Доклад о вузах россии

Обновлено: 07.05.2024

Создание первых высших учебных заведений в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков (об истории создания университетов в мире более подробно см. статью Университет).

Создание университетов

Первыми были созданы классические университеты в столицах:

    — учебное заведение, основанное Петром I в 1724 г. в составе Петербургской Академии наук; ныне официально признан предшественником Санкт-Петербургского государственного университета[1] . основан в 1755 г. — в 1804 г.; — в 1816 г.; — в 1834 г.

Создание технических и др. специальных вузов

Почти через полвека после первого классического университета начали создаваться высшие технические учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский государственный горный университет — первое в России высшее техническое учебное заведение, был основан в 1773 году, Указом императрицы Екатерины II как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела — основополагающей государственной отрасли [2] .
  • С добавления в 1810 году старших офицерских классов в Главном инженерном училище Российской империи ведёт начало Военный инженерно-технический университет. основан в 1830 г. и т. д.

В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела уже в 1892 г. в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 г.- 56, а в 1917 г. — 65.

Заметим, что университеты даже в таких ныне крупных городах-миллиониках, как, к примеру, Нижний Новгород и Самара, были созданы только накануне или сразу после Октябрьского переворота 1917 г.:

Советский период

После 1917 г. система высшего образования в СССР подверглась существенным трансформациям.

В 1917 - 1920-е гг. высшие учебные заведения были лишены академической автономии. Ликвидировалась система научных степеней и званий, отменялись вступительные экзамены. Контингенты вузов стали формироваться по "классовому" принципу, преимущественно, за счёт партийных и комсомольских наборов. Для подготовки имевших лишь начальное образование студентов создавались специальные рабочие факультеты - рабфаки.

Были предприняты первые шаги к разделению науки и высшего образования: создание не входящих в структуру вузов Научно-исследовательских кафедр ВУАН на Украине, разгром МВТУ и отделение от него научно-исследовательских лабораторий и др. Расформировались крупные университеты (из МГУ были выделены медицинский и гуманитарные факультеты, были расформированы и преобразованы в институты народного образования университеты Украины).

В 1930 г. была предпринята реформа высшего образования. Вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу. На основе факультетов реорганизуемых крупных вузов создавались мелкие отраслевые институты. Так были разделены МВТУ, политехнические, коммерческие институты и др.; расчленению подверглись некоторые университеты (Казанский).

Окончательно разделялись наука и высшее образование. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии Наук.

Обучение специалистов с 1930 г. велось по новому, узкому, чаще всего отраслевому, профилю. Получали широкое распространение снижавшие качество образования вечерние и заочные формы обучения. Фактически, с 1930 г. советские институты становились средними специальными учебными заведениями, но официально продолжали считаться высшими. В обучение внедрялись многие экспериментальные формы обучения: бригадно-лабораторный метод и т.п.

В 1932 - 1934 гг. быстрое падение качества образования вынудило отказаться от ряда новаций 1918 - 1930 гг. Были восстановлены научные степени и учёные звания, восстановлены конкурсные экзамены, была признана необходимой лекционная система занятий.

В 1932 - 1960-е гг. были восстановлены некоторые крупные вузы досоветского периода: университеты на Украине (1932 г.), МВТУ и политехнические институты (1940-е гг.), некоторые институты народного хозяйства (1960-е гг.).

Высшее образование в советский период переживало быстрый количественный рост, оплаченный резким снижением качества обучения. Руководители образовательной отрасли в СССР (Елютин) принципиально отвергали концепцию исследовательского университета. Уровень большинства узкоспециализированных советских вузов соответствовал лишь среднему специальному образованию [3] .

Исторически сложившиеся виды обучения

Системой высшего образования Российской Федерации сохранялась в целом принятая ещё до 1917 г. пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившимся разделением на старшие и младшие курсы, однако с 2003 г. идёт создание двухуровневой системы высшего образования (Европейская система образования-Болонский процесс).

При этом длительность и подходы к обучению зависели от специальности и иных обстоятельств. Так МГТУ им. Н. Э. Баумана и ряд других ведущих инженерных вузов страны использовал шестилетние сроки обучения. Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. 6 лет или более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты-заочники. С другой стороны в военных вузах, в отличие от гражданских, предпочитали использовать более интенсивные почасовые программы обучения.

В настоящее время в вузах используются следующие виды обучения:

  • очное,
  • заочное,
  • очно-заочное (вечернее) и
  • экстернат.

Студенты поступают на какую-то определённую специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Порядок отбора и поступления

Вуз, в отличие от общеобразовательной школы, в цепочке просвещения стоит слишком близко к конечному результату — специалисту, поэтому в вузах удалось даже в советское время во многом сохранить отбор учащихся по природным способностям и соответствующим достижениям в выбранном направлении.

Исторически сложилось, что поступить в российский вуз можно несколькими путями.

Наиболее распространённым путём до 2009 г. была сдача вступительных экзаменов по ряду школьных предметов в определённом соответствии с направленностью предполагаемой специальности. Почти везде писали сочинение или изложение, чтобы показать уровень владения русским языком (как основным языком обучения и общения). Математики, физики, технологи в дополнение к этому сдавали алгебру, физику и геометрию, биологи и медики — химию и биологию и т. д. С 2009 эту же задачу в несколько ином виде пытаются решить с помощью ЕГЭ.

В ряде вузов с наиболее высокими требованиями (например, в МФТИ) экзамены дополнялись собеседованием, где из успешно сдавших экзамены ведущими учёными и специалистами с непререкаемым авторитетом неформально отбирались наиболее подходящие к обучению по профессии.

Обучение

Во время обучения студентам предлагается изучить определённое число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности.

Обычным в ряде вузов стало изучение определённой доли курсов по выбору студента (когда надо изучить 1-3 дополнительных к общему учебному плану курса за учебный год, но выбор этих курсов из имеющихся в вузе предоставляется студенту).

В силу ряда заслуг или иных обстоятельств некоторые студенты могут быть переведены на личный учебный план.

В российских вузах (в отличие от общеобразовательных школ, где вскоре после Октября ежегодные переводные экзамены были отменены) во многом сохранился дореволюционный (и общемировой) подход к проверке качества студенческой учёбы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причём не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, госэкзаменами, повсеместно используются также промежуточные контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.

В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров — весеннего и осеннего и сессий (набора переводных испытаний по окончании семестра) — зимней и летней; практик, летних и зимних каникул. В некоторых российских медицинских вузах использовались триместры и в учебном году было, соответственно, три сессии.

Преддипломное обучение

После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают свой диплом. Как правило, студенты пишут диплом три месяца. Студентам присваивается квалификация. Возможно продолжение обучения в аспирантуре, получение второго высшего образования.

Планирование учебного процесса в вузах

Учебной работой в вузе руководит учебный отдел, он проверяет результаты итоговых аттестаций студентов.

В УМО составляют

При этом используют:

Постдипломное обучение

После окончания высшего учебного заведения можно повысить свою квалификацию на факультетах дополнительного образования, переподготовки кадров, повышения квалификации, которые существуют во многих вузах России.

Высшее образование в России постоянно совершенствуется: правительство инвестирует средства в развитие университетов, расширяет поддержку молодых исследователей. Рынок высшего образования, вузы России растет: более 25 российских университетов входят в международные образовательные рейтинги. Анализ высшего образования в России показывает, что сегодня население России с высшим образованием составляет 25% от общего числа жителей, ещё четверть получила среднее профессиональное образование, а начальное профессиональное – 18%. Статистика людей с высшим образованием в России демонстрирует рост показателей до 56% в возрастной группе от 25 до 64 лет.

Развитие высшего женского образования в России привело к тому, что диплом о высшем образовании в России среди женщин сегодня имеют 26% от общей численности, среди мужчин – 21%. Стоимость высшего образования в России – от 57 до 590 тысяч рублей за год (цена зависит от региона и престижности вуза).

Система высшего образования в России претерпела значительные изменения с 2011 по 2015 годы: было выделено 390 миллиардов рублей (~6,7 миллиардов долларов США ) на модернизацию помещений и технического оборудования российских университетов, улучшение подготовки преподавательского состава.

С 2003 года начались реформы высшего образования в России – страна присоединилась к Болонскому процессу. Это означает, что диплом о высшем образовании в России теперь выдают после окончания четырехлетнего обучения на степень бакалавра, пятилетнего – на степень специалиста, шестилетнего – на степень магистра. Высшее образование в России включило бакалавриат и магистратуру в систему присуждения степеней, сохранив двухступенчатую систему послевузовского обучения (кандидат и доктор наук).

Как получить высшее образование в России

Получить высшее образование в России имеют право российские и иностранные студенты. Более 60% мест в вузах оплачивает государство, есть платное обучение в государственных вузах, частные высшие учебные заведения. Топовые университеты в России предлагают обучение тем, кто получает высокие баллы по ЕГЭ и/или занимает призовые места на всероссийских олимпиадах. Второе (и дальше) высшее образование в России имеют право получить все граждане России, но на платной основе.

Получить магистерскую степень, высшее образование второй ступени в России, провести собственные исследования можно в крупных университетах и научно-исследовательских институтах.

Топ-20 вузов России

Развитие высшего профессионального образования в России привело к открытию 896 учреждений с 1991 по 2015 годы. В мировые рейтинги обычно входят 20-25 лучших российских вузов. Образовательные учреждения предлагают обширный список специальностей высшего образования в России.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова) – топовый университет страны: здесь обучается 47 000 студентов, среди них 4000 иностранцев. Учебные направления МГУ им. М.В. Ломоносова обширны: 380 кафедр, 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов на территории страны и за рубежом.

Новосибирский Государственный Университет

Новосибирский государственный университет – лучший российский университет возрастом до 100 лет. Новосибирский государственный университет с небольшим студенческим сообществом (6000 человек) расположен недалеко от третьего по численности населения города России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургский государственный университет

Самый старый и один из самых престижных, Санкт-Петербургский государственный университет насчитывает 30 000 студентов. Расположенный по всему Санкт-Петербургу, он занимает более 400 зданий, предлагает 25 факультетов, предоставляет студентам доступ к большому количеству музеев, памятников, учреждений культуры. Вуз предлагает 418 основных образовательных программ, более 800 дополнительных.

Томский государственный университет

Томский государственный университет – старейший университет азиатского региона России, основанный в 1880 году. Сегодня здесь обучается 23 000 студентов на 23 факультетах, ТомГУ входит в топ 300 лучших вузов мира по современным языкам, физике, астрономии.

Московский физико-технический государственный университет (МФТИ)

Московский физико-технический государственный университет (МФТИ) был основан в 1946 г. и быстро разработал уникальную систему образования: студенты проводят свои исследования вне университета. МФТИ занимает высокие позиции в предметном рейтинге по физике, астрономии, естественным наукам.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ) – ведущий российский вуз, за ​​более чем 185 лет своей истории воспитавший выдающихся ученых, исследователей, пионеров мировой ракетной техники, авиации, тяжелой промышленности. Вуз предлагает изучить компьютерные, информационные системы, электрическую, электронную инженерию, машиностроение, математика, физику, астрономию. Здесь обучается более 19 000 студентов по различным направлениям науки и техники.

История МИФИ началась с основания в 1942 году, позже здесь был основан крупнейший российский ядерный университет МИФИ. У истоков вуза стояли советские ученые, среди которых руководитель советского атомного проекта Игорь Курчатов. В МИФИ за всю его историю учились 6 лауреатов Нобелевской премии – Николай Басов, Андрей Сахаров, Николай Семенов, Игорь Тамм, Илья Франк, Павел Черенков. Сегодня МИФИ – передовой исследовательский университет России, готовящий инженеров и ученых более чем по 200 направлениям.

НИУ ВШЭ

Московский государственный институт международных отношений

МГИМО (Московский государственный институт международных отношений), основанный в 1943 году, – ведущий университет в области социальных наук в России, Восточной Европе, Центральной Азии. В 1993 году МГИМО стал участником первой в России международной программы двойного диплома, первым запустил полноценную программу бакалавриата по международным отношениям с преподаванием на английском языке, а также программы PhD, MBA, Executive MBA и довузовские курсы.

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран. Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном. Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Высшая школа России

высшее образование в России

Фундамент российского высшего образования базируется на всемирно известной школе, уникальных знаниях и открытиях русских ученых, а также на непреодолимой тяге наших предшественников к наукам.

Высшее образование в России – это не пустой звук. Оно подкреплено практическими навыками высококвалифицированных преподавателей, многие из которых имеют степень кандидата, доктора наук, а некоторые – носят гордое звание профессора. Высшая школа дает возможность не только получить хорошие знания, умения, профессиональные навыки, но и престижное образование, поскольку диплом российского образца ценится во многих иностранных государствах.

Россия – это страна с многовековой историей, традициями, культурным наследием, несравненной природой и ее богатствами, со своим укладом, обычаями и национальными особенностями. Получая высшее образование, человек незаметно для себя становится частью всего этого могущества, приобщается к опыту поколений, истории, становясь частичкой русской души.

Система высшего образования в России

система высшего образования в России

Как ни крути, тема высшего образования неразрывно связана с историей. В частности, с историей его становления. Та система, которая сложилась на сегодняшний день, появилась ни сразу. Она вырабатывалась столетиями, достигалась годами.

Несколько иначе обстоит дело, если вы решили получать высшее образование в медицинском институте. В этом случае время обучения зависит от выбранной специализации: диплом клинического психолога, фармацевта или стоматолога студент получает через пять лет. По курсу педиатрии, спортивной медицины и лечебному делу ему необходимо проучиться шесть лет. Далее образование в высшем медицинском учебном заведении можно продолжить, поступив в интернатуру (1 год). В зависимости от специальности и пожеланий доктора можно закончить клиническую ординатуру (от 2 до 5 лет). Или поступить в аспирантуру, срок обучения в ней составляет три года.

Основные моменты в системе ВО

Учебный год в российских высших школах длится с 1 сентября по 30 июня. Он разделен на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией (зимней и летней). Во время нее студенты сдают многочисленные зачеты, экзамены по прошедшим ранее дисциплинам. Каникулы у студентов, получающих высшее образование, тоже есть. И начинаются они как раз после сессий. Зимние длятся две-три недели, летние – два месяца. Самые сложные экзаменационные испытания студент проходит в последний год своего обучения. Зимой он сдает госэкзамены, они включают в себя вопросы по всем изученным дисциплинам. И летом защищает свою самостоятельную дипломную работу.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни). В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию. По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.

высшее образование в современной России

По окончании университета выпускник получает российский диплом государственного образца с указанием квалификации. И, как правило, документ с отличием имеет красный цвет, в остальных же случаях – синий. Важно знать, что в настоящее время наши дипломы считаются действительными во всех странах мира.

Система оценок

Как развивалось высшее образование

Это достаточно объемная тема. Ее можно было бы выделить в отдельную публикацию или даже книгу, но попытаемся уложиться в рамки одного подраздела статьи. Зарождение и развитие высшего образования в России началось примерно в XI-XII веках и постоянно зависело от ряда факторов. Во-первых, разные области жизнедеятельности человека (наука, культура, мореплавание, торговля и другие) не стояли на месте, а развивались, следовательно, общество уже нуждалось в более квалифицированных кадрах. Во-вторых, само российское окружение требовало дальнейшего формирования в плане освоения наук, поскольку шел обмен опытом с другими странами, активно изучались языки. Особенно заметно это происходило во времена Петра I.

высшее профессиональное образование в России

Нельзя не учитывать тот факт, что большой вклад в развитие высшей школы внесли русские деятели, просветители, математики, химики, философы, мыслители: Ковалевский, Ломоносов, Радищев, Лобачевский, Писарев, Белинский, Герцен, Добролюбов, Тимирязев, Пирогов, Менделеев и многие-многие другие. В то же время на высшее образование в России сильно повлияло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. А Михаил Васильевич Ломоносов, например, как никто другой, стремился избавить сферу учения от схоластических взглядов, навязываемых до этого церковью, и старался сделать образование более светским. Кроме этого, он составлял учебные программы, пытаясь сделать так, чтобы ученики получали не только теоретические знания, но и обучались практическим навыкам, участвовали в лабораторных опытах и экспериментах. А в 1755 году открылся Московский университет имени Ломоносова (МГУ), который являлся, пожалуй, самым классическим примером учебного заведения, где и сегодня можно получить российское высшее образование в полном его понимании.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами. Например, вслед за промышленным переворотом в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего технического образования в России. В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование. Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.

развитие высшего образования в России

Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза. Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках. В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Высшее образование в современной России

Система высшего образования в России развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются программы, предметы, формы и методы преподавания в высших учебных заведениях.

проблемы высшего образования в России

В последние годы остро встает вопрос необходимости специалистов широкого профиля: инженер-конструктор, врач-биохимик, юрист-экономист, инженер-программист и т. д. Учебный процесс в современной России сочетает в себе комплексный подход овладения знаниями, т. е. лекции чередуются с самостоятельными заданиями, в том числе практическими. Такой подход в обучении позволяет активизировать мышление, инициативу, работоспособность, ответственность у студентов. Систематическое проведение кафедрой научных исследований позволяет приобщить студенческое сообщество к экспериментальной работе и тем самым повысить уровень подготовки. С этой целью во многих вузах нашей страны организованы опытные лаборатории, вычислительные центры, научные институты, где изучаются, решаются актуальные задачи современного общества.

Проблемы высшего образования

Конечно, сегодняшнюю Россию нельзя представить без насущных вопросов и перспектив планирования в области высшего образования. Среди наиболее явных трудностей, пожалуй, можно отметить вопрос платного образования. К сожалению, с конца 90-х годов получить образование в нашей стране можно и с помощью денег. С одной стороны, это дополнительная возможность для некоторых категорий граждан, с другой – настоящая панацея, рождающая множество спорных вопросов.

история высшего образования в России

Первый из них связан с тем, что резко упал уровень образования, поскольку все покупаемо, начиная с оценок и заканчивая дипломом. Как следствие, вытекает вторая проблема – жестокая коррупция в образовательных структурах. И в последние годы она становится все серьезнее. Проблемы высшего образования в России стоят остро, а решаются медленно. Однако радует уже то, что в этом направлении есть хоть какое-то движение.

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.

Содержание:
Вступление
Основная часть
История становления и развития высшего образования в Российской Федерации
Состояние высшего образования в Российской Федерации на сегодняшний день
Организация учебного процесса в ВУЗах Российской Федерации
Количество Высших учебных заведений в Российской Федерации
Профессорско – преподавательский состав
Образовательно – квалификационные уровни
Участие России в Болонском процессе
Вывод
Список литературы и источников

Вступление
Образование – это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Уровень образования той или иной страны значительным образом влияет на положение этой страны в мировом сообществе, на ее силу и могущество или же слабость и беспомощность. Кроме того, определенный уровень образованности человека влияет на его статус в обществе, его положение и, в конечном итоге, на успешную или не успешную жизнь и деятельность.
Мир не стоит на месте, с каждым днем он развивается и, чтобы нам быть успешным в этом динамичном мире, необходимо идти в ногу со временем. В информационную эпоху четко прослеживается социальная роль образования как интегрированной ценности духовной культуры. При этом, к образованию ставятся принципиально новые социально-экономические, духовно-моральные, культурологические требования. И это вполне объяснимо, ведь в быстроразвивающемся, коим есть сейчас, обществе, люди, не имеющие достаточное количество знаний и навыков, не будут в нем ориентироваться.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационного уровня соответственно его интересов и способностей, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение квалификации.
Цель моего исследования – рассмотреть с разных ракурсов систему образования Российской Федерации и сравнить ее системой образования Украины. Мною не случайно взята именно эта страна, потому что на протяжении многих столетий, Украина и Россия были тесно связаны. И сейчас, когда это уже две совершенно разные страны, они все равно продолжают иметь тесные экономические, социальные, культурные и другие связи.
Объектом исследования выступает образование в целом, как необходимое явление любого общества, и некоторые аспекты его реформирования в частности.
Предметом данной работы являются нормативные акты, которые регулируют положение образования на сегодняшнем этапе, а также научные и публицистические работы этой тематики, которые помогут более детально рассмотреть конкретные вопросы, связанные с высшим образованием в Российской Федерации.

Организация учебного процесса в ВУЗах Российской Федерации
Для получения права учиться в ВУЗе России, необходимо иметь аттестат об окончании 11-летней общеобразовательной школы или диплом среднего про- или тех училища. Затем, поступить в ВУЗ можно несколькими путями. Наиболее распространённым путём до 2009 г. была сдача вступительных экзаменов по ряду школьных предметов в определённом соответствии с направленностью предполагаемой специальности. Почти везде писали сочинение или изложение, чтобы показать уровень владения русским языком (как основным языком обучения и общения). Математики, физики, технологи в дополнение к этому сдавали алгебру, физику и геометрию, биологи и медики — химию и биологию и т. д. С 2009 эту же задачу в несколько ином виде пытаются решить с помощью ЕГЭ. В ряде вузов с наиболее высокими требованиями экзамены дополнялись собеседованием. Победители всероссийских или международных олимпиад, зачисляются на обучение в университете без экзаменов, медалисты сдают один вступительный экзамен или проходят лишь собеседование.
Вторым способом были общественные заслуги (например, успешное прохождение срочной службы в Армии) или желание привлечь студентов из неблагополучных районов, где уровень даваемых знаний крайне низок. С таких абитуриентов требовали только сдачи вступительных экзаменов без двоек и надеялись, что они своим усердием и старательностью смогут восполнить те прорехи своей подготовки, которые зависели не столько от них самих, сколько от выпустивших их школ
Как и в школе, учебный год начинается 1 сентября, делится на два (в некоторых ВУЗах на три) семестра и заканчивается в июне, с небольшим перерывом на праздники и между двумя семестрами. Недельная нагрузка на студента составляет 52-54 часа из которых 24 припадает на аудиторные занятия. Среди них доминируют лекции, однако также существуют различные практические задания, семинары, лабораторные работы, практика и т.д. Во время обучения студентам предлагается изучить определённое число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности. После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают свой диплом и им присваивается квалификация. Возможно продолжение обучения в аспирантуре, получение второго высшего образования. После окончания высшего учебного заведения можно повысить свою квалификацию на факультетах дополнительного образования, переподготовки кадров, повышения квалификации, которые существуют во многих вузах России.
Финансирование идет как за счет государства, так и за счет привлечения спонсоров и контрактной формы обучения.

Количество Высших учебных заведений в Российской Федерации
Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших
учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц. Наибольшее количество государственных вузов приходится на крупные регионы: Москву – 110 вузов, Санкт-Петербург – 61, Свердловскую область – 20, Республику Татарстан – 19, Ростовскую область – 18, Самарскую, Нижегородскую и Новосибирскую области – 17.
Распределение частных высших учебных заведений и их филиалов неравномерно по субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество частных высших учебных заведений находится в Москве – 267, Санкт-Петербурге – 54, Московской области – 30 (в том числе 63 филиала), Краснодарском крае – 24 (33 филиала), Татарстане – 15 (31 филиал), Ростовской области – 13 (20 филиалов).
Первая пятерка лучших ВУЗов России на 2009 год:
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Осенью прошлого года, Министерство образования и науки РФ
опубликовало мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Результаты мониторинга представлены в отношении 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов. В число критериев, по которым оценивали вузы,
вошли средний балл ЕГЭ студентов, удельный вес численности иностранных студентов, общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента и другие. Всего неэффективными были признаны 136 вузов (в том числе 20 в Москве и 10 в Санкт-Петербурге) и 450 филиалов вузов. Неэффективными в столице стали 20 вузов. После этого исследования, сокращены могут быть до 20% вузов и 30-35% их филиалов.

Участие России в Болонском процессе
Сегодня в Болонский процесс вовлечены уже 46 европейских стран, одной из которых является и Россия, подписавшая документы о присоединении к Декларации в сентябре 2003 года. Так, с 2003 года российские вузы стали частично переходить на европейскую двухуровневую систему образования – бакалаврат и магистратуру. Сегодня этот переход завершен окончательно в соответствии с президентским указом от 31 декабря 2010 года. Теперь квалификации бакалавра и магистра стали основными для абитуриентов отечественных вузов. За прошедшие 8лет Министерством образования и науки РФ была проделана колоссальная работа по модернизации системы высшего образования. Так, например, была принята единая система расчета зачетных единиц (т.н. кредитов), совместимая с европейской, введена накопительная система оценок по итогам каждого семестра, поступление в вузы стало регулироваться системой единого государственного экзамена и т.д.
Благодаря присоединению России к Болонской декларации выпускники российских вузов, причем как россиян, так и иностранные граждане, теперь получают многочисленные преимущества:
• Поскольку российские вузы в настоящее время активно встраиваются в европейское образовательное и научное пространство, они имеют высокие шансы участвовать в общих европейских научных исследованиях, финансируемых Евросоюзом.
• Студенты получают большую мобильность и в выборе университета, и выборе изучаемых дисциплин. Они могут сменить желаемую специальность во время обучения, а также решить – продолжать дальнейшее образование в магистратуре или нет. Также они могут претендовать на получение высшего образования или послевузовской стажировки в университетах стран-участниц Болонского процесса Каждый студент может изучать столько дисциплин, сколько пожелает.
• Университеты получают конкурентную возможность приглашать на работу лучших преподавателей, в т.ч. из Европы, а сами преподаватели могут выбирать наиболее интересный для них вуз.
• Российские вузы стали ориентироваться на рыночный спрос квалифицированных специалистов, что дает выпускникам высокие шансы найти желаемую работу сразу после окончания обучения.

Читайте также: