Доклад о соблюдении трудового законодательства

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда - проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок - поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда - запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

- выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

- составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

- подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

- в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

- за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

На официальном сайте Роструда опубликован доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований.

В опубликованном Рострудом докладе содержатся разъяснения по следующим вопросам:

  • оплата труда, в том числе компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы, и выплаты, не входящие в ее состав;
  • виды неденежной формы выплаты заработной платы, в которых выплачивать часть заработной платы запрещено;
  • оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и в особых условиях (в частности, работа с вредными или опасными условиями труда, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работа в ночное время, сверхурочная работа и т.д.);
  • возможные случаи уменьшения заработной платы (невыполнение норм труда, простой, изготовление продукции, оказавшейся браком);
  • основания и порядок удержания из заработной платы, виды выплат, из которых запрещено производить удержание (в том числе денежные суммы в счет возмещения вреда и др.);
  • порядок расчета средней заработной платы для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Также даны ответы с правовым обоснованием по следующим вопросам:

  • оплата работы в выходной день;
  • установление надбавки за совмещение, оформление приказа при надбавке за совмещение;
  • включение районного коэффициента в состав оклада;
  • средний заработок при увольнении по сокращению штата.

Доклад Роструда с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства

Наименования проверенных подведомственных организаций:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

организации, в отношении которых проведены плановые
проверки:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

организации, в отношении которых проведены внеплановые проверки: отсутствуют

Количество выявленных в ходе всех видов проверок
нарушений, всего:

в том числе по вопросам:

социального партнерства в сфере труда

заключения, изменения и расторжения трудового договора

продолжительности рабочего времени и времени отдыха

установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда

предоставления гарантий и компенсаций

создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда

подготовки и дополнительного профессионального образования работников

наступления материальной ответственности сторон трудового договора

проведения аттестации работников

обеспечения безопасных условий и охраны труда

по другим вопросам

Количество устраненных нарушений, всего:

в том числе по вопросам:

социального партнерства в сфере труда

заключения, изменения и расторжения трудового договора

продолжительности рабочего времени и времени отдыха

установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда

предоставления гарантий и компенсаций

создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда

подготовки и дополнительного профессионального образования работников

наступления материальной ответственности сторон трудового договора

проведения аттестации работников

обеспечения безопасных условий и охраны труда

по другим вопросам

Количество лиц, привлеченных к ответственности в результате проведения мероприятий по ведомственному контролю

II. Сведения об организации и проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за 2020 год

1. Состояние нормативного правового регулирования трудовых

отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в 2020 году, осуществлялся Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:

Регулирование деятельности органов, осуществляющих ведомственный контроль в указанной сфере, в части порядка реализации такого контроля осуществляется на региональном уровне.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, показывает, что состояние нормативно-правовой базы в целом, является достаточным, позволяет реализовывать возможность исполнения подведомственными организациями предусмотренных законодательством требований, а также осуществлять контроль за их соблюдением со стороны органов ведомственного контроля и их должностных лиц.

Вместе с тем в ходе проведенного анализа выявлены положения статей Закона УР № 73-РЗ, противоречащие друг другу. Так частью 3 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений подведомственной организацией трудового законодательства предписание об устранении выявленных нарушений прилагается к акту проверки. То есть фактически предписание должно быть составлено не позднее даты акта проверки.

В силу части 4 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.

При этом частью 1 статьи 11 Закона УР № 73-РЗ установлена обязанность должностных лиц, проводивших проверку в рамках ведомственного контроля, в случае выявления нарушений подведомственной организацией трудового законодательства в течение десяти рабочих дней после завершения проверки выдать предписание подведомственной организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством.

Указанное противоречие в процессе правоприменения и осуществления должностными лицами органов ведомственного контроля своих полномочий влечет возникновение юридической коллизии, требующей внесения изменений в части урегулирования срока выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

2. Организация и проведение ведомственного контроля

В соответствии со сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2020 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 19 декабря 2019 года (далее – сводный план проверок), было запланировано три проверки соблюдения подведомственными Министерству организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам деятельности за 2020 год проведено 3 плановых проверки в отношении следующих организаций:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

Плановые проверки проводились в смешанной форме (документарной и выездной).

В отношении каждой подведомственной организации, чья деятельность подлежала проверке, изданы приказы, которыми назначены лица, уполномоченные на проведение проверки: специалисты отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда; специалисты сектора социального партнерства; специалисты отдела контроля и надзора. К проведению проверок также привлекались специалисты Управления государственной службы и кадров Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

По результатам составлено 3 акта проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Внеплановые проверки в 2020 году не проводились.

Все проверки проведены без нарушения требований законодательства о порядке их проведения.

3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль,

по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений

В ходе проведенных проверок Министерством выявлено 41 нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проверок подведомственным Министерству организациям выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

2 предписания выдано в I полугодии – исполнено в установленный срок;

1 предписание выдано во II полугодии – исполнено в установленный срок.

4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля

Всего в 2020 году проведено 3 проверки, из них: 2 проверки в отношении подведомственных Министерству автономных учреждений (что составляет 66,7 % от общего количества проверенных организаций), 1 проверка в отношении территориального органа Министерства (что составляет 33,3 % общего количества проверенных организаций).

Общее количество выявленных нарушений составляет 41, из них:

в сфере социального партнерства – 4 (9,75 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам заключения, изменения и расторжения трудового договора – 1 (2,43 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда – 3 (7,31 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам предоставления гарантий и компенсаций – 11 (26,82 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам наступления материальной ответственности сторон трудового договора – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда – 18 (43,90 % от общего количества выявленных нарушений).

Из 3 запланированных проверок в 2020 году Министерством фактически проведено 3 проверки, план проведения проверок выполнен на 100 %.

Доля проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении нарушений (в процентах от общего количества проверок), составляет 100 %.

Доля устраненных нарушений (в процентах от общего количества проверок) составляет 100 %.

Из анализа значений показателей эффективности ведомственного контроля за 2020 год в сравнении с аналогичными показателями 2019 года следует, что общее количество выявленных нарушений значительно снизилось по причине регулярного проведения обучающих и проверочных мероприятий, которые формируют эффективную систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Так, количество выявленных в сфере развития социального партнерства нарушений увеличилось втрое (на 67,7 %), что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении коллективных договоров между работниками и работодателем.

Количество выявленных нарушений в части заключения, изменения и расторжения трудового договора уменьшилось на 90 % по сравнению с данными 2019 года, что объясняется регулярным повышением квалификации работников, ответственных за заключение, изменение и расторжение трудового договора.

Причиной снижения в отчетном году количества нарушений по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда на 80 % является регулярное повышение квалификации работников, ответственных за ведение бухгалтерского учета в организациях, в том числе организуемое Министерством.

Причиной увеличения в отчетном году количества нарушений по вопросам предоставления гарантий и компенсаций на 27 % является осуществление деятельности подведомственных Министерству организаций в условиях введения ограничительных мероприятий с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Такой показатель как создание условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда, по сравнению с прошлым периодом остался неизменным.

Так как в 2019 году количество нарушений по вопросам продолжительности рабочего времени и времени отдыха составляло 5, в отчетном году произошло отклонение значения в сторону уменьшения (в 5 раз). Нарушения в 2020 году отсутствуют.

В сравнении с 2019 годом увеличилось количество выявленных нарушений в части наступления материальной ответственности сторон трудового договора на 50 %, что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении трудовых договоров.

По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда наметилась положительная тенденция снижения показателя на 38 %. Так для повышения качества регулирования социально-трудовых отношений проведена разъяснительная работа по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда.

5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществлялся Министерством в соответствии с планом проверок, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики.

В течение года проводилась системная работа по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере.

Об эффективности ведомственного контроля свидетельствует отсутствие проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики о порядке их проведения.

Сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2021 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 18 декабря 2020 года, предусмотрено проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении следующих подведомственных Министерству организаций и территориального органа:

Отдел социальной защиты населения в Юкаменском районе;

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда - проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок - поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда - запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

- выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

- составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

- подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

- в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

- за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Читайте также: