Доклад об истории кукол

Обновлено: 28.06.2024

Всю историю кукол охватить невозможно. Нам лишь хотелось чуть пошире приоткрыть эту страницу нашей жизни. И, как всегда, новое знание повлекло за собой лишь новые вопросы и неразгаданные тайны.

Куклы идут рука об руку с человеком буквально с самого начала времён: при археологических раскопках всех угасших земных цивилизаций обязательно находят кукол.

В куклах и их особенностях отражается исторический путь развития народа, его менталитет и культура. Однако нечто общее есть у кукол всех племён. Кукла всегда сочетала в себе несколько функций. Важнейшей из них было олицетворение – людей, животных, природных явлений, болезней и пр.

Кукла могла персонифицировать что угодно. Этим она делала опасный окружающий мир ближе и понятнее. Так люди вводили что-то большое, не поддающее их разумению и контролю, в свой привычный обиход, низводили необъятное до вполне осязаемых размеров. И тревожащие явления становились не такими ужасными, ведь между ними и человеком вставал посредник – кукла.

Так может ли такой важный элемент культуры, как кукла, быть только игрушкой?

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

Сейчас археологи почти уверены, что первых кукол люди использовали вовсе не для развлечения.

Кукла могла воплощать не только страшные, но и добрые силы. И часто кукол использовали в качестве оберега или для лечения. Скорее всего, так и появились игрушки. Когда однажды из подручных средств (сладкой травы и скрученных веточек) мать смастерила игрушку-оберег, похожую на человечка, её ребёнок получил первую в истории куклу.

Но, наверняка, это время ещё отодвинется, т.к. археологи находят гораздо более древние предметы, с помощью которых могли быть созданы куклы.

Из археологических исследований стало ясно, что сначала кукол использовали как для игры, так и в качестве ритуального предмета. Однако это были разные виды кукол.

ДРЕВНИЙ МИР

С развитием цивилизации упростилась жизнь, дети дольше оставались детьми, соответственно, роль куклы, как игрушки расширялась. Хотя ещё долго кукла будет играть и другие роли.

Со временем мастера-изготовители кукол стали уделять большее внимание деталям: у кукол появились лица, волосы и одежда.

Первые куклы в Древнем Египте были плоскими. Их вырезали из дерева или кости, одежду рисовали прямо на теле, а волосы делали из глиняных бусинок – повторяя модные в то время причёски, состоящие из множества косичек. При этом часто у куклы не было ног – их специально закругляли, т.к. считалось, что если сделать кукле ноги, она сможет убежать от своей хозяйки. Подобные куклы служили игрушкой и оберегом для ребёнка.

В Древнем Риме девочкам дарили кукол в дни сатурналий (празднования конца сбора урожая и пришествия нового года). Куклы сопровождали молодую римлянку вплоть до дня свадьбы. В день своего замужества девушка приносила их в жертву богине Венере, отрекаясь от детства и девственности. А вот если девочка умирала до свадьбы, куклу хоронили вместе с ней, чтобы та развлекала и охраняла её в загробном мире.

Кукла, найденная в захоронении Креперейи Трифены. Сделана из слоновой кости, II век до н.э., Капитолийский Музей в Риме.

Кукла, найденная в захоронении Креперейи Трифены. Сделана из слоновой кости, II век до н.э., Капитолийский Музей в Риме.

Так под конец этого исторического периода обе роли куклы объединились в одном теле.

СРЕДНИЕ ВЕКА

В Средневековье образы кукол стали усложняться. Куклы становились более художественными, и их создание стало более трудоёмким. Поэтому появилась специализация мастеров. Теперь каждый ремесленник занимался своим делом: плотник создавал кукольную мебель, гончар посуду, а портной наряды. Кстати, куклы оделись в специально для них сшитые платья только в XV-XVI вв. До этого одежду на куклах, рисовали, вырезали или приклеивали.

Европа (в основном, Англия, Франция и Германия) стала колыбелью кукольного производства, причём в каждой стране сложились свои традиции.

В Англии кукол делали из дерева. Тонкую работу выполняли резчики-кукольники, которые считались очень уважаемыми мастерами. Их творения стоили очень дорого и ценились чрезвычайно высоко. Этих кукол вручали короли в качестве очень почётной награды за особые заслуги перед страной.

А вот Франция уже в XIV веке закрепила за собой звание законодательницы мод. И из Парижа во все концы просвещённой Европы рассылались куклы, одетые в модные платья. Первые такие куклы делались из воска, иногда даже в человеческий рост. Их дарили друг другу королевы и заказывали богатые аристократки. Позднее подобные куклы стали называться Пандорами.

Как видим в Средние века, куклы также использовались не только для игры. Они были слишком дорогими и хрупкими, чтобы давать их в руки ребёнка. Зато отлично служили аристократии и знати в качестве особых подарков и предметов роскоши, словом куклы считались элитным увлечением для взрослых.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В XVIII веке мастера стали создавать кукол всё дороже и эксклюзивнее. Новейшим словом в кукольном производстве стали механические игрушки, которых делали часовщики. Особенно в этой сфере отличались французские умельцы.

Один из них наиболее почитаемых – великий игрушечный мастер Жак де Вокансон. Его куклы утка и флейтист – самые известные представители эры механических игрушек.

Эти удивительные куклы приводили публику в восторг тогда. И восхищают зрителей даже сейчас, в наш искушённый гаджетами век. Подобные механические куклы по праву назывались произведениями искусства. Они создавались в единственном экземпляре и стоили баснословных денег. Так что такие игрушки покупали себе очень богатые люди, ценители прекрасного.

Промышленная революция, начавшаяся в XIX веке, сильно изменила жизнь людей. Вопреки логике, это случилось не постепенно, а вдруг. Это, пожалуй, единственный резкий скачок в истории производства кукол. С внедрением паровых машин создание кукол постепенно ушло из сферы ручного труда. Куклы стали создаваться промышленным способом.

В то же время случился ещё одним важный идейный прорыв: появление куклы-младенца . Их изобретательницей считается мадемуазель Уре. До этого куклы изображали в основном взрослых людей, так что bébé – умилительная кукла-ребёнок мгновенно завоевала сердца всех без исключения! Чрезвычайно популярны такие куклы-младенцы были в викторианской Англии, их делали из воска, и получались они удивительно реалистичными.

От фарфора до пластика

Дальнейшее развитие кукол шло по пути совершенствования материала, из которого они были сделаны.

Конечно, уникальные куклы не сразу сдали свои позиции. Вначале эры промышленной революции кукол создавали небольшими тиражами. Делали 5-25 копий, затем форма торжественно разбивалась. Копии отличались от своей старшей сестры одеждой, цветом глаз и волос и аксессуарами. Так или иначе, у каждой куклы была своя индивидуальность.

Что фарфоровые, что восковые куклы требовали бережного обращения и служили, скорее, украшением интерьера богатых домов (уже простых буржуа, а не только аристократии). Детям таких кукол давали только по праздникам, под честное слово обращаться с ними аккуратно и только под присмотром взрослых. В богатых семьях считалось престижно хранить и выставлять эти сокровища, которые услаждали взоры гостей дома и одновременно намекали на благосостояние хозяев.

Но по-настоящему всё перевернуло изобретение пластика. Активное промышленное использование этого материала началось с середины XX в. Дешёвый и удобный в производстве, долгосрочный, износостойкий, легко поддающийся формовке и обработке – материал оказался настоящим волшебным подарком для производства игрушек. Вот теперь детские игрушки стали доступны абсолютно каждой семье.

Куклы из него были дёшевы и прочны. С этого времени дети получили множество удобных игрушек, а область уникальных кукол постепенно стала приходить в упадок. Несмотря на то, что единственные в своём роде экземпляры ещё создавались, их уже настойчиво вытесняло массовое производство.

В XX в. практически у каждого ребёнка появилась яркая игрушка и даже не одна. Счастливые дети не ревели над разбитыми любимицами, а наслаждались игрой во всю.

Ни тепла рук, ни души мастера в них уже не ощущалось. И это продолжалось долгое время: дети играли в разнообразные дешёвые пластмассовые игрушки, а избранные любители пытались найти уцелевшие экземпляры антикварных кукол, которые ещё хранили дыхание старины и неповторимость вещи, сделанной вручную.

Французская актриса Алис Делисия со своими будуарными куклами, 1934 Будуарные куклы вошли в моду в 1907 году в качестве модного женского аксессуара и украшения интерьера. Фото ©?

Французская актриса Алис Делисия со своими будуарными куклами, 1934 Будуарные куклы вошли в моду в 1907 году в качестве модного женского аксессуара и украшения интерьера. Фото ©?

Сейчас куклы ассоциируются в основном с порой детства. Хотя коллекционирование кукол, украшение ими интерьера, использование их в качестве модных моделей и пр. – давнее увлечение, доступное лишь элите.

Однако и в наш век заводов и фабрик есть свои плюсы. Упрощение производства кукол позволило многим людям с совершенно разными финансовыми возможностями прикоснуться к коллекционированию кукол. И вот уже больше 20 лет формируется новая сфера в коллекционном мире – коллекционирование современных кукол.

Современные коллекционные куклы бывают совершенно различные. Они создаются авторами вручную и фабрично; их делают из фарфора, пластика, тканей и множество других материалов; их рост разнится от 6 см до 1,5 м; для них придумывают абсолютно любые образы: феи, модные красотки, доверчивые девочки, сказочные герои, селебрити…

Единственное, что объединяет всех коллекционных кукол – это их эксклюзивность, ограниченность тиража. Хотя впрочем, есть и ещё одно отличие: каждая коллекционная кукла – это всегда произведение искусства, а, некоторые из них – настоящие шедевры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа:

История возникновения куклы.

hello_html_m153c527e.jpg

Работу выполнила: ученица 2 класса

Руководитель: Храбалова Галина

1.1. Что такое кукла и её особенности ………………………………………..

1.2. Когда появилась первая кукла……………………………………………

2. Практическая часть работы ………………………………………………….

2.2. Встреча с творческими людьми………………………………………

2.3.Изготовление куклы скрутки и мочальной куклы Луковка…………..

IV . СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..….

I . ВВЕДЕНИЕ

Дома у меня много кукол. Я очень люблю играть с ними. Шью им наряды, разговариваю с ними. От мамы мне досталась кукла, с которой она играла в детстве. Мамина кукла совсем не такая, как мои куклы. Я поинтересовалась у мамы, какие ещё куклы у неё были, и какие у бабушки. Бабушка, Самохвалова Вера Ивановна, рассказала, что у неё в детстве куклы были самодельные из тряпок, из травы, мочала. Меня это очень заинтересовало, и захотелось узнать- какими куклами играли раньше. Ведь кукла – самая популярная игрушка.

У меня возникло много вопросов:

Что такое кукла?

Когда и где появилась первая кукла? Какие же куклы были раньше и как с ними играли?

Из чего делали кукол? Как их делали?

Цель исследования: история возникновения куклы, её назначение и связь с народными традициями.

Задачи проекта:

 Познакомиться с историей возникновения куклы;

 Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;

 Изготовить традиционные народные куклы и сувенирную мочальную куклу Луковка;

 Выявить информированность современных детей по теме исследования.

Актуальность исследования: я думаю, что тема исследовательского проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Гипотеза : на игрушку куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Объект является - традиционная русская кукла.

Предмет исследования - процесс изготовления традиционной русской куклы.

Были использованы следующие методы:

 изучение литературы и обобщение полученной информации;

 социологический опрос (подтверждение гипотезы);

встреча с творческими людьми.

Чтобы ответить на возникшие у меня вопросы я обратилась маме, бабушке, творческим людям, искала материал в Интернете, изучала научно-познавательную литературу, проводила опрос среди учащихся 1-2 классов.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический обзор темы

1.1. Что такое кукла и её особенности.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратились к словарю С. И. Ожегова. Там объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Из Интернета узнала, что по мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие.

На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.

1.2. Когда появилась первая кукла?

Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта . Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки ещё 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. Таким куклам можно было делать прически, а также одевать и раздевать их. Доказательством тому служат египетские барельефы, на которых видно, что дети играют куклами.

hello_html_cc05d99.jpg

В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. В основном игрушки делали из глины, реже из воска. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.

В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами. Самыми дорогими куклами считались игрушки из слоновой кости. Часто их использовали не только для забавы, но и в различных ритуалах (свадебных).

В Древней Руси также знали о куклах . В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. По мере взросления девочки сами начинали мастерить себе кукол.

hello_html_m6d5e304.jpg

Первые куклы были достаточно примитивными, но их старались сделать похожими на людей, поэтому уже у доисторических кукол двигались руки и ноги. Вплоть до 19 века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные куклы шили или вязали их мамы.

В середине 19 столетия, когда стал очень популярен фарфор, куклы стали делать из него. Пластиковая или резиновая кукла стала обычной для детей во всём мире. А продаваться такие куклы стали только в 1940-х годах.

hello_html_4d463f7.jpg
hello_html_m279e4af0.jpg

Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.

По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые.

1.3.Типы и назначения кукол

1.3.1. Куклы – обереги

Куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы делали свёрнутыми из лоскутов и перевязанными нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).

hello_html_m42dea1bb.jpg

Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

hello_html_16da64a0.jpg

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

hello_html_m4310b2ae.jpg

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали Вепсскую куклу . Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

hello_html_m69b55e2.jpg

1.3.2. Игровые куклы

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.

Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка . Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

hello_html_m2e01bfb0.jpg

В подарок на именины делали куклу Ангелочка.

hello_html_m552de952.jpg

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника . Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

hello_html_m5e8b272.jpg

hello_html_m2b5cd52b.jpg

1.3.3. Обрядовые куклы

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

hello_html_m1276ef06.jpg

Домашняя Масленица. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. На следующий год кукла сжигалась.

hello_html_6a06b178.jpg

Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

hello_html_m480a7d94.jpg

Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

hello_html_76ec8efd.jpg

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку . Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

hello_html_33d18c53.jpg

2. Практическая часть работы

2.1. Социологический опрос

Я решила провести социологический опрос среди учащихся 1-2 классов и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах.

Было опрошено 35 учащихся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какие игрушки есть у тебя?

2. Какие из них ты любишь больше всего?

3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?

4. Какие народные куклы тебе известны?

Результаты социологического опроса приведены в таблицах. (Приложение 1).

Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому я решила поделиться своими навыками, которые приобрела во время исследовательской работы и встречи с творческими людьми.

2.2. Встреча с творческими людьми.

Кривова Татьяна Ивановна

Бабушка Татьяны Ивановны, Домна Ивановна, была мастерицей, рукодельницей. В трудные послевоенные годы негде было купить игрушки для детей, и бабушка внукам делала куклы из мочала и тряпок. Как-то Татьяна Ивановна, работая кистью из мочала, вспомнила своё детство и мочальную бабушкину куклу. Решила сделать такую же, получилась. С каждым разом получалось всё лучше и разнообразнее. Голова у куклы похожа на лукавицу. Арзамасский район славился как луковый край, так и стала кукла Луковка. И вот уже 20 лет Кривова Т.И. делает мочальную куклу. Эта кукла - сувенирная, большим спросом пользуется у туристов. Татьяна Ивановна проводит мастер-класс в Центре Ремёсел Арзамасского района по изготовлению куклы Луковка.

hello_html_m384dbc64.jpg
hello_html_6eafaf56.jpg

Пупкова Ольга Семёновна

В р.п. Выездное живёт Ольга Семёновна Пупкова. Ей сейчас 85 лет. Дома у неё большая коллекция разных кукол. Куклы она шьёт сама с детства и по сегодняшний день. Я побывала у неё в гостях и поинтересовалась о её увлечении. Первую куклу Ольга Семёновна сшила в 1936 году. На тот момент ей было 8 лет. Семья у неё была большая, жили бедно, игрушек не было, поэтому стала шить куклы своими руками. Первая кукла Ольги Семёновны была сделана из мочала, так как выбора не было из какого материала мастерить куклу. Сейчас она шьёт куклы из разного материала, использует любые ненужные вещи, остатки ткани, атласные ленты. В создании кукол помогает ей её фантазия, а также большой опыт. Свои работы Ольга Семёновна выставляет на разные конкурсы и выставки. Делится опытом перед школьниками и детьми дошкольного обучения.

hello_html_m1b6638f2.jpg
hello_html_m47307ecc.jpg

2.3. Изготовление мочальной куклы Луковка.

Кукла сувенирная. Кукла в подарок. Сделайте мочальную куклу своими руками и подарите её подруге, маме, бабушке и все будут очень рады. Подарок к празднику готов.

Для выполнения работы понадобилось: мочало и лоскутки ткани для одежды.

1.Плетутся косички для ручек и ножек.

hello_html_m2f0d12b.jpg

Берётся мочало, сгибаем пополам и крепим ножки, а потом ручки. Кукла делается кверху ножками.

hello_html_m63a0acf2.jpg

Крутим шарик из мочала и вставляем в середину основы куклы и завязываем.

hello_html_5e0a7636.jpg

4.Для куклы- девочки плетём косички. Для куклы-мальчика делаем стрижку или шапочку.

Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 5
1.1. Разновидности кукол 5
1.2. История появления кукол 8
Глава 2. Куклы в педагогической практике 15
2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых 15
2.2. Куклотерапия 18
Заключение 21
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

История появления кукол.doc

Министерство образования и науки РФ

История появления кукол

Введение

Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Религиозные мистерии дали начало такому виду искусства, как театр кукол; позднее появились спектакли на светскую тему. В разных странах возникали свои виды кукол и представлений, ставших впоследствии традиционными. Многие из них дошли и до наших дней.

На данный момент существует множество книг, посвященных народной кукле – научных, научно-популярных, а также руководств по изготовлению кукол, широко использующихся в детских садах, школах, творческих кружках. Кукольные представления нашли применение не только в развлекательных целях, но и в методиках психологической коррекции, рассчитанных на детей с трудностями поведения и общения. Коллекционирование и изготовление кукол стало популярным хобби не только среди детей, но и среди взрослых.

Специалисту по работе с детьми, социальному педагогу необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.

Цель данного доклада – показать значимость кукловедения как дисциплины для подготовки будущего педагога. Объектом исследования служит кукловедение как дисциплина, включающая в себя совокупность знаний о куклах и их применении в работе с детьми. Предметом исследования – куклы как средство развития детей.

В первой главе рассматривается история возникновения и развития кукол, а также их разновидности. Вторая глава посвящена применению кукол в педагогической практике.

Глава 1. История возникновения и разновидности кукол

1.1. Разновидности кукол

В широком смысле слова кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо. По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

  • игровые куклы;
  • обрядовые куклы;
  • обережные куклы;
  • театральные куклы.

Первые куклы носили обрядовый и обережный характер, участвуя в магических заклинаниях и мистериях. При их изготовлении практически никогда не использовались колюще-режущие предметы, которыми человек мог пораниться 1 . Куклам приписывались магические свойства: они защищали человека от болезней и злых сил, помогали в хозяйстве, повседневной жизни, личных делах.

Примером куклы-оберега может служить старинная русская тряпичная кукла Бессонница. Когда у матери начинал плакать младенец, мать сворачивала куклу-оберег из ткани и кидала в колыбель со словами “Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой” 2 .

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами. Примером обрядовой куклы может служить “Покосница”, изображавшая женщину во время сенокоса. Она делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Начало купаний символизировала другая кукла – Купавка. Ее сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят людские болезни и невзгоды. Известными примерами обрядовых кукол, дошедших до наших дней, могут служить соломенное чучело Масленицы и огородные пугала, изначально игравшие роль магической защиты для урожая. Также огромное внимание уделялось здоровью детей, поэтому существовали специальные куклы “на здоровье”.

Игровые куклы – наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Однако и в древности существовали куклы, которые предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые, которые изготовлялись без иголки и нитки. Свернутые куклы предназначались, в первую очередь, для детей младшего возраста и представляли собой простейшие изображения человеческой (чаще женской или детской) фигуры из ткани.

Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого.

Прообразы первых театральных кукол появились еще на заре цивилизации (об этом подробнее в главе 1.2.), когда религиозные обряды постепенно становились все более и более театрализованными. Кукольным спектаклям принадлежало одно из главных мест в жизни города или села 3

Современные театральные куклы весьма разнообразны, так как в ходе истории театр вобрал в себя традиции многих народов и эпох. Они, в свою очередь, делятся на три основных типа:

  • верховые куклы (перчаточные и тростевые), управляемые снизу (актеры-кукловоды в подобных постановках, как правило, закрыты ширмой);
  • низовые куклы (марионетки), управляемые с помощью нитей (актер-кукловод находится сверху);
  • срединные куклы, которые могут быть как ниточными, перчаточными или тростевыми, так и ростовыми; актер-кукловод, как правило, виден зрителям и зачастую может взаимодействовать со своим персонажем.
    Однако стоит помнить о том, что любая классификация кукол носит достаточно условный характер. В традиционных народных куклах игровой аспект достаточно трудно однозначно отделить от сакрального, также сложно однозначно провести грань между театральным представлением и религиозным обрядом. Следующий раздел курсовой работы посвящен истории становления кукол, в котором показана эволюция кукольного искусства у разных народов на протяжении веков.

1.2. История появления кукол

Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. Впоследствии куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. На их изготовление шли, как правило, подручные материалы: солома, древесина, глина, плоды и листья растений, куски ткани.

Исследователь Н.И.Смирнова в своей книге “Искусство играющих кукол” пишет о народной кукле: “. этот предмет всегда становился центром праздника. Вокруг него собирались люди, устраивались игрища, пляски, песнопения, сам же он оставался, как правило, неподвижным. Если же в ритуал праздника и входили какие-либо движения, действия предметов. они всегда носили откровенно театрализованный характер” 4 .Так появились первые театрализованные представления.

В Египте во время празднеств женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении музыканта и носили с собой статуэтки на веревочках – прообраз современных марионеток. Также устраивались спектакли на движущихся колесницах, посвященные жизни богов. Люди не имели права взять на себя роли богов, которые исполнялись только с помощью кукол.

В Древней Индии около XXV века до н.э. существовали кукольные постановки известных эпосов. Фигурки персонажей делались из глины, их части были практически неподвижными. Именно из Индии кукольный театр распространился в Европу. Примерно 2000 лет назад появилась и кукольная традиция в Китае, дошедшая до наших дней как “театр теней”. Это название не совсем корректно, так как зрителю видны не тени, а силуэты кукол. Сами фигурки делались из кожи, бумаги или картона и управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. В начале нашей эры куклы проникают из Китая в Корею, в средние века театр теней становится популярным по всей Азии, и лишь в начале Нового времени приобретает известность в Европе.

В античных Греции и Риме кукольные коллекции были практически в каждом доме. Также из дерева либо драгоценных металлов делались огромные фигуры – так называемые “автоматы”, которые приводились в движение в самые торжественные моменты религиозных шествий.

Именно в Древней Греции появился прообраз первого кукольного театра-вертепа. Мир изображался в виде ящика без передней стенки, на нижних “этажах” которого “поселяли” изображения людей, а на верхних – богов. Через прорези на дне ящика продевались стержни, с помощью которых куклами можно было управлять.

Упоминания о куклах- марионетках, сравнения людей с куклами можно найти у писателей и мыслителей античности. Известен монолог Платона, с которым он обращался к своим ученикам: “Каждый из нас представляет одушевленный образ. Страсти, двигающие нами, подобны множеству веревок, тянущих нас в разные стороны. Здравый смысл учит нас повиноваться лишь одной из этих веревок. Этой единственной веревкой являются золотые узы разума и закона. ” 5 .

Сравнение человека с куклой встречалось и в выступлениях римского императора Марка Аврелия: “Смерть прекращает волнение, которое чувства наши сообщают душе, бурю страстей и то жалкое состояние марионетки, в которое облекают нас заблуждения мысли и самовластие плоти” 6 .

В средние века в католических храмах Европы, помимо скульптур, встречались куклы, изображавшие Богоматерь, младенца Иисуса и апостолов. Во время религиозных шествий фигура Девы Марии поднимала руку, благословляя верующих. Ее называли “Марион” - отсюда и пошло слово “марионетка”. С распространением христианства связано и появление знаменитых кукольных представлений про рай и ад, младенца Иисуса, царя Ирода и волхвов, постепенно превратившихся в популярный сюжет для рождественских вертепных постановок.

В эпоху Возрождения самой “кукольной” страной Европы стала Италия. История итальянского театра кукол прослеживается с XVI века, параллельно со становлением оперы, балета и авторской драматургии. Кукольные представления копировали выступления известных оперных певцов, балеты, драматические спектакли. Первоначально труппы были в основном бродячими, однако к XVII веку появились и закрытые кукольные театры, где исполнялись известные оперы и длинные пятиактные пьесы.

Традиционные итальянские марионетки не отличались особой разнообразностью движений, однако кукловоды достигали высокой точности в повторении человеческих движений и жестов.

Среди наиболее известных европейских кукольных представлений – спектакли с участием героя-шута, прообразы которого ведут историю из античности (достаточно вспомнить мифологических героев и богов, умиравших и воскресавших, или древнеримского шута Макка). В Италии подобный персонаж носил имя Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, в Турции – Карагез, в Германии – Каспар или Касперле, в Голландии – Ян Клаассен.

Сюда же можно отнести и русского Петрушку, прообразы которого существовали еще в средневековых представлениях скоморохов. Однако свое имя и внешний вид он приобрел лишь к XIX веку, что говорит о европейских влияниях в становлении этого образа. Одно из первоначальных имен героя – Иван Рататуй – говорит о возможном французском происхождении.

В отличие от большинства европейских аналогов, Петрушка – не марионетка, а перчаточная кукла. Здесь ближайшим аналогом может быть французский Гиньоль, появившийся на рубеже XVIII-XIX веков.

Часто у Петрушки было полное имя – его звали Петром Ивановичем Уксусовым (реже Ванькой Рататуем). Основных сюжетов было несколько: лечение Петрушки, солдатская служба, сцена с невестой, покупка лошади. Они передавались от актера к актеру, из уст в уста.

Обычно представление начиналось со сцены покупки лошади и торгов с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, а потом оседлать лошадь, которая сбрасывала его под хохот зрителей, под конец оставляя лежащим замертво.

Следующей сценой обычно была сцена с доктором, который расспрашивал Петрушку о его болезнях. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце Петрушка ударял насмерть противника дубинкой по голове. Та же сцена повторялась с квартальным.

Древнеегипетская кукла-оберег 2100 -1700 годы до нашей эры./ Современные мотанки-обереги.


В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней .

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации

 IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.

Акуаба - африканская кукла-талисман

Одна из известных древних африканских кукол — акуаба , являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Кукла "Мотанка" - волшебный оберег

Давние мотанки. / Мастерица, изготавливающая обереги.

На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.

Кукла-мотанка со знаком Светлого Ирия на лице.

Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки - кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.

Домашняя кукла Масленица.

"Масленница" - одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого "уставшую" от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.

Кукла Десятиручка.

Кукла Желанница. Автор: Светлана Шупенко.

Кукла Зерновушка.

Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Современные народные куклы-обереги от Светланы Казиной.

На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.

Современные народные куклы-обереги.

Однако разнообразие авторских кукол в наши дни также впечатляет. Так, шарнирные куклы скульптора Михаила Зайкова настолько реалистичны, что кажется - они вот-вот оживут.

Читайте также: