Доклад о состоянии гражданского общества в российской федерации 2011

Обновлено: 05.07.2024

Проблема гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение многих лет граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. О гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить сравнительно недавно.
Заинтересованность вызвана тем, что с формированием и усовершенствованием института гражданского общества связано формирование радикально новых отношений между государством и обществом, развития нового уровня взаимоотношений между разными стратами российского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Гражданское общество: основные характеристики…………………………4
Понятие и задачи гражданского общества………………………………4
Основные признаки гражданского общества……………………………5
Структура и функции гражданского общества………………………….6
Состояние гражданского общества в России………………………………9
Основные причины и предпосылки возникновения гражданского общества…………………………………………………………………..9
Факторы, условия и проблемы становления гражданского общества в России……………………………………………………………………..10
Современное состояние гражданского общества в России…………. 12
Перспективы развития гражданского общества в России…………………13
Заключение…………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы………………………………………..15

Прикрепленные файлы: 1 файл

петров илья политология.docx

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Главным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей, основой которого является наделения их правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

  1. Факторы, условия и проблемы становления гражданского общества в России

За последние двадцать лет в нашей стране произошли коренные изменения во всех областях общественной жизни. За короткий период времени, в ходе революционных потрясений были заложены основы для развития демократической системы. Существует ряд факторов и условий становления гражданского общества в России.

Наше гражданское общество рождалось в противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни - это факт. Более того, структурированное гражданское общество - сейчас проходит процесс его оформления - уже имеется. И в дальнейшем, это должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых важных выводов, сделанных в последнее время.

Одним из основных факторов является экономический фактор. К нему относится укрепление института частной собственности, становление рыночных отношений, развитие свободной рыночной экономики. Социальный фактор становления и развития гражданского общества не менее важен, чем экономический. Человек в гражданском обществе должен чувствовать себя уверенно, должны существовать условия для развития и самореализации людей. Наличие в обществе развитой социальной структуры является важным компонентом формирования и развития данного общества.

К факторам развития гражданского общества относится и духовный фактор. К нему относятся изменения индивидуального, коллективного и общественного сознания, которые приводят к повышению интеллектуального и морально-психологического уровня развития членов общества, их общей культуры, развитию новых идей, концепций и принципов общественной самоорганизации.

Изменения в ходе революции в политической сфере привели к тому, что участие граждан в политической жизни, принятие и контроль над важнейшими общегосударственными решениями является важными в политическом факторе. Гражданское общество формируется в борьбе за демократию и достигает расцвета только в условиях демократии

Можно отметить некоторые трудности на данном пути:

- разделение российского населения на бедные и богатые;

- в основном отсутствие таких ценностей, как доверие, солидарность, согласие;

- отсутствие многочисленного среднего класса;

- низкий уровень доверия населения к политикам;

-противоречивый характер процесса российской модернизации; терроризм;

Но несмотря на все трудности, гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни.

  1. Современное состояние гражданского общества в России

Одной из важнейших составляющих развития гражданского общества является желание населения участвовать в гражданских инициативах. Уровень вовлесенности населения в деятельность некоммерческих организаций достаточно низок, а вот потенциальный уровень участия несколько превышает реальный. Однако доля тех, кто не находит общественных организаций, которых хотел бы участвовать, также достаточно высока.

Следующим состовляющим развития гражданского общества является доверие. Доверие является одним из главных критериев в конструировании групповой идентичности, в частности, в гражданских ассоциациях. Доверие позволяет людям достаточно ясно представлять последствия своих действий и ответные реакции других. Недостаток межличностного доверия лишает человека способности действовать, ведет к социальной разобщенности.

Для любого современного гражданского общества важен уровень активности гражданского общества в социально-политическом контексте. Реализация заявленного руководством России стратегического курса на системную модернизацию всех сфер жизнедеятельности страны и переход к инновационному развитию требуют консолидации усилий государства, гражданского общества и деловых кругов. Безальтернативность этого курса осознается большей частью российского общества, которой небезразлично будущее страны, но говорить о его готовности полностью включиться в модернизационные процессы преждевременно. Основная причина заключается в том, что государственная политика модернизации еще не ясна для всех слоев общества.

Однако в российском обществе определенно ощущается насущная потребность в социально-экономической сфере.

3 Перспективы развития гражданского общества в России

Актуальными задачами гражданского общества сегодня являются в первую очередь общенациональные задачи развития нашей страны. Для реализации намеченных планов надо решить ряд сложных задач : это преодоление коррупции, преодоление тенденции к сращиванию правоохранительных органов с преступными структурами и группировками; снижение уровня насилия. Необходимо обеспечить всеобщее равенство всех перед законом.

Для гражданского общества Российской Федерации остаются крайне актуальными проблемы самоорганизации, формирования и развития механизмов общественного контроля. Общественный контроль должен опираться на законодательно. Назрела необходимость разработки законодательства об общественном контроле и общественной экспертизе, которые должны стать органической частью многоуровневой системы принятия решений и нормотворческого процесса.

По мнению некоторых политических деятелей, независимо от усилий структур государства, развитие гражданского общества будет идти по следующим направлениям:

- Ближайшие несколько лет продолжится интенсивный рост некоммерческих организаций.

- Наряду с этим произойдет сжатие некоммерческой организации, возникнет конкуренция, в отдельных случаях переизбыток некоммерческих организаций

- Усилится структуризация некоммерческих организаций

В заключение, хотелось бы отметить, что Россия идет на пути перспективного развития гражданского общества, развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством, что позволяет вырабатывать стратегический курс по развитию гражданского общества.

Подводя итог, можно отметить, что гражданское общество представляет собой особую общность, которая обладает спецификой, находится в сложном взаимодействии с государством. Данное понятие включает в себя свободных и равноправных граждан, их объединения и организации, а также многообразие отношений между гражданами, Наивысшая ступень развития гражданского общества достигается в условиях рыночной экономики и демократической правовой государственности.

Важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Это отражается в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. Развитие гражданского общества в России происходит постепенно и существует ряд трудностей. Несмотря на существующее проблемы гражданское общество в России растет и усиливается.

Перспективы развития гражданского общества существуют в России, об этом свидетельствует рост числа и объема деятельности структур гражданского общества, которые формируются в России, и создаются властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает рост самовыражения личности и повышение гражданской активности россиян.

Список использованной литературы:

1 Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы

ДОКЛАД Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год.

Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л., Гриб В.В., Гусев П.Н., Гутенёв В.В., Давыдов Л.В., Дискин И.Е., Захаров В.М., Катырин С.Н., Ковальчук М.В., Костина О.Н., Кузьминов Я.И., Кучерена А.Г., Николаева Е.Л., Островский М.В., Сванидзе Н.К., Фадеев В.А.

Доклад утвержден на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации ….. декабря 2011 года.

Глава 1. Гражданское общество: институты и процессы. 7

1.1.Некоммерческий сектор 8

Мерсиянова И.В. Якобсон Л.И. Сотрудничество государства и структур гражданского общества в решении социальных проблем // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №2. – С. 5-24. 25

1.2. Роль местного самоуправления в развитии институтов гражданского общества. 27

1.3. Средства массовой информации как институт гражданского общества 42

1.4. Социальные сети и блогосфера: новые технологии в гражданской активности 48

1.5. Уровень социального взаимодействия 53

Глава 2. Общество и государство: обратная связь. 58

2.1. Общественные инициативы 58

2.2. Благотворительность, добровольчество, волонтерство 66

2.3. Гражданский контроль и общественная экспертиза 82

2.5. Противодействие коррупции 104

2.6. Представления россиян о значимых правах и свободах 106

2.7. Развитие саморегулирования 110

2.8. Общественные палаты и общественные советы:
инфраструктура общественно-государственного диалога 115

Глава 3. Модернизация: взгляд гражданского общества. 130

3.1. Социальная модернизация 130

3.2. Инновации и модернизация экономики 148

3.3. Социально-экологические аспекты модернизации 164

3.5. Образование 173

3.6. Общественные инициативы в сфере культуры 191

Юрьев А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологос. Энциклопедия практической психологии. URL: / 195

3.7. Межнациональные отношения. 201

3.8. Молодежь и общество 220

3.9. Общественная дипломатия как фактор развития гражданского общества 226

Введение

Главное, что показал митинг 10 декабря: граждане и власть научились в цивилизованной форме организовывать и проводить уличные протестные акции, без насилия и агрессии. И сейчас, именно в эти декабрьские дни, когда готовится настоящий Доклад, главным вопросом остается – научились ли достигать компромисса по существу обсуждаемых проблем, терпеливо и кропотливо распутывать конфликтные узлы, а не разрубать их. А это решается уже не на митингах. И цена этому вопросу – будущее нашей страны. Либо мы двигаемся вперед – с протестами, конфликтами, громкими отставками и назначениями, но в рамках конституционного поля. Либо – хаос неуправляемой цепной реакции распада страны.

Кардинальная активизация гражданского общества, проявившаяся в последнее время, стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В нашей стране сложились достаточно массовые слои и группы, решившие свои насущные жизненные проблемы. Для этих групп существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства, ценностей гражданской активности.

Качественные перемены в гражданском обществе в большой мере обусловливают изменения в структуре проблем, высоко значимых для гражданского общества. На первый план выходят проблемы соблюдения законов, гражданских прав. Эти качественные изменения должны быть вполне осознаны и оценены отечественными политическими структурами, органами государственной власти и управления.

Налицо насущная необходимость адекватных перемен в методах и стилистике власти, как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Важно не только принимать верные решения, но и разъяснять обществу, заинтересованным его слоям и группам мотивы принимаемых решений, условия, обусловливающие их принятие. Без этого вряд ли станет возможным восстановить поврежденные коммуникации между властью и обществом, взаимное доверие. Без них невозможно эффективное управление.

В этом плане интересен опыт Общественной палаты РФ как института функционального, неполитического представительства. Общественная палата РФ работает как экспертный орган, от имени гражданского общества и силами его наиболее активных представителей занимается экспертизой законопроектов, отслеживает ход выполнения государственных программ, сообщает на уровень федеральных органов власти об имеющихся социально-значимых проблемах, организует решение этих проблем в консультативном порядке. Эта инициатива является проявлением общемировой тенденции к передаче самому обществу части функций управления. Функциональное общественное самоуправление – это такой способ демократического участия, при котором партийно-политическая конфликтность как таковая отсутствует. Квалифицированные представители общества могут вести конкретную работу по реализации тех или иных общественных интересов, решая возникающие проблемы в экспертно-консультативном порядке, непосредственно контактируя с исполнительной властью.

Способ представительства разнообразных интересов, которому соответствует статус и характер деятельности социально-экономических советов и Общественной палаты РФ все более востребован в современном мире в силу изменения характера общества. Внепартийное представительство, не сводимое к какой-то одной или нескольким политическим идентификациям, является символом времени, поскольку современное общество переживает трансформацию. Оно приобретает форму множества автономных социумов, образующих многослойную сеть сообществ. Один и тот же человек может быть активным членом своего муниципального совета, состоять в организации по защите материнства и быть участником нескольких социальных интернет-сетей. Гражданская солидарность строится не на ощущении себя гражданами неким единым целым, а на сотрудничестве многообразных социальных групп.

Главное, что объединяет при этом людей: правовые и гражданские ценности, лежащие в основе их деятельности. Важнейшим объединяющим принципом современного общества является также взаимодействие государства и общественных организаций. В лице общественных организаций современное государство приобретает партнеров, чья заинтересованность в результатах деятельности мотивирована конкретными и при этом позитивными целями. Общественная деятельность предполагает некий заряд бескорыстия, альтруизма, настроенности на общественное служение, которых часто не хватает в иных видах публичной деятельности.

Важнейшей тенденцией 2011 года в России стал рост активности и значимости гражданского общества. Эта тенденция, очевидно, продолжится и в 2012 г., когда пройдут президентские выборы и будет сформировано новое правительство. Есть уверенность в том, что голос гражданского общества, доказавшего свою зрелость, будет еще заметнее в общественно-политической жизни страны. Объединения граждан должны получать как можно более высокий уровень правовой субъектности, вплоть до полного саморегулирования отдельных видов деятельности.

Глава 1. Гражданское общество: институты и процессы.

Гражданское общество многомерно. Сильные независимые общественные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность, препятствуют превращению населения в бесформенное массовое общество. Некоммерческие организации формируют так называемый третий сектор, который выполняет также роль посредника между государством и обществом. Они артикулируют общественные интересы и устремления, дают возможность публичного высказывания группам населения, оттесненным на социальную периферию, защищают права граждан. Гражданское общество включает также разнообразные гражданские инициативы, направленные на совместное решение общих задач в правовом поле. Активный гражданин, способный защищать свои конституционные права, является ядром гражданского общества.

Для того чтобы гражданское общество сформировалось и эффективно отстаивало свои интересы, способствуя поступательному и динамичному развитию страны, необходим ряд условий.

В первую очередь, в стране должны быть созданы благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, а граждане должны активно участвовать в их работе. Важным показателем состояния гражданской активности в стране, уровня общественной солидарности является развитие различных форм благотворительности и добровольчества.

Независимые средства массовой информации являются инструментом освещения гражданской активности, доведения разнонаправленных общественных настроений до власти и населения.

Гражданское общество традиционно наиболее активно действует на уровне местного управления. Именно на местном уровне граждане решают ближайшие задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются микро-модели гражданской самоорганизации и взаимоотношений муниципальных властей и граждан. Насколько эти отношения гармоничны и насколько активны граждане в обустройстве своего дома, подъезда, улицы и города – от этого во многом зависит авторитет и сила гражданского общества всей страны.

Современное государство должно обеспечивать существование единого правового поля на всей территории страны, равенство прав граждан независимо от социального положения. Без независимого суда существование гражданского общества оказывается под угрозой.

Система гражданского (или общественного) контроля и общественной экспертизы является ключевым рычагом влияния гражданского общества на политическую линию, она включает механизм обязательного согласования общественных интересов и широкомасштабных консультаций при принятии значимых политических решений.

1.1.Некоммерческий сектор

Развитие общественных институтов: некоторые результаты и проблемы

Нынешнее состояние третьего сектора в России, который составляют негосударственные некоммерческие организации, можно охарактеризовать следующими основными чертами:

во-первых, он мал : его трудовые ресурсы составляют 1,1% экономически активного населения, что меньше на 5-10% аналогичного показателя в странах Западной Европы, Израиля, Канады, США, Японии, однако сопоставимо со странами Восточной Европы;

во-вторых, он недостаточно влиятелен , имеет слабый административно-правовой (влияние на процесс принятия решений и контроль за их исполнением) и незначительные материальные (финансовые, имущественные) ресурсы;

в-третьих, он нереспектабелен , т.е. имеет незначительные социальный и символический капиталы – общественную поддержку и доверие граждан , оставаясь во многом без серьезной кадровой подпитки, сильных и компетентных лидеров;

в-четвертых, очень велика внутренняя дифференциация и неоднородность общественных институтов , они имеют серьезные различия по географическому признаку, тематической ориентации, экономической активности, уровню отстаивания интересов и взаимодействия с заинтересованными сторонами, что затрудняет его консолидацию и выработку общей социально-политической позиции. Существует разрыв между неформализованными инициативами и институциализированными НКО.

В 2000 г. экспертами была разработана стратегия государственной политики в области содействия гражданскими инициативам до 2010 г. 1 В ней были поставлены цели и задачи, касающиеся развития общественного сектора. С этого времени произошли значительные внешние изменения и качественные трансформации, повлиявшие на развитие общественных институтов как в лучшую, так и в худшую сторону.

Во-первых, за последнее десятилетие произошла формализация отношений сектора и государства на федеральном уровне. Был проведен ряд Гражданских форумов (2001–2008 гг., новая волна – 2011 г.), создан (в 2004 г.) Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (с 2011 г. – Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека), создана Общественная палата РФ, действующая с 2006 г.

В эти годы были приняты федеральные законы и программы, поддерживающие развитие НКО через создание возможности формирования целевых капиталов (2006 г.), содействие развитию благотворительности и добровольчества (июль 2009 г.), облегчение процедур регистрации и отчетности НКО (2010 г.), поддержку социально ориентированных НКО (апрель 2010 г.).

Государство осуществляет финансирование деятельности НКО (прямое и опосредованное): реализуются грантовые конкурсы через НКО-операторов (президентские гранты, с 2007 г.). Вместе с тем система президентских грантов за время своего существования не завоевала доверия в НКО-сообществе из-за недостатка прозрачности и ясности конкурсных процедур. Был проведен ряд ярмарок социальных и культурных проектов в округах и отдельных регионах, в частности – фондами местных сообществ (для представления проектов НКО потенциальным донорам). Готовится к реализации программа поддержки социально ориентированных НКО: в 2011 г. выделено 900 млн. рублей на ее финансирование. В ряде регионов реализована концепция муниципального гранта и/или заказа, конкурсы на консолидированный бюджет.

Были созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений:

общественные и консультативные советы при всех министерствах и ведомствах. В ряде случаях они оказываются рабочими структурами, но чаще – имитационными, довольно закрытыми и не работающими;

попечительские, наблюдательные или экспертные советы при местных органах власти, региональные общественные палаты;

процедура проведения общественных (публичных) слушаний, которая, однако, используется крайне выборочно, как тематически, так и регионально;

аналитические центры как независимые негосударственные некоммерческие организации, которые занимаются анализом и разработкой социально-экономической политики.

Произошла самоорганизация граждан по месту жительства, в частности, было принято законодательство о местном самоуправлении с четким разграничением полномочий и функций местного и территориального самоуправлений, наработана практика организации ТОСов и ТСЖ.

Однако значительное число из перечисленных выше пунктов реализовано либо формально, либо в небольшом (недостаточном) объеме. В числе причин такой ограниченной реализации стратегии развития можно выделить следующие.

Со стороны органов власти:

противоречивость, неустойчивость и непоследовательность политики в отношениях с сектором в целом;

завышенная оценка риска использования налоговых льгот и других преференций нецелевым образом;

коррупционные интересы государственных служащих, входящие в противоречие с общественными интересами;

недооценка квалификации работников сектора и переоценка риска некачественного исполнения социальных услуг НКО при передаче им части полномочий.

Со стороны граждан:

неверие и отсутствие понимания, каким образом можно повлиять на принятие решений и их реализацию: 83% российских граждан считают, что не могут повлиять на развитие в стране, 40% - что не могут повлиять на решения, принимаемые на местном уровне. 2

низкое доверие к разного рода институтам, в том числе общественным структурам, и недостаток информации о них.

Со стороны организаций и самодеятельных объединений граждан:

недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности;

сравнительно небольшой и кастомизированный опыт отстаивания собственных объединенных интересов;

разрозненность, плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности (включая собственные сети, СМИ, образование, доступные консультационные ресурсы и т.д.);

плохо налаженная система передачи опыта в среде организаций;

недостаточный уровень прозрачности, подотчетности, демократического управления, саморегулирования;

невлиятельность и нереспектабельность (отсутствие символического и репутационного капитала) большинства некоммерческих организаций, отсутствие массовой общественной поддержки деятельности этих организаций со стороны граждан.

Дефицит ресурсов (правового, финансового, социального, символического и культурного капиталов) порождает высокую зависимость общественных институтов от государства и бизнеса. Фактически на сегодняшний день общественные институты не обладают субъектностью, т.е. способностью самостоятельно формулировать свои интересы и осуществлять целеполагание, активно действовать и достигать поставленных целей.

Определенные тенденции замедляют и процесс внутреннего становления некоммерческих организаций. Далеко не все из них являются организациями, деятельность которых направлена на общественно полезные цели. Некоторые из них бюрократизируются, другие изначально создаются для осуществления иных целей, к примеру, ухода бизнеса из-под государственного контроля.

Вместе с тем в силу изменяющихся обстоятельств общественной жизни в стране общественные институты все чаще получают серьезный энергетический заряд в виде очаговой социальной активности граждан, вынужденных защищать свои экономические или политические права. В результате определенного падения в последние годы общественного доверия к государственным институтам и бизнес-субъектам часть репутационного капитала (общественные ожидания и надежды) переходит к общественным структурам. А с ним начинает возрастать и социальный капитал, выражающийся в росте общественной поддержки граждан и появлению в секторе сильных кадровых ресурсов.

Также наблюдается тенденция заимствования государством практик и подходов некоммерческих организаций к решению отдельных социальных проблем. В качестве примера можно привести создание Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, действующего по модели грантодающей некоммерческой организации и поддерживающего внедрение различных подходов к решению проблемы сиротства. Более эффективной, по сравнению с государственной, признана и работа некоммерческих организаций с людьми с ограниченными возможностями. Как результат – ведется работа по передаче данных функций в целом в руки некоммерческих организаций на основе социального заказа. В целом, в области поставок социальных услуг накопился позитивный опыт. В этой сфере государство все активнее делегирует часть своих полномочий некоммерческим организациям.

Взаимодействие государства и некоммерческих организаций обычно происходит в сфере жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения, помощи больным детям, борьбы с сиротством и бездомностью, профилактики наркомании и пьянства, организации детского досуга и образования и др. Гражданские активисты часто оказываются более грамотными в решении этих вопросов, чем чиновники.

Таким образом, текущее состояние общественных институтов весьма противоречиво: при материальной слабости – существование большого неудовлетворенного спроса на социальные услуги и готовность государства передать часть соответствующих полномочий, при пока что весьма незначительной гражданской активности – отсутствие явно негативного отношения со стороны граждан и наличие потенциала доверия, при высокой зависимости от других заинтересованных сторон – начало формирования своей собственной повестки дня.

Деклассированный Элемент

Наличие негосударственных структур (гражданских институтов), образованных гражданами по собственной инициативе как результат использования имеющихся личных свобод – второй сущностный признак гражданского общества.
Формирование густой сети гражданских союзов в развитых западных странах происходило постепенно по мере созревания общественного сознания и заняло довольно длительный исторический период. В России же этот процесс проявления общественной активности происходил в очень сжатые исторические рамки.
В западных странах деятельность общественных организаций происходит в обществе с уже сложившимися, развитыми рыночными отношениями и демократическими формами правления. В России общественные организации участвуют в формировании этих отношений. И в этом также существенная разница процесса.

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Деклассированный Элемент

Читайте также: