Доклад о памятнике николаю 1

Обновлено: 18.05.2024

Любители прогулок по Санкт-Петербургу наверняка обратили внимание на два примечательных события, произошедших в этом году. Первое из них — снятие лесов со стен Спаса на Крови, второе — окончание реставрации памятника Николаю I на Исаакиевской площади города. Осенью я посетил знаменитый храм и наконец-то сделал несколько фото его нарядного фасада, сегодня же готов поделиться с вами рассказом о второй вновь открытой достопримечательности, монументе, посвящённом русскому императору, правившему с 1825 по 1855 годы.

Как добраться на метро

Немного истории

Проектирование памятника началось на следующий год после кончины Николая Павловича. Открытие монумента состоялось 25 июня 1859 года (в одном из источников указана дата 25 июля), то есть через четыре года после смерти правителя. Проект мемориала выполнен Огюстом Монферраном, в первую очередь известным по возведению Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади.

Бронзовая конная статуя императора создана не менее известным, чем Монферран Петром Карловичем Клодтом. Произведения этого мастера знают даже те, кто далёк от мира искусства, ведь мы можем встретить их на обычной прогулке по городу. К ним относятся скульптурные композиции коней с юношами на Аничковом мосту и конная группа на Нарвских Триумфальных воротах.

Кроме упомянутых мастеров в создании монумента принимали участие скульпторы Р. К. Залеман и Н. А. Рамазанов, архитекторы Л. Бонштедт и Р. К. Вейгельт, Н. Е. Ефимов, А. А. Пуаро. Высота памятника с пьедесталом составляет 16,3 метра, из которых шесть метров — это конная статуя с императором. Особенностью изваяния является то, что скульптура на постаменте имеет лишь две точки опоры на задних ногах коня.

Особенностью изваяния является то, что скульптура на постаменте имеет лишь две точки опоры на задних ногах коня

Особенностью изваяния является то, что скульптура на постаменте имеет лишь две точки опоры на задних ногах коня

Полная реставрация памятника проводилась в 1980-х годах, в следующем десятилетии здесь была воссоздана утраченная в 40-х годах XX века ограда. Сегодня же мы можем оценить труд современных мастеров, сравнив сегодняшнее фото монумента с тем состоянием, в котором я запечатлел его летом 2015 года.

Учитывая количество памятников российским правителям, установленных в Санкт-Петербурге, при желании можно составить прогулочный маршрут по городу, затрагивающий только эти достопримечательности. О некоторых из них я уже упоминал в своих статьях. К ним относятся памятники Петру в Петропавловской крепости и у Михайловского замка , или, например, конная статуя императора Александра III , установленная во дворе Мраморного дворца.

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс Дзене , в YouTube или Вконтакте , ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. Будет интересно🌴


Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит архитектору Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851). Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, созданные по модели архитектора Р. К. Вейгельта, считающиеся одними из самых красивых в городе. Невысокую ограду вокруг пьедестала спроектировал архитектор Л. Л. Бонштедт [1, с. 246].

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. В советское время особенно отмечалось, что он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в ту же сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советском Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности конного памятника, имеющего всего две точки опоры. То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. На самом деле такие скульптуры имеются и в других городах мира.

Часто встречается мнение, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. Однако, при реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.

Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.

Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву. В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.

Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.

Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей. Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути. Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади торжественно открывали 25 июля 1859 года.

Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.

Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.

При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось. Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Наставление сыну моему Николаю Михаиловичу Палицыну

Наставление сыну моему Николаю Михаиловичу Палицыну «1. Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно; потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая вслух, но не громко утренния молитвы, — потом с приличными поклонами,

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II Государь!Мы, рабочие города С. — Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы — родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник) Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный

1. Памятник на “площади Евразии”

1. Памятник на “площади Евразии” Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938) по праву может быть назван “евразийцем номер 1”. Именно ему принадлежат основные мировоззренческие тезисы, с которых началось это удивительное творческое мировоззрение. Князь Трубецкой может

Петиция петербургских рабочих Николаю II

Петиция петербургских рабочих Николаю II Государь!Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы — родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ II

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ II Родился я в Москве, в семье профессора моек. университета. У отца моего было 11 человек детей, кои все устроены трудами отца. Воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой. Меня, последнего сына, отец свез в Петербург и успел

Глава 11 Роман на Исаакиевской площади

Глава 11 Роман на Исаакиевской площади Граф Александр Григорьевич едва ли был счастлив в семейной жизни, хотя имел несколько детей.Григорий, один из его сыновей, стал знаменит благодаря роману с великой княгиней Марией Николаевной, старшей дочерью императора Николая I.

20 МАРТА 1831 г. ИЗ ЗАПИСКИ ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТА ОПОЧИНИНА НИКОЛАЮ I С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБ ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ

20 МАРТА 1831 г. ИЗ ЗАПИСКИ ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТА ОПОЧИНИНА НИКОЛАЮ I С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБ ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ С приближением благословенной той минуты, где должны уничтожаться все зловредные для России замыслы мятежников польских, нужно

28 НОЯБРЯ 1831 г. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ НИКОЛАЮ I, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАПИСКЕ МОГИЛЕВСКОГО ГУБЕРНАТОРА М. Н. МУРАВЬЕВА

28 НОЯБРЯ 1831 г. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ НИКОЛАЮ I, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАПИСКЕ МОГИЛЕВСКОГО ГУБЕРНАТОРА М. Н. МУРАВЬЕВА Е. и. в. благоугодно было высочайше повелеть нам рассмотреть представленные в. в. статс-секретарем Блудовым соображения по всеподданнейшей

№ 11. Телеграмма Минского губернатора П. Г. Курлова[32] Николаю II

№ 11. Телеграмма Минского губернатора П. Г. Курлова[32] Николаю II 14 января 1906 г.Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что сего числа в 12 час. дня, когда я с офицерами местного гарнизона выносил из кафедрального собора гроб скончавшегося Начальника

VII. Важнѣйшія сооруженія временъ императора Александра II. – Памятники Крылову, Николаю I, Екатеринѣ II. – Литература и искусство.

VII. Важн?йшія сооруженія временъ императора Александра II. – Памятники Крылову, Николаю I, Екатерин? II. – Литература и искусство. Хотя главн?йшія заботы царствованія Александра II направлены были къ государственному переустройству имперіи, но въ то же время сд?лано было

Памятник Николаю I

Памятник Николаю I начали возводить в 1856 году после кончины царя, 25 июня (7 июля по старому стилю) 1859 года монумент был торжественно открыт. Местом, на котором было решено увековечить императора, выбрали Исаакиевскую площадь, между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Место выбрано не случайно, а в связи с тем, что Николай I был шефом расположенного рядом Конногвардейского полка.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге на фоне Исаакиевского собора

Памятник Николаю 1 в Петербурге создан по проекту великого зодчего Огюста Монферана, архитектора Исаакиевского собора. Постамент, на котором установлена скульптура самодержца верхом на коне создали архитекторы А. Пуаро и Н.Ефимов. Работу над малыми скульптурами на постаменте выполнили скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов, ну а саму фигуру Николая I создал не менее великий скульптор П.К. Клодт, автор конных скульптур украшающих Аничков мост.

Николай I

Сам памятник императору это шести метровая статуя Николая I, одетого в мундир Лейб-гвардии Конного полка, верхом на лошади работы. Вместе с постаментом монумент возвышается над площадью на шестнадцатиметровую высоту. Уникальность памятник а Николаю Первому в том, что это первая конная фигура в Европе, которая имеет всего две точки опоры, а именно задние ноги лошади. Первая подобная скульптура установлена в 1852 году, в столице США перед Белым домом (памятник президенту Джексону).

Памятник президенту Эндрю Джексону

Постамент выполнен из финского красного гранита, итальянского белого мрамора и шоханского темно-малинового порфира. Эллиптический формы пьедестал украшают четыре женские фигуры, аллегории Силы, Мудрости, Правосудия и Веры. Лица этих статуй - точные портреты жены царя, Александры Федоровны, и его дочерей – Ольги, Александры и Марии. На лицевой стороне пьедестала, между двумя статуями укреплен позолоченный бронзовый герб Российской империи и надпись:

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I

Так же на пьедестале имеются барельефы, на которых изображены самые важные события, произошедшие за время правления Николая Первого: Восстание Декабристов в 1825 году, подавление холерного бунта в 1831 году, награждение М.М. Сперанского за составленный им первый свод законов в 1832 году и открытие Веребьинского железнодорожного моста в 1851 году. Вокруг памятника установлены одни из самых красивых фонарей в Петербурге.

Интересным фактом является то, что памятник Николаю I установлен практически на одной оси с “Медным всадником”, памятником Петру Первому. Обе эти скульптура даже смотрят в одну сторону, и расположены практически на одинаковом расстоянии от разделяющего их Исаакиевского собора. В связи с этим в народе быстро сочинили поговорку:

"Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Во время Блокады памятник был закамуфлирован, фото 1942 года

Во время блокады Ленинграда, скульптуру закамуфлировали, и она не пострадала при бомбежках и артобстрелах города. В 1992 году была восстановлена утраченная после революции ограда окружавшая памятник.

Читайте также: