Собрание граждан муниципальное право доклад

Обновлено: 30.06.2024

от 28 сентября 2021 года N 22/15

Об утверждении Порядка назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов) в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов

1. Утвердить Порядок назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов) в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов (приложение).

3. Внести настоящее решение в раздел 1 "Участие граждан в самоуправлении" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.

4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на Председателя Челябинской городской Думы А.В. Шмидта.

5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Челябинской городской Думы
А.В.ШМИДТ

Глава города Челябинска
Н.П.КОТОВА

Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 28 сентября 2021 г. N 22/15

ПОРЯДОК назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов) в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру назначения и проведения, а также полномочия собраний, конференций граждан (собраний делегатов) (далее - собрание, конференция) в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов на территории города Челябинска либо его части (далее - территория города Челябинска).

2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

1) под организатором собрания, конференции понимается один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 16 лет, проживающих на территории города Челябинска, взявших на себя обязательство по организации и проведению собрания, конференции;

2) под собранием понимается совместное обсуждение гражданами вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, проводимое на территории города Челябинска;

3) под конференцией понимается совместное обсуждение делегатами вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, проводимое на территории города Челябинска;

4) под делегатом понимается гражданин, избранный в порядке, определенном настоящим Порядком, представлять интересы граждан на конференции.

3. К полномочиям собрания, конференции относятся:

1) обсуждение вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения;

2) определение соответствия инициативного проекта интересам жителей города Челябинска или его части, целесообразности реализации инициативного проекта;

3) внесение предложений и рекомендаций по обсуждаемому инициативному проекту;

4) принятие решения о поддержке инициативного проекта;

5) избрание лиц, уполномоченных представлять собрание, конференцию во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Челябинска;

6) осуществление иных полномочий, не противоречащих законодательству и муниципальным правовым актам города Челябинска.

4. В собрании, конференции имеют право принимать участие граждане, проживающие на территории города Челябинска, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Каждый гражданин, участвующий в собрании, конференции, имеет один голос.

5. Граждане или их делегаты лично участвуют в собрании, конференции. Участие в собрании, конференции является свободным и добровольным.

6. Граждане Российской Федерации, не проживающие на территории города Челябинска, но имеющие на его территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, могут принимать участие в работе собрания, конференции.

7. В собрании, конференции с правом совещательного голоса могут принимать участие должностные лица органов местного самоуправления города Челябинска, представители органов территориального общественного самоуправления, средств массовой информации и иные заинтересованные лица.

8. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на граждан с целью участия или неучастия в собрании, конференции, а также на их свободное волеизъявление. Право граждан на участие в собрании, конференции не может быть ограничено в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности и других подобных обстоятельств.

9. Собрание проводится, если общее число граждан, проживающих на части территории города Челябинска, в границах которой будет проводиться собрание, и имеющих право на участие в собрании, не превышает 1000 человек. В иных случаях проводится конференция.

10. На одном собрании, конференции возможно рассмотрение нескольких инициативных проектов.

11. Собрание, конференция по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, проводимые в целях обсуждения инициативного проекта и принятия решения по вопросу о его одобрении, проводится в порядке, определенном уставом территориального общественного самоуправления.

12. Собрание, конференция могут быть проведены очным или заочным способами. Собрание, конференция проводятся заочным способом на основании правовых актов федеральных органов государственной власти либо органов государственной власти Челябинской области, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и запрещающих мероприятия или ограничивающих число участников мероприятий, на период действия указанных правовых актов, а также в случае введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и в иных случаях, препятствующих проведению массовых мероприятий.

13. С инициативой о проведении собрания, конференции выступает организатор собрания, конференции, заинтересованный во внесении, рассмотрении и реализации инициативных проектов на территории города Челябинска.

14. Организатор собрания, конференции имеет право:

1) проводить предварительную агитацию в поддержку инициативных проектов, планируемых к рассмотрению на собрании, конференции, уведомлять о собрании, конференции и о целях собрания, конференции через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

2) уполномочивать отдельных участников собрания, конференции выполнять распорядительные функции по их организации и проведению;

3) организовывать сбор подписей под обращениями граждан, принятыми на собрании, конференции и связанными с вопросами реализации инициативного проекта;

4) обращаться к уполномоченным представителям органа внутренних дел об удалении с места проведения собрания, конференции лиц, не выполняющих законных требований организатора собрания, конференции.

15. Организатор собрания, конференции обязан:

1) обеспечивать соблюдение установленных в решении Челябинской городской Думы времени и места проведения собрания, конференции, а также вопроса собрания, конференции;

2) требовать от участников собрания, конференции соблюдения общественного порядка и регламента проведения собрания, конференции, прекращения нарушения общественного порядка;

3) приостанавливать собрание, конференцию или прекращать их в случае совершения его участниками противоправных действий;

4) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти Челябинской области или муниципальным правовым актом нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения собрания, конференции;

5) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения собрания, конференции.

II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ

16. В целях назначения собрания, конференции организатор собрания, конференции лично представляет в Челябинскую городскую Думу (далее - городская Дума) обращение о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов) в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов (далее - обращение) по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку, в котором указываются:

1) предложение о дате, времени, месте проведения собрания, конференции;

2) наименование выносимого для рассмотрения инициативного проекта, краткое описание проблемы, на решение которой направлен инициативный проект, и предложений по ее решению;

3) указание на территорию города Челябинска, в границах которой будет проводиться собрание, конференция;

4) предполагаемое количество жителей, проживающих на территории города Челябинска, в границах которой будет проводиться собрание, конференция, и имеющих право на участие в собрании, конференции;

5) способ проведения собрания, конференции (очный, заочный).

К обращению организатор собрания, конференции прикладывает следующие документы:

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 29. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрание граждан представляет собой форму решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования. Оно может быть двух видов: как форма прямого волеизъявления по выявлению мнения населения по вопросам местного значения и как форма осуществления ТОС. Помимо обсуждения вопросов местного значения, собрания проводятся и с целью информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В отличие от схода собрание проводится на части территории муниципального образования безотносительно какого-либо поселения и является консультативной формой решения населением вопросов местного значения, за исключением собрания, проводимого по вопросу ТОС. Кроме того, собрание принимает лишь обращения к органам местного самоуправления.

Правовое регулирование собраний осуществляется:

ü Законом 2003 г.;

ü уставом муниципального образования;

ü нормативными актами представительного органа;

Собрание граждан проводится:

а) по инициативе:

главы муниципального образования.

б) в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

Собрание, проводимое по инициативе населения или представительного органа, назначается этим парламентом. Собрание, инициатором которого выступает глава муниципального образования, созывается им же.

Собрания проводятся при непосредственном, добровольном и свободном участии граждан, обладающих избирательными правами. Обращения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины жителей соответствующей части муниципального образования. Голосование может проводиться как открыто, так и закрыто, что определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, а также решением самого собрания в текущем порядке.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан (собрание делегатов) — то же самое, что и собрание граждан, только может определяться в качестве альтернативы ему, если таковая установлена уставом муниципального образования и (или) нормативным актом представительного органа, уставом ТОС. Кроме того, конференция представляет собой особую форму представительства местного населения при решении вопросов местного значения, не отнесенную в то же время к органам местного самоуправления, институтам косвенной демократии.

Конференция рассматривается, скорее, как более облегченная форма осуществления населением местного самоуправления. Она по определению является менее массовой организационно-правовой формой, предполагающей участие не всех и даже не большинства жителей муниципального образования, а лишь их представителей, так называемых делегатов. Поэтому конференция как форма народовластия на местах особенно удобна для таких муниципалитетов, численность жителей, обладающих избирательным правом, которых настолько значительна, что затрудняет проведение собраний. Случаи осуществления полномочий собрания граждан конференцией предусматриваются уставом, нормативными актами представительного органа муниципального образования, а также уставом ТОС.

Конференция по своему статусу и регламенту равнозначна, аналогична собранию граждан, но обладает и рядом особенностей:

1) состав конференции образуется посредством делегирования, что предполагает, как минимум, проведение двух этапов его формирования:

а) избрание делегатов по принципу количественного либо территориального квотирования (нормирования) представительства;

б) подтверждение полномочий (мандата) делегированного субъекта так называемым мандатным органом, специально создаваемым для этой цели, как правило, в структуре либо на уровне того органа, который формируется посредством делегирования, в частности самой конференции. Способ и норма представительства определяются в соответствии с уставом муниципального образования тем органом, который правомочен назначать созыв конференции.




2) правомочность состава конференции традиционно определяется квалифицированным числом, т.е. кворум устанавливается на уровне не менее 2/3 от общего числа делегатов. В этой части на практике не всегда наблюдается последовательность.

3) решения конференции принимаются, как правило, простым большинством голосов, но не менее половины от общего числа делегатов. При этом конкретный порядок назначения, проведения конференции и избрания ее делегатов определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

Опрос граждан

Опрос — метод сбора первичной информации при помощи обращения к определенной группе людей с вопросами по изучаемой проблеме с последующей обработкой и анализом данных. С его помощью получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых.

Опрос граждан как форма осуществления населением местного самоуправления обладает несколько иной спецификой:

1) проводится для целей легитимного обоснования принятия тех или иных решений органов, должностных лиц местного самоуправления и органов государственной власти;

2) организация и проведение опроса имеют четко определенный регламент — юридические форму и процедуру;

3) опрос может проводиться по широкому спектру экономических, социально-политических, экологических и других вопросов местного значения. Вопросы иного значения могут затрагиваться опросом граждан, проводимым лишь для учета их мнения при принятии органами государственной власти субъекта РФ решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

4) затраты на организацию и проведение опроса осуществляются из бюджетных средств;

5) опрос проводится исключительно по экстерриториальному принципу — на всей либо части территории муниципального образования и к тому же среди тех его жителей, которые обладают избирательным правом.

Между тем результаты данного опроса носят, так же как и другие, рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Однако независимо от этого порядок назначения, проведения опроса определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, а решение о назначении принимается представительным органом.

Закон 2003 г. закрепляет требования к содержанию решения представительного органа о назначении опроса граждан. В нем должны устанавливаться:

ü дата и сроки проведения опроса;

ü формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

ü методика проведения опроса;

ü форма опросного листа;

ü минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Опросы граждан могут быть:

а) письменными (анкетирование) и устными (интервьюирование);

б) очными и заочными (проводимые, например, почтовым, телефонным способом);

в) экспертными и массовыми;

г) выборочными и сплошными.

Граждане участвуют в опросе добровольно.

Другой важной гарантией, обеспечивающей всеобщность опроса, является то, что жители муниципального образования должны быть проинформированы о его проведении не менее чем за 10 дней.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Собрание граждан представляет собой форму решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования. Оно может быть двух видов: как форма прямого волеизъявления по выявлению мнения населения по вопросам местного значения и как форма осуществления ТОС. Помимо обсуждения вопросов местного значения, собрания проводятся и с целью информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В отличие от схода собрание проводится на части территории муниципального образования безотносительно какого-либо поселения и является консультативной формой решения населением вопросов местного значения, за исключением собрания, проводимого по вопросу ТОС. Кроме того, собрание принимает лишь обращения к органам местного самоуправления.

Правовое регулирование собраний осуществляется:

ü Законом 2003 г.;

ü уставом муниципального образования;

ü нормативными актами представительного органа;

Собрание граждан проводится:

а) по инициативе:

главы муниципального образования.

б) в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

Собрание, проводимое по инициативе населения или представительного органа, назначается этим парламентом. Собрание, инициатором которого выступает глава муниципального образования, созывается им же.

Собрания проводятся при непосредственном, добровольном и свободном участии граждан, обладающих избирательными правами. Обращения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины жителей соответствующей части муниципального образования. Голосование может проводиться как открыто, так и закрыто, что определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, а также решением самого собрания в текущем порядке.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан (собрание делегатов) — то же самое, что и собрание граждан, только может определяться в качестве альтернативы ему, если таковая установлена уставом муниципального образования и (или) нормативным актом представительного органа, уставом ТОС. Кроме того, конференция представляет собой особую форму представительства местного населения при решении вопросов местного значения, не отнесенную в то же время к органам местного самоуправления, институтам косвенной демократии.

Конференция рассматривается, скорее, как более облегченная форма осуществления населением местного самоуправления. Она по определению является менее массовой организационно-правовой формой, предполагающей участие не всех и даже не большинства жителей муниципального образования, а лишь их представителей, так называемых делегатов. Поэтому конференция как форма народовластия на местах особенно удобна для таких муниципалитетов, численность жителей, обладающих избирательным правом, которых настолько значительна, что затрудняет проведение собраний. Случаи осуществления полномочий собрания граждан конференцией предусматриваются уставом, нормативными актами представительного органа муниципального образования, а также уставом ТОС.

Конференция по своему статусу и регламенту равнозначна, аналогична собранию граждан, но обладает и рядом особенностей:

1) состав конференции образуется посредством делегирования, что предполагает, как минимум, проведение двух этапов его формирования:

а) избрание делегатов по принципу количественного либо территориального квотирования (нормирования) представительства;

б) подтверждение полномочий (мандата) делегированного субъекта так называемым мандатным органом, специально создаваемым для этой цели, как правило, в структуре либо на уровне того органа, который формируется посредством делегирования, в частности самой конференции. Способ и норма представительства определяются в соответствии с уставом муниципального образования тем органом, который правомочен назначать созыв конференции.

2) правомочность состава конференции традиционно определяется квалифицированным числом, т.е. кворум устанавливается на уровне не менее 2/3 от общего числа делегатов. В этой части на практике не всегда наблюдается последовательность.

3) решения конференции принимаются, как правило, простым большинством голосов, но не менее половины от общего числа делегатов. При этом конкретный порядок назначения, проведения конференции и избрания ее делегатов определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

Опрос граждан

Опрос — метод сбора первичной информации при помощи обращения к определенной группе людей с вопросами по изучаемой проблеме с последующей обработкой и анализом данных. С его помощью получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых.

Опрос граждан как форма осуществления населением местного самоуправления обладает несколько иной спецификой:

1) проводится для целей легитимного обоснования принятия тех или иных решений органов, должностных лиц местного самоуправления и органов государственной власти;

2) организация и проведение опроса имеют четко определенный регламент — юридические форму и процедуру;

3) опрос может проводиться по широкому спектру экономических, социально-политических, экологических и других вопросов местного значения. Вопросы иного значения могут затрагиваться опросом граждан, проводимым лишь для учета их мнения при принятии органами государственной власти субъекта РФ решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

4) затраты на организацию и проведение опроса осуществляются из бюджетных средств;

5) опрос проводится исключительно по экстерриториальному принципу — на всей либо части территории муниципального образования и к тому же среди тех его жителей, которые обладают избирательным правом.

Между тем результаты данного опроса носят, так же как и другие, рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Однако независимо от этого порядок назначения, проведения опроса определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, а решение о назначении принимается представительным органом.

Закон 2003 г. закрепляет требования к содержанию решения представительного органа о назначении опроса граждан. В нем должны устанавливаться:

ü дата и сроки проведения опроса;

ü формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

ü методика проведения опроса;

ü форма опросного листа;

ü минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Опросы граждан могут быть:

а) письменными (анкетирование) и устными (интервьюирование);

б) очными и заочными (проводимые, например, почтовым, телефонным способом);

в) экспертными и массовыми;

г) выборочными и сплошными.

Граждане участвуют в опросе добровольно.

Другой важной гарантией, обеспечивающей всеобщность опроса, является то, что жители муниципального образования должны быть проинформированы о его проведении не менее чем за 10 дней.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

    1. в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
    2. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
    3. в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
    4. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
    5. в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
    6. в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

    Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

    Собрание граждан

    Собрание граждан (ст. 29 ФЗ) проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

    Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан может:

      • принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления;
      • избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

      Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

      Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

      Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Конференция граждан (собрание делегатов)

      Статья 30 ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) .

      Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

      Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Читайте также: