Доклад на тему подготовка к огэ и егэ по русскому языку

Обновлено: 17.05.2024

«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.

учитель русского языка и литературы

Мартынова Елена Михайловна

Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.

На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:

орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;

лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

синтаксические нормы русского языка;

стилистические нормы русского языка.

средства связи в словосочетании;

морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

типы сложных предложений и их специфика;

средства языковой выразительности.

композиционное оформление сочинения;

логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;

Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;

При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ'ов;

Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.

Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Написание сочинения (и изложения в 9 классе).

И в каждом из этих блоков есть свои сложности.

Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.

1. Правописание безударных гласных в корне слова:

- это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;

- незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;

- плохим знанием правил чередования гласных в корнях – гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.

- в целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.

2. Правописание сложных слов.

Ошибки могут быть в основном двух типов:

- ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;

- неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;

- написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;

- ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;

- ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;

3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.

4. Правописание наречий.

- конечного суффикса –А или –О;

- слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;

- употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.

5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.

Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.

В пунктуации часты ошибки:

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены – подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).

2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).

3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.

4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).

Связь слов в словосочетании.

Типы односоставных предложений.

Сложное предложение, его типы.

У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль

Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к

Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый

Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

На месте каких цифр пишется не:

Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.

Н…кто и н…когда так н… ругал меня.

Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.

Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Получился отнюдь (не)интересный рассказ.

В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.

Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.

А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.

Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.

В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.

Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.

Д) Отлетающие журавли напоминают почему – то о прожитых днях.

Объяснить написание Н или НН.

Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.

1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной ( полу )тьме.

А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.

2. Пахло милым тлением осени.

Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.

3. Преодолели ещё один горный перевал.

В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо – личное, распространённое, осложнено обособленным определением.

4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.

Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо – личное , распространённое, не осложнено.

Анализ текста

(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9 ) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10 ) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

Выполните задания к тексту.

В каком предложении содержится тема текста?

Определите стиль и тип речи.

А) научный стиль, описание

Б) публицистический стиль, рассуждение

В) художественный стиль, повествование

Г) научный стиль, рассуждение

Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?

Б) определённо – личное

Г) неопределённо - личное

На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:

Составьте шесть-семь вариантов А3 , используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.

Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.

Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.

В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, .

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения ГИА и подготовки к ней.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят :

- Психологический настрой учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- Создание методической базы;

- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);

- Работа с текстом;

- Создание банка тестовых заданий;

- Дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся;

- Индивидуальные папки учащихся 9-11-ых классов.

Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Психологический настрой учащихся

В подготовке детей к экзаменам огромную роль играют родители. Семейная атмосфера выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.
Помните! Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и страха перед предстоящими испытаниями.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.

В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.

В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам, неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ, ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Создание методической базы и банка тестовых заданий

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.

Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Работа с текстом

Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.

Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА

Важным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.

Диагностика уровня подготовки учащихся

Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе ежемесячно проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.

Индивидуальные папки учащихся

В 9, 10 и 11 классах мои ученики ведут папки для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися.

В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

г. белогорскА республикИ крым

Доклад на школьное МО тему:

Учитель русского языка и литературы

1. В чем я вижу важность психологической подготовки?

Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

 сомнение в полноте и прочности знаний;

 сомнение в собственных способностях;

 неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

 быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ.

2. Информационная работа.

Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к экзамену. В течение учебного года с девятиклассниками, одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно ­ правовых документов по итоговой аттестации. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ необходима тесная связь с родителями. Подготавливая в 2019­2020 учебном году своих одиннадцатиклассников к ЕГЭ, необходимо проводить родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей­ предметников. На этих собраниях следует информировать родителей о структуре и содержании контрольно­измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания. Также для родителей проводится анализ пробного ЕГЭ. Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ и ЕГЭ (прежде всего, части С). Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

3. Учебно­тренировочная подготовка.

В отличие от традиционного экзамена ОГЭ и ЕГЭ не предлагает определенный перечень тем и вопросов, а требует знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки.

4. Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Так как один из аргументов в части С должен опираться на читательский опыт, уже с 7­8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам. В 10­11 классе формулирую темы сочинений исходя из определенной проблемы, чтобы учащиеся на основе только что изученного произведения могли грамотно аргументировать собственное мнение по данной проблеме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

На заседании школьного методического объединения

подготовки обучающихся

по русскому языку

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Смомента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускниковкследующей ступени образования.

Внастоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- уметь воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

- уметь сокращать текст разными способами;

- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можноиспользовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

Система работы над сжатым изложением при подготовке в форме основного государственного экзамена

Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста. А разумное сочетание изложения и сочинения составляет идеальную основу в системе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. В настоящее время ещё недостаточно разработаныметодико - диагностические материалы по работе над сжатым изложением. Долг учителя - организовать планомерную, квалифицированную работу с текстом изложения.

Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1. Слушание текста.

Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5. Сжатие исходного текста

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока. Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением ( текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста. Для мини – изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры ), и фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.

Вот простой алгоритм, который позволит представить работу над изложением в виде последовательности простых шагов:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы пишете в черновике.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы:

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и читабельности.

- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.

9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в чистовик.

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

исключение одного или нескольких предложений, содержащих второ-степенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части определительным или отрицатель-ным местоимением с обобщающим значением.

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена прямой речи косвенной.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти. ).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

• выучить и пересказать;

• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;

• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное Учреждение

ОГЭ по русскому языку – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учителем организована подготовительная работа с учащимися.

В подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку можно выделить следующие направления :

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• формирование уверенности и положительной самооценки;

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету с 5 по 9 классы;

Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Способы организации учебной деятельности

- Уроки русского языка

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ;

-систематизация теории, практические навыки базового курса русского языка;

-дополнение школьного курса русского языка

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-контроль знаний теоретической базы;

2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Применение новых цифровых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Предложенная система работы с ЭОРами позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

6. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции.

На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила.

7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку (демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов).

Читайте также: