Доклад о стихотворении пушкина к
Обновлено: 17.05.2024
Поэт описывает море, словно одушевлённое существо: оно меняется, движется, живёт собственной жизнью. Для поэта море имеет тесную связь с людскими судьбами. В предельно сжатой форме содержание произведения можно изложить четырьмя пунктами:
- Обращение поэта к морю.
- Описание событий и чувств, связанных с морем.
- Описание фигур Байрона и Наполеона, сроднившихся для поэта с морской стихией.
- Клятва поэта в вечной преданности морю.
История создания
В 1824 г. поэт получил разрешение вернуться в родные места. Перед самым отъездом он начал писать произведение, в котором прощался с морем. Пушкин осознавал: из-за строгого режима ссылки он едва ли получит новую возможность побывать у моря. Произведение, начатое в Одессе, было закончено уже в Михайловском. Пушкиноведы спорят о том, кому именно оно посвящено: Байрону, Наполеону, либо Елизавете Воронцовой. Образы всех этих людей скрыты за метафорическими стихами.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру элегии. В нём автор передаёт личные переживания, проникнутые нотами тоски и грусти. Попрощавшись с морем, поэт чувствует печаль: мир для него стал пустым. Литературное направление, к которому относится произведение – романтизм. В стихотворении автор поднимает характерные для романтизма темы: томление, одиночество, тоска и грусть. Герой является одиноким странником, противопоставляющим себя обществу. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение представляет собой монолог – обращение лирического героя к морю. С композиционной точки зрения произведение можно разделить на несколько частей, благодаря тому, что автор начал писать его в Одессе, а закончил – в Михайловском, вдали от моря:
- Первая часть – лирический герой восхищается морем, восхваляя его.
- Затем передаются ностальгические настроения лирического героя, вспоминающего то великолепное время, когда он мог бродить по берегу, наслаждаясь морской красотой. Здесь подразумеваются образы Наполеона и Байрона.
- В финальной части, покончив с приятными воспоминаниями, автор переходит к завершающей фазе – прощанию с морем.
Образы и символы
Стихотворение изобилует различными образами:
Темы и настроение
В стихотворении поэт поднимает несколько важных тем:
Основная идея
Основная идея произведения заключается в необходимости протеста против любой цивилизации. Человек может чувствовать себя счастливым лишь на лоне природы. Поэт понимает, что различные блага и чувства необходимы людям для радости. Но такие понятия, как любовь, свобода и природа всегда будут первостепенными.
Средства выразительности
С целью передачи внутреннего состояния лирического героя, а также воспроизведения красоты морских просторов, Пушкин использует следующие средства выразительности:
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
В плане синтаксиса в стихотворении можно выделить анафору:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Данное произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и усеченными стопами. Это придает течению стихотворения некую размеренность и плавность, торжественность. Произведение состоит из шести четверостиший с перекрестной рифмовкой, мужскими и женскими рифмами.
История создания
Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.
Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.
Керн тогда уже потеряла мужа и встретила Александра Сергеевича очень благосклонно. У них завязалась пылкая, но весьма короткая история любви. Анна Петрова была окружена вниманием многих мужчин, из-за этого у них с поэтом часто случались конфликты.
Тема и композиция
Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.
Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.
Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.
Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.
Жанр и размер
Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:
- Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
- Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
- Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.
Средства выразительности
Для Пушкина характерно в своих стихотворениях делать упор на средства художественной выразительности, однако в данном произведении их совсем немного, но они подобраны тщательно и с особым трепетом.
Средства художественной выразительности:
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был человеком влюбчивым, имел множество бурных романов и мимолётных интрижек. Нельзя сказать, что всем женщинам, которым удалось затронуть его сердце и запасть в душу, он посвящал стихотворения. Но Анна Петровна Керн, сама того не ведая, стала для поэта музой на долгие годы. Увы, их любовная история продлилась совсем недолго.
Одиночество поэта
Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.
Судьба поэта – быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание. Но он – как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном.
История создания
Мотив прощания
Недостающие качества
И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.
Судьба Наполеона
Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.
Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.
Основные темы
Мотивы
Наполеон и Байрон
О Наполеоне Пушкин говорит как о человеке, сумевшем оставить свой след в истории и в судьбах людей. Поэт считает полководца романтическим героем с трагической судьбой, ведь его последним приютом стала скала, затерянная среди бескрайних морских просторов. Скала, ставшая символом крушения надежды.
Дружеская беседа
Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма. Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам. А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.
Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера – четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.
Значимость
Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.
Читайте также: