Доклад образ человека в языке слова концепты дух и душа

Обновлено: 08.07.2024

- В среде русских философов, писателей, поэтов, публицистов, социологов вопрос о русской душе всегда вызывал особые споры. Есть ли у русского народа своя, неповторимая душа, непохожая на душу других народов? В чем загадка славянской души? И есть ли в ней загадка?

- Есть над, чем задуматься, правда? А если серьезно, что такое РУССКАЯ душа?

- Изучение концепта мы начали с этимологии слова

3 слайд: этимология слова

Душа – общеслав., производное от духъ, дыхание

- Как вы видите, слово душа является общеславянским по происхождению и происходит от той же основы, что и дух.

- Следовательно, древнее значение слова душа – дух, дыхание. Это то, что присуще человеку как живому существу, ЕГО жизненное начало, средоточие человеческой сущности

- Каково же языческое понимание души?

Славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющее своё самостоятельное бытие. По их верованиям, душа еще в течение жизни может временно расставаться с телом, а затем вновь возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как наш сон и смерть в какой-то степени – понятия родственные.

Славяне признавали в человеческой душе проявление той творческой силы, без которой жизнь на земле невозможна: это сила света и теплоты, живущая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа – собственно частица, искра этого небесного огня, сообщающая очам блеск, крови – жар, а всему телу – внутреннюю теплоту.

Поскольку душа понималась как огонь, то жизнь продолжалась до тех по, пока горело то внутреннее пламя; угасало оно – и жизнь прекращалась.

Народный язык и предания рассказывают о душах как о существах летающих, крылатых. По мнению крестьян, душа усопшего после своей разлуки с телом до шести недель остается под родной кровлей, пьет. Ест, прислушивается к изъявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на север.

- Это древнее, еще языческое понимание души нашло отражение в некоторых значениях в современных словарях. Перед вами толкование слова, представленное в словаре Ожегова

Как мы видим, у слова указаны 6 значений. Обратите внимание на ключевые слова в определениях

4 слайд: Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

2. Свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3. Религ.: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающие жить после его смерти.

4. перен., чего. Вдохновитель чего-н.. главное лицо.

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях)

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию.

Устно комментируйте ЛЗ примерами.

Интересно, что в БТС и словаре Ушакова значение слова расширяется, там дается 10 значений этого слова. ЗНАЧЕНИЯ включают информацию о христианском и религиозном характере слова.

1. Душа как сосуд, вместилище, тайник, сокровище (пустая – полная, мелкая – широкая)

- а) поэтому она может быть пустой (опустошенной) или полной; мелкой и большой

б) поэтому душу невозможно увидеть, она непроницаема для чужого взгляда

Неслучайно у нас в языке есть такие пословицы и поговорки:

у него широкая душа

2. Душа – это некая ценность, которую можно заложить, продать, купить или которой можно завладеть

Вот одна из пословиц:

3. Душа противопоставляется телу

4. Душа – сердце

- Это подтверждает и синонимический словарь, где слово душа стоит в одном ряду со словом сердце.

Если нас что-то расстроило, то мы скажем:

Итак, душа в русском понимании – это вместилище эмоциональной жизни человека, его внутреннего мира. Чувства, мысли, желания, знания - все это сосредоточено в душе. Обычно это то, что скрыто от глаз.

Интересно, что, по наблюдениям исследователей, если в русском языке душа противопоставляется телу, то в англоязычном мире тело противопоставлено сознанию, а не душе.

6 слайд: ассоциативное поле

В нашем опросе приняли участие 42 человека, в возрасте от 17 до 60 лет. Аудитория: студенты, преподаватели колледжа, родители, знакомые. Каковы же ассоциации?

Особый концепт в русской культуре - РУССКАЯ ДУША - связан с русской ментальностью как общей духовной настроенностью, относительно целостной совокупностью мыслей, верований, навыков духа, слагающей картину мира и скрепляющей единство традиции каких-либо культуры или сообщества. Ментальность характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания, в этом смысле она представляет собой особый уровень мышления. Таким образом, ментальность – то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает повседневное представление человека о жизненном мире. Русская душа - это символ русского характера, русского народа, отражает уникальный менталитет русской нации. Душа занимает очень важное место в русской национальной культуре. Соборность как традиционный образ мышления и жизни России, является единством русского мышления и религиозной философии, соборность также является основной характеристикой духа России. В принципе сборность воплощает общий характер русского мышления к комплектности и целостности. Для русских, сборность является духовой силой, с помощью которой человек познает мир и делает практическую деятельность, сборность духа собирает все познавательные, эстетические, моральные и религиозные силы, только под влиянием духа сборности человек познает мир, и достигает истины. Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям.

По преданию, олимпийские игры, учредил Геракл.
К огорчению взрослых, я начал читать слишком рано.
Я очень испугалась, а он, напротив, проявил себя, как настоящий герой.
По моему мнению, она решала задачу не сама.
По-моему, наш класс самый спортивный.
Таким образом, эта задача решается очень легко.
Во-первых, его заставили обстоятельства.
Во-вторых, этому предшествует множество причин.
Бесспорно, это моя любимая игра.
Итак, начнем разговор.
По-видимому, ему было очень больно.
По моим наблюдениям, собаки доброжелательнее кошек.
С одной стороны, ваш ответ удовлетворительный.
С другой стороны, вы говорите полный бред.
Одним словом, вы бесподобны.

Часть А
1*. Главные слова в словосочетаниях:
1) УТВЕРЖДАЛ(х) верно;
2) очень ДОБРЫЙ(х);
3) птичье ПЕНИЕ(х) ;
4) НОЧЕВАТЬ(х) в шалаше.
*сравните с источником, где есть выделенные слова,
и выберите нужный ответ.

2. Эта пара слов не является словосочетанием:
1) вокруг земли (существительное с предлогом).

3. Неопределённо-личное предложение:
2) Дискуссию ОТЛОЖИЛИ на завтра.
(сказуемое без подлежащего, выражено глаголом во мн.ч. прош. вр.)

4. В этом предложении союз И связывает однородные члены:
2) ИДЁШЬ по осеннему лесу И ЛЮБУЕШЬСЯ его красотой.
(однородные сказуемые)

5. В этом предложениИ пропущена запятая перед союзом И:
4) Он рощи полюбил пустые, уединенье, тишину(,) и ночь, и звезды, и луну.

6. В этом варианте ответа указаны предложения,
в которых согласованные и нераспространённые определения обособляются: 3) А, Б.
А. Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.
Б. Ветер шевелил молодые листочки, яркие и к ле йкие.

Часть В.
7. Предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, обособляется:
2) Издали дом напоминал стеклянный шар, |забытый каким-то великаном среди лесной поляны|.

8. П редложение в котором допущена пунктуационная ошибка:
2) У тром я проснулся рано(,) и выглянул в окошко.
(запятая не нужна)

9. Т акая схема соответствует данному предложению
(Н ебо заволокло тучами, и стало совсем темно):
4) [ безличное], и [безличное].

10. Предложение с составным глагольным сказуемым:
1) На улице НАЧАЛ СГУЩАТЬСЯ сумрак .

Часть С
11. Односоставное неопределённо-личное предложение:
3) М еня здесь не понимают.

12. В этом ряду предложений есть неполное:
3) Куда ты собираешься? В университет?

13. В этом предложении есть однородные определения:
3) Вокруг тянулась ПЛОСКАЯ, УНЫЛАЯ степь.

14. В этом предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство:
3) Он почти всю свою жизнь, лет 50, проработал в газетах.

Язык, как известно, является исключительным атрибутом человека. Одновременно человек является центральной фигурой на той картине мира, которую рисует язык. Как показали исследования последних десятилетий, семантическая система языка основывается на принципе антропоцентризма: чтобы описать размер, форму, температуру, положение в пространстве, функцию и другие свойства предметов, язык в качестве точки отсчета использует человека. В зависимости от обстоятельств человек в языке фигурирует как субъект речи (говорящий), субъект сознания, восприятия, воли, эмоций и т.д. и даже просто как физическое тело, имеющее определенное строение (лицо, голову, ноги и т.д.) и занимающее определенное положение в пространстве. Фигура человека говорящего является центральной для категорий дейксиса, времени и модальности. Но не менее важную роль играет фигура человека и в лексике, в том числе предметной. Каков же этот человек? В статье Образ человека по данным языка Ю.Д.Апресян на основании анализа обширного круга русской лексики, описывающей действия и состояния человека, предлагает следующее его описание.

Человек в русской языковой картине мира предстает прежде всего как динамичное, деятельное существо. Он выполняет три различных типа действий – физические, интеллектуальные и речевые. Ему свойственны определенные состояния – восприятие, желания, знания, мнения, эмоции и т.п. Наконец, он определенным образом реагирует на внешние и внутренние воздействия. Каждым видом деятельности, типом состояния или реакции ведает своя система, которая локализуется в определенном органе. Иногда один и тот же орган обслуживает две системы (например, в душе локализуются не только эмоции, но и некоторые желания). Почти всем системам соответствует свой семантический примитив (т.е. элементарная, неразложимая единица семантического метаязыка, из которых строятся толкования). Таких систем в человеке восемь.

1) Физическое восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) – то, что обозначается словом чувства в одном из его значений. Оно локализуется в органах восприятия (глаза, уши, нос, язык, кожа). Семантический примитив – 'воспринимать'.

2) Физиологические состояния (голод, жажда, желание = 'плотское влечение', большая и малая нужда, боль и т.п.). Они локализуются в разных частях тела. Семантический примитив – 'ощущать'.

3) Физиологические реакции на разного рода внешние и внутренние воздействия (холод, мурашки, бледность, жар, пот, сердцебиение и т.п.). Реагируют различные части тела (лицо, сердце, горло) или тело в целом.

4) Физические действия и деятельность (работать, отдыхать, идти, стоять, лежать, бросать, рисовать, рубить, резать, ломать и т.д.). Они выполняются определенными частями тела (руками, ногами) или телом.

6) Интеллектуальная деятельность и ментальные состояния (воображать, представлять, считать, полагать, понимать, осознавать; интуиция, озарение; дойти , осенить; знать, верить, догадываться, подозревать, помнить, запоминать, забывать и т.д.). Интеллектуальная деятельность локализуется в сознании (уме, голове) и выполняется ими же. Семантические примитивы – 'знать' и 'считать'.

7) Эмоции (бояться, радоваться, сердиться, восхищаться, сожалеть, ревновать, обижаться и т.д.). Эмоции делятся на низшие, общие для человека и животного (страх, ярость, удовольствие), и высшие, свойственные только человеку (надежда, стыд, восхищение, чувство вины). Эмоции локализуются в душе, сердце и груди. Семантический примитив – 'чувствовать'.

8) Речь (говорить, сообщать, обещать, просить, требовать, приказывать, советовать, объявлять, хвалить и т.п.). Семантический примитив – 'говорить'.

Каждая система имеет определенную внутреннюю организацию; с другой стороны, системы взаимодействуют и образуют определенную иерархию.

Эмоции

1) Первопричина эмоции – обычно физическое восприятие или созерцание некоторого положения вещей. Так, например, нас злит то, что мы непосредственно воспринимаем, а возмущать могут и такие факты, сведения о которых мы получили из вторых рук.

2) Непосредственная причина эмоции – как правило, интеллектуальная оценка этого положения вещей как вероятного или неожиданного, как желательного или нежелательного. Роль этого фактора в возникновении эмоций была впервые указана еще Б.Спинозой и с тех пор отмечалась всеми исследователями. Причиной положительных эмоций (радости, счастья, любви, надежды, восхищения и т.п.) является наша интеллектуальная оценка каких-то событий как желательных, а причиной отрицательных эмоций (тоски, горя. ненависти, возмущения, отчаянья и т.п.) – оценка каких-то событий как нежелательных. Внутри каждого класса происходит более тонкая дифференциация: оценка может быть более рациональной (как, например, в сожалеть) или более непосредственной (как, например, в раскаиваться), оценка может быть обращена на другое лицо или на самого субъекта (так, обижаться можно только на другого, сокрушаться можно только по поводу собственных неудач, а досадовать или огорчаться – по любому поводу) и т.д.

4) Обусловленное интеллектуальной оценкой или собственно эмоцией желание продлить или пресечь существование причины, которая вызывает эмоцию. Так, в состоянии страха человек стремится прекратить воздействие на себя нежелательного фактора и для этого готов спрятаться, сжаться и т.п. В состоянии радости, наоборот, человек хочет, чтобы положительный фактор продолжал на него действовать.

5) Внешнее проявление эмоции, которое имеет две основных формы: а) неконтролируемые физиологические реакции тела на причину, вызывающую эмоцию или на саму эмоцию: поднятие бровей в случае удивления, сужение глаз в случае гнева, бледность от страха, пот от смущения краска на лице от стыда и т.п.; б) до какой-то степени контролируемые двигательные и речевые реакции (бегство в случае страха, агрессия в случае гнева и т.п.).

Помимо деления на первичные (базовые) и вторичные (окультуренные), эмоции делятся также на более и менее стихийные (в которых, соответственно, преобладает чувство или интеллектуальная оценка), более и менее интенсивные. Более стихийные эмоции концептуализуются как враждебная сила, физически овладевающая человеком, подчиняющая его себе. Так, страх охватывает человека, сковывает, парализует его; зависть пожирает, тоска наваливается, ревность мучает. Более интеллектуальные эмоции, даже очень сильные, не вызывает подобных образов.

Таким образом, понятие концепта пришло из философии логики, но в последние 15 лет оно переживает период активизации и переосмысления. Разные определения концептов позволяют выделить его следующие инвариантные признаки:

1) это основные единицы обработки, передачи и хранения информации;

2)концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

3)концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает

4)это основная ячейка культуры.

Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки челове­ческого языка кодируют в слове содержание этой системы.

Отсутствие единого определения связано с тем, что кон­цепт обладает сложной, многомерной структурой, включаю­щей помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколь­ко переживается им, она включает ассоциации, эмоции, оцен­ки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре.

Не вдаваясь в пространные комментарии приведенных пониманий, примем рабочее определение концепта и остановимся на нем :

1.4. Различные подходы к проблеме концепта.

Концепт — оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике.

Сейчас в лингвистической науке можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт — это то, что называет содержа­ние понятия, синоним смысла.

Второй подход привлечение в когнитивную лингвистику семантики языкового знака представляет единственным сред­ством формирования содержания концепта. Сходной точки зрения придерживается Н.Ф. Алефиренко, который также постулирует семантический подход к концепту, понимая его как единицу когнитивной семантики.

Сторонниками третьего подхода являются Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не не­посредственно возникает из значения слова, а является ре­зультатом столкновения значения слова с личным и народ­ным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью.

Концепт, согласно Е.С. Кубряковой, —- это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, кон­цептуальной системы мозга (lingvamentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. При анализе концепта она считает оправданным использование в когнитивной лингвистике понятий фона и фигуры, которые применяются в психологии при описании сенсорно-перцептивных процессов. Противопоставление фона и фигуры связано с осознанием человеком себя как ча­сти целого, себя (фигуры) на каком-то фоне (среды, простран­ства) и такое же понимание и всех других тел / вещей в мире. Это значит, что в основе языка и его категорий лежит нагляд­ный, телесный опыт человека и что только через использова­ние этого опыта человек выходит в более абстрактные сферы и строит свои представления о ненаблюдаемом непосредственно,

Определение значения через концептуальные структура является, по мнению Е.С. Кубряковой, новым подходом к свя­зыванию значения и знания.

1.5. Классификация концепта.

Концепты могут классифицироваться по различным осно­ваниям. С точки зрения тематики они образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы. Классифицированные по своим носителям концеп­ты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функциониру­ющие в том или ином виде дискурса: например, педагогичес­ком, религиозном, политическом, медицинском и др. Сам дис­курс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в со­знании носителей языка.

Читайте также: