Проблемы реформирования оон доклад

Обновлено: 30.06.2024

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.
Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обоснование реформ 4
Глава 2. Реформирование Совета Безопасности 5
Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи 8
Глава 4. Реформирование Секретариата 9
Глава 5. Реформирование 10
Международного суда ООН. 10
Глава 6. Проблемы, связанные с 11
финансированием ООН 11
Глава 7. Иные проблемы 13
Глава 8. Итоги 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение I – Взносы на финансирование ООН 20

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное министерство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральская Государственная Академия

Выполнил: студент 331 гр.

Проверила: доцент Рабцевич Олеся Ивановна.

Введение

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.

Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Деятельность ООН проявляется в самых разных областях: экономика, здравоохранение, социальное развитие, поддержание мира и безопасности (в том числе миротворческими операциями), площадка для переговоров на высшем уровне и так далее.

И это далеко не единственная проблема реформирования ООН. В своем докладе я постараюсь раскрыть существенные проблемы и предложить некоторые пути их решения.

Глава 1. Обоснование реформ

В 2002 году Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

Основой ООН всегда были стабильность и единство государств, но с течением времени стабильность стала переходить в застой, а принцип единства раздирается противостоянием Запада и Востока, Севера и Юга, христианских и мусульманских стран.

Глава 2. Реформирование Совета Безопасности

Эти посылки порождают ряд проблем:

В соответствии с этим возникает множество вариантов решения этих проблем. Начнём по порядку:

А) Многие ученые высказываются за расширение общего количества членов Совета Безопасности. Называются различные цифры и различные принципы формирования. Наиболее популярным принципом формирования является географический - равное представительство государств от разных регионов, например: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Океания (включая Австралию). При этом общее количество членов Совета Безопасности должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Такую схему в частности предлагал Кофи Аннан. Но есть и другие критерии, например, в зависимости от уровня развития, ВВП, роли в деятельности ООН. Муаммар Каддафи в своей критике указал на то, что функции СовБеза нужно передать Генеральной Ассамблее, чтобы важные решения принимались без дискриминаций.

Б) Что касается количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Предлагается расширить количество постоянных членов, за счет государств, которые достигли более высокого уровня развития, чья демографическая политика имеет высокий темп, а также за счет государств, которые несут больше расходов по содержанию и финансированию ООН, не нужно также забывать о ядерных державах (Индия, Пакистан), которые как бы невзначай об этом упоминают. Ну и, наконец, есть точки зрения по отмене института постоянных членов, что юридически уравняет права всех участников ООН на представление в Совете Безопасности.

Г) Представительство государств – государства с низким уровнем развития, осуществляющие малый процент финансирования ООН практически не имеют шансов попасть в Совет Безопасности, так как не принимают существенного участия в деле обеспечения мира и безопасности. А, следовательно, их интересы мало кого интересуют и не учитываются при принятии решений.

Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган ООН и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Генеральная Ассамблея состоит из представителей государств-участников ООН. Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

О проблемах Генеральной Ассамблеи и повышении эффективности деятельности и авторитета в первую очередь думает сама Генеральная Ассамблея. Меры по реформированию содержатся в: резолюциях 58/126 (19 декабря 2003 г.) и 58/316 (1 июля 2004 года).

Среди мер особо выделены:

      1. Подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи и повышение качества предоставляемых им докладов о своей деятельности.
      2. Взаимодействие Председателей ГенАссамблеи, СовБеза, Экосос, тесное сотрудничество.
      3. Совершенствование методов работы – сессионный порядок, выработка расписания сессий.
      4. Рациональное использование средств финансирования.

    Но, пожалуй, главной проблемой является юридическая сила принимаемых решений. Генеральная Ассамблея – международный орган, включающий в себя абсолютное большинство государств, решения которого не обладают нормативной силой. Это самое главное противоречие Генеральной Ассамблеи.

    Глава 4. Реформирование Секретариата

    На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН.

    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

    Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    О проблемах реформирования Секретариата ООН говорят значительно реже, чем о реформировании СовБеза. Да и предлагаемые реформы являются более мягкими.

    А) Также предлагалось расширить полномочия самого Генерального Секретаря ООН в выборе способов повышения эффективности результатов.

    Б) Внедрение новейших информационных, цифровых технологий и средств, для более быстрого сбора и обработки поступающей информации, а также дальнейшей координации деятельности ООН.

    Глава 5. Реформирование

    Международного суда ООН.

    Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Статут Международного Суда является неотъемлемой частью Устава ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами).

    В связи с тем, что количество государств на планете Земля приблизительно равно 200-м, то и споров, разбирательством которых занимается Международный суд ООН невелико. Тем более что ему подведомственные дела, участники которых сами обратились в этот орган.

    Основные проблемы Международного суда ООН:

    А) Международный суд ООН рассматривает международные споры только между государствами и только при их обращении. Он не имеет право самостоятельно инициировать судебные разбирательства, проводить расследования, собирать доказательства, исследовать факты.

    Б) Юридическая сила решений. Решения Международного суда ООН обязательны только для сторон в определенном споре и только в отношении этого дела.

    В) Повышение квалификации судей, их подготовки не только в области международного права, но и национального права. Порядок избрания судей.

    Г) Упрощение процедуры разбирательства.

    Д) Увеличение финансирования – Международный суд ООН является наименее затратным учреждением в ООН по сравнению с другими подобными судебными органами (Трибунал по бывшей Югославии). Возможно, увеличение финансирования приведёт к более качественному рассмотрению дел.

    Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.

    Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

    Деятельность ООН проявляется в самых разных областях: экономика, здравоохранение, социальное развитие, поддержание мира и безопасности (в том числе миротворческими операциями), площадка для переговоров на высшем уровне и так далее.

    И это далеко не единственная проблема реформирования ООН. В своем докладе я постараюсь раскрыть существенные проблемы и предложить некоторые пути их решения.

    Глава 1. Обоснование реформ

    В 2002 году Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

    Основой ООН всегда были стабильность и единство государств, но с течением времени стабильность стала переходить в застой, а принцип единства раздирается противостоянием Запада и Востока, Севера и Юга, христианских и мусульманских стран.

    Глава 2. Реформирование Совета Безопасности

    Эти посылки порождают ряд проблем:

    Количество постоянных членов – всего 5, и их выбор обусловлен результатами Второй мировой войны, что не устраивает многие страны, так как они имеют более высокой уровень развития, демографический потенциал, и так далее. На статус постоянного члена претендуют: Япония, Германия, Индия, Бразилия, Италия и некоторые другие страны.

    Нарушение равенства представительства – непостоянные члены Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей в соответствии со степенью их участия в поддержании мира и безопасности, а, следовательно, у стран с низким уровнем развития мало шансов попасть в Совет Безопасности.

    Проблема финансирования ООН. Финансирование утверждается Генеральной Ассамблеей ООН путем определения взносов для каждой страны в отдельности в соответствии с уровнем развития, что приводит к снижению удельного веса в организации неразвитых стран (хотя равное финансирование в обстановки современного мира невозможно).

    В соответствии с этим возникает множество вариантов решения этих проблем. Начнём по порядку:

    А) Многие ученые высказываются за расширение общего количества членов Совета Безопасности. Называются различные цифры и различные принципы формирования. Наиболее популярным принципом формирования является географический - равное представительство государств от разных регионов, например: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Океания (включая Австралию). При этом общее количество членов Совета Безопасности должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Такую схему в частности предлагал Кофи Аннан. Но есть и другие критерии, например, в зависимости от уровня развития, ВВП, роли в деятельности ООН. Муаммар Каддафи в своей критике указал на то, что функции СовБеза нужно передать Генеральной Ассамблее, чтобы важные решения принимались без дискриминаций.

    Б) Что касается количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Предлагается расширить количество постоянных членов, за счет государств, которые достигли более высокого уровня развития, чья демографическая политика имеет высокий темп, а также за счет государств, которые несут больше расходов по содержанию и финансированию ООН, не нужно также забывать о ядерных державах (Индия, Пакистан), которые как бы невзначай об этом упоминают. Ну и, наконец, есть точки зрения по отмене института постоянных членов, что юридически уравняет права всех участников ООН на представление в Совете Безопасности.

    Г) Представительство государств – государства с низким уровнем развития, осуществляющие малый процент финансирования ООН практически не имеют шансов попасть в Совет Безопасности, так как не принимают существенного участия в деле обеспечения мира и безопасности. А, следовательно, их интересы мало кого интересуют и не учитываются при принятии решений.

    Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи

    Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган ООН и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

    Генеральная Ассамблея состоит из представителей государств-участников ООН. Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

    О проблемах Генеральной Ассамблеи и повышении эффективности деятельности и авторитета в первую очередь думает сама Генеральная Ассамблея. Меры по реформированию содержатся в: резолюциях 58/126 (19 декабря 2003 г.) и 58/316 (1 июля 2004 года).

    Среди мер особо выделены:

    Подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи и повышение качества предоставляемых им докладов о своей деятельности.

    Взаимодействие Председателей ГенАссамблеи, СовБеза, Экосос, тесное сотрудничество.

    Совершенствование методов работы – сессионный порядок, выработка расписания сессий.

    Рациональное использование средств финансирования.

    Но, пожалуй, главной проблемой является юридическая сила принимаемых решений. Генеральная Ассамблея – международный орган, включающий в себя абсолютное большинство государств, решения которого не обладают нормативной силой. Это самое главное противоречие Генеральной Ассамблеи.

    Глава 4. Реформирование Секретариата

    На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН.

    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

    Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    О проблемах реформирования Секретариата ООН говорят значительно реже, чем о реформировании СовБеза. Да и предлагаемые реформы являются более мягкими.

    А) Также предлагалось расширить полномочия самого Генерального Секретаря ООН в выборе способов повышения эффективности результатов.

    Б) Внедрение новейших информационных, цифровых технологий и средств, для более быстрого сбора и обработки поступающей информации, а также дальнейшей координации деятельности ООН.

    Глава 5. Реформирование

    Международного суда ООН.

    Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Статут Международного Суда является неотъемлемой частью Устава ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами).

    В связи с тем, что количество государств на планете Земля приблизительно равно 200-м, то и споров, разбирательством которых занимается Международный суд ООН невелико. Тем более что ему подведомственные дела, участники которых сами обратились в этот орган.

    Основные проблемы Международного суда ООН:

    А) Международный суд ООН рассматривает международные споры только между государствами и только при их обращении. Он не имеет право самостоятельно инициировать судебные разбирательства, проводить расследования, собирать доказательства, исследовать факты.

    Б) Юридическая сила решений. Решения Международного суда ООН обязательны только для сторон в определенном споре и только в отношении этого дела.

    В) Повышение квалификации судей, их подготовки не только в области международного права, но и национального права. Порядок избрания судей.

    Г) Упрощение процедуры разбирательства.

    Д) Увеличение финансирования – Международный суд ООН является наименее затратным учреждением в ООН по сравнению с другими подобными судебными органами (Трибунал по бывшей Югославии). Возможно, увеличение финансирования приведёт к более качественному рассмотрению дел.

    Глава 6. Проблемы, связанные с

    финансированием ООН

    Возвращаясь к этой проблеме, нужно отметить, что финансирование является проблемным аспектом не только деятельности Совета Безопасности, но и в целом для ООН.

    Большая доля взноса США. Это порождает парадокс. С одной стороны США за счет этого имеют рычаги давления на ООН, так как без финансирования организация просто не сможет функционировать. А с другой стороны США долгое время имели задолженность по выплатам.

    Постоянно возникающие споры между странами. Развитые страны (Германия, Япония и другие), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом, либо снижения их доли за счет увеличения доли постоянных членов Совета Безопасности. Односторонние заявления о снижении финансирование ООН и отдельных её миротворческих операций ставят в подвешенное положение организацию.

    Нерациональное, нецелевое использование средств.

    Огромный штат сотрудников (более 60 000 человек), который также необходимо содержать и оплачивать деятельность.

    Неравное участие в финансировании так или иначе влияет и на деятельность страны внутри организации.

    В идеале, в соответствии с принципом юридического равенства государств, взносы должны быть равными. Это обеспечило бы независимость государств друг от друга, равноправие в принятии решений, ограничило бы влияние какого-либо государства на ООН. Другое дело, что в современных условиях это пока недостижимо.

    Среди мер также появилась точка зрения, что взносы должны быть добровольными (Джон Болтон). Но в этом случае огромное влияние на организацию в целом получат государства, которые могут внести большие суммы. Либо финансирование организации совсем прекратиться.

    Также высказывалась точка зрения, что нужно создать Кредитную организацию (или Фонд), которая будет выдавать кредиты тем странам, которые не могут внести взнос по экономическим причинам.

    Регулярный бюджет ООН составляет порядка 1,3 млрд. долл. США в год. Из него покрываются расходы на мероприятия, персонал и базовую инфраструктуру ООН, но не на операции по поддержанию мира, имеющие собственный бюджет. Следовательно, создание дополнительных контрольных органов, ужесточение контроля как финансового, так и административного необходимы.

    Глава 7. Иные проблемы

    Среди таких проблем можно назвать:

    Неквалифицированные специалисты, которые работают в ООН. Кадровая политика выглядит странной – на работу принимаются на основе постоянного контракта, но преимущественно людей, чья нация мало представлена. Есть возрастные ограничения: от 32 до 62 лет, поэтому молодые специалисты лишены возможности поучаствовать в деятельности, а также квалифицированны кадры с большим опытом вынуждены выходить на пенсию после 62 лет. (Профессор Рут Веджвуд). Обсуждается также введение жесткого кодекса этики.

    Бюрократизм. Затягивание процессов реформирования, сложность оформления бумаг (ведь даже в здания ООН пускают не всех и не сразу).

    Перенос штаб-квартиры. Многие ученые считают, что нахождение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке отдаляет организацию от мировых проблем, превращает ООН в дискуссионный клуб при США, не говоря уже о том, что все сотрудники, работающие в штаб-квартире ООН проживают на территории США, что косвенно также влияет на их позицию.

    Военно-Штабной Комитет формально продолжает функционировать, собираясь на ежемесячные заседания. Однако на деле он оставался и остается одной из чисто протокольных структур, не обладающих никакой реальной властью.

    Процесс реформирования идёт медленно, в основном, по политическим причинам: нежелание постоянных членов Совета Безопасности и других влиятельных и развитых государств к утрате рычагов управления организацией.

    Замена Комиссии по правам человека Советом с аналогичным названием. Он должен был решить проблему политизированности и запретить доступ странам, которые имеют порочную историю в области нарушения прав человека.

    Проблемы существования и развития специализированных учреждений ООН, таких как Международный валютный фонд, Международная организация труда и других.

    Глава 8. Итоги

    Влияние и заслуги, ведущую роль и безальтернативность ООН никто не отрицает. ООН есть и остается главным форумом для обсуждения мировых проблем, принятия важных решений, площадкой для нахождения компромиссов между всеми государствами. Когда ООН только создавалась, возможно, она и не могла быть другой. Но ничто не вечно.

    Все описанные выше проблемы свидетельствуют о старении организации и её неэффективности, неспособности решить назревшие проблемы. Отдельные институты, да и сама организация в целом утрачивают свой авторитет. Промахи организации приводят к глобальным конфликтам.

    Бомбардировки территории Сербии силами НАТО, многие ученые отмечают, что были нарушены основные принципы международного права, которые закреплены в Уставе ООН и которые организация собственно должна защищать, среди них: запрет применения силы, угрозы силой, нарушение территориальной целостности, вмешательство во внутренние дела государства, принцип суверенного равенства всех стран. Это не полный список, не говоря уже о нормах международного гуманитарного права и самого Устава НАТО.

    Гуманитарная помощь либо вообще не доходила до адресата, либо распределялась неумело. Хотя необходимо отметить, что на данный момент это одно из наиболее важных направлений деятельности ООН. Хотя есть и позитивные моменты: только в одной Уганде Всемирная продовольственная программа кормит более миллиона людей и 400 тысяч школьников. Без ООН эти люди погибли бы. И без ООН те войны, которые ведутся, были бы гораздо ужаснее. Поэтому полное отрицание универсальной международной организации, такой как Лига Наций или ООН, приведет к хаосу, несанкционированному применению силы теми странами, которые имеют военный потенциал.

    Заключение

    Подводя итог всем указанным проблемам, нельзя не отметить важную роль, которую играет ООН. Это на данный момент единственная организация всеобъемлющего характера, в состав которой входит абсолютное большинство государств мира. ООН предоставляет отличную возможность для государств встретиться и обсудить мировые, глобальные вопросы, принять решения, затрагивающие интересы общества в целом. Но.

    На данный момент организация переживает не самые лучшие времена. Её раздирают внутренние противоречия. Созданная после Второй мировой войны, она уже не отвечает современным реалиям. Решения организации, которые подвергаются огромному влиянию развитых стран, зачастую не соответствуют ожиданиям общества. Более того, решения организации попросту игнорируются теми, кому они не выгодны. Организация нуждается в срочном реформировании.

    Лидеры держав не раз отмечали: зачем тратить деньги для бесконечных дискуссий, если решение не достигает той цели, ради которой оно принималось (Махмуд Ахмадинеджад и Муаммар Каддафи).

    Будем надеяться, что для изменения ООН не потребуется Третья мировая война…

    Список литературы

    www . kaddafi . ru (Проблемы расширения так называемого Совета Безопасности).

    Приложение I – Взносы на финансирование ООН

    Соединенные Штаты Америки – 22 % (582 678 514 $)

    Япония – 12.530 % (331 861 899 $)

    Германия - 8.018 % (212 359 833 $)

    Великобритания – 6.604 % (174 909 496 $)

    Франция - 6.123 % (162 170 025 $)

    Китай - 3.189 % (84 461 899 $)

    Республика Корея - 2.260 % (59 856 975 $)

    Российская Федерация - 1.602 % (42 429 590 $)

    Похожие документы:

    Генезис участия россии в деятельности оон: приоритетные направления (1945- 2007 гг.)

    Актуальность и научная значимость проблемы. В современных условиях острота и значимость многообразных международных проблем, как политических, так и социально-экономических, существенно возросли.

    Положение и деятельность Российской Федерации в международной организации > Позиция России в вопросе реформирования ООН заключение

    Актуальность исследования. Создание ООН было одним из важных результатов Второй мировой войны. Широкая международная демократическая общественность хотели иметь в лице Организации Объединенных Наций надежный инструмент мира и международного

    Положение и деятельность Российской Федерации в международной организации Позиция России в вопросе реформирования ООН

    Актуальность исследования. Создание ООН было одним из важных результатов Второй мировой войны. Широкая международная демократическая общественность хотели иметь в лице Организации Объединенных Наций надежный инструмент мира и международного

    Программа вступительного экзамена в аспир антуру по специальной дисциплине 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития разработчик

    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития составлена в соответствии с паспортом данной специальности.

    Проблемы и перспективы деятельности юнеско в контексте современных международных отношений


    В условиях растущего антагонизма между странами и невозможностью наладить конструктивный диалог даже на уровне двусторонних договоренностей, в мире остается инструмент, способный выработать общие подходы к решению многих проблем. Это Организация Объединенных Наций, являющаяся самой представительной, авторитетной и представительной площадкой для всех стран в мире. Она была создана в конце Второй мировой войны, в условиях начинающейся ядерной эпохи, как инструмент международной безопасности, закрепив таким образом новый миропорядок.

    За более чем 60-летний опыт работы ООН имеет как положительные, так и отрицательные стороны. На рубеже веков ООН остро нуждается в радикальной разумной и осмысленной реформе. Одно должно оставаться неизменным — цели, которым служит Организация Объединенных Наций:

    1) предотвращение новой мировой войны;

    2) поддержание мира и всеобщей безопасности;

    3) эффективно решать многообразные проблемы в политической, социальной, экономической, культурной, правовой, научно-технической, других областях, как на региональном, так и на международном уровне.

    Ю. А. Баранчик также считает, что ООН более не в состоянии противостоять силовому компоненту в международных отношениях, навязываемому США. По мнению исследователя, реформировать ООН Соединенные Штаты не позволят, т. е. у ООН в том виде, в котором она создавалась после Второй мировой войны, включая ее роль и статус, нет будущего [2].

    И все же при всех недостатках, универсальный формат позволяет учитывать наиболее широкий круг интересов государств при решении важных вопросов международной безопасности и мирового развития.

    В наше время появились новые вызовы для всего человечества: распространение оружия массового поражения, рост количества региональных конфликтов, международный терроризм и т. д. Реформа назрела давно. От нее зависит само существование ООН. Становится ясно, что в нынешних реалиях ООН испытывает глубокий кризис.Причины его, состоят в следующем.

    Во-вторых, исчезновение биполярной системы после распада СССР. Расстановка сил в мире резко изменилась. После войны было понятно, что две противоположные системы были более или менее сбалансированы, уравновешены в Совете Безопасности и друг друга как бы блокировали. Старыми методами новые проблемы решать невозможно.

    В-третьих, ООН до настоящего времени не может определиться, что первично государство или нация. В Уставе ООН прописан суверенитет каждого из них. Однако, на наш взгляд, это прямое противоречие, которое порождает бесконечное множество локальных конфликтов. Например, в Косовском, Южноосетинском конфликте, первичным оказалась нация. Суверенитет стран, в которые входили эти нации, был нарушен. С другой стороны, в конфликте по Нагорному Карабаху ООН встает на сторону государства, нарушая тем самым суверенитет нации.

    В-пятых, все больше усложняется природа региональных конфликтов. Отсюда сложность их решения. Очень часто применяются двойные стандарты.

    В-шестых, структурно-организационная проблема ООН. Потерялся начальный посыл создания Организации, задуманный на конференциях в Думбартон-Оксе, Ялте, Сан-Франциско — предотвращение международных конфликтов, войн. Сейчас, в ООН входит чрезмерное количество организационных структур, зачастую дублирующих друг друга. Из-за этого формируемый бюджет распыляется, становится неэффективным, нерациональным. Сегодня на первый план выступают новые угрозы, новые риски: терроризм, экстремизм, религиозный фундаментализм и т. д. В этих условиях ООН демонстрирует плохую управляемость сложными процессами, которые сейчас происходят в мире. Нельзя позволить ООН превратиться в огромную мощную бюрократическую организацию, неспособную справляться с тем грузом проблем, которые заново образовались.

    В-седьмых, военные структуры ООН неразвиты. Затрудняется утверждение миротворческих мандатов. Как следствие, международное сообщество вынуждено уступать праву силы. Яркий пример, захват Турцией Северной части Кипра.

    В-восьмых, разные взгляды государств на реформирование ООН, пути и средства ее проведения.

    В-девятых, страны Запада пытаются подменить ООН другими организациями (НАТО, МВФ, ВТО и др.) Многие страны не заинтересованы в сильной Организации.

    Таким образом, главной целью реформы ООН является лучшее приспособление к новым вызовам времени, с тем, чтобы она продолжала успешно выполнять свою главную уставную функцию — поддержание международного мира и безопасности.

    Основным вопросом на сегодня является реформа главного органа ООН — Совета Безопасности. От ее решения зависит весь дальнейший ход реформы и ее результативность в целом. От постоянных членов Совета во многом зависит спокойствие и стабильность в мире. Именно постоянные члены, и, в первую очередь Россия, заинтересованы в гибкой, оперативной и эффективной ООН. Существует проблема ревизии Устава ООН. Его игнорирование, нарушение основных принципов, определяющих компетенцию главных органов и порядок ее деятельности, неизменно приводили к плачевным результатам. Существует опасность того, что в процессе реформирования ООН будут затронуты основополагающие принципы, зафиксированные в Уставе, а именно, принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, т. е. право вето. Помимо реформирования Совбеза, существуют планы по реформированию ЭКОСОС, изменение полномочий Генерального Секретаря, сокращение огромного бюрократического аппарата ООН.

    На сегодняшний день дальнейший путь реформирования ООН не до конца ясен. Конечно, изменения в международных отношениях требуют приспособления принципов Устава Организации к новым реалиям, но основа должна оставаться неизменной, иначе не ясно, сможет ли она также сохранять международный мир и безопасность, как ООН. Поэтому реформа требует особого тщательного подхода, и здесь многое будет зависеть от пятерки постоянных членов Совета Безопасности, чье мнение будет решающим.

    Основные термины (генерируются автоматически): ООН, друг друга, мир, мировая война, США, международная безопасность, международный мир, Россия, Совет Безопасности, существование ООН.

    Современный глобализованный мир постоянно меняется (не стоит на месте и ООН – многократно возросли требования, предъявляемые государствами – членами к ООН, ее Секретариату, фондам и программам).

    Увеличение масштабов оперативной деятельности – серьезное испытание способности ООН выполнять возросшее число более сложных мандатов и управлять вверенными ей средствами (предъявляемые требования создают предельную нагрузку для существующих структур и систем ООН).

    Приоритет в деятельности генерального секретаря – реформа:

    1) от повышения эффективности операций в пользу мира до установления более тесных партнерских отношений с гражданским обществом и частным сектором;

    2) от совершенствования механизмов и систем управления до обеспечения безопасности персонала на местах.

    Проблемы реформирования ООН:

    1) Органы ООН застыли на рубеже середины XX в., там же оказались система управления и позиции многих правительств в отношении Организации (не приспособлены в полной мере к новой реальности ООН, управляющей сложными многомиллиардными операциями, помогающими сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями).

    2) Основы ООН – развитие, коллективная безопасность и права человека (каждая из основ укрепляет две другие, но в то же время зависит от них; они нуждаются в крупной реформе в области управления).

    3) Реформа СБ (публичная политика приобретает более глобальный характер, ни одно государство не может решать вопросы в одиночку – увеличение числа членов СБ до 20 и более, а постоянных до 7 –10).

    4) Реформа ЭКОСОС (преобразование его в подлинную палату развития, позволяющую добиваться прогресса и отслеживать результаты деятельности по достижению целей в области развития).

    5) Реформа Совета по опеке (практически отпала необходимость его деятельности; возможные варианты – превратить его в Совет по охране ОС или в Совет по борьбе с терроризмом и преступностью в целом).

    6) Некоторые реформы проведены:

    а) начали работу Новый Совет по правам человека и новая Комиссия по миростроительству (занимается оказанием помощи в деле восстановления государств после завершения конфликтов им мобилизацией ресурсов для этих целей);

    б) все государства – члены согласились со своей ответственностью за защиту людей, которым угрожают геноцид и подобные преступления;

    в) существуют фонд для оказания чрезвычайной помощи, фонд для поддержки демократии, бюро по вопросам этики, жесткая система защиты лиц, сообщающих о нарушениях.

    а) более эффективный механизм подотчетности и надзора;

    б) более отлаженная система закупок;

    в) большая степень финансовой гибкости;

    г) более подходящие правила найма сотрудников и управления ими.

    Доклады, предлагающие фундаментальные изменения (содержат рекомендации, касающиеся управленческих процедур и структур; если будут утверждены государствами – членами радикально изменят методы работы ООН):

    Рекомендуется ряд усовершенствований, затрагивающих структуры управления и руководства (в частности, рекомендации о создании влиятельного независимого консультативного комитета по вопросам ревизии и повышения оперативной независимости Управления служб внутреннего контроля).

    2) Обзор системы отправления правосудия в ООН (доклад представлен в июле 2006 г. Группой по реорганизации системы отправления правосудия в ООН) (нынешняя система устарела, дисфункциональна, неэффективна и не является независимой).

    Рекомендуется создать совершенно новую систему отправления правосудия (профессиональную, независимую и децентрализованную).

    3) Обзор, представленный в ноябре 2006 г. Группой высокого уровня по вопросу о слаженности в системе ООН (помочь ООН реализовать свой потенциал в деле оказания помощи странам, которые предпринимают усилия для достижения целей в области развития, сформулированных Декларацией тысячелетия).




    Рекомендуется радикально перестроить ООН для того, чтобы она была менее раздробленной).

    Цели в области развития Декларации тысячелетия (план действия до 2015 г., согласованный всеми странами мира и ведущими мировыми учреждениями в области развития (мобилизация усилий по удовлетворению беднейших слоев населения в мире)):

    1) ликвидация крайней нищеты и голода;

    2) обеспечение всеобщего начального образования;

    3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

    4) сокращение детской смертности;

    5) улучшение охраны материнства;

    6) борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;

    7) обеспечение экологической устойчивости;

    8) формирование глобального партнерства в целях развития.

    Указанные три доклада, если они приведут к осуществлению конкретных и конструктивных реформ, повысят эффективность Организации и ее способность реагировать на происходящие события (однако, с учетом серьезных организационных и финансовых последствий на это уйдет несколько лет).

    Современный глобализованный мир постоянно меняется (не стоит на месте и ООН – многократно возросли требования, предъявляемые государствами – членами к ООН, ее Секретариату, фондам и программам).

    Увеличение масштабов оперативной деятельности – серьезное испытание способности ООН выполнять возросшее число более сложных мандатов и управлять вверенными ей средствами (предъявляемые требования создают предельную нагрузку для существующих структур и систем ООН).

    Приоритет в деятельности генерального секретаря – реформа:

    1) от повышения эффективности операций в пользу мира до установления более тесных партнерских отношений с гражданским обществом и частным сектором;

    2) от совершенствования механизмов и систем управления до обеспечения безопасности персонала на местах.

    Проблемы реформирования ООН:

    1) Органы ООН застыли на рубеже середины XX в., там же оказались система управления и позиции многих правительств в отношении Организации (не приспособлены в полной мере к новой реальности ООН, управляющей сложными многомиллиардными операциями, помогающими сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями).

    2) Основы ООН – развитие, коллективная безопасность и права человека (каждая из основ укрепляет две другие, но в то же время зависит от них; они нуждаются в крупной реформе в области управления).

    3) Реформа СБ (публичная политика приобретает более глобальный характер, ни одно государство не может решать вопросы в одиночку – увеличение числа членов СБ до 20 и более, а постоянных до 7 –10).

    4) Реформа ЭКОСОС (преобразование его в подлинную палату развития, позволяющую добиваться прогресса и отслеживать результаты деятельности по достижению целей в области развития).

    5) Реформа Совета по опеке (практически отпала необходимость его деятельности; возможные варианты – превратить его в Совет по охране ОС или в Совет по борьбе с терроризмом и преступностью в целом).

    6) Некоторые реформы проведены:

    а) начали работу Новый Совет по правам человека и новая Комиссия по миростроительству (занимается оказанием помощи в деле восстановления государств после завершения конфликтов им мобилизацией ресурсов для этих целей);

    б) все государства – члены согласились со своей ответственностью за защиту людей, которым угрожают геноцид и подобные преступления;

    в) существуют фонд для оказания чрезвычайной помощи, фонд для поддержки демократии, бюро по вопросам этики, жесткая система защиты лиц, сообщающих о нарушениях.

    а) более эффективный механизм подотчетности и надзора;

    б) более отлаженная система закупок;

    в) большая степень финансовой гибкости;

    г) более подходящие правила найма сотрудников и управления ими.

    Доклады, предлагающие фундаментальные изменения (содержат рекомендации, касающиеся управленческих процедур и структур; если будут утверждены государствами – членами радикально изменят методы работы ООН):

    Рекомендуется ряд усовершенствований, затрагивающих структуры управления и руководства (в частности, рекомендации о создании влиятельного независимого консультативного комитета по вопросам ревизии и повышения оперативной независимости Управления служб внутреннего контроля).

    2) Обзор системы отправления правосудия в ООН (доклад представлен в июле 2006 г. Группой по реорганизации системы отправления правосудия в ООН) (нынешняя система устарела, дисфункциональна, неэффективна и не является независимой).

    Рекомендуется создать совершенно новую систему отправления правосудия (профессиональную, независимую и децентрализованную).

    3) Обзор, представленный в ноябре 2006 г. Группой высокого уровня по вопросу о слаженности в системе ООН (помочь ООН реализовать свой потенциал в деле оказания помощи странам, которые предпринимают усилия для достижения целей в области развития, сформулированных Декларацией тысячелетия).

    Рекомендуется радикально перестроить ООН для того, чтобы она была менее раздробленной).

    Цели в области развития Декларации тысячелетия (план действия до 2015 г., согласованный всеми странами мира и ведущими мировыми учреждениями в области развития (мобилизация усилий по удовлетворению беднейших слоев населения в мире)):

    1) ликвидация крайней нищеты и голода;

    2) обеспечение всеобщего начального образования;

    3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

    4) сокращение детской смертности;

    5) улучшение охраны материнства;

    6) борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;

    7) обеспечение экологической устойчивости;

    8) формирование глобального партнерства в целях развития.

    Указанные три доклада, если они приведут к осуществлению конкретных и конструктивных реформ, повысят эффективность Организации и ее способность реагировать на происходящие события (однако, с учетом серьезных организационных и финансовых последствий на это уйдет несколько лет).

    Читайте также: