Доклад о театре в санкт петербурге

Обновлено: 05.07.2024

История Императорских театров

Знаменитые Императорские театры имели в России особый статус. Они подчинялись непосредственно императорскому двору, содержались за его счёт и имели покровительство со стороны монарших особ.

Говоря о современном театральном Петербурге в историческом контексте Императорских театров, мы прежде всего имеем в виду:

  • Эрмитажный театр — старейшее театральное здание в Петербурге, дошедшее до наших дней; — в имперские времена театр русской драмы; — театр русской оперы и балета; — театр французской музыкально-драматической труппы; — в XIX веке назывался Малым театром, здесь давали французские и русские оперетты.

Не сохранился до наших дней Большой Каменный театр — он был перестроен в здание, где сегодня расположена Санкт-Петербургская консерватория. Здесь давали итальянскую оперу.

Первые царские театры

Москва, Красная площадь, у Комедиальной храмины, начало XVIII века

Императорские театры: начало

Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:

Императрица Елизавета Петровна

Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.

Александр Петрович Сумароков

Эпоха Екатерины Великой

При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.

Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории.

Большой Каменный театр, построен по проекту Антонио Ринальди
Существовал с 1784 по 1886 год. В 1886 году разобран и перестроен в современное здание Консерватории

В разные годы Императорскими театрами управляли:

Зрительный зал Большого Каменного театра, 1820-е гг.
Художник — С. Галактионов, гравюра

Императорские театры Петербурга в XIX веке

В правление Александра I статус и масштабы Императорских театров существенно изменились. Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра. С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную.

Гравюра XIX века

Малый театр (ныне — Большой Драматический) на Фонтанке

К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая. Также в новых документах были отражены артистические штаты, порядок управления и структура Дирекции, алгоритм формирования репертуара, порядок финансирования и другие важные вопросы по управлению и работе театров. Это положение действовало почти век.

Здание Театра-цирка, сгоревшее в 1859 году. На его месте был построен новый театр, названный Мариинским

При Николае I было создано Министерство Императорского Двора и уделов, управлявшее делами императорской семьи. Императорские театры были отданы в ведение нового Министерства и успешно существовали в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Театры Санкт-Петербурга. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Большой драматический театр Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова(Большой драматический театр, с 1932 года — имени М. Горького, с 1964 до 1992 года — Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) — театр в Санкт-Петербурге, основанный в1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет.

Мариинский театр Первым и самым главным театром в современной России сейчас считается Мариинский театр, его руководитель Валерий Гергиев является всемирно известным человеком. Здание театра выполнено с царским размахом и имеет свою давнюю историю. Марии́нский теа́тр (с 1935 по 1992 год — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) — один из известнейших и крупнейших в России и мире театров оперы и балета.

Чередников Валерий Павлович

Короткие исторические заметки о ведущих театрах Петербурга в формате презентации.

ВложениеРазмер
teatry_spb.ppt 2.46 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эрмитажный театр - самое старое из сохранившихся к нашему времени зданий комплекса Зимнего Дворца. Он построен на месте бывшего Зимнего Дворца Петра 1. Здание театра функционально самостоятельное, выходит фасадом на Дворцовую набережную Невы и примыкает к основному дворцовому корпусу аркой-переходом через канал, соединяющий реку Мойка с Невой - "Зимнюю канавку". Это здание, которое иногда именуется как четвертый Зимний дворец, было построено в период 1711-1723 гг., а сам театр несколько позднее в 1783-1785 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги и завершен строительством в 1802 году.

Александринский театр располагается на площади Островского , близ Невского проспекта . Первый театр возник здесь ещё в 1801 году. Архитектором В. Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение тогда стал названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси , занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца . Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета

Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I . Своим названием театр обязан великому князю Михаилу , младшему сыну Павла I : Михайловский дворец , расположенный на площади Искусств, служил великому князю резиденцией, а театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева . Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами , богатой лепниной и фигурами кариатид , украшающими и сегодня портал над авансценой .

Детский театр на Неве

Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской

В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. 1901 год считается официальной датой открытия театра. В 1959 году театр получил имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской .

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Театр им. Ленсовета

Малый драматический театр

Малый драматический театр был создан в 1944 году и первое время обслуживал части Ленинградского фронта. Первоначально театр был передвижным и не имел собственного здания, лишь в 1956 году театру было выделено здание на улице Рубинштейна, дом 18

Театр оперы и балета им. Мусоргского

1831-1833 гг. - по проекту архитектора А. Брюллова построено здание театра. 8 ноября 1833 г. - состоялось открытие театра. 1859 г. - здание перестроено по проекту архитектора А. Кавоса. 1870-1917 гг. - в театре играла постоянная труппа французских актеров. с 1918 г. - здание занимает филиал Государственного театра оперы и балета. 1926 г. - театр стал называться Малым оперным. 1990 г. - театру было присвоено имя М. Мусоргского.

ТЮЗ им. Брянцева

Молодежный театр на Фонтанке

17 декабря 1974 года в театре имени Ленсовета открылся новый ленинградский театр: Молодежный. В его составе было 12 человек, выпускников курса Игоря Владимирова в ЛГИТМиКе. При театре Ленсовета новый театр просуществовал пять лет, а затем, в 1979-м году, название и ставки театра передали в театральную студию "Студио",.Новый Молодежный театр открылся в субботу, 18 января 1980 года спектаклем "Сто братьев Бестужевых" по пьесе Б.Голлера.

Театр возник в 1969 году по инициативе группы молодежи, как гласит легенда, в поющей и танцующей подворотне, в одну из суббот (отсюда название – "Суббота"). Необычный театр вызвал живейший интерес художественной интеллигенции и был активно поддержан ею. В 1994 году "Суббота" включается в состав городских бюджетных театров. Она много и успешно гастролирует по стране и за ее пределами: Англия, Швеция, Дания, Болгария.

Камерный музыкальный театр

" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ОПЕРА" (Галерная ул., 33), гос. камерный муз. театр. Основан в 1987, худож. рук. - реж. Ю. И. Александров. Открытие состоялось на сцене театра в Юсуповском дворце. Первые спектакли - "Игра о Робене и Марион" Адама де ля Аля и "Верую" В. Г. Пигузова - определили творч. принципы "СПб.-о.", включавшие обращение к истокам оперы, переосмысление классики, постановку новых произв., приобщение слушателей к музыке 20 в. В репертуаре театра - Г. Доницетти ("Колокольчик", "Рита", "Дон Паскуале"), Дж. Верди ("Риголетто"), М. П. Мусоргский ("Борис Годунов"), П. И. Чайковский ("Евгений Онегин". "Пиковая дама"), А. П. Смелков ("Звезда Эмрайина"), спектакли по произв. Д. Д. Шостаковича ("Игроки-1942", "Антиформалистич. раек") и др. С театром сотрудничают дирижеры Р. Лютер, В. П. Афанасьев, М. В. Виноградов, сценографы В. А. Окунев, С. С. Пастух, З. Э. Марголин, балета. Г. Абайдулов. В составе труппы: засл. арт. России Н. В. Глинкина, В. П. Алешков. О. И. Ковалева и др. Постановки "СПб.-о." отличает индивидуальность, нетрадиционность подхода к сценич. воплощению классики и новейших соч. В 1999 театр получил собств. здание.

Большой театр кукол

Театр Приют комедианта

История "Приюта комедианта" началась 19 февраля 1987 года, когда в подвальном помещении дома №16 по улице Малая Морская был основан театр-студия с новыми для Петербурга принципами сценического искусства. При поддержке Георгия Товстоногова режиссер Юрий Томошевский создал так называемый "театр одного актера" и задумал сделать основой репертуара моноспектакли при участии талантливых петербургских артистов. Вскоре после основания театр, получивший название "Приют комедианта", начал пользоваться большой популярностью: петербургская публика с удовольствием приходила на спектакли, посвященные творчеству Игоря Северянина, Николая Гумилева, Владимира Маяковского и других выдающихся авторов.

Учебный театр на Моховой

История современного Учебного театра "На Моховой" Санкт-Петербургской Театральной Академии началась только в 1962 году, когда здание бывшего Тенишевского училища на Моховой , 35 с залом- амфитеатром на 500 мест, было передано ЛГИТМиКу . До этого, с открытия в 1904-ом здание (архитектор Р. А. Берзен, проект зала — арх. А. П. Максимов) меняло свое предназначение. Как в лекторий с года открытия и до 20-х годов здесь выступали и проводили литературные вечера и дискуссии А. Блок , В. Маяковский , С. Есенин , А. Куприн , А. Ахматова , Н. Гумилев , Д. Мережковский , М. Горький и другие деятели советской литературы и искусства.

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр) – старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры.

Александрийский театр – исторические даты и события

Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.

Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.

Рождение театра

Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.

Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.

Театр построили в глубине площади Островского

Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.

Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.

Барельеф с фризом, античные театральные маски

Перекрытие установили на земле, испытав четырехкратной нагрузкой. Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.

Архитектор Карл Росси

Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.

Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков.

Архитектура и обзор фасада

План театра прост: прямоугольный главный фасад обращен к площади и Невскому проспекту. Архитектура легкая, грациозная. Рустовые стены первого этажа служат основанием для колоннад, украшающих фасад.

Здание в стиле русского классицизма сочетает простоту, торжественность и пропорциональность частей и деталей. В центре переднего фасада – многоколонная лоджия, прорезанная неглубокими нишами со статуями муз Терпсихоры, Клио, Мельпомены, Талии.

Музы

Лоджия завершается широким фризом с античными театральными масками и лавровыми гирляндами, опоясывающими здание. Боковые фасады выполнены в виде выступающих восьмиколонных портиков. Задний фасад украшают пилястры.

Нижняя часть – с просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. В оформлении фасада использованы скульптуры. Аттик главного фасада венчает квадрига Аполлона, вычеканенная из листовой меди.

Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит в нарядной колеснице, влекомой четверкой коней. В правой руке Аполлона – лавровый венок, в левой – кифара.

Колесница

Лоджия с мощной колоннадой и лепными рельефами, богатые украшения карнизов и фризы, барельефы и ритмические линии окон, арок и балюстрад составляют торжественный ансамбль архитектурной симфонии театра.

Интерьер и особенности зрительного зала

Внутренние помещения по сравнению с фасадом выглядят скромнее. Вестибюли, лестницы и фойе устроены без особой парадности. Торжественно и нарядно убранство зрительного подковообразного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Общий вид зала и сцены

Ложи – с наклоном к сцене. Барьеры ярусов вызолочены декоративным орнаментом. Первоначальная бархатная голубая обивка заменена на пунцовую: масляные лампы, освещающие зал, закоптили стены и живопись.

Пятиярусный зрительный зал отличается удачной акустикой. С любого места в зрительном зале, вмещающем 1700 человек слышен каждый шепот, произнесенный актерами со сцены, что усиливало впечатление от спектакля. Отделку зрительного зала дополнял живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса.

Пятиярусный зрительный зал

Творческая жизнь в разные периоды

Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.

Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.

В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).

Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.

На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.

Люстра

Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.

С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Сцена Александрийского театра

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Фойе

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

Читайте также: