Источники права испании на английском доклад

Обновлено: 04.07.2024

Испанское право является одной из старейших систем права в Южной Европе; оно представляет собой сочетание римского права, местных обычаев и правовых норм, а также современного кодифицированного права. В настоящее время право Испании отличается большим своеобразием и самобытностью, несмотря на серьезное влияние права Франции, Португалии, Италии и других европейских государств.
В современной Испании источники частного права регулируются, в основном, нормами Гражданского кодекса (ГК). Это имеет место в силу ряда причин исторического характера и прежде всего потому, что Гражданский кодекс Испании был принят еще в позапрошлом веке, когда в стране еще не было Конституции и единого гражданского законодательства.

Под законом (la ley) в смысле ст. 1 ГК понимается любое писаное правило поведения или акт, изданные органом государственной власти страны в пределах его полномочий.
Обычай (la costumbre) применяется только в случае отсутствия закона. Это правило сформулировано в п. 3 ст. 1 ГК: "Обычай применяется только в случаях пробелов в соответствующем законе, если содержание обычая не противоречит морали, публичному порядку и может быть доказано".



Общие принципы права (los principios generales del derecho) - это базовые принципы организации правовой системы, на которых строятся все отрасли права в Испании. В ГК заложено правило и о субсидиарном применении общих принципов права при отсутствии соответствующего регулирования при помощи закона или обычая (ст. 1 п. 4). Иерархия правовых актов в современной Испании в целом выглядит следующим образом:
1. Конституция Испании 1978 года;
2. Органический Закон (Ley Organica);
3. Обычный закон (Ley);
4. Декрет-закон (Decreto-ley);
5. Законодательный Декрет (Decreto legislative:);
6. Регламент (Reglamento) это - подзаконный акт, принимаемый на основании и во исполнение законов и приравненных к ним нормативных правовых актов.
Наиболее важным и значимым источником частного права Испании является Гражданский кодекс (Codigo Civil). Как известно, Испания является страной с дуализмом частного права, где наряду с гражданским существует торговое право, соответственно, действуют Гражданский и Торговый кодексы. ГК Испании оказал определенное влияние на разработку гражданских кодексов во многих странах Латинской Америки.9
Кодекс состоит из вводного титула (TITULO PRELIMINAR), озаглавленного "О правовых нормах, их применении и действии" и четырех книг:
1. Книга I "О лицах" (LIBRO PRIMERO. DE LAS PERSONAS); здесь содержатся нормы, посвященные статусу физического лица: гражданству, гражданской правоспособности; семейному праву; вопросам объявления физического лица безвестно отсутствующим или умершим, признания недееспособности и установления опеки и попечительства; эмансипации; общие положения о юридических лицах и т. д.
2. Книга II "Об имуществах, собственности и ее видоизменениях" [LIBRO SEGUNDO. DE LOS BIENES, DE LA PROPIEDAD Y DE SUS MODIFICACIONES);

Частное право Испании: общая характеристика источников

3. Книга III "О различных способах приобретения собственности" (LIBRO TERCERO. DE LOS DIFERENTES MODOS DE ADQUIRIR LA PROPIEDAD).
4. Книга IV "Об обязательствах и договорах" (LIBRO CUARTO. DE LAS OBLIGACIONES Y CONTRATOS); Кодекс содержит традиционную для стран континентального права концепцию обязательства, известную еще римскому праву: "Любое обязательство состоит в том, чтобы передать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". В целом, подход ГК Испании к регулированию обязательственных и договорных отношений такой же, как и в других странах континентальной системы права.

Другим источником испанского частного права является Торговый кодекс Испании, содержание которого также отражает ряд национальных особенностей. В отличие от гражданского торговое право Испании было кодифицировано более успешно и намного раньше. Создание единого для всей страны Торгового кодекса было требованием крепнувшего в стране сословия купцов, которое видело в региональных различиях в области торгового права препятствие к развитию торговли и формированию единого рынка.
Система законодательных актов о труде в Испании также построена по принципу иерархичности. Во главе этой системы находится Конституция Испании. За ней следует правовой акт особого рода, - Статут Трудящихся (Estatuto de los Trabajadores). Это - особый правовой акт универсального характера, так как его нельзя отнести к числу кодексов или назвать обычным законом. Скорее всего, он является актом инкорпорации норм трудового права, аналогов которому в других правовых системах нет.
Всего Статут содержит 97 статей и регулирует сферу применения и источники трудового права; основные трудовые права и обязанности; нормы, посвященные трудовому договору; правовые гарантии в сфере трудового права; правила организации объединений трудящихся; вопросы социального партнерства, трудовых правонарушений, заключительные и переходные положения. Особое значение для системы источников частного права Испании имеют акты делегированного и срочного законодательства, что является одной из особенностей регулирования отношений в частном праве страны.
Процедура делегирования полномочий и правила издания соответствующих нормативных правовых актов предусмотрены в ст.ст. 82-85 Конституции 1978 года. Так, в соответствие со ст. 82 "генеральные кортесы могут делегировать Правительству право принятия нормативных актов, имеющих силу парламентского закона по специальным вопросам". 16
Декреты-законы должны незамедлительно выноситься на обсуждение и голосование всем составом Конгресса, который в этих целях созывается, будучи не на сессии, в течение 30 дней с момента обнародования декрета-закона. Конгресс должен принять определенное решение об утверждении или отмене этого документа. Для такого внеочередного заседания предусматривается специальная упрощенная процедура. В Испании в сфере гражданского и торгового права сегодня действуют три подобных документа:
1. Декрет-закон от 16 ноября 1978 года № 33 об установлении возраста совершеннолетия;
2. Декрет-закон от 29 декабря 1993 года № 22, по которому устанавливаются основные принципы регулирования предписаний относительно торговли;
3. Декрет-закон от 31 июля 1998 года № 8 о необходимых мерах по отношению к промышленной собственности;
Остальные шесть подобных документов относятся к сфере регулирования трудовых правоотношений. В силу ряда исторических причин, о которых уже упоминалось ранее, для современной правовой системы Испании особое значение имеет соотношение норм частного права государства в целом и его автономных областей.
Источниками правового регулирования данного вопроса являются Раздел Восьмой "Территориальное устройство государства" испанской Конституции 1978 года и раздел V Вводного титула испанского Гражданского кодекса "Сферы действия общегосударственного и провинциального гражданского законода-тельства". 19 П. 8 ст. 149 Конституции говорит об исключительной компетенции государства в области гражданского права, однако с оговоркой: "без ущерба для сохранения, обновления и развития автономными сообществами своих гражданских правовых норм, - фуэральных (el derecho civil foral) или специальных, - где таковые действуют".
Важнейшей особенностью испанского гражданского права является то, что в провинциях, которые имеют собственное гражданское законодательство, нормы Гражданского кодекса Испании применяются субсидиарно.


Так, в ст. 14 Кодекса указано, что "применение общегосударственного или соответствующего провинциального права определяется правилами о личном законе".22 Таким образом, для определения применимости общегосу-дарственного или провинциального права в каждом конкретном случае применяются коллизионные привязки из раздела Кодекса, посвященного нормам международного частного права. На основании всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, источники испанского частного права отличаются большим своеобразием и самобытностью. Во-вторых, следует подчеркнуть особую роль Гражданского кодекса в регулировании источников права вообще, а не только гражданского права, что несвойственно другим странам. Помимо этой особенности ГК Испании присуще множество других уникальных черт, что не позволяет считать его результатом простого творческого заимствования положений ФГК. В-третьих, всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о своеобразии применения институтов делегированного и срочного законодательства в Испании. В-четвертых, все автономные области Испании имеют уникальные возможности по созданию собственного законодательства в сфере частного права, нормы которого имеют приоритет над об-щегосударственными законами.

Говоря о законах Испании, в большинстве случаев подразумеваются различные юридические и правовые нормы либо обычаи.

В общих чертах можно утверждать, что испанское законодательство создавалось постепенно, путем объединения нормативных положений различных правовых систем, основными из которых были:

  • римское право;
  • варварские правды;
  • каноническое право.

Из трех представленных, в свою очередь, можно смело выделить римское право, которое, безусловно, имело набольшее влияние на формирование испанского права. Из римского права была взята значительная часть норм, которые содержит Гражданский кодекс Испании.

Также испанское право образовывалось путем объединения большого числа различных средневековых региональных правовых систем, которые очень редко применялись в отношении населения. Эти системы медленно сгруппировывались и образовывали провинциальные нормативы (фуэрос), которые затем сливались в единый сложный правовой комплекс. Здесь следует уточнить, что эти исторические нормативы хотя и приняты испанской Конституцией, но право на их регулирование и применение передано автономным сообществам.

Основными источниками правового регулирования в Испании являются:

  • законы (leyes) * региональные * национальные * Европейского союза;
  • обычаи (costumbres);
  • общие принципы права (principios generales del derecho).

При необходимости разрешения спорных ситуаций в первую очередь применяются соответствующие законы. Если таковые отсутствуют, тогда берутся во внимание существующие обычаи. В ситуациях, когда нет ни нужного закона, ни обычая, применяются общие принципы права.

Следует уделить отдельное внимание нормам Евросоюза. Все нормативы, вытекающие из права Европейского союза, являются действующими в Испании в соответствии с договором ЕС, ратифицированным Испанией и ставшим частью внутреннего испанского права. Учитывая, что европейский договор имеет более высокое иерархическое положение, чем внутренние испанские законы, в случае конфликта между правом Евросоюза и внутренним законом Испании предпочтение отдается первому.

Также при возникновении спорных/конфликтных ситуаций между странами-участницами Евросоюза для разрешения этих споров применяется законодательство ЕС.

В рамках права Европейского союза нужно отметить различие между имеющимися директивами и регламентами. Разница в том, что первые требуют, чтобы государства-участники ЕС применяли их путем принятия законов, а вторые имеют прямое применение.

Конституция Испании

Испанская Конституция регулирует деятельность государственных органов, а также различных структур автономных сообществ. Следует заметить, что Основной закон предоставил довольно обширные права автономным областям Испании.

Любая правовая норма, которая является частью испанского законодательства, обязательно должна быть совместима с Конституцией. В связи с этим в Испании есть компетентные государственные органы, которые несут ответственность за обеспечение соблюдения этого требования, а именно: это суды общей юрисдикции и Конституционный суд Испании, придерживающиеся модели Кельзена.

Исходя из этой модели, конституционная юрисдикция имеет две основные функции:

  1. Право проверки на конституционность: возможность определить совместимость нижестоящих норм или актов с более важными нормативами;
  2. Отказ от нормативы: возможность заявить о недействительности нормативы, которая не прошла проверку на конституционность.

Иерархия законодательных документов, которая используется при необходимости в Испании:

Право Европейского союза (в основном постановления и директивы) и международное право (международные договоры и другие соглашения).

3. Общий закон: органический закон (который требует абсолютного большинства при голосовании Конгресса депутатов - ley orgánica), ординарный закон (ley ordinaria) и нормативные правовые акты, имеющие законодательную силу (Real Decreto Ley и Real Decreto Legislativo).
4. Норматива, происходящая от исполнительной власти соответствующего государственного органа (например, Real Decreto, Decreto, Orden ministerial и пр.).

Кроме того, испанская Конституция устанавливает полномочия региональных и местных властей в регулировании определенных видов норматив и возможность принимать законы через свои парламенты тогда, когда они не противоречат Конституции.

Организация публичного права в Испании

Конституционное право. Включает в себя совокупность норм и правовых институтов, касающихся организации конституционных прав и основных свобод граждан.

Административное право. Регулирует организацию и функционирование всех ветвей власти и органов государства и их отношения с частными лицами.

Процессуальное право. Здесь интегрирован набор правил, регулирующих процедуры, с помощью которых оцениваются и выполняются судебные решения.

Финансовое и налоговое право. Здесь присутствует совокупность правил, с помощью которых организовываются и рассматриваются ресурсы, составляющие финансы налогового ведомства государства и других государственных субъектов, которые регулируют процедуры получения дохода и сортировки расходов и платежей.

Международное публичное право. Состоит из норм, регулирующих правовые отношения каждого государства с другими членами международного сообщества.


Организация частного права в Испании

Трудовое и социальное право. Регулирует отношения работника с работодателем. Также является частью публичного права, которое определяет требования в области социального обеспечения.

Международное частное право. Регламентирует вопросы отношений между юридическими и физическими лицами, имеющими гражданство разных государств.

Основные нормы правового регулирования

Из всех норматив материального права, которые являются составной частью правовой системы Испании, можно выделить наиболее важные:

  • Конституция Испании 1978 года.
  • Уставы автономных сообществ.
  • Договор Европейского союза.
  • Уголовный кодекс Испании.
  • Гражданский кодекс Испании.
  • Торговый кодекс Испании.

Что касается процессуального права, то наиболее важные нормы содержат следующие законы Испании:

Natalia Nicolaevna

Автор: Natalia Nicolaevna

Описание

Источниками регулирования испанского права. Организация публичного права в Испании. Организация частного права в Испании. Основные нормы правового регулирования в Испании.

Законы Испании – это прежде всего традиции, а также устоявшиеся юридические и правовые нормы.

Как и в любой другой стране законодательство Испании формировалось постепенно, объединяя в себе нормативные положения, присущие различным правовым системам, среди которых были:

  • Варварские правды;
  • Римское право;
  • Каноническое право.

tutorials-112-0-98014700-1467631160.jpg

Наибольшее влияние на формирование испанского законодательства, безусловно, оказало Римское право. Именно Римское право стало источником большинства норм, входящих в современный Гражданский кодекс Испании.

Кроме Римского права, влияние на формирование испанского права оказали различные региональные правовые системы средневековья. Такие системы, как правило, по отношению к населению Испании применялись довольно редко.

Постепенно средневековые системы группировались, образуя фуэрос (провинциальные нормативы). Эти нормативы затем объединялись в более сложный комплекс испанского права. Все провинциальные нормативы приняты современной Конституцией Испании, но право регулировать и реализовывать передано различным автономным сообществам страны.

  • Leyes (законы: ЕС, национальные или региональные);
  • Costumbres (местные обычаи);
  • Principios generales del derecho (общие принципы права).

Когда возникают спорные правовые ситуации, в силу вступают соответствующие законы. Если в данном конкретном случае соответствующие законы отсутствуют, то применяются обычаи региона, страны. Когда же нет ни подходящих обычаев, ни соответствующих законов, в силу вступают общие принципы права.

В Испании особое внимание уделяется нормам ЕС. Согласно договору ЕС, ратифицированному Испанией, все существующие нормативы, входящие в право ЕС, становятся частью испанского права и являются действующими нормативами на территории Испании.

Так как европейский договор иерархически занимает более высокое положение, чем внутренние законы Испании, в ситуации конфликта между правом ЕС и законами Испании предпочтение отдается нормативам Евросоюза.

Для разрешения споров и конфликтных ситуаций, возникающих между странами, входящими в ЕС, также используется закон Европейского союза.

Нужно отметить, что между директивами и регламентами в рамках самого права ЕС есть некоторые отличия.
Директивы требуют, чтобы страны, входящие в ЕС, применяли существующие директивы с помощью законов. Регламенты, в свою очередь, требуют непосредственно прямого применения.

Конституция Испании

tutorials-112-0-73153800-1467631387.jpg

Конституция Испании была принята в 1978 году на референдуме 6 декабря и опубликована в том же году в официальном бюллетене. Конституция страны является высшей нормой права Испании. Во время принятия современной Конституции Испании были отменены все существующие нормативы и законодательные акты, противоречащие Конституции.

В главном нормативном документе страны четко прописаны все принципы и правила прямого действия (например, основные права и свободы граждан Испании), в том числе и принцип разделения властей.

Конституция Испании призвана регулировать деятельность всех государственных органов страны и автономных сообществ. Автономные области королевства обладают обширными правами.

Стоит отметить, что каждая норма права, являющаяся частью законодательства Испании, должна быть обязательно совместима с Конституцией страны. В этой связи на территории Испании созданы компетентные государственные органы (суды общей юрисдикции и Конституционный суд Испании), которые обеспечивают соблюдение соответствия нормам законодательства с положениями Конституции.

Эти компетентные органы в своей работе придерживаются модели Кельзена.

Согласно этой модели, конституционная юрисдикция включает две важные функции:

I. Право проверки на конституционность. Т. Е. у компетентных государственных органов есть возможность определять совместимость нижестоящих актов и норм с наиболее значимыми нормативами законодательства;
II. Отказ от нормативы. Если конкретная норматива не прошла проверку на конституционность, то компетентные госорганы имеют право заявить о ее недействительности.

  • Конституция страны;
  • Право ЕС (директивы и различные постановления), а также Международное право (различные международные договоры и соглашения);
  • Общий закон Испании: Органический закон (при голосовании конгресса депутатов требует абсолютное большинство голосов), Ординарный закон и различные нормативные правовые акты , которые имеют законодательную силу;
  • Норматива, источником которой является соответствующий государственный орган исполнительной власти (например, Decreto, Orden ministerial, Real Decreto и пр.).

Конституция Испании также устанавливает определенные полномочия для региональных и муниципальных властей, которые получают возможность принимать местные законы через свои парламенты и регулировать различные нормативы, если они не противоречат Конституции Испании.

Организация публичного права в Испании

Публичное право Испании включает:

  • Конституционное право, которое включает совокупность правовых институтов и законодательных норм, касающихся основных прав и свобод граждан, а также организации различных конституционных прав;
  • Административное право, которое регулирует функционирование и организацию всех существующих ветвей власти и госорганов, а также их отношение с частными лицами;
  • Уголовное право, которое регулирует отношения в области совершения преступных деяний и наказания за содеянное;
  • Процессуальное право, которое представляет собой группу правил, которые регулируют различные процедуры, связанные с оценкой и исполнением судебных решений;
  • Налоговое и финансовое право – совокупность правил, благодаря которым организовываются и в дальнейшем рассматриваются все ресурсы, которые составляют финансы налогового ведомства и прочих государственных субъектов, регулирующих процедуры получения дохода, распределение расходов и платежей;
  • Международное публичное право. Включает различные нормы, которые регулируют правовые отношения государств с другими странами-членами Международного сообщества.

Организация частного права в Испании

Организация частного права в стране осуществляется с помощью:

Основные нормы правового регулирования в Испании

Среди существующих нормативов материального права, входящего в правовую систему Испании можно выделить наиболее важные:

  • Конституция 1978 года;
  • Различные уставы автономных сообществ Испании;
  • Договор ЕС;
  • Уголовный кодекс страны;
  • Торговый кодекс Испании;
  • Гражданский кодекс.

В отношении Процессуального права Испании наиболее важные нормы включают такие законы страны:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Источники права в правовых системах англо-американского типа. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Источники права в правовых системах англо-американского типа Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова

Прецедент как источник права Правило прецедента, обязывающее английских судей придерживаться решений, принятых их предшественниками, прочно укоренилось только с первой половины XIX века. До этого времени также заботились об обеспечении согласованности судебной практики и при решении дел тщательно сопоставляли фактические обстоятельства, но при этом принцип обязательного соблюдения прецедента не выдвигался. Введение Актами о судоустройстве более четкой судебной структуры и повышение качества сборников прецедентов способствовали внедрению этого правила.

Структура судебной власти Англии Высокое правосудие (осуществляется высшими судами): Верховный Суд, в составе которого Высокий суд, Суд Короны и Апелляционный суд. Низшее правосудие (осуществляется большим числом нижестоящих судов и квазиюридических органов). Высокие суды не только рассматривают конкретное дело, но и выносят решение, которое нередко выходит за рамки данного дела и при определенных условиях образует прецедент, которому затем надлежит следовать, НО! громадное большинство дел оказывается вне сферы высоких судов и рассматривается низшими юрисдикциями и квазиюрисдикциями.

Высокие суды: особенности статуса Все подлежащие рассмотрению споры – гражданские, уголовные, административные – или решаются Верховным судом, или находятся в сфере его контроля. Высокий суд и Суд Короны обладают всей полнотой юрисдикции, но под контролем Апелляционного суда и палаты лордов. Суды высших инстанций свободны не только в выработке принятых норм, но и в установлении порядка своей деятельности.

Правило прецедента решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны. Решения других судов и квазисудебных органов могут служить примером, но не создают обязательного прецедента.

Сфера применения правила прецедента Исторически - общее право в точном значении этого термина. В праве справедливости – только после того, как оно право справедливости утратило свой первоначальный характер, перестало быть справедливостью в прямом смысле слова и стало комплексом норм права, дополняющих (или подкрепляющих) систему общего права. В современной правовой системе правило прецедента в том и другом варианте действует одинаково.

Публикация решений Некоторое послабление в правило прецедента было внесено в связи с условиями, обеспечивающими публикацию судебных решений. При публикации делается определенный отбор: публикуется 75% решений палаты лордов, 25% решений Апелляционного суда и только 10% решений Высокого суда. Таким образом, вполне возможно отсеять те решения, которые не следует считать прецедентами.

Закон (статУтное право) Закон ограничивается внесением коррективов или дополнений в право, созданное судебной практикой: закон в прямом смысле этого слова (statute, Act of Parliament); подзаконные акты, принятые во исполнение закона (делегированное, или вспомогательное, законодательство).

Статус закона в английском праве: основной принцип Закон, согласно традиционной английской концепции, не считается нормальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права. Судьи, конечно, применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, а также в той степени, какую установят суды, НО! законодательство в НЕ является источником права второстепенного значения.

Обычай (custom) как источник английского права Имеет весьма ограниченное значение. Его роль не может быть значительной в силу давно установленного правила, согласно которому обычай можно считать обязательным лишь в том случае, если: он имеет характер старинного обычая (если не будет доказано, что он не мог существовать до 1189 года – ограничение, установленное законодательно в отношении местных обычаев); обычай является торговым и не поглощен общим правом; обычай имеет конституционный характер.

Факторы, обеспечивающие устойчивость системы источников права Англо-американское право всегда рассчитывало на успех экономики стран, где оно действовало. Право англо-американской правовой семьи не позволяет законодателю активно вмешиваться в экономические процессы и координировать их: прецедентна природа права ограничивает в этом своего законодателя и при этом лишь формально закрепляет уже сложившуюся практику в экономических отношениях, но не воздействует на нее. Таким образом, стабильность англо-американского права (в части системы источников!) обязана больше экономическим факторам, чем логике своего развития.

Причины устойчивости прецедентного права Практика судебного нормотворчества не спешит закреплять экономические явления: она делает свои выводы из устойчивости отношений между субъектами правоотношений; общие правила регулирования экономической жизни образуют целые группы прецедентов. Хозяйственная практика англосаксонских стран ждет от права не перспективных рекомендаций, а констатации верности или ошибочности своего хода: экономическое явление, которое минует все формальности и пристрастия судебной практики, уже не может быть в последующем быстро изменено или отброшено.

Причины устойчивости прецедентного права Законодательная, и исполнительная власти могут не считаться с прецедентной практикой, но их законы и проекты, не будучи поняты правом, в дальнейшем не станут восприниматься и самой сложившейся практикой, которая обязательно предлагает симбиоз экономических действий и их правового регулирования. Прецедентная практика ориентируется не только на внутренние экономические условия, но и на международные, что сделало прецедент еще более стабильным, так как тенденции мирового хозяйствования менее изменчивы, чем внутренние.

Читайте также: