Противоэпидемические мероприятия и проблема прав человека биоэтика доклад

Обновлено: 05.07.2024

Однако у такого подхода есть изъяны.

Когда люди, в том числе врачи, неукоснительно следуют абсолютному долгу, они не учитывают личные обстоятельства другого человека, представления другого человека о добре и зле, о желаемом и неприемлемом. Когда люди принимают решения в ситуации ценностного конфликта, апелляции к своим обязательствам, как правило, недостаточно. Врачебный долг предписывает тот или иной тип поведения, но не говорит, почему врач должен поступать именно так, не говорит о более глубоких ценностях, которые лежат в основе тех или иных норм.

Биоэтика пытается разработать в медицине ориентиры, которые помогут предотвратить использование биологических и медицинских технологий во вред — как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Как знание, биоэтика исследует нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук, опираясь на междисциплинарный подход. С 70-х по 90-е годы XX века она развивалась описательно: фиксировала коллизии, возникающие между людьми, вынужденными принимать решение в ситуациях, связанных с развитием медико-биологического знания.

Например, если у больного возникала просьба об эвтаназии, или если исследователь занимался вивисекцией, или возникал вопрос об оправданности практики абортов.

Ответы на указанные фундаментальные вопросы очень непросты. Но биоэтика создает знание особого типа, когда врач (исследователь) и пациент (испытуемый) стремятся в диалоге к равноправию и взаимному учету аргументов.

В том, что происходит с человеком, биоэтика выделяет два аспекта. Первый — объективный — это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, то, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. В этом аспекте, безусловно, компетентен профессионал (врач/исследователь). Но более важен второй аспект — биографический. Только сам пациент знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились при болезни, в чем смыслы его собственной жизни, задаются ли они светским или религиозным мировоззрением. Только сам пациент знает об экономических и социальных обстоятельствах, сопровождающих его болезнь.

Более того, врач-исследователь и пациент-испытуемый могут занимать различные позиции относительно понимания блага и должного. При этом они обладают различным исходным уровнем специальных знаний и компетенций, у пациента специализированные научные знания могут вообще отсутствовать.

Эта идея очень трудно пробивает к себе дорогу в среде профессиональных медиков.

Многие врачи считают, что их профессию следует охранять от вмешательства непрофессионалов. Однако биоэтика все ощутимей начинает регулировать деятельность людей в ситуациях, которые порождены развитием медицины.

Первый блок биоэтических ситуаций — это проблемы начала жизни: вопросы о статусе эмбриона, об оправданности абортов и экспериментов с фетальными (зародышевыми) тканями, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий — искусственного оплодотворения, суррогатного материнства.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, — вопросы, связанные с концом жизни: проблемы умирания, критериев смерти, легализации эвтаназии.

Третий блок — это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека — при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок — конфликт между интересами государства, общества, с одной стороны, и интересами индивида — с другой, в вопросах охраны здоровья. Например, родители отказываются от вакцинации своего ребенка, и у них есть на это право, но общество заинтересовано в том, чтобы в той или иной популяции для предотвращения эпидемии была привита определенная доля детей.

Впрочем биоэтика — это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это еще и социальный институт. Существуют структуры, организующие сам биоэтический дискурс. Это биоэтические комитеты или комиссии. Они работают на уровне государств, при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах и объединяют медиков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, юристов, специалистов по биомедицинской этике и просто рядовых граждан. Сейчас ни один ведущий мировой научный журнал не примет статью, основаннную на экспериментах с участием людей или животных, без предварительного заключения биоэтического комитета.

Каковы эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это принципы правдивости, конфиденциальности, а самое главное — уважения к автономии человеческой личности.

Некоторые полагают, что практически весь комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки и традиционными ценностными основаниями, можно урегулировать правом. Однако в области биомедицины право часто опаздывает по сравнению с темпами развития практик, нуждающихся в регулировании. Например, на сентябрь 2015 года в России законодательно не отрегулированы вопросы детского донорства (закон о донорстве, в том числе и детском, находится в стадии принятия), и это несмотря на то, что возможности трансплантологии чрезвычайно велики.

Биоэтика стремится к тому, чтобы законы обрели этическое оправдание, и были выявлены сферы, где законодательное регулирование еще не сложилось, либо принципиально невозможно. Так, если законом будут детально описаны права личности в биомедицине, то это не предотвратит возможных конфликтов между правами и свободами разных людей. Например, между правом пациента получить помощь опытного врача и нежеланием этого врача производить оттачивание своих навыков на лабораторных животных. Между правом потребителя получить безопасное косметическое средство и установкой производителя на отказ от использования животных для тестирования новых средств.

Правовые нормы и нравственные ценности не всегда совпадают, а иногда даже находятся в противоречии. В истории XX века есть множество примеров того, как легальные практики были совершенно антигуманными — например, практика эвтаназии в нацистской Германии.

Биоэтика только начинает занимать место в общественном сознании как особого рода знание и практика. И в будущем ее роль будет только нарастать.

Аннотация: Что такое биоэтика? Чем биоэтика отличается от традиционной медицинской этики? Какова роль биоэтики в современном мире? Вряд ли возможно дать однозначные ответы на эти вопросы. Между тем современная наука заставляет все чаще задумываться о месте человека в мире и искать наиболее точные и уместные ответы на сложнейшие этические ситуации. А это предполагает широкое обсуждение весьма острых этических вопросов, в том числе на страницах газет и журналов и в популярных радио и телепередачах. Подобные проблемы не под силу решать в рамках какой-то одной дисциплины, будь то медицина, юриспруденция или философия. Здесь мы попытаемся представить биоэтику как такую область знания, которая неразрывно связана с осмыслением и защитой прав человека перед лицом вызовов, порождаемых бурным развитием биомедицины.

1. Возникновение биоэтики

Один из ведущих американских биоэтиков, врач с мировым именем А. Р. Джонсен (A. R. Jonsen) назвал днём рождения биоэтики 9 ноября 1962 года. В этот день в журнале "Лайф" была опубликована статья журналистки Шэйны Александер (Shana Alexander) "Они решают, кому жить, кому умирать: чудо медицины налагает моральное бремя на маленький комитет". Тогда в клинике города Сиэтл (штат Вашингтон, США) врач Белдинг Скрибнер (Belding Scribner) стал первым в мире регулярно применять эффективно работающий аппарат "искусственная почка".


Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин "биоэтика" вошел в широкий научный оборот после публикации в 1970 г книги американского онколога Ван Ренсселер Поттер "Биоэтика – мост в будущее". Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, "наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – биоэтика".

Метод хронического гемодиализа, осуществляемый с помощью этого аппарата, позволял значительно продлевать жизнь больных с почечной недостаточностью. Поскольку число аппаратов было ограничено, то со всей остротой встала проблема выбора: кому из пациентов дать доступ к спасительному прибору, а кому – нет, кому предоставить шанс выжить, а кому в этом шансе отказать. Скрибнер и его коллеги были активистами борьбы против расовой и гендерной дискриминации. Поэтому они решили, что успехи биомедицины не должны стать основанием для новой формы дискриминации людей, теперь уже в отношении доступа к медицинской помощи. Был поставлен вопрос о том, как защитить право пациентов на справедливое распределение дефицитного ресурса, спасающего жизнь.

Для честного, непредвзятого принятия решений в такой экстремальной ситуации Скрибнер предложил создать особую гражданскую структуру. Так в Сиэтле появился первый в мировой практике этический комитет. Комитет включал семь граждан Сиэтла, среди которых кроме врачей были юрист, священник, философ, специализирующийся в области этики. Ш. Александер описала работу этого комитета, горячие дискуссии между его участниками, пытавшимися найти некоторый общий подход к обсуждаемым проблемам. Предоставить ли аппарат ветерану войны или молодому юноше, ещё никак не проявившему себя, местному конгрессмену или домохозяйке, многодетной матери? Как отметил А. Джонсен, создатели первого этического комитета совершили судьбоносное для последующего развития биоэтики открытие – острейшие этические проблемы, рождающиеся в медицинской науке и практике, не могут решаться одними только врачами. Стала очевидной необходимость их сотрудничества с представителями гуманитарных профессий и общественностью. Важнейшим и незаменимым посредником подобного рода сотрудничества являются СМИ.

Публикация Ш. Александер вызвала острую дискуссию в прессе, тем самым было привлечено внимание к одной из новых специфических моральных проблем, возникающих в ходе прогресса биологии и медицины. На гребне общественного интереса, обусловленного этими дискуссиями, появились первые научные публикации в области биоэтики, а через несколько лет (в начале 70х годов) возникли первые исследовательские центры и началось преподавание биоэтики в медицинских школах.

Следует отметить значительное влияние на возникновение и развитие биоэтики идеологии экологического движения, обращающей внимание на угрозы научно-технического прогресса для биологического благополучия человека и выживания человечества в целом. Специфика биоэтики в том, что она опознаёт эти угрозы на уровне не биологических отношений, но фундаментальных моральных оснований. На уровне прав человека.

2. Миссия биоэтики

Основная задача биоэтики — способствовать выявлению, междисциплинарному обсуждению и выработке социально согласованных решений по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Можно ли клонировать человека? Допустимы ли попытки создания генетическими методами новой "породы" людей, которые будут обладать высокими физическими и интеллектуальными качествами? Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям? Можно ли и нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом заболевании? Является ли эвтаназия преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед человеком и человечеством практически ежедневно.

Однако вполне справедливо задаться вопросом: зачем понадобилось создавать биоэтику, ведь на протяжении веков медицина и наука самостоятельно решали такого рода проблемы? В самом деле, все знают, к примеру, о клятве Гиппократа, которая много столетий является фундаментом профессиональной этики врачей.

Основное отличие биоэтики от традиционной, гиппократовской этики — в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного морального субъекта, воздействующего на пациента, который пассивен (собственно, само латинское слово "пациент" и обозначает того, кто пассивно претерпевает страдание) и не принимает участия в выработке жизненно важных для него решений. Биоэтика же исходит из идеи "активного пациента", который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными.

Традиционные ценности милосердия, благотворительности, заботливого отношения к пациенту и непричинения ему вреда, нравственной ответственности медиков нисколько не отменяются и не умаляются. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое значение и новое звучание. Значительно больше внимания уделяется моральной ценности индивида как уникальной и неповторимой личности. В центре морального сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право (закрепляемое международным и национальным законодательством) самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни.

Отметим также, что если врачи или биологи как эксперты обладают наиболее достоверным знанием, к примеру, о том, как технически клонировать человека, то вопрос о моральной или правовой допустимости подобных действий находится вне их профессиональной компетенции. Именно поэтому биоэтику развивают представители целого ряда дисциплин: врачи, биологи, философы, богословы, психологи, социологи, юристы, политики и многие другие. В этом смысле биоэтика представляет собой междисциплинарный феномен. Проблемы, порождаемые прогрессом биологии и медицины, столь трудны и многообразны, что для их решения необходимы совместные усилия людей, обладающих разными видами знания и опыта.

И еще одна важная особенность биоэтики. История показывает, насколько опасно пытаться навязать обществу одну на всех систему идеологических, национальных, религиозных или иных ценностей. Все мы различаемся по своим ценностным предпочтениям, но, в то же время, мы все граждане одного общества. Необходимо, несмотря на все различия и, более того, в полной мере уважая их, формировать навыки совместной жизни, в которой каждый вправе быть отличным от других.

Поэтому биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для плюралистического общества. Особую роль в этом играют этические комитеты. Это — социальный институт, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно- исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах (парламентах, президентских администрациях), международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). Важную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с мощными правозащитными движениями. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих международных и национальных законодательных актах.

"Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций. " (Конвенция Совета Европы "О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине", статья 28).

Кроме того, биоэтические идеи развиваются и социально реализуются в рамках различных общественных организаций и движений. Достаточно упомянуть независимые врачебные ассоциации, организации защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права на аборт и т.д.

Таким образом, биоэтика – это междисциплинарная область знания, академическая дисциплина и социальный институт, которые возникли как ответ на сложнейшие антропологические и этические проблемы, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики.

Мораль и право – это основные формы регулирования человеческой деятельности. Проблема взаимоотношения этих двух понятий стоит остро в современном обществе. Это две конфликтующие стороны одного целого. Тенденция делать аморальные законы имела место еще в прошлом веке. Чудовищные законы, чудовищные методы воплощения этих законов – все это идет в разрез с традиционными моральными уставами, сложившимися за столько веков. Но не только в прошлом мы можем найти подтверждения раскола между понятиями мораль и право – в современном обществе немало примеров такого раскола. Легализация эвтаназии, абортов, проституции. Некоторые страны позволяют себе подобные законы, считается, что это приемлемо. Современный статус эмбриона и многое другое – реклама спиртных и табачных изделий, преступность, все это идет в разрез с моральными ценностями которыми жили столетия назад и которые идут сквозь века как незыблемые правила жизни.

Несомненно, мораль и право - части единого целого, право не может быть не моральным, право основано на морали. Мораль воспитывает в каждом из нас добрые, светлые чувства – как стоит относиться к людям и к себе. Ужасные вещи, происходившие в истории, на них нужно учиться, их не в коем случае нельзя повторять, это будет непростительной ошибкой. Право создано для защиты, но только когда оно станет этическим, морально – совершенным тогда вся система заработает.

Согласно закону, любое право может быть ограничено только законом, но в условиях активного развития медицины и биотехнологий, оказалось, что права на защиту здоровья с помощью новых средств диагностики и лечения изменяют и ограничивают другие права вокруг достоинства и неприкосновенности личности. Биоэтика — это совокупность этических норм в области охраны здоровья человека, которая работает до закона.

Одновременно с процессом структуризации медицинского права в России начался непосредственно связанный с этим процесс становления и институциализации биоэтики — научной дисциплины и сферы практической деятельности по неформальной регуляции отношений в области медицинского обслуживания. Очевидно, что рассматривать эти процессы изолированно нельзя. Предметом биоэтики является нравственное отношение ко всему живому. Для человека, чье отношение, собственно, и имеется в виду, среди всего живого самым ценным является он сам. Следовательно, отношение к человеку как живому существу является приоритетной ценностью биоэтики.

Как известно, все положения этики и деонтологии почти до конца ХХ столетия традиционно основывались на нравственности, моральных кодексах, врачебных традициях, общественном мнении и т.д., то есть были рекомендательными, не обязательными, опирались на теорию блага. Биомедицинская этика является новым витком, новой ступенью этики и деонтологии врача. В биомедицинской этике очень многие положения перешли в правовые рамки, стали закрепляться законодательно т.е. стали обязательными.


  • интересы и благо человека по отношению к медицине и науке;

  • доступность медицинской помощи приемлемого качества;

  • информированное согласие на медицинское вмешательство;

  • обеспечение прав детей, психических больных;

  • охрана частной жизни и конфиденциальность;

  • геном человека (генетическое тестирование, вопросы выбора пола), клонирование, медицинский эксперимент (в том числе защита лиц, выступающих в качестве испытуемых);

  • все аспекты трансплантации;

  • искусственное прерывание беременности (аборт);

  • репродуктивные технологии;

  • медицинская стерилизация;

  • проблемы ВИЧ и СПИДа;

  • клиническое испытание лекарственных средств;

  • эвтаназия;

  • патологоанатомическое вскрытие.

  1. Медицинское право.

Биоэтическая регуляция гораздо строже, чем обычная моральная. Высокая степень интегрированности биосоциального пространства человека в эпоху постиндустриального общества предполагает именно такую регуляцию, однако медицинское сообщество еще не осознало до конца ее необходимость.

Можно предположить, что юридическое сообщество также еще не осознало до конца необходимость и уникальность медицинского права. Более того, любой специалист, ознакомившись с представленным выше полем биоэтической регуляции, справедливо заметит, что оно тождественно правовому полю отношений в медицине. Здесь нет противоречия, поскольку любая правовая норма является в то же время нормой морали.


  • моральная норма не является обязательной и в большинстве случаев не закреплена законом;

  • в биоэтике нормы обязательны, но не всегда закреплены законом;

  • в праве нормы обязательны и закреплены законом.

Этические комитеты начали создаваться тогда, когда общество осознало возможность угрозы жизни со стороны научно-технических достижений медицины. Этические комитеты не могли быть созданы и успешно функционировать до появления теоретического обоснования принципов моральной регуляции нового этапа развития медицины — биомедицины. Таким обоснованием явилась биоэтика.

Задачи биоэтических комитетов:

• Контроль за соблюдением автономии пациента и его прав;

• Консультация граждан по биоэтическим проблемам (эвтаназия, аборт, трансплантология, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, клинические испытания лекарств и новых методов лечения на человеке);

• Правовое образование медперсонала больницы;

• Формирование политики больницы в области биоэтики.

В ЮНЕСКО действуют два комитета по биоэтике — международный и межправительственный. В Совете Европы этой тематикой занимается Руководящий комитет по биоэтике. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках ВОЗ.

Этическое и правовое регулирование в области биоэтики осуществляется на основе международных нормативных документов.

Во многих странах мира при органах законодательной либо исполнительной власти действуют достаточно влиятельные национальные этические комитеты или комиссии. Они готовят политические решения по наиболее острым и актуальным проблемам биоэтики, по поводу которых сталкиваются интересы разных социальных, религиозных, этнических, половозрастных и пр. групп населения.

Юридического обоснования для этических комитетов на международном уровне не существует. Этическими принципами, обеспечивающими их деятельность, являются Женевская клятва врачей, Хельсинская декларация и Международная хартия по правам человека — международные документы естественного права.

Как правило, национальные этические комитеты (комиссии) создаются распоряжениями главы государства. Решения, принимаемые этическими комитетами, не носят обязательного характера, однако ни одна фармацевтическая компания не принимает решения о начале клинических испытаний без санкции этического комитета. Более того, при решении вопроса о присуждении ученой степени по медицинским наукам ВАК в сложных случаях считает отсутствие справки этического комитета аргументом для отрицательного решения, несмотря на то, что Положением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) о присуждении ученых степеней такой документ не предусмотрен в качестве обязательного. Уже есть случаи, когда заключение этического комитета становилось аргументом для прокуратуры в вопросе о возбуждении уголовного дела. Таким образом, юридически этические комитеты остаются в поле моральной регуляции, а де-факто они уже приобретают правовой статус.

В морали лишь некоторые ее нормы, становясь правовыми обычаями, впоследствии интегрируются в закон. В биоэтике существует тенденция интеграции любой (каждой) этической нормы в норму права.

Эмпирически это можно проиллюстрировать на примере судьбы такой правовой (или этической?) нормы, как информированное согласие пациента. С точки зрения общей теории морали врач может выбирать: информировать пациента о перспективах и стратегии лечения или нет. С точки зрения закона он обязан информировать пациента и получать его согласие на лечение. С точки зрения биоэтики — информировать обязан, получить согласие обязан, но объем информации, способ ее предоставления и форма получения согласия зависят уже от свободы выбора врача. Однако в последнее время отсутствие единой формы информированного согласия вызывает все больше трудностей. В разных медицинских организациях (лечебно-профилактических учреждениях) она утверждается по-разному. Чаще всего, просто заимствуют у тех, кто уже ее применяет, не думая об особенностях лечебного процесса.


В чем же причина того, что ныне многие положения морали приходится переводить в правовое поле - законы?

1) В наше время нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают. В результате наиболее значимые моральные нормы приходится закреплять юридически.

III . Заключение.

Закон для всех один, закон следует соблюдать – но только тогда, когда этот самый закон направлен в то русло, куда его призвали направлять. Мораль и этика – руководства к пользованию законом, метод его создания – человеческая природа всегда была направлена на саморазрушение, мы бомбы замедленного действия и только правовыми аспектами нам не поможешь. Моральные ценности – вот что нужно, всем и каждому всеми способами нужно донести до сведения о них, о их причинах и о том, для чего они собственно нужны. Основа права должна быть мораль – тогда и право будет работать. В законах должно быть оговорено все, все мелочи до единой, чтобы ни у кого не было лазеек этот самый закон обойти. Но право не должно быть ограничено только идеями духовного воспитания, такими как заповеди христианства, односторонний запрет на все не решения проблем общества – потому что ограничивать таки образом людей в современном обществе, все равно, что зажать в кулак петарду, мы потеряем руку – как потеряем, то общество, что имеем – подход, к каждому нужно найти свой подход и задача права тут урегулировать этот вопрос дабы избежать насилия и жертв, возможных при таких мерах воздействия на жизнь и свободу человека.

В настоящее время у нас в стране идет процесс институализации биоэтики в правовом поле! Под институалитизацией понимается юридическое оформление социальных субъектов этического регулирования в сфере медицины — этических комитетов, а также формализация некоторых наиболее актуальных этических норм и санкций. Если представить себе происходящие в данной области изменения именно таким образом, получится, что биоэтика — это уже не мораль, но еще не право. Вероятно, в этом и состоит ее основная функция — транслировать нормы морали в правовое поле, отбирать и эксплицировать те этические детерминанты, которые обладают юридическим потенциалом.

IV . Список используемой литературы.

1. Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского – М., 1997. – вып. 1. – С. 203.

3. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. М., 2002. С.

4. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Право и медицина: доктрина информированного согласия // Новая правовая мысль. 2002. N 1. С. 39-41.

5. Седова Н.Н. Правовой статус биоэтики в современной России // Медицинское право. 2005. N

7. Этический кодекс российского врача (утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России. Москва, ноябрь, 1994 г.).

Большие достижения в биологии и медицине, внедрение новых технологий привели к тому, что некоторые решения, принимаемые в этих областях науки, входят в противоречие с нормами традиционной этики. Особенно широкое значение эти проблемы получили в 21 веке. Это стало предпосылкой к формированию биоэтики (биомедицинской этики) – соединение биологический знаний и человеческих ценностей.

Главные проблемы биоэтики совпадают с проблемами классической медицинской этики, а в ряде случаев и дополняют их. Проблемами биоэтики являются следующие:

  • право на жизнь
  • эвтаназия – прав на смерть
  • репродуктивные технологии
  • вмешательство в репродуктивную систему человека: аборт, контрацепция, стерилизация
  • биомедицинские эксперименты
  • генные технологии
  • трансплантология
  • психиатрия и права человека
  • нравственные проблемы ВИЧ-инфекции
  • проблема социальной справедливости.

Проблема вмешательства в репродуктивную систему человека

Медицинский работник, который оказывает специфическую помощь женщинам, каждый раз сталкивается с вопросом об этической стороне искусственного вмешательства в репродуктивную систему человека.

Одной из ключевых проблем, которые возникли в результате развития биотехнологий, является искусственное оплодотворение, которое дает возможность решения такой важной проблемы, как бесплодие. Применение данной технологии затрагивает человеческие ценности, такие как брак, отношения супругов друг к другу, судьба будущего ребенка. Если рассматривать ситуацию с точки зрения морали, то необходимо различать грань, когда вмешательство в репродуктивную систему человека носит характер необходимой помощи, и когда оно становится экспериментом. Искусственное оплодотворение имеет разрешение на уровне законодательства, и морального осуждения в обществе не вызывает, так как каждая женщина имеет право быть матерью, и долгом медицины является оказание ей в этом необходимой помощи.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако метод суррогатного материнства является спорным с точки зрения биоэтики. В этом случае происходит манипулирование физической природой ребенка, который получает генетическое наследие от двух лиц, а питание и внутриматочное обеспечение – от третьего лица, суррогатной матери. Это приводит к злоупотреблениям в отношении брака и ребенка, которого лишают права знать своих родителей.

Проблема клонирования человека также вызывает споры. С одной точки зрения, клонирование не нарушает норм морали и этики, а появление генетических копий не является опасным ни для самого человека, ни для общества. Эта технология позволяет найти способ избавления от болезней и может стать ключом к бессмертию.

С другой точки зрения, клонирование является аморальным и опасным ввиду невозможности определения последствий, которые могут возникнуть. Экспериментальных доказательств того, что клонированный эмбрион будет развиваться без патологий и у ребенка не возникнут уродства или задержки в умственном развитии.

Проблема трансплантологии

Такая область медицины, как трансплантология, тоже вызвала много этических и правовых проблем. Безусловно, трансплантология – это важнейшее достижение науки. На сегодняшний день существует технология пересадки практически всех жизненно важных органов: сердца, печени, почек, поджелудочной железы. Однако проблема трансплантологии, связанная с определением прав и обязанностей донора, их родственников, медицинских работников вызывает много споров с точки зрения этики. Помимо этого, получение информированного согласия является сложнейшей проблемой. Сложными проблемами являются и констатация смерти мозга, проблема распределения донорских органов, а также проблема соблюдения социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности.

Проблема эвтаназии

Еще одной проблемой биоэтики является проблема эвтаназии. Эвтаназия – это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. То есть, говоря другими словами, эвтаназия – это преднамеренное убийство человека по его просьбе. Существует две формы эвтаназии. Активная – применение медицинскими работниками средств для прерывания жизни пациента. А этому виду эвтаназии относится и самоубийство при помощи врача, предоставляющего больному средства для прерывания жизни.

Пассивная эвтаназия – отказ от поддерживающего лечения.

Существует статья, запрещающая осуществление медицинским персоналом эвтаназии любыми способами, включая прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.

Ни одна религиозная конфессия не одобряет эвтаназию, она противоречит религиозным принципам и принципам традиционной медицинской этики. Однако окончательно решенным этот вопрос не может считаться.

В современных условиях проблемы биоэтики стоят особенно остро. Не существует единого взгляда на вышеперечисленные проблемы. Каждая проблема биоэтики может рассматриваться с разных точек зрения, и каждая имеет свои аргументы. Развитие медицинских и биотехнологий с одной стороны позволило человечеству решить многие проблемы, касающиеся здоровья, сохранения жизни и даже зарождения жизни. Но с другой стороны на первый план выходят морально-этические качества медицинских работников, исследователей, ученых.

Сопереживание и милосердие является важным качествами медицинского работника. Этические убеждения должны присутствовать в повседневной работе, во взаимодействиях с пациентами, их родственниками, с коллегами.

Читайте также: