- Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

-Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

-Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

-Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

- Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

3) Праздники - сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем. Они могут быть посвящены:

* окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

* миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

* традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

* наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

* событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Творческая деятельность ребенка, как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую среду.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом досуговая деятельность способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка во время досуговой деятельности, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. А сами дети, участники досуговых мероприятий, учатся взаимодействию друг с другом, именно досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Досуг детей - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному увлечению детей. Основными формами организации досуговой деятельности дошкольников являются активный и пассивный отдых, развлечение, игра, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка. Игра, как ведущий вид деятельности, занимает ключевое место в досуге дошкольника. Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта досуговую деятельность.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средне-старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средне - старшей группе. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.


Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день и одним из важнейших направлений с социально-педагогической деятельности. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека.

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно важно его значение в подростковом возрасте, который в онтогенезе человека, является периодом интенсивного развития и формирования личности. Подростка не сложно заинтересовать, сложнее сохранить, поддержать и развить интерес. Формирование у подростков умений и навыков самоорганизации — актуальная социально-педагогическая задача, представляющая собой один из важнейших уровней на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения.

Одно из главнейших направлений подросткового досуга — помощь при выборе профессии. Подготовка к выбору профессии важна и потому, она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, психологическим, интеллектуальным, духовным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебное время. Досуг для современных подростков-это одна из первостепенных ценностей, так как досуг-это сочетание и объединение и отдыха и труда. В этой сфере реализуются многие их социокультурные потребности и удовлетворяются определенные желания и интересы. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, принимают самостоятельный выбор, проявляют навыки контроля и самоконтроля.

Досуг (внеучебная занятость) — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах во внеучебное время. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [1, с. 75].

К определению понятия досуга можно подойти с четырех точек зрения:

1. Досуг как созерцание, которое напрямую связанно с высоким уровнем интеллекта и культуры, иными словами это состояние ума и души.

2. Досуг как деятельность — обычно характеризуется конкретной деятельностью, которая никак не связана с рабочей деятельность, отдавая, преимущество процессу самореализации личности.

3. Досуг как свободное время, время выбора — это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [2, с. 86].

Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как занимаясь интересным и любимым делом дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, а также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессов, снятию агрессии, тревожных состояний, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг детей — свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей [4, с. 83].

Досуг для подростков, значит многое — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

1. Реальный досуг это вид досуга, который характеризуется, единством интереса личности и общества и никак не в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Иными словами, это состояние деятельности, создание относительной свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

2. Мнимый досуг это вид досуга, который характеризуется прежде всего насилием, либо над собой, либо над обществом, и конечным результатом данного вида досуга, является разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

- досуг имеет четко выраженные физиологический, социальный, и психологический;

- досуг базируется на свободе при выборе занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность, тем самым раскрывает скрытый потенциал и задатки, превращая их в способности;

- досуг способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность;

- досуг формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков [5, с. 62];

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения собственных потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентации, установок;

- досуг способствует объективной самооценке детей, адекватному восприятию окружающего мира;

- досуг обеспечивает удовлетворение, отличное настроение и персональное удовольствие, удовлетворение от конечного результата своей деятельности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности, а также эталон и нормы поведения в социуме [6, с. 74].

Досуг подростков, процесс наполненный сложностями и противоречиями. Это объясняется тем, что подростки имеют полное право наполнить свою досуговую деятельность по собственному желанию, согласно своим интересам и потребностям, но зачастую они не готовы к осознанному выбору виду деятельности, которая будет способствовать их полноценному формированию и становлению как личности. А так же стремление к самостоятельному выбору различных форм досуга, подростки, все таки ограничены определенным кругом социальных ролей. Можно сделать вывод, что с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов и потребностей в плане наполнения досуга, подростки более охотно принимают формы организации досуга от взрослых, стоит заметить, что такой способ не всегда положительный и соответствует уровню их физического и психического развития.

Дети оценивают себя, анализируют поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию, и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микро социум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации.

1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик.- М.: МПСИ Флинта, 2008. — 232 с.

2. Гридчин, М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь [Текст]/ М. М. Гридчин // Власть. — 2012. — № 9.- 18 с.

3. Гальченко, А. Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. — М.: Знание, 2012. — 320с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2008. -342 с.

5. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]: учебное пособие / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 2009. — 280 с.

6. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст]: учебно-метод. пособие / О. С. Гребенюк. — Калининград: Просвещение, 2009. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): досуг, подросток, вид досуга, свободное время, время, выбор профессии, конечный результат, мнимый досуг, Реальный досуг, самостоятельный выбор.

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может.

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ‒ Досуг, как свободное время — время выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком.

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе.

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты. респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности.

Степень научной разработанности социокультурного.

‒ самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может.

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ‒ Досуг, как свободное время — время выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком.

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе.

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты. респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности.

Степень научной разработанности социокультурного.

‒ самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.


Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день и одним из важнейших направлений с социально-педагогической деятельности. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека.

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно важно его значение в подростковом возрасте, который в онтогенезе человека, является периодом интенсивного развития и формирования личности. Подростка не сложно заинтересовать, сложнее сохранить, поддержать и развить интерес. Формирование у подростков умений и навыков самоорганизации — актуальная социально-педагогическая задача, представляющая собой один из важнейших уровней на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения.

Одно из главнейших направлений подросткового досуга — помощь при выборе профессии. Подготовка к выбору профессии важна и потому, она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, психологическим, интеллектуальным, духовным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебное время. Досуг для современных подростков-это одна из первостепенных ценностей, так как досуг-это сочетание и объединение и отдыха и труда. В этой сфере реализуются многие их социокультурные потребности и удовлетворяются определенные желания и интересы. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, принимают самостоятельный выбор, проявляют навыки контроля и самоконтроля.

Досуг (внеучебная занятость) — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах во внеучебное время. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [1, с. 75].

К определению понятия досуга можно подойти с четырех точек зрения:

1. Досуг как созерцание, которое напрямую связанно с высоким уровнем интеллекта и культуры, иными словами это состояние ума и души.

2. Досуг как деятельность — обычно характеризуется конкретной деятельностью, которая никак не связана с рабочей деятельность, отдавая, преимущество процессу самореализации личности.

3. Досуг как свободное время, время выбора — это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [2, с. 86].

Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как занимаясь интересным и любимым делом дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, а также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессов, снятию агрессии, тревожных состояний, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг детей — свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей [4, с. 83].

Досуг для подростков, значит многое — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

1. Реальный досуг это вид досуга, который характеризуется, единством интереса личности и общества и никак не в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Иными словами, это состояние деятельности, создание относительной свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

2. Мнимый досуг это вид досуга, который характеризуется прежде всего насилием, либо над собой, либо над обществом, и конечным результатом данного вида досуга, является разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

- досуг имеет четко выраженные физиологический, социальный, и психологический;

- досуг базируется на свободе при выборе занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность, тем самым раскрывает скрытый потенциал и задатки, превращая их в способности;

- досуг способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность;

- досуг формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков [5, с. 62];

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения собственных потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентации, установок;

- досуг способствует объективной самооценке детей, адекватному восприятию окружающего мира;

- досуг обеспечивает удовлетворение, отличное настроение и персональное удовольствие, удовлетворение от конечного результата своей деятельности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности, а также эталон и нормы поведения в социуме [6, с. 74].

Досуг подростков, процесс наполненный сложностями и противоречиями. Это объясняется тем, что подростки имеют полное право наполнить свою досуговую деятельность по собственному желанию, согласно своим интересам и потребностям, но зачастую они не готовы к осознанному выбору виду деятельности, которая будет способствовать их полноценному формированию и становлению как личности. А так же стремление к самостоятельному выбору различных форм досуга, подростки, все таки ограничены определенным кругом социальных ролей. Можно сделать вывод, что с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов и потребностей в плане наполнения досуга, подростки более охотно принимают формы организации досуга от взрослых, стоит заметить, что такой способ не всегда положительный и соответствует уровню их физического и психического развития.

Дети оценивают себя, анализируют поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию, и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микро социум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации.

1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик.- М.: МПСИ Флинта, 2008. — 232 с.

2. Гридчин, М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь [Текст]/ М. М. Гридчин // Власть. — 2012. — № 9.- 18 с.

3. Гальченко, А. Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. — М.: Знание, 2012. — 320с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2008. -342 с.

5. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]: учебное пособие / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 2009. — 280 с.

6. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст]: учебно-метод. пособие / О. С. Гребенюк. — Калининград: Просвещение, 2009. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): досуг, подросток, вид досуга, свободное время, время, выбор профессии, конечный результат, мнимый досуг, Реальный досуг, самостоятельный выбор.

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может.

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ‒ Досуг, как свободное время — время выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком.

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе.

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты. респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности.

Степень научной разработанности социокультурного.

‒ самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может.

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ‒ Досуг, как свободное время — время выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком.

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ Досуг, как свободное время — время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе.

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты. респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности.

Степень научной разработанности социокультурного.

‒ самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты.

Читайте также: