Игровая концепция спорта доклад

Обновлено: 18.05.2024

Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа г. Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В различных частях Англии были созданы школьные спортклубы в духе Регби.

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали следующие существенные причины:

1. гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения;

2. гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя и объединить все многообразие физических упражнений (велосипед, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т.д.);

3. существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения (первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры и т.д.).

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.

Таким образом, в развитии физического воспитания в мире в XIX в. выделились два направления – гимнастическое и спортивно-игровое.

К середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, существенно повлиявшими на физическое воспитание были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX-начале XX вв.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло по пути рационального сближения гимнастического и спортивно-игрового направлений, наметился поиск интегративных форм движений.

Демени жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Он разработал систему требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных, неестественных положений;

2. скорость движений отдельных звеньев должна быть обратно пропорциональна их массе;

3. движения должны быть естественными и размашистыми (как в китайской оздоровительной гимнастике), а не отрывистыми и угловатыми;

4. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой;

5. мышцы-антагонисты (которые не участвуют в выполнении движений) должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Движения в спорте Демени подразделял на 7 видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. Гимнастика предназначалась для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

В основу классификации физических упражнений был положен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы и т.д. Были подробно разработаны структура и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта, использовались различные спортивные снаряды.

С конца XIX - начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. гимнастика сама становится видом спорта. В этот период наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, где врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке ключ к улучшению военно-физических кондиций человека. Необычайные природные условия в местах, где велись колониальные войны, показали острую необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Таким образом, к началу XX в. мировое сообщество признало необходимость занятий физической культурой и спортом.

В начале 1930-х гг. ряд исследователей выявили, что не все движения из спорта могут быть включены в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируются необходимые для трудовой деятельности качества. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в развитых капиталистических странах начали образовываться еще в конце XIX в.

Предприниматели и государственные деятель пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных рабочих, чем этого не делать.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

ВложениеРазмер
doklad_igr_tehn.zip 379.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

Нет детей – есть люди,

но с иным масштабом понятий,

иными источниками опыта,

иной игрой чувств.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности.

Кроме всего этого дети обучающиеся в школе 8 вида нуждаются в особых условиях , которые позволяют осуществлять коррекцию недостатка двигательной сферы.

При проведении уроков физической культуры должны соблюдаться следующие условия, соответствующие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы:

  1. Учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые отличии обучающихся;
  2. Следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых детей;
  3. Добиваться осмысления и выполнения обучающихся словесной инструкции;
  4. Осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности;
  5. Стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры;
  6. Осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач.

Реализация коррекционных задач:

  1. Сочетание коррекции двигательных нарушений;
  2. Формирования двигательной сферы;
  3. Развитие средствами физической культуры высших психических процессов.

Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Поэтому я использую в преподавании игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье обучающихся. Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:

  1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. ( Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
  2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)
  3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив сильнейший механизм.
  4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
  5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)
  6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
  7. Использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм.
  8. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности восстанавливает физические и духовные силы. Дух соревнования - непременный спутник игры. Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность. Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности.

Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и подвижным играм. Обучающиеся посещают секции спортивных игр, легкой атлетики, совершенствуют навыки баскетбола, настольного тенниса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленный материал предназначен для аудитории работающей с детьми с нарушенным интелектом развития ( умственная отсталость) в школах VIII вида.основная цель: показать нравственно - эстетические аспекты игровых видов спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.

Игровые виды спорта, как средство гармонически развитой личности с целью дальнейшей социализации и адаптации ребенка в обществе.

Все выше сказанное только подтверждает, что игра, таким образом, дает детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, — вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, на сколько важны эти качества—организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. — для детей которые заканчивают наши школы, вступая в самостоятельную жизнь./адаптации/

Широко представлены в наших школах такие спортивные игры как: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис, бочи и др.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий школьников, благодаря разностороннему воздействию на организм человека. Как средство физического воспитания(эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия),т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков. По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

Коллективность действий, характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр — сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

подготовленных игроков. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Второй не маловажной проблемой на спортивных соревнованиях, остается острое реагирование занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики. Доступность для детей различного возраста и подготовленности.

Спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр — в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс.

И в заключении можно сделать вывод: Занятия спортивными играми — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера.

С помощью спортивных игр воспитывается у детей:

* умение подчинять личные интересы интересам коллектива, * взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников,

*сознательная дисциплина, активность как члена команды, а в будущем как члена общества, чувство ответственности за команду и за близких людей , патриотизм и гордость за свой город, за свою страну.

Таким образом игровые виды спорта являются обязательным компонентом для подготовки и адаптации детей с ОВЗ в обществе.


В спортивной практике существует классификация видов спорта и основанная она на особенностях проявления физических и технических способностей спортсмена.

Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге и др.

Циклические виды спорта требуют преимущественного проявления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения 1,5 мин (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).

Сложно-координационные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).

Спортивны игры как одиночные, так и командные.

Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).

Многоборья – состоящие из упражнений, характерных для разных группа (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).

Классификация видов спорта:

Все виды спорта можно разделить по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:

1 Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

Содержимое разработки

Манахов Владимир Ильич

учитель физической культуры

В спортивной практике существует классификация видов спорта и основанная она на особенностях проявления физических и технических способностей спортсмена.

Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге и др.

Циклические виды спорта требуют преимущественного проявления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения 1,5 мин (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).

Сложно-координационные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).

Спортивны игры как одиночные, так и командные.

Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).

Многоборья – состоящие из упражнений, характерных для разных группа (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).

Классификация видов спорта:

Все виды спорта можно разделить по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:

1 Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

2 Виды спорта, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, яхта и др.).

3 Виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба на лис, биатлон, служебные многоборья).

4 Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели).

5. Виды спорта, основные на абстрактно-логическом обыгрывание соперника (шахматы, шашки, бридж и др.).

6.Многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота).



1 Игровые виды спорта.

2 Циклические виды спорта

3 Спортивные единоборства

4 Силовые виды спорта

5 Сложнокоординационные виды спорта

6 Экстремальные виды спорта

7 Технические виды спорта

8 Прикладные виды спорта

9 Прочие виды спорта

Циклические виды спорта

Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. В определении победителя решающую роль играет скорость перемещения.

На сегодняшний день, концепцию игровой культуры принято считать самой популярной и распространённой культурологической концепцией нашего мира и культурологической науки, в общем и целом.

К представителям концепции игровой культуры можно отнести таких ученых как

  • Й. Хейзинга,
  • Х. Ортага-и-Гассет,
  • Е. Финк.

Более подробно о мнении каждого из них будет изложено в рамках данной статьи.

Игровая концепция Йохана Хейзинга

Игровая концепция Йохана Хейзинга

Рис. 1 - Йохан Хёйзинга – (1872 – 1945)

Данный философ и историк, а также исследователь культуры является представителем нидерландской школы. Его главными трудами можно назвать:

Игровое начало, с точки зрения Хейзинга, есть не только свойство художественного процесса, но также рассматривается как основание всей культуры. Игра по времени превалирует над культурой в контексте исторической науки. Судите сами, главные характеристики игры были оформлены еще до возникновения человеческого социума, за ними можно проследить во время игровой деятельности животных.

Стоит сказать о том, что концепция Хейзинга не загоняет в рамки игру только лишь духовными проявлениями. Все сферы материальной культуры так же обладают своими игровыми элементами. Идеалам общественной жизни отведена одну из ключевых функций в ходе осуществления игрового начала, формирующего некую определенную духовную действительность.

Бывает так, что игре свойственно отвечать за функцию драматургического начала, когда осуществляется наивысший общественный сюжет. Социальным идеалам так же характерен игровой компонент, так как идеалы теснейшим образом связаны с полем мечтаний, фантазий, выраженных в этой самой игровой области культуры.

Также стоит выделить определенные признаки игры:

  • Игра – это свобода
  • Игра не является привычной нам, настоящей жизнью
  • Игра замкнутая и ограниченная
  • Игра обладает своим порядком

Концепция игры Х. Ортега-и-Гассета

Концепция игры Х. Ортега-и-Гассета

Рис. 2 - Х. Ортега-и-Гассет (1889 – 1955)

Состоявшиеся и знаменитые люди помещают свой жизненный отрезок в игровую сферу. Игра, таким образом, заменяет обыденную и привычную жизнь масс, ее утилитаристское настроение, пошлое бытие. Также стоит отметить, что Ортега-и-Гассет определяет различные оттенки игры: трагическую и ликующую, спортивную и праздничную.

Концепция игры О.Финка

Концепция игры О.Финка

Рис. 3 – О.Финк (1905 - 1975)

Философ из Германии – Ойген Финк рассматривает игру в как самый важный феномен всего бытия человека, вместе с такими его проявлениями как смерть, труд, господство и любовь.

Игровое начало нитью пронизывает всю жизнь человечества и создает некий особенный и оригинальный способ осознания жизненного пути. Вступая в спор и противоречие с Хейзингой, Финк считает, что игра есть самый важный способ воплотить человеческую деятельность, который не свойственен представителям фауны.

Лишь только человек обладает фантазией, которой он пользуется в ходе трансформации окружающей его среды. Фантазия и есть основание для игры, с помощью которой осуществляются духовные возможности культуры. Данным образом происходит понимание возвышенности человека над миром культуры, а значит - так рождается новая культура.

Читайте также: