Доклад о советском военном который участвовал в войне с испанией

Обновлено: 02.07.2024

Оговоримся, что рассмотрение роли флота в испанской войне – тема отдельного исследования.

Как было показано выше, в Испании прошли испытание многие новейшие виды вооружений и подтвержден тезис о характере грядущей мировой войны как войне моторов. Толчок получило развитие европейской авиации, бронетанковой техники. Наиболее серьезное военное столкновение (тем более, уже на континенте) кануна Второй мировой войны заставило как его прямых участников, так и наблюдателей, сделать выводы военно-технического плана.

Начальные оценки не всегда отличались объективностью и адекватностью. Так, например, в конце 1936 г. в кругах берлинских дипломатов и инкоров господствовал тезис о том, что в соревновании различного военного вооружения, которое шло в Испании, немцы непрерывно терпят одно поражение за другим. Оценки даже заставляли сделать вывод, что это обстоятельство заставляет немцев спешно пересматривать планы разрабатывавшегося нападения на чехословацкую территорию[683].

Воздушные бои в Испании показали, что по скорости первые Ме-109 (кроме 109С) не имели преимуществ перед советскими И-16 и уступали им в скороподъемности и вооружении. В целом же по своей боеспособности эти ма­шины оказались близки, и все зависело от тактики ведения боя, искусства пилотирования. Наблюдатели уже осенью 1936 г. отмечали, что, развивая скорость до 175 км/час, немецкие и итальянские бомбардировщики уходили от преследования, но существенно теряли в точности бомбометания[689].




Появившиеся в Испании к лету 1937 г. немецкие истребители МЕ-109, бомбардировщики Не-111, итальянский бомбардировщик Савойя-79 по техническим характеристикам не были слабее советских самолетов, а по ряду показателей – даже превосходили. Немецкие авиаконструкторы на основе уроков Испанской войны и анализа боевых характеристик советских истребителей И-16 достаточно оперативно усовершенствовали свои самолеты. В частности, Ме-109 в новой модификации (Ме-109Е) существенно превосходил советские истребители по скорости (на 100 км в час), калибру оружия и дальности стрельбы. Завершающий этап испанской войны знаменовался значительным преимуществом немецкой авиации. Ме-109 в различных модификациях выпускался до конца Второй мировой войны. Эрик Хартманн, летчик-истребитель, одержавший наибольшее число воздушных побед за всю историю, летал исключительно на этом самолете[690].

В испанском небе были продемонстрированы преимущества истребительной авиации и обозначилась потребность (для всех задействованных сторон) развития штурмовой авиации. Стратегические бомбардировщики дальнего действия научились избегать противовоздушной артиллерии, прерывая ночные бомбардировки. Но лишенные в ответственных момент прикрытия истребителей, бомбардировщики оказывались подчас беспомощными. Истребители же нуждались в увеличении скоростных параметров. Выход был найден в создании реактивных самолетов. Первый немецкий реактивный самолет Хейнкель 178 В1, как известно, совершил пилотируемый полет за два дня до начала второй мировой войны. С 1942 г. Германия развернула целую реактивную программу, а с 1943 г. Люфтваффе вообще стали инициировать чисто реактивные проекты[692].

Многие материалы изучались и анализировались в т.н. научном военно-историческом отделе ГШ РККА.

Но участие советской авиации в Испанской войне выявило и необходимость перехода (а в предвоенных условиях – максимально быстрого) от модернизации серийных образцов к созданию нового поколения самолетов. Но оперативная реакция на новые зарубежные модели в плане производства отечественных аналогов явно опаздывала. Нельзя исключать, что некоторую самоуверенность придал факт противостояния на начальном этапе войны в Испании советских истребителей типа И-15 и И-16 устаревшим моделям немецких и итальянских самолетов. Результатом этого стал факт, что к началу Великой Отечественной войны 80 % советских самолетов были устаревших образцов[706].

Слабо эффективными в Испании оказались и итальянские 45-мм минометы и вся система ПВО. Немецкая сторона сделала правильный вывод, и к началу Второй мировой зенитная артиллерия Германии была вне конкуренции[712].

Советский легкий танк Т-26 оказался уязвимым. Военные предлагали заменить бензиновый двигатель танка на дизельный большой мощности. С такими и другими предложениями по усовершенствованию танка в Наркомат обороны обращались начальники Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдив Г.Г. Бокис (1937) и комкор Д. Павлов (1938)[716].

Как известно, по ряду показателей Спитфайр не уступал немецкому Ме-109. К началу Второй мировой войны было изготовлено 299 Спитфайров и 578 Харрикейнов. Производство небольшого количества Спитфайров обусловило то, что эти модели почти не использовались за пределами Британии. Даже британским экспедиционным силам во Франции с началом II мировой войны приходилось действовать без прикрытия Спитфайров[732]. По английским оценкам, в Испании достаточно успешно зарекомендовали себя немецкие зенитные орудия. Министр иностранных дел Великобритании Иден считал (1937 г.), что Германия должна знать, что британцы продвигаются вперед в плане усовершенствования авиации и очень серьезно заняты организацией противовоздушной обороны Лондона[733].

Французские военные и политики, не сумев за годы Испанской войны ни создать коалицию, ни подстраховаться договором о ненападении с фашистскими государствами, реагировали на военный конфликт в соседнем государстве, почти сразу потерявший внутреннее наполнение, желанием укрепить боевую мощь своей страны. Но перевооружение проходило в условиях внутриполитических коллизий, экономического кризиса: усиливавшейся инфляции, снижения индекса промышленной продукции (1938 г.), обесценивания франка (например, в 1938 г.) до паритета 1 фунт стерлингов - 169 франков. Уже в начале 1938 г. выяснилось, что запланированные расходы на вооружение и капитальные расходы Франции в размере 54,7 млрд. фр. (на 6,5 млрд. больше, чем в 1937 г.) потребуют дополнительных кредитов на национальную оборону в несколько млрд. франков[737].

Но лишь только летом 1938 г. новый министр авиации Ги ла Шамбр предпримет энергичные меры по возрождению мощи французской авиации. Практиковалась и частичная передислокация войск. По словам Боннэ, для усиления противовоздушной обороны на испанской границе Франция вынуждена была перебрасывать зенитную артиллерию с германской границы[739].

Неоправданное благодушие вкупе с самоуверенностью продемонстрировала Италия. Великобритания традиционно в определенной степени принижала роль наземной техники и пехоты. Франция начнет обновление и пополнение парка боевых машин слишком поздно, что не замедлит сказаться на ее судьбе во Второй мировой войне.

Советское руководство изучало и обобщало опыт Испанской войны, технические характеристики всей использовавшейся в ее ходе военной техники. Ряд сделанных заключений нашли практическое применение при совершенствовании и модернизации советских танков, самолетов, артиллерийских орудий. Но, если выводы из войны в Испании советской стороной и были сделаны, то необходимые мероприятия, а именно: обновление и расширение военно-технического парка, завершение формирования механизированных корпусов, кадровые проблемы к началу войны решены не были.

Оговоримся, что рассмотрение роли флота в испанской войне – тема отдельного исследования.

Как было показано выше, в Испании прошли испытание многие новейшие виды вооружений и подтвержден тезис о характере грядущей мировой войны как войне моторов. Толчок получило развитие европейской авиации, бронетанковой техники. Наиболее серьезное военное столкновение (тем более, уже на континенте) кануна Второй мировой войны заставило как его прямых участников, так и наблюдателей, сделать выводы военно-технического плана.

Начальные оценки не всегда отличались объективностью и адекватностью. Так, например, в конце 1936 г. в кругах берлинских дипломатов и инкоров господствовал тезис о том, что в соревновании различного военного вооружения, которое шло в Испании, немцы непрерывно терпят одно поражение за другим. Оценки даже заставляли сделать вывод, что это обстоятельство заставляет немцев спешно пересматривать планы разрабатывавшегося нападения на чехословацкую территорию[683].

Воздушные бои в Испании показали, что по скорости первые Ме-109 (кроме 109С) не имели преимуществ перед советскими И-16 и уступали им в скороподъемности и вооружении. В целом же по своей боеспособности эти ма­шины оказались близки, и все зависело от тактики ведения боя, искусства пилотирования. Наблюдатели уже осенью 1936 г. отмечали, что, развивая скорость до 175 км/час, немецкие и итальянские бомбардировщики уходили от преследования, но существенно теряли в точности бомбометания[689].




Появившиеся в Испании к лету 1937 г. немецкие истребители МЕ-109, бомбардировщики Не-111, итальянский бомбардировщик Савойя-79 по техническим характеристикам не были слабее советских самолетов, а по ряду показателей – даже превосходили. Немецкие авиаконструкторы на основе уроков Испанской войны и анализа боевых характеристик советских истребителей И-16 достаточно оперативно усовершенствовали свои самолеты. В частности, Ме-109 в новой модификации (Ме-109Е) существенно превосходил советские истребители по скорости (на 100 км в час), калибру оружия и дальности стрельбы. Завершающий этап испанской войны знаменовался значительным преимуществом немецкой авиации. Ме-109 в различных модификациях выпускался до конца Второй мировой войны. Эрик Хартманн, летчик-истребитель, одержавший наибольшее число воздушных побед за всю историю, летал исключительно на этом самолете[690].

В испанском небе были продемонстрированы преимущества истребительной авиации и обозначилась потребность (для всех задействованных сторон) развития штурмовой авиации. Стратегические бомбардировщики дальнего действия научились избегать противовоздушной артиллерии, прерывая ночные бомбардировки. Но лишенные в ответственных момент прикрытия истребителей, бомбардировщики оказывались подчас беспомощными. Истребители же нуждались в увеличении скоростных параметров. Выход был найден в создании реактивных самолетов. Первый немецкий реактивный самолет Хейнкель 178 В1, как известно, совершил пилотируемый полет за два дня до начала второй мировой войны. С 1942 г. Германия развернула целую реактивную программу, а с 1943 г. Люфтваффе вообще стали инициировать чисто реактивные проекты[692].

Многие материалы изучались и анализировались в т.н. научном военно-историческом отделе ГШ РККА.

Но участие советской авиации в Испанской войне выявило и необходимость перехода (а в предвоенных условиях – максимально быстрого) от модернизации серийных образцов к созданию нового поколения самолетов. Но оперативная реакция на новые зарубежные модели в плане производства отечественных аналогов явно опаздывала. Нельзя исключать, что некоторую самоуверенность придал факт противостояния на начальном этапе войны в Испании советских истребителей типа И-15 и И-16 устаревшим моделям немецких и итальянских самолетов. Результатом этого стал факт, что к началу Великой Отечественной войны 80 % советских самолетов были устаревших образцов[706].

Слабо эффективными в Испании оказались и итальянские 45-мм минометы и вся система ПВО. Немецкая сторона сделала правильный вывод, и к началу Второй мировой зенитная артиллерия Германии была вне конкуренции[712].

Советский легкий танк Т-26 оказался уязвимым. Военные предлагали заменить бензиновый двигатель танка на дизельный большой мощности. С такими и другими предложениями по усовершенствованию танка в Наркомат обороны обращались начальники Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдив Г.Г. Бокис (1937) и комкор Д. Павлов (1938)[716].

Как известно, по ряду показателей Спитфайр не уступал немецкому Ме-109. К началу Второй мировой войны было изготовлено 299 Спитфайров и 578 Харрикейнов. Производство небольшого количества Спитфайров обусловило то, что эти модели почти не использовались за пределами Британии. Даже британским экспедиционным силам во Франции с началом II мировой войны приходилось действовать без прикрытия Спитфайров[732]. По английским оценкам, в Испании достаточно успешно зарекомендовали себя немецкие зенитные орудия. Министр иностранных дел Великобритании Иден считал (1937 г.), что Германия должна знать, что британцы продвигаются вперед в плане усовершенствования авиации и очень серьезно заняты организацией противовоздушной обороны Лондона[733].

Французские военные и политики, не сумев за годы Испанской войны ни создать коалицию, ни подстраховаться договором о ненападении с фашистскими государствами, реагировали на военный конфликт в соседнем государстве, почти сразу потерявший внутреннее наполнение, желанием укрепить боевую мощь своей страны. Но перевооружение проходило в условиях внутриполитических коллизий, экономического кризиса: усиливавшейся инфляции, снижения индекса промышленной продукции (1938 г.), обесценивания франка (например, в 1938 г.) до паритета 1 фунт стерлингов - 169 франков. Уже в начале 1938 г. выяснилось, что запланированные расходы на вооружение и капитальные расходы Франции в размере 54,7 млрд. фр. (на 6,5 млрд. больше, чем в 1937 г.) потребуют дополнительных кредитов на национальную оборону в несколько млрд. франков[737].

Но лишь только летом 1938 г. новый министр авиации Ги ла Шамбр предпримет энергичные меры по возрождению мощи французской авиации. Практиковалась и частичная передислокация войск. По словам Боннэ, для усиления противовоздушной обороны на испанской границе Франция вынуждена была перебрасывать зенитную артиллерию с германской границы[739].

Неоправданное благодушие вкупе с самоуверенностью продемонстрировала Италия. Великобритания традиционно в определенной степени принижала роль наземной техники и пехоты. Франция начнет обновление и пополнение парка боевых машин слишком поздно, что не замедлит сказаться на ее судьбе во Второй мировой войне.

Советское руководство изучало и обобщало опыт Испанской войны, технические характеристики всей использовавшейся в ее ходе военной техники. Ряд сделанных заключений нашли практическое применение при совершенствовании и модернизации советских танков, самолетов, артиллерийских орудий. Но, если выводы из войны в Испании советской стороной и были сделаны, то необходимые мероприятия, а именно: обновление и расширение военно-технического парка, завершение формирования механизированных корпусов, кадровые проблемы к началу войны решены не были.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В декабре 2009 года в испанском городе Санта-Крус-де-ла-Сарса был открыт монумент советским летчикам, которые погибли в тех краях в годы Гражданской войны.

В 1936-37 годах в этом городе базировались две эскадрильи советских самолетов, принимавших активное участие в боях на стороне республиканской армии.

Из истории нашей страны известно, что в середине 30-х годов в Испанию стремились попасть многие из советских людей, в особенности из числа советской молодежи. Однако это самое стремление было не для того чтобы принять солнечные ванны, где то там, на пляжах типа Менорки или Барселоны, а для того чтобы оказать помощь, братскому испанскому народу сражаясь в рядах республиканской армии против фашизма и мирового капитала.

И это не удивительно, советский народ тогда воспитывался в духе интернационализма и постоянной готовности к отпору многочисленным врагам.

Тогда в 36-м казалось, что чуть ли не вся советская страна в едином порыве была готова встать на защиту республиканской Испании. В те годы, пилотка испанского образца с кисточкой стала почти обязательным атрибутом каждого советского пионера.

Однако факты говорят о том, что массовой отправки советских добровольцев в Испанию в те годы оказывается, не было.

В основном велась громкая и активная агитационная пропаганда или как это сейчас называется, масштабная информационная война.

Главным тогда со стороны СССР это было оказание помощи в виде поставок боевой техники и вооружений, которую наша страна оказывала республиканскому правительству практически всю войну, так например, известно что:

« С октября 1936 г. по январь 1939 г. из СССР было поставлено: 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 артиллерийских орудия, 20486 пулеметов, 497813 винтовок (См.: Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1993. С. 68).

Что касается советских добровольцев то известно, что их за четыре года войны в Испанию было отправлено не так уж и много, особенно по сравнению с другими странами.

Из них: 772 летчика, 351 танкист, 222 советника и инструктора различных родов войск, 77 военных моряков и 100 артиллеристов, 52 других военспеца, 130 авиационных инженеров и техников, 156 связистов и радистов и 204 переводчика.

При этом "В Испании никогда не находилось одновременно более 600-800 советских военных специалистов".

Советские военспецы в республиканской армии
1936 г. - около 100
1937 г. - около 150
1938 г. - более 250
1939 г. - 95
Количество советских летчиков командированных в Испанию
1936 г. - 311
1937 г. - 276
1938 г. - 183
всего - 770
По другим данным не считая летчиков, танкистов и моряков, на стороне Республики с октября 1936 г. по март 1939 г. воевало всего около 4000 других военных специалистов.

Из них погибло и пропало всего 189 человек это (5-6%) от всей численности.

Это были именно советские военные специалисты, из них никто и никогда не служили в знаменитых и общеизвестных во времена СССР - Интербригадах.

На фото Т-26 из состава танковой группы полковника С.Кривошеева, экипажи танков были смешанными, командиры и механики из числа советских спецов.

В отличие от СССР, немцы воевать на стороне Франко отправляли тогда тысячи своих военных, так например, известно, что вместе с другими военными советниками и гражданским персоналом численность немцев в Испании никогда не превышала 10 тысяч одновременно.

Немцы отправлялись в Испанию обычно на 6-9-12 месяцев (обычно на 9), и поэтому всего через Испанскую войну их прошло около 26,5 тысяч (включая гражданских), из которых 315 (1,2%) погибло по разным причинам (по боевым - 173).

На фото итальянские бомбардировщики в небе Испании.

Некоторые исследователи данной темы нередко задают вопрос, почему в Монголию в 1939 году оказывать интернациональную помощь, сражаться против японцев СССР направил целую общевойсковую армию, а тут в Западной Европе на помощь испанским республиканцам из СССР армий, почему то не послали, а ограничились хотя и существенной, но все же в основном только военно-технической помощью?

Согласно этой новой доктрине, Монголия находилась в зоне непосредственно национальных интересов СССР и поэтому за неё необходимо было сражаться до конца, а Испания, судя по всему было вне зоны этих самых интересов и поэтому в этом регионе Европы советские правители решили ограничиться только распространением своего влияния в виде военно-технической помощи

Кроме этого, Сталин, вероятно, опасался открытого втягивания СССР в испанскую войну ещё и потому, что в дальнейшем все это могло привести к столкновению уже непосредственно с Германией, да и не только с ней.

Вот из за чего такая засекреченность нашего участия в испанской междоусобной войне, связи, с чем якобы был даже отдан категорический приказ, чтобы советские военные специалисты на испанских фронтах "не переступали за линию досягаемости артиллерийского огня".

Эта установка оставалась незыблемой на всем протяжении испанской войны. Непосредственное участие в боях принимали только советские летчики и танкисты, действовавшие под чужими нерусскими именами. Так что многим из них пришлось учить не только испанский, но и французский.

Если боевую технику и вооружения из СССР удавалось перебрасывать морем, то переправку военных специалистов, непосредственно на территорию Испании осуществлять приходилось не так то и просто.

К вопросам переброски в Испанию и возвращения обратно в СССР своих военных специалистов советское руководство относилось очень серьезно, в связи с осуществлением данных мероприятий издавались даже специальные отдельные Постановления политбюро ЦК ВКПБ (б), вот отрывок из одного такого постановления:

По прибытию в Испанию, основная часть советского военного персонала выполняла функции советников при республиканских штабах, а также инструкторов или технических специалистов непосредственно в боевых частях.

Хотя СССР по сравнению с той же Германией, отправил не так уж и много своих военных специалистов в помощь к республиканцам, однако это были по настоящему одни из лучших командных, штабных и технических кадров Красной Армии и флота.

На фото Яков Смушкевич, он же генерал Дуглас, старший советник при командующим ВВС и командир группы советских летчиков. Геринг пообещал миллион марок летчику который собьет генерала Дугласа.

Деятельность советских спецов играла тогда по настоящему ведущую роль в армии республиканцев, особенно в вопросах планирования и проведения всех основных боевых операций на протяжении почти всей испанской войны.

Вот наиболее известные советские военные советники времен войны в Испании:

Таким образом, факты говорят о том, что добровольцев-комсомольцев из СССР, участников Гражданской войны в Испании было всего то не более четырех тысяч человек, кто они были эти наши добровольцы в Испании? Люди, действительно реально разделявшие идеи интернационализма или просто военные, добросовестно исполнявшие свой служебный долг?

Участию советских военных специалистов в испанской гражданской войне посвящено немало работ1. Значительно меньше известно об участии в ней русских эмигрантов, которые сражались по обе стороны фронта в рядах республиканцев и мятежников-франкистов.

Обострение социально-политического конфликта в ходе Испанской революции 1931—1939 гг. до гражданской войны, начатой 17 июля 1936 года выступлением испанских войск, расквартированных в Марокко, против республиканского правительства Народного фронта, всколыхнуло русскую военную эмиграцию. В её среде началась полемика о необходимости участия в войне2.

Руководство РОВС планировало организовать в Испании русский добровольческий отряд под русским командованием, но выяснилось, что это трудно осуществить. 24 ноября 1936 года председатель союза генерал-лейтенант Е.К. Миллер письменно обратился в штаб Ф. Франко, сообщив о людских ресурсах, находившихся в распоряжении РОВС: 6000 человек во Франции, 4000 в Югославии, 3000 человек в Болгарии, 3000 в Маньчжурии, 2000 в Китае, 1000 в Германии и 2000 в других странах5.

О бурной деятельности белоэмигрантов стало известно в Москве. В разведсводке иностранного отдела Главного управления государственной безопасности Наркомата внутренних дел СССР (ИНО ГУГБ НКВД) от 16 ноября 1936 года отмечалось: «Председатель РОВС’а ген. Миллер активно содействует переброске белогвардейцев в Испанию, выдавая едущим для борьбы на стороне мятежников особые сертификаты (послужные списки) (автор донесения ошибочно отождествил послужные списки и сертификаты политической благонадёжности. — Прим. авт.) за своей подписью и сообщая особый пароль, о чём у него имеется договорённость с представителем ген. Молла (испанский генерал Э. Мола, один из организаторов военного заговора против правительства Народного фронта, командовал северной армией националистов6. — Прим. авт.).

Первые русские добровольцы-эмигранты прибыли в армию националистов в августе 1936 года. В начале марта 1937 года в неё влилась первая организованная группа русских добровольцев из Франции (9 человек, преимущественно марковцы-артиллеристы), в середине марта — вторая9. Затем в марте—апреле прибыли ещё две группы.

16 февраля 1937 года Комитет по невмешательству в испанские дела11 официально запретил отправку добровольцев в Испанию, что привело к ужесточению контроля на границе. 16 апреля 1937 года в Сен-Жан-де-Луце (на юго-западе Франции) была арестована 5-я группа РОВС во главе с капитаном-корниловцем А.К. Максимовичем12 и отправлена в тюрьму города Байонна. С того момента организованный переход русских групп из Франции был прекращён.

К 16 апреля 1937 года в Испанию в составе групп РОВС пробрались 34 человека из I отдела союза. В Германии II отдел РОВС в октябре 1936 года сформировал два русских добровольческих отряда для отправки в Испанию, члены этих отрядов беспрепятственно перешли франко-испанскую границу13. Командирами отрядов были хорунжий Панасенко (инициалы не установлены) и Г.А. Кочубей14.

Самая многочисленная группа русских добровольцев находилась во франкистском иностранном легионе. Они были распылены по различным бандерам (батальонам) легиона. 27 декабря 1937 года в них числились русские эмигранты Б.С. Людинсгаузен-Вольф, И.А. Бонч-Бруевич, В.А. Воронин, А.В. Бибиков, Е.Е. Пальчевский, Е.В. Константинов, Н.Э. Барк и П.Н. Панфилов21.

Общая численность русских добровольцев в армии Франко нуждается в уточнении. Принятая ранее — 72 человека представляется явно заниженной. По мнению автора этих строк, русских эмигрантов в рядах франкистов было 150—170. Поимённо установлены 116 человек25. Из них 19 были убиты, многие ранены.

Из русских эмигрантов, сражавшихся за Испанскую республику, в числе первых в неё в начале августа 1936 года прибыли члены парижского Союза возвращения на Родину полковник В.К. Глиноецкий26 и ранее не служивший А.Н. Кочетков27.

Эмигранты, желавшие сражаться за республику, пересекали франко-испанскую границу индивидуально и организованными группами. Для проверки благонадёжности им приходилось представлять рекомендации от членов компартии или проходить собеседование с представителями Союза возвращения на Родину28. Для добровольцев бронировали пароходы и поезда. Так, небольшая группа русских эмигрантов в октябре 1936 года отправилась в Испанию на поезде вместе с другими иностранными добровольцами29.

ПРИМЕЧАНИЯ

3 Орехов В. Ещё об Испании // Часовой. 1936. 15 октября. № 176. С. 2.

4 Государственный архив РФ (ГА РФ). Ф. Р-5796. Оп. 1. Д. 6. Л. 25.

5 Archivo General Militar de Ávila (AGMAV). С. 2555. Cp. 24. H. 3.

7 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33897. Оп. 3. Д. 870. Л. 29.

8 Hoover Institution Archives (HIA). Savin P.P. B. 1. P. 5. Документ предоставил О.И. Бэйда.

9 Яремчук А.П. Русские добровольцы. Сан-Франциско, 1983. С. 3.

10 Н.В. Письмо из Испании // Часовой. 1937. 20 марта. № 187. С. 13.

11 Комитет по невмешательству в испанские дела — международный орган по применению соглашения о невмешательстве в дела Испании, созданный в августе 1936 г. для наблюдения за выполнением соглашения 27 европейских стран о запрещении экспорта и транзита оружия в Испанию, заключённого в связи с начавшимися в Испании в июле 1936 г. военным фашистским мятежом и итало-германской вооружённой интервенцией (Комитет по невмешательству в испанские дела // Советская историческая энциклопедия в 16 т. Т. 7. М.: Советская энциклопедия, 1965. Стб. 568, 569).

12 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 18.

14 РГВА. Ф. 33897. Оп. 3. Д. 870. Л. 29.

15 Белобандиты и каторжники — подкрепления для Франко // Правда. 1937. № 70(7036). 12 марта. С. 5.

17 Белогорский Н. Испанские письма // Часовой. 1937. 25 мая. № 190. С. 12.

18 Яремчук А.Я. Указ. соч. С. 26.

20 Центральный музей Вооружённых сил РФ. Документальный фонд 4/47. Д. 762/1. Л. 3.

21 AGMAV. C. 2305. Cp. 10. H. 138/1.

23 РГВА. Ф. 35082. Оп. 1. Д. 179. Л. 208.

25 Семёнов К.К. Русская эмиграция и гражданская война в Испании 1936—1939. М., 2016. С. 142—151.

26 Между Россией и Сталиным: российская эмиграция и Вторая мировая война. М., 2004. С. 118.

29 Томас Х. Гражданская война в Испании. 1931—1939 гг. М., 2003. С. 278.

Читайте также: