Доклад о санитарно эпидемиологическом благополучии населения 2020 год белгородская область

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье исследованы принципы обеспечения санитарно-эпидемиологической помощи населению, выделены основные факторы окружающей среды, которые способны повлиять на здоровье населения, намечены пути достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, рассмотрена единая государственная централизованная система органов и учреждений, контролирующих выполнение санитарных норм и правил. Рассмотрена организация и функционирование органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, которые представляют собой единую систему трех уровней. Представлены данные по Белгородской области касаемо социально-гигиенического, медико-демографическиго мониторинга за отчетный год, а также проанализированы микробиологические и санитарно-химических показателеи. Проведен анализ инфекционной и паразитарной заболеваемости по Белгородской области за последние три года. Приняты во внимание мероприятия, направленные на реализацию государственной политики продовольственной безопасности, здорового питания, государственной политики противодействия потреблению табака и снижения масштабов злоупотребления алкоголем. В результате исследования данной темы можно сделать вывод о том, что для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Белгорода, а также населения Российской Федерации в целом должны быть исследованы основные факторы окружающей среды, способные повлиять на здоровье человека, разработаны и поставлены соответствующие задачи и мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологических показателей.


3. Лисицын Ю.П, Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.-М: Медицина, 2002. - 416 с.

Введение. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [1]. В первую очередь, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, необходимо тщательно изучить влияние тех или иных факторов окружающей среды на состояние здоровья человека.

При этом целесообразно выделить следующие основные факторы окружающей среды, которые способны повлиять на здоровье населения:

  1. Качество питьевой воды и условия водоснабжения населения.
  2. Санитарное состояние почвы, водоемов и атмосферного воздуха.
  3. Условия питания людей. Здесь следует выделить два основных параметра:
  • безопасность питания: исключение микробного и химического загрязнения пищи в ходе её производства и реализации;
  • рациональность питания: питание, соответствующее здоровью человека и его возрасту.
  1. Качество производственной среды и условия труда работающего населения.
  2. Условия развития и воспитания детей в соответствии с их физиологическими потребностями и возрастом.
  3. Радиационный фон окружающей среды.

Государственные стандарты, санитарные нормы, технические условия, а также правила, составляющие базис государственного санитарного надзора разрабатываются с помощью гигиенических исследований. То есть, основным звеном, с помощью которого обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, являются санитарные регламенты.

Цель исследования. Исследовать принципы обеспечения санитарно-эпидемиологической помощи населению РФ, выявить основные факторы, влияющие на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Белгородской области, а также сформулировать задачи по улучшению санитарно-эпидемиологических показателей.

Материалы и методы исследования. Достижение санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ достигается путем постановки и решения следующих задач:

  1. Организация мероприятий и рекомендаций по оздоровлению условий труда и жизни населения.
  2. Контроль за своевременностью эргономического и гигиенического анализа нововведений, внедряющихся в народное хозяйство.
  3. Соблюдение норм предельно допустимых концентраций различных вредных веществ, а также методов контроля их встречаемости в различных объектах окружающей среды.

В нашей стране осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также организация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона единой государственной централизованной системой органов и учреждений.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему трех уровней [3, с. 277].

Учреждения первого уровня выполняют функцию государственного санитарно-эпидемиологического контроля над территорией своей деятельности. Данный уровень формируют следующие учреждения: центры госсанэпиднадзора в округах, межрайонные центры госсанэпиднадзора в городах без районного деления, а также включая его; зональные центры госсанэпиднадзора; центры госсанэпиднадзора в сельских регионах и т.д.

Второй уровень составляют следующие учреждения: центры госсанэпиднадзора, которые находятся в республиках, краях, областях, автономных округах и т.д. Соответственно, основной функцией учреждений данного уровня будет организация госсанэпиднадзора, а также поддержание его единообразия на территории республик, краев, областей, автономных областей, то есть на территории своей деятельности.

Третий уровень представлен Министерством здравоохранения и социального развития РФ, включая его подразделение- департамент госсанэпиднадзора, где происходит организация госсанэпиднадзора в стране и осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ.

Законом предусмотрено, что руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик, главными государственными санитарными врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте [3, с. 274].

Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия [1].

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в нашей стране обеспечивается с помощью проведения множества мероприятий.

К ним относят в первую очередь пропагандирование здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения страны. Неоспоримо, велика роль профилактических мероприятий для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, своевременного мониторинга социально-гигиенических показателей, а также контроля за соблюдением санитарных норм и правил гражданами. Здесь важно своевременно информировать население страны о возникновении тех или иных заболеваний.

Кроме этого, необходимо нормировать те виды деятельности, которые представляют потенциальную опасность для населения и регистрировать концентрацию и распространение потенциально опасных радиоактивных, биологических и химических веществ окружающей среды.

Помимо этого, проводится регистрация тех видов продукции, которые впервые ввозятся на территорию страны, а также проверка соответствия продукции согласно требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняются нaучные исследования в этой сфере.

Результаты исследования. Ниже представлены результаты проведения контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области.

Заболеваемость является важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения. Показатели заболеваемости населения реально отражают состояние общественного здоровья и позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для разработки профилактических программ по Н.Е Порада. Для получения сведений о заболеваемости, необходимо проводить профилактические осмотры населения.

Таблица №1. Анализ инфекционной и паразитарной заболеваемости по Белгородской области за 2016-2018 гг.

Читайте также: