Доклад о состоянии и использовании земель в тульской области в 2019 году

Обновлено: 18.05.2024

Содержание работы

ПРЕДИСЛОВИЕ.………………………………………………………………… 6
1 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ………………………. 7
1.1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО КАТЕГОРИЯМ ЗЕМЕЛЬ 9
1.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения…………………………. 11
1.1.2 Земли населенных пунктов…………………………………………………. 14
1.1.3 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения………….
16
1.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов…………………. 18
1.1.5 Земли лесного фонда…………………………………………………………………. 20
1.1.6 Земли водного фонда…………………………………………………………………. 21
1.1.7 Земли запаса…………………………………………………………………… 22
1.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО УГОДЬЯМ ………………. 23
1.2.1 Сельскохозяйственные угодья………………………………………. 23
1.2.2 Земли под водой, включая болота…………………………………………………… 27
1.2.3 Земли застройки………………………………………………………………………. 27
1.2.4 Земли под дорогами…………………………………………………. 27
1.2.5 Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд…………….. 27
1.2.6 Прочие земли …………………………………………………………………………. 27
1.2.7 Оленьи пастбища……………………………………………………………………. 27
1.3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ…………………………..….

28
1.3.1 Распределение земель сельскохозяйственного назначения…….………………….. 32
1.3.2 Распределение земель населенных пунктов…………….…………………………. 33
1.3.3 Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения……………………………………………………………..

34
1.3.4 Распределение земель иных категорий .…………………………………………….. 34
1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ……………………….
35
1.4.1 Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах).
35
1.4.2 Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах)………………………………………………………
37
1.5 СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНАМ В ХОДЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ………………….
37
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ….
41
3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………….
46
3.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ……………………. 46
3.1.1 Кадастровое деление территории кадастрового округа……………………………. 46
3.1.2 Организация ведения государственного кадастра недвижимости ………………. 47
3.1.3 Проведение работ по верификации и нормализации баз данных ГРЗ КР в кадастровом округе……………………………………………………………………
56
3.1.4 Создание и обновление картографической основы для целей кадастра, государственного мониторинга земель и землеустройства……………………….
58
3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО .
58
3.2.1 Государственный мониторинг земель ……………………………………………… 58
3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель…………………… 59
3.2.1.2 Анализ качественного состояния земель …………………………………………… 59
3.2.2 Землеустройство……………………………………………………………………… 60
3.2.2.1 Выполнение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности и по поручению органов государственной власти…………………
60
3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства…………………………………………………………
61
3.2.2.3 Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства…………………….
62
3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ………. 63
3.3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля…………… 63
3.3.2 Анализ сведений, полученных при осуществлении государственного земельного контроля………………………….
64
3.3.3 Взаимодействие с органами власти………. 68
3.3.4 Государственный земельный контроль как мера эффективного управления земельными ресурсами …………………………………. 70
3.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………….……….
71
3.4.1 Организация проведения государственной кадастровой оценки земель…………. 71
3.4.2 Результаты государственной кадастровой оценки земель………………. 74
3.4.2.1 Земли сельскохозяйственного назначения …………………………………………. 75
3.4.2.2 Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений ………………….. 76
3.4.2.3 Земли населенных пунктов ………………………………………………………….. 77
3.4.2.4 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения …………
80
3.4.2.5 Земли особо охраняемых те

Содержимое работы - 1 файл

basova.doc

В общую площадь категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными) и земельными участками сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется в составе земель сельскохозяйственного назначения. В фонд включаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, свободные от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Следует обратить внимание на факт не надлежащего исполнения уполномоченными органами власти обязанностей по регулированию земельных отноше ний, проявляющееся в том, что в отношении рассматриваемых земель не принимаются решения (постановления) о переводе земель (или земельных участков) из категории земель запаса.

На отчетную дату в области сформирован фонд перераспределения земель на территории 20 районов области на площади 66,8 тыс. га, при этом, по данным отчетности, фонд перераспределения земель отсутствует в трех районах области – Белёвском, Каменском и Плавском.

За отчетный период общая площадь земель фонда перераспределения увелич илась на 8,2 тыс. га и составила 66,8 тыс. га, при этом площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 0,4 тыс. га (таблица 2).

Площадь земельного фонда перераспределения увеличилась в Арсеньевском, Венёвском, Ефремовском, Киреевском, Новомосковском, Одоевском, Узловском и Ясногорском районах в соответствии с Постановлениями Глав муниципальных образований, в основном, за счет земель сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйств. Срок аренды которых истек, а также земель, ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании, от которых добровольно отказались юридические лица.

По постановлениям Глав муниципальных образований из земель фонда перераспределения предоставлены земельные участки в аренду сельскохозяйственным предприятиям в Алексинском, Венёвском, Воловском, Кимовском, Куркинском и Одоевском районах.

В статье рассмотрено целевое назначение земель и земельных участков Тульской области. Особое внимание уделено данным из регионального доклада о состоянии и использовании, на основе которых представлена статистическая информация. Рассмотрено состояние земель Тульской области в категории особого назначения. Приведены статистические данные распределения земель по угодьям.

Земельный кодекс РФ устанавливает правила разделения земель и земельных участков на определенные категории, исходя из целевого назначения [5]. Порядок разделения земель регулируется также региональными законодательными актами и законами, принятыми в данном регионе. Целевое назначение земель определяет правовой статус земли либо участка, что имеет актуальное значение во время проведения разрешений или запретов в отношении строительных работ [1].

Согласно докладу о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения за 2013 год [3] земли РФ делятся на семь категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности и иного спец. назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Правовая система земельных отношений в Тульской области базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Уставе (Основном Законе) Тульской области и иных Законов Тульской области [4].

На основе Доклада о состоянии и использовании земель в Тульской области была составлена таблица, в которой представлено распределение земель Тульской области по категориям в разрезе районов по состоянию на 1 января 2020 года.


Рис. 1. Распределение земель Тульской области по категориям в разрезе районов по состоянию на 1 января 2020 года

В категорию земель специального назначения включены земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Общая площадь земель категории промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, 0,3 тыс. га и составила 66,3 тыс. га. Увеличение произошло на 0,3 тыс. га в результате перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда практически в Алексинском, Дубенском, Ефремовском, Ленинском, Новомосковском, Плавском, Сувовровском, Узловском и Ясногорском районах. В то же время, отмечено незначительное уменьшение площади земель промышленности на 0,1 тыс. га в связи с включением таких земель в границы населенных пунктов в Веневском, Заокском, Кимовском и Щекинском районах [6].

Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач подразделяются на семь групп.

К землям промышленности отнесены земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых. Общая площадь земель промышленности составила 19,4 тыс. га, произошло увеличение на 0,2 тыс. га по сравнению с прошлым годом в Алексинском, Воловском, Дубенском, Ефремовском, Киреевском, Ленинском, Плавском, Узловском и Ясногорском районах.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций и других электростанций, воздушных линий электропередач, подстанций, распределительных пунктов и других сооружений и объектов энергетики. Площадь земель энергетики в отчетном году не изменилась и составила 1,1 тыс. га.

К землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, водного транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта. Площадь земель транспорта в течение 2019 года не изменилась и составила 28,7 тыс. га.

Земли связи, радиовещания, информатики занимали в области по состоянию на 01.01.2021 составляют 0,1 тыс. га, указанная площадь земель в отчетном году изменений не претерпела.

Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 5 тыс. га. Сюда относятся участки под объектами соцкультбыта, расположенными за чертой населенных пунктов, такими как свалки, кладбища, монастыри и пр. Таким образом, к землям специального назначения относятся предоставленные для различных целей земельные участки, не учтенные в других категориях.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами [7].

В структуре угодий, отнесенных к категории земель промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, преобладают земли под дорогами, улицами, площадями – 15,6 тыс. га (23,5%), сельскохозяйственные угодья занимают площадь 17,4 тыс. га (26,2%) и преобладают на землях промышленности (7,9 тыс. га), землях транспорта (7,4 тыс. га), из них сельскохозяйственные угодья, расположенные в полосе отвода железных дорог, занимают 4,6 тыс. га., в полосе отвода автомобильных дорог 2,8 тыс. га. Эти земли предоставляются в виде земель для огородничества, сенокошения и выпаса скота [6].


Рис. 2. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по угодьям

Передаче земель в собственность в данной категории подлежат земельные участки под приватизированными несельскохозяйственными предприятиями. В собственности граждан в данной категории земель (1,2 тыс. га) находятся земельные участки, выкупленные физическими лицами для коммерческих и других несельскохозяйственных целей [6].

В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям и объектам относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

В состав земель этой категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, ботаническими садами, лечебно- оздоровительными местностями и курортами.

Кроме природных территорий в данную категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этих земель установлен режим особой охраны. В целях обеспечения их сохранности они изымаются из хозяйственного использования полностью или частично. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.

Общая площадь земель данной категории на 1 января 2010 года составила 5,4 тыс. га., из них площадь земель особо охраняемых природных территорий – 1,5 тыс. га (27,8%), в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов занимают 0,2 тыс. га., площадь земель рекреационного назначения – 1,0 тыс. га (18,5%), земли историко-культурного назначения – 2,9 тыс. га (53,7%).

Основную площадь земель указанной категории занимают заповедники, музеи государственного и областного значения. В области к таким объектам относятся:


Рис. 3. Распределение земель особо охраняемых территорий и объектов по угодьям

В соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации, а также Земельным кодексом Российской Федерации, к данной категории относят лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т. п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (дороги, просеки и др.). Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских населенных пунктов, а также земли лесного фонда не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Основную долю земель лесного фонда Тульской области составляют лесные земли – 268,9 тыс. га (95,7%), из них 266,4 тыс. га приходится на земли, покрытые лесом, и 2,5 тыс. га на земли, не покрытые лесом.

Площадь нелесных земель составила 12 тыс. га, из которых большая часть приходилась на сельскохозяйственные угодья (4,1 тыс. га), представленные мелкими вкрапленными среди леса контурами, используемыми для посадки огородов, сенокошения и выпаса скота.

Все леса области отнесены к I группе, имеют защитное значение, следовательно, промышленных рубок не проводится, ведутся лишь рубки ухода.


Рис. 4. Распределение земель лесного фонда по угодьям

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, землями водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

По состоянию на 1 января 2020 года площадь категории земель водного фонда составила 1,8 тыс. га (0,1%). В учете земель земли водного фонда – это водопокрытые земли, занятые поверхностными водными объектами. Эта территория не закреплена за землепользователями, землевладельцами и собственниками, и структурных изменений в последние годы не претерпела.

В сложившемся учете земель земли водного фонда - это, прежде всего, водопокрытые земли, занятые поверхностными водными объектами, и расположенные за границами населенных пунктов, а также ранее учтенные в составе категории земли водоохранных зон водных объектов, земли полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений, других водохозяйственных сооружений и объектов.

Наиболее значительная доля земель под водой приходится на земли сельскохозяйственного назначения (12,2 тыс. га).

В отчетном году работы по переводу земель под поверхностными водными объектами из других категорий в водный фонд, в целях приведения структуры земель водного фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства, в области не проводились.


Рис. 5. Земли под водой в различных категориях земель

Следует также сказать о том, что в Тульской области остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Основная причина вызвана местонахождением объектов промышленности, которые оказывают вредное воздействие на экологию региона. По данным на 2015 год количество предприятий достигало около 200 различных объектов. Из-за общей экологической ситуации воды Заволжского горизонта имеют повышенную жёсткость и высокую минерализацию. Вода, подаваемая Масловско-Песочинским водозабором, отличается превышением норм жёсткости. Несмотря на довольно высокий уровень вредных выбросов, наблюдается некая динамика снижения их объёмов.

В 2017 году в рамках Года экологии в области прошли мероприятия федерального, регионального и местного уровня. На них было выделено 982,05 млн рублей. Из них средства, полученные из внебюджетных источников – 722,5 млн рублей, бюджета Тульской области – 123,86 млн рублей, федерального бюджета – 68,7 млн рублей, бюджета муниципальных образований – 67 млн рублей [8].

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц - 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% - до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% - до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

Занимательная статистика по земельным участкам, их состоянию, назначению и кому они принадлежат

Меньше земельных участков стало у россиян в 2019 году, при этом увеличилась доля земель у юридических лиц и органов власти. Росреестр подготовил госдоклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 г .

Цифры и аналитические размышления о земельном фонде 2019

Всего, по данным Росреестра, к началу нынешнего года площадь земельного фонда в стране составляла 1 712 519,1 тысячи гектаров (без учета внутренних морских вод и территориального моря). В течение года на 78,3 тысячи гектаров увеличилось число земель в государственной и муниципальной собственности и на 896,7 тысячи гектаров - в собственности юридических лиц. Это произошло в связи с выкупом компаниями земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. При этом 92,2% всех земель (1 579 514,5 тысячи га) находятся в собственности органов власти.

Доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, уменьшилась на 975 тысяч гектаров - до 111 145,4 тысячи гектаров (6,5%). Существеннее всего - в Челябинской области (на 110,9 тысячи га), Ставропольском крае (на 64,7 тысячи га), Саратовской области (на 57,5 тысячи га), Алтайском крае (на 55,4 тысячи га). Причина этого, отмечают в Росреестре, - передача долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельхозпредприятий и выкуп у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения.

Кроме того, произошло перераспределение земель между категориями. Так, земли лесного фонда увеличились на 0,08% - до 1 126 643 тысяч гектаров, а земли сельхозназначения уменьшились на 0,22% - до 381 673 тысяч гектаров. Земли сельхозпредприятий передавались в ведение лесхозов. Чаще всего - в Тюменской области (672,1 тысячи га), Пермском крае (59,8 тысячи га), Томской (37,3 тысячи га) и Кировской (33,4 тысячи га) областях. Причина этого в том, что многие сельскохозяйственные земли заросли лесом и стали непригодны для использования по назначению, считает завкафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии Александр Сизов.

Увеличились и земли категории промышленности и иного специального назначения - на 103,2 тысячи гектаров, до 17 614,8 тысячи гектаров. Наибольший рост в этой категории - в Чукотском (на 38,5 тыс. га), Ямало-Ненецком (на 16,1 тыс. га) АО и в Амурской области (на 15,7 тысячи га). Это произошло за счет сельскохозяйственных (около 60 тысяч га) и лесных земель (около 40 тысяч га).

Площадь земель населенных пунктов увеличилась на 0,24% - до 20 551,7 тысячи гектаров. Это объясняется проведенной работой по упорядочению границ населенных пунктов. При этом в Краснодарском, Приморском краях, Иркутской, Тульской областях и некоторых других регионах населенные пункты "подросли", а в Кемеровской, Оренбургской и Свердловской областях, напротив, уменьшились.

А что же в 2020 и какова перспектива использования земли

В нынешнем году Росреестр также проанализировал эффективность использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство. В результате было найдено 5560 участков и территорий площадью 107,18 тысячи гектаров, на которых можно построить жилье. Это вдвое превышает целевой показатель нацпроекта "Жилье и городская среда". Увидеть эти участки инвесторы смогут на Публичной кадастровой карте.

Росреестр предполагает также создать на базе новой цифровой платформы ряд новых клиентских сервисов. В частности, сервис "Земля просто", по сути, аналог "Дальневосточного гектара": клиент через удаленный доступ сможет выбрать участок и поставить объект на кадастровый учет практически в режиме онлайн.

Росреестр подготовил доклад о состоянии и использовании земель в России

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2020 году. Документ содержит сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2021 года составила 1 712,6 млн га без учёта внутренних морских вод и территориального моря. Из них порядка 66% занимают земли лесного фонда, 22% - земли сельскохозяйственного назначения, 5% - земли запаса. Остальная площадь распределена между землями водного фонда, особо охраняемыми природными территориями, землями населенных пунктов и землями промышленности и иного специального назначения.

В течение 2020 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности, а также собственности юридических лиц. Общая площадь земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2021 года составила 1 579,6 млн га (92% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц – 23 млн га (1,4%). В том числе это связано с наблюдавшейся сменой собственников долей из земель сельскохозяйственного назначения в пользу юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В ряде субъектов РФ значительно увеличилась доля частной собственности. Это Забайкальский край (на 65,8 тыс. га), Ульяновская область (на 10,7 тыс. га) и Республика Саха (Якутия) (на 5,2 тыс. га).

Изменения, в первую очередь, обусловлены выкупом со стороны юридических лиц земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды, а также выкупом долей на сельскохозяйственные земельные участки у граждан. Кроме того, граждане передавали доли в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в уставный капитал сельхозпредприятий. Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц.

Увеличена площадь населенных пунктов и земель лесного фонда

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую, причём в большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Площадь земель лесного фонда в 2020 году увеличилась на 943 тыс. га и составила 1 127,6 млн га. Это произошло за счет перевода в категорию земель лесного фонда сельскохозяйственных земель, а также земель населенных пунктов – 6,0 тыс. га.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на
900 тыс. га и составила 380,8 млн га. Это связано с проведением в субъектах РФ работ по переводу в лесной фонд лесопокрытых земель, ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций. Наибольшие площади земель переведены в Калужской (184,3 тыс. га), Кировской (33,4 тыс. га) областях, Пермском крае (179,2 тыс. га), Тюменской области (174,8 тыс. га).

Площадь земель населенных пунктов по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 25,5 тыс. га и составила 20,6 млн га. Положительная динамика обусловлена результатами работ по упорядочению, установлению и утверждению границ городских и сельских населенных пунктов, которую Росреестр проводит совместно с регионами.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Тульской области (на 4,3 тыс. га), Ставропольском крае (на 3,7 тыс. га), Республике Башкортостан (на 2,3 тыс. га), Краснодарском крае и Республике Алтай (на 2,2 тыс. га). В то же время отмечено уменьшение таких земель - в Красноярском крае (на 3,6 тыс. га), Оренбургской области (на 1,7 тыс. га), Свердловской области (на 1,4 тыс. га).

Площадь городских населенных пунктов на 1 января 2021 года составила 8,4 млн га, а сельских населенных пунктов – 12,2 млн га. К городским населенным пунктам отнесены города и поселки, а к сельским – села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты.

Согласно докладу, за 2020 год также увеличилась площадь земель особо охраняемых природных территорий (на 54 тыс. га) и составила 49,7 млн га. В основном они сосредоточены в Республике Саха (Якутия) (13,0 млн га), Красноярском крае (9,6 млн га), республиках Коми (2,6 млн га) и Бурятия (2,1 млн га) и т.д. Площадь особо ценных земель во всех категориях земель РФ составила 6,6 млн га.

В основе стратегии - цифровая экосистема в сфере земли и недвижимости

Произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

Читайте также: