Доклад о своем местонахождение

Обновлено: 02.07.2024

Все это необходимо наглядно продемонстрировать, а затем указать один-два хорошо видимых предмета и предложить каждому обучаемому самостоятельно определить и запомнить магнитные азимуты на них. Опросом двух-трех человек проверить правильность определения азимутов, разобрать допущенные ошибки, а при необходимости повторить объяснение и показ. Далее можно отметить, что если азимут заранее известен… Читать ещё >

  • методика проведения занятия на тему: "ориентирование на местности без карты
  • определение сторон горизонта
  • доклад о своем местонахождении"

Директор средней сколы № 13.

Тотмин В.А. _______________.

  • 1. Сформировать понятия об основных способах ориентирования, научить правильно докладывать о своем местонахождении
  • 2. Привить практические знания в определении направления движения по заданному азимуту, движения по азимуту
  • 3. Воспитать у обучаемых высокие психологические качества, смелость и решительность при действиях на незнакомой местности

школьное тактическое поле.

линейки, цветные карандаши, компас, курвиметр, маршрут движения по заданному направлению.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.

Основная часть Учебные вопросы:

  • 1. Накануне проведения занятия, подготовить необходимое материально-техническое обеспечение занятия по данной теме.
  • 2. В ходе проведения занятия добиваться высокой эффективности у школьников по способам ориентирования и движения по магнитному азимуту. Оказывать помощь слабоуспевающим, разъяснять непонятные положения.
  • 3. В конце занятий:
    • — подвести итоги занятия с обучаемыми;
    • — дать ответы на вопросы обучаемых, задание на самостоятельную работу;
    • — по окончании занятий оформить отчётные схемы движения по заданному направлению.
    • — наметить план работы с отстающими школьниками по устранению выявленных недостатков. Дать задание этим школьникам для устранения неуспеваемости.

    Содержание занятия и учебные вопросы.

    Проверить наличие обучаемых.

    Провести контрольный опрос по пройденным темам.

    Объявить тему и цель занятия.

    — отвечают на задаваемые преподавателем вопросы.

    Основная часть: 35 мин.

    2.1 Сущность и способы ориентирования. Порядок ориентирования на местности -15мин.

    а) Определение сторон горизонта по Солнцу Приближенное определение сторон горизонта по Солнцу производится с учетом определения. При этом исходят из того, что в северном полушарии Солнце примерно находится:

    в 7 часов (по декретному времени) — на востоке;

    в 13 часов — на юге;

    в 19 часов — на западе;

    в 1 час — на севере.

    Среднее перемещение Солнца в течение 1 часа равно 150.

    Например, время 15 часов. Определить направление на север 15 часов — значит 2 часа после полудня. За 2 часа Солнце переместилось от направления на юг на 300 вправо 2×150. значит, полуденная линия проходит на 300влево от направления на Солнце в данный момент, а направление на север — противоположное ему.

    По Солнцу с помощью часов выполняется следующим образом. Держа часы в горизонтальном положении, поворачивают их так, чтобы часовая стрелка своим острием была направлена в сторону Солнца. Прямая, делящая угол между часовой стрелкой и часам придают не горизонтальное, а наклонное положение (для широты 50−400 — под углом 40−500 к горизонту), при этом часы держат цифрой 1 от себя;

    найдя на циферблате середину дуги между часовой стрелкой и цифрой 1, прикладывают здесь спичку, т. е. перпендикулярно циферблату;

    не изменяя положения часов, поворачиваются вместе с ними по отношению к Солнцу так, чтобы тень от спички проходила через центр циферблата.

    В этот момент цифра 1 будет находиться в направлении на юг.

    Определение сторон горизонта с помощью часов (1 способ).

    Определение сторон горизонта с помощью часов (2 способ) б) по Полярной звезде практически для простейших определений принимается, что Полярная звезда находится в направлении на север (отклонение около 10).

    в) по Луне Сущность ориентирования по Луне заключается в том, что сначала определяется направление на Солнце, скрытое ночью за горизонтом, а затем по этому направлению с Учетом времени находятся стороны горизонта способом, изложенным в пункте а).

    Если видимая часть Луны больше половины, то горизонтальный угол между направлениями на Луну и на Солнце больше 900. Если видимая часть Луны меньше половины, то этот угол меньше 900. Приблизительно можно принять, что величина угла изменяется прямо пропорционально изменению видимой части Луны.

    г) по признакам местных предметов признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к Солнцу: у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

    с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

    на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

    муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный крутой;

    весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, а в жаркий период лета — на южных, затененных;

    ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

    летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

    в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

    алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;

    • — алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;
    • — приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;
    • — кумиры (языческие молельни с идолами) обращены фасадом на юг;
    • — просеки на больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении на север-юг и запад-восток; нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг.

    Ввиду того, что под воздействием различных причин в действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо учитывать не один, а несколько признаков.

    д) Доклад о своем местонахождении:

    • — слушают и записывают в тетради.
    • — слушают и самостоятельно пытаются практически определить стороны горизонта.
    • — Слушают, записывают в тетради
    • — Слушают, записывают в тетради
    • — активно дискуссируют по поводу направления сторон горизонта, пытаются определить стороны горизонта по признакам местных предметов

    2.2 Определение магнитного азимута, порядок движения по азимутам — 25мин.

    а) Определение магнитного азимута Занятие проводится на заранее выбранном и подготовленном участке местности недалеко от школы, который имеет хороший круговой обзор. Желательно, чтобы на участке местности находились предметы, по характерным признакам которых можно было бы определить направления на стороны горизонта. В сельской местности это не представляет особых затруднений. В условиях города можно использовать ближайшие к школе пригородные районы, лесопарки или пришкольный участок.

    Руководитель занятия подчеркивает то важное значение, которое в ориентировании на местности придается умению определять магнитный азимут. Знание азимута позволяет найти на местности нужное направление движения. Основное внимание при проведении занятия должно быть уделено практической тренировке учащихся в определении по компасу нужного (заданного) направления движения и практике — движения по заданному (указанному) азимуту.

    По пути следования к месту занятия целесообразно сделать остановку у начала измеренного заранее отрезка местности и предложить всем учащимся пройти его, считая количество шагов. После этого каждый учащийся должен определить размер своего шага, разделив общую длину пройденного отрезка на полученное количество шагов, определить и запомнить размер пары шагов. На исходной (первой) точке маршрута следует разбить учебный взвод на три подгруппы и назначить старших из числа заранее подготовленных обучаемых или использовать командиров отделений, кратко объяснив им, что такое магнитный меридиан, магнитный азимут, а также порядок определения магнитного азимута с помощью компаса.

    При определении магнитного азимута по компасу :

    Все это необходимо наглядно продемонстрировать, а затем указать один-два хорошо видимых предмета и предложить каждому обучаемому самостоятельно определить и запомнить магнитные азимуты на них. Опросом двух-трех человек проверить правильность определения азимутов, разобрать допущенные ошибки, а при необходимости повторить объяснение и показ. Далее можно отметить, что если азимут заранее известен, как это бывает при движении по заданным азимутам, то задача сводится к тому, чтобы по известному азимуту найти направление на предмет. В этом случае следует поступать так:

    • — поворотом крышки компаса указатель мушки установить на отсчет, равный известному (заданному) азимуту;
    • — отпустить тормоз стрелки, поставить компас в горизонтальное положение и повернуть его так, чтобы северный конец стрелки точно встал против нулевого деления шкалы. При таком положении компаса направление, проходящее через прорезь и мушку, укажет направление на предмет.

    С помощью компаса определить направления на стороны горизонта, выбрать на этих направлениях хорошо выделяющиеся на местности предметы, найти предметы с характерными признаками и типовые формы рельефа вокруг точки стояния, определить, на каких направлениях они расположены относительно сторон горизонта и каково примерное расстояние до них.

    Подготовить доклад о своем местонахождении.

    Затем в таком же порядке на второй точке определить стороны горизонта по солнцу, по солнцу и часам. Далее на третьей точке стояния определить стороны горизонта по характерным признакам на местных предметах. Для этого найти предметы, по признакам которых можно определить направления на стороны горизонта, объяснить причины образования этих признаков и б) Движение по азимутам При отработке вопроса движения по азимуту военный руководитель накануне занятия выезжает на место и выбирает 3—4 маршрута для движения по азимутам. На маршрутах намечает поворотные точки, определяет магнитные азимуты движения, расстояния на каждом участке, место и время сбора учебной группы после выполнения упражнения. Затем составляет схему и таблицу данных для движения по азимуту. В поле, после отработки ориентирования на местности без карты, преподаватель, пользуясь схемой предстоящего маршрута движения, объясняет обучаемым порядок движения по азимутам:

    — на исходной (первой) точке маршрута устанавливают на компасе отсчет, равный заданному азимуту, и определяют направление движения с точки 1 на точку 2 путем визирования через прорезь и мушку крышки компаса замечают в этом направлении какой-либо промежуточный ориентир;

    — двигаясь по направлению на замеченный ориентир, ведут измерение пройденного расстояния, считая шаги; счет шагов обычно ведется парами под левую ногу;

    — доходят до замеченного ориентира и, если с него не видна вторая точка маршрута, снова определяют направление по тому же азимуту, что и на первой точке; замечают в этом направлении новый промежуточный ориентир и продолжают движение и измерение пройденного расстояния;

    в) Обход препятствий Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.

    Военная топография рассматривает способы изучения местности, ориентирование на местности. Военная топография - это военная дисциплина, дающая знания на местности при организации и ведения боя. Вопросы, изучаемые военной топографией, имеют непосредственное отношение к практической деятельности личного состава при выполнении боевой задачи. Изучение военной топографии способствует развитию личного состава наблюдательности, точности, умение анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнения боевой задачи. Умение ориентироваться на местности и передвигаться по заданному направлению необходимо всем солдатам при выполнении боевых задач.

    Изложение основного материала 20 мин.

    1. Ориентирование на местности это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и ориентиров, найти нужное направление и выдержать его в пути. В боевой обстановки включает также определения своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Ориентироваться можно с помощью карты и без неё. При ориентировании без карты необходимо определить стороны горизонта.

    Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают целей и объектов. Ориентир должен резко отличатся от других элементов местности, формой, окраской, чтобы он бросался в глаза при первом взгляде на местность.

    2. Способы определение сторон горизонта. Стороны горизонта можно определить при помощи компаса, солнца, по солнцу и часам, по полярной звезде, по местным признакам и т.д. в ВС РК широко используется компас Адрианова. При определении сторон горизонта следует отпустить тормоз, установить компас горизонтально и поворачивая его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления шкалы. В этом положении компаса буквы В, Ю, З указывают направление на восток, юг и запад, а нулевое деление шкалы – направление на север.

    3. При докладе о своём местонахождении относительно сторон горизонта и ориентиров необходимо назвать местный предмет, и расстояние до местных предметов (ориентиров).

    Например «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 заводская труба, западнее 200 хутор, южнее 300 река, восточнее 500 дорога.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    МБОУ СОШ № 23

    Доклад

    по ОБЖ на тему :

    « Определение своего местонахождения и направления движения

    Подготовила ученица 6 класса

    Соломенцева Милена

    Определение своего местонахождения и направления движения на местности

    Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения.

    В знакомой местности и на знакомом маршруте (вы идете с родителями в лес за грибами, по знакомой дороге, в знакомое место в лесу) местонахождение определяется по известным ориентирам, которые попадаются по дороге: развилке дорог, опушке леса, отдельно стоящему характерному дереву, лесной поляне и т. д. По этим ориентирам вы определяете свое местонахождение и выбираете правильное направление движения. В незнакомой же местности лучше всего ориентироваться по карте. Картой называется уменьшенное изображение значительного участка земной поверхности с учетом ее кривизны, выполненное условными знаками в определенном масштабе. Вы знаете, что масштаб показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности. Для ориентирования на местности в походах наиболее удобны карты масштаба 1 : 200 000 (1 см = 2 км) и 1 = 50 000 (1 см = 5 км) и крупнее.

    Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя сторона карты была обращена на север. (Все карты вычерчены таким образом, что их верх направлен на север.) При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов будет соответствовать их обозначениям на карте.

    Карту можно ориентировать по компасу, по линиям местности и по направлениям на местные предметы.

    При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север — юг его шкалы совпадала с направлением север —юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована.

    Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте. Карту необходимо повернуть так, чтобы направление этого линейного ориентира на карте совпало с его направлением на местности. Затем следует проверить, все ли предметы на местности, расположенные справа и слева от выбранного ориентира, имеют такое же расположение на карте, что будет свидетельствовать о том, что карта сориентирована правильно.

    Для ориентирования карты по направлениям используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Став у одного из этих предметов на местности, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить оба эти предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

    Когда карта сориентирована, несложно определить на ней свое местонахождение. Если вы стоите возле какого-то предмета, обозначенного на карте условным знаком, это и есть место вашего нахождения.

    Можно определить свое место на карте по ближайшим предметам. Для этого надо опознать эти предметы на местности и на карте, а затем на глаз определить свое место относительно них. При движении по местности (по дороге, по тропинке) свое местонахождение всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по направлению движения.

    После того как вы сориентировали карту и установили свое место на ней, можно определить направление своего движения в намеченный район вашего похода. Направление движения вы можете выбрать или по местным ориентирам (по дороге, тропинке, вдоль реки, линии электропередачи), или по азимуту с помощью компаса.

    Чтобы выдерживать с помощью компаса намеченное направление движения и точно выйти в назначенное место, необходимо знать магнитный азимут от одного ориентира к другому. (Из курса географии: азимут — это угол между направлением на север и направлением на ориентир; азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.) При определении направления движения на карте необходимо на всех его этапах определить магнитные азимуты от одного ориентира до другого, записать эти значения на карте или в таблице.

    Для выдерживания направления движения на местности по расчетным азимутам необходимо выйти в точку начала движения, с которой по карте определен азимут на первый контрольный ориентир, затем с помощью компаса определить магнитный азимут движения.

    Для этого нужно отметить на шкале компаса значение, равное заданному (определенному по карте) магнитному азимуту. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец совпал с нулевым делением шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования какой-нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту. На маршруте для более точного выдерживания заданного направления движения выбирают промежуточные ориентиры. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения направления движения повторяют.

    Ориентирование на местности — это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения. В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

    Ориентироваться на местности можно с помощью топографичес­кой карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

    В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

    Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип


    Рис. 1. Компас Адрианова

    а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь

    действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки рас­полагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вна­чале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходи­мо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

    Для определения сторон горизонта по положению Солнца доста­точно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе.


    Рис. 2. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов

    При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.2) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы ча­совая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно на­правление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

    Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необхо­димо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем


    Рис. 3. Отыскание Полярной звезды

    Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обра­стают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторо­на муравейника круче южной;

    ягоды и фрукты раньше приобре­тают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

    Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.4).


    Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

    ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

    Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направ­ление и точно выйти в назначенный пункт.

    При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

    Им называется горизонтальный угол, измеря­емый на предмет. Он имеет значения от 0 до 360°. Для определения магнитного азимута на местный предмет с по­мощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы ви­зирная линия прорезь — мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направле­ния) на местный предмет (рис. 5).

    Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он боль­ше 180°.

    Для определения направления на ме­стности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать ком­пас. Затем, удерживая компас в ориен­тированном положении, заметить на


    Рис. 5. Магнитные ази­муты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°, на ель — 323°

    местности по визирной линии прорезь — мушка удаленный предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

    Работая с компасом, держать его необходимо на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плот­но прижать к боку.

    Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на мар­шруте движения и расстояние между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). Эти данные подготавливает командир отделе­ния (взвода) и оформляет в виде схемы маршрута движения (рис. 6) или таблицы (табл.1).

    Ориентирование на местности - определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов. Принципы определения сторон горизонта по компасу. Оценка сторон горизонта по признакам местных предметов. Движение по азимутам.

    Рубрика Спорт и туризм
    Вид доклад
    Язык русский
    Дата добавления 18.12.2011
    Размер файла 752,5 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Ориентирование на местности без карты

    Ориентирование на местности -- это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

    Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

    В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта определяются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

    Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана север -- юг, необходимо вначале совместить мушку с нулевым делением лимба.

    Рис. 1. Компас Адрианова

    а -- общий вид; б -- крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в -- лимб, стрелка и тормоз, 1 -- мушка, 2 -- магнитная, стрелка, 3 -- тормоз, 4 -- прорезь

    Затем необходимо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая компас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компаса направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замечают местный предмет (ориентир), который затем используется для указания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

    Для определения сторон горизонта по положению Солнца достаточно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом--в 8.00) -- на востоке, в 13.00 (14.00)--на юге, в 19.00 (20.00) -- на западе.

    Рис. 2. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а --до 13 часов; б -- после 13 часов

    При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.2) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно направление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня -- дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

    Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необходимо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы.

    Рис. 3. Отыскание Полярной звезды

    Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

    Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солнцу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обрастают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторона муравейника круче южной;

    ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

    Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни -- на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север -- юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.4).

    Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

    При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны горизонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных предметов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: “Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м -- заводская труба, западнее 200 м -- хутор, южнее 300 м -- река, восточнее 500 м -- дорога”.

    Движение по азимутам

    Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление и точно выйти в назначенный пункт.

    При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

    Им называется горизонтальный угол, измеряемый на предмет. Он имеет значения от 0 до 360°. Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь -- мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 5).

    Обратный азимут -- это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

    Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь -- мушка удаленный предмет (ориентир).

    Рис. 5. Магнитные азимуты: на лиственное дерево -- 56°; на фабричную трубу -- 137°; на ветряную мельницу -- 244°, на ель -- 323°

    Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

    Работая с компасом, держать его необходимо на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.

    Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояние между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). Эти данные подготавливает командир отделения (взвода) и оформляет в виде схемы маршрута движения (рис. 6) или таблицы (табл.1).

    Читайте также: