Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды доклад

Обновлено: 04.07.2024

Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.

Повсеместное загрязнение окружающей среды разнообразными веществами, подчас совершенно чуждыми для нормального существования организма людей, представляет серьезную опасность для нашего здоровья и благополучия будущих поколений. Поэтому экологические проблемы нуждаются в незамедлительном решении. Необходимо ограничить пагубное влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду, свести к минимуму выбросы вредных веществ в атмосферу.

2 ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Под загрязнением атмосферного воздуха подразумевают увеличение концентраций физических, химических, биологических компонентов сверх уровня, который выводит природные системы из состояния равновесия. Наиболее высокие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, которые превышают предельно допустимые концентрации в 2-5 раз и именно на этих территориях аккумулируется ихняя основная масса на почве и поверхности водоемов.

Разные негативные перемены атмосферы Земли связаны главным образом с изменениями концентраций второстепенных компонентов атмосферного воздуха. Существует два главных источника загрязнения атмосферы: природное и антропогенное.

Природные источники – это вулканы, пылевые бури, лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Наиболее значительными из выше указанных загрязнителей являются лесные пожары, особенно в наше время, когда из-за высокой температуры они приобретают угрожающие масштабы, особенно летом.

К основным антропогенным источникам загрязнения относят предприятия топливно-енергетического комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее значительные из них:

1. Тепловые электростанции загрязняют атмосферу выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.

2. Комбинаты черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др..

3. цветная металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др..

4. Машиностроение и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород , сернистый ангидрид , окись углерода , аммиак , углеводород и бензаперен .

5. Предприятия органической химии . Выбросы большого количества органических веществ которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты ,соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.

6. Предприятия неорганической химии. Выбросы в атмосферу от этих предприятий содержат окиси серы и азота , соединения фосфора, свободный хлор, сероводород.

7.Автотранспорт . Географические закономерности распространения загрязнителей ,которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта ,но и большим количеством перекрестков ,где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями . Количество транспорта во всем мире составляет 630 млн единиц .

Загрязнение окружающей среды автотранспортом – одно из наиболее небезопасных для здоровья человека, потому что выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленые углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

В связи с огромным количеством автотранспорта он оказывает огромное влияние на состояние атмосферы и здоровье людей. Считается, что из-за выхлопных газов ежегодно умирают тысячи людей, а ущерб, который они наносят окружающей среде оценивают в миллиарды долларов. Выбросы выхлопных газов влияют на развитие многих болезней.

Промышленные выбросы оказывают негативное влияние на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

В наше время ученые активно работают над созданием технологий по утилизации выбросов, экологически чистого производства, топлива. Созданы технологии по утилизации выбросов . для очищения выбросов необходимо сооружать очистительные сооружения. Если бы все химические предприятия собирали выбросы производства, они бы получили десятки тысяч тонн таких ценных веществ, как азотная и серная кислота, сернистый ангидрид, фтор и др..

К сожалению созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ характеризуются по четырем признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, пыль, оксид углерода- самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Содержание СО в естественных условиях от 0,01 до 0,2 мг.м 3 .но в крупных городах содержание его колеблется в пределах1-210 мг\м 3 . наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Его удельный вес составляет более 50% от общего объема выбросов.

Диоксид серы - бесцветный газ с острым запахом. До 70% его выбросов образуются в результате сжигания выбросов, мазута - около 15%.

Выбросы, содержащие примеси в виде частиц дыма, тумана или пара называются аэрозолями. Общее число разновидностей загрязняющих атмосферу аэрозолей исчисляется сотнями. Аэрозоли оказывают губительное влияние на озоновый слой атмосферы.

3 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Для количественной оценки содержания примеси в атмосфере используется понятие концентрации – количества вещества, содержащегося в единице объема воздуха, приведенного к нормальным условиям.

Количество атмосферного воздуха – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) – максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р ) и среднесуточная (ПДКс.с ).

ПДКм.р – основная характеристики опасности вредного вещества. Установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс.с – установлен для предупреждения общетоксического, концерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений. Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл ).

Если вещества оказывают вредное влияние на окружающую среду в меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) – временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны . установленные в других странах ПДК могут отличаться. Например, в США установлена ПДК для SO2 - 0,75 мг\м 3 , а в Украине – 0,5 мг\м 3 .установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку

установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В литературе сформулировано альтернатив­ное определение нормативов предельно допусти­мого воздействия на окружающую природную среду - показатели предельно допустимых норм воздействия хозяйственной, рекреационной и иной деятельности на состояние окружающей природ­ной среды, обеспечивающие охрану окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность общества и здоровье человека.

- норма­тивы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отхо­дов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, виб­рации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компо­нентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйс­твенной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и зако­нодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

- во-первых, на объемы пре­дельного использования (изъятия) природных ресурсов,

- во-вторых, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,

- в-третьих, на раз­мещение объектов производства.




Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В литературе сформулировано альтернатив­ное определение нормативов предельно допусти­мого воздействия на окружающую природную среду - показатели предельно допустимых норм воздействия хозяйственной, рекреационной и иной деятельности на состояние окружающей природ­ной среды, обеспечивающие охрану окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность общества и здоровье человека.

- норма­тивы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отхо­дов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, виб­рации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компо­нентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйс­твенной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и зако­нодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

- во-первых, на объемы пре­дельного использования (изъятия) природных ресурсов,

- во-вторых, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,

- в-третьих, на раз­мещение объектов производства.

В целях сохранения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государством разработана система экологического нормирования, которая включает нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также технические и технологические нормативы.

В основе системы экологического нормирования лежат нормативы качества таких компонентов окружающей среды, как атмосферный воздух, воды поверхностных и подземных водных объектов, почвы (земли).

Сегодня к нормативам качества относятся:

В первую очередь нормативы устанавливались в отношении благополучия населения, затем — в отношении гидробионтов, лесных экосистем, однако по отдельным видам (классам, группам) сухопутных животных (за исключением грызунов) нормативы качества не утверждены.

С 2015 по 2017 гг. были разработаны информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ), которые фактически запустили внедрение нового вида нормирования на основе удельных показателей — технологического — в разрезе различных отраслей.

В 2018 г. Минприроды России приступило к разработке технологических показателей НДТ, хотя фактически они уже были включены во многие справочники НДТ, правда, с показателями, которые почти не отличались от стандартных санитарно-гигиенических ПДК.

Например, в число показателей для технологий добычи и обогащения руд цветных металлов вошли всего два вещества (по воздуху), хотя цветная металлургия отличается пестротой химического состава руды, вскрышных пород и хвостов.
Если в других справочниках НДТ технологические показатели отражают удельные выбросы и сбросы, то в справочнике для цветной металлургии в качестве технологических показателей приведены обычные концентрации веществ, за исключением пыли (для нее приведен удельный выброс за единицу времени), при этом пороги значений ПДК для воды менее жесткие, чем рыбохозяйственные ПДК.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 утверждено Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды (далее — Положение). В настоящей статье рассмотрим основные его нововведения.

Результаты лабораторных исследований или фоновые показатели?

Первым новшеством Положения можно отметить возможность нормирования не только по ПДК (ПДУ), полученным в результате лабораторных исследований, но и по фоновым показателям конкретных территорий и акваторий. В чем преимущество?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 февраля 2019 года N 149

О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации

2. Установить, что нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели наилучших доступных технологий, за исключением технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28_1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", не позднее 6 месяцев после их опубликования или актуализации.

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной штатной численности указанных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций на соответствующий финансовый год.

УТВЕРЖДЕНО

от 13 февраля 2019 года N 149

Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды (далее - нормативы качества).

2. Нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

3. При установлении нормативов качества используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и (или) тестирования, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются для отдельных компонентов природной среды:

а) атмосферного воздуха;

б) вод поверхностных водных объектов;

в) вод подземных водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подземных водных объектов, пригодность которых для указанных целей определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, а также подземных водных объектов, определенных в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

5. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на предельно допустимом уровне значений, полученных на основании результатов лабораторных испытаний, или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории.

6. Значения (интервал допустимого отклонения от значений) показателей природного фона территорий и акваторий определяются на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по химическим и физическим показателям на соответствующем эталонном участке, а также информации и сведений, содержащихся в едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, государственном водном реестре, государственном фонде недр, государственном лесном реестре, Едином государственном реестре недвижимости, фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Под эталонным участком понимаются выбранные в пределах оцениваемой территории или акватории земельный участок, водный объект или его часть, характеризующиеся отсутствием признаков деградации естественной экологической системы (изменение видовой или трофической структуры экосистем, их естественной продуктивности, морфологических или обменных свойств почв, исчезновение видов животных и растений, нарушение биологических циклов животных и растений).

При наличии особо охраняемой природной территории, имеющей аналогичные с оцениваемой территорией (водным объектом или его частью) природные условия, эталонный участок выбирается в пределах такой особо охраняемой природной территории.

Критерии выбора эталонного участка, методы и способы определения значений нормативов качества устанавливаются соответствующими методиками и методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются в отношении радионуклидов, содержащихся в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе и включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

8. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются на уровне значений предельных концентраций радионуклидов, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

9. Определение предельных концентраций радионуклидов в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов устанавливаются для речного бассейна или его части, водного объекта или его части, учтенных в государственном водном реестре, для участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации с учетом условий целевого использования водных объектов, а также их природных особенностей.

12. Для вод поверхностных водных объектов или их частей, используемых для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются гигиенические нормативы, утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

13. Для водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и устанавливаются нормативы качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения.

14. Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.

15. В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

16. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

18. Для вод подземных водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подземных водных объектов, пригодность которых для указанных целей определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, а также подземных водных объектов, определенных в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, разрабатываются и устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека гигиенические нормативы в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

19. Нормативы качества почв (земель) разрабатываются и устанавливаются с учетом природных особенностей территорий и категорий земель, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

20. Для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

21. Для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель).

22. Экологические нормативы качества почв (земель) устанавливаются для выделяемых однородных в почвенно-экологическом отношении территорий и определяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации.

23. Нормативы качества, устанавливаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, материалы их обоснования подлежат рассмотрению комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

24. Положение о комиссии и ее состав, а также состав материалов обоснования нормативов качества утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

25. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании заключения комиссии:

а) принимает решение о возможности установления нормативов качества;

б) издает акт об установлении норматива качества;

в) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, обеспечившим в инициативном порядке разработку проекта норматива качества, уведомление о результатах рассмотрения материалов (в случае обращения с инициативой о разработке норматива качества).

26. Основаниями для пересмотра нормативов качества являются появление новых данных о последствиях воздействий химических веществ, физических факторов, биологических организмов, в том числе микробиологических, на здоровье человека, растительность, животных и на иные организмы, на свойства веществ, являющихся характерными составляющими компонента природной среды и влияющих на его состояние.

27. Пересмотр нормативов качества осуществляется в порядке, установленном для их разработки и установления.

28. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации нормативы качества в пределах территории субъекта Российской Федерации, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне, с учетом экологической обстановки в регионе.

29. Установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению на электронном носителе в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях их систематизации.

Читайте также: