Доклад о развитии тос

Обновлено: 17.06.2024

Список всех необходимых услуг для НКО в одном месте. Более 40 специалистов во всех необходимых направлениях. Эксперты для решения сложных задач и недорогой аутсорсинг сотрудника для решения простых. Перечислим каждую из услуг и зачем она нужна. Уверен, что о некоторых из них Вы не знали.

Прежде чем вносить изменения в НКО любой из форм, необходимо ответить на несколько вопросов: Можно ли в вашей форме внести необходимые изменения впринципе. Куда подавать эти изменения в Минюст или ФНС. Если изменений несколько, какими этапами их подавать и в какой очередности. Придется ли из-за изменений приводить в соответствие (писать заново) Устав.

В 2020 году количество НКО значительно увеличилось и увеличивается оно стремительно который год. По этой причине мне часто задают вопрос: это сейчас тренд и так популярно, но объясни, пожалуйста, почему и главное зачем?

Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит. Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая.

В данной статье мы подробно рассмотрим преимущества договора лизинга для НКО. Развернуто ответим на вопросы о том, какая некоммерческая организация может получить автомобиль в лизинг и как это сделать

Среди общественных организаций высшим статусом обладают Общероссийские. Они имеют право использовать Россию в своем названии, действовать на всей территории страны и имеют самую сложную структуру. Здесь мы расскажем об её особенностях и специфике создания.

Эксперт регистрации НКО обо всех формах и видах некоммерческих объединений. В каких формах могут быть созданы некоммерческий центр, некоммерческий клуб. 4 формы некоммерческих предприятий в 2022 году. Как создаются некоммерческие учреждения и их виды.

Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы:

Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления

Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся:

  1. Местный референдум;
  2. Муниципальные выборы
  3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  4. Сход граждан;
  5. Правотворческая инициатива граждан;
  6. ТОС;
  7. Публичные слушания;
  8. Собрания и конференции граждан;
  9. Опрос граждан;
  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления;
  11. Другие способы осуществления власти на местном уровне.

Территориальное общественное самоуправление

Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время.

Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с:

  1. Благоустройством дорог;
  2. Строительством детских площадок, для проведения досуга;
  3. Проведением спортивных и культурных мероприятий;
  4. Помощью органам местного самоуправления в решении поставленных перед ними вопросов.

А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Формы территориального общественного самоуправления

Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан.

При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.

Первой из перечисленных форм является - собрание граждан.

Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.

Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан. В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления. В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов.

Полномочиями конференции и собрания являются:

  1. определение структуры органов ТОС;
  2. принятие устава ТОС и внесение в него различных правок;
  3. избрание органов ТОС;
  4. определение направлений деятельности ТОС;
  5. утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.


Органы территориального общественного самоуправления

Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.

Органами ТОС являются:

  1. председатель ТОС (староста);
  2. исполнительно-распорядительные органы;
  3. общественные комиссии;
  4. контрольно – ревизионные комиссии.

К полномочиям органов ТОС относятся:

  1. представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
  2. способствование осуществлению решений, которые были приняты на собраниях, конференциях граждан;
  3. исполнение деятельности, связанной с благоустройством территорий или за счет проживающих на данной территории граждан или на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправление с использованием местных бюджетных денежных средств;
  4. внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.

Устав территориального общественного самоуправления

Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления.

Устав ТОС содержит следующие положения:

  1. название территории, на которой действует ТОС;
  2. цели, задачи, формы, направления деятельности ТОС;
  3. порядок формирования, прекращения полномочий органов ТОС;
  4. порядок принятия решений;
  5. порядок приобретения имущества, его пользования и распоряжения;
  6. порядок прекращения деятельности ТОС.

Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования.

Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.

Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.

Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.

Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения. Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители. Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга.

Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления

В 2016 году на территории Российской Федерации была учреждена Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления. В соответствии с ее Уставом данная организация осуществляет деятельность различной направленности:

  1. оказывает юридическую помощь населению;
  2. занимается просветительской деятельностью;
  3. осуществляет волонтерскую деятельность;
  4. информирует граждан о проделанной работе;
  5. участвует в формировании нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности органов ТОС;
  6. поддерживает социально ориентированные проекты;
  7. проводит различные конкурсы на определение лучшего проекта ТОС.

Органами управления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления являются:

  • Общее собрание членов;
  • Правление;
  • Директор;
  • Ревизионная комиссия.

Члены Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления

В соответствие с Уставом Ассоциации ее члены имеют некоторые особенности в отличие от членов иных некоммерческих организаций. Членами данной Ассоциации являются:

Все вышеперечисленные участники должны разделять цели и задачи данной Ассоциации.

Данная организация имеет собственный сайт, включающий разделы по различным тематикам. Перейдя на сайт, можно узнать об истории организации, органах управления, услугах и новостях.


Создание ТОС

Для начала необходимо рассмотреть процедуру регистрации ТОС без образования юридического лица.

Одной из особенностей регистрации ТОС является то, что ТОС создается по желанию граждан, которые проживают на определенной территории. Именно они формируют инициативную группу, в которую могут входить лица, достигшие 16 лет, а их общее количество не должно быть меньше трех человек. В соответствии с тем, что ТОС осуществляет свою деятельность на определенной территории, инициативная группа должна определить ее границы, после чего назначается дата проведения учредительного собрания. Граждане, проживающие на территории, на которой создается ТОС, должны быть уведомлены о вышеуказанной дате.

Существует несколько способов информирования населения о собрании:

После того, как все граждане проинформированы о собрании, начинается его проведение либо в форме учредительного собрания, либо в форме конференции.

На собрании решается большой спектр вопросов: об избрании председателя и секретаря, о создании ТОС, о принятии Устава, об избрании высшего органа управления и исполнительного органа. После окончания собрания составляется протокол о его проведении.

Следующим шагом является подача документов Председателем ТОС в администрацию муниципального образования для регистрации Устава данного ТОС. Одним из таких документов является заявление о создании ТОС, которое подается на имя главы муниципального образования, подписываемое Председателем ТОС с указанием адреса места жительства заявителя и контактными данными для связи с данным лицом.

Также в администрацию необходимо предоставить:

  • решение об установлении границ территории, на которой создается ТОС и на которой он будет осуществлять свою деятельность;
  • протокол учредительного собрания или конференции;
  • лист регистрации лиц, принимавших участие в вышеуказанном собрании;
  • лист с указанием членов инициативной группы.

Все документы должны быть аккуратно оформлены и содержать подписи заявителя. Максимальный срок регистрации Устава ТОС - не более тридцати дней.

Процедуры регистрации ТОС без образования юридического лица и с созданием такового похожи. Но есть основное отличие: при создании ТОС в качестве юридического лица, организация регистрируется не в администрации муниципального образования, а в Управлении Министерства Юстиции России определенного субъекта. Это связано с приобретением особого статуса – юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документы, которые подаются на регистрацию в Министерство Юстиции, идентичны документам другим организационно-правовым формам НКО.

Онлайн калькуляторы

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве составной частью гражданского общества. Широкая децентрализация управления обязательно должна дополняться децентрализацией внутри муниципальных образований.

Таким образом, общественное самоуправление недопустимо навязывать сверху. Однако юридическое закрепление норм самодеятельности жителей (разработка и принятие актов об органах территориального общественного самоуправления с раскрытием их видового разнообразия, возможной структуры, функций, компетенции; правовое регулирование способов разового индивидуального, коллективного волеизъявления людей) все же необходимо. Не надо дожидаться повсеместного распространения какой-то инициативы, чтобы оформить ее юридически.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Правовые основы территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах подъезда жилого многоквартирного дома, многоквартирного жилого дом, группы жилых домов ,жилого микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением. Перечень территорий, на которых может осуществляться ТОС является открытым.[2]

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, которое проживает на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования[3].

Таким образом можно сказать, что ТОС, это институт самоорганизации граждан, их готовность к самоуправлению, умение и наличие условий для самоуправления и решения вопросов местного значения. Территориальное общественное самоуправление предполагает наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления.

С точки зрения установленных в Конституции РФ прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом реализации такого конституционного права граждан как: право на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

Например, в законах Ставропольского края, Архангельской области органы территориального общественного самоуправления признавались частью системы органов местного самоуправления. Действующий закон, в отличие от предыдущего, более полно раскрывает вопросы, связанные с реализацией населением своего права на ТОС. В подробностях определены формы его осуществления; установлены возможные территории; определено содержание устава ТОС; обозначена структура органов ТОС; сформулированы направления деятельности ТОС.

В основном, в соответствующих нормативно - правовых документах закрепляются следующие принципы осуществления территориального общественного самоуправления:

  • законности;
  • защиты законных прав и интересов населения;
  • гласности и учета общественного мнения;
  • выборности и подконтрольности органов ТОС населению;
  • сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения всего муниципального образования;
  • широкого участия граждан в выработке и принятий решений по вопросам, затрагивающих их интересы;
  • взаимодействия с органами местного самоуправления;
  • учета исторических и иных местных традиций;
  • свободы выбора гражданами форм осуществления ТОС[4]

Несмотря на точное определение понятия ТОС в Федеральном законе, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами.

Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации данный институт в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Также, органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.[5]

Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть - это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого не может существовать ни одно государство.

Территориальное общественное самоуправление не является самостоятельной формой публично-властной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление не служит формой непосредственного осуществления власти. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа. Население части территории муниципального образования и органы территориального общественного самоуправления не имеют собственных властных полномочий и не вправе издавать правовые акты; принимаемые ими решения, в отличие от решений органов местного самоуправления, не подкреплены инструментами государственного принуждения. Конституция РФ и законодательство не предполагают наличия у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав.

Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня не может быть отнесено исключительно к формам общественной самодеятельности. Не являясь самостоятельным звеном публичной власти, оно признается одним из институтов местного самоуправления. По задумке законодателя, на этом уровне нет необходимости в инструментах публично властного воздействия и правотворческих полномочиях, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

В своей деятельности ТОС реализуют следующие полномочия:

  • представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях; организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение;
  • привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
  • содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
  • участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности; выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
  • осуществляют общественный контроль над сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
  • принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
  • выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
  • кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
  • участвуют в охране общественного порядка;
  • принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
  • взаимодействуют в своей работе с общественными организациями
  • информируют население о своей работе;
  • рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.

Практика осуществления территориального общественного самоуправления

Для создания территориального общественного самоуправления формируется инициативная группа. Следующим шагом является информирование органов местного самоуправления, организаций расположенных на территории организуемого ТОС о проведении собрания (конференции), далее следует подготовка к проведению учредительного собрания(конференции), на котором определяются основные направления деятельности ТОС, подготавливается проект устава будущего ТОС. Затем происходит определение численности жителей на территории осуществления территориального общественного самоуправления.

В том случае если численность жителей составляет более 200 человек, проводятся собрания по домам (подъездам), в зависимости от численности жителей в конкретном доме, для утверждения кандидатуры делегата на учредительную конференцию. После этого проводится конференция для учреждения ТОС, а затем его регистрация. В случае когда количество жителей составляет менее 200 жителей процедура упрощается: проводится собрание жителей для учреждения ТОС и затем регистрация.

На территории Ленинградской области действует 14 ТОС: в Сосновоборском городском округе, Лужском, Тихвинском и Тосненском муниципальных районах, осуществляется подготовка уставов для регистрации 3 ТОС.

В муниципальных образованиях Ленинградской области разработаны и приняты нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок формирования и работу ТОС.

Таким образом:

  • предоставляются субсидии из областного бюджета Ленинградской области,
  • передается государственное имущество Ленинградской области в аренду , и в некоторых случаях в безвозмездное пользование,
  • предоставляются льгоы по уплате налогов и сборов,
  • проводится обучение работников и добровольцев, оказание информационной и консультационной поддержки.[6]

Конечно, практика осуществления территориального общественного самоуправления гораздо шире, она не распространяется исключительно на Ленинградскую область.

Так например, достаточно широкая сеть территориальных общественных самоуправлений была создана в Семикаракорском городском поселении Семикаракорского района Ростовской области. Она насчитывает – 189 единиц. По своей сути ТОС является инструментом для аккумулирования инициатив населения, направленных на всестороннее развитие территории и создание рекриационных площадок, досуговой, спортивной и культурной деятельности.

Безусловно, деятельность ТОС была бы невозможна без поддержки местной администрации, и развитость территориальных общественных самоуправлений хорошо показывает, во-первых желание населения участвовать в осуществлении деятельности ТОС, во-вторых – различного рода поддержку оказываемую органами власти.

Заключение

В соответствии с действующим федеральным законодательством органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления.[8]

Территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.

Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

Источники и используемая литература

Нормативные правовые акты

Сноски

[5] Кокотов А.Н. Муниципальное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры. — М. : Издательство Юрайт, 2018. - 444 с.

[7] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2016.

[8] Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015.

Реферат на тему "Исторические аспекты формирования органов местного самоуправления в постсоветской России" по предмету "Муниципальное право".

Реферат на тему "Местный референдум как форма прямого волеизъявления граждан" по предмету "Муниципальное право".

Читайте также: