Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в европейском регионе воз 2019

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный доклад "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" подготовлен МВД России с участием Минтранса России, Минздрава России, МЧС России, МПС России, Минприроды России. Минобразования России, Госкомстата России, Госстандарта России, ВОА России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" от 17 ноября 2000 года N 860.

В докладе использованы данные государственного статистического учета показателей состояния безопасности дорожного движения за 1996-2000 годы, материалы федеральных органов исполнительной власти, характеризующие состояние работ по профилактике аварийности на автомототранспорте и снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.

Введение

К концу ХХ века в России создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивающая ее территориальную целостность и национальную безопасность.

Являясь неразрывной составляющей процесса структурной перестройки экономики России, проводимые на транспорте реформы способствуют развитию рыночных отношений.

Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны.

Сейчас автомобильный транспорт развивается в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, постепенно нормализуется положение в финансовой и кредитной сфере. Значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта. Начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.

Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

1. Общая характеристика проблемы, ее значимость
и актуальность. Оценка социально-экономических
потерь от дорожно-транспортных происшествий

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти - грузовых перевозок.

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.

По оценкам специалистов, потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.

Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек. Только за последние пять лет (1996-2000 годы) произошло около 800 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.

Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере.

По расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 году составила 191,7 млрд.рублей (рис.1.1).

Рис. 1.1. Структура экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (2000 год)


В 2000 году потери только от гибели и ранения людей в результате ДТП составили 2,8% валового внутреннего продукта страны.

2. Анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте

Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1,0 млн.человек. По данным Комиссии Европейского Сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тыс. европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.

Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тыс. жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии. В Российской Федерации значение этого показателя составляет 129 легковых автомобилей.

Значительно меньше, чем в других странах, гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. жителей в Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Дании. Высокий уровень риска гибели в ДТП отмечен в Португалии, Польше.

С 1996 года наиболее существенно уменьшилось число погибших в расчете на 100 тыс. жителей в Венгрии и Дании (на 1,9), Люксембурге (на 1,8), Швейцарии (на 1,3). В России этот показатель сократился на 2,2.

В последние годы во многих европейских странах отмечено улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения. В 1998 году по сравнению с 1995 годом количество ДТП, число погибших и раненых заметно сократилось в Бельгии и Швейцарии, число пострадавших в ДТП - в Испании, Нидерландах, Франции (табл.2.1.)

Таблица 2.1

Показатели аварийности и уровня автомобилизации
отдельных стран (1998 год)


EUROPEAN REGIONAL STATUS REPORT ON ROAD SAFETY 2019

WHO Regional Office for Europe, 2020, 148 pages


Приведенные данные относятся к 50 из 51 страны-участницы. Сан-Марино было исключено из-за численности населения менее 200000 человек. Показатели смертности в результате дорожно-транспортных происшествий для Сан-Марино в этот период отсутствуют.

Коэффициенты смертности от дорожно-транспортного травматизма на 100000 населения в странах с высоким уровнем дохода (HICs) и странах с низким и средним уровнем дохода (LMICs) в Европейском регионе ВОЗ (стр. 10)

Данный, четвертый, европейский доклад является дополнением к глобальному докладу о состоянии безопасности дорожного движения за 2018 год. Это издание, вышедшее в 2019 году, является последним в серии региональных докладов о безопасности дорожного движения, опубликованных Европейским региональным бюро ВОЗ (с предыдущими докладами в 2009, 2013 и 2015 годах). Данные были собраны в 2017-2018 годах, и результаты отражают последние годы имеющихся данных по смертности (2016 год), законодательству (2017 год), оценке дорожной инфраструктуры (2017 год) и стандартам безопасности транспортных средств (2018 год).

В настоящем докладе описывается состояние безопасности дорожного движения в 51 из 53 государств-членов Европейского региона ВОЗ, что составляет почти 100% населения региона. В нем дается оценка прогресса в регионе в достижении глобальной цели сокращения вдвое числа смертей от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году.

В докладе подчеркивается, что дорожно-транспортный травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения и общества. В нем представлены фактические данные для мобилизации ключевых участников процесса обеспечения безопасности дорожного движения и содержится призыв к директивным органам принять более активные меры. Учитывая многосекторальный характер безопасности дорожного движения и разнообразие вовлеченных субъектов (включая представителей транспорта, финансов, образования, здравоохранения и внутренних дел/полиции), в докладе подчеркивается, что безопасность дорожного движения является общей ответственностью всех секторов. В основном разделе доклада описывается региональный обзор бремени дорожно-транспортного травматизма, за которым следует каждый из основных компонентов подхода к безопасной системе. Доклад завершается обсуждением прогресса, достигнутого в области сокращения дорожно-транспортного травматизма, и предложениями относительно дальнейших действий. В докладе также представлены страновые обзоры всех стран-респондентов с указанием ключевых показателей безопасности дорожного движения.

Acknowledgements
Foreword
Acronyms
Key messages

Introduction
Methods
Estimation and analysis

The burden of road-traffic injuries in Europe

Safer road users
Legislation on key behavioural risk factors
Drink-driving
Use of motorcycle helmets
Use of seat belts
Reducing drug-driving
Reducing distracted driving

Safer vehicles
Safety standards for vehicles

Safer road infrastructure
Safer road infrastructure and mobility

Cross-cutting issues
National policy response to road-traffic injuries and deaths
Post-crash response: care and treatment of injured people

Annex 1
National data coordinators

Annex 2
Methodology

Annex 3
Estimation of total road-traffic deaths

Annex 4
The Stockholm Declaration

Annex 5
Statement of the WHO European Healthy Cities Network and the WHO Regions for Health Network



Боевые действия на Украине

Общество

ВОЗ: Каждые 24 секунды в мире кто-то погибает в ДТП

По данным ВОЗ, ДТП являются самой частой причиной смерти среди детей в возрасте от 5 до 14 лет и молодых людей от 15 до 29 лет. Травмы, полученные в дорожных авариях, – восьмая по распространенности причина смерти среди людей всех возрастов в мире. Каждые 24 секунды где-то в мире в ДТП погибает человек, отмечают в организации.

Такие меры, как усиление ответственности за превышение скорости, пьяное вождение, езду непристегнутыми, отсутствие мотоциклетных шлемов, детских автокресел; улучшение безопасности инфраструктуры (тротуары, велодорожки, полосы для мотоциклистов), технических регламентов (например, обязательное наличие электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы) и качества медицинской помощи после аварий, поспособствовали снижению смертности в ДТП в 48 странах со средним и высоким уровнем дохода, отмечают в ВОЗ.

Тем не менее, риск смерти в ДТП в странах с низким уровнем дохода все еще втрое выше, чем в государствах, где средний уровень дохода высок. Это объясняется отсутствием мер по борьбе со смертностью на дорогах в таких странах. Самая серьезная ситуация в Африке, а самые низкие показатели в Европе. За последние годы специалисты отмечают снижение смертности в Америке, Европе и западной части тихоокеанских стран.

Также показатели зависят от того, на чем передвигаются участники движения. В среднем 26% смертельных случаев в мире приходится на пешеходов и велосипедистов. Однако в Африке этот показатель достигает 44%, а в Восточном Средиземноморье – 36%. Еще 28% случаев приходится на мотоциклистов и их пассажиров, однако в Юго-Восточной Азии, например, этот показатель составляет 43%.

ВОЗ готовит доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире раз в два-три года. Предыдущее исследование было опубликовано в 2015 году. За прошедшие годы, несмотря на рост общего числа смертельных случаев на дорогах, коэффициенты смертности по отношению к количеству населения стабилизировались, подчеркивают в организации.


Безопасность дорожного движения в Европе охватывает безопасность транспорта среди участников дорожного движения в Европа, включая автомобильные аварии, пешеходные или велосипедные аварии, аварии с участием моторных автобусов и другие происшествия, происходящие в Евросоюз или в европейском регионе Всемирная организация здоровья (49 стран). Безопасность дорожного движения означает методы и меры, используемые для предотвращения гибели или серьезных травм участников дорожного движения.

В 2016 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные происшествия были восьмой по значимости причиной смерти в мире; смертельнее, чем диарейные заболевания и туберкулез. [1] Мало того, что важно учитывать дорожно-транспортные происшествия, но, по оценкам, на каждый смертельный исход на дорогах Европы 4 человека становятся инвалидами, 10 пострадают. мозг или же повреждение спинного мозга, 10 человек получат серьезные травмы, 40 - легкие травмы. [2] Кроме того, дорожно-транспортные происшествия имеют большой экономический ущерб. По оценкам, только в Европе дорожно-транспортные происшествия обходятся обществу в 130 миллиардов евро ежегодно. [3] Дорожно-транспортные происшествия и инциденты происходят по ряду причин. Основной причиной аварии является скорость, за ней следуют другие проблемы, такие как вождение в состоянии алкогольного опьянения или наркотиков, отвлечение за рулем мобильными устройствами, автомобильным радиоприемником или персональными навигационными устройствами. [4] Перечисленные здесь факторы риска являются лишь несколькими причинами возникновения дорожных столкновений и демонстрируют множество сложных факторов, влияющих на политику безопасности дорожного движения.

Содержание

Тенденции и цели

В Европейском Союзе (ЕС) самые безопасные дороги в мире; в котором 49 человек на миллион жителей погибли в дорожно-транспортных происшествиях в 2018 году. [5] В 2000 году более 50 000 человек в Европе погибли на дорогах, к 2009 году это число сократилось до более 35 000; а к 2018 году эта цифра была снижена до 25 100, тогда как в том же году количество серьезных травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий, составило 135 000 человек. [6] [7]

Европейская комиссия (ЕК) разработала план под названием Vision Zero который призван снизить количество смертельных исходов в результате дорожно-транспортных происшествий до нуля к 2050 году. [8] Чтобы иметь возможность достичь своей долгосрочной цели - нулевого уровня смертности на дорогах Европы, Комиссия реализовала стратегию безопасности дорожного движения, Программа безопасности дорожного движения, в котором они стремились вдвое сократить количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий и инцидентов в период с 2011 по 2020 годы. [9] По состоянию на 2018 год страны-члены Европейского союза далеки от этой цели, поскольку произошло снижение смертности на дорогах всего на 20%, что делает задачу сокращения на 50% к 2020 году сейчас маловероятной. [10]


  • Европейский Союз: Источник Европейский Союз [11]
  • Европейский Союз:, 2019 Ранние оценки [12]
  • США: Источник OCDE / ITF. [13] на период 1990, 2000 и 2010–2015 годов (убит через 30 дней)
  • США: Источник NHTSA (2007-2019). [14] .

Комиссар ЕС по транспорту считает безопасность дорожного движения одним из ключевых достижений Европы. [15]

Различные организации по географической безопасности

Всемирная организация здоровья

Всемирная организация здравоохранения опубликовала Отчет о состоянии безопасности дорожного движения в Европе. [16]

В 90% стран ВОЗ есть агентства по безопасности. [16] работают с соответствующими министерствами транспорта, за исключением стран СНГ, где эта тема находится в ведении министра внутренних дел.

С точки зрения ЕС

Разработка политики безопасности дорожного движения в ЕС ложится на совместную ответственность европейских институтов и государств-членов; и именно Европейская комиссия (ЕК) играет особенно важную роль в надзоре за политикой безопасности дорожного движения во всем Союзе. Это связано с тем, что он контролирует стандарты и правила продуктов, а также определенные аспекты развития инфраструктуры и управления ею. Безопасность дорожного движения основана на принципе ЕС субсидиарность: национальные и местные органы власти несут ответственность за большинство решений, включая обеспечение соблюдения и повышение осведомленности, в то время как в ЕС действует общая структура для повышения безопасности дорожного движения посредством законодательства и рекомендаций, например введение минимальных требований безопасности для трансъевропейских транспортных сетей и технических требований для перевозки опасных грузов. [17]

ЕС публикует различные правовые документы, касающиеся безопасности дорожного движения. [18]

Европейские НПО по безопасности дорожного движения

В Европейский совет по транспортной безопасности это неправительственная организация, базирующаяся в Брюсселе. Он направлен на снижение количества смертей и травм на транспорте в Европе. Совет сообщил о росте смертности в большинстве европейских стран в 2015 году. [19]

Определения

Убитое определение


Генерал армии США Джордж С. Паттонмогила в Город Люксембург: 8 декабря 1945 г., еще находясь в Европе, по приглашению начальника штаба Паттона генерал-майора Хобарт Гей, его автомобиль на малой скорости столкнулся с грузовиком американской армии. [20]

1968 год Венская конвенция о дорожном движении определяет дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом как дорожно-транспортное происшествие, в результате которого человек умер от полученных травм на месте или в течение тридцати дней. Это определение принято в большинстве стран ЕС.

Некоторые страны по возможности применяли это определение ретроспективно. Например, до 2004 года Франция считала убитых за шесть дней, но, чтобы обеспечить возможность сравнения с соседними странами, до 2004 года использовался мультипликативный коэффициент 1,057, а с 2005 года - 1,069, чтобы преобразовать убитых за шесть дней в убитых за тридцать дней, прежде Франция приняла международное определение в 2005 году.

Травмы

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения погибает около 120 000 человек и 2,4 миллиона человек получают травмы. Дорожно-транспортные травмы - основная причина смерти подростков и молодых людей. [16]

В 2015 году Европейская комиссия опубликовала цифру числа людей, серьезно пострадавших на дорогах Европы: 135 000 человек в 2014 году. Чтобы получить эту цифру, все страны ЕС должны были согласовать общее стандартизированное медицинское определение того, что представляет собой серьезная дорожная травма. . [21]

В Европе на каждого человека, погибшего в дорожно-транспортных происшествиях, приходится гораздо больше людей, получающих серьезные травмы с жизненно важными последствиями.

Серьезные травмы обходятся обществу дороже из-за необходимости длительного лечения и реабилитации. Особую озабоченность вызывают уязвимые участники дорожного движения, такие как пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты или пожилые участники дорожного движения. [17]

С 2010 по 2018 год ежегодно насчитывалось от 206 до 222 тысяч серьезных раненых из 23 членов ЕС. [22]

Другие вопросы

Уровень загрязнения воздуха транспортом также является серьезной проблемой для общественного здравоохранения в большинстве стран Европы. [16]

Показатели основных дорожно-транспортных происшествий


Население в 2018 г. [25] ВВП на душу населения в 2018 г. [26] Плотность населения

(жителей на км 2 ) в 2017 г. [27]

(на тысячу жителей) в 2016 г. [28]

Длина дорожной сети

Общее количество смертей на дорогах в 2018 г. [30] Дорожные смерти

на миллион жителей в 2018 году [30]

† а Данные доступны только за 2017 год

† б Данные недоступны для категории "Другие дороги" в источнике

† c Данные недоступны для категории "Другие дороги" в источнике

† d Данные доступны только за 2016 г.

† е Данные для сертификации MAIS3 +


Национальные означает не отображать местные вариации, поэтому в 2015 году NUTS регионы с более низким коэффициентом смертности на миллион жителей Стокгольм (6), Вена (7), Гамбург и Осло (11), Берлин (14) и Восточная Швеция (15). [31] В том же году худший коэффициент смертности отмечается в других регионах, таких как провинция Люксембург в Бельгии (210) и Кастамону в Турции (192).

Смертность в Великобритании значительно ниже по сравнению с ЕС.


Les moyennes nationales ne reflètent pas leschanges locales, ainsi en 2015, les régions NUTS ayant la mortalité routière la plus faible, parillion d'habitants, sont Stokholm (6), Viennes (7), Hambourg et Oslo (11), Berlin (14) и Ostra Verige (15). [32] La même année, les régions les plus meurtrières sont la Province de Luxembourg en Belgique (210) и Kastamonu en Turquie (192).


Эффект транспортного режима

Водители легковых автомобилей и их пассажиры составили наибольшую долю погибших на дорогах в 2013 году - 45%, за ними следовали пешеходы - 22%. Они значительно различаются между странами с высоким уровнем смертности мотоциклов, где их использование более распространено, что связано с климатом средиземноморских стран. [34]

Число погибших в ДТП по категориям транспортных средств по состоянию на 2013 г. [35]

В мире и в Европейском союзе (28 членов) смертность зависит от вида транспорта:



  • Мировой источник: OMS, Отчет о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 г. [36]
  • Источник в ЕС: EC [37]

Транспортная безопасность (сравнение модов)



Оценка дорог на предмет безопасности

С 1999 г. EuroRAP Инициатива оценивала основные дороги в Европе по шкале защиты дорог. Это приводит к присвоению дорогам звездного рейтинга в зависимости от того, насколько хорошо их конструкция защищает пассажиров от тяжелых травм или гибели в случае лобового столкновения, съезда или перекрестка, при этом четыре звезды представляют дорогу с лучшими характеристиками живучести. . [38] В схеме говорится, что в ней выделены тысячи участков дорог по всей Европе, где участники дорожного движения регулярно получают увечья и убивают из-за отсутствия средств безопасности, иногда за немногим больше, чем стоимость защитных ограждений или краски, необходимой для улучшения дорожной разметки. [39]

Есть планы расширить измерения, чтобы оценить вероятность дорожно-транспортного происшествия. Эти рейтинги используются для информирования планов и целей органов власти. Например, в Великобритании две трети всех смертей на дорогах в Великобритании происходят на сельских дорогах, что плохо по сравнению с высококачественной сетью автомагистралей; на одинарные проезжие части приходится 80% смертей и серьезных травм в сельской местности, в то время как 40% несчастных случаев, когда пассажиры автомобилей находятся в сельской местности, происходят в автомобилях, которые наезжают на придорожные объекты, такие как деревья. Ожидается, что улучшения в обучении водителей и средствах безопасности на сельских дорогах уменьшат эту статистику. [40]

Количество назначенных дорожных инспекторов в Великобритании упало с 15–20% полицейских сил в 1966 году до семи процентов в 1998 году, а в период с 1999 по 2004 год - на 21%. [41] Это предмет дискуссий, может ли снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 100 миллионов миль пробега за это время [42] произошло из-за роботизированного принуждения.

Закон

Закон ЕС

Безопасность дорожного движения в туннелях Трансъевропейской дорожной сети конкретно рассматривается в отдельной директиве. [45]

В 2018 г. Европейская комиссия представил предложение о внесении поправок в директиву ЕС по RISM с целью сокращения дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и серьезных травм в дорожных сетях ЕС путем улучшения показателей безопасности дорожной инфраструктуры. [46] Поправка была принята в ноябре 2019 года. [47]

Национальные (местные) законы

В европейских странах обычно есть [ требуется разъяснение ] законы, касающиеся контроля скорости, вождения в нетрезвом виде, шлемов, ремней безопасности и автомобильных удерживающих устройств. [16] В большинстве стран есть законы, касающиеся той или иной проблемы, но менее трети стран имеют законы и меры контроля для каждой из них.

Пределы вождения в нетрезвом виде

Пределы содержания алкоголя в крови для водителей в Европе, измеряемые в граммах на литр крови.
СтранаСтандартный лимитЛимит для коммерческих водителейЛимит для начинающих водителей
Австрия0.50.10.1
Бельгия0.50.20.5
Болгария0.50.50.5
Хорватия0.50.50.5
Кипр0.50.20.2
Чехия000
Дания0.50.50.5
Эстония0.20.20.2
Финляндия0.50.50.5
Франция0.50,5 (0,2 для водителей автобусов)0.2
Германия0.500
Греция0.50.20.2
Венгрия000
Ирландия0.50.20.2
Италия0.500
Латвия0.50.50.2
Литва0.400
Люксембург0.50.20.2
Мальта0.50.20.2
Нидерланды0.50.50.2
Польша0.20.20.2
Португалия0.50.20.2
Румыния000
Словакия000
Словения0.500
Испания0.50.30.3
Швеция0.20.20.2
Швейцария0.50.10.1
Соединенное Королевство (i)0.80.80.8
(i) Шотландия0.50.50.5

Награды за безопасность

В 2018 году Ирландия получает премию PIN 2019, лучший показатель безопасности дорожного движения в Европейском союзе, с 30 смертельными случаями на миллион жителей. [48] не считая уходящего Соединенного Королевства. Оно также является вторым членом ЕС по количеству смертей на миллиард транспортно-км с показателем 3,5, что не так хорошо, как показатель 3,4 для Швеции, [49] не считая уходящей Великобритании.

Действия Ирландии по повышению безопасности включали борьбу с вождением в нетрезвом виде, пьяными пешеходами, пьяными мотоциклистами и мотоциклистами, превышающими скорость. [50]

Зачем я упоминаю об этом отчете? В народных массах нет единого понимания воздействия различных факторов на уровень смертности. Данный доклад позволяет однозначно определить страны (из 174 стран мира, принимавших участие в исследованиях), мероприятия которых положительно влияют на безопасность дорожного движения. Такими мероприятиями в частности являются назначение требуемых условиями безопасности уровней допустимых скоростей движения на дорогах, контроля соблюдения правил дорожного движения, геометрии дороги.

Также данный документ кратко рассматривает влияние количества ДТП со смертельными случаями и травмами на экономику страны (неиспользованный потенциал граждан и убытки государства в связи с расходами на инвалидов — жертв аварий).

В конце документа в приложении можно найти информационную листовку, отображающую состояние основных критериев оценки безопасности дорожного движения.

Чтобы понимать место России в этом рейтинге, укажу, что Российская Федерация в данном документе относится к европейским странам со средним уровнем дохода (ССД).

Текст на русском — приятного чтения. Ниже приведу некоторые выжимки и комментарии, отсутствующие в отчете в виду глобальности оного.

Обзор наиболее важных деталей документа

Каждый год в ДТП погибает около 1,2 млн человек (3 300 человек в день). От 20 до 50 млн получают не смертельные травмы. 90% всех смертельных случаев на дорогах происходит в странах со средним и низким уровнем дохода (ССД, СНД). При этом на долю ССД и СНД приходится всего 48% всех транспортных средств.

Уровень дохода страны

Уровень смертности человек на 100.000 населения

На рисунке видно распределение Населения, Дорожно-транспортного травматизма и Транспортных средств по странам мира (уровню дохода).

Разделение стран с различным уровнем дохода по кол-ву ДТП, населению и автомобилизации

Ниже представлены тенденции в дорожно-транспортном травматизме со смертельным исходом в некоторых странах с высоким уровнем дохода (СВД) с 1978 по 2007 год.

Тенденции смертности в ДТП в странах с высоким уровнем дохода

Для сравнения, в России сейчас около 18 погибших в ДТП на 100 000 человек населения. Тенденция будет представлена ниже.

В данном случае скорость движения транспорта является ключевым фактором риска среди пешеходов и велосипедистов. Однако допустимые скорости в городах только 30% стран удовлетворяют базовым условиям безопасности ( рекомендации ВОЗ: максимально допустимая скорость в городах — 50 км/ч; возможность уменьшения допустимых скоростей муниципалитетами ). И всего 9% стран находят принудительное ограничение скорости автомобиля эффективным.

На рисунке отображено распределение стран по уровню ограничения скоростных режимов в городах.

Процентное соотношение стран по уровню допустимой скорости в городе

Многие меры (такие как стимулирование пешеходного и велосипедного движения, пропаганда общественного транспорта) показали не только эффективность в борьбе с дорожным травматизмом, но и снижение уровня респираторных заболеваний (снижение вредных выбросов) и повышение физической активности населения.

Сравнение статистики ДТП Германии, США и России

Далее я сравню три страны на основе данных доклада ВОЗ по безопасности дорожного движения. Это Германия, США и Россия. Почему именно эти страны?

Основные причины аварий со смертельными исходами

Причины ДТП в США очень лаконичны. Более детальной статистики не нашел.

Алкоголь — 32%
Превышение допустимой скорости — 31%
Внимание водителя — 16%
Погодные условия — 11%

Причина ДТП со смертельным исходом в США

В Германии ДТП со смертельными случаями имеют следующие причины:

Превышение допустимой скорости — 20%
Алкоголь — 17%
Обгон — 17%
Неправильное использование дорог — 17%
Правила приоритета к пешеходам — 9%
Маневры — 9%
Правила приоритета — 6%
Расстояние — 3%
Дистанция — 2%

Причина ДТП со смертельным исходом в Германии

В России нашел только для всех ДТП без разделения. Если кто-то имеет информацию о причинах ДТП со смертельным исходом, прошу выслать.

Другие нарушения — 34%
Несоответствие скорости конкретным условиям — 23%
Правила приоритета — 11%
Алкоголь — 7%
Выезд на встречную полосу — 6%
Отсутствие прав — 6%
Правила приоритета к пешеходам — 5%
Дистанция — 5%
Светофор — 2%
Превышение допустимой скорости — 1%

Причина ДТП со смертельным исходом в России

Взглянув на статистику во всех трех странах не вдаваясь в подробности, можно заключить, что скорость является одной из наиболее частых причин ДТП со смертельными случаями (а в России для всех ДТП).

Несмотря на это, в России увеличили не штрафуемый предел скорости в городах до 80 км/ч. То есть 60 км/ч — это допустимая скорость и 20 км/ч — это не штрафуемое превышение скорости (в то время как в Германии допустимая скорость в городе 50 км/ч, а не штрафуемое превышение скорости — 3 км/ч).

Смерти в ДТП по категориям участников дорожного движения

ДТП со смертельным исходом разделенные по участникам дорожного движения в России

ДТП со смертельным исходом разделенные по участникам дорожного движения в Германии

ДТП со смертельным исходом разделенные по участникам дорожного движения в России

В Германии максимально допустимая скорость в городах 50 км/ч. В США стремятся к этому. Кроме того используются различные способы контроля и успокоения скорости движения. В России это слабо выражено, и, как следствие, больше трети от общего числа смертей — это смерти пешеходов.

Тенденции ДТП со смертельным исходом в России, США и Германии

Сравним тенденции в России, США и в Германии

Тенденции смертности в ДТП в России, США, Германии

Данный график основан на данных доклада ВОЗ. Отсутствующие годы (примерно с 2007) дополнены информацией на основе статистических данных по количеству ДТП со смертельным исходом и по численности населения.

Из графика отчетливо виден прогресс США по борьбе со смертностью на дорогах, несмотря на достаточно активный рост населения. В России же наряду с наметившейся тенденцией к росту численности населения с 2010 года синхронно растет и количество фатальных ДТП.

Анализ условий безопасности дорожного движения по каждой (из 174) стране можно найти в докладе по безопасности дорожного движения.

Drive safe! или Водите безопасно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Давыдов

Владелец сайта "ТрансСпот". Проектирую автомобильные дороги и развязки. Планирую и моделирую транспортные потоки. Участвую в научно-исследовательских работах (концепции развития городов, транспортный раздел). Читаю лекции по проектированию транспортных развязок (ЦНТИ Прогресс). Эксперт движения "Красивый Петербург". Консультант Института дизайна и урбанистики ИТМО. Интересуюсь всем транспортно-дорожным, в особенности безопасностью дорожного движения.

Читайте также: