Доклад о состоянии гражданского общества в краснодарском крае

Обновлено: 17.05.2024

Очередное заседание Совета при губернаторе края по развитию гражданского общества и правам человека прошло в Краснодаре.

Мероприятие открыл директор департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Игорь Чагаев:

– Мы прекрасно понимаем, что ключевые решения в регионе надо принимать, сверяясь с мнением простых людей. Необходимо взаимодействие с обществом на всех уровнях власти, будь то район, город или регион. Власть сама заинтересована в гражданском контроле, особенно в таких вопросах, как голосование. Приглашаю всех к диалогу. У нас в крае создано немало площадок, где можно выступить с конструктивной критикой и услышать советы независимых экспертов. Благодаря этому в крае удается снимать с повестки дня целый ряд острых вопросов.

После своего выступления Игорь Чагаев вручил общественникам благодарственные письма администрации края за активную гражданскую позицию.

Затем слово предоставили члену Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, члену Научно-экспертного совета при ЦИК России Александру Броду:

– По итогам завершившегося всероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ оцениваю работу гражданских институтов Кубани на отлично. Особенно хочу отметить активное участие наблюдателей. Именно благодаря им важное в истории нашей страны событие удалось провести на достойном уровне. Единственное замечание – не на всех участках были тексты с поправками к Конституции РФ. Но я не считаю этот минус серьезным. Граждане были хорошо информированы благодаря грамотно проведенной разъяснительной кампании. Нет никаких весомых оснований ставить под сомнение прошедшее голосование. Теперь наша задача – сделать все возможное, чтобы эти поправки не стали мертворожденными. От нас зависит, какие вопросы мы будем ставить перед властью и как будем понуждать ее к выполнению своих обещаний.

Председатель Совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Зайцев проинформировал коллег о том, какие новшества могут быть введены перед единым днем голосования 13 сентября, когда на Кубани пройдут выборы губернатора:

– Возможно, единый день голосования будет предваряться двумя дополнительными днями. Сейчас законодатели в Госдуме России прорабатывают этот вопрос. Такие новшества вводятся из-за непростой ситуации с коронавирусом, чтобы избежать очередей на избирательных участках.

– Наш общественный мониторинг будет продолжен, – добавил Александр Брод. – Задачи остаются прежними – проанализировать ситуацию и настроиться на то, что, возможно, наблюдателям в единый день голосования придется работать несколько дней подряд в связи с готовящимися изменениями. Я и мои коллеги из Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека будем приезжать в регион, помогать рассматривать жалобы, вносить посильный вклад в формирование электоральной культуры.

Основные тезисы

1. Развитие некоммерческого сектора в регионе

Сфера занятости общественников в основном: профсоюзные организации (925), религиозные (800), казачьи общества (800), по развитию физкультуры и спорта (622), благотворительные (278), защита прав пенсионеров и ветеранов – (210), по работе с молодежью (106).

В 2017 году стали более активными общественники, которые работают с социально незащищенными слоями населения – многодетными семьями, инвалидами и ветеранами. Это произошло во многом благодаря субсидиям, выделенным регионом и Российской Федерацией (президентские гранты).

По данным Минюста в прошлом году на территории Кубани осуществляли свою деятельность 278 благотворительных организаций.

2. Волонтёрское движение

В целях координации и поддержки волонтёрской деятельности студентов работают 10 волонтёрских центров на базе образовательных и некоммерческих организаций.

Регулярно в крае проводятся различные слёты, форумы и конкурсы для консолидации усилий добровольцев и их объединений, организации эффективной добровольческой деятельности.

3. Молодёжные общественные объединения и основные тенденции в развитии социальной активности молодёжи

На Кубани проживает 1 126 914 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет - одна четвёртая часть жителей всего края.

В регионе созданы 5 государственных учреждений, осуществляющих деятельность по различным направлениям государственной молодёжной политики, 45 органов по делам молодёжи в муниципальных образованиях Краснодарского края, 91 молодёжный муниципальный центр. Работают молодёжные общественные объединения.

Наиболее активно развиваются направления по военно-патриотической и спортивной работе с молодёжью.

В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Краснодарском крае. Так, усилилось стремление молодежи к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы, значительно возросло число молодых граждан, участвующих в патриотических акциях и мероприятиях.

4. Год экологии. Общественные экологические организации и их роль в обеспечении экологической безопасности

К основным экологическим проблемам в Краснодарском крае можно отнести загрязнение атмосферного воздуха, истощение водных ресурсов, эрозию почв и уменьшение их плодородия, также в крае остро стоит вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Общественные ресурсы экономического развития: практика взаимодействия общества, бизнеса и власти

В 2017 году создан Региональный совет по корпоративному волонтёрству на Юге. Совет станет платформой для взаимодействия социально ответственных компаний в регионе для распространения лучших практик корпоративного волонтёрства и объединения усилий в реализации региональных проектов.

Ещё одним проявлением социальной ответственности компаний и некоммерческих объединений можно назвать активное участие в формировании благоприятной среды для развития бизнеса. В течение 2017 года на площадке Общественной палаты Краснодарского края реализовывалась задача консолидации практики осуществления предпринимательской деятельности, проблемных моментов и вырабатывались предложения, направленные на решение общественно значимых задач по совершенствованию законодательной базы.

6. Развитие общественного контроля: проблемы и перспективы

В 2017 году продолжилась работа по совершенствованию законодательства об общественном контроле. Их несколько видов:

- общественный жилищный контроль,

- общественный контроль в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, медико-социальной экспертизы,

- общественный контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

По инициативе Общественной палаты Краснодарского края состоялась встреча с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э. Памфиловой, на которой обсуждалась тема формирования и развития институтов общественного контроля в ходе выборов и референдумов.

Одной из тем общественного контроля, поднятых в 2017 г., была тема организации детского отдыха. Общественной палатой Краснодарского края была открыта горячая линия по вопросам организации детского отдыха на побережье. На горячую линию поступило 11 обращений.

Общественной палатой края была организована горячая линия для связи с избирателями. За период работы горячей линии поступило 146 обращений, из которых ко дню единого голосования уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления было разрешено 99 обращений.

В 2017 г. в Общественную палату Краснодарского края поступило 245 обращений. Их можно условно разделить на следующие группы:

• обращения о нарушении прав граждан (со стороны органов власти, коммерческими структурами);

• обращения, касающиеся благоустройства города, сельских поселений;

• обращения, касающиеся социального обеспечения: предоставление льгот, пенсий;

• строительная сфера: обманутые дольщики, незаконное строительство;

• сфера жилищно-коммунального хозяйства;

• нарушение трудовых прав граждан (невыплата заработной платы и т.д.);

• общественные инициативы, взаимодействие с некоммерческими организациями.

*Согласно определению Общественной палаты Краснодарского края гражданское общество -это вовлеченные в созидательную деятельность неравнодушные и активные граждане, проявляющие заботу о будущем страны, живо реагирующие на новые вызовы и возможности.

В ежегодный доклад Общественной палаты РФ (ОП РФ) "О состоянии гражданского общества в РФ", как и предполагалось, включено предложение разделить НКО на политические и социально ориентированные.

Ранее секретарь ОП РФ Александр Бречалов предложил разделить НКО на социальные и политические, заявив, что считает целесообразным включить это предложение в ежегодный доклад палаты. Тогда член ОП РФ, председатель Постоянной комиссии по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Елена Тополева заметила, что деятельность НКО многообразна и часто даже социальные НКО занимаются политикой и непонятно, кто и каким образом будет отделять одно от другого.

Сегодня обновленная ОП РФ представила доклад "О состоянии гражданского общества в РФ", одним из ключевых пунктов которого является предложение создать всероссийский реестр НКО "на основе усовершенствованной системы оценки деятельности и отчетности некоммерческих организаций". И именно в этом реестре ОП РФ предлагает "предусмотреть различие" между политическими и социально ориентированными НКО.

"В 2014 году мы видим огромный социальный запрос на гражданский активизм , но в то же время организационная рамка некоммерческого сектора к такому запросу уже не соответствует. Что сужает социальную базу гражданского активизма и не способствует росту доверия к сектору в целом", – заявил Александр Бречалов, представляя тезисы ежегодного доклада ОП РФ.

По его словам, сегодня развитие некоммерческого сектора осложняется такими факторами, как отсутствие единой государственной системы учета НКО, статистического учета их деятельности и ведомственная раздробленность. "Мы точно знаем пять ведомств, которые в том или ином формате ведут учет НКО", – пояснил он. Кроме того, Бречалов выделил в качестве проблемы "избыточное число организационно-правовых форм НКО", "низкий уровень прозрачности их деятельности", "слабое присутствие НКО в СМИ, их недостаточную информационнкю открытость и доступность" и "низкую профессионализацию основной массы организаций". У НКО, по мнению Бречалова, пока не хватает ресурсов, чтобы заменить государственные и муниципальные учреждения в сфере социальных услуг.

Таким образом, заявил Бречалов, законодательство об НКО нуждается в дальнейшем совершенствовании, а третий сектор - в "новой институционализации". "Принципы функционирования некоммерческих организаций должны стать понятными и прозрачными для государства и общества. Если вести речь о предоставлении НКО дополнительных преференций, в частности, налоговых льгот, то в ответ на такие преференции должна быть обеспечена полная прозрачность деятельности некоммерческих организаций", – заявил секретарь ОП РФ.

За последнее время очень сильно вырос уровень участия НКО в принятии решений на государственном уровне, напомнила Елена Тополева. "Тысячи некоммерческих организаций через общественные советы, через общественные палаты всех уровней, различные рабочие группы реально участвуют в принятии решений, в обсуждении нормативно-правовых актов, законов", – заявила она.

Тополева также напомнила, что сегодня формируется система попечительских советов в социальных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и образования. "У нас НКО уже даже не хватает для того, чтобы сегодня занять все те позиции, которые позволяют им участвовать в формировании политики и ее реализации. И это нельзя не считать очень позитивным фактором, показывающим рост влияния некоммерческих организаций", – резюмировала Тополева.

Она подчеркнула, что статистика доверия граждан к НКО действительно не особенно радует: если оно и не падает, то и не растет. Но зато, по мнению Тополевой, растет количество граждан, которые проявляют интерес к деятельности НКО, которые хотят принять участие в работе НКО, но не знают, как. "И это для нас с вами огромный потенциал и ресурс. Мы должны использовать это желание людей, их намерение и интерес", – считает эксперт. Сегодня, по ее словам, необходимо использовать все доступные коммуникативные каналы, чтобы менять отношение граждан к НКО.

По словам Тополевой, согласно последним исследованиям, более 40% жертвующих деньги граждан жертвуют их именно через НКО. Это, по мнению эксперта, является признаком растущего доверия.

То, что сегодня предлагается в докладе, является предметом для дискуссии и обсуждения. "Как нам развивать законодательство об НКО, как нам совершенствовать систему налогообложения, чтобы больше дать стимулов и гражданам, и бизнесу жертвовать в некоммерческие организации", – подчеркнула Тополева.

Если предложение ОП РФ о разделении НКО на "политические" и "социальные" будет претворено в жизнь, то не исключено, что защита любых прав, кроме социальных, будет признана "политикой", заявила "Коммерсанту" директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина. Инициатива ОП РФ требует серьезного обдумывания, подчеркнул изданию председатель СПЧ Михаил Федотов. "Пусть сначала определятся, куда - в "политические" или "социально ориентированные" организации - попадет "Общероссийский народный фронт", поскольку общественное движение - это тоже НКО", – цитирует издание главу президентского совета.

Ежегодный доклад "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" за 2014 год вскоре должен быть опубликован на сайте ОП РФ.

Презентация на тему: " Тема: Становление гражданского общества. (кубановедение 11 класс)" — Транскрипт:

1 Тема: Становление гражданского общества

4 Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса

6 Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью; широкие связи между членами общества; наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества это человек, ориентированный на созидание, духовность.

7 Задание Используя текст учебника на стр.95, выпишите социальные задачи институтов гражданского общества.

8 2. политические партии

9 Политическая па́ртия особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления общественная организация политической властью государстве органах государственной власти местного самоуправления

12 Активно работают с различными категориями населения ветеранские, инвалидные, женские, молодежные общественные объединения, территориальные органы самоуправления. Так, в крае шесть ветеранских общественных организаций.

13 Краснодарская краевая общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов создана 14 марта 1987 года и объединяет 1,5 млн. ветеранов и пенсионеров края. Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) была создана в июне 1988 года, в ней насчитывается около 80 тыс. инвалидов.

14 Более 35 лет в Краснодарском крае активно работает по выявлению, научному исследованию, охране и пропаганде отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Краснодарская региональная организация Российского союза ветеранов Афганистана создана 12 лет назад. На сегодняшний день отделения организации созданы в 12 городах и в 24 районах края Краснодарская

15 3. гражданские и политические практики молодежи

16 Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально- экономического, культурного и национального развития Кубани. Координацию и реализацию основных направлений государственной молодежной политики на территории Краснодарского края осуществляет департамент молодежной политики, подведомственные государственные бюджетные учреждения, органы и учреждения по делам молодежи муниципальных образований. Краснодарского края муниципальных образований.

17 Стратегической целью проводимой в крае молодежной политики является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни. Стратегической целью проводимой в крае молодежной политики является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни.

18 Совет молодых депутатов является совещательным и консультативным органом

21 Кто такой волонтер?

22 В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

23 Закрепление. Какие основные институты гражданского общества вы знаете? Какие молодежные организации действуют в Краснодарском крае? Домашнее задание :§15, задание 5 стр. 101

Читайте также: