Доклад общественной палаты рф о состоянии гражданского общества за 2019 год

Обновлено: 04.07.2024

Очевидно, что со стороны российского общества все более укрепляется запрос на активное вовлечение в решение внутренних проблем, будь то экономика, социальная политика, конфликты на этнической, конфессиональной и бытовой почве. Имеется ощущение, что в течение последних пяти лет эти острые проблемы были вытеснены на второй план. И важно вернуться к их решению, сделать такими же важными приоритетами, как и вопросы национальной безопасности. Тем более, что укрепление позиций страны на международной арене невозможно без крепких тылов. Но достижение высокого качества внутриполитических решений, как минимум, проблематично без широкого диалога власти и гражданского общества.

Между тем, в последние годы мы наблюдаем определенный рост социального недовольства, вызванного изменениями пенсионного законодательства, возрастанием налоговой нагрузки. Далеко не всегда чиновники соответствуют тем задачам, которые возлагает на них государство. Это проявлялось не раз в ходе различных чрезвычайных ситуаций. Нередко президент и федеральные органы власти вынуждены подчищать те огрехи, которые допущены на региональном и местном уровнях.

В этом контексте активная роль гражданского общества предельно важна и актуальна. В противном случае государственный аппарат рискует оказаться оторванным от нужд и чаяний простых людей. Именно такая ситуация становится питательной почвой для потрясений и смут. И для укрепления страны ее необходимо всячески избегать. В диалоге между государством и гражданами особую роль играет Общественная палата Российской Федерации (ОП). За все время своего функционирования этот институт уже доказал способность выступать в роли аккумулятора свежих идей и их транслятора на все уровни государственной власти.

Уже стало традицией обобщать результаты работы ОП в формате ежегодного доклада. Такие доклады обозначают приоритеты кооперации между гражданами и государством, а также имеющиеся узкие места. Материалы Общественной палаты, как правило, выполнены на высоком экспертном уровне. И хотя ОП — не академический институт, выводы, подбор ключевых тем докладов выполнены на высоком уровне, с привлечением не только гражданских активистов, но и представителей научного сообщества.

В прошлом году в ежегодном докладе ОП был специальный раздел, посвященный роли российского гражданского общества в разрешении конфликтов. И хотя он был ограничен лишь социальной сферой, сама идея, показать роль третьего сектора в снижении общественной напряженности, была продуктивной. Между тем, и сегодня сохранились проблемы ксенофобии, нетерпимости на почве национальности и религии. Можно говорить о снижении экстремистской опасности. Но ведь не о полном же ее элиминировании! При этом накоплен значительный опыт правозащитников, представителей религиозных структур, некоммерческого сектора по урегулированию возникающих проблем. Этот опыт достоин того, чтобы получить систематическое изложение.

Сразу оговоримся, высказанные критические замечания — это приглашение к полемике. Она крайне важна и для Общественной палаты, и для активных граждан России в целом. Авторы проделали огромную работу, которую следует всячески приветствовать. И дополнения к этому труду — не указание на их ошибки, а попытка дополнить его новыми темами и деталями.

Остается надеяться, что подобные доклады будут издаваться большими тиражами и по большему количеству острых социально-политических вопросов, не только по итогам года, но и тематически.

Опубликован Доклад Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества за 2019 год

Ежегодный доклад отражает результаты дискуссий и экспертной работы членов Общественной палаты, включает материалы специальных докладов, подготовленных в стенах ОП РФ в течение года. В подготовку документа были активно вовлечены региональные общественные палаты и представители некоммерческого сектора.

По мнению авторов доклада, главной тенденцией последних лет стал рост общественной активности и самоорганизации при решении социальных проблем. Гражданское общество в России повзрослело: сформировалась целая отрасль участия НКО в социальной сфере, выстроена инфраструктура поддержки гражданских инициатив, донастраиваются механизмы общественного контроля и участия. Компетентностный потенциал гражданских активистов уже сегодня позволяет перейти от контроля за исполнением управленческих решений к участию в реализации стратегических проектов.

В первой главе доклада рассказывается о развитии системы общественного контроля за прошедший год: подводятся основные итоги работы с обращениями граждан, взаимодействия с региональными палатами, работы по формированию и активизации деятельности общественных советов, общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в местах принудительного содержания, анализируются результаты общественной экспертизы законопроектов.

Вторая глава рассказывает о деятельности благотворительных организаций, волонтерских ассоциаций, усилиях по расширению доступа некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере, развитию мер поддержки некоммерческого сектора со стороны государства.

Третья глава посвящена участию институтов гражданского общества в решении конкретных социальных проблем, в том числе в рамках участия в реализации национальных проектов. Основное внимание здесь уделено таким сферам, как социальная политика, экология, демография и здоровье нации, доступность и качество медицинской помощи, формирование доступной среды для людей с инвалидностью, проблемы строительства жилья и городской среды, перспективы развития Дальнего Востока и сельских территорий, а также проблемы образования и науки.

Четвертая глава посвящена деятельности Общественной палаты Российской Федерации на международных консультативных площадках, развитию сферы публичной дипломатии, поддержке российским соотечественников за рубежом.

В докладе также подчеркивается необходимость внесения поправок в региональные законы об общественном контроле, которые дали бы возможность региональным общественным палатам участвовать в формировании состава общественных советов при органах власти.

В 2020 году Общественная палата Российской Федерации также планирует выработать предложения по совершенствованию в регионах порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.

Тема совершенствования работы общественных наблюдательных комиссий (ОНК), осуществляющих в регионах контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания — также одна из приоритетных для Общественной палаты РФ. Предложения по поправкам в законодательство об ОНК, в частности усиление отчетности комиссий перед Общественной палатой, обозначены в докладе.

Отдельное внимание в документе уделяется общественной экспертизе законопроектов.

Доклад отражает результаты дискуссий и экспертной работы членов ОП и включает материалы специальных докладов, подготовленных в течение года.


Общественная палата РФ опубликовала доклад о состоянии гражданского общества за 2019 год, утвержденный после публичного обсуждения на пленарном заседании ОП РФ 9 декабря. Документ готовили совместно с региональными общественными палатами и НКО.

Главная тенденция последних лет, следует из доклада, — рост общественной активности и самоорганизации при решении социальных проблем. Гражданское общество в России повзрослело: сформировалась целая отрасль участия НКО в социальной сфере, появилась инфраструктура поддержки гражданских инициатив, настраиваются механизмы общественного контроля и участия.

В России постепенно формируется так называемый ответственный класс – неравнодушные активные люди, говорит секретарь ОП РФ Лидия Михеева.

Оглавление доклада

В первой главе доклада рассказывается о развитии системы общественного контроля за прошедший год (итоги работы с обращениями граждан, взаимодействия с региональными палатами, формирование общественных советов и общественных наблюдательных комиссий).

Во второй – о деятельности благотворительных организаций, волонтерских ассоциаций и усилиях по расширению доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере.

Третья глава посвящена участию институтов гражданского общества в решении конкретных социальных проблем: экологии, демографии, доступности медицинской помощи, доступной среды для людей с инвалидностью.

Четвертая глава — о деятельности Общественной палаты РФ на международных консультативных площадках и развитии сферы публичной дипломатии.

В 2020 году Общественная палата Российской Федерации также планирует выработать предложения по совершенствованию в регионах порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Общественная палата РФ опубликовала Доклад о состоянии гражданского общества за 2019 год. Доклад был утвержден после публичного обсуждения на пленарном заседании ОП РФ 9 декабря.

Ежегодный доклад отражает результаты дискуссий и экспертной работы членов Общественной палаты, включает материалы специальных докладов, подготовленных в стенах ОП РФ в течение года. В подготовку документа были активно вовлечены региональные общественные палаты и представители некоммерческого сектора.

По мнению авторов доклада, главной тенденцией последних лет стал рост общественной активности и самоорганизации при решении социальных проблем. Гражданское общество в России повзрослело: сформировалась целая отрасль участия НКО в социальной сфере, выстроена инфраструктура поддержки гражданских инициатив, донастраиваются механизмы общественного контроля и участия. Компетентностный потенциал гражданских активистов уже сегодня позволяет перейти от контроля за исполнением управленческих решений к участию в реализации стратегических проектов.

В первой главе доклада рассказывается о развитии системы общественного контроля за прошедший год: подводятся основные итоги работы с обращениями граждан, взаимодействия с региональными палатами, работы по формированию и активизации деятельности общественных советов, общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в местах принудительного содержания, анализируются результаты общественной экспертизы законопроектов.

Вторая глава рассказывает о деятельности благотворительных организаций, волонтерских ассоциаций, усилиях по расширению доступа некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере, развитию мер поддержки некоммерческого сектора со стороны государства.

Третья глава посвящена участию институтов гражданского общества в решении конкретных социальных проблем, в том числе в рамках участия в реализации национальных проектов. Основное внимание здесь уделено таким сферам, как социальная политика, экология, демография и здоровье нации, доступность и качество медицинской помощи, формирование доступной среды для людей с инвалидностью, проблемы строительства жилья и городской среды, перспективы развития Дальнего Востока и сельских территорий, а также проблемы образования и науки.

Четвертая глава посвящена деятельности Общественной палаты Российской Федерации на международных консультативных площадках, развитию сферы публичной дипломатии, поддержке российским соотечественников за рубежом.

В докладе также подчеркивается необходимость внесения поправок в региональные законы об общественном контроле, которые дали бы возможность региональным общественным палатам участвовать в формировании состава общественных советов при органах власти.

В 2020 году Общественная палата Российской Федерации также планирует выработать предложения по совершенствованию в регионах порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.

Тема совершенствования работы общественных наблюдательных комиссий (ОНК), осуществляющих в регионах контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания — также одна из приоритетных для Общественной палаты РФ. Предложения по поправкам в законодательство об ОНК, в частности усиление отчетности комиссий перед Общественной палатой, обозначены в докладе.

Отдельное внимание в документе уделяется общественной экспертизе законопроектов.

Читайте также: