Доклад защита детей от деструктивного контента в свете стратегии национальной безопасности рф

Обновлено: 02.07.2024

Главная угроза цифровизации — не нехватка бюджетов и даже не технологическое отставание. Куда большей бедой для развития бизнесов по всему миру стали киберпреступники и взятые ими на вооружение программы-вымогатели. В июле 2020 года ежедневно фиксировались 2300 случаев заражения устройств таким ПО. Спустя всего полгода эта цифра выросла более чем в 7 раз — до 17200 устройств.

  • Что нужно знать о тактиках злоумышленников, чтобы спасти свой бизнес?
  • Каким компаниям киберпреступники угрожают в первую очередь и какие цели они преследуют?
  • Какими будут последствия заражения, кроме необходимости платить выкуп?

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать исследование компании Fortinet о программах-вымогателях и основных проблемах, которые они вызывают.

За последний год 90% компаний по всему миру хотя бы один раз столкнулись с внешним вторжением. При этом почти две трети организаций (63%) пережили не менее трех атак! Причиной тому стала в том числе пандемия, которая усложнила обеспечение ИБ операционных технологий.

  • С какими угрозами чаще всего сталкиваются компании?
  • Почему растет количество внутрисистемных нарушений безопасности?
  • Как пандемия сказалась на конвергенции ИТ- и ОТ-сетей?

Зарегистрируйтесь, чтобы получить исследование о состоянии операционных технологий и информационной безопасности в 2021 г.

ИБ в приоритете

Информационная безопасность (ИБ) вошла в перечень стратегических национальных приоритетов новой Стратегии национальной безопасности России — наряду с безопасностью в сферах экономики и экологии, обороноспособностью страны, сбережением народа и развитием человеческого потенциала.

Стратегия, обновляемая раз в шесть лет, была утверждена указом Президента России Владимиром Путиным 2 июля 2021 г. Предыдущий аналогичный документ был подписан им же в декабре 2015 г. ИБ в качестве приоритета в нем не упоминалась.

Рассматриваемая стратегия является базовым документом планирования, определяющим национальные интересы и приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости нацбезопасности и социально-экономического развития страны.

putin600.jpg

Что касается приоритетов, в число которых вошла ИБ, то они в рамках стратегии определяют направления концентрации усилий и ресурсов органов власти, организаций и институтов гражданского общества для обеспечения защиты национальных интересов России.

В чем важность информбезопасности

В стратегии важное значение ИБ для общей безопасности России объясняется рядом соображений. В документе говорится, что быстрое развитие ИКТ сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства, расширяется использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности.

Помимо этого активизируется деятельность зарубежных спецслужб по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве. Вооруженные силы таких государств отрабатывают действия по выведению из строя объектов критической информационной инфраструктуры России (КИИ).

Целью обеспечения информбезопасности в стратегии заявлено укрепление суверенитета России в информационном пространстве, а достижение этой безопасности должно осуществляться путем реализации госполитики, направленной на решение ряда тематических задач.

В их числе указаны формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информинфраструктуры страны и устойчивости ее функционирования, развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз ИБ, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз, а также предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информресурсы, включая объекты КИИ.

Помимо этого в число задач входят создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием ИКТ, повышение защищенности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи России, российского сегмента интернета, иных значимых объектов ИКТ инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля над их функционированием.

Кроме того, в понимании авторов документа, необходимо снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных.

Также необходимо предотвращение и (или) минимизация ущерба нацбезопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки, обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием ИКТ, укрепление информационной безопасности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники.

Среди других задач — развитие сил и средств информационного противоборства, противодействие использованию информационной инфраструктуры России экстремистскими и террористическими организациями, спецслужбами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество, совершенствование средств и методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления, обеспечение приоритетного использования в информинфраструктуре страны российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и госуправления.

И наконец, на данном поприще требуется укрепление сотрудничества России с иностранными партнерами в области обеспечения ИБ, в том числе в целях установления международно-правового режима обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике России, развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения ИБ страны.

ИТ для обеспечения экономической безопасности

Отметим, что информационные технологии также фигурируют в разделе стратегии, посвященном экономической безопасности страны. В частности в перечне задач, которые должны быть решены в данной сфере упоминается повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест.

Наконец, еще одной задачей заявлено развитие радиоэлектронной промышленности, производства информационных технологий и оборудования, необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного управления.

Сего­дня, 25 октяб­ря состо­я­лось засе­да­ние Обще­ствен­но­го сове­та при Рос­ком­над­зо­ре, в рабо­те кото­ро­го при­нял уча­стие пред­се­да­тель коми­те­та Гос­ду­мы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хинштейн.

В ходе засе­да­ния Обще­ствен­но­го сове­та были обсуж­де­ны вопро­сы рас­про­стра­не­ния в интер­не­те кон­тен­та, при­чи­ня­ю­ще­го вред здо­ро­вью и раз­ви­тию детей, а так­же пред­ло­же­ния Рос­ком­над­зо­ра по изме­не­нию зако­но­да­тель­ства в сфе­ре защи­ты под­рас­та­ю­ще­го поколения.

В докла­де замгла­вы Рос­ком­над­зо­ра В.Субботина про­зву­ча­ло пред­ло­же­ние рас­про­стра­нить тре­бо­ва­ния к мар­ки­ров­ке и воз­раст­ным огра­ни­че­ни­ям кон­тен­та, кото­рые уже суще­ству­ют для веща­тель­ных теле­ка­на­лов на аудио­ви­зу­аль­ные сервисы.

Рас­про­стра­не­ние в интер­не­те и через аудио­ви­зу­аль­ные сер­ви­сы кон­тен­та, спо­соб­но­го при­чи­нить вред детям, вызы­ва­ет серьез­ную обес­по­ко­ен­ность в обществе.

В ходе состо­яв­шей­ся дис­кус­сии было пред­ло­же­но про­ве­сти систем­ную сов­мест­ную рабо­ту обще­ствен­ных и госу­дар­ствен­ных струк­тур, раз­ра­бо­тать мето­ди­ку и пред­ло­же­ния по регу­ли­ро­ва­нию аудио-визу­аль­но­го кон­тен­та для того, что­бы огра­дить детей от деструк­тив­но­го воз­дей­ствия на под­рас­та­ю­щее поколение.

По его сло­вам, во мно­гом, ответ­ствен­ность за то, что­бы научить детей кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию, уме­нию отли­чать прав­ду от фей­ков лежит на роди­те­лях и систе­ме обра­зо­ва­ния. Он так­же отме­тил, что на зако­но­да­тель­ном уровне необ­хо­ди­мо закре­пить нор­мы и тре­бо­ва­ния, что­бы сде­лать интер­нет без­опас­ной и полез­ной сре­дой для под­рас­та­ю­ще­го поколения.

Чле­ны Обще­ствен­но­го сове­та под­дер­жа­ли ини­ци­а­ти­вы Рос­ком­над­зо­ра и отме­ти­ли, что госу­дар­ство обя­за­но защи­тить детей от деструк­тив­ной информации.

Напом­ним, что регу­ли­ро­ва­ние воз­дей­ствия циф­ро­вой сре­ды на несо­вер­шен­но­лет­них ста­но­вит­ся миро­вым трен­дом. Шаги для реше­ния этой про­бле­мы пред­при­ни­ма­ют­ся в Австра­лии, Вели­ко­бри­та­нии, Китае. Экс­пер­ты неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ли, что и Рос­сия не может оста­вать­ся в сто­роне от это­го процесса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обеспечение информационной безопасности детей

Актуальность информационной безопасности детей

Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:

- Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;

- Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;

- Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);

- Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

Особая категория информации, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Следующим важным фактором стало принятие согласно плану мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Концепции информационной безопасности детей, утверждённой Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года.

Согласно тексту Концепции информационной безопасности детей семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

-формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

-повышение уровня медиаграмотности детей;

-формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке; ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

- воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

- усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

- развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

- удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

- развитие творческих способностей детей;

- воспитание у детей толерантности; развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и гендерной);

- формирование здоровых представлений о сексуальной жизни человека; эмоционально-личностное развитие детей;

- формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;

- воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.

Концепция информационной безопасности детей

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей. Информационная безопасность – это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети Интернет, но и о других источниках – ТВ, радио, книги и пр. Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Уроки и занятия по вопросам информационной безопасности возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

- Дискуссии или дебаты;

- Подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

- Квесты, премии, конкурсы и олимпиады;

- Анкетирование, исследования и опросы;

-Тесты и викторины;

-Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;

-Семинар, вебинар или занятие с приглашенным экспертом.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

-Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.

- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Немалое значение имеет участие власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом учебном заведении должны действовать локальные акты, отражающие и конкретизирующие федеральные положения, адаптирующие их под конкретные условия.

Родительский контроль

Как можно сохранить информационную безопасность детей? Этот вопрос беспокоит многих взрослых. Одним из эффективных способов защиты считается сегодня родительский контроль. Эта опция присутствует в функционале большинства антивирусных программ. Кроме этого, родительский контроль можно установить с помощью специальных программ. Эта опция позволяет настраивать ПК так, чтобы конкретный пользователь, т. е. ребенок в данном случае, не имел доступа к каким-либо интернет-ресурсам, не мог запустить приложения (к примеру, игры) либо мог пользоваться компьютером только определенное время.

Достоинства и недостатки родительского контроля

Блокировка сайтов

Родительский контроль, безусловно, хорошая опция в антивирусной программе - информационная безопасность детей будет обеспечиваться на необходимом уровне (во всяком случае, когда ребенок с компьютерными настройками на "вы"). Между тем рано или поздно несовершеннолетний сможет попасть на запрещенные когда-то сайты. Он может оказаться не готов к информации, содержащейся в них. Ставить блокировку или нет – решать каждому родителю. Несомненно, есть контент, доступ к которому должен быть однозначно запрещен. Это порнографические сайты, реклама, ведущая на них, чаты знакомств и пр. Блокирование рекламы полезно не только детям, но и взрослым. Ведь без надоедливых баннеров работать на компьютере гораздо приятнее.

Мнения специалистов

Многие эксперты полагают, что родительский контроль – важнейший инструмент, позволяющий обеспечить и сохранить информационную безопасность детей в сети Интернет. Однако специалисты делают важную оговорку. Подходит этот инструмент для детей младшего возраста. Информационную безопасность в Сети для детей старшего возраста можно обеспечить другими способами. О них - далее.

Контроль пользования ПК

Необязательно ставить пароль на компьютер. Зачастую достаточно разместить ПК так, чтобы он был на виду у взрослых. В этом случае несложно контролировать процесс пользования компьютером. При этом действия родителей будут более корректными и тактичными. Взрослые смогут незаметно для ребенка наблюдать за его действиями и координировать их.

Рекомендации специалистов

Эксперты не рекомендуют ставить компьютер в комнате ребенка, покупать ему современные гаджеты, в т. ч. планшеты и смартфоны. Как показывает статистика, в настоящее время почти половина детей младшего школьного возраста пользуются модными телефонами и имеют доступ в сеть Интернет. При этом совершенно неясно, зачем им такие гаджеты. Ведь дети имеют неконтролируемый доступ к интернету, могут стать жертвой грабителей. Если нужна связь с ребенком, достаточно купить ему обычный телефон. Если же родители решают приобрести модный смартфон, целесообразно установить на нем родительский контроль.

Направляем энергию ребенка в нужное русло

Все существующие сегодня риски, прямо говоря, паразитируют на неспособности детей самостоятельно отсеивать ненужную информацию. Проблема осложняется еще и снижением уровня культуры в стране, недостаточной эффективностью механизма социальной адаптации подрастающего поколения. Сегодня, к сожалению, детям часто негде получить социальные навыки, необходимые им. У них нет источника моральных ценностей. То, что дают родители и школа, - важно. Но этого сегодня крайне мало. На родителей сегодня возлагается большая ответственность. Взрослым приходится прививать детям культуру, повышать ее уровень. Это очень сложная задача. Дело в том, что сегодня идет непрерывная пропаганда культа денег, потребления, бескультурья, "крутизны". Устранить ее негативные влияния трудно. Родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, обсуждать события, происходящие в его жизни. К примеру, если ему нравится смотреть в интернете фильмы, вполне можно поговорить об этом, заодно рассказать об истории кинематографа или интересных фактах. Важно показать ему действительно качественные и хорошие фильмы, наполненные смыслом. Если ему интересны гаджеты, стоит приобрести полезный предмет. Например, электронную книгу. Возможно, она поможет привить любовь к чтению. Если ребенок интересуется структурой сайтов, содержимым компьютера, вполне вероятно, что из него вырастет хороший программист. Возможно, стоит отдать его в кружок юных программистов. Нужно помогать ребенку раскрывать свои таланты. Кроме родителей, никто этого не сделает.

Формирование единого информационного поля

Ребенок и его родители должны находиться в едином информационном пространстве. Это не означает, что взрослым надо во всем потакать детям. Напротив, нужно постоянно взаимодействовать с ребенком, договариваться с ним, изменять его окружение в лучшую сторону. Разумеется, необходимо стараться проводить с ним как можно больше времени.

Важный момент

Надо сказать, что нередко родители сами возводят перед детьми стену. Иногда это обусловлено нежеланием понять ребенка, безразличием к нему, к его интересам, чувствам, переживаниям. Преодолевать стену очень сложно. Важно создать такие условия в семье, в которых ребенок спокойно смог бы делиться своими переживаниями. Взрослым, в свою очередь, необходимо чутко относиться к ним.

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

-Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний и проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в частности для демонстрации видеоматериалов по данным вопросам.

- Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей и законных представителей обучающихся классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся и родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска.

-Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся.

-Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве.

-Размещение на сайте образовательной организации, средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

В настоящее время перед родителями стоит непростая задача. Им нужно самим формировать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не будет пропадать в интернете, если будет занят интересными для него делами. Разумеется, в процессе учебы ему придется пользоваться Сетью. Возможно, стоит составить памятку по информационной безопасности. Для детей очень важно участие родителей в их жизни. Нужно объяснить им, почему те или иные ресурсы и спользовать нежелательно. Важно дать понять детям, что взрослые заинтересованы в их нормальном развитии.


Политика России в сфере обеспечения безопасности детей является неотъемлемой составной частью общей политики государства.

Ущемление прав ребенка в Российской Федерации продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем общества. Признание детей самостоятельными субъектами права требует выработки гарантий для обеспечения и защиты их как носителей данного права, поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в том, чтобы обстановка, в которой он развивается как до, так и после рождения была безопасной. Забота о безопасности детей предполагает создание не только со стороны родителей, но и со стороны государства безопасных условий для их полноценной жизни. Государство путем должной поддержки извне проводит особую социальную политику защиты семьи и детства. Обеспечение безопасности детей тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей.

Как показывает практика, имеют место‭злоупотребление ро‭дителями такими нео‭тъемлемыми правами ребенка, как право‭ жить и во‭спитываться в семье, на ро‭дительскую забо‭ту и любо‭вь, уважение чело‭веческо‭го‭ до‭сто‭инства. Широ‭ко‭ распро‭страненные в ро‭ссийско‭м о‭бществе пьянство‭ и нарко‭мания со‭про‭во‭ждаются распадо‭м лично‭сти, и чело‭век превращается в жесто‭ко‭е и агрессивно‭е существо‭, в о‭бществе ко‭то‭ро‭го‭ живут дети, набирающиеся о‭трицательно‭го‭ о‭пыта и приво‭дящего‭ в будущем к их девиантно‭му по‭ведениюСреди средств защиты прав ребенка главно‭е место‭ занимают право‭вые средства. Их до‭стато‭чно‭ бо‭льшо‭е ко‭личество‭, но‭ эти меры не всегда применяются на до‭лжно‭м уро‭вне. На сего‭дняшний день бо‭лее 140 но‭рмативно‭-право‭вых акто‭в прямо‭ или ко‭свенно‭ направлены на защиту прав детей.‬

В связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия во всем мире ярко проявилась острота вопросов защиты детей, Российская Федерация в 1990 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая оказала большое влияние на Семейный кодекс РФ, особенно в части, посвященной правам ребенка в семье. Так, ч.2 ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1, с. 15]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [2, с. 26].

Не менее значимая причина, оказывающая крайне нежелательное воздействие на ребенка, заключается в неблагополучии его семьи, где формируется его физическое и духовное здоровье. Ярким свидетельством этого служат статистические данные о лишении родительских прав.Так, число‭ лиц лишенных ро‭дительских прав, со‭ставило‭ в 2007 г. — 66 090 чело‭век, в 2010 г. — 55 847 чело‭век, в 2011 г. — 50 788 чело‭век, 2012 год — 44,1 тыс. человек, в 2013 году таковых было 40 тыс. [4, с. 72–73]. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12 % — в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5 % — за злоупотребление родительскими правами. Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике социального сиротства/

Согласно мировой статистике, в 30–50 процентах случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети. Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и надзору над детьми.

Так же остро стоит вопрос, о том, что в России отсутствует дееспособная система защиты ребенка от ненадлежащего информационного контакта в СМИ. Средства массовой информации становятся источником информационного насилия, негативно воздействуют на здоровье и благополучие ребенка. Обеспечение информационной безопасности — это деятельность, направленная на предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

В Национальной стратегии говорится о таких основных задачах как:

 сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

 повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;

 обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

 обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и самореализации. Для того, чтобы создать эффективную систему защиты интересов ребенка, нужен действенный контроль со стороны государственных органов, а также проведение своевременной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми. С наступлением XXI в. тревога за подрастающее поколение, если не достигла своего апогея, то возросла многократно [7, с. 56].

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат. На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.

Взаимо‭связь интересо‭в ребенка, семьи, го‭сударства о‭чевидна. Право детей на безопасность не может рассматриваться в разрыве от развития общества и государства. Лишь гармоничное сочетание безопасности личности, семьи, государства и общества позволит в конечном итоге обеспечить безопасность детей.‬

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, семья, Национальная стратегия, Россия, чело век, жестокое обращение, Национальная стратегия действий, раннее выявление, эффективная защита.

Похожие статьи

Дети России как фактор национальной безопасности

В начале XXI века в России насчитывалось около одного миллиона детей-сирот

Кислицына О. А. Здоровье детей — богатство нации: тенденции, факторы риска, стратегия сбережения / О. А. Кислицына.

Феномен жестокого обращения с детьми | Статья в журнале.

ребенок, жестокое обращение, проблема насилия, Россия, насилие, защита детей, Российская Федерация, полноценная жизнь, комплексная проблема, ведомственная принадлежность.

Детская беспризорность в контексте проблемы национальной.

семья, жестокое обращение, ребенок, насилие, проблема, отношение, член семьи

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных.

Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов.

Реализация положений Стратегии национальной безопасности.

Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 (далее – Стратегия), национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных.

В течение 2013 г. реализовывался План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р.

Новая редакция отсрочки отбывания наказания – новые проблемы

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв.

Российская Федерация, СК РФ, родитель, ребенок, РФ, срок, УК РФ, орган опеки, обязанность родителей, административный штраф.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот.

В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей.

1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г. долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %.

Читайте также: