Доклад о русском севере во времена петра великого

Обновлено: 28.06.2024

Освоение Русского Севера и Арктики шло достаточно долго из-за суровых климатических условий и недостаточного уровня развития техники. Очевидные успехи на этом поприще относятся к советскому периоду, когда СССР стал бесспорным лидером в исследовании и покорении арктического региона.

Первопроходцы

В последующие 2 века были освоены архипелаг Новая Земля и о. Вайгач. В 1499 году в районе современного Нарьян-Мара был заложен первый русский город в Заполярье – Пустозерск. В тот же период на Русском Севере было основано несколько монастырей, в том числе Трифонов Печенгский монастырь и знаменитые Соловки. Помимо своей основной функции, они выполняли роль неприступных крепостей. Самым значимым русским северным портом с 1584 года и до XX века считался Архангельск.

Следующим этапом освоения необъятных северных территорий стало прокладка Мангазейского морского хода – торгового пути от устья Северной Двины до Тазовской губы и города Мангазеи, который в те времена был центром пушного промысла и сбора ясака. В тот же период появились первые кустарные предприятия по нефтедобыче, начал осваиваться Ямал.

Самой яркой фигурой в деле освоения Русского Севера, несомненно, был Семен Иванович Дежнев. Благодаря его походу, осуществленному в 1648 году, стали понятны примерные очертания арктического побережья. Он прошел вдоль Чукотки до пролива, отделяющего Азию от Северной Америки. Несмотря на то, что Дежнев был первым мореплавателем, прошедшим между континентами, лавры первооткрывателя достались Витусу Берингу, который прошел тем же маршрутом 80 лет спустя.

XVIII- XIX века

В эпоху Петра Великого освоение северных земель шло полным ходом. Этому способствовало появление в России мощного военно-морского флота. Плавания по северным морям не прекратились и после смерти первого русского императора. В 1733-1743 гг. была проведена Великая Северная экспедиция, в которой, помимо Беринга, приняли участие братья Лаптевы и Семен Челюскин. По результатам экспедиции была создана подробная карта всех владений России, включая ее северные и восточные границы.

русские первопроходцы в Арктике

Следующая исследовательская экспедиция в северные воды была организована в 1765 году Михаилом Ломоносовым. Ее возглавил адмирал Василий Яковлевич Чичагов. Целью экспедиции было детальное изучение ранее описанных территорий и поиск морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан в Тихий.

Немаловажную роль в освоении дальневосточных территорий и Аляски сыграла Русско-американская компания, основанная в 1799 году.

XX век

В начале XX века бурный технический прогресс создал условия для более детального изучения полярных широт. Создавались подробные карты с точными очертаниями побережья Северного Ледовитого океана и островов, проводились работы по гидрографическому исследованию дна. В экспедициях приняли участие такие известные полярные исследователи, как:

  • Александр Васильевич Колчак;
  • Эдуард Васильевич Толль;
  • Яков Федорович Санников;
  • Борис Андреевич Вилькицкий.

Благодаря работе многих арктических исследователей был проложен подробный маршрут из Архангельска во Владивосток, который во многом повторяет современный Северный морской путь.

В период Первой мировой войны для лучшего взаимодействия с союзниками по Антанте был основан Романов-на-Мурмане (Мурманск) – порт, который и по сей день играет ключевую роль как для гражданского флота, так и для ВМФ РФ.

Революция и последовавшая за ней Гражданская война негативно сказались на арктических исследованиях. Работы были возобновлены в середине 1920-х гг. С 1932 года развитие Арктики стало стратегически важной государственной задачей. В этот период трудную арктическую дорогу для страны торили такие известные полярники, как:

  • Отто Юльевич Шмидт;
  • Иван Дмитриевич Папанин;
  • Михаил Михайлович Громов;
  • Валерий Павлович Чкалов.

В 1930-1940-е гг. появилась возможность устойчивой навигации по Северному морскому пути. В тот же период был основан ряд портов и городов в Заполярье. В их числе Воркута, Норильск, Диксон, Тикси.

Нельзя не упомянуть о роли Архангельска и Мурманска в годы Великой Отечественной Войны. Именно через эти порты шли арктические конвои, доставляющие в СССР помощь по ленд-лизу. На страже этого стратегически важного для страны маршрута стоял Северный флот.

В послевоенный период работа по освоению и развитию Арктики имела несколько направлений. Совершенствовался ледокольный флот и субмарины. Были открыты крупнейшие газовые и нефтяные месторождения, в том числе на шельфе.

Самый мощный в мире атомный ледокол

На сегодняшний день Российская Федерация является безусловным лидером в Арктическом регионе. Современный ледокольный флот позволяет вести навигацию по Северному морскому пути непрерывно. Грузооборот в полярных водах растет год от года. Для обеспечения защиты интересов России в регионе присутствует достаточное количество военных кораблей, оснащенных по последнему слову техники. В случае нападения их поддержат расположенные на суше арктические бригады.


https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/08/07/2353446/b5c3b8a80435da7e543e67871866cee4.jpg

Рис. 1. Пётр I Великий

Петр I Великий вошел в историю как величайший преобразователь (рис.1.). Родился Пётр Алексеевич в царской семье Романовых 9 июня 1672 года в Москве. Учение Петра началось, когда ему даже не исполнилось 5 лет. Мальчик показывал незаурядные способности, его увлекали история, география и военное дело.

Ему всегда было интересно что-то мастерить своими руками. В Преображенском, где он жил, у него были инструменты плотника, каменщика, он знал столярное дело и неплохо владел молотом и наковальней.

Еще одним увлечением стали корабли. Он нашел старый бот неподалеку от Измайлова, на нём он получил первый опыт мореплавания.

В 10 лет Пётр I взошёл на престол России.

С 1697 по 1698 год Петр I путешествует по Европе в составе Великого посольства. В городе Кёнигсберге он обучался артиллерийскому делу, в Голландии обучался кораблестроению, работал плотником. В результате этого путешествия Пётр понял, что России необходим флот, мощная армия, развитая промышленность и европейская культура.

Он хотел сделать Россию европейской державой. Именно это, по его мнению, и сделает Российскую империю культурной, образованной и обороноспособной.

Пётр I известен тем, что имел дипломы по 16 специальностям, в том числе: плотник, инженер, кузнец и даже зубодёр. При себе он имел специальный инструмент и мог выдернуть человеку зуб в любом месте.

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/477423/wx1080.jpg

Рис. 2. Михаил Васильевич Ломоносов

«Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Достойную хвалу воздать сему Герою

http://900igr.net/up/datai/229508/0015-029-.jpg

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

https://swordmaster.org/uploads/2008/ermak/surikovpokoreniyesibiribs6.jpg

Продолжил дело освоения Сибири Пётр I. В мае 1714 г. царь дал указ подполковнику Ивану Дмитриевичу Бухгольцу (рис. 5.) снарядить в Тобольске военную экспедицию и идти вверх по Иртышу для поисков песочного золота.

Через год экспедиция снарядилась и на 60 судах (33 дощаника и 27 весельных лодок) отплыла из Тобольска вверх по Иртышу. В составе экспедиции находились 2862 драгуна и, кроме того, 70 мастеровых.

Доплыв до устья Оми, Бухгольц остановил свой отряд. Отсюда он послал гонцов к тобольскому губернатору князю Гагарину за указанием, что предпринимать далее. Гагарин вскоре прислал ответ. Он предписывал Бухгольцу на слиянии рек Оми и Иртыша заложить Омскую крепость и прислал в дополнение к отряду 1300 человек регулярного войска.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/208/05-2-96690073_img3591.jpg

Рис. 5. Иван Дмитриевич Бухгольц — основатель первой омской крепости

Там, где ныне расположен Омск, 302 года тому назад было пустынно и дико. У самых вод рек Иртыша и Оми густой стеной стояли тальниковые заросли; выше по берегам росли коренастые с корявыми и толстыми стволами старые, похожие на столетние дубы, ивы. Сейчас же на этом месте стоит большой, промышленный город Омск.

Омск известен знаменитыми людьми, жившими в нём. Один из таких людей писатель Фёдор Михайлович Достоевский, отбывавший заключение в Омском каторжном остроге (1850–1854).

Омск на данный момент — это один из крупнейших городов России, крупный научный, культурный и промышленный центр. Омская крепость, воздвигнутая при Петре I недавно подверглась реставрации.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/311/310638/img27.jpg

Рис. 6. Маршрут первой экспедиции под руководством Витуса Беринга

«1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами;

2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки;

В экспедиции принимали участие морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

Для начала мореплавания нужно было из Петербурга прибыть в Охотск. По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна.

Корабль плыл к южному берегу Камчатки, затем обогнул его и пошёл вдоль Камчатки, а затем Чукотки. Других земель, соединявших бы Азию с Америкой, не было видно. В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Пролив, открытый Берингом, назван Берингов пролив.

Основные термины (генерируются автоматически): Америка, омск, Азия, Камчатка, омская крепость, Иртыш, Охотск, Камчатская экспедиция, мозаичная картина, Ермак.

Демократизация российского общества обусловила рост интереса к роли личности в истории. В современной России уделяется огромное внимание изучению исторических персон. Личность Петра I является одной из самых ярких и противоречивых фигур не только в российской, но и в мировой истории. Эпоху его правления изучали многократно и оценивали по-разному.

Глава 1. Опубликованные источники о пребывании Петра I в г. Вологде

Глава 2. Литература о Пребывании Петра I в г. Вологде

.1 Дореволюционные историки о пребывании Петра I в г. Вологде

.2 Советские историки о пребывании Петра I в г. Вологде

.3 Современные историки о пребывании Петра I в г. Вологде

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Список источников и литературы

Демократизация российского общества обусловила рост интереса к роли личности в истории. В современной России уделяется огромное внимание изучению исторических персон. Личность Петра I является одной из самых ярких и противоречивых фигур не только в российской, но и в мировой истории. Эпоху его правления изучали многократно и оценивали по-разному.

Объект работы: Петр I и Русский Север в опубликованных источниках и литературе.

Предмет работы: Петр Великий и г. Вологда в опубликованных источниках и литературе.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

В работе рассматриваются опубликованные источники и литература о пребывании Петра I в г. Вологде, начиная с XVIII и заканчивая началом XXI в.

Цель исследования состоит в изучении опубликованных источников и литературы, содержащих информацию о визитах Петра I в г. Вологду.

Согласно поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

проанализировать опубликованные источники, содержащие информацию о нахождении царя в Вологде;

рассмотреть работы дореволюционных историков, писавших о путешествиях Петра I на Север и в связи с этим о его визитах в г. Вологду;

проанализировать работы советских исследователей, выходивших на тему пребывания Петра I в г. Вологде;

исследовать работы современных историков, касавшихся сюжета о пребывании Петра I в г. Вологде.

В качестве методологической основы работы были приняты принципы историзма, объективности и критической интерпретации источников. Системный и комплексный подходы, основанные на данных принципах, позволили рассмотреть все процессы и явления в развитии, во взаимной и временной связи. В соответствии с основными принципами, поставленной целью и особенностями объекта исследования были использованы различные методы. Применение историко-генетического метода позволило рассмотреть деятельность Петра Великого и его визиты в г. Вологду на определённом отрезке времени в развитии. Историко-типологический метод был применен при рассмотрении исторических трудов по теме, что позволило классифицировать историографию данного вопроса по временному признаку. В соответствии с целью и задачами исследования использован системный метод, который позволил осуществить сбор и систематизацию материала по данной теме, классифицировать источники по их внутреннему содержанию. Еще был применен метод обобщения, который позволил на основании множества заключений сделать общий вывод по изучаемой проблеме.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Книга Устав Морскои. О всем что касается доброму управлению, в бытности флота на море — крупный памятник петровских времён. Он был издан в 1720 г. Считается, что текст устава и предисловие к нему были составлены самим Петром I, под руководством Ф. Прокоповича. В предисловии к уставу есть речь только о поездке царя на Кубенское озеро и о прибытии его в 1694 г. к городу Архангельскому.

Несмотря на то, что непосредственно о г. Вологде в уставе речи нет, традиционно принято ссылаться на известие о поездке царя к Кубенскому озеру как на свидетельство о первом визите царя в г. Вологду.

Еще одним важным документом является письмо самого императора, отправленное им с Вологды 25 апреля 1702 г. и адресованное Т. Н. Стрешневу, в котором описывается, как Петр I добрался до г. Вологды.

Двинской летописец достаточно подробно описывает путешествия Петра Алексеевича на Двину к городу Архангельскому, повествуя при этом и о посещениях им г. Вологды. Стоит отметить, что этот источник является одним из основных для исследователей при изучении тем, связанных с Петром I на Севере.

Вологодская летопись по месту своего создания является наиболее близким к г. Вологде источником. Летопись относится к общерусским провинциальным летописям, так как содержит в себе как события общегосударственного, так и местного значения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

В историографии, посвященной теме пребывания Петра Алексеевича в г. Вологде, можно выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

Региональная советская историография представлена в основном материалами местной периодической печати. В. Железняк, С. Богданов и А. Ширяев описывали визиты Петра I в г. Вологду с использованием ярких подробностей, представляющих интерес для читателя.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

В целом особенностью работ данного периода является то, что историки акцентируют внимание на последствиях петровской политики для Севера. Современная историография представлена статьёй Н. И. Данилова, краеведческим словарём Ф. Я. Коновалова, Л. С. Панова и Н. В. Уварова, книгой З. С. Кочиной и путеводителем по Домику Петра I в г. Вологде В. Б. Лисицына.

Особенностью постсоветского периода является то, что большое внимание уделяется Домику Петра I в г. Вологде.

Результаты дипломного исследования прошли апробацию на 46-й Студенческой научно-практической конференции .

Глава 1. Опубликованные источники о пребывании Петра I в г. Вологде

В конце XVII — начале XVIII в. великий царь Петр I неоднократно посещал г. Вологду. Эти события были крайне важны для города и его жителей и приводили к порой неожиданным последствиям. Царские посещения втягивали г. Вологду в круговорот больших событий Петровской эпохи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, Двинской летописец является информативным источником, повествующим о деятельности Петра I на Севере с целью создания русского флота.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

На основании этих данных исследователи приходят к выводу о том, что в Спасо-Прилуцком монастыре и велась работа над составлением этой части Уваровского летописца — Вологодской летописи. После записи 1673 года изложение летописи возвращается к событиям 1351 года, последовательность событий доводится до 1695 года, который связывается со строительством в Спасо-Прилуцком монастыре. После повествование возвращается назад к 1675 году. Особое внимание уделяется событиям 1668 г., где описывается Соловецкое восстание, после него следуют известия о смерти царя Алексея Михайловича, о царствовании Федора Алексеевича, правления Софьи, царствования Петра I вплоть до 1700 г.

… какого рожна Пётр, имея под боком дикие земли на юге страны, с более мягким и устойчивым климатом, тёплым морем, полноводными реками как транспортными артериями и т.п., вдруг с угару, на шару, ломанулся воевать за дикий болотистый край с первой армией того времени? От которой и огрёб под Нарвой по самое небалуйся? И ведь не успокоился, опять пошёл туда же с войной (несмотря на то, что благодатный Крым так и напрашивался на присутствие русских штыков)? И так воевал со Шведами до тех пор, пока не устроил там свою столицу!

Где вы ещё видели значимые в мировом масштабе страны, у которых столица находится НА СУХОПУТНОЙ ГРАНИЦЕ с враждебными государствами (помните, историк вы мой, причины Зимней войны СССР – Финляндия 1939-1940 гг?)? Вот интересно услышать ваше объяснение по этому поводу!

P.S. Я ничего не утверждаю. Я всего лишь задаю интересующий меня вопрос. Логичный, на мой взгляд. Кстати, приверженцем версии “откопанного” Питера не являюсь. Просто интересно: ПОЧЕМУ?

Да это интересно. Действительно.

Почему Пётр 1 пошёл на Север?

Почему историк от Бога не может прочитать хотя бы биографию Петра 1. Первое, что должно приходить ему на ум после того, как мимо ума прошла вся школьная программа по истории.

Биография Петра 1

Открываем интернет и читаем первое, что видим:

Пётр 1 пошёл на Юг. Начало экспансии России. 1690—1699.

Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Османской империей и Крымом . Пётр I решил вместо походов на Крым , предпринимавшихся в годы правления царевны Софьи, нанести удар по турецкой крепости Азов , расположенной при впадении реки Дон в Азовское море.

ПЕРВОЕ, что сделал Пётр 1 – он открыл выход России в ЮЖНЫЕ моря!

ЮЖНЫЕ!

В Северные это ПОТОМ.

Решив вопрос на юге Пётр1 съездил в командировку в Северные страны и начал готовится к следующему этапу создания Империи.

Северная война со Швецией (1700—1721)

После возвращения из Великого посольства царь начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю . В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII , в который помимо России вошли Дания , Саксония и Речь Посполитая во главе с саксонским курфюрстом и польским королём Августом II . Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию . За помощь он обещал России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии).

Для вступления в войну России было необходимо заключить мир с Османской империей . После достижения перемирия с турецким султаном сроком на 30 лет Россия 19 (30 ) августа 1700 года объявила войну Швеции под предлогом отмщения за обиду, оказанную царю Петру в Риге .

Затем был ВОСТОК!

Движение России на восток

Экспансия России на восток при Петре I не прекращалась. В 1716 году экспедиция Бухгольца на месте слияния Иртыша и Оми основала Омск , выше по течению Иртыша: Усть-Каменогорск , Семипалатинск и другие крепости. В 1716—1717 годах в Среднюю Азию был отправлен отряд Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию . Однако русский отряд был уничтожен ханом и план завоевания среднеазиатских государств не был осуществлён при его правлении. В правление Петра I была присоединена к России Камчатка. Пётр запланировал экспедицию через Тихий Океан в Америку (собираясь основать там русские колонии), но осуществить задуманное не успел.

Столица на краю страны

Где вы ещё видели значимые в мировом масштабе страны, у которых столица находится НА СУХОПУТНОЙ ГРАНИЦЕ

Ну, например, в Дании. Копенгаген. Кто видит советского пограничника?:-))))

На месте Копенгагена в XII веке находилась незначительная деревушка Хавн, которую епископ Абсалон после постройки замка, в 1167 году, превратил в укреплённый город. В 1254 году Копенгаген получил первые городские привилегии . В 1416 году король Эрик Померанский завоевал Копенгаген и в 1433 году сделал его своей резиденцией .

Во время Графской войны Копенгаген выдержал жестокую осаду, а в 1658—1659 годах геройски защищался от шведов .

Сосед Дании, не Финляндия какая-то, а Швеция.

Не сухопутная граница? Да, пролив там. Эресунский. Вон мост видно. Но и Санкт-Петербург стоит в устье Невы, на островах.

Для сравнения посмотрим на карту. Расположение столиц Дании и России в контексте опасности их захвата.

В самом начале 18 века. И насколько опаснее в то время была морская граница, чем сухопутная?

Понятно, что карта современная и раньше фарватеры были другие, особенно в Дании. Полно искусственных островов появилось.

Санкт-Петербург граничит со слаборазвитой рыболовно-сельскохозяйственной страной, пусть и находящуюся под шведами. Как быстрее и удобнее перебросить войска с тяжёлой артиллерией? На поездах? Танки?

Правильно, на судах. Кто в курсе что это, пусть улыбнётся:-)))

Шведский корабль Шведский корабль

А Копенгаген? Удобно он расположен для защиты города от водоплавающих шведов? Англичан?

Какие к Петру 1 вопросы?

Конечно, это не всеобъемлющее объяснение причины выбора Петром этого места для столицы. Это просто сравнение расположения столиц в известном контексте.

Доклад на тему “Историк от Бога или почему Пётр 1 пошёл на Север. А не на Юг?” закончил.

Когда Виллем Баренц в 1594 году добрался до острова Берха, он обнаружил там остов русского корабля. Отправившись дальше, мореплаватель решил высадиться на губе Строганова.

Здесь голландец тоже нашёл много интересного – шесть полных мешков ржаной муки, два креста на расстоянии ружейного выстрела друг от друга и три деревянных дома, выстроенных по северному обычаю.

"Там лежала также сломанная русская ладья, длина киля которой была 44 фута" , – скрупулёзно добавляет в судовом журнале спутник Баренца француз Геррит де Фер.

Даже на Шпицберген, открытие которого приписывают Баренцу, он добрался не первым. Иоганн Мюнцер ещё в 1499 году писал португальскому королю Хуану II, что русские "под суровой звездой арктического полюса" открыли большой остров Груланд – так вплоть до XIX века у нас на Севере называли Шпицберген. Отсюда и название пути, ведущего к острову: "Груманланский ход". Чтобы пройти по нему, русским корабелам требовалось чуть больше недели.

Наши суда доплывали и до Европы: ход в Немецкий конец вёл на запад от Белого моря, до Варангерфьорда и далее – вдоль побережья Скандинавского полуострова. Этот путь с конца XV века предпочитали дипломаты, которым надо было добраться до западных государств, – известно, что в 1496 году путешествие совершил Григорий Истома Малый, в 1493 году в заморские королевства отправились послы Зайцев и Лазарев.

На "поморских ледоколах" русские моряки под предводительством Семёна Дежнёва достигли Чукотки, пройдя Берингов пролив в 1648 году за восемьдесят лет до самого Беринга. На них же казачий десятник Иван Рубцов со спутниками в 1662 году добрался до Камчатки.

От Белого моря кочи ходили к устью реки Таз, в Мангазею.

Мангазея – первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.
По описаниям, Мангазея имела пять башен, одна из которых достигала 20-метровой высоты, и была окружена 3-метровыми стенами. Во время расцвета Мангазейской крепости там скапливалось до 2 тысяч купцов единовременно, а за семь лет с 1630 по 1637 год через Мангазею вывезли около полумиллиона соболиных шкурок, так что закрепившиеся здесь горожане действительно буквально купались в золоте. Площадь украшали часы с курантами, что крайне редко для сибирских городов, дома стояли в основном двухэтажные, с росписями и резьбой, а при последующих раскопках в Мангазее нашли шахматные доски и книги дорогой выделки… интересно, что по окрестностям жители в основном передвигались на собаках и оленях, хотя во всём остальном город был типично старорусским. До самой же Мангазеи по морю ходили на специальных судах кочах (кочмарах), приспособленных для передвижения по битому льду.

Увы, к концу XVII века город прекратил своё существование – царь Михаил Фёдорович, озабоченный бурно процветающей контрабандной торговлей, запретил плавать Мангазейским морским ходом.

Была и другая причина – иностранные мореходы очень интересовались этим маршрутом, видели в нём возможность найти морской путь в Китай. Беда в том, что вместо Китая они бы открыли дорогу в богатую Сибирь.

Чтобы избежать этого, 29 ноября 1619 года был принят царский указ: "А будет которые русские люди пойдут в Монгазею болшим морем и учнут с Немцы торговать мимо нашего указу, а тем их непослушанием и воровством, и изменою Немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отыщут, и тем людем, за то их воровство и за измену, быта кажненным злыми смертьми и домы их велим разорит до основания".

По мнению историков, губить Мангазею не было необходимости. Европейские суда попросту не прошли бы там, где ходили русские кочи.

Круглые суда Беломорья

Плоскодонные, с небольшой осадкой, они подходили для плавания и по морям, и по мелководным северным рекам. При необходимости могли встать на киль и дождаться большой воды. Округлая, яйцевидная форма не давала льдинам раздавить кочи.

"Киль судна имел форму лыжи, а на носу стоял ворот, были тяжёлые якоря , – рассказывает руководитель проекта "Поморский коч", глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв. – В команде было 20–30 человек. При подходе к льдине они высаживались на лёд, забрасывали вперёд пятидесятипудовый якорь и закрепляли. А потом воротом, накручивая цепь, вытаскивали судно на льдину. И снова забрасывали вперёд якорь. Так тащили корабль до полыньи, где сталкивали в воду".

Конструктивные особенности кочей позволяли поморам прокладывать маршруты, в которые входили сухопутные волоки, что было немыслимо для тяжёлых, глубоко сидящих иностранных кораблей. Например, Мангазейский ход включал в себя два волока, а на речном пути к Енисею необходимо было преодолеть по суше больше версты между притоками его и Таза. Разгружённый коч вполне можно было дотащить до воды по лагам. С грузом же поморам помогали коренные народы Севера, которые перевозили поклажу на оленях.

Интересные факты о поморских кочах

  • Поморские кочи преодолевали в сутки 150–200 км, в то время как английские купеческие суда – около 120 км, а голландские фрегаты – лишь до 80–90 км.
  • Слово "коч" пришло к поморам с Новгородской земли, где "коца" или "коча" означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально "одевались в шубу" – корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой.
  • Народы Русского Севера сохранили имена гениальных "кочевых мастеров", составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, "кочевой" инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.
  • Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.
  • Путешественник Фритьоф Нансен для плавания по Северному Ледовитому океану разработал судно, очень похожее на коч. До сих пор неизвестно, пользовался он описаниями русских "поморских ледоколов" или же додумался до этой конструкции сам. Трансарктический корабль вернулся в Норвегию. Сейчас это историческое судно превращено в музей — Frammuseet. Но фактически является памятником легендарным кочам – деревянным кораблям, ходившим во льдах арктических морей.
  • Адмирал Степан Осипович Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола "Ермак", они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.

К сожалению, чертежей поморских судов не найти, да и не было их никогда. Кормщики и лодейные мастера рисовали вместе с заказчиком примерную конструкцию корабля прямо на песке, после чего строили его по своим лекалам. Энтузиастам из Архангельска, чтобы приступить к работе над кочем, понадобилось около полутора лет работы – участники проекта штудировали все доступные источники с описаниями русских кораблей, ходивших в допетровские времена в Карском, Белом и Баренцевом морях.

"Мы изучали архивы, собирали команду, – вспоминает Глеб Плетнёв. – Просчитывали всё по описаниям. Разрабатывали теоретические конструкторские чертежи – к счастью, ещё есть специалисты, которые умеют строить деревянные суда. Например, наш проектировщик-конструктор Егор Ватлецов раньше работал на Соломбальской судостроительной деревянной верфи".

Для архангельских мастеров реконструкция коча – это способ напомнить о славном прошлом беломорского кораблестроения и восстановить историческую справедливость.

Как Пётр Первый закрыл русским окно в Арктику

В 1693 году царь Пётр прибыл в Архангельск, где для него уже выстроили хоромы с видом на море на Мосеевом острове.

"Не можно изобразить удовольствия Его Величества при первом воззрении его на пространство вод морских и на многие тогда бывшие в пристани корабли торговые иностранные", ­– комментирует Иван Голиков , написавший в начале XIX века биографию Франца Лефорта.

Кораблей торговых там было изрядно, далеко не все из них были иностранные.

Однако Пётр функциональность исконно русских судов не оценил и 28 декабря 1714 года выпустил указ для архангельского вице-губернатора Петра Ефимовича Лодыженского, который должен был объявить "всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и на качах, дабы они вместо тех судов делали морские суды: галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет. …старые все перевесть. И для того ныне вновь качей и лодей делать не вели под штрафом: взять оное судно и сверх того вдвое денег, во что оное стало" [1] .

Версий, почему Пётр I настойчиво запрещал строить привычные поморам кочи и карбасы, несколько. То ли ему не нравились корабли, на которых невозможно было установить артиллерию, превратив таким образом в военные. То ли европейский подход казался более прогрессивным, ведь "прежние суды скобками делались для того, понеже в сырых досках конопать держатца не может, но когда разсохнется, выпадывает – того ради, чаю, сей дурацкой способ выдумали " [2] .

Известно также, что Пётр старался сохранить леса: за время правления он выпустил множество указов, связанных с использованием древесины.

Первый появился 19 ноября 1703 года, он, в частности, гласил, что "за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублёв, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь".

Голландцы, строя корабли, распиливали каждое бревно на несколько досок. Для кочей брёвна просто раскалывали надвое, щедро тратя корабельный лес.

Далеко не всем было по карману строить сложные и дорогие иноземные плавсредства. А главное, поморы понимали, что европейские корабли для арктических условий не подходят. Осадка и килеватость этих судов не позволяли им пройти дальше Новой Земли. Были и другие проблемы.

В 1728 году отец Михайлы Ломоносова, Василий Дорофеевич, запросил у властей разрешение ходить в море на недавно построенном гукоре "Святой архангел Михаил". Правда, ещё несколько лет после этого он по-прежнему отправлялся на промысел на своём стареньком коче "Чайка". Благо царский указ позволял "доходить" на "староманерных" судах, пока они не придут в негодность.

В конце концов корабль пришлось сменить, и в 1741 году "Архангел" сгинул в море. Специалисты предполагают, что с большой долей вероятности, гукор затёрло льдами.

Указом от 5 мая 1731 года императрица Анна Иоанновна дала разрешение на строительство судов старого типа, но прежний размах ушёл. Кочей строили гораздо меньше, со временем они и вовсе исчезли. Пожалуй, пришло время их вернуть.

Путями предков

Посреди светлого просторного помещения гордо высится округлый каркас будущего корабля. В воздухе витает запах свежей стружки. На длинном столе аккуратно разложены инструменты, на стене висит большая карта. Красная линия чертит вдоль побережья маршрут, которым в 1734 году шли на судах "Экспедицион" и "Обь" Степан Муравьёв и Михаил Павлов.

Строители поморского коча планируют повторить на нём Великую Северную экспедицию Двинско-Обского отряда. Вновь проложить путь к Ямалу в Салехард, Новый порт, а там, глядишь, и на реку Таз, где археологи раскопали древнюю Мангазею. "Мы хотим провести сегодняшние транспортно-логистические отношения через призму прошлого и показать, как в XV веке зародилась наша связь с Ямалом, – поясняет Глеб Плетнёв. – Тут у нас самые удобные навигационные возможности: две недели – и мы уже на месте". Будучи партнёром проекта, Русское географическое общество помогает реализовать смелую идею. Директор Департамента регионального развития РГО Сергей Корлыханов надеется, что однажды возрождённый коч начнёт принимать на борт туристов, наглядно демонстрируя им традиции Архангельской земли.

Чтобы на построенном судне можно было выйти в море, оно должно соответствовать современным требованиям. Хотя внешне корабль будет выглядеть один в один как старинный парусник – мотор, удобства, средства безопасности и навигации на нём самые современные. В результате этого симбиоза получится наглядный музейный экспонат, воплощение живой истории.

По проекту, первый двухмачтовый моторно-парусный коч должен сойти со стапеля в 2021 году. И через несколько лет, возможно, по Ладожскому морю и северному маршруту будут, как встарь, ходить гордые поморские корабли.

Читайте также: