Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения

Обновлено: 05.07.2024

1. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти

2. Содержание Введение Основная цель развития отрасли здравоохранения – повышение качества и доступность оказания медицинской

помощи.
Главный результат- реальное
влияние на здоровье россиян и
исполнение главных целевых
показателей в сфере охраны
здоровья граждан

3. Медико-демографические показатели

5. . Заболеваемость населения

6. Рис. 2.1 Динамика заболеваемости населения Российской Федерации (на 1000 тыс. человек населения)

7. Раздел 4 Охрана здоровья матери и ребенка

10. ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

11. Содержание Введение Раздел 1. Медико-демографические показатели здоровья населения Раздел 2. Общая заболеваемость населения

Раздел 3. Ресурсы здравоохранения
Раздел 4. Охрана здоровья матери и ребенка
Раздел 5. Медицинская помощь населению
Раздел 6. Обеспечение лекарственными средствами
Раздел 7. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа
жизни
Раздел 8. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и
лечения
Раздел 9. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
Раздел 10. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи
Заключение
Приложение

12. Введение Основная цель развития отрасли здравоохранения – повышение качества и доступности оказания медицинской помощи

ВВЕДЕНИЕ
Основная цель развития отрасли
здравоохранения – повышение
качества и доступности оказания
медицинской помощи
населению.

13. Раздел 1. Медико-демографические показатели здоровья населения По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской

РАЗДЕЛ 1. МЕДИКОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
По оценке Росстата, численность
постоянного населения Российской
Федерации на 1 января 2015 г. и за
год увеличилась на 305,5 тыс.
человек, или на 0,2 %.

15. РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Тенденции в заболеваемости населения Заболеваемость населения является основой для

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Тенденции в заболеваемости населения
Заболеваемость населения является основой для
планирования ресурсов здравоохранения,
необходимых для удовлетворения существующей
потребности населения в различных видах
медицинской помощи.
Рост общей заболеваемости с 2013 по 2014 год в
Российской Федерации (без учета Крымского
федерального округа) составил 14,8 %.

16. Заболеваемость туберкулезом В 2014 году по сравнению с 2013 годом показатель общей заболеваемости туберкулезом составил 59,4 на

100 тыс.
населения (без учета Крымского федерального округа – 59,2)
и снизился на 6,0% (2013 год – 63,0 на 100 тыс. населения), а
с 2008 года, когда отмечался пик заболеваемости (85,1 на
Среди впервые выявленных больных туберкулезом (2014
год) высока доля иностранных граждан в городах Москва
(14,9%) и Санкт-Петербург (26,7%), Калужской (16,0%)
области; лиц без определенного места жительства – в
городе Москве (6,2%), в Астраханской (5,2%), в Волгоградской
(5,2%), Челябинской (6,0%) областях, в Ямало-Ненецком
автономном округе (5,2%), в Хабаровском крае (6,5%);
заключенных и подследственных – во Владимирской

17. РАЗДЕЛ 3. РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере

здравоохранения реорганизации сети в 2014 году
общее число медицинских организаций
сократилось на 297 (4,1 %), в том числе: больничных
– на 167 (на 3,8 %), диспансеров – на 59 (на 6,9 %),
самостоятельных амбулаторно-поликлинических
организаций – на 59 (на 4,2 %) и стоматологических
поликлиник – на 16 (на 2,2 %).
В 2014 году показатель больничной летальности
вырос на 4,5% и составил 1,62% (в 2013 году –
1,55%).

смертности 10,0 на 1000 родившихся живыми и
выше за январь-декабрь 2014 г. являются:
республики Дагестан (12,2), Ингушетия (14,7),
Северная Осетия-Алания (10,3), Тыва (14,9),
Чеченская Республика (15,5), Ставропольский (10,5),
Камчатский (10,4) края, Чукотский автономный
округ (22,3) и Еврейская автономная область (15,3).

19. РАЗДЕЛ 5 МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ Совершенствование организации оказания первичной медико-санитарной помощи Одной из

РАЗДЕЛ 5 МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
НАСЕЛЕНИЮ
Совершенствование организации
оказания первичной медикосанитарной помощи
Одной из ключевых задач, стоящих
перед здравоохранением, является
повышение доступности и качества
первичной медико-санитарной
помощи.

21. РАЗДЕЛ 6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации состоит из отдельных

направлений,
различающихся по механизмам реализации,
источникам финансирования и нормативной базе. В
основе существующей системы лекарственного
обеспечения лежит принцип государственной
компенсации расходов на медикаменты для
отдельных категорий населения, выделяемых по
различным признакам.

22. РАЗДЕЛ 7 ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Диспансеризация населения является одним из важнейших

23. В результате диспансеризации у граждан выявлены факторы риска развития неинфекционных заболеваний: -нерациональное питание –

24,3 %,
-низкая физическая активность – 19,6 %,
- курение – 17,3 %,
-избыточная масса тела – 16,7 %,
-риск пагубного потребления алкоголя –
1,8 %.

24. Формирование здорового образа жизни В 2014 году в субъектах Российской Федерации продолжалась работа по формированию здорового

образа жизни у граждан Российской Федерации,
включающая подготовку нормативных правовых
актов и реализацию мер по профилактике
алкоголизма и наркомании, противодействию
потребления табака, популяризации культуры
здорового питания, спортивно-оздоровительных
программ.

25. По данным Росстата, число некурящих лиц в возрасте 15 лет и старше увеличилось с 61,8 % в 2011 году до 63,5 % в 2014 году.

По данным Росстата, число
некурящих лиц в возрасте 15
лет и старше увеличилось с
61,8 % в 2011 году до 63,5 % в
2014 году.

26. РАЗДЕЛ 9 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В то же время, минимальные уровни обеспеченности врачами сохраняются: в

Чеченской
Республике, во Владимирской,
Курганской и Тульской областях, в
Еврейской автономной области.

27. Владимирская область

28. Демографическая ситуация во Владимирской области характеризуется стабилизацией уровня рождаемости и смертности, однако

по-прежнему
показатель общей смертности превышает средние
показатели по Российской Федерации.
В 2014 году проведена реструктуризация сети
лечебных учреждений (путем присоединения
маломощных лечебных учреждений к более
крупным, при сохранении основных видов
деятельности), при этом все рабочие места были
сохранены.

29. В истекшем году проводилась работа по дальнейшему повышению качества и оптимизации противотуберкулезных мероприятий во

Владимирской области.
В 2014 году достигнуто улучшение
эпидемиологических показателей по туберкулезу
благодаря достаточному обеспечению
противотуберкулезными препаратами основного
ряда и резерва и высокому качеству
микробиологической диагностики туберкулеза.

30. Вместе с тем по ряду причин (ухудшение экономической ситуации и занятости населения, рост распространенности ВИЧ инфекции и

наркомании, увеличение миграции социальнонеблагополучного населения из восточной Украины)
на 2015 год прогнозируются неблагоприятные
изменения эпидемиологической ситуации по
туберкулезу, чему способствует недостаточно
активная работа по флюорографическому скринингу
населения, в особенности среди категорий
населения наиболее высокого риска по туберкулезу.

31. Реализация мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни у населения области осуществляется в соответствии

33. . Ее основные задачи следующие:○○ осветить прогресс в достижении целевых ориентиров политики Здоровье-2020;○○ обозначить новые

рубежи в работе с информацией
здравоохранения и фактическими данными
на предстоящие годы в целях оптимизации
мониторинга показателей здоровья в рамках
политики Здоровье-2020 и на последующий
период,
включая измерение субъективного
благополучия.

34. В 2013 г. государства-члены утвердили систему целевых ориентиров и индикаторов для мониторинга хода реализации и полезного

эффекта политики Здоровье-2020 и
определили 2010 г. в качестве отправной
точки для оценки прогресса в достижении
шести нижеперечисленных целевых
ориентиров.

35. 1. Снизить преждевременную смертность в Европе. 2. Повысить среднюю продолжительность жизни в Европе. 3. Сократить масштабы

социальной несправедливости
в отношении здоровья в Европе.
4. Повысить уровень благополучия европейского
населения.
5. Добиться прогресса на пути к обеспечению
всеобщего охвата
населения услугами здравоохранения.
6. Обеспечить принятие государствами-членами
национальных
целевых ориентиров.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлена общенациональная цель – увеличить продолжительность жизни населения с нынешних 73 до 78 лет к 2024 г. Это сверхзадача для российского здравоохранения, решение которой немыслимо без консолидации усилий всего общества: государства, бизнеса, самих граждан. Для этого сначала необходимо провести объективный анализ текущего состояния здоровья населения и оценить, какие факторы на него влияют и в какой степени. Затем обеспечить созидательную мощь: определить приоритеты, сформулировать стратегические задачи и контрольные показатели, рассчитать необходимые ресурсы. И действовать – точно и быстро, ведь до достижения цели осталось всего 6 лет!

Главные проблемы в состоянии здоровья населения РФ

Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, число лет
Рисунок 2. Смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2015 г. или последнем возможном (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)

Третья проблема – высокая смертность от новообразований среди молодых возрастов. Так, стандартизованный показатель смертности (СКС) мужчин в возрасте до 65 лет от злокачественных новообразований в РФ в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а СКС женщин – на 20% выше.

Пятая проблема – существенная разница в состоянии здоровья между сельскими и городскими жителями. На селе живут на 1,9 года меньше, чем в городе. В 1995 г. эта разница была почти в 3 раза ниже и составляла 0,7 года.

Какие факторы влияют на состояние здоровья населения РФ

На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения) (рис. 3).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на здоровье населения

Общепринято, что доля влияния на здоровье факторов окружающей среды не превышает 10%. Ведущую роль играют социально-экономические факторы (уровень жизни, безопасность и доходы населения). Степень влияния этих факторов оценивают в 30–40%. Доля влияния образа жизни, по разным оценкам, – 30%. Остальное остается на долю здравоохранения.

Исследования ВШОУЗ показали, что для РФ в 2011–2015 гг. доли влияния факторов здоровья распределялись следующим образом: темп роста ВВП определял ОПЖ на 30%, снижение потребления алкоголя – на 35%, увеличение государственного финансирования здравоохранения – на 35%. К сожалению, сегодня напряжение и недовольство здравоохранением среди населения очень высоко. Так, по опросам ВЦИОМ, здравоохранение – это третья по важности проблема, которая беспокоит граждан (после отсутствия роста заработных плат и стагнации экономики). С одной стороны, такое отношение связано с завышенными ожиданиями в части доступности медицинской помощи и недопониманием гражданами существующих ограничений в системе здравоохранения. С другой – с 2012 по 2016 г. в результате непродуманных реформ произошло сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снизилась ее пропускная способность, т.е. возможность оказать бесплатную медицинскую помощь реально уменьшилась.

Все это крайне отрицательно сказалось на процессе взаимодействия пациентов и врачей, последние стали заложниками неверных решений. Так, с 2012 по 2016 г. число больных в РФ увеличилось на 2% (+4,2 млн человек), а обеспеченность врачами сократилась на 4%. И это при том, что уже в 2012 г. большинство российских врачей работали с существенной перегрузкой (коэффициент совместительства составлял не менее 1,5).

В результате обеспеченность врачами в РФ сегодня установилась на уровне стран ЕС, и это при большем потоке больных и существенно бо'льших расстояниях. Обеспеченность стационарными койками за 2012–2016 гг. в РФ также сократилась на 13%. Как следствие, сократилось число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (на 12%) и госпитализацций (на 13%).

В развитых странах для контроля медорганизаций обычно применяются не более 30–50 результирующих показателей.

Приоритеты в системе охраны здоровья граждан

Из анализа, очевидно, вытекают приоритетные направления для действий по охране здоровья населения РФ. На ближайшие годы ими должны стать охрана здоровья российских мужчин трудоспособного возраста, российских детей и подростков, а также ликвидация различий в состоянии здоровья городских и сельских жителей.

Для этого необходимо реализовать 2 стратегических направления.

1. Добиться снижения потребления алкоголя и табака среди населения. Реализация этого направления должна стать зоной ответственности глав регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо срочно приступить к разработке и реализации национальной, региональных и муниципальных комплексных межведомственных программ по снижению распространенности потребления алкоголя и табакокурения, особенно среди молодежи. К его реализации необходимо также подключить работодателей.

2. Повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Это зона ответственности министра здравоохранения РФ и руководителей региональных органов управления здравоохранением.

И здесь тоже важны приоритеты, одновременно развивать все не получится – просто не хватит ресурсов.

Приоритет 1. Развитие первичного звена здравоохранения

Очевидно, что главным при- оритетом должна стать медицинская помощь, к которой население обращается чаще всего. Например, поликлиники граждане России посещают почти 1,5 млрд раз в год. Лекарства в амбулаторных условиях потребляют практически все. Значит, чтобы повлиять на доступность медицинской помощи и настроения людей, надо развивать первичное звено и поэтапно распространить бесплатное лекарственное обеспечение на все категории населения (а не только на тех, кто имеет специальные льготы, как сейчас).

Особый акцент необходимо сделать на развитии педиатрической службы, а также на охране здоровья женщин репродуктивного возраста в первичном звене. Это тем более важно, поскольку вместе с другими мерами будет спо- собствовать преодолению последствий катастрофического снижения рождаемости, которое вызвано снижением числа женщин детородного возраста и ухудшением социально-экономических условий. Огромная роль в охране здоровья граждан трудоспособного возраста принадлежит работодателям. На всех крупных производствах (от 1000 чел.) должны быть созданы (восстановлены) медико-санитарные части, которые обеспечат оказание первичной медико-санитарной помощи этой группе населения – так, как это было в СССР и как сегодня обстоит во многих развитых странах.

Для обеспечения доступной и квалифицированной помощи в первичном звене нужны дополнительные кадры (минимум на 50% больше врачей, чем имеем сейчас, а среднего медицинского персонала – в 2 раза больше). Сегодня врачам первичного звена приходится мириться с огромными переработками, чтобы обеспечить приемлемый уровень заработной платы. Большинство из них не имеют возможности постоянно повышать квалификацию. Поэтому, возлагая новые задачи на первичное звено, именно на этом уровне необходимо увеличить обеспеченность медицинскими кадрами и создать благоприятные условия для труда медицинских работников.

Приоритет 2. Ускоренное повышение квалификации медицинских кадров

Только введения системы аккредитации (или проведения заключительного экзамена на оценку соответствия компетенций выпускников медицинских вузов определенному уровню) явно недостаточно, чтобы повысить качество их подготовки. Потребуются обеспечивающие меры – повышение оплаты труда и квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и медицинских училищ, существенное улучшение их материально-технической базы. Далее, для того чтобы врачи и медицинские сестры могли повышать квалификацию непрерывно (что является критическим требованием для повышения качества медицинской помощи), необходимо создать соответствующие условия.

У медработника должен быть минимум 1 выделенный день в месяц для повышения квалификации, медорганизация должна иметь средства для командирования сотрудников на образовательные мероприятия. Сами программы подготовки и непрерывного медицинского образования должны удовлетворять высоким требованиям и быть аккредитованы. В медорганизациях также должны быть созданы условия – это электронные медицинские библиотеки на рабочих местах врачей с доступом к системам поддержки принятия клинических решений, медицинским словарям, справочникам и другим образовательным и информационным ресурсам.

Приоритет 3. Создание современной службы скорой медицинской помощи с четким зонированием, этапностью, материально-техническим оснащением (оборудование, связь, средства медицинской эвакуации и санитарного транспорта), преемственностью на всех этапах и обучением кадров

Приоритет 4. Развитие центральных районных больниц и межмуниципальных центров

Особый акцент необходимо сделать на обеспечении кадрами и материально-техническими ресурсами ЦРБ и их структурных подразделений (ФАП, врачебные амбулатории) – оплота сельской медицины.

Приоритет 5. В связи с ростом доли населения старше пенсионного возраста (на 3 млн с 2017 по 2025г.) для этой категории граждан потребуется организация медико-социальной службы и реабилитации на дому

Приоритет 6. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности от онкологических заболеваний

Причем акцент в ней должен быть сделан на раннем выявлении новообразований, особенно в молодых возрастах, и на увеличении доступности бесплатной лекарственной терапии и других видов лечения.

Приоритет 7. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности и распространенности инфекционных заболеваний

Для реализации каждого названного приоритетного направления необходимо применить проектный подход: назначить ответственных исполнителей для управления с федерального уровня до регионального, а также определить необходимые ресурсы и обозначить целевые индикаторы для контроля. Дальнейшее увеличение расходов на такие виды помощи, как экстракорпоральное оплодотворение или интенсивное выхаживание маловесных младенцев, которые исчисляются только несколькими тысячами пациентов, придется отложить до лучших времен.

Условия для достижения ОПЖ, равной 78 годам, к 2024г.

Их три: снижение потребления алкоголя и табакокурения, увеличение финансирования здравоохранения и эффективное расходование средств отрасли.

Расчеты ВШОУЗ показали, что при выполнении базовых условий (снижение потребления алкоголя на 40%, рост ВВП на 1,5% ежегодно, как запланировано прогнозами Минэкономразвития) для достижения к 2024 г. ОПЖ, равной 78 годам, государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно вырасти в 1,4–1,5 раза в ценах 2016 г. (в 2 раза в текущих ценах).

Эти средства должны пойти на реализацию вышеназванных приоритетов. Следует отметить, что увеличение государственного финансирования здравоохранения – это необходимое условие достижения целей, но далеко не достаточное. Дополнительные средства только в том случае дадут ожидаемый результат, если оперативное управление ими будет эффективным. Даже обоснованные приоритеты не приведут к результату, если руководящие кадры не будут владеть современными управленческими технологиями.

Сегодня здравоохранением РФ руководят врачи. Но успешно управлять лечением одного пациента еще не означает, что также успешно можно управлять потоками сотен и тысяч больных, проходящих лечение в медицинских учреждениях, или десятками миллионов пациентов на уровне системы здравоохранения страны.

Обучение руководящих кадров придется срочно поднять на принципиально новый уровень. Сегодня состояние российского здравоохранения таково, что у отрасли нет запасов прочности, чтобы новые руководители учились на рабочих местах методом проб и ошибок.

Что касается определения выбора конкретных технологий лечения (например, будем ли лечить с помощью робототехники, теми или иными инновационными лекарствами, использовать методы персонифицированной медицины и т.п.), это счетные вопросы, которые можно определить с помощью медико-экономического анализа.

В завершение следует отметить, что успех в лечении пациентов будет достигнут только в том случае, когда мы восстановим доверие и взаимное уважение между врачами и пациентами. Это важнейшая управленческая задача, и для ее решения в обществе необходимо культивировать уважение к медицинским работникам, их тяжелому и высокоответственному труду, а со стороны системы здравоохранения мы должны гарантировать пациентам качественную и безопасную медицинскую помощь.

Читайте также: