Доклад на тему словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Обновлено: 04.07.2024

1. Отгадывание ребуса. При отгадывании ребуса дети сами или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем синтез, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

2. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимы и фразеологизмы. Работа с ними предполагает образование у учащихся некоторых лексических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи. 6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты позволяют наблюдать за функционированием слов в речи.

2. Толкование Птица семейства врановых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный звук –стрекотание.

4 Однокоренные слова : сорока, сорочий, сорочата и др.

5 Фразеологизмы. Сорока на хвосте принесла. Так говорят об известии, неизвестно откуда полученном. Трещит как сорока. То есть говорит быстро и громко.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Бела, как снег, черна, как жук, вертится, как бес и полетела в лес.

7. Пословицы и поговорки.

Сорока стрекочет -гостей пророчит.

На открытом месте сорока гнезда не вьёт.

Сорока один раз клюнет- десять раз осмотрится.

Сорока скажет вороне, ворона-ворону, а ворон -всему городу.

8. Предложения. Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.

У сороки есть прозвище -белобока. По бокам пёрышки у неё белые. А голова, крылья и хвост- чёрные, как у вороны. Особенно красив хвост Длинный, прямой, как стрела. Перья на нём с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Охотники очень не любят сорок Почему? Эта птица своим громким криком может сорвать охоту. Сорока летит за охотником, кричит и мешает ему. Сорочий сигнал опасности понимают и птицы и звери.

На уроках можно использовать занимательные задания в стихах.

Например, слова с сочетаниями -оро—

На хвосте несла сорока

Очень важные слова.

Распустила хвост сорока.

Вот досада, вот морока!

Я- принадлежность короля.

А я -умнейшая из птиц.

Во мне нуждается земля.

Я -украшение для лиц.

Я- генератор молока.

А я -нередко нелегка.

Все слова состоят из шести букв.

Животные Школа Растения

ворона дежурный орех

воробей девочка осина

заяц алфавит берёза

медведь карандаш малина

петух пенал капуста

собака ребята огурец

корова ученик картофель

сорока учитель помидор

Такие таблицы позволяют выполнять различные задания

1. Запись слов по порядку. Дети пишут под диктовку, затем проверяют по таблице.

2. Устная работа с помощью сигнальных карточек. Диктую слова, а дети показывают карточку с нужной буквой.

3. Выписывание слов из таблицы по вариантам.

При работе со словарными словами использую предметные картинки, знакомимся и учимся работать с разными словарями : орфографический, толковый, словарь происхождения слов (этимологический словарь,словарь устойчивых выражений (фразеологический словарь,словарь образования слов (словообразовательный словарь).

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классах

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Ориентировочные нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС Техника чтения в 1 классе 1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Словарная работа в детском саду Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а.

Теория обучения диалогу на уроках истории в 5–11 классах Технология диалогового обучения В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_2c42ea12.jpg

hello_html_7b98eace.jpg

hello_html_5ccd8663.jpg

hello_html_m671b6100.jpg

hello_html_790013a8.jpg

hello_html_mca85a46.jpg

hello_html_2ed5cb8e.jpg

hello_html_196512a9.jpg

hello_html_m4493a847.jpg

hello_html_m764918fc.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 352 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.04.2017 1147
  • DOCX 11.5 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гасанова Татьяна Курбановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

I. Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку.

  1. Работа над словом в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах.
  2. Всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку и его значение.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка.

III.Значение словарной работы на уроках русского языка.

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их
активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

  1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
  2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
  3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
  4. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

“Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни”.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Следуя принципу A.M. Пешковского. утверждавшего, что “сперва услышать, а затем смотреть, как это писано”, мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Работа на смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

1) указание на род и видовой признак

2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Например, в определении “Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля”, с помощью первого приёма разъясняется следующее: “место, где от снега открылась земля”, а с помощью второго приёма указано па связь с исходным словом (проталина - протаять) Кроме основных приёмов семантизации применяется ряд дополнительных.

Один из них - сопоставление неизвестного слова с известным - синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой).

Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета, Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).

Подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова. Выбор дополнительного приёма семантизации незнакомого слова определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением - контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант - это тоже работа со словом.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём - этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных па сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

  • указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);
  • подобрать синонимы, если они есть;
  • определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
  • произвести фонетический разбор;
  • указать часть речи и её грамматические признаки;
  • разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них
  • выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;
  • указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
  • в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.

  1. У слова снег нет синонимов.
  2. В переносном смысле не употребляется.
  3. Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый
н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий
е - [э] – гласный
г - [к| — согласный глухой, твёрдый

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

  1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
  2. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
  3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
  4. Зрительные диктанты
  5. Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
  6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

Большое внимание уделяю работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.

Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся “Школьным толковым словарём” М.С. Лапатухина, Е.А. Скорлуповской и Г.П. Снетовой, солидным словарём С.И. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Повысилась орфографическая грамотность; если в 5 классе качество по орфографии было 23 %, то в 9-ом классе-47 %. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

В статье обобщен опыт работы со словарными словами.
Тема: Словарная работа на уроках русского языка.
Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения
при работе со словарными словами.
Задачи: 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты: Добиться безошибочного письма с трудным написанием,
используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Введение
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.
В начале учебного года я провела несложный тест, для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу ( в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения ( ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.
На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:
-на запоминание орфографического облика слова
КАРАНДАШ Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.
А ЕЯ Не бывает аллеи без деревьев.
Б Р Б Н А какой барабан без палочек
- Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о : отец обед орех; или класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)
Этот этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к
ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.
Я провожу эту работу по следующим этапам.
1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
2. Краткий орфографический разбор.
3. Запоминание с опорой на главный тип памяти ( 30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
4. Запись под диктовку.
5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
Этап первичного восприятия слова
Традиционный подход.
На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.
Загадки: Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей)
Пословицы: Москва – всем городам мать.
Поговорки: Сорока на хвосте принесла.
Скороговорки. Скоро да не споро.
Проворонила ворона вороненка.
Стихи: Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой……
Песни: Вместе весело шагать…
Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским
(металлическим или деревянным) концом для копания земли,
насыпания, сгребания (лопата)
Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход
Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
Для 2 класса я разделила слова в три группы:
1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.
К первой группе относятся упражнения:
Попробуйте догадаться какие слова у меня зашифрованы.
Н Д Р Е В Е Я (деревня)
Л М И Е С Д И В Ц Е А Д Ь (лисица, медведь)
П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О (пальто, одежда)
А Е Я Т Р Б (Ребята)
Ко второй группе относятся упражнения вида:
Каждой букве соответствует определенное число.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 . 7 3 5 3 1 (мороз)
З А О С Р Г М П У Д . 8 3 4 9 10 2 (посуда)
. 4 2 8 3 6 (сапог)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа
3.. 4.. 5.. 6.. 7.. 8.. 9.. 10
1.. В.. Л.. Т.. Р.. Й.. А.. С.. П
2.. М.. О.. Е.. Н.. У.. Х.. К.. Б

1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)
или можно дать детям задание зашифровать следующие слова: петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.
1.. М.. Х.. Л.. П..
2.. Р.. О.. А.. Д..
3.. К.. Л.. Ш.. З..
4.. Т.. Ц.. Г.. Я..
К третьей группе относятся упражнения вида:
1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
2. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к а в г д щ ш р а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
3. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный .
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать
Где –оро- надо написать

Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

Заключение
Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:
1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
3. Работу проводить в системе поэтапно.
4. Использовать богатый иллюстративный материал.

Литература.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка М., 2001
В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
М., Просвещение 1991
Г. Е. Окулова Словарная работа на уроке
Оса 1993
О. В. Узорова Словарная работа
М., 2002
О. А. Андреев Тренируйте память
М., Просвещение 1994
Газета Начальная школа №4 2000, №5 2000
Журнал Начальная школа №3 2000, №3 2000
Журнал А Б В Г Д №4, №5 1998
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти М., Учитель 1993

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение или орфографии, многие уч-ся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

Чтобы научить детей, обучающихся в нерусской школе, понимать разговорную речь, излагать свои мысли на русском языке, владеть навыками чтения и письма по-русски, надо больше времени отводить словарной работе.

Например: бил вместо был, Лудмила вместо Людмила, Кола вместо Коля, каща вместо каша.

Большое значение для эффективности преподавания имеет количество новых слов, с которыми нужно знакомить детей на одном уроке, приводить к их забыванию. В соответствии с программой уч-ся дагестанской начальной школы ежегодно должны усваивать около 500-600 новых слов. Следовательно, на уроках приходится примерно 3-4 новых слов.

Если словарную работу вести планомерно, строго учитывая изученные слова, то дети прочно усваивают указанное количество слов. Словарная работа, на наш взгляд, должна планироваться для каждого отдельно. В плане должно быть указано определенное количество новых слов, подлежащих усвоению в каждый четверти, а так же на каждом уроке.

В своем поурочном плане учитель обязательно должен отличать новые слова из изучаемого текста.

При подготовке к каждому уроку я разбиваю слова, значение которых нужно объяснить, определяю какие из них должны войти в активный словарь уч-ся, продумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти уч-ся.

При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приемами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова на русском и родном языке, употребление слова в предложении, произношение новых слов учителем, чтение учащимся слов, написанных на классной доске, запись новых слов. Выбор того или иного приема зависит от значения слова. Если слова невозможно объяснить путем показа предмета, то я использую в этом случае рисунки, картины.

Последовательность работы на уроках над новым словом такова:

Запись слова на доске;

Чтение его учителем;

Объяснение значения слов;

Чтение слова учащимися;

Работа над ударением и произношением;

Составление предложений с данным словом.

В учебных текстах иногда встречаются слова и выражения, которые невозможно перевести на родной язык (например, слова вокзал, вагон.)

При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснять новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения и после чтения. До чтения я объясняла только слова, непонимание которых будет затруднять восприятие детьми всего текста. Такие слова я старалась объяснять в процессе предварительной беседы. Во время чтения объясняла слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста объясняла слова, которые все-таки оказались непонятными для некоторых уч-ся.

Важнейшей частью словарной работы является повторение усваиваемой лексики в течение определенного времени. Новые слова должны закрепляться на том же уроке, на котором они объяснялись учащимся. Чтобы проверить, знают ли дети слова, можно предложить им перевести фразы с новыми словами на родной язык, составить предложения с новыми словами. Такие задания заставляют ученика самостоятельно осмысливать каждое новое слово.

В своей практике для закрепления слов в памяти учащихся часто использую такие виды работ:

а) перевод слов с родного языка на русский;

в) подбор антонимов и синонимов;

г) заучивание наизусть примеров с новыми словами;

д) вставка в предложения пропущенных слов;

е) самостоятельное составление учащимися предложений с изученными словами;

ж) использование различных игр и загадок( например, игра « Кто вспомнит больше слов из словарика на звуки(с), + (г) в начале слова;

Ежегодно веду учет словаря: в специальной тетради записываю слова с 1 по 4 класс и по этой тетради веду повторение пройденных слов. Кроме того, при спросе ученик приносит с собой словарик, а я отмечаю в нем красной пастой слова, которые он не усвоил. Через определенное время я спрашиваю у ученика именно эти слова. Приемы проверки усвоение новых слов я по возможности стараюсь разнообразить . Некоторые учителя в целях проверки усвоения новых слов дают учащимся карточки, на которых записано толкование слов, рядом учащиеся записывают по памяти эти слова. Можно рекомендовать для проверки знания слов уч-ся запись названий предметов, изображенных на рисунках, или я диктую детям загадку, а ученики пишут отгадку.

Учреждение, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования (Библиотека).

Надпись на письме с указанием места назначения и получателя (адрес).

Двенадцатая часть года ( месяц).

Напишите названия зимних месяцев ( декабрь, январь, февраль).

При работе над словарем не следует забывать игровые моменты. Учащимся нравится когда урок начинают такими словами:

Слова спокойно жили в книжке.

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили.

Из книжки в норку утащили.

На доске приведены слова:

- о – о - - - ( воробей)

- о - о - - - (ворона)

- е - - - (петух)

- о – о - - - (сорока)

Благодаря такому разнообразию работы у детей появляется интерес к слову, развивается речь и мышление.

Читайте также: