Гарантии суверенитета рф доклад

Обновлено: 11.05.2024

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотрены формы защиты суверенитета России.

Содержание
Работа содержит 1 файл

МОЯ Контрольная по КПРФ.docx

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет экономики и права Кафедра теории права и

Студент ________________________ Потапова А.Ю.

Научный руководитель ________________________ Цвиль В.С.

Глава I. Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом ………………………………………………………………………….. …….4-7

Глава III. Россия – субъект государственного суверенитет……………………………..11-17

ВВЕДЕНИЕ

Основные положения Декларации нашли свое отражение в действующей Конституции Российской Федерации.

Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная. Это обуславливается спецификой России, как многонационального государства.

В данной связи следует учесть и то обстоятельство, что с момента распада СССР и крушения тоталитарно-политических систем бывших советских республик Россия, как впрочем и другие субъекты распавшегося Союза переживает глубокий политико-экономический кризис.

В результате распада СССР были ликвидированы единые Вооруженные Силы Федерации, что соответственно привело к ослаблению военной формы защиты государственного суверенитета России.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотрены формы защиты суверенитета России.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати.

Анализ использованной литературы показал, что тема государственного суверенитета полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения.

I. Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимост ь государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

  • в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
  • в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Актуальность темы Государственный суверенитет является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ). Несмотря на то, что данный основной конституционный принцип провозглашался и ранее в советском законодательстве, после вступления в силу Конституции РФ 1993 г.11 он применяется в системе иных конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации в качестве правового государства вызвало проблему соотношения принципа правового государства с принципом государственного суверенитета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Сущность суверенитета Российской Федерации ………………………….6
1.1. Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации…………. 6
1.2. Проблема суверенитета в федеративном государстве …………………10
2. Особенности российского суверенитета………………………………….19
2.1. Суверенитет России и верховенство федерального законодательства..19
2.2. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения…………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемой литературы.…………………………………………..31

Прикрепленные файлы: 1 файл

КП-курсовая.doc

,МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Тема: Суверенитет РФ

Выполнила: студентка 2курса

группы юр2во/гвд, набора 2012 года,

Шабалина Екатерина Ивановна

Введение………………………………………………………… ……………. 3
1. Сущность суверенитета Российской Федерации ………………………….6
1.1. Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации…………. 6
1.2. Проблема суверенитета в федеративном государстве …………………10
2. Особенности российского суверенитета………………………………….19
2.1. Суверенитет России и верховенство федерального законодательства..19
2.2. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения…………………………. 22
Заключение…………………………………………………… ……………….29
Список используемой литературы.………………………………………….. 31

Актуальность темы Государственный суверенитет является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ). Несмотря на то, что данный основной конституционный принцип провозглашался и ранее в советском законодательстве, после вступления в силу Конституции РФ 1993 г.11 он применяется в системе иных конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации в качестве правового государства вызвало проблему соотношения принципа правового государства с принципом государственного суверенитета.

Расширение самостоятельности субъектов федерации, местного самоуправления привело к кардинальной смене модели организации публичной власти. Указанное обстоятельство обусловило необходимость обновления методологических подходов к исследованию государственного суверенитета как правового феномена. В немалой степени выработка таких подходов осуществлялась непосредственно в ходе государственного строительства, в том числе судебной деятельности (прежде всего, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). В связи с этим по истечении полутора десятка лет с момента провозглашения обновленной российской государственности представляется важным сделать определенные выводы относительно того, каким новым смысловым содержанием наполнилась категория государственного суверенитета в отечественном конституционном праве.

Провозглашенные Конституцией РФ принципы получили существенное развитие в текущем законодательстве. Соответственно, теоретического осмысления требуют вопросы нормативной детализации суверенных прав государства, их воплощения в российском законодательстве.

Для Российской Федерации проблема суверенитета в эпоху прогрессирующей глобализации граничит с проблемой сохранения самоидентичности российского народа. Именно государственный суверенитет является гарантией возможности самостоятельного выбора российским народом своего будущего.

В условиях появления все новых вызовов национальной безопасности в лице международного терроризма, деятельности экстремистских группировок, энергетического дисбаланса в мире, углубления экономической взаимозависимости государств возрастает актуальность пока еще мало исследованной проблемы гарантий государственного суверенитета.

Определенное беспокойство в этой связи вызывают выдвигаемые в последнее время предложения о необходимости признания на международном уровне права отдельных государств на так называемую гуманитарную интервенцию.

Это, по верному замечанию В.Д. Зорькина, свидетельствует о насущной потребности в том, чтобы международное сообщество специалистов по конституционному праву тщательно проанализировало современное понятие полноценного суверенитета2.

Таким образом, представляется, что в настоящее время теоретическое осмысление сущности суверенитета Российской Федерации, определение его правового содержания, построение системы его гарантий является необходимым для повышения эффективности деятельности государства внутри страны и на международной арене, а также в целях дальнейших научных разработок проблем государственного устройства России и национальной безопасности.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном исследовании основ теории государственного суверенитета в отечественной юридической науке, их закрепления в современном конституционном законодательстве России.

Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:

- исследовать понятие и признаки суверенитета Российской Федерации;

- определить проблемы суверенитета в федеративном государстве;

- установить взаимовлияние суверенитета России и верховенства федерального законодательства;

- выявить проблемы соотношения г осударственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации государственной власти Российской Федерации, ее суверенных прав, а также при обеспечении гарантий государственного суверенитета.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, закрепляющие принцип государственного суверенитета в отечественном законодательстве, нормы, закрепляющие гарантии суверенитета Российской Федерации, а также практика правоприменительных органов по применению данных норм.

1. Сущность суверенитета Российской Федерации

1.1. Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации

Суверенитет можно назвать элементом более сложной юридической конструкции – конструкции государства. Причем государственный суверенитет выступает именно в роли конституционно-правовой конструкции, которая предопределяет статус государства, прежде всего, в конституционном праве. В иных отраслях права конструкция государства также используется, но далеко не всегда она отталкивается от государственного суверенитета, а потому не совпадает с конструкцией государства в конституционном праве.

Сущность суверенитета государства в работе раскрывается посредством проблемного анализа признаков суверенитета. В науке отечественного государственного права традиционно выделялась известная триада таких признаков: самостоятельность, независимость и верховенство власти государства. В то же время, как представляется, данные понятия не в полной мере выражают юридическую природу суверенитета государства. В работе суверенитет Российской Федерации предлагается рассматривать через призму ряда признаков.

1) Верховенство власти государства на всей его территории. В значительной степени верховенство заключается в том, что именно в руках государства концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения . В федеративном государстве вопрос о верховенстве государственной власти усложняется наличием нескольких уровней такой власти: федерального и регионального. При этом единственно приемлемым способом решения данного вопроса представляется такая модель, при которой высшей юридической силой (верховенством) обладают решения федеральных органов власти. Именно такая модель заложена в конституционном строе Российской Федерации. При ином решении вопроса о верховенстве государственной власти федеративное государство лишается самой возможности эффективно поддерживать собственный конституционный строй и фактически становится государством, могущим в любой момент превратиться в конфедеративное образование.

2) Производность суверенитета государства от суверенитета народа. В основе суверенитета государства находится власть народа. Государственный суверенитет есть форма проявления народного суверенитета; он ограничен (обусловлен) последним. Производность государственного суверенитета от суверенитета народа, в свою очередь, предопределяет и решение вопроса о возможности обладания суверенитетом субъектами РФ. Поскольку народным суверенитетом обладает весь многонациональный народ России, то и государственный суверенитет как форма суверенитета народного проектируется на Российскую Федерацию в целом. Таким образом, уровень осуществления государственного суверенитета совпадает с уровнем осуществления суверенитета народа. При рассмотрении данного признака в работе также обращается внимание на проблему прерывания на определенных исторических этапах непосредственной связи суверенитета государства с суверенитетом народа.

3) Независимость власти государства от власти других государств и иных субъектов международного общения. Государство независимо и свободно постольку, поскольку реализует суверенную волю своего народа. Когда же оно служит интересам других государств, народов, то о его независимости говорить не приходится. Нельзя не учитывать, что обязательной для суверенного государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. В условиях глобализации остро стоит вопрос об установлении в законодательстве суверенного государства мер, обеспечивающих надлежащий контроль за деятельностью иностранных субъектов на его территории (например, коммерческих и некоммерческих объединений).

4) Неделимость суверенитета. Поскольку суверенитет есть качественная, а не количественная категория, то говорить о его делимости не приходится.

Делиться, делегироваться могут государственные полномочия, но не суверенитет. Если суверенитет и можно передать, то только полностью, но нечастично. Например, в случае вхождения одного государства в состав другого (даже в качестве субъекта федерации) оно полностью теряет свой суверенитет, т.е. уступает свое право на суверенитет. В этой связи в работе критически оцениваются положения Договора от 8 декабря 1999 г. с Республикой Беларусь, предусматривающие потенциальную возможность вхождения Российской Федерации в состав Союзного государства, при сохранении за государствами-участниками суверенитета.

5) Исключительность суверенитета государства на всей его территории. Данный признак означает, что на территории единого государства осуществляется принципиально один суверенитет – самого этого государства. Исключительность является отличительным признаком конституционно- правовой конструкции государственного суверенитета, закрепленной Конституцией РФ, поскольку в отличие от нее Конституция СССР 1977 г. допускала осуществление на территории союзного государства как суверенитета СССР, так и союзных республик. Данный признак не допускает осуществления на территории Российской Федерации суверенитета иных субъектов, но не исключает осуществления на ее территории отдельных суверенных прав других государств. В частности, иностранное государство вправе в пределах, установленных международно-правовыми актами, национальным законодательством сохранять собственную юрисдикцию над своими гражданами, которые находятся на территории Российской Федерации

6) Неисчерпаемость суверенных прав. Выполнение разнообразных внутренних и внешних функций государства требует наличия у него широкого круга правовых возможностей (суверенных прав), при реализации которых главным образом и проявляются суверенные качества государственной власти.

Объем суверенных прав государства не может быть ограничен их конечным числом либо закрытым перечнем. Этих прав у государства должно быть столько, сколько позволяло бы ему действительно пользоваться независимостью в отношениях с другими странами и верховенством на всей своей территории. Основным пространственным пределом осуществления Российской Федерацией суверенных прав является ее территория. Однако в силу объективных причин государство должно защищать свои интересы и на прилегающих территориях, поэтому, например, согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает отдельными суверенными правами на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также на иных территориях. Образно говоря, данные суверенные права выступают остаточной энергией суверенитета.

На основе анализа вышеназванных признаков суверенитета Российской Федерации под ним в работе понимается обусловленное волей многонационального российского народа исключительное свойство государственной власти, в силу которого Российская Федерация обладает всеми правами, необходимыми для осуществления ее функций (внешних и внутренних), независимостью от других государств, верховенством на своей территории.

1.2. Проблема суверенитета в федеративном государстве

В современном мире насчитывается около 200 государств, подавляющее большинство из них - многонациональные. Федеративная форма закреплена в конституциях 25 стран, на которые приходится 50% территории и 1/3 населения планеты3.

Государственно-правовая наука свидетельствует, что элементы федерации появились еще в древнем и средневековом обществе, а зрелые формы федеративных отношений стали формироваться в Новой и Новейшей истории. В целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и стран с сохранением их относительной самостоятельности. Создатели идеи конституционно-правового федерализма усматривали в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающую совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство территориальных образований; поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью; гарантирующую права и свободы человека и гражданина.

Суверенитет является признаком государства, сущность которого в абсолютной, не связанной никаким законодательством властью над народом.

Спустя столетие Томас Гоббс внес в понятие суверенитета элементы демократии. Определение звучит следующим образом.

Из данной мысли вытекает логичный вывод об ограниченности госвласти, что значило привнесение в понятие суверенитета элементов демократии.

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Концепции суверенитета в федеративном государстве

I концепция

Первая концепция возникла в период образования 1-го федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. Известные политические деятели США такие, как Джеймс, Мэдисон, Гамильтон, выдвинули идею делимости суверенитета, принадлежащего как федерации в совокупности, так и ее субъектам. Данная концепция была воплощена в Конституции Соединенных Штатов Америки в 1787-м году. Представители данной концепции считали, что принадлежность суверенитета как федеративному государству, так и его субъектам даст возможность не допустить сосредоточение всех властных полномочий у федеральных органов госвласти, обеспечить гармоничное сочетание власти федеральных органов госвласти с госвластью, проводимой субъектами РФ.

II концепция

Смысл следующей концепции состоит в том, чтобы пропагандировать идеи принадлежности государственного суверенитета исключительно субъектам федерации и лишить суверенитета федерации в целом. Идеологи данной концепции – американский сенатор Кальгун, а также баварский государствовед Зейдель. Они отстаивали идеи части господствующего класса, отстаивающей сепаратизм, считавшей наиболее приемлемым для себя децентрализованное государство, с сильной госвластью субъектов федерации, которые могут не подчиняться федеральным органам госвласти.

III концепция

Сущность третьей централистской концепции суверенитета заключается в идее принадлежности суверенитета исключительно федерации. У субъектов федеративного государства суверенитет отсутствует. Данную концепцию защищали в своих трудах известные немецкие представители науки конституционного права П. Лаванд и Г. Еллинек. Ученые знали, что успешное решение выдвинутых перед государством задач может быть исключительно в централизованном государстве.

Централистская концепция суверенитета широко распространена в наши дни, она заложена в конституции множества зарубежных стран. С позиции конституционного права государство, которое выступает частью второго государства, не может быть суверенным государством. На одинаковой территории не может быть в одно и то же время 2-х суверенных властей. Госвласть федерации – это единственная суверенная власть на федеративной территории. И она осуществляется, исходя из воли всего населения федеративного государства. Суверенитет или полный, или его не существует вообще. Вот почему идея делимости суверенитета считается полным абсурдом.

Суверенитет в СССР

Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали:

  • право на свободный выход из Союза;
  • право на внесение изменений в собственные конституции;
  • запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения.
  1. политическая (автономная республика – национально-государственное образование) ;
  2. административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа).

У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.

В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.

Суверенитет РФ

Конституция Российской Федерации 1993-го года, которая принималась уже в иных исторических условиях, когда происходило укрепление федеральной власти, понятие суверенитета используется лишь по отношению к Российской Федерации.

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России – это ее многонациональный народ (согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Так, основа государственного суверенитета России – ее многонациональное население. Суверенитет России в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации исключает существование 2-х уровней суверенных властей в одной системе госвласти, которым присуще верховенство и независимость, то есть не допустим суверенитет во всех без исключения субъектах Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2000-го года касаемо дела о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона, посвященного общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов России, содержит мысль о том, что субъекты Российской Федерации не наделены суверенитетом, который первоначально принадлежит российскому государству в целом.

Отметим, признание за республиками суверенитета при условии того, что все остальные субъекты Российской Федерации им не наделены, нарушило бы конституционное равноправие федеральных субъектов, сделало бы невозможным его реализацию в принципе, так как субъект Российской Федерации, не имеющий суверенитета, по собственному статусу не может считаться равноправным наряду с суверенным государством.

Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что положения Федеративного договора, которые предусматривали суверенитет республик и давали возможность тем самым определять ограничения суверенитета России, ее конституционно правового статуса и полномочий, что отразилось в конституциях некоторых республик, не могут действовать и не подлежат использованию как противоречащие Конституции Российской Федерации.

В интересах охраны суверенитета российского государства Правительство России воплощает меры по обеспечению обороны, госбезопасности, осуществлению внешней политики России.

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;

5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;

6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.


(40) Право на жизнь.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь. 50 Право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну,защиту свой чести и имени СТ 23 Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Оно состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, работы, общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права; выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе, в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, политическое и социальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни. Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и т.д.

Билет № 18

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;

5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;

6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.


(40) Право на жизнь.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь. 50 Право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну,защиту свой чести и имени СТ 23 Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Оно состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, работы, общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права; выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе, в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, политическое и социальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни. Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и т.д.

Билет № 18


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: