Доклад о работе комиссии по профилактике правонарушений

Обновлено: 28.06.2024

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.

На сегодняшний день в Октябрьском муниципальном районе сформирована система профилактики, в которую входят все ведомства социальной сферы: органы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, по делам молодежи, занятости, а также подразделение по делам несовершеннолетних.

Для организации совместной профилактической работы органов и учреждений ежегодно принимается План основных межведомственных мероприятий по профилактике правонарушений в Октябрьском районе.
Профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями – важная составляющая деятельности всех органов профилактики правонарушений.

После поступления информации специалисты отделения осуществляют первичное обследование материально-бытового положения семьи и условий проживания в семьях детей. В случае обнаружения ребёнка в условиях, угрожающих его жизни, информация в экстренном порядке доводится до сведения Управления социальной защиты населения и отдела по делам несовершеннолетних; во всех остальных случаях специалистами отделения подготавливается акт обследования материально-бытового положения семьи и подробная информация о результатах обследования.

Все семьи, находящиеся в социально опасном положении внесены в районный банк данных. Эти данные постоянно корректируются: одни семьи по разным причинам снимаются с учета, вновь выявленные семьи ставятся на учет.

На 1 января 2015 года на учёте в базе данных детей, находящихся в социально опасном положении состоит 59 несовершеннолетних из 21 семьи. Причины социально опасного положения семей и детей в нашем районе следующие:

- родители злоупотребляют алкоголем – 15 семей, в них 48 детей;

- педагогическая несостоятельность родителей – 2 семьи, в них 5 детей;

В Октябрьском районе для каждой семьи, состоящей на учете, разработан план индивидуальных мероприятий. Основная цель всех проводимых мероприятий – восстановление статуса семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.

Для работы с неблагополучными семьями в районе используются самые разнообразные формы и методы профилактики - это:

- посещение семей (в течение 2014 было осуществлено 657 выходов в неблагополучные семьи);

- проведение профилактических бесед, консультации педагогов, медицинских работников, работников социальной защиты (в отношении 186 родителей и детей);

- приглашение на заседание КДН и ЗП (проведено 47 бесед с родителями, не исполняющими родительские обязанности);

- оказание адресной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в виде обеспечения одеждой и обувью, а также предоставление бесплатных путевок в санатории и загородные лагеря.

Основным методом в работе с неблагополучной семьей остается социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами. В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается консультационная, психологическая, педагогическая, социальная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем. Одним из самых сложных вопросов был и остается поиск возможностей для реабилитации людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Главное – установить проблемы семьи, порой невидимые сразу и тщательно скрываемые, а также предоставить членам семьи все возможности для изменения существующего положения или обратить внимание людей на собственные скрытые ресурсы. Все семьи группы социального риска ежемесячно посещаются специалистами социальной службы. С родителями и детьми проводятся беседы по противопожарной безопасности, о соблюдении санитарно-гигиенических условий жизни, побуждению родителей к лечению от алкогольной зависимости, беседы по формированию здорового образа жизни, трудоустройству родителей, трудоустройству и занятости подростков во внеурочное время.

В 2014 году от алкогольной зависимости пролечено 5 родителей, имеющих несовершеннолетних детей (2 – из семьи СОП и 3 – из группы риска). Трудоустроено 35 человек.

Время показало, что для более эффективной работы с неблагополучными семьями необходимы новые формы работы.

Таким образом, благодаря всем принимаемым мерам, использованию различных программ, длительной, кропотливой работе целого ряда специалистов по улучшению жизнедеятельности неблагополучных семей, отмечается незначительная, но все же положительная динамика.

По итогам работы с неблагополучными семьями в 2014 году с учета снято 10 семей, находящихся в социально опасном положении: из них 2 - в связи с улучшением положения в семье, 3- лишение родительских прав, в отношении 6 детей, 5 - в связи с переездом в другой район.

Необходимо отметить, что при снятии семьи с учета семья не выпадает из поля зрения службы системы профилактики, она остается на учете и находится под контролем специалистов социальной службы.

Но если исчерпаны все меры воздействия и улучшений в семье не наблюдается, продолжает активизировать работу с семьей отдел опеки и попечительства УСЗН, как последняя инстанция для принятия крайних мер – лишение родительских прав.

Опыт организации профилактической работы еще раз доказывает, что успешно решать проблемы профилактики семейного неблагополучия можно лишь в результате проводимых совместных мероприятий всех заинтересованных служб и ведомств. Только сообща можно достичь определенных результатов.

Главная задача нашей совместной работы – восстановить институт семьи: сделать так, чтобы в семьях были полноценные условия для жизни и воспитания детей.

В своем докладе я рассказала о формах и методах профилактической работы с несовершеннолетними, об организации внеурочной занятости, о сотрудничестве с учреждениями системы профилактики. Приведены показатели результативности работы по профилактике правонарушений.

ВложениеРазмер
doklad-profilaktika.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Лакман Елены Ивановны

В начале каждого учебного года перед коллективом школы стоит сложная задача:

- выявить учащихся склонных к совершению правонарушений, детей из неблагополучных, опекаемых, многодетных и малообеспеченных семей, определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии и обеспечить каждому нуждающемуся своевременную социально- педагогическую поддержку, с привлечением служб и ведомств системы профилактики.

Из анализа социальных паспортов классов, по состоянию на сентябрь 2013 года, в школе :

132 (24%) учащихся воспитываются в неполных семьях

57 (10%) детей из многодетных семей

14 (2,5%) детей из семей малообеспеченных

13 (2,4%) детей воспитываются в семьях иностранных граждан

19 (3,5%) детей в опекаемых семьях

4 (0,7%) детей инвалидов

19 (3,5%) детей воспитывается в неблагополучных семьях.

Поэтому одно из важнейших направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде.

В 2012-2013 учебном году на профилактическом учете в школе состояло 32 несовершеннолетних. В течение учебного года специалистами школы проводилась профилактическая работа и (было снято 12 учащихся и поставлено 7), количественный состав на конец 2012-2013 учебного года составил 26 учащихся тем самым снизился на 1,1%

В состав учащихся, состоящих на профилактическом учете входят:

- 7 несовершеннолетних из неблагополучных семей

- 5 учащихся из неполных семей

- 6 человек с отсутствием контроля со стороны родителей

Основными причинами постановки на учет являются: распитие спиртных напитков в общественных местах, нанесение телесных повреждений, самовольные уходы.

На каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете составлен индивидуальный план работы, заполняются индивидуальные карты, в которых ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися, записываются выводы и рекомендации специалистов.

В профилактической работе с учащимися, состоящими на учете классный руководитель, педагог психолог, социальный педагог, совет старшеклассников, учителя предметники, администрация школы используют различные формы и методы индивидуальной работы: (слайд)

- осуществление контроля посещаемости занятий

- обследование материально-бытовых условий проживания ребенка

- контроль за его свободным времяпровождением;

- изучение особенностей личности подростков,

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

- психолого-педагогическое консультирование родителей,

- диагностика результатов учебной деятельности

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ;

- вовлечение в систему объединений дополнительного образования

Классными руководителями ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у специалистов школы. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

На основании постановления о регламенте межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов в городе Нягани специалистами школы работа в данном направлении ведется в тесном контакте с Комитетом образования и науки, с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управлением опеки и попечительства, с подразделением по делам несовершеннолетних и другими социальными партнерами. Ежегодно составляется совместный план работы с подразделением по делам несовершеннолетних, с комиссией по делам несовершеннолетних согласно которому ведется работа с данной категорией детей.

На протяжении 10 лет в школе действует Уставная комиссия. За 2012 -2013 учебный год проведено 7 заседаний Уставной комиссии школы с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних.

Дети совершают различные правонарушения и преступления в свободное от учебы время, поэтому одним из важных факторов профилактики является внеурочная занятость учащихся.

В школе большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, проводятся соревнования, дни здоровья, походы в лес, экскурсии, встречи и беседы с медицинскими специалистами.

В каникулярное время воспитательная работа в школе осуществляется по отдельному плану с целью организации досуга детей.

Одно из направлений профилактической работы школы - организация досуга детей через систему дополнительного образования

81% несовершеннолетних от общего числа, посещают кружки и секции в учреждениях дополнительного образования. 61% детей (из81%) посещают кружки и секции спортивной направленности. Из 32 состоящих на профилактическом учете посещают кружки и секции -26 несовершеннолетних.

(Слайд диаграмма в процентах доп образ.)

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:

1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;

2.Уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;

3. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу психологу

4. Снижение числа учащихся состоящих на профилактическом учете.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого- педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов.


План работы Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 2014-2015 учебный год.

Цель работы: формирование законопослушного поведения, правовой культуры, социальная адаптация, защита прав ребенка.


О состоянии работы по профилактики правонарушений несовершеннолетних

В данной Презентации я показала работу с несовершеннолетними по организации внеурочной занятости.


Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Помощь родительской общественности по профилактике различных правонарушений среди несовершеннолетних.


Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска". С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О системе работы

МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма

по профилактике асоциального поведения учащихся.

(Выступление на КДН и ЗП при Администрации

Павловского муниципального района)

Заместитель директора по ВР

Целью работы нашей школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних является с оздание условий в социуме школы для профилактики отклоняющегося поведения у учащихся через формирование потребности в здоровом образе жизни и гражданско-правовое воспитание детей и подростков.

Для этого в школе создаются условия, способствующие социальной адаптации обучающегося, формирование у ребенка позитивных ценностных отношений к обществу, труду, учебе, людям, самому себе, общественным нормам и законам.

Важнейшими профилактическими задачами, стоящими перед педагогическим коллективом школы, являются:

содействие обучающемуся в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;

формирование законопослушного поведения детей и подростков;

оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;

выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;

профилактика раннего семейного неблагополучия.

В текущем учебном году в нашей школе обучается 504 учащихся. Средняя наполняемость классов по школе составляет 25 обучающихся.

В большей степени в школе обучаются дети из семей рабочих. Основная масса детей проживает в полных семьях.

Кадровый состав, занимающийся вопросами воспитания в школе: Директор школы, заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, 20 классных руководителей ( с высшим образованием – 19 чел., со средним специальным образованием – 1 чел), 15 педагогов дополнительного образования ( с высшим образованием – 14 чел., со средним специальным образованием – 1 чел), старшая вожатая, библиотекарь, педагоги ДО -15 чел..

Основополагающими документами, по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Семейный кодекс, гражданский, уголовный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Федеральный закон ФЗ от 10 июля 2001 №87 «Об ограничении курения и табака.

В школе организован учет детей, подлежащих обязательному обучению и получению обязательного общего образования. В августе и феврале текущего учебного года педагогическими работниками школы проводится подворовый обход территории микрорайона, закреплённого за школой, с целью учёта детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет по месту их проживания (пребывания) по возрастным спискам из детской поликлиники г. Ворсма.

Ключевой фигурой воспитательного процесса в школе является классный руководитель.

Для организации работы по профилактике учебной неуспеваемости еженедельно просматриваются классные журналы заместителем директора по учебной и воспитательной работе . Выявляются дети, имеющие большое количество неудовлетворительных оценок по предметам. Приглашаются родители и учащиеся для собеседования, выясняются причины. Выстраивается план взаимодействия с учителями – предметниками, организуются дополнительные занятия по ликвидации пробелов, проводит индивидуальную работу педагог -психолог, социальный педагог.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий. Выявляются дети, пропускающие уроки без уважительной причины. Классный руководитель посещает данного учащегося на дому. Проводится индивидуальная беседа с подростком и родителями, выясняются причины непосещения. И проводятся мероприятия по ликвидации этих причин. При многократных прогулах данный подросток приглашается на беседу с заместителем директора по ВР или УВР, в дальнейшем на Совет профилактики школы. Ставится на школьный учет Информация о данных учащихся передается в ПДН для принятия мер.

3. Организация досуга учащихся Большое внимание уделяет занятости учащихся дополнительным образованием (45 часов). Специфику организации дополнительного образования детей отражают модифицированные программы дополнительного образования детей следующих направленностей:

художественная - 6 объединений

туристско-краеведческая -3 объединения

научно-техническая - 3 объединения

физкультурно-спортивная - 5 объединений

Естественнонаучная - 2 объединения

военно-патриотическая - 2 объединения

социально-педагогическая. - 1 объединение

Дополнительное образование осуществляют 15 педагогов ДО

Охват учащихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма ДО внутри школы составляет 345 человек (68%), общий охват учащихся 362 чел. ( 71% )

Занятость в системе дополнительного образования подростков учетных категорий составляет 89%.

Но стоит отметить, что необходимо усилить контроль досуговой деятельности в каникулы и летний период.

Организация предметных олимпиад и спортивных соревнований, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу Традиционно стало участие учащихся в легкоатлетических пробегах.

К формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

- акции и фестивали;

- тематические классные часы:

1 - 4 классы:

“ Что такое хорошо и что такое плохо”

“ Курить – здоровью вредить”;
5 - 6-й классы:

“ Мифы об алкоголе”

“ Школьнику о вреде никотина”

7 - 9 классы:

“ Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

“ Жизнь без наркотиков”

“ Мы против наркотиков”

5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в школе Недели и Месячники по данной проблеме . В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

В течение 2013–2014 (сентябрь – март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 - 4 классы:

“ Что такое хорошо и что такое плохо”
ООН о правах ребенка”

«Знай Правила поведения в общественных местах”

“ Мы и улица, наши интересы”\

“ Преступления и его последствия”
“Как научится быть ответственным за свои поступки”

“ Административная и уголовная ответственность”;

6. Работа с родителями.

В течение учебного года проводится родительский всеобуч, через проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов индивидуальное медико – психологическое консультирование, привлекаются родители к школьным КТД, Дням здоровья, спортивным соревнованиям.

В школе на 1 этаже располагается информация для родителей и учащихся по правовым аспектам деятельности учреждения, адреса правовой помощи детям и родителям. Указаны телефоны экстренных служб.

Следует отметить достаточно высокий уровень активности родителей как участников образовательного процесса. В истекшем учебном году родители были активными участниками всех школьных дел. Посещаемость родительских собраний составила 86%. В школе работает родительский патруль.

В школе работает Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, который возглавляет директор школы Колемасов Владислав Васильевич. Заседания проводятся в соответствии с планом. Так, в 2013-2014 году было проведено 5 заседаний Совета профилактики. На заседаниях рассматривались представления классных руководителей, социального педагога о постановке учащихся на внутришкольный учет или снятие с учета и принимались решения по данным представлениям (снята с учета Мышина Н. -10 кл); оказывалась консультативная, методическая помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей (Семенишина. Е.К., Полубарьева Л.В., Гудков А. В., Круглов А.Н., Грейзина Т.Н.) ; обсуждались результаты деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений, психологической службы по работе с детьми учетных категорий. На заседаниях рассматривались конфликтные ситуации, связанные с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции; обсуждались вопросы пребывания детей в социально-опасных семьях, подготовка соответствующих ходатайств в органы опеки и попечительства.

Сравнительный анализ количества обучающихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, состоящих на профилактических учетах в субъектах системы профилактики за три года показывает.

Как видно из гистограмм, наблюдается незначительное уменьшение количества учащихся, состоящих на учетах КДН и ЗП, ПДН, ВШУ.

Но учит ывая, в летние каникулы четверо учащихся совершали кражи из кафе ДК г. Ворсма, считаем необходимым усилить работу всех систем профилактики школы:

классным руководителям, социальному педагогу, педагогу- психологу, заместителю директора по ВР спланировать дополнительные мероприятия с учащимися и родителями, направленными на повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей, формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения, активнее привлекать к проведению мероприятий работников правоохранительных органов, прокураты, здравоохранения, ОНД МЧС России по г. Павлово и Павловскому району, ГИБДД и др;

усилить контроль за учащимися в каникулярный период.

7. Проведение индивидуальной профилактической работы.

Основная цель профилактической деятельности школы – вывести учащегося из зоны риска попадания его в социально опасное положение. Для этого в школе создана система сбора, обработки и хранения информации по различным категориям учащихся и их семьям, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся). Имеется в наличии компьютерная база данных о детях в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обучению и проживающих в м/р школы, сведения об учащихся, состоящих на учетах КДН и ЗП, ПДН и внутришкольном учете.

На каждого учащегося учетной категории в школе разработаны планы индивидуально-профилактической работы, где отражается работа, проводимая с подростком, результат профилактической работы, данные о семье, характеристика ребенка, акты обследования ЖБУ, карточка индивидуального учета семьи несовершеннолетнего. Индивидуальная профилактическая помощь оказывается комплексно во взаимодействии социального педагога, педагога - психолога, классных руководителей, администрацией школы, инспектора ПДН, медицинских работников. Индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс профилактических мероприятий с каждым подростком

- вовлечение учащихся в классные и общешкольные мероприятия,

- вовлечение их во внеклассные мероприятия, проектную деятельность, органы детского самоуправления.

- участие в трудовых делах на пришкольном участке, сборе макулатуры, наведении порядка в классе, дежурстве по школе;

- участие во всех школьных акциях по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;

- беседы инспектора с подростками и родителями об ответственности за противоправные поступки.

- вовлечение в кружки и секции,

- организация занятости в каникулярное время,

- обеспечение правовой защиты подростков,

- ежедневный контроль за посещаемостью школьных занятий со стороны классных руководителей и заместителя директора по ВР;

- контроль за выполнением домашних заданий по предметам и работой на уроках. По результатам проводилась индивидуальная беседа с подростками и родителями;

- отношения с одноклассниками,

- выхода из конфликтной ситуации

- снятие агрессивного поведения,

- проведение тренингов отказа от курения, алкоголя, наркотиков.

Организовано межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики

МБОУ СОШ № 2 г. Ворсма. МБОУ НОШ г. Ворсма - совместные рейды, заседания совета профилактики

ГИБДД – встречи с родителями и учащимися, участие в конкурсах по ПДД

Отдел опеки и попечительства УО администрации Павловского района - индивидуально – профилактическая работа с опекаемыми и опекунами, индивидуально – профилактическая работа с С-ОС .

Наркологический диспансер г. Павлово – беседы с родителями, учащимися; анкетирование и тестирование на предмет употребления наркотиков.

ГБУЗ НО Ворсменская городская больница (детская поликлиника) - беседы, лекции с родителями и учащимися, совместные рейды, помощь в организации лечения в психоневрологическом диспансере г. Павлово

МБОУ ЦРТДЮ г. Павлово - мероприятия по формированию ЗОЖ и законопослушного поведения

МБОУ ДОД СЮТур г. Павлово - соревнования

Совет профилактики безнадзорности и правонарушений при Администрации

г. Ворсма - совместные рейды по местам отдыха молодежи, в семьи учащихся; обсуждение на заседаниях учащихся и родителей, оказание помощи в трудоустройстве родителей, организация летних трудовых бригад.

Отдел по делам молодежи – совместные мероприятия

ФОК Звезда г . Павлово – посещения бассейна, ледовой арены

ФОК г. Ворсма – секции, соревнования

Отдел соцзащиты населения г . Павлово – помощь семьям в оформлении пособий, организация летнего отдыха

Отдел соцзащиты населения г. Ворсма - помощь семьям в оформлении пособий, рейды в социально- опасные семьи

МБОУ ДОД детский дом творчества г. Ворсма – кружки, секции, летний отдых, конкурсы, соревнования

Нажмите, чтобы узнать подробности

II Всероссийская заочная НПК

"Актуальные вопросы развития современного

образования: теория и практика"

Организация работы

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

(из опыта работы учреждения)

Автор: Жимбеева О.Ц., Митыпова Д.Ц.

Апрель, 2016 г.

О.Ц. Жимбеева, Д.Ц. Митыпова

ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум

г. Улан – Удэ Республика Бурятия,

Организация работы

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

(из опыта работы учреждения)

В наше современное и высокотехническое время серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Социальные и экономические проблемы нашего государства на данном этапе развития серьезно ослабили воспитательный нравственный потенциал семьи (институт семьи). Все эти политические и социальные проблемы всего государства серьезно воздействует на воспитании детей и результатом всех этих действий (процессов), рост числа безнадзорных, брошенных детей и подростков. Вследствие чего увеличение распространения среди этих безнадзорных подростков алкогольной продукции, сигарет, энергетических напитков и вплоть до психоактивных веществ и отсюда увеличение числа правонарушений и преступлений именно среди несовершеннолетних подростков. Анализируя данный процесс, делаем вывод, ведь истоки или как говорят первопричины данных действий лежит именно в семье. Безработица, безденежье и вынужденные выезды на работу в другой регион порой и страны многих родителей, оставляя своих чад под присмотром стареньких бабушек и дедушек на многие месяцы, а порой и года дают и свои плоды. Дети предоставлены самим себе, в тот самый период, когда этим ребятам требуется именно помощь, поддержка и понимание со стороны родителей их не оказывается рядом. Куда пойдут ребята, конечно на улицу и вот вся история этих детей: Не знакомая компания, для виду подавшая руку помощи бедному ребенку и предложившая помощь в виде сигарет, банки пива, а дальше все больше и этот подросток незаметно вливается в криминальный круг. А, родителям нет дела до него и здесь вся ответственность за воспитание данного подростка плавно переходит на учебное заведение. И вот тогда перед всем учебным заведением настает наиглавнейший вопрос: Как организовать систему мер по профилактике правонарушений среди подростков?

Можно с уверенностью сказать, что нет такой школы и образовательного учреждения, которая не сталкивалась бы с трудным подростком, к сожалению, неблагополучные подростки есть везде.

И перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Ежемесячно ведется анализ проводимой работы и оценка эффективности проводимых в учебном заведении профилактических мероприятий.
Создается банк данных студентов, входящих в группу риска по злоупотреблению ПАВ. Данные студенты вовлекаются в спортивные кружки и секции.

Работают секции, кружки, клубы по интересам:

Охват обучающихся и студентов в спортивных секциях составляет – 98 чел (24,8%), в кружках – 254 (45 %), клубе - 17(3,1%) студия – 35 (6,3 %).
Степень охвата внеурочной занятостью – 386 чел. (70 %).

Разработан план адаптационных мероприятий для первокурсников, цель которого – осуществление социально-психологических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу. Включает в себя диагностическую деятельность, наблюдение, информационно-просветительскую, коррекционно-развивающую, профилактическую работу.

В течение года по необходимости осуществляется взаимодействие со специалистами социальных служб – отделами опеки и попечительства города и других районов, Комитета по делам молодежи, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отдела по делам несовершеннолетних при МВД, предоставляется необходимая информация в администрацию города и Министерство образования республики. В техникуме ведется работа с органами внутренних дел согласно совместному плану работы.
Также осуществляется взаимодействие с государственными и общественными организациями, религиозными конфессиями – приглашение представителей православной церкви по вопросам профилактики наркомании и предупреждения экстремизма в молодежной среде.

Фактов совершения студентами правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков не имеется. На территории техникума ограничено табакокурение, ведется активная работа по пресечению курения. Со студентами, нарушающими правила поведения в техникуме, проводятся профилактические беседы. В учебных группах и в общежитии проводится разъяснительная работа.

Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в техникуме и предусматривает следующие формы взаимодействия:

1. Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону.

2. Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме похожи.

3. Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.

4. Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.

5. Встречи с работодателями.

6. Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

7. Привлечение родителей в жизнь группы.

Таким образом, в учебном заведении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений, обеспечение прав граждан на получение общего образования.

Сравнительная диаграмма по несовершеннолетним,

состоящих на всех видах профилактического учета

на 2015 – 2016 учебный год

Таблица 1

На начало учебного года состояли на всех видах профилактического учете:


Таблица 2


На конец учебного года состоят на всех видах профилактического учета:


1. Профилактика правонарушений

В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минздравом России, Минобрнауки России, Минкомсвязью России, Минтрудом России, иными федеральными органами исполнительной власти, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере профилактики правонарушений в части действия Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон N 182-ФЗ носит общий характер, устанавливая правовые и организационные основы профилактики правонарушений в Российской Федерации, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия.

Особенности профилактики правонарушений в отдельных ключевых сферах общественных отношений определяются рядом специальных федеральных законов, в частности Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), федеральными законами от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими.

На федеральном и региональном уровнях принимаются нормативные правовые акты, нацеленные на предупреждение (профилактику, предотвращение, пресечение) преступлений и иных правонарушений, организацию борьбы с преступностью, минимизацию и ликвидацию криминальных последствий, а также различные документы стратегического планирования.

Профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Следует отметить неполноту перечня основных понятий, используемых в Федеральном законе N 182-ФЗ, терминологическую несогласованность и противоречивость интерпретации ряда понятий, неопределенность формулировок отдельных правовых норм, что негативно влияет на качество правоприменительной деятельности, обеспечение прав и законных интересов граждан.

Так, в статье 2 Федерального закона N 182-ФЗ дано определение профилактики правонарушений. Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 182-ФЗ одним из основных направлений профилактики правонарушений является их предупреждение, но содержание данного понятия в указанном федеральном законе не раскрывается. Между тем сформировалось устойчивое мнение о том, что понятие "предупреждение правонарушений" шире понятия "профилактика правонарушений", поскольку наряду с профилактикой оно также предусматривает предотвращение готовящихся и пресечение начатых преступлений и иных правонарушений.

В статье 2 Федерального закона N 182-ФЗ дается определение антиобщественного поведения, под которым понимаются не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Такие понятия, как "нормы поведения" и "нормы морали", не имеют правового содержания, являются оценочными и порождают неопределенность. Используемое понятие "антиобщественное поведение" чрезмерно расширяет основания индивидуального профилактического воздействия, переводя его из правовой сферы в сферу нравственных оценок, моральных отношений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечивать ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления полномочиями со стороны исполнительной власти, порождает противоречивую практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод. В данном случае наличие в Федеральном законе N 182-ФЗ такого понятия создает предпосылки к необоснованной постановке лица на профилактический учет. Более того, статья 16 Федерального закона N 182-ФЗ допускает применение к лицам, поведение которых носит антиобщественный характер, специальных мер профилактики правонарушений, к которым относятся меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера. Это вступает в противоречие как с приведенным в статье 2 Федерального закона N 182-ФЗ определением антиобщественного поведения, так и с задачами законодательства в перечисленных сферах.

Частью второй статьи 16 Федерального закона N 182-ФЗ предусмотрена возможность применения специальных мер профилактики к лицам, намеревающимся совершить правонарушение, в то время как законодательством предусмотрена ответственность лишь за подготовку к совершению правонарушения.

Целесообразно установление на региональном уровне критериев отнесения тех или иных лиц к числу пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми (статья 27 Федерального закона N 182-ФЗ), а также конкретных видов помощи таким людям с учетом экономической, социальной и иной специфики субъектов Российской Федерации.

По информации Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, лишь небольшая часть федеральных органов исполнительной власти направляет в МВД России годовые отчеты в сфере профилактики правонарушений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1564 "О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации", что свидетельствует о непонимании значения такой работы.

Одной из форм профилактического воздействия согласно Федеральному закону N 182-ФЗ является социальная адаптация, которая связана с помощью в трудоустройстве и налаживании бытовых условий лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом в перечень таких лиц, установленный частью 2 статьи 24 указанного федерального закона, не входят лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы.

В ряде субъектов Российской Федерации действуют законы и региональные программы, посвященные разработке мер социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. В целях повышения эффективности принимаемых мер целесообразно выработать единый подход к решению данной проблемы на федеральном уровне, в том числе проработать вопрос необходимости принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Особое место в системе профилактики правонарушений занимают вопросы профилактики насилия в семье. Выявление такого рода преступлений и иных правонарушений, а также оценка реальных масштабов проблемы затруднены, поскольку зачастую пострадавшие не обращаются в правоохранительные органы.

Дела, касающиеся семейного насилия, в настоящее время рассматриваются в рамках административного судопроизводства. Санкции, предусмотренные статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), включают в себя наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 30 тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов. При этом штраф как мера административной ответственности не является достаточным средством воздействия на правонарушителя.

Представляется необходимым определить комплекс мер, направленных на снижение случаев насилия в семье, предусматривающих как совершенствование законодательства, так и оказание материальной и психологической поддержки таким семьям. Кроме того, необходимо на системной основе вести работу по раннему выявлению насилия в семье или угрозы применения насилия, расширять использование в работе современных технологий, в том числе информационных, обеспечивать подготовку достаточного количества квалифицированных специалистов.

В ходе осуществления мониторинга была проанализирована практика применения судами норм Федерального закона N 120-ФЗ в 28 субъектах Российской Федерации. Установлено, что далеко не всегда судом в полном объеме устанавливаются обстоятельства, имеющие принципиальное значение как с точки зрения профилактики новых преступлений со стороны осужденных, так и правонарушений со стороны несовершеннолетних потерпевших в последующем. Зачастую в приговоре лишь констатируется знакомство либо отсутствие знакомства между виновным и потерпевшим, не уточняются обстоятельства, при которых состоялось общение, причины и условия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. Также в большинстве исследованных случаев суд недостаточно уделял внимания характеристике потерпевших и последствиям совершения в отношении них преступлений, если они не носили характер причинения вреда здоровью. В подавляющем большинстве случаев дела рассматривались в особом порядке по ходатайству подсудимого (в связи с признанием вины, раскаянием в содеянном), что исключает возможность в полной мере оценить влияние совершенного преступления на несовершеннолетнего потерпевшего.

Представляется необходимым во всех случаях, когда преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, рекомендовать судам рассматривать дела в общем порядке в целях всестороннего исследования обстоятельств, установления причин и условий его совершения, проведения последующей профилактической работы в отношении как осужденных, так и потерпевших.

Распространенным способом вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений выступает обман в отношении их безнаказанности, в том числе по поводу возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации: вовлеченные в преступления несовершеннолетние во всех исследованных случаях не знали, что уже достигли возраста уголовной ответственности. Это свидетельствует о низком уровне правовой грамотности подростков. Таким образом, следует указать на необходимость усиления работы образовательных организаций, которые в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ должны осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и их правовое просвещение.

Отдельного внимания заслуживает вопрос качества профилактической работы с неблагополучными семьями в случаях, когда преступление было совершено родителями, родственниками либо другими лицами, которые ранее уже привлекались к административной или уголовной ответственности за аналогичные правонарушения. На это, в частности, указывается в приказе Генпрокуратуры России от 14 ноября 2017 г. N 774 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства". Повторность совершения противоправных действий, посягающих на те же объекты, в том числе с увеличением степени общественной опасности посягательств, ранее привлекавшимися к ответственности лицами свидетельствует о недостаточной эффективности примененных к ним мер административного и уголовно-правового характера.

В ряде случаев родители, осужденные по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), были лишены родительских прав, но продолжали пребывать с детьми, оказывая на них негативное влияние.

Также имела место неверная квалификация содеянного, что препятствовало выбору правильных форм и объема профилактического воздействия на лиц, совершивших преступные посягательства. В частности, к ответственности по статье 156 УК РФ были привлечены родители, лишенные родительских прав, в одном случае - лицо, которое юридически не являлось отцом потерпевшей.

В выявленном случае квалификации действий лица по пункту "а" части третьей статьи 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отношении несовершеннолетних) не было учтено, что принудительное введение в организм потерпевшего помимо его воли наркотического средства требует квалификации содеянного по статьям о преступлениях против здоровья. Кроме того, наркотическое средство принадлежало виновному, поэтому его введение посредством инъекции в организм потерпевшей согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" требует дополнительной квалификации по пункту "в" части четвертой статьи 228.1 УК РФ как сбыт наркотического средства, совершенный лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего.

В ряде случаев лицам, совершившим посягательства в отношении несовершеннолетних, наказание назначалось с учетом такого смягчающего обстоятельства, как наличие малолетних детей у виновного (пункт "г" части первой статьи 61 УК РФ). Это не соответствует опасности посягательства и противоречит позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания". Смягчение наказания в подобных обстоятельствах позволяет осужденному полагать, что в случае продолжения преступного поведения в отношении другого ребенка он может рассчитывать на смягчающее обстоятельство в виде наличия у него малолетних детей.

Также выявлены случаи вынесения судами постановлений о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 76 (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) и 76.2 (освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа) УК РФ, предполагающим соблюдение целого ряда условий, в частности, возмещения причиненного преступлением ущерба и заглаживания причиненного вреда. При этом в приговорах не указывается, в какой форме и в каком объеме было осуществлено заглаживание причиненного вреда, суды ограничиваются констатацией в приговоре факта заглаживания причиненного вреда посредством извинений. В одном из изученных случаев информация о мнении несовершеннолетнего и его законного представителя вообще не содержится, что, возможно, объясняется фактом его обвинения в совершении кражи совместно с обвиняемым. Однако привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого не исключает необходимости признания его потерпевшим в части вовлечения в совершение преступления, а также учета его мнения при освобождении от уголовной ответственности. В ряде случаев прокурор возражал против прекращения дела и освобождения от ответственности, не считая, что условия (в том числе заглаживание вреда) выполнены в достаточной степени, однако мнение прокурора не было учтено судом.

Предлагается рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации обратить внимание на выявленные обстоятельства, рекомендовать судам более тщательно подходить к вопросу установления факта заглаживания причиненного вреда в отношении несовершеннолетних потерпевших, а также принимать решение о прекращении уголовного дела только с учетом мнения прокурора.

Читайте также: