Доклад генерального прокурора 2021

Обновлено: 30.06.2024

Заслушав доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год.

2. Комитетам Совета Федерации:

проанализировать доклад в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

продолжить взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросам выполнения рекомендаций в отношении России, изложенных в докладе по теме "Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров", представленном в рамках четвертого раунда оценки Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

3. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть целесообразность совершенствования положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих возможность назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении от уголовной ответственности, и представить соответствующие предложения в период осенней сессии 2021 года.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: завершить во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации работу над проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в части предоставления отдельным категориям прокурорских работников всего объема социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" ;

завершить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации работу над проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации полномочиями собственника в отношении федерального имущества, переданного органам и организациям прокуратуры.

5. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

обратить особое внимание на приведение региональной и муниципальной нормативной правовой базы в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", и последующими изменениями федерального законодательства;

обеспечивать надзор за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

продолжить обеспечение надзора за соблюдением законодательства при реализации национальных проектов (программ) и правомерным использованием бюджетных средств, выделяемых на их реализацию;

уделять особое внимание соблюдению государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностными лицами установленного порядка рассмотрения обращений граждан;

усилить надзор за обеспечением граждан комфортными и безопасными условиями проживания, в том числе при переселении из аварийного жилья и капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов;

принять дополнительные меры по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов;

продолжить работу по развитию и совершенствованию надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, особое внимание уделять исполнению законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие преступлениям против несовершеннолетних;

уделить внимание вопросам защиты прав предпринимателей, сосредоточить усилия на предоставлении организациям и индивидуальным предпринимателям гарантированных государством мер поддержки, соблюдении моратория на проведение проверок субъектов малого предпринимательства;

продолжить обеспечение надзора за исполнением законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду;

уделять особое внимание соблюдению трудовых, пенсионных и иных социальных прав наиболее уязвимых категорий граждан с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти";

продолжить системную работу по участию в противодействии экстремизму и терроризму;

использовать полномочия органов прокуратуры при обеспечении безопасной эксплуатации транспорта и его защищенности от актов незаконного вмешательства, особое внимание обращать на состояние законности в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;

продолжить надзор за соблюдением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, уделять внимание вопросам диверсификации производства, в частности в отрасли гражданского авиастроения;

принять дополнительные меры по пресечению нелегального экспорта леса и лесоматериалов;

продолжить надзор за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, уделив особое внимание вопросам предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий;

принимать меры по взысканию ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями, а также уделять повышенное внимание соблюдению требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

активизировать надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, добиваться создания необходимых условий содержания;

усилить надзор за раскрытием и расследованием преступлений в сфере компьютерной информации;

продолжить целенаправленную работу по повышению эффективности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, уделяя особое внимание пресечению незаконного трансграничного перемещения денежных средств, цифровых финансовых активов, цифровой валюты, иного имущества, а также применения обеспечительных и конфискационных мер в отношении активов за рубежом;

проработать во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по дополнительному повышению уровня материального и социального обеспечения работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.Матвиенко

В Совете Федерации 23 апреля 2021 года генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год. Согласно Конституции и закону "О прокуратуре Российской Федерации ", генпрокурор ежегодно представляет в Совфеде доклад о проделанной ведомством работе за прошлый год.

Игорь Краснов доложил сенаторам о состоянии преступности в стране

Ежегодный доклад, с которым Генеральный прокурор Игорь Краснов выступил в прошлую пятницу перед Советом Федерации , — это всегда событие и для главы надзорного ведомства, и для сенаторов.

С одной стороны, Генпрокурор должен отчитаться не только о состоянии преступности в России , но и том, что делают для борьбы с ней сами прокуроры и весь правоохранительный блок. А с другой стороны, сенаторы, выслушав доклад, могут задать самые разные, даже каверзные и неожиданные вопросы, к которым прокурор тоже должен быть готов. Впрочем, в этом году никаких неожиданностей не случилось - Игорь Краснов за полчаса с небольшим рассказал об актуальных сферах надзора и итогах работы прокуратуры, после чего ответил на все вопросы сенаторов. В начале своего доклада Генпрокурор заметил, что в целом 2020 год стал серьезным испытанием для страны и в частности системы здравоохранения, которая выстояла благодаря предпринятым колоссальным усилиям.

Но, к сожалению, по его словам, не всегда гарантированные государством и фактически выделенные средства поддержки доходили до врачей, медсестер, водителей "скорой помощи". Как заявил Краснов , прокуроры вскрыли многочисленные случаи занижения или неначисления положенных выплат. В итоге, по словам Генпрокурора, прокуроры добились перечисления 2,5 млрд рублей 86 тысячам работников медицинских учреждений. Кстати, обычным гражданам, а именно 420 тысячам, прокуроры помогли в прошлом году вернуть долги по зарплате почти на 24 млрд рублей.

За год количество преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий увеличилось на 74 процента, с 294 тысяч до 510 тысяч. По мнению Краснова , если этот процесс не остановить, то уже скоро они станут доминировать в структуре преступности - сегодня их уже 25 процентов.

За год количество преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий увеличилось на 74 процента

Как отметил глава надзорного ведомства, утекают личные данные вкладчиков банков, технически не пресекается возможность использования злоумышленниками звонков с подменных номеров, плохо работают оперативные службы. "Все это, как я уже отмечал ранее, порождает безнаказанность и в итоге провоцирует дальнейшую криминальную активность", - подытожил Краснов . В то же время глава надзорного ведомства с сожалением констатировал, что общий уровень раскрываемости преступлений за прошедший год снизился до 52 процентов. Нераскрытыми остались 963 тысячи преступлений.

Отдельно Генпрокурор коснулся и темы законности при исполнении нацпроектов. В прошлом году прокуроры вскрыли многочисленные факты незаконного расходования бюджетных денег, картельные сговоры, нарушения подрядчиками сроков исполнения работ, а заказчиками оплаты этих работ. В итоге только по материалам прокурорских проверок было возбуждено 476 уголовных дел.

Ключевой задачей российских прокуроров стало надзорное сопровождение законов.

Сотрудниками прокуратуры были зафиксировали недочисления финансовых средств для медицинских работников.

Прокуроры оперативно реагировали на невыполнение указаний по выплатам на детей.

По его словам, эти меры способствовали получению более 280 млн рублей на детей для 22,5 тысяч семей.

Генпрокуратура РФ оказала содействие в строительстве 569 жилищных объектов.

Он пообещал продолжить контролировать данную сферу.

Генпрокуратура предлагает определить оператора в сфере ЖКХ.

В 2020 году прокуроры зафиксировали двукратный рост числа выявленных нарушений в области формирования цен.

В десятках городов России фиксируется высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха.

Краснов подчеркнул, что, несмотря на рост необходимости активизации наблюдения за состоянием окружающей среды, между Росгидрометом и Росприроднадзором необходимое взаимодействие не налажено.

Жилищная проблема детей-сирот не решена, необходимы дополнительные меры в этой сфере. В связи с этим генпрокуратура направила президенту РФ законодательные предложения, предусматривающие, в частности, ежемесячные компенсации их расходов по найму жилья.

Генпрокурор приводит данные проведённых прокурорами субъектов Федерации проверок, которые показывают, что, несмотря на принимаемые органами власти меры, жилищная проблема детей-сирот не решена. Право на получение жилья не реализовали около 182 тысяч лиц этой категории, при этом в 2020 году жилые помещения получили лишь 27,3 тысячи человек.

"Выделяемых на эти цели бюджетных средств недостаточно, единовременно для восстановления жилищных прав детей-сирот потребуется почти 264,5 миллиарда рублей", - говорится в докладе.

Генпрокурор отметил, что 65 тысяч нуждающихся в жилье из числа детей-сирот - это граждане старше 23 лет, которые прошли социализацию и состоят на жилищном учете более пяти лет.

В России без жилья остаются 182 тысячи детей-сирот, некоторые ждут своей очереди более пяти лет, констатировал на заседании Совета Федерации генпрокурор Игорь Краснов .

"Несмотря на принимаемые меры, 182 тысяч лиц этой категории квартир еще не получили, некоторые стоят в очереди более пяти лет. При этом на фоне дефицита [собственного] финансирования в Республике Башкортостан , Волгоградской , Иркутской областях и других регионах предоставленные [федеральным центром] средства не расходовались", - сказал Краснов .

Зачастую приобретаемые для сирот квартиры не отвечают элементарным санитарным и техническим требованиям. Так, в Орловской области расследуется уголовное дело в отношении трех чиновников районной администрации, принявших в эксплуатацию построенные дома для сирот, которые по факту "являлись строительными вагончиками".

"Нами сформированы законодательные предложения, направленные на предоставление дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, в том числе получения ими сертификатов на приобретение жилья, возможность временного вселения в маневренный фонд и компенсации расходов по найму квартир", - добавил Краснов .

Генпрокурор заявил о необходимости совершенствовать правовые нормы о мелком взяточничестве – оно приобретает характер криминального бизнеса.

"Требуют совершенствования и правовые нормы о мелком взяточничестве, которое все чаще стало приобретать характер криминального бизнеса, когда такие незаконные действия совершаются на регулярной основе и в организованных формах, а средства уголовно-правового воздействия, применяемые в подобных случаях, недостаточны", - сказал Краснов , выступая с докладом в Совете Федерации .

Согласно Уголовному кодексу РФ , за мелкую взятку (до 10 тысяч рублей) предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей или до 1 года лишения свободы. Если в данном преступлении уличат человека, имеющего судимость за взяточничество, то срок заключения может быть увеличен – до 3 лет.

Кроме того, в статье есть примечание: виновный может быть освобожден от уголовной ответственности, если активно способствовал раскрытию преступления, сообщил об этом в правоохранительные органы, или взятку у него вымогали.


Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов выступил в Совете Федерации с отчетным докладом за 2020 год. Глава надзорного ведомства рассказал, что его подчиненные взыскали с чиновников-коррупционеров рекордные 74 млрд рублей, а также заручился поддержкой сенаторов в продвижении своей инициативы об отмене судебного штрафа по ряду составов преступлений.

Доклад вместе с ответами на вопросы занял чуть меньше часа. Краснов уже второй раз отчитывался перед сенаторами о состоянии законности и правопорядка в стране. В июне прошлого года ему пришлось формально подводить итоги за период, когда ведомство возглавлял Юрий Чайка. И тогда, и сейчас одной из главных тем стала работа по преодолению негативных последствий коронавирусной инфекции. Государством, как отметил генпрокурор, были приняты беспрецедентные меры, направленные на поддержку рынка труда, а первостепенной задачей прокуроров стало их надзорное сопровождение.

Глава надзорного ведомства затронул самые разные темы — социалку, экологию, оборонно-промышленный комплекс, госзакупки и даже иностранное вмешательство во внутренние дела страны.

Не обошлось без критики работы следственных органов СКР и МВД. Краснов посетовал, что общий уровень раскрываемости за прошедший год снизился до 52%. Остались нераскрытыми 963 тыс. криминальных деяний. После вмешательства прокуратуры возбуждено 165 тыс. уголовных дел о преступлениях, не получивших своевременного учета.

Генпрокурор сообщил, что вновь увеличился удельный вес уголовных дел, оконченных следователями и дознавателями в срок свыше установленного законом. Кроме того, в прошлом году прокурорами было отменено около 23 тыс. постановлений о прекращении уголовного дела и каждое третье о приостановлении расследования. Это более 400 тыс. дел.

Впрочем, Краснов отметил позитивную динамику в вопросах возмещаемости ущерба от преступлений. Он похвалил подчиненных и коллег-правоохранителей, сказав, что соответствующий показатель увеличился почти на треть благодаря общим принятым мерам.

Отдельно докладчик остановился на теме коррупции. Но не стал углубляться, ограничившись общей статистикой. Так, за год прокурорами было вскрыто более 245 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства. Почти 2 тыс. — при проведении проверок соответствия доходов и расходов госслужащих. В суды направлено 53 иска о взыскании с недобросовестных чиновников неподтвержденных доходов на сумму свыше 79 млрд рублей. Эта сумма в три раза больше, чем в прошлом году, отметил генпрокурор. Суды удовлетворили 38 исков на общую сумму 74 млрд рублей.

Краснов поручил прокурорам разобраться с судебными штрафами

Генпрокурор пожаловался на недостатки правового регулирования. В частности, раскритиковал меру уголовно-правового характера в виде назначения судебного штрафа.

— Хотя применение данной меры касается только лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, после выплаты штрафа для них сохраняется возможность сохранять должности на государственной и муниципальной службе. На мой взгляд, это противоречит основополагающим принципам антикоррупционной работы, — заметил Краснов.

— Данная уголовно-правовая мера, по сути, позволяет следователям направлять уголовные дела без прокурора в суд. Необходимо исправлять такую законодательную ошибку, — сказал Краснов. Он посетовал, что за последние четыре года количество уголовных дел с применением судебного штрафа возросло в три раза — с 17 тыс. до 52 тыс.

Генпрокурор рассказал, что надзорным ведомством разработан пакет поправок в УК и УПК РФ о запрете на освобождение от уголовной ответственности с применением судебного штрафа за ряд составов преступлений, в том числе коррупционной и экстремистской направленности.

— Совсем скоро эти предложения будут обсуждаться на научно-консультативном совете при Генпрокуратуре. До внесения изменений в законодательство все прокуроры ориентированы мною, чтобы они давали принципиальную оценку при применении судебного штрафа по таким делам, — сообщил Краснов.

В среду прошла первая коллегия Генеральной прокуратуры РФ, на которой генпрокурор Игорь Краснов, назначенный на должность в январе прошлого года, отчитался не за работу своего предшественника Юрия Чайки, а за свою. И несмотря на то что господин Краснов сам является выходцем из СКР, им были отмечены многочисленные нарушения как в работе следственных органов, так и оперативных служб. Определиться же с приоритетами генпрокурору помог президент Владимир Путин.

Президент России Владимир Путин (слева) и генеральный прокурор России Игорь Краснов

Президент России Владимир Путин (слева) и генеральный прокурор России Игорь Краснов

Фото: Пресс-служба Генпрокуратуры РФ

Президент России Владимир Путин (слева) и генеральный прокурор России Игорь Краснов

Фото: Пресс-служба Генпрокуратуры РФ

По словам господина Путина, не менее серьезное внимание прокуроры должны уделить борьбе с коррупцией, прежде всего в таких сферах, как размещение и реализация гражданских и оборонных заказов, а также предоставление госуслуг, использование муниципального и государственного имущества. Нужно, отметил он, выявлять и несоответствие расходов госслужащих их доходам, а также совершенствовать механизмы возврата из-за рубежа активов, полученных преступным путем.

Сам господин Краснов, недавно отметивший год в должности генпрокурора, также много говорил о правозащитном направлении в деятельности органов прокуратуры. Всего, по его словам, при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорами только за год было пресечено 4 млн нарушений и восстановлены права более 1 млн человек. Благодаря вмешательству надзора погашены долги перед работниками почти на 24 млрд руб. и перед бизнесом по уже исполненным государственным и муниципальным контрактам на сумму более 37 млрд руб.

Игорь Краснов о первом годе в должности генпрокурора

Игорь Краснов о первом годе в должности генпрокурора

Он рассказал, что в прошлом году была проверена деятельность 11 федеральных органов власти и ключевых корпораций, а также практически всех крупнейших предприятий—исполнителей гособоронзаказа. В результате пресечено более 51 тыс. нарушений закона, касающихся ненадлежащего выполнения контрактных обязательств, программ импортозамещения, ценообразования. А в связи с выявленными фактами хищений, использования контрафактной продукции и другими нарушениями по материалам прокуроров возбуждено почти 500 уголовных дел. Кроме того, в суды направлено 2,5 тыс. исков на сумму более 1,3 млрд руб. Теперь важно обеспечить по ним реальное взыскание, отметил генпрокурор.

Читайте также: