Доклад о состоянии и перспективах развития образования города сургута

Обновлено: 05.07.2024

от 13 декабря 2013 года N 8993

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования города Сургута на период до 2030 года"

(с изменениями на 14 января 2022 года)

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Управлению по связям с общественностью и средствами массовой информации опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном портале Администрации города.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы города, курирующего социальную сферу.

Приложение 1
к постановлению
Администрации города
от 13.12.2013 N 8993

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СУРГУТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", на основании паспорта муниципальной программы "Развитие образования города Сургута на период до 2030 года", утвержденного распоряжением Администрации города от 22.08.2013 N 2984 "О разработке муниципальной программы "Развитие образования города Сургута на период до 2030 года", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.

С 01 января 2021 года в состав муниципальной программы входят шесть основных мероприятий и четыре подпрограммы:

- "Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования";

- "Общее и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях";

- "Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования";

- "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей".

Муниципальная программа направлена на решение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года по направлению "Социальная среда" вектор "Образование, воспитание, молодежная политика".

Структурным подразделением Администрации города Сургута, осуществляющим управление муниципальной системой образования на территории города, является департамент образования Администрации города (далее - департамент образования).

Деятельность департамента образования и находящихся в его ведении муниципальных бюджетных, автономных, казенных учреждений направлена на реализацию полномочий по решению вопросов местного значения (части вопросов местного значения) и переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий, в том числе:

1. Вопросов местного значения:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

2. Части вопросов местного значения:

1) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);

2) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

3) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

4) оказание поддержки добровольчеству (волонтерству).

3. Переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий по:

1) социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей, детей из малоимущих семей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, не относящихся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети-инвалиды), получающих образование в муниципальных общеобразовательных организациях и частных общеобразовательных организациях, в виде предоставления двухразового питания в учебное время по месту нахождения общеобразовательной организации и денежной компенсации за двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы, обучение которых организовано общеобразовательными организациями на дому;

2) предоставлению компенсации родителям части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования;

3) организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства на территориях муниципальных образований автономного округа:

- предоставление детям в возрасте от 6 до 17 лет (включительно) путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в этнической среде, приобретаемых за счет средств бюджета автономного округа (за исключением детей, относящихся к категориям, указанным в подпункте 8 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре");

- обеспечение оплаты стоимости услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций отдыха детей и их оздоровления и обратно;

- страхование от несчастных случаев и болезней детей на период их следования к месту отдыха и оздоровления и обратно и на период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

4) предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательных организациях (за исключением находящихся в организациях автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в профессиональных образовательных организациях автономного округа или образовательных организациях высшего образования автономного округа), путевок в организации отдыха детей и их оздоровления или санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний) и по оплате проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно;

5) финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий и оказанием коммунальных услуг);

6) финансовому обеспечению получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

7) финансовому обеспечению проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Целью муниципальной программы является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан, обеспечение доступного и качественного непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики города, современным потребностям общества, формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума.

Муниципальная программа включает в себя сферы ответственности департамента образования Администрации города перед населением за объемы, доступность, качество предоставляемых муниципальных услуг.

Для достижения поставленной цели в рамках муниципальной программы реализуются мероприятия, направленные на создание современных условий для организации образовательного процесса, обновление содержания и технологий образовательного процесса, повышение его качества, обеспечение устойчивого функционирования образовательных учреждений. Ежегодно проводится модернизация инфраструктуры образовательных учреждений города, реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы существующих объектов образования и мероприятия по проведению текущего и капитального ремонтов зданий образовательных учреждений.


Департамент образования Администрации города Сургута представляет вниманию общественности одиннадцатый выпуск ежегодного доклада о результатах деятельности департамента и подведомственных муниципальных учреждений за прошедший учебный год.

Для обеспечения планомерной, непрерывной и эффективной работы по достижению стратегической цели департаментом образования ежегодно разрабатывается тактический план мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута. В 2015/2016 учебном году деятельность работников системы образования в рамках выполнения тактического плана реализовывалась по следующим направлениям:

  • повышение доступности и качества образования всех уровней, а также дополнительного образования;
  • реализация федеральных государственных образовательных стандартов образования всех уровней;
  • развитие воспитательного потенциала образования;
  • реализация стратегии иноязычного образования;
  • внедрение дистанционных образовательных технологий;
  • социализация и адаптация детей мигрантов;
  • создание условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие инклюзивного образования;
  • модернизация материально-технической базы и развитие информационных систем;
  • координация деятельности федеральных, региональных, муниципальных площадок.

Всё это позволило обеспечить высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством оказываемых образовательных услуг, что подтверждается результатами оценки, проведенной среди родителей учащихся. Помимо этого, в отчетном году проводился ряд внешних диагностических мероприятий (Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, региональные диагностические работы и другие), результаты которых не уступают общероссийским и окружным результатам, а по ряду мероприятий превосходят их.

Доклад подготовлен в целях обеспечения целевой аудитории необходимой статистической и аналитической информацией о предоставлении образовательных услуг, повышения информационной открытости системы образования. В документе представлены общая характеристика образовательной системы города, анализ и оценка результатов деятельности, кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. В тексте используются данные государственной статистической отчётности, мониторинговых исследований результатов учебной деятельности, материалы государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11(12)-х классов. Аналитические данные позволяют оценить результативность управленческих действий, выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, определить точки развития на следующий период, составить прогноз рисков и повысить эффективность работы департамента образования и подведомственных учреждений. Представленная в отчете информация предлагается как основа для диалога всех заинтересованных сторон о состоянии системы образования и перспективах её развития в последующем периоде.

3 используются данные государственной статистической отчетности, мониторинговых исследований результатов учебной деятельности, материалы государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11(12)-х классов. Аналитические данные позволяют оценить результативность управленческих действий, выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, определить точки развития на следующий период, составить прогноз рисков и повысить эффективность работы департамента образования и подведомственных учреждений. Представленная в отчете информация предлагается как основа для диалога всех заинтересованных сторон о состоянии системы образования и перспективах её развития в последующем периоде. С уважением, директор департамента образования Администрации города Татьяна Николаевна Османкина учебный год 3

7 УСЛУГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Для оказания всесторонней помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, на базе всех дошкольных учреждений созданы и функционируют консультационные центры. Родители (законные представители) детей дошкольного (в т.ч. раннего) возраста, не посещающих детский сад, могут получить методическую, психологопедагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы. За 2015 год в консультационные центры поступило обращений от родителей (законных представителей) 750 детей по различным вопросам (рисунок 2) 448 обращений первичное собеседование Рисунок обращения диагностика уровня развития детей в присутствии родителей 568 обращения консультирование родителей 399 обращения методическая помощь С 2012 года семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, на базе дошкольных образовательных учреждений предоставляются и иные вариативные формы поддержки (рисунок 3). Рисунок 3 Формы поддержки семей, нуждающихся в услугах дошкольного образования Центр игровой поддержки Родительский лекторий ДОУ 75 "Лебедушка" ДОУ 40 "Снегурочка" ДОУ 71 "Дельфин" 449 обращений психолого-педагогическая помощь Служба ранней помощи Клуб будущего родителя ДОУ 14 "Брусничка" ДОУ 28 "Калинка" ДОСТУПНОСТЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В учебном году общее образование получали человека ( учебный год чел.), из них учащиеся 1-4 классов (диаграмма 1). Улучшение демографической ситуации, в том числе с учетом миграционных процессов, привело к увеличению численности учащихся с 2013 по 2015 годы на 9,6%. Доля обучающихся общеобразовательных организаций в общей численности детей 7-18 лет составляет 98%. Статистические данные свидетельствуют об увеличении численности контингента обучающихся общеобразовательных учреждений за три года на человек (9,6%). ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Одним из показателей качественного образования является вариативность реализуемых образовательных программ. Вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся представлена следующим спектром Диаграмма 1 Распределение учащихся по уровням образования (чел., %) % % % начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование Диаграмма 2 Направленности профильного обучения (%) классов: 1519 общеобразовательных классов, 51 класс с реализацией адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, 90 профильных классов и 82 класса с углубленным изучением отдельных предметов. Профильное обучение в общеобразовательных учреждениях осуществлялось по естественно- естественнонаучная технологическая гуманитарная учебный год 7

10 мирового кинематографа позволяет выявлять и вербализировать ценностное содержание фильмов. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях в учебном году обучались ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, из них ребенка с ОВЗ и 379 детей с инвалидностью. На основании заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в муниципальных учреждениях организовано обучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития в отдельных классах с организацией обучения по адаптированным образовательным программам (далее АОП) (рисунок 5). Услуга дошкольного образования предоставляется воспитанникам с ОВЗ и детяминвалидам в группах компенсирующей направленности и общеразвивающих группах. В общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организовано обучение в отдельных классах с организацией обучения по АОП, в общеобразовательных классах совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии, на дому (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий). В муниципальной системе образования сформирована сеть образовательных учреждений, реализующих АОП для детей с ОВЗ (таблицы 3, 4). В Центре дополнительного образования детей МБОУ СОШ 18 имени В.Я. Алексеева в учебном году реализуются 18 дистанционных программ дополнительного образовательная детей (таблица 2). Рисунок 5 Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения В 53 МБДОУ 932 детей с ОВЗ и инвалидностью: ребенка в группах компенсирующей направленности; детей в общеразвивающих группах; В 27 МБОУ 921 ребенок с ОВЗ и инвалидностью: детей в отдельных классах с организацией обучения по АОП; ребенка в общеобразовательных классах совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии; - 62 ребенка на дому, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Таблица 2 Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью в ЦДО СОШ 18 Направленность программы Количество программ Количество групп Численность детей Техническая Художественная Задержка психического развития Нарушения опорнодвигательного аппарата Естественнонаучная ИТОГО Таблица 3 Сеть дошкольных образовательных организаций, реализующих АОП для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности Виды нарушений учебный год учебный год (прогноз) Количество Численность Количество Численность групп детей групп детей Нарушения зрения Нарушения речи Задержка психического развития Умственная отсталость Дети-инвалиды с заболеваниями эндокринной системы (сахарный диабет) ДОУ/47 групп/662 воспитанника 9 ДОУ/53 группы/751 воспитанник Таблица 4 Сеть образовательных организаций, реализующих АОП для детей с ОВЗ в обычных классах Виды нарушений учебный учебный год (прогноз) год Количест во классов Числен ность детей Количество классов Числен ность детей (в том числе 3 класса по 615 АООП в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) Глухие Слабовидящие (в том числе 1 класс по АООП в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) ОУ/50 11 ОУ/53 класса/708 учащихся классов/575 учащихся учебный год

19 Для привлечения дополнительных финансовых средств организации, подведомственные департаменту образования, активно участвуют в реализации государственных программ, мероприятиях, а также в конкурсах. В 2015 году образовательными организациями привлечено дополнительных средств более 16,48 млн. руб. (рисунок 14), которые были направлены на поощрение лучших учащихся, укрепление материальнотехнической базы образовательных организаций. Рисунок 14 Привлечение дополнительных финансовых средств (млн. руб.) 1,02 млн. руб. средства в виде награждений образовательных организаций по итогам различных конкурсов 1,56 млн. руб. средства в виде поощрения лучших учащихся 13,9 млн. руб. средства депутатов окружной Думы и областной Думы СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБНОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В рамках обновления материально-технической базы образовательных учреждений в учебном году выполнены мероприятия (таблица 9). Для эффективного и своевременного обеспечения нужд муниципальных учреждений были проведены совместные закупки для общеобразовательных организаций города (таблица 10). Приобретено Сумма (тыс. руб.) Таблица 9 Количество ОУ Общеобразовательные учреждения Ученическая мебель 5 161,86 23 Торгово-технологическое оборудование 9 251,5 22 Прачечное оборудование 1 153,15 6 Кухонный инвентарь 1 362,28 9 Медицинское оборудование 378,5 7 Дошкольные образовательные учреждения Детская мебель ,01 32 Образовательная робототехника ,8 44 Прачечное оборудование 873,65 6 Кухонный инвентарь 7 942,75 45 Медицинское оборудование 356,73 9 Таблица 10 Сводные аукционы Сумма (тыс. руб.) Количество ОУ Современные средства информатизации образовательного процесса ,00 12 Поставка оборудования для изучения естественно-научных предметов, организации лабораторных и демонстрационных работ, проектно-исследовательской деятельности Поставка оборудования для проведения основного государственного экзамена и единого государственного экзамена Поставка современных средств информатизации образовательного процесса (планшетные мобильные классы) 1 254, , , ОУ (92 %) 29 ОУ (72%) 36 ОУ (90 %) оснащены комплектами образовательной робототехники установлены серверы используют в образовательном процессе мобильные классы В 2016 году на приобретение технических средств ОУ за счет средств субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ запланировано 69,4 тыс. руб. для общеобразовательных учреждений 59,9 тыс. руб. для дошкольных образовательных учреждений 9,5 тыс. руб учебный год 19

В последние годы на государственном уровне принят ряд стратегических документов, определяющих идеологию, основные принципы и вектор развития сферы культуры в России.

В Основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства. На художественное образование в области искусств возложена высокая миссия по формированию культурной элиты России, предпрофессиональной подготовке кадров в области искусств, массовому культурному просветительству.

Среди приоритетных направлений и задач, поставленных государством и требующих решения на муниципальном уровне в отношении дополнительного образования - повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств, в том числе путём развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Каждое учреждение имеет свою историю, свои отличия и достижения, которыми можно гордиться.

Старейшие учреждения – Детская школа искусств им. Григория Кукуевицкого (47 лет) и Детская художественная школа №1 им. Людмилы Горды (46 лет) приближаются к 50-му юбилею, самое молодое - Детская хореографическая школа №1 (22 года). В этом году своё 40-е отметит Детская школа искусств №3.

Общий охват обучающихся на первое сентября 2017 года составит 3716 человек, в том числе 2827 - в рамках муниципального задания и порядка 750 - в рамках платных услуг.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 в детских школах искусств осуществляется поэтапное увеличение числа обучающихся. За последние 5 лет численность учащихся возросла на 31%. Увеличение осуществляется как за счёт поиска внутренних ресурсов учреждений (доукомплектования групп, развития платных образовательных услуг), так и за счёт увеличения учебных площадей - строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов (ДШИ №2, ДХШ №1), аренды более удобных и просторных помещений (ДШИ №3). В 2018 году планируется увеличение контингента ещё на 139 человек за счёт введения в детских школах искусств сертификата персонифицированного финансирования.

Несмотря на ежегодное увеличение контингента учащихся, процент охвата дополнительным образованием в детских школах искусств Сургута остаётся низким.

По прогнозам в 2017 году:

- доля детей, охвачен­ных образователь­ными программами дополнительного об­разования детей в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет составит 5,6 %;

- доля охвата дополнительными предпрофессиональными программами обучающихся 1 - 9 классов общеобразовательных организаций – 5 %*.

В виду нехватки учебных площадей и демографической ситуации, связанной с высокими темпами рождаемости, проблема доступности услуг для населения является довольно острой. Конкурс при зачислении на обучение в первый класс в среднем составляет 2 человека на место, а по некоторым направлениям (таким как хореография, изобразительное искусство) достигает 3-4 человек на место.

Для решения вопроса обеспеченности детскими школам искусств необходимо построить в городе не менее 5 новых зданий и увеличить контингент учащихся детских школ искусств более чем в два раза. Новые объекты включены в Стратегию развития города до 2030 года.

В настоящее время Администрацией города ведётся активная работа по продвижению строительства здания для размещения Детской школы искусств №3. Школа располагается в арендованном помещении, не имеющем всех необходимых условий для реализации предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями. В частности, отсутствует концертный зал. Арендная плата составляет более 14 млн. рублей в год.

И бюджета города затрачено более 8 млн. руб. на разработку проектной документацией. Работа над ней завершена. Но для осуществления строительства необходима государственная финансовая поддержка. Без неё осуществление строительства невозможно.

Очень надеемся на понимание и поддержку со стороны руководства округа включения строительства новых объектов, для размещения детских школ искусств Сургута, в государственные программы. Пользуясь возможностью ещё раз выражаем благодарность Губернатору Ханты-Мансийского-автономного округа - Югры Наталье Владимировне Комаровой, руководству департамента культуры округа за поддержку строительства здания для размещения Детской школы искусств №2.

Детских школах искусств города Сургута реализуются образовательные программы по видам искусств в соответствии с ведомственным перечнем работ и услуг. В их числе дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы, включая программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные предпрофессиональные программы введены и реализуются во всех детских школах искусств с 1 сентября 2012 года, с сентября 2014 года – дополнительные общеразвивающие программы. Учащиеся, поступившие в детские школы искусств до 2012 года, продолжили обучение по дополнительным программам художественно - эстетической направленности, реализуемым ранее.

В этом году в трёх учреждениях (ДШИ №3, ДШИ №1, ДХШ №1 им. Л.А. Горды) состоялся первый выпуск по пятилетним предпрофессиональным программам в области театрального, изобразительного и музыкального искусств. Итоговая аттестация прошла успешно в соответствии с федеральными государственными требованиями. 57 выпускников получили оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков. 50-ти из них даны рекомендации к возможному продолжению профессионального образования.

В перспективе планируется достижение соотношения 90% учащихся, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам и 10% - по дополнительным общеразвивающим программам. Данное соотношение мы считаем наиболее оптимальным.

Увеличение численности учащихся детских школ искусств, переход на дополнительные предпрофессиональные программы с большим количеством часов по учебным планам и срокам обучения неизменно влечёт за собой ежегодное увеличение педагогических ставок, а следовательно, потребность в дополнительном финансировании. Нехватка бюджетного финансирования может стать главным препятствием в достижении намеченных планов.

Одним из приоритетных направлений реализации образовательных услуг в сфере культуры и искусства является создание условий для доступности услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе за счёт создания безбарьерной среды. На муниципальном уровне данное направление регламентируется рядом нормативных документов.

С 1 сентября 2017 года данные программы начинает реализовывать ещё одно учреждение - ДШИ №3. Общий контингент увеличится по сравнению с предыдущим учебным годом на 5 человек и составит 40 учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в концертах, спектаклях, выставках. Становятся участниками и лауреатами конкурсов различных уровней. Некоторые из работ учащихся представлены на слайдах.

Ежегодно преподаватели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, участвуют в мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации. Получение необходимых знаний является одним из условий работы с такими детьми.

Но существует проблемы, которые мы стараемся решить, основные среди которых: нехватка педагогических кадров и отсутствие психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

В целях всестороннего удовлетворения запросов горожан в получении дополнительного образования и развитии творческих способностей учреждения оказывают платные услуги. В рамках платных образовательных услуг реализуются 37 дополнительных общеразвивающих программы для детей от 5 до 18 лет со сроками обучения от 1 года до 3-х лет. В качестве приносящей доход деятельности учреждения реализуют необразовательные услуги: группы раннего эстетического развития для детей младше 5 лет, студии для взрослых. Возрастные ограничения по реализации кружков и студий связаны с необходимостью выполнения показателя по охвату детей от 5 до 18 лет образовательными программами дополнительного образования.

В 2017-2018 учебном году количество получателей платных услуг будут на уровне прошлого года и составит порядка 716 человек.

В связи с оптимизацией и сокращением бюджетного финансирования наращивание платных услуг для нас является актуальной задачей, однако, во всех учреждениях существуют определённые ограничения, связанные с загруженностью учебных площадей.

Для решения задач духовно-нравственного, эстетического воспитания и художественного образования обучающихся и в целях создания условий для выявления и поддержки одарённых детей, их творческого роста на муниципальном уровне сформирована двухуровневая система выявления и поддержки одаренных детей в области искусств.

Система построена с учётом специфики предоставления дополнительного образования и развития одарённых детей в области искусств и включает в себя проведение ежегодно более 40 мероприятий городского уровня различных форм, в числе которых: конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие соревнования, мастер-классы, а также организация и проведение творческих и соревновательных мероприятий школьного уровня.

Организация системной работы на двух уровнях – на уровне учреждения и на уровне города, даёт возможность детям всецело проявить, развить и предъявить свой талант, получить мощный импульс для личностного роста, достижения новых творческих высот.

Городские творческие мероприятия проводятся по всем специализациям. Среди их: 11 конкурсов городского уровня, с периодичностью 1 раз в 3 года и ежегодно не менее 10 городских концертов, 2-х выставок, и 2-х фестивалей, в том числе ежегодный отчетный концерт детских школ искусств города, в котором принимают участие лучшие творческие коллективы и солисты, ставшие лауреатами конкурсов в текущем году.

Многие мероприятия являются традиционными, проводятся на протяжении более чем 20-ти лет и хорошо известны не только в городе, но и в округе, т.к. долгие годы имели статус городских открытых. Например, такие как:

В соответствии с положениями о проведении данных конкурсов, в них могли принимать участие учащиеся детских школ искусств и колледжей города и других муниципальных образований на бесплатной основе.

В число новоимёнцев Сургута входят более тридцати одарённых детей, показавших яркие творческие результаты в течение не менее одного года.

Имена бывших новоименцев сегодня известны не только в городе, но и далеко за его пределами: Никита Коровин и Рустам Ханмурзин, Николай Сивчук и Алексей Пересидлый, Антон Плескач и Никта Кана и многие другие. Сегодня они являются студентами престижных СУЗов и ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга, талантливыми музыкантами-исполнителями, продвигая имидж Сургута, Югры, как территории, обладающей значительным культурным потенциалом.

Одним из важных направлений поддержки и развития одарённых детей является организация их участия в выездных конкурсах, фестивалях, творческих школах различного уровня – от окружного до международного. Из бюджета города ежегодно на эти цели выделяется порядка 1 млн. рублей. Помимо этого учреждения направляют на эти цели внебюджеьные средства, средства родителей и спонсоров. География участия включает города России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Доля лауреатов конкурсов от общего числа учащихся является важным показателем качества обучения. За последние 5 лет данный показатель вырос почти в три раза.

Выпускники школ успешно поступают в ведущие колледжи и ВУЗы страны и, в дальнейшем, пополняют кадровый состав организаций сферы культуры города и округа.

Самыми успешными стали 2014 и 2015 годы. Доля поступивших выпускников от общего числа выпускников составила 23%. Удастся ли нам в дальнейшем повторить и улучшить успех - покажет время, но мы будем прилагать к этому все усилия.

В целях поощрения и поддержки одаренных детей достигшим высоких результаты творческой деятельности на муниципальном уровне ежегодно:

- проводится городской конкурс лучших учащихся детских школ искусств по результатам участия в конкурсах различных уровней;

Ежегодно на эти цели выделяется из городского бюджета более 500 тысяч рублей.

Успешное развитие ребёнка невозможно без высокого уровня педагогического мастерства и компетенций преподавателя. В целях методического обеспечения деятельности учреждений, обеспечения непрерывного повышения профессиональных компетенций преподавателей детских школ искусств в городе ежегодно проводятся семинары-практикумы, совещания, конференции преподавателей.

На уровне города действуют 14 городских методических объединений преподавателей по специализациям. Два из них образовались совсем недавно. Это методическое объединения преподавателей театрального и вокального искусства. Возглавляют методические объединения ведущие преподаватели детских школ искусств и колледжей города.

Методические объединения созданы в целях координации деятельности педагогической общественности образовательных учреждений среднего профессионального и дополнительного образования города, развития и совершенствования учебно-методической и воспитательной работы учреждений, повышения педагогической инициативы и деловой активности преподавателей.

Между детскими школами искусств и учреждениями среднего и высшего профессионального образования Сургута сложилось тесное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на формирование единого образовательного пространства, повышение взаимной ответственности за качество подготовки выпускника. В рамках поэтапной работы, рассчитанной не на один год, рассматриваются такие направления деятельности как: концертно-просветительская, методическая, проектная.

С 2012 года на базе детских школ искусств осуществляется организация детских лагерей с дневным пребыванием в июне. Лагеря работают в форме тематических 21-дневных смен, предоставляющих возможность детям содержательно провести свободное время, укрепить здоровье, продолжить художественно эстетическое развитие.

Первоначально лагеря были организованы на базе 2-х учреждений. Охват составлял 60 детей. В связи с необходимостью увеличения показателя по охвату детей, посетивших лагеря с дневным пребыванием на уровне города, плановые значения для детских школ искусств значительно увеличились. В связи с чем, с 2017 года лагеря были организованы на площадках всех шести школ. Охват составил 350 детей, а в 2018 году лагеря планируется организовывать не только в период летних, но и осенних и весенних каникул - охват составит 700 детей.

Эффективность деятельности руководителя напрямую зависит от его профессионального уровня. Руководители детских школ искусств города их заместители, методисты имеют возможность повысить свои управленческие компетенции и получить актуальную информацию по вопросам основной деятельности учреждения на семинарах, организуемых ежегодно не менее 2-х раз в On-line форме.

Качество организации образовательной деятельности, успехи учащихся подтверждаются многочисленными победами на конкурсных состязаниях различного уровня, получением учащимися премии Президента России по поддержке талантливой молодёжи, стипендий Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Главы города Сургута.

Из самых значимых, ключевых достижений детских школ искусств за последние 3 года нельзя не отметить:

- ввод в 2015-2016 годах в эксплуатацию двух новых зданий в мкр. ПИКС: для размещения Детской хореографической школы № 1 на 300 мест и Детской школы искусств № 2 на 800 мест;

Будущее глазами детей выглядит радостно, красочно, ярко, и в наших с вами силах воплотить их мечты в жизнь!

Читайте также: