Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории курской области в 2018 году

Обновлено: 03.07.2024

Все это свидетельствует о целенаправленной совместной работе администрации Курской области, администраций районов и городов области, а также предприятий, которые поставили перед собой задачи сохранения природной среды, снижения негативного воздействия на нее при обращении с отходами, охраны атмосферного воздуха и охраны водных ресурсов от истощения и загрязнения.

По информации департамента экологической безопасности и природопользования Курской области проблемы сохранения благоприятной окружающей среды для Администрации Курской области являются приоритетными. Проводится кропотливая и напряженная работа по решению задач в области экологии

Модернизируются предприятия

Свыше 70% опасных выбросов в атмосферу приходится на вредные вещества, образующиеся от передвижных источников - автотранспорта. Задача улучшения атмосферного воздуха в регионе решается также путем перевода автотранспорта с жидкого топлива на газомоторное, внедрения одностороннего движения, строительства современных транспортных узлов, развязок, сохранения и дальнейшего развития сети электрифицированного транспорта и т.д. В результате за три последних года объем выбросов от транспорта снизился на 11 тысяч тонн.

Вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - на постоянном контроле

За последние годы в Курской области отмечается рост производственных мощностей, растет благосостояние населения и, как следствие, увеличивается объем отходов. Одна из основных природоохранных задач в области обеспечения экологической безопасности - решение проблемы утилизации отходов. Вопросы обращения с ТКО и промышленными отходами на территории региона находятся на постоянном контроле Администрации Курской области.

На сегодняшний день Правительством РФ перед регионами поставлена задача по созданию системы утилизации и переработки отходов.

Законодательство в этой сфере претерпело кардинальные изменения. Ответственность за сбор и утилизацию коммунальных отходов возложена на региональных операторов. С 2016 года на территории Курской области проводится работа по формированию системы обращения с отходами. Разработаны региональная программа и территориальная схема обращения с отходами.

В Курске осуществляется раздельный сбор мусора (на фото проспект Победы).

С целью уменьшения количества захораниваемых отходов на полигонах ТКО в Железногорском и Октябрьском районах организована работа по обработке и сортировке поступающих отходов (все виды пластика и полимеров, картон и макулатура, стекло и стеклобой, алюминиевая и жестяная банка). Это позволяет сократить на 20 % по массе и на 70% по объему количество захораниваемых отходов и увеличить количество вторичных материальных ресурсов. Аналогичный объект планируется построить в ближайшее время в Курском районе.

Полигон, расположенный в Октябрьском районе, начал действовать в 2016 году. Он отвечает требованиями экологической безопасности - обеспечивает защиту почвы, грунтовых вод и атмосферы от загрязнений.

Принципиальное отличие новой системы обращения с отходами от действовавшей ранее в том, что региональные операторы будут нести ответственность за весь цикл обращения - от сбора и транспортировки ТКО до обработки и захоронения.

В апреле этого года вышло в свет второе издание Красной книги Курской области.

Ликвидация несанкционированных свалок – один из главных вопросов

Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области в декабре 2016 года утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области.

Целью которого является раздельный сбор отходов на контейнерных площадках. Нельзя сваливать весь мусор в одну кучу. Использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов — задача весьма актуальная, как для Курской области, так и в целом для страны, - отмечают в департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области. - Это сложная работа, но ее необходимо сделать.

Положительные примеры деятельности в этом направлении уже имеются. В области расширяется сеть пунктов приема вторсырья от граждан, а также организуется, в порядке эксперимента, контейнерный сбор отдельных компонентов у населения. В итоге одновременно обеспечивается получение ценной, пользующейся спросом продукции и сокращение количества отходов, направляемых на захоронение.

Проблема несанкционированных свалок является наболевшей едва ли не для всей России и Курская область - не исключение. Она накапливалась десятилетиями. И сегодня ликвидация несанкционированных свалок – это один из главных вопросов, стоящих перед администрацией Курской области.

Благодаря совместной работе всех природоохранных служб области и применению административных механизмов воздействия на территории региона ликвидируются сотни свалок. Разработан и согласован с заинтересованными федеральными структурами и администрациями всех районов области План практических действий по устранению недостатков в сфере обращения с отходами производства и потребления. Он предусматривает ужесточение контроля в области обращения с отходами производства и потребления, а также принятие мер по недопущению образования свалок.

Большое внимание в регионе уделяется экологической реабилитации рек и укреплению их береговых зон.

Экологическому оздоровлению водных объектов – особое внимание

Участие Курской области в этой акции стало доброй традицией, которую жители региона активно поддерживают.

В 2017 году к участию в уборке водоемов и их берегов на территории региона привлечено более 3600 человек; собрано около 370 м3 мусора. Проведены работы по благоустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в т.ч. скашивание травы, обрезка деревьев и кустарников, установка урн. Очищены берега 25 водных объектов в черте населенных пунктов Курской области.

В 2018 году центральной и самой масштабной площадкой проведения акции станет территория Курского водохранилища на реке Тускарь, которая будет проведена 25 мая 2018 года в 11 час. в районе пляжа.

При помощи земснаряда было расчищено два километра русла водной артерии. В текущем году работы будут завершены. Русло расчистят от Кировского моста до улицы Бочаровской. Общая протяженность составляет 4 км.

Данный масштабный проект позволит решить сразу несколько задач. Первая задача - во время паводка увеличивается пропускная способность реки, что способствует беспрепятственному пропуску паводковых вод на территории города Курска в паводковые периоды.Вторая задача – улучшение экологического состояния реки, за счет восстановления пропускной способности русла реки Тускарь, сократившейся вследствие заиления, зарастания, засорения.

Также, в целях сохранения и восстановления водных объектов в Курской области в текущем году реализуются мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек, которые будут продолжены и в 2019 году.

Не остаются без внимания и особо охраняемые природные территории. В Курской области этот статус носят 18 памятников природы и один дендрологический парк. В 2017 году площадь особо охраняемых природных территорий увеличилась на 20 гектаров. В этом году будет продолжена работа по созданию еще девяти охраняемых природных зон.

Железногорский дендрарий является собственностью Курской области и относится к особо охраняемым природным территориям.

Железногорский дендрарий является собственностью Курской области и относится к особо охраняемым природным территориям.

Сделано немало, но предстоит еще больше

В майском Указе Президент Российской Федерации В.В.Путин поставил перед правительством задачу обеспечить до 2024 года достижение ряда важных показателей в области экологии, а именно:

- эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;

- кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

- экологическое оздоровление водных объектов;

- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания особо охраняемых природных территорий.

Администрацией Курской области будет продолжена работа по сохранению природных богатств Курского края, обеспечению экологической безопасности нашего региона, поддержанию благоприятной окружающей среды.

Однако улучшением экологической обстановки в области должны заниматься не только власти. Большая ответственность лежит и на самих курянах.

А для этого органами исполнительной власти Курской области, в частности, департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, комитетом образования и науки Курской области организована работа в части экологического воспитания, экологического просвещения, т.е. формирования человека с сознательным восприятием окружающей среды.

— Благополучие любого цивилизованного общества напрямую связано с культурой экологии. К сожалению, не все это понимают. Многие куряне ведут себя неадекватно – бросают мусор, создают несанкционированные свалки, загрязняют берега водоемов, лесопарковые зоны, уничтожают растительность, - отмечает Александр Дёмин, заместитель губернатора Курской области. — Если мы будем заботиться о природе, жить по совести, тогда нам не придется расплачиваться за собственное безрассудство.

Возрастная категория сайта 18 +

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические проблемы Курской области и пути их решения.

Башкатова А. А.

Научный руководитель: Литвиненко Т.И.,

учитель химии.

Данное исследование посвящено экологическим проблемам Курской области, связанным с восстановлением плодородия почв, с системой подачи воды населению, состоянием окружающей среды и природных ресурсов .

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. В настоящее время природа нашей области нахо­дится в критическом состоянии. На территории области выявлено большое количест­во проблем, связанных с загрязнением воздуха и воды, эрозией и химическим загрязнением почв, нарушениями расти­тельного и животного мира. В результате воздействия человека на природу резко ухудшилось состояние окружающей среды.

Изучая данную тему на примере Курской области можно увидеть, что одной из важнейших экологических проблем облас­ти и всей России является проблема сохранения нашего главного природного ресурса — чернозема. Происходит ухудшение почвенного пок­рова в результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, добычи полезных ископаемых. Применение большого количества ядохимикатов и минеральных удобре­ний, вынос с полей или сжигание почти всех органических остатков способствуют загрязнению почв, падению гумуса. Доза содержания ядохимикатов в почве часто превышают норму в несколько раз .

Почвенный покров области в значительной степени подвержен эрозии. Развитию эрозионных процессов в зна­чительной степени способствуют широкое распространение склонов различной крутизны, рыхлые породы, слагающие территорию, ливневый характер выпадения осадков, быст­рое таяние снега.

В городах области около 70% населения продолжают проживать в неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке, в условиях постоянного превышения предельно-допустимых концентраций одного или нескольких токсических веществ в атмосферном воздухе. Опасному воздействию загрязнений атмосферного воздуха подвергается население, проживающее в санитарно-защитных зонах промпредприятий.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что мы выяснили, какие предприятия города и области влияют на экологическую обстановку и какие меры принимаются по стабилизации сложившейся экологической ситуации.

Экологические проблемы Курской области и пути их решения.

Курская область — это один из красивейших по сво­ей природе и богатых полезными ископаемыми уголков России. Курская область была выделена в самостоятельную из Центрально-Чернозёмной области в 1934 г. В дальнейшем её границы подвергались изменениям. В 1937 г. часть её территории была включена в состав вновь созданной Орлов­ской области, а в 1954 г. была образована Белгородская область, куда вошли южные районы Курской области. Та­ким образом, в современных границах (с 1954 г.) Курская область располагается между 50'54'с.ш. (в Беловском рай­оне) и 50*26'с.ш. (в Железногорском районе), 34'в.д. (в Рыльском районе) и 39'в.д. (в Касторенском районе). На се­вере граница проходит с Орловской областью, на северо-востоке — с Липецкой, востоке — с Воронежской, юге — с Белгородской, юго-западе и западе — с Сумской областью Украины, на северо-западе — с Брянской областью. Курская область расположена в средних широтах уме­ренного пояса, в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, в пределах лесостепной зоны и входит в состав Чернозёмного Центра.

Такое географическое положение области обусловли­вает умеренно-континентальный тип климата, приподнятый, расчленённый характер поверхности, сочетание чер­нозёмов с серыми лесными почвами, степной растительнос­ти с лесной, степных видов животных с лесными. Область принадлежит к регионам с наиболее благоприятными условиями для жизни людей. (География Курской области: Учебное пособие для школ Курской области. Курск: Издательство КГПУ, г. Курск,1997.)

На территории области есть хозяйства, где бережно относятся к земле, проводят необходимые мероприятия и получают высокие урожаи всех сельскохозяйственных культур. Но надо, чтобы всё население области бережно относилось к земле, заботилось о постоянном её улучше­нии. От плодородия наших почв зависит благосостояние народа.

Из года в год в области остается острой проблема качества питьевой воды. Курская область входит в число 32 территорий России, хозяйственно-питьевое водоснабжение в которых осуществляется за счет запасов подземных вод с помощью водозаборных скважин, шахтных колодцев. Сложившиеся условия позволяют обеспечить достаточно высокую защищенность вод, используемых для питьевых целей, от различных факторов внешней среды, обеспечить относительную стабильность их запасов, а в отдельных случаях, использовать их в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения без предварительной водоподготовки.

Основной причиной ухудшения качества питьевой воды в ряде районов является крайне неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений. Как известно, при подготовке употребляемая нами вода хлорируется, делается это вроде бы с благой целью. Но результат получается обратный. При хлорировании в воде образуются сильные ядовитые вещества - диоксины, поражающие иммунную систему. Даже в микродозах они годами накапливаются в нашем организме и практически из него не выводятся. Да, хлорирование дает возможность предупредить появление прежде всего инфекционных, эпидемических заболеваний , но вовсе не освобождает ее от токсичных веществ.

Имеет место многолетняя тенденция снижения валовых выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн. Однако, многие предприятия имеют сверхнормативные выбросы и не стремятся получить лицензию на комплексное природопользование.

В атмосферный воздух, в связи с деятельностью человека, выбрасываются вредные вещества 150 наименований, из которых четыре вещества первого класса опасности, 32 вещества второго класса опасности, 30 - третьего класса опасности, 20 веществ - четвертого класса опасности и 6 веществ имеют ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

Наиболее распространенными загрязнителями, обнаруживаемыми в атмосфере каждого населенного пункта, являются: взвешенные вещества (пыль, сажа, зола и т.п.), окислы азота, серы, углерода, а также углеводороды.

Курск - город с наиболее высокой степенью загрязненности атмосферы. за состоянием загрязнения атмосферы г. Курска осуществляются на 5 стационарных постах силами Территориального Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ТЦМС).

Дополнительно проводились эпизодические наблюдения на магистралях города и под факелами ряда предприятий городской службой санитарно-эпидемиологического надзора и наблюдения на 3 стационарных ведомственных постах ( АО "Химволокно". АО "Курскрезинотехника", АООТ "Прибор").

В атмосфере города контролируется содержание 22 вредных примесей: пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, фенол, формальдегид, аммиак, растворимые сульфаты, диметилтерефталат, метиловый спирт, капролактам, ацетон, 3,4-бензпирен, тяжелые металлы (хром, марганец, железо, никель, медь, цинк, свинец, ванадий).

Производство оказывает воздействие на окружающую среду за счет образования выбросов в атмосферу

На предприятии имеются две раздельные системы канализации: хозяйственая, промышленно-ливневая. Особенности процесса производства РТИ требуют больших объемов охлаждающей воды - 37883 м3 в сутки. В год эта величина составляет порядка 10 миллионов м3. Сточная производственная вода заключена в оборот, после использования в производстве она поступает на очистку и охлаждение на Узел водопроводных сооружений, затем, очищенная и охлажденная, повторно направляется на производство.

Из-за необходимости использования питьевой воды на охлаждение пищевых и медицинских резин, а также объединения промышленной и ливневой канализации в системе промышленной канализации существует положительный небаланс сточной воды над необходимым объемом воды, поступающей на производство. В результате этот небаланс производственных сточных вод в объеме не более 135,9 тыс. м3 в год сбрасывается в реку Сейм.

Отходы предприятия используются по нескольким направлениям: переработка на самом предприятии, реализация сторонним организациям для использования и/или захоронения. Процент использования производственных отходов на предприятии составляет 80,0 %. Для производственных отходов совместно с отходами потребления эта величина составляет 75,0 %. Кроме уже известных изделий из отходов, таких как: кровля резинотканевая, плиты для животноводства, резиновая и резинотканевая крошка, предприятие освоило и успешно выпускает качественные, уникальные по износостойкости и противошумовым характеристикам настилы для железнодорожных и трамвайных переездов.

Размер санитарно-защитной зоны составляет 300м. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на предприятии является основное производство: подготовительное, конвейерных и резинотросовых лент, конвейерных и плоских приводных ремней, формовой и неформовой тезники, гуммирования валов и химаппаратуры, рукавов различных назначений, эбонитовых изделий, переработки отходов.

Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносит автотранспорт, его вклад в общий выброс составил 69,8 % .

На сегодняшний день автомобиль есть практически в каждой семье, нередко в одной семье имеется нескольких автомобилей, и граждане пользуются ими, зачастую, даже находясь в шаговой доступности от места, куда необходимо добраться. Выезд каждого автомобиля вносит свой пагубный вклад в загрязнение окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха. Все мы хотим дышать свежим воздухом и в наших силах приостановить дальнейшее загрязнение атмосферы. В хорошую солнечную погоду куда приятнее пройтись пешком, в тёплое время года прокатиться на велосипеде – и для здоровья полезно, и воздух, которым мы дышим, остается незагрязненным. Так что, если у вас есть возможность отказаться от поездки на личном автомобиле, воспользуйтесь ею. Подарите своим детям, внукам возможность дышать свежим воздухом.

Загрязнение атмосферы изменяет климатические и микроклиматические условия, оказывает вредное воздействие на людей, животных и растения, водоемы и почву, здания и сооружения, вызывает коррозию металлических изделий и т. д.

Велика роль человека. Вырубка леса, распашка задер­нованных склонов, низкая агротехника вызывают ускорение эрозии почв. Для повышения продуктивности лесов предприятия Управления лесами выполняют комплекс лесохозяйственных мероприятий по своевременному восстановлению лесов высокоценными породами (дуб, сосна), реконструкции малоценных и низкопродуктивных насаждений, проведению рубок ухода и санитарных рубок. В лесах сельхозпредприятий и сельских населенных пунктов нередки случаи самовольных порубок и захламления, лесохозяйственные мероприятия не проводятся.

от 1 марта 2004 года N 3-ЗКО

Об охране окружающей среды на территории Курской области

(с изменениями на 28 декабря 2021 года)

Принят
Курской областной Думой
19 февраля 2004 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и в развитие законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды настоящий Закон определяет полномочия Курской области как субъекта Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цели и задачи Закона

1. Настоящий Закон определяет полномочия органов государственной власти Курской области в сфере охраны окружающей среды, регулирует отношения между ними.

2. Правовое регулирование охраны окружающей среды, осуществляемое настоящим Законом, направлено на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

3. Задачей настоящего Закона является формирование правовой основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Курской области, обеспечивающей сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности ныне живущих и будущих поколений.

Глава 2 УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 6. Полномочия Курской областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям Курской областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, осуществление контроля за их исполнением;

иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Курской области.

Статья 7. Полномочия Администрации Курской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям Администрации Курской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Курской области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Курской области;

3) принятие нормативных правовых актов Курской области в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

4) определение органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

5) утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Курской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Курской области);

6) утверждение положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре);

7) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

8) право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

9) право организации и развития системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Курской области;

10) утверждение государственных программ Курской области в области охраны окружающей среды;

11) утверждение сроков поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством;

12) установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Курской области и сроков их снижения;

13) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Курской области.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды

1. К полномочиям органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся:

1) разработка нормативных правовых актов Курской области в области охраны окружающей среды;

2) разработка и реализация государственных программ Курской области в области охраны окружающей среды;

3) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Курской области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

4) участие в реализации мероприятий в сфере обеспечения экологической безопасности;

5) осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

6) управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

7) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

8) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

9) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории;

10) ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

11) принятие решения об установлении, изменении, прекращении существования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам;

12) участие в организации и развитии системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Курской области;

13) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Курской области;

14) подготовка ежегодного доклада о состоянии и охране окружающей среды Курской области;

15) ведение Красной книги Курской области;

16) государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

17) выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде;

18) организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

Герб Курска представлял собой голубое поле с синей диагональной полосой, на которой три летящие одна за другой куропатки. Такой герб у города с 1780 года . Прошло более двух столетий, но герб по-прежнему отражает, что природа здесь не подверглась сильному и пагубному человеческому воздействию и в настоящее время экологические проблемы Курской области незначительны. Конечно, в сравнении с другими регионами России.

Герб Курска

Курск – административный центр Курской области, которая является субъектом РФ. Ее площадь около 29,8 тыс. кв. км. Население области составляет 1117378 человек, по данным на 2015 год.

Находясь на юго-западе Среднерусской возвышенности, она покрыта сеткой речных долин, оврагов и балок. Климат в области умеренно континентальный. Зима не холодная с температурой до -5ºС, а лето нежаркое до +20º С. Пасмурных дней в году более половины, отчего высокая влажность воздуха. Осадков выпадает в среднем около 550 мм в год. Снежный покров держится с декабря до марта.

Земли области содержат запасы бурого угля, фосфитов, мела, мергеля, опока, песка, глины и торфа.

Основные природные ресурсы и промышленность

Главные природные богатства Курской области – это черноземы, вода и железная руда.

Промышленность области представлена машиностроением, химической и нефтехимической, пищевой и легкой. Хорошо развита транспортная инфраструктура: автомобильный и железнодорожный транспорт.

Экологические проблемы, связанные с работой комбината, типичны для промышленных предприятий этого направления. Это загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и пылью, земель – отработанными моторными маслами и другими нефтепродуктами, вод – стоками.

Почвы и влияние на них

Почвы Курской области, в основном, черноземные, которые сформировались здесь, благодаря уникальным климатическим условиям и занимают почти 2/3 ее территории.

В связи с этим площади, отведенные под пашни, составляют 1628 тыс. га или 54% всех сельскохозяйственных земель. Животноводство и птицеводство также использует благодатные земли области.

Почвы Курской области

По мере постоянного использования, природная почвенная плодородность истощается. Она разрушается и загрязняется. Ядохимикаты и удобрения, используемые для увеличения урожайности зерновых и других культур, приводят к превышению концентрации отравляющих веществ и снижению темпов образования гумуса в ее верхнем слое.

Город и его проблемы

У города Курска экологические проблемы не вызывают серьезного беспокойства. Как и любой город с населением более 400 тыс. жителей, он подвержен загрязнениям воздуха промышленными и выхлопными газами, воды – стоками, а почвы производственными и бытовыми отходами населения. Основные источники таких загрязнений – это ТЭЦ-1 и автотранспорт, на долю которого приходится более 70% выбросов вредных веществ.

 ТЭЦ-1


Главная проблема Курска связана с городской водопроводной сетью. Курск потребляет воду из подземных источников. Качество воды и ее пригодность к употреблению в пищу особых нареканий не вызывает. За исключением лишь того, что очистка воды производится с помощью хлора, а это отрицательно сказывается на ее органолептических свойствах и отрицательно влияет на здоровье людей. Корень проблемы в старых трубах водопроводных сетей, 41% их не соответствует санитарным и гигиеническим требованиям. Оборудование водоканалов изношено.

Но Курск не входит в перечень городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

Выводы

Таким образом, экологические проблемы Курской области связаны с восстановлением плодородия почв и с системой подачи воды населению.

Читайте также: