Доклад о состоянии здоровья детей в российской федерации м минздрав рф

Обновлено: 27.04.2024

ВложениеРазмер
soderzhanie1.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

- ухудшение социального статуса большинства детей;

- изменение качества питания;

- воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

- нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Информационный бюллетень о ситуации с распространением заболеваний, вызванных новым коронавирусом

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 2021 год.

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 4 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 3 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 1 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2020 год.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 3 квартал 2020 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2 квартал 2020 года.

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 1 квартал 2020 года.

Информация о выполнении в 2019 году Плана мероприятий Министерства здравоохранения Свердловской области по противодействию коррупции на 2018–2020 годы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о выполнении в 2018 году Плана мероприятий Министерства здравоохранения Свердловской области по противодействию коррупции на 2018–2020 годы.

© 2022 Официальный сайт Министерство здравоохранения Свердловской области

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

1. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за реализацию мероприятий плана:

осуществлять реализацию мероприятий плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России информацию о ходе реализации мероприятий плана.

3. Минпросвещения России ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию мероприятий плана.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию мероприятий плана.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 января 2021 г. № 122-р

ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

I. Здоровьесбережение с детства

укрепление и охрана здоровья детей;

повышение качества и доступности медицинской помощи детям;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей.

создание условий для увеличения рождаемости в Российской Федерации;

профилактика заболеваемости и инвалидности среди детей и подростков;

обеспечение условий для развития комплексной реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов;

повышение качества оказываемой квалифицированной медицинской помощи;

повышение уровня оснащения современным оборудованием и лекарственными препаратами образовательных и медицинских организаций;

формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья семьи как базовой ценности, в том числе просвещение родителей (законных представителей);

совершенствование системы питания обучающихся в образовательных организациях.

Наименование

мероприятия

Ответственные исполнители и соисполнители

Сроки реализации

Ожидаемый результат

2021 - 2024 годы

2025 - 2027 годы

в том числе по направлению "Педиатрия"

Минобрнауки России, Минздрав России, Роспотребнадзор, Российская академия наук

2021 - 2027 годы

о состоянии физического

и психологического здоровья детей

в современном обществе,о влиянии факторов воспитания

и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности

на здоровье детей;

сформированы методические основы оценки рисков для здоровья и расчетов ожидаемого здоровьесберегающего эффекта

актуализированы нормативно-методические документы, определяющие требования

к условиям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей

в образовательных организациях, включая вопросы их оснащения

Минобрнауки России, ФАС России,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2027 годы

в образовательных организациях

в образовательных организациях, оснащены и функционируют

в соответствии с новыми стандартами (ежегодно с 2021 года нарастающим итогом и итоговым результатом в 2027 году)

для подготовки специалистов, осуществляющих медицинскую реабилитацию детей

Минздрав России, Минтруд России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере охраны здоровья

2021 - 2024 годы

с онкологическими заболеваниями посредством подготовки новых специалистов, осуществляющихмедицинскую реабилитацию детей, в рамках непрерывного медицинского образования

2021 год

с онкологическими заболеваниями; разработан новый порядок

оказания медицинской помощи детямс онкологическими заболеваниями;разработан механизм совершенствования организации медицинской помощи детям

с онкологическими заболеваниями

и совершенствования медицинской реабилитации при оказании медицинской помощи детям

2021 - 2022 годы

по медицинской реабилитации

с научно доказанной эффективностью

включены в номенклатуру медицинских и фармацевтических работников новые должности медицинских работников,необходимых для осуществления медицинской реабилитации детей;

подготовлены и утверждены профессиональные стандарты специалистов, осуществляющих медицинскую реабилитацию детей

в медицинских организациях

и детских реабилитационных центров всех форм собственности

органы исполнительной власти субъектов

до 3 лет жизни и детей-инвалидов, нуждающихся в медицинской реабилитации;

приняты меры по созданию и развитию детских реабилитационных служб субъектов Российской Федерации

и эффективная реабилитационная служба в субъектах Российской Федерации

в системе комплексной реабилитации детей,

в том числе детей-инвалидов

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2027 годы

по комплексной дистанционной реабилитации с применением телемедицинских технологий

не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации

с участием некоммерческих организаций

2021 - 2024 годы

и родильных домов организована комплексная просветительская работа по профилактике искусственного прерывания беременности, отказов

проведены выездные заседания

по вопросам снижения числа абортов

с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

проведены семинары и тренинги

для акушеров-гинекологов и психологов с участием представителей некоммерческих организаций

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2021 - 2027 годы

за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования с целью увеличения числа рождений:

2021 год - 74 тыс. циклов;

2022 год - 76 тыс. циклов;2023 год - 78 тыс. циклов;

2024 год - 80 тыс. циклов

с детьми, содержащимися

в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: выработка и реализация комплекса мер, направленных

на снижение количества абортов и профилактики отказов матерей от новорожденных детей

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2027 годы

к 2021 году - не более 250(на 100 тыс. женщин);

2022 год - не более 230;2023 год - не более 210;

2024 год - не более 200

и психолого-педагогической помощи детям, воспитывающимся в домах ребенка Федеральной службы исполнения наказаний

ФСИН России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2022 годы

созданы комфортные психологические условия для пребывания детей в домах ребенка Федеральной службы исполнения наказаний

и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям

Минздрав России, Минпромторг России, Роспотребнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2027 годы

в том числе в рамках вакцинации национального календаря профилактических прививок и календаряпрофилактических прививок по эпидемическим показаниям

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации

2021 - 2027 годы

снижено количество случаев инфекционных заболеваний среди детей посредством специфической иммунопрофилактики;проведены мероприятия, направленные на популяризацию иммунопрофилактики, в том числе с использованием средств массовой информации

снижено количество случаев инфекционных заболеваний среди детей посредством специфической иммунопрофилактики

на Едином портале

государственных и муниципальных услуг (функций), включая сервисы информирования и обратной связи с родителями (законными представителями)

2021 - 2024 годы

обеспечение доступа родителям

к информации о состоянии здоровья несовершеннолетних: электронным медицинским документам о состоянии здоровья несовершеннолетних, медицинским назначениям (рецептам), сведениям о вакцинации детей (плановой и фактической) и т.п.

по расширению неонатального скрининга, включая медико-экономическое обоснование эффективности соответствующих мероприятий

2021 год

по совершенствованию оказания медицинской помощи детям; осуществлено медико-экономическое обоснование эффективности соответствующих мероприятий

2024 год

внесены изменения в приказ Росстата от 24 декабря 2018 г. № 773, включающие отчетные формы

о состоянии здоровья обучающихся; подготовлены предложения

об инструментарии мониторинга состояния здоровья обучающихсяв дошкольных образовательных организациях;

созданы законодательные возможности в рамках единой государственной медицинской информационной системы передачи данных между медицинской организацией

и медицинскими кабинетами образовательных организаций

по выявленным отклонениям здоровья детей с целью активного патронажа; разработаны методические рекомендации по учету результатов мониторинга состояния здоровья обучающихся в образовательной деятельности

школьно обусловленных заболеваний среди обучающихся в общеобразовательных организациях

Минтруд России, Минспорт России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2024 годы

и нарушения обмена веществ, среди обучающихся общеобразовательных организаций;

разработаны методические рекомендации по профилактике болезней костно-мышечной системы

и соединительной ткани обучающихся в образовательных организациях;

разработаны методики оценки риска нарушения осанки под воздействием факторов среды общеобразовательных организаций;

разработаны методические рекомендации по профилактике травматизма несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях;

разработаны методические рекомендации по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихсяв общеобразовательных организациях;разработаны методики оценки риска развития нарушения зрения

и прогрессирования нарушений зрения под воздействием факторов среды общеобразовательных организаций; разработаны рекомендации

по использованию компьютерных технологий и электронного обучения

в работе с обучающимися;

реализованы мероприятия, направленные на формирование безопасного поведения во время занятий физической культурой

и спортом в общеобразовательных организациях;

подготовлены аналитические материалы по состоянию детского травматизма в общеобразовательных организациях;

обновлены методические рекомендации по созданию безопасной образовательной среды на занятиях физической культурой и спортом;

внедрены в работу общеобразовательных организаций методические рекомендации по профилактике школьно обусловленных заболеваний среди обучающихся в общеобразовательных организациях

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2024 годы

по снижению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и алкоголя несовершеннолетними

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2021 - 2024 годы

по снижению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции

с участием некоммерческих организаций

2021 - 2027 годы

на формирование у родителей (законных представителей) базовых знаний по профилактике заболеваний детей

у родителей (законных представителей) базовых знаний по профилактике заболеваний детей, основанные на современных сведениях и достижениях науки

Роспотребнадзор, Российская академия образования

2021 - 2024 годы

в формировании здоровья детей

в современных условиях;

подготовлены информационные материалы по результатам исследования, обоснованы ключевые проблемы;

разработаны и научно обоснованы мероприятия по корректировке поведенческих факторов риска;

по реализации мероприятий

в организованных детских коллективах, направленные на выработку здоровых стереотипов поведения, образа жизни

МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. Около 85% детей школьного возраста в стране здоровы или практически здоровы, поэтому принимаемые Минздравом России меры будут в значительной мере направлены на профилактику и сохранение здоровья детей. Об этом ТАСС директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Байбарина.

Некоторые заболевания традиционно ассоциированы с периодом обучения человека в школе: это проблемы со зрением, заболевания желудочно-кишечного тракта и проблемы с осанкой. По всем эти направлениям Минздрав России проводит направленную работу по профилактике.

"В целом по стране 85% детей здоровы или практически здоровы, имеют только функциональные небольшие нарушения. Эта цифра достаточно высока, но естественно мы работаем над тем, чтобы здоровье школьников улучшалось", - сказала она.

В пяти регионах РФ реализуется проект, направленный на развитие здоровьесберегающих технологий в школах. "Он получит дальнейшее развитие в рамках нового федерального проекта по развитию детского здравоохранения", - уточнила она. Кроме того организуются лектории для детей, для родителей, для семей, различные в регионах проводятся мероприятия по обучению, по поддержанию здорового образа жизни.

"Это очень существенно для здоровья не только в период обучения в школе, но и для последующего. Здоровый образ жизни помогает увеличить продолжительность жизни человека. Тот, кто смолоду понимает, что полезно двигаться, приучен вести активный образ жизни и ему радостно от этого, то и в дальнейшем он будет вести такой же образ жизни, и более того - он к этому приучит своих детей", - пояснила директор профильного департамента.

Здоровье школьников

Для сохранения зрения и осанки разработаны также санитарные требования к расположению парт в классе, соответствию размеров этих парт росту детей, которые будут за ними заниматься весь год. В санитарных нормах Роспотребнадзора также прописано, что детей, имеющих проблемы со зрением рекомендуется сажать на первые парты, а например, часто болеющих детей - рассаживать подальше от наружной стены.

Каждый год перед началом учебного года Роспотребнадзор проверяет готовность школ. По состоянию на 22 августа были обследованы 89% учебных заведений - там проводились также замеры уровней освещенности, взяты и исследованы пробы питьевой воды. Большую часть предписаний ведомства школа удовлетворила и исправила.

Еще одна группа проблем со здоровьем, которая может возникнуть у ребенка - заболевания ЖКТ. В России большое число детей школьного возраста имеет проблемы с лишним весом или диагностированное ожирение. Это связано в первую очередь с нерегулярным и неправильным питанием в школе, а также с избыточным употреблением сахара.

При этом Байбарина отмечает, что необходимо к этом проблеме подходить очень аккуратно. Конечно, большое число детей страдает избыточным весом, но мы не должны формировать стандарты невероятно худых людей. В противном случае у детей и подростков может возникнуть нервная анорексия, когда молодые люди перестают есть, доводя себя до истощения", - пояснила она. Чтобы предотвратить болезни, связанные с питанием, "должна быть борьба с употреблением фастфуда, сладких напитков, со всякими батончиками".

Минздрав выступает не просто за горячее питание, а за полноценные здоровые рационы, которые нравились бы детям. "Нам очень важно, чтобы в школах не было автоматов по продаже сладостей и сладких газированных напитков, разных снэков, которые неполезны для здоровья детей. Санитарными правилами и нормами не предусмотрено размещение этих автоматов, и нам бы хотелось, чтобы это правило всегда соблюдалось", - добавила глава профильного департамента.

Предотвратить нарушения осанки и проблемы с весом детям позволит также физическая нагрузка. Согласно приказам Минздрава, среди учеников школы не должно быть детей, которые длительно освобождены от физкультуры. "Поэтому у нас предусмотрены 4 физкультурных группы, с разной степенью нагрузки, которые предусматривают возможности достаточного движения для детей с различными заболеваниями. У нас нет такого, чтобы каким-то детям было бы запрещено вообще заниматься физической культурой", - уточнила Байбарина.

Современные дети

Кроме того правильно организованный режим питания и в целом режим дня, рабочее место школьника любого возраста поможет ему меньше уставать, быть более включенным в учебу, лучше усваивать школьный материал. Очень многое могут сделать не только медики, но и сами родители для того, чтобы помочь ребенку сохранить здоровье и быть более успешным в учебе и общении со сверстниками.

"Такое зло, как компьютерная зависимость у детей, это то, что тревожит всех медиков. Конечно, в наш век детей невозможно отделить от современных гаджетов, да это и не нужно, они должны всем этим уметь пользоваться, но во всем нужна мера", - убеждена Байбарина.

Компьютерные игры не должны вытеснять игры на свежем воздухе. "В свободное время ребенок должен играть в футбол не с джойстиком, а бегая на улице. Жизнь ребенка должна быть разнообразной и полноценной, и это ответственность родителей", - добавила она.

Большой вклад в сохранение детского здоровья вносит вакцинация детей. "Считать, что вакцинация не приносит пользы, что она вредна - опаснейшее заблуждение. Минздрав интенсивно работает вместе с правительством о расширении национального календаря для того, чтобы еще лучше наши дети были защищены от различных инфекций", - напомнила собеседница агентства.

Если ребенок не хочет учиться

Первоклассники, как правило, очень хотят в школу, им интересно новое, многим нравится, что к ним уже относятся не как к малышам. Кроме того, дети еще не знают на собственном опыте о всех тех требованиях, которые будет предъявлять к ним школьная система. Именно поэтому с нежеланием идти в школу чаще сталкиваются родители второклассников и более старших детей.

По словам семейного психолога "Московской психологической лаборатории 12" Натальи Беловой, бывают случаи, когда и будущий первоклассник не радуется открывающейся перспективе. В этом случае психолог советует вместе с ребенком искать интересное ему.

"В таких случаях я говорила: "С этим мы с тобой ничего сделать не можем. Давай попробуем искать какие-то радости в том, что сейчас происходит. Попробуй найти сам, никто за тебя этот смысл и радость не найдет, давай попробуй сам. Попробуй поискать - не просто заставлять себя действовать - а искать какие-то радующие или ценные, важные тебя действия", - рассказала психолог.

После этого ребенку нужно дать время на раздумье, не предлагать варианты, не давать тезисы. "Молчание родителей и учителей как раз лучше всего работают в этой ситуации", - уточнила Белова. Единственная и самая верная мотивация ребенка, по мнению психологов, - его собственная. Только в этом случае ребенок будет продвигаться в учебе, движимый собственным интересом, а не страхом или желанием получить за учебу подарок в конце четверти.

Если с нежеланием идти в школу сталкиваются родители подростка, то в этом случае, по мнению Беловой, можно спросить его самого о том, какие он видит альтернативы. "Можно пробовать учиться дистанционно, удаленно. Пусть попробует предложить свою систему обучения. Пусть он попробует рассказать, как он будет сдавать экзамены, кто будет его контролировать - предложить ему построить свою систему обучения", - считает эксперт.

Все инструменты для дистанционного и самостоятельно обучения доступны, и в этом случае будет два варианта, как отмечает Белова, либо он, действительно придумает оптимальную для себя систему, либо откажется от этой идеи.

Режим и рабочее место

Рабочее пространство первоклассника и более взрослого школьника очень важно для успеваемости и настроения ребенка. Правильно организованный режим дня и рабочее место школьника любого возраста поможет ему меньше уставать, быть более включенным в учебу, лучше усваивать школьный материал, и главное - сохранить здоровье. Ведь около 10 лет ребенку предстоит за выполнением домашних заданий проводить от 1,5-2 часов (как рекомендовано Роспотребнадзором для начальной школы) до 3,5 часов в старших классах.

Для того, чтобы избежать традиционно ассоциированных со школой болезней - искривления позвоночника и проблемы со зрением, достаточно выполнять несколько правил: источник света за столом должен быть слева (если ребенок левша, то наоборот - справа). Важно также, чтобы расстояние от глаз до книги или тетрадки составляло 40-45 см, лучше, чтобы книга при это была в наклонном положении. Сидеть необходимо так, чтобы ноги в бедренном и коленном суставах были согнуты под углом 90 градусов, а ступни касались пола (или другой опоры).

Психолог при этом отмечает, что важно, чтобы ребенок сам контролировал исполнение этих рекомендаций, об этом нужно договориться. "Ты можешь за этим следить сам, или мне нужно это делать? Договариваемся по времени какое-то время я контролирую, какое-то вообще не контролирую, ты сам контролируешь", - предлагает Белова. Если ребенка постоянно одергивают родители, он начинает чувствовать себя неуверенно.

Читайте также: