Доклад о своей родословной

Обновлено: 02.07.2024

Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и образовательной организации, укрепление семейных связей, пропаганду традиционных семейных ценностей, формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

Впервые о праздновании Международного дня семей заговорили в 1993 г. на очередной Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. И начиная с 1994 года, 15 мая было выбрано датой проведения этого праздника во многих цивилизованных странах, включая Россию.

Привожу работу в сокращении, опустив часть текста, схемы, таблицы, диаграммы, фото.

Введение

Семья – самое близкое окружение человека. Чтобы не запутаться в сложных родственных отношениях люди придумали вести родословную – перечень поколений одного рода.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи.

У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как и где жили, кем были, чем занимались.

Цель работы – изучить родословную моей семьи.

Задачи работы:

- изучить, что такое родословное дерево и родословная книга, какие бывают типы родословий;

- выяснить фамилии, имена, отчества, годы рождения (годы жизни, национальность, место рождения и проживания, профессии своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек;

- составить генеалогическое древо семьи, оформить родословную книгу.

Предмет исследования: изучение истории семьи.

Объекты исследования:

1. Воспоминания и рассказы родственников о жизни.

2. Фотографии, документы, письма.

Методика исследования

Под руководством учителя биологии и при помощи родителей я провела исследование, используя следующие методы:

- теоретические (изучение литературных источников, справочных материалов, документов семейного архива,

- практические (анкетирование одноклассников, беседа с родственниками, опрос,

- метод наглядности (создание презентации, оформление плаката и книги по материалам исследования).

Этапы исследования:

1 этап. Свою исследовательскую работу я начала в сентябре 2015 года с изучения литературы по теме исследования.

3 этап. Затем я провела опрос родственников с целью получения информации о своей родословной.

4 этап. Следующим этапом стало изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

Основная часть

Генеалогия. Генеалогическое древо.

Родословная – ряд поколений, происходящих от одного предка. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Для того чтобы нагляднее представить себе жизнь родственников разных поколений, существуют специальные таблицы или схемы. В генеалогии разработана общая методика составления родословных таблиц и схем, которые дают возможность легко проследить родственные связи.

Ученые выделяют два главных вида родословий: восходящее и нисходящее. Нисходящее родословие – наиболее употребительное и самое удобное – начинается с родоначальника и указывает на его потомство по мужской линии. Восходящее родословие: от себя – к отцу и матери, затем дедам и бабкам и т. д.

Родословия изображаются разными способами, самые распространенные:

1. Родословная (генеалогическая) таблица.

2. Родословное (генеалогическое) древо.

3. Поколенная роспись.

Родословная в виде таблицы удобна своей наглядностью. Следует обратить внимание, что лица одного поколения составляют колено рода. Часто в таблицу включают лишь мужские имена членов рода, сохранивших фамилию, ее можно дополнить датами жизни, женскими именами, тогда родословие будет называться смешанным.

Одна из самых распространенных форм – генеалогическое древо, или древо жизни. Это та же таблица родословия, но перевернутая. Генеалогическое древо имеет действительно форму дерева. В нем соединяются в единую цепь разные поколения.

Поколенная роспись дает возможность сохранить максимум генеалогической информации и поместить достаточно биографических сведений при каждом имени. В поколенной росписи, как правило, принята определенная нумерация: с левой стороны № лица, а с правой - № отца и т. д.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в большинстве случаев подростки частично знакомы с историей своей семьи, информация получена в первую очередь от своих родителей, потом уже от бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства!

Следующим этапом работы стало составление РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ МОЕЙ СЕМЬИ по схеме: Ф. И. О., дата и место рождения или годы жизни, сведения о родителях, братьях и сестрах, супругах, детях.

Работая над составлением родословной моей семьи, я выяснила, что корни ее уходят к родоначальным фамилиям – это семья Морозовых и семья Корнаковых – по линии папы, семья Еремичевых и семья Филиных – по линии мамы.

Я изучала родословную моей семьи с начала двадцатого века – как по отцовской, так и по материнской линии.

Затем я выполнила Родословную схему в нескольких вариантах. Один из них (восходящая родословная) – в виде коллажа (формат – ватман, материалы: акварель, гуашь, цветная бумага).

Описание Родословной схемы:

1. В левом верхнем углу – герб белёвской земли, так как мои родные – уроженцы Белёвского района. Наш район – один из самых древних в Тульской области. Здесь много храмов и монастырей. Церковь символизирует то, что все мои предки и я – православные христиане. Радуга и белый голубь – мир, благополучие.

2. В левом нижнем углу – летний пейзаж. Наш край – живописный уголок России, он богат лесами, лугами, садами, полями. И, безусловно, гордость нашего района – река Ока с её многочисленными притоками.

3. В правом верхнем углу – уже не мирное небо. Война. Горящий военный самолёт символизирует события 1941-1945 годов. Не обошла стороной Великая Отечественная война и нашу семью.

4. В правом нижнем углу – фрагмент сельского кладбища (крест, памятник, обелиск). Это – символ памяти о предках, которых уже нет в живых. Все умершие были русскими, православными, крещёными. Моя семья свято чтит память умерших родных, поминает усопших в храме и ухаживает за могилками на кладбищах. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей, не жалея своих сил, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках священна. Без памяти нет совести. Без памяти нет прошлого, а без прошлого нет настоящего и будущего. Могилы умерших близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная могилка передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие.

Светлая память всем погибшим и умершим! Никто не забыт, ничто не забыто!

5. В центре композиции – могучее дерево, на листьях которого слева – фото родных по отцовской линии, справа – фото родных по материнской линии. В центре – фото брата и моё фото.

В нашей семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции. Самой главной традицией я считаю любовь, уважение, заботу друг о друге. Это то, что перешло к нам от наших предков: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Благодаря традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать, доверять, мы учимся ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. А это - самое главное в жизни.

Я очень люблю свою семью, ценю семейные традиции, хочу их сохранить и передать детям и внукам. Уверена, что семейные традиции – великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно беречь!

Заключение

Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. На Руси до середины двадцатого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал биографию не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. До недавнего времени приходилось видеть упадок знаний по этому вопросу, желание знать свою родословную имели всего лишь 2-3 % людей. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. В основном энтузиастами в этом деле являются школьники, и мы, наш класс, – не исключение.

Работа по изучению родословной заинтересовала не только меня, моих близких, но и моих одноклассников. Я объяснила им, как составить генеалогическое древо семьи и родословную книгу.

Данная работа не оставила равнодушными моих родителей, бабушек и дедушек, брата, тётю и дядю. Они оказали мне большую помощь. Постепенно, в ходе работы, у меня начал формироваться семейный архив: появились старые фотографии, нашлись личные вещи предков. Я сожалею, что не смогла побеседовать с прабабушками и прадедушками, так как их уже нет в живых.

Закончив в данный момент оформление родословной книги и древа, я не считаю пока работу по изучению истории своей семьи выполненной до конца. Надеюсь, что в скором времени древо нашего рода обретёт новые ветви, а я узнаю новую интересную информацию о своих родственниках. В будущем, со временем, думаю, что смогу продолжить изучение истории своих предков глубже. Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилий.

Я планирую в ближайшее время:

- продолжить составление Родословной книги семьи, регулярно обновлять её;

- оригинально оформить генеалогическое (родословное) древо, использовать его для украшения интерьера дома;

- завести Календарь семейных памятных дат;

- исследовать происхождение фамилий и значение имен моих родных.

Цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Главным итогом работы я считаю воссоздание нашей родословной, что станет не только интересной реликвией, но и ценным документом.

Литература

1) Дукаревич П. Моя родословная. – С-Петербург, 2008.

2) Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М. : Современный писатель, 1993.

3) Коротков Е. В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, 1999.

4) Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. - Москва: Просвещение, 1975г.

5) Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. – Москва, 2001.

8) Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003.

9) Материалы семейного архива Морозовых

10) Материалы семейного архива Ерёмичевых

Может быть это покажется нескромным, но я хочу отметить, что наша творческая работа на основании приказа министерства образования Тульской области от 30.12.2015 г. № 2771 заняла 1 место в региональном конкурсе, и Анне вручили диплом. А самое главное, работа по изучению истории семьи интересна, полезна, носит практический характер. Она сплачивает семью!

Спасибо за внимание!

Герб моей семьи (фотоотчет)

Герб моей семьи (фотоотчет) Хотела поделиться нашим совместным с детьми подготовительной группы творчеством. В начале ноября у нас была тема недели "Я гражданин России".

Золотые страницы истории моей семьи

Золотые страницы истории моей семьи На Кубани близки к завершению мероприятия в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом «За Веру, Кубань.

sochinenie moya rodoslovnaya

Это сочинение я бы хотела посвятить своей семье.
Свою родословную я знала довольно плохо, поэтому моей целью стало изучить родословную получше. Я расспросила маму, папу, бабушку и дедушку об их жизни и о моих родственниках. Соединив все рассказы, я смогла представить всю свою большую семью.

Сначала я хочу рассказать о моем дедушке. Это отец моего папы. Его зовут Петр Николаевич и родился он во время войны. Это было тяжелое время для всей его семьи. После того, как он немного подрос, стал помогать маме. Ведь к тому времени отец Николай уже ушел на фронт. Дедушка говорил, как скучал по папе. В военное время дома было мало еды, и мой дедушка на то время был худощавым подростком. Дедушка рассказал о том, что мама уходила на завод, где изготавливала боеприпасы для военных. После чего, он начал ходить с ней. Это была очень сложная и тяжелая работа. Ему по-прежнему не хватало еды, и он совсем перестал расти. Так продолжалось несколько лет. Но вот, война закончилась и положение в семье стало улучшаться, глава семьи вернулся домой. Дедушка был очень рад этому.

Дальше дедушка рассказал мне и о самом прекрасном времени в своей жизни, которое по его словам продолжается до сих пор. Он рассказал о встрече с его женой, моей бабушкой. Дедушка сказал, что она была прекрасна, какой и остается сейчас. Он очень её любит.

Я хочу немного рассказать о моей любимой бабушке Людмиле Дмитриевне. Она родилась в многодетной семье, и была самой старшей. Вся её семья на тот момент жила в деревне. У бабушки было две сестры и маленький братик. Как говорила бабушка, её мама и папа работали целыми днями. Мама работала в магазинчике и собирала урожай, а папа на тракторе в поле. Так как бабушка была самой взрослой, её оставляли следить за братом и сестрами. Помимо этого, она убиралась в доме, готовила еду и следила за хозяйством. Бабушка сказала что жить было трудно, но она не жаловалась. Потом они познакомились с моим дедушкой и переехали в город. Ну а дальше, родился мой папа.

У меня большая семья, и у каждого своя интересная история жизни. Я горжусь своими предками, ведь некоторые из них прошли войну. Благодаря им, я сейчас живу в безопасности. Я очень люблю свою семью!

sochinenie moya rodoslovnaya

Семья — это наша опора, защита. Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

Я родилась в большой и дружной семье. Старейшина нашей фамилии– мой прадедушка. Его зовут Вартанян Владимир Минасович. Он является главой нашего рода, честью и гордостью всей нашей семьи.

Наш род берет начало в живописнейшем селе Кейванди Исмаиллинского района Азербайджана, где и родился мой прадедушка. Семнадцатилетним мальчишкой он ушел на фронт. Принимал участие в боях за Керчь на Сапун -горе. В одном из боев он был тяжело ранен, вследствие чего был комиссован.

Верная подруга его, моя прабабушка, преданно ждала его, любовь свою они пронесли через всю жизнь. От этой любви родилось шестеро детей, одним из которых является мой дедушка – Анатолий Владимирович.

Мой дедушка много лет проработал на обувной фабрике г.Баку начальником цеха. Моя бабушка, Элиза Сократовна, работала воспитателем в детском саду. После известных сумгаитских событий, когда начались гонения и убийства армян, семья вынуждена была покинуть Баку. Волей судьбы они оказались на Ставрополье, в селе Донском .

Сейчас мой дедушка — уважаемый человек, председатель армянской общины Труновского района. Я горжусь им. Он является обладателем Белого ордена.

Мой папа, Гаррий Анатольевич, закончил нашу школу№6 в 1990 году и поступил в Ставропольский Политехнический институт. Служил в г.Буденовске, в вертолетном полку. Моя мама познакомилась с папой будучи совсем еще юной. Они поженились.

Мой брат Володя учится в восьмом классе. Его назвали Владимиром в честь Владимира Минасовича. А еще у меня есть дядя и тетя. Мой дядя, Виталий Анатольевич, со всей семьей живет рядом с нами. У него трое детей. Мы очень дружны. Его сына зовут Анатолий в честь Анатолия Владимировича. Другого сына зовут Сократ, в честь другого прадедушки.

А моя тетя, Рузанна Анатольевна, живет а г.Ставрополе. По профессии она учитель начальных классов. Сейчас она воспитывает четырех сыновей. Все эти люди гордо носят фамилию Вартанян .

Благодаря восстановлению своей родословной я почувствовала себя очень богатым и счастливым человеком. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи, что я не одинока и должна дорожить всеми своими родственниками.

В каждой семье также есть свои традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге.

Донское – наша вторая родина. Живя здесь, мы уважаем и соблюдаем обычаи и традиции русского народа. Наряду с этим, глубоко чтим и следуем своим армянским традициям. Много для этого делает наш дедушка и бабушка. Ведь с нами живут еще и прадедушка с прабабушкой, которые подсказывают то, чего мы не знаем.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром…

Я буду стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы мы, молодое поколение, гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо нашей семьи будет вечно зелёным.

sochinenie moya rodoslovnaya

Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках. Кроме того, изучать историю своей семьи очень познавательно. Наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогией.
По-моему, важно знать своё родословное древо: место и год рождения, род занятий, национальные корни предков. Ведь это история семьи, хранящаяся в памяти каждого. Мы обязаны жизнью своим маме и папе, они – своим родителям. Получается своеобразная цепь. И чем она длиннее, тем древнее род, тем интереснее его изучать. При этом можно натолкнуться на важные факты. Например, когда какая-то профессия (врача, кузнеца, пекаря, музыканта) передаётся из поколения в поколение, передаются мастерство и талант, заложенный в генах, то можно говорить о семейном деле или целой династии. Это ли не предмет гордости потомков такой семьи?

sochinenie moya rodoslovnaya

Оказывается, я из казацкого рода, и в каком музее Киева есть письмо, где упоминается фамилия моего пра-пра-прадедушки. Надо же, а я и не знал! В нашем роду смешанная кровь многих наций: и поляков, и русских, и татар, и даже такой народности, как мордовский. Я узнал очень много не только из жизни моих предков, но и по истории, и не только Украины. Так я узнал о процессе раскулачивания, и от него пострадал и мой прадедушка. Узнал также, что мой дедушка был награжден Орденом Славы. Узнал, что наш род очень велик, и разбросанный он по всему миру. Так моя двоюродная бабушка Настя еще в период Второй Мировой войны попала на принудительные работы в Германию, вышла замуж и осталась жить там. Но мы поддерживаем с ним связь, к сожалению, только в письмах.

Время бежит неустанно, одно поколение сменяет другое, но мы не имеем права забывать свои корни, родословную.

sochinenie moya rodoslovnaya


Меня зовут Елисеева Анна. Мне 11 лет. Я родилась 8 февраля 2000 года в городе Снежинске. Как все ходила в детские сад. Сейчас учусь в 5Б классе школы №117. Увлекаюсь рисованием, английским языком. В садике и в начальной школе занималась художественной гимнастикой, легкой атлетикой. По этим видам в соревнованиях занимала 1-2 места. Сейчас увлекаюсь вокалом и гитарой, занимаюсь в музыкальной школе.

У меня есть младший брат Павел, ему 10 лет, он учится в 4 классе 135 школы. Мой брат любит лепить из пластилина, занимается конструктором LEGO. После школы он ходит в музыкальную школу, учится играть на баяне, а еще он занимается в лыжной секции.

Моя мама, Елисеева Марина Евгеньевна, родилась в Снежинске, училась в 121 школе. Потом поступила в Уральский политехнический институт в г. Екатеринбурге. Сейчас работает инженером-химиком.

Мой папа, Елисеев Юрий Геннадьевич, родился в Снежинске. Он учился в 123 школе, потом в училище, затем в техникуме. Мой папа всего добился сам. Сейчас он работает слесарем-сборщиком в РФЯЦ-ВНИИТФ. На работе его ценят и уважают, потому что у него золотые руки. Он отличный специалист, профессионал, мастер своего дела. Сейчас папа учится на 3 курсе в институте, потому что считает, что должен получить высшее образование. Мы согласны с папой, мы его поддерживаем, мы им гордимся.

Мою бабушку по материнской линии зовут Рашкован (Шевцова) Лариса Николаевна. Она родилась в Литве в г. Таураге. Потом семья переехала в наш город. Училась бабушка в 124 школе. Затем уехала в Саратов, где окончила музыкальное училище. Сейчас бабушка работает музыкальным руководителем в садике № 23.

Моего дедушку по материнской линии зовут Рашкован Евгений Хананович. Он учился тоже в школе №124, как и бабушка. После школы поступил в МИФИ и после его окончания получил специальность инженера-программиста. Дедушка работал в РФЯЦ-ВНИИТФ. Сейчас он на пенсии и работает для души в музыкальной школе. Он всегда любил играть на гитаре и сейчас учит своих воспитанников играть на этом инструменте.

Мою бабушку по отцовской линии зовут Елисеева (Трацевская) Евгения Александровна. Она из Белоруссии, из г. Молодечно. Бабушкино детство было голодным и тяжелым, ее родители рано умерли, и она жила в семье маминой сестры. Бабушка, чтобы не обременять родственников, в 18 лет вышла замуж за моего дедушку, и они уехали на Урал. Жили они очень бедно в деревянном домике рядом со Снежинском, сейчас это 21 площадка. Когда дедушка устроился работать машинистом, в Снежинске они получили квартиру и были очень рады этому. Бабушка занималась воспитанием своих детей. В Снежинске она стала работать в детском саду помощником воспитателя и проработала там до самой пенсии. Сейчас она занимается садоводством.

Моего дедушку по отцовской линии зовут Елисеев Геннадий Алексеевич. Он родился в Верхнем Уфалее. Дедушка получил специальность машиниста железной дороги и всю жизнь работал по этой специальности. Дедушка мастеровой человек, он сам построил большой дом в саду. И моему папе помогает строить дом.

У меня есть прабабушка и прадедушка. Они родители моего дедушки по материнской линии. Рашкован Ханан Ефимович(04.05.1918г.р.) и Вера Петровна (14.03.1919г.р.) Они ветераны Великой Отечественной войны. Во время войны дедушка служил фельдшером, а бабушка — медсестрой. Бабушка выносила на себе с поля боя раненых солдат, перевязывала под пулями раны. Бабушку немцы взяли в плен. Бабушка своими глазами видела, как немцы пытали русских солдат, им под ногти совали иголки, потом убивали. Чудом ей удалось спастись. Моя прабабушка Вера попросилась в туалет. Ее повел немецкий солдат. Туалет был на улице, бабушка оглядела стены деревянного туалета, увидела, что дощечка задней стенки чуть отходит. Она тихонько надавила на дощечку и отодвинула ее в сторону. Прабабушка протиснулась сквозь небольшую щель и быстро – быстро побежала через поле, почти ползком по траве передвигалась она. Так ей удалось сбежать из плена.

Мои прадедушка и прабабушка поженились после Дня Победы. Пять лет их молодости забрала война. Они пережили бомбежки, разруху и голод. После войны они начали работать в санчасти. Дедушка в санэпидемстанции, а бабушка медсестрой в поликлинике. Та проработали до пенсии. Мы их очень любим.

У меня много родственников. Мы ходим друг к другу в гости. Дарим подарки, вкусно едим. Женщины в нашей семье занимаются садом, разводят цветы, сажают овощи. И все друг другу помогают. Мужчины занимаются постройками, гаражами. Мне нравится общаться со своими родными! Мне нравится, что в моей большой семье так много тепла, радости и счастья.

Хорошо жить на свете, когда тебя окружают любящие люди!

sochinenie moya rodoslovnaya

Во время великой Отечественной войны она познакомилась с моим дедом. С 1944 года они не расставались. Мечтали после победы создать семью. И была победа, и была семья — именно такая, о которой они мечтали. Под Харьковом они построили огромный дом. Именно для большого дружного семейства. Родились у них три сына и две дочери…

Сегодня у бабушки и дедушки шесть внучек и три внука. И когда мы, все девять, приезжаем на летние каникулы в деревню, в тот просторный светлый дом, бабушка с дедушкой нам очень радуются. Только иногда мне кажется, что они хотели бы, чтобы в это время в доме было бы хоть немного потише…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фамилия, имя, отчество: Мухоплев Алексей Ильич

Дата рождения: 07 мая 2004г

Название работы: Моя родословная

Работа выполнена: совместный проект педагог-родители-ребенок

Руководитель работы: Мухоплева Рабелла Семеновна

22 апреля 2015г

Глава I . Генеалогия. Генеалогическое древо……………5

Глава II . Моя семья ……………..………………………. 6

Глава III . Откуда мы родом и где наши корни? …………. 8

Глава IV . Далёкие предки. …………………………..11

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.

Результаты данного опроса вы видите ниже.

1. Знаком ли ты с историей своей семьи?

2. Кто тебе её рассказал?

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы. Мы плохо знаем свои корни.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи работы:

Составить генеалогическое древо семьи.

Собрать исторический материал о моих предках.

Методы исследования:

Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

Глава I

Генеалогия. Генеалогическое древо

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

Глава II

2.1. Немного о себе.

Вот она, моя семья: папа, мама, сестренки Ильяна, Сайаана и я!

Мой папа, Мухоплев Илья Алексеевич , родился 21 ноября 1983 года в п. Тикси. Он закончил Быковскую среднюю школу. Был хорошим спортсменом. Поступил в профтехучилище п. Тикси и получил права водителя категории Е. В Якутске получил права водителя категории Д. Мой папа очень трудолюбивый. Односельчане часто обращаются к нему за помощью или за советами. Папа им никогда не отказывает, он готов всем

помочь. За это его все в деревне уважают. Сейчас мой папа работает в школе водителем школьного автобуса. Возит детей и учителей на соревнования в Тикси. Мой папа депутат наслежной администрации.

Моя мама, Мухоплева Анастасия Степановна родилась 24 декабря 1983 года в п. Таймылыр. Девичья фамилия Бетюнская. После окончания Таймылырской средней школы она поступила в ПТУ п. Тикси и получила по окончании специальности Она работает в Быковской средней школе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки, занимается с сестренками. Вместе с папой трудится по хозяйству. А хозяйство у нас не маленькое. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка. Я горжусь своими родителями. За эти годы они сумели построить большой и красивый двухэтажный дом. Мама и папа благодарят за помощь родственников.

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

Откуда мы родом и где наши корни?

3.1. Мои бабушки и дедушки

А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.

3.2. Мои прабабушки и прадедушки.

Четвёртое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но большинство из них я не застал в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Ивановы Пелагея Ивановна и Семен Дмитриевич.

Ксенофонтова Александра Гаврильевна и Мухоплев Илья Алексеевич .

Прабабушку Александру Гаврильевну и прадедушку Илью Алексеевича я знаю по рассказам моих бабушки и дедушки. Они часто и с большой теплотой вспоминают их. Моя прабабушка была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. Судьба её была тяжёлой. В 1942г. когда ей было 10 лет, ее семью отправили на переселение из села Хадар Чурапчинского района на Север. Так они попали в с. Тумат. Как им тяжело жилось и работалось наравне со взрослыми на добыче рыбы, рассказали мне бабушка и дедушка. Там она вышла замуж за моего прадедушку Ильи Алексеевича. Мой прадедушка местный житель с. Тумат. Тоже работал на добыче рыбы со взрослыми во время войны. Они дети войны. Если бы они сейчас были живы стали бы ветеранами тыла. Очень жаль, что в свое время не оценили их труд во благо Победы и Родины.

Филиппова Матрена Яковлевна и Боярский Василий Константинович.

Мои прабабушка Матрена Яковлевна и прадедушка Василий Константинович жили и работали в н. Ыстаннах Хочо Булунского района. Прабабушка работала секретарем в поселковом совете, а прадедушка дизелистом в совхозе.

Далёкие предки

Прапрабабушка Васильева (Яковлева) Мария Яковлевна родом из села Токо Олекминского района. Все старые люди которые ее знали, говорят что она была очень красивая и белолицая. И она очень красиво пела русские песни. Прапрабабушка любила шить, вязать, вышивать. Тайком лечила людей. Она еще охотилась, ставила силки на зайцев и уток. Прапрадедушка Васильев Иван Прокопьевич всю жизнь проработал в колхозе на ферме. С 1941 года по 1943 год он работал конвоиром в колонии-лепрозории, которая находилась в г.Вилюйске. По возвращении домой он также продолжил работу на ферме.

Прапрабабушка Ксенофонтова Пелагея Герасимовна , Прапрадедушка Ксенофонтов Гаврил Спиридонович переселенцы из Чурапчинского района с. Хадаар. В 1942 году в Чурапчинском районе стояла засуха. Земля высохла, людям нечего было кушать и начался мор из-за голода. Поэтому Обком ЯАССР постановил о том, что из Чурапчинского района переселить на Север. Так мои прапрабабушка и прапрадедушка попали в Булунский район. У них было шестеро детей.

Еще со слов дедушки узнал о прапрабабушке Мухоплевой Варваре Кузьминичне, которая жила до 101 года. Она говорила и любила петь протяжные песни на эвенкийском языке.

4.2. Шестое поколение, поколение прапрапрадедушек. У меня прапрапрадедушка Иванов Гаврил Дмитриевич (Бальдьы Хабырылла) . Он занимался рыболовством. Жил в с. 1 Кангалассы Ленинского района ЯАССР. Прапрапрадедушка Васильев Прокопий (Дьондуор) жил до 92 лет. Прапрапрабушка Васильева Евдокия молола в жерновах колхозную муку. Они тоже всю жизнь проработали в колхозе.

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, я, насколько это возможно, восстановил родословную своей семьи, изучил до шестого колена. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых. Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких. Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Это будет моим дальнейшим исследованием. Мне в этом помогут родственники из Нюрбы.

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников).

Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

Еще собрал мало данных о родственниках по маминой линии. Эту работу я с помощью мамы и бабушки в дальнейшем продолжу обязательно.

1) Гаврильев С.П., Васильева А.П. , Эчик Ха ҥалаһа ( история наслега I Кангалассы Нюрбинского района РС(Я)), 1999г, п. Нюрба


Однажды в праздник День Семьи бабушка подарила мне маленькое деревце с фотографиями. Мама объяснила, что так начинается родословная. Родина, род, родители… Это близкие, родные слова. Я решила собрать более полную информацию о своём роде, построить модель генеалогического древа семьи. Мне помогли воссоздать прошлое моей семьи родители, бабушки, семейные фотографии, реликвии, рассказы, документы из семейного архива, воспоминания моих родных. История семьи — это летопись истории нашей страны, знать её необходимо, так как без прошлого нет будущего.

Цель моей работы: исследовать родовые отношения моей семьи.

Основополагающий вопрос: Нужно ли знать свою родословную?

Проблемный вопрос: Что такое родословная?

Была выдвинута гипотеза, что при желании каждый человек может узнать свою родословную.

Для реализации поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:

– изучить необходимую литературу и интернет-источники;

– исследовать историю родовых связей семьи Деркачёвых;

– изучить семейный архив, фотоальбомы и собрать необходимый материал;

– провести опрос в семье о родственниках, чьи имена помнят родители, бабушки и дедушки;

– провести анкетирование одноклассников;

– создать генеалогическое древо.

Используемые методы исследования: чтение литературных источников; анкетирование и опрос; анализ полученных результатов; фотографирование.

Объект исследования: семья, семейные отношения.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что изучение родословной важное дело для жизни.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что подготовленный материал можно использовать на уроках кубановедения, литературного чтения, окружающего мира, на классных часах, передать в школьный музей.

Теоретическая часть

1.1.Что такое родословная?

1.2.Определение понятия генеалогия

1.3.Генеалогическое древо.

1.4.Результаты проведения анкетирования в классе

В опросе участвовало 24 одноклассника. Результаты представлены в таблице 1.

Вопросы для анкетирования

да

нет

Что такое родословная?

Есть ли в вашей семье генеалогическое древо?

Знаете ли вы дату рождения мамы и папы?

Как ФИО бабушки (дедушки)?

Храните ли вы семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

Вывод. Достаточно большое количество моих одноклассников не знают, что такое родословная (14 чел.), не интересуется вопросами своей родословной, в семье нет генеалогического древа (18 чел.), не хранятся семейных реликвий (17 чел.) и альбомов (4 чел.). А это значит, что они плохо знают свои корни, традиции своей семьи и не смогут выстроить родственную связь поколений. Я считаю, что без прошлого нет будущего.

Практическая часть

2.1. Родословная моей семьи.

Основа жизни человека — его семья. Родня всегда поддержит в трудную минуту. Так считали наши предки и относились к своей родословной с большим почтением. Я начала свою работу с расспросов бабушки и мамы о родословном древе, о родственниках по линии папы и мамы, сбора информации, зарисовок и черновиков (рис.1,2,3). Меня привлекали семейные фотографии, а от того я все больше расспрашивала маму, папу, бабушек. Так я узнавала всё больше и больше о моих родных корнях.

CCI11072017.jpg

Рис. 1. Линия мамы

8qXGhkSi-QM.jpg

Рис. 2. Моя семья

CCI17072017_0001.jpg

Рис. 3. Линия папы

2.2. Мама и папа. Как все начиналось.

Рис. 4. Я и сестра

Это я и моя старшая сестра Арина.(рис.4) Мы с Ариной родились в семье супругов Деркачёвых. Папа и мама родились в г. Приморско-Ахтарске (Краснодарский край). История их знакомства началась в детской художественной школе, где мама в дальнейшем проработала двадцать пять лет. В тот момент мама подумала, что папа,

Николай Владимирович, пришел проверять ее работу преподавателя. Он же решил, что она жена военного. Папа, Деркачёв Николай Владимирович и мама, Калиновская Эллина Станиславовна, после пяти лет знакомства, ровно 22 года назад, создали семью Деркачёвых.

(рис.5) Я обратилась за помощью к своей бабушке, Калиновской Нине Александровне, чтобы выяснить родословную по маминой линии.

2.2. Родословная по маминой линии.

Рис. 6. Бабушка Нина

Бабушка (рис. 6) Калиновская Нина Александровна родилась 3 марта 1942 г., в селе Кесьма, Калининской области, Весьегонского района. У неё была очень сложная судьба, строгий отчим. Шла война. Отчим больше любил своих родных дочерей, а маленькую Нину (рис.7) не долюбливал, воспитывал строго, часто наказывал, закрывал в подвале. Нина очень рано уехала из дома. Моя бабушка чемпион по плаванию, она и сейчас обожает переплывать канал, ходить на Азовское море, купаться

Её сложная судьба не помешала создать ей свою семью и родить двоих прекрасных детей. Она боролась за свою семью до последнего, чтобы её дети никогда не узнали, что такое отчим. Бабушка Нина ветеран труда. Она трудилась на разных предприятиях, но находила время уделять внимание внукам. Я часто играю с ней в мяч.

CCI11072017_0008.jpg

Рис. 6. Нина в детстве

Дедушка. Калиновский Станислав Олегович, родился 27 мая 1944г., в хуторе Ахтарском. Всю жизнь он проработал на рыбозаводе г. Приморско-Ахтарска. У него была простая профессия-кочегар. Вместе с тем мой дедушка обладал разными умениями, был мастер на все руки, любая работа спорилась. Он очень многое умел: делать отопление, подключать воду, заниматься стройкой. Мама рассказывает, что он умел ремонтировать даже швейные машинки. Еще в молодости он сам шил себе брюки. Дедушка рано умер. Мы с сестрой Ариной не знали его, но бабушка с мамой много хорошего рассказывают о нем. Он не любил фотографироваться, поэтому его фотографий не сохранилось.

CCI11072017_0003.jpg

Рис. 8. Бабушка Лина

Прабабушка. (рис.8) Язловецкая Акилина Павловна — мама моего дедушки. Она родилась в станице Ольгинской 9 апреля 1916г. Акилина жила в бедной семье с двумя сёстрами и была старшей. Родители с детства приучали их к труду и строгости. В 1933г., моя прабабушка пошла работать на рыбозавод и проработала там всю жизнь. Работа была очень тяжелая, она вместе с другими женщинами мыла и пластовала рыбу, поступавшую на рыбозавод тоннами, грузила лед, так как холодильников в те времена не был. Рабочий день начинался с одевания резиновых сапог, модничать было некогда. На рыбозаводе она встретила свою судьбу, мужа Леонида. Когда началась Великая Отечественная война, бабушка продолжала работать. Городок захватили фашисты, оккупанты не церемонились. Если бы Акилина не освободила понравившуюся немцам комнату, они бы ее, не задумываясь, расстреляли. При бомбежке 25 апреля 1943г. погибла её мама. Бабушка рассказывала, что в военное временя в городе было много подлых людей, которые выслуживались перед немцами, а после войны они ходили просить милостыню. Бомбежки отложили свой отпечаток так, что прабабушка навсегда стала бояться праздничных салютов, это был страх перед тем, чтобы не наступила война [2]. Когда бабушка ушла на пенсию она занималась воспитанием внуков — Эли и Олега, внуки не знали, что такое детский сад. Мама всегда рассказывала, сколько любви и внимания отдала она им. Когда родились правнуки, прабабушке было уже за 80 лет (рис.9)

CCI11072017_0005.jpg

Рис. 9. Прабабушка и моя сестра

В нашем семейном альбоме много фотографий с прабабушкой Линой. В свои 80 лет она играла с Ариной на коврике, озвучивая игрушки, ползала с ней наперегонки. Всегда жизнерадостная, полная энергии. Когда я родилась, прабабушке было 92 года! Её дом был по соседству с нашим. Мама рассказывала, что она каждый день приходила поиграть со мной. Мама рассказывала, что прабабушка не знала слово врач. Она не пила таблеток, её лекарство — вечный позитив. Прабабушка умерла в 94 года. Мама рассказывает, что у прабабушки Лины не было не золотых колечек, не сережек, но было очень много любви и обыкновенной жажды к каждому новому прожитому дню. В наших сердцах она жива!

Рис. 10. Леонид (слева)

Муж моей прабабушки — Леонид, (1913 г.) был человеком творческим, музыкантом из духового оркестра. У них родилась двойня, но малыши умерли в младенчестве от болезней. Леонид вернулся с войны больным, и в скором времени умер. Бабушка вышла замуж вновь. На фотографии моя прабабушка с Валидским Петром Прохоровичем (рис.10). Это мой прадедушка. По рассказам мамы он был добрым человеком, усыновил сына Лины Павловны. Вместе с прабабушкой они прожили более 40 лет. Мама рассказывает, что ей он был как отец. Он был прекрасный семьянин. Он умел шить и научил этому маму. В нашей семье есть старинная ручная машинка, на которой дедушка учил маму шить ещё в 10 лет. Мама разрешила мне тоже на ней шить. Это наша семейная реликвия.

Прапрабабушка. Петухова Клавдия Петровна, мама моей бабушки Нины, родилась 26 марта 1919г. в селе Кесьма. Она все свои годы проработала в детском саду завхозом. Во время войны моя прабабушка Клава работала конюхом, по стопам её отца. Для семьи наступили тяжёлые времена. Бомбежки гремели одна за другой, но дом чудом уцелел. Были и времена голода, когда кусочек хлеба делили на всю семью. Моя мама рассказывала, как бывала у бабушки в деревне, обычный деревянный дом из сруба, настоящая русская печь, за водой ходили к колодцу. Бабушка водила в лес за грибами. Дети купались в ледяной речке, среди красивых кувшинки. Мыться ходили в настоящую русскую баню. Бабушка была внимательна и заботлива.

Отец моей прабабушки — прапрадед Петухов Петр Спиридонович, родился в августе 1887г. Он работал конюхом в колхозе. У него было три дочери — Евдокия, Клавдия, Екатерина и двое сыновей — Михаил и Алексей. Алексей был самым старшим сыном, погиб на войне. Петр Спиридонович воспитывал детей сам, его жена умерла при родах младшей дочери –Екатерины. Затем мой прапрадедушка женился повторно на женщине с тремя детьми. Много воспоминаний оставил мой прапрадедушка в жизни моей бабушки Нины.

2.3. Родословная по папиной линии

Мой папа-Деркачёв Николай Владимирович, родился 24.02.1971 г, в г.Приморско-Ахтарске, окончил школу № 13, уехал в г. Ленинград (Санкт-Петербург) учиться в училище на краснодеревщика. Вернувшись в родной город, папа много изготовил настоящих шедевров из дерева. К работе он подходит творчески. Он родился в семье супругов Деркачёвых (рис.11), его мама- Деркачёва Татьяна Николаевна в девичестве Храмцова. Она родилась 1 ноября 1948г. в г. Приморско-Ахтарске, закончила Армавирский медицинский колледж, работала на винзаводе, потом воспитателем в детском саду № 18, где и проработала до пенсии. У моей бабушки была очень не простая жизненная ситуация, будучи еще молодой, она потеряла мужа.

Отец моего папы — Владимир Яковлевич, родился в г.Приморско-Ахтарске в январе 1946г. После окончания восьмилетки работал слесарем на винзаводе. В 1965г. был призван в армию и служил в танковых войсках механиком — водителем. После службы в армии окончил 11 классов вечерней школы, и уже женатым человеком поступил в Астраханский дорожно-строительный техникум на заочное отделение. Мой дедушка не успел его окончить, т.к трагически погиб в автоаварии в 1973г. и было ему на то время 27 лет. Моя бабушка в 25 лет осталась с двумя детьми одна. После трагедии она мечтала лишь о том, как вырастить своих детей хорошими людьми.

CCI17072017_0003.jpg

Рис. 11. Мой папа с родителями

Моя прабабушка, мать Владимира Яковлевича, по отцу- Деркачёва Раиса Константиновна, родилась в станице Приморско-Ахтарской в 1925г. После войны в 1945г. с отличием окончила курсы бухгалтеров и много лет работала в колхозе им.Ленина главным бухгалтером. О моём прадедушке, отце Владимира Яковлевича мало что известно, вспоминают, что он был военным, вернулся с войны героем, но с ампутированной ногой.

Рис. 12. Храмцов Н. П.

Отец моей бабушки, мой прадед — Храмцов Николай Петрович (рис.12), ветеран Великой Отечественной войны, родился на Кубани в 1925г. в селе Суворовском Усть-Лабинского района. Как и всем, родившемся в 20-е — 30-е годы, судьба уготовила ему босоногое, в постоянной нужде, детство. Прадедушка всегда с любовью вспоминал свой родной хуторок с необычным названием Третья речка Кочеты. В его детстве был нелёгкий труд, в 9 лет уже пас скот, ходил за плугом.

Рис. 13. Храмцова Нина

Мой прапрадед по отцу — Храмцов Петр Яковлевич и прапрабабушка- Ульяна Ивановна (рис. 14), были первыми колхозниками. Пётр Яковлевич ушел на фронт в 1942 г. и в том же году погиб в боях за город Одессу. Ему было всего 40 лет.

Рис.14. Семья Храмцовых.

Рис.15. Прапрадед Молчанов

CCI17072017_0008.jpg

Рис. 16. Семья Молчановых

Мой прапрадед-Молчанов Максим Арсентьевич (рис. 15), был мельником. Прапрабабушка- Молчанова Акилина Тимофеевна была домохозяйкой, содержала в порядке дом, детей и небольшое хозяйство (корова, коза, куры, гуси). Семья была большая, детей у них было шестеро, 5 дочерей и сын. (рис. 16).

2.5. Генеалогическое древо семьи Деркачёвых.

C:\Users\Администратор\Desktop\мнем\Изображение2 016.jpg

Рис. 17. Генеалогическое древо

Заключение

Таким образом, моя гипотеза о том, что каждый человек может узнать свою родословную, подтвердилась. Поставленные цель и задачи выполнены.

Основные термины (генерируются автоматически): генеалогическое древо, моя прабабушка, мама, моя бабушка, родословная, моя семья, бабушка, семья, Великая Отечественная война, мой прадедушка.

Читайте также: