Доклад о науке в 30 е гг в мире и в ссср ученые тенденции изобретения

Обновлено: 28.06.2024

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввел и обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в пол учении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами – Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей, Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М. Горький, А.П. Гайдар, М.А. Шолохов, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, А.Н. Толстой, И.Э. Бабель, О.Э. Мандельштам, Ю.К. Олеша – В.П. Катаев, М.М. Зощенко, Б.А. Пильняк.

В живописи и скульптуре В.И. Мухина, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, И.И. Бродский создавали произведения историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, живопись К.С. Малевича и П.Ф. Филонова, музыка С.В. Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д. В. Скобельцын, Л.И. Мандельштам, И.В. Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П. Павлов и И.В. Мичурин Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э. Циолковский и Ф.А. Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И. Вавилов, поэт О. Э. Мандельштам, режиссёр В.Э. Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А Н Туполев, С.П. Королев, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева. Б.Л Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выход или русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А. Бердяев. И. Ильин, П.Б. Струве, социолог П.А. Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г А. Гамов, химик В.П. Ипатьев, авиаконструктор И.И. Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А. Бунин, А.И. Куприн, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В. Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И. Шаляпин.

Высшая школа стала опираться на проверенные в теории и оправдавшие себя на практике методы учебного процесса, при которых самостоятельная работа студентов сочетается с лекционными курсами. Были восстановлены вступительные испытания по основным предметам для всех поступавших в вузы.

Таким образом система учебных заведений была приведена в соответствие с запросами социалистического строительства.

Тот же процесс происходил и в науке. В 1927 г. группа известных ученых под руководством академика А. Н. Баха выступила с предложением организовать добровольное общество, которое должно было явиться боевым отрядом ученых, стремившихся к построению социализма. Инициатива ученых была поддержана правительством. Так возникла Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВЛРНИТСО), сыгравшая большую

роль в сплочении научно-технической интеллигенции Boicpyi Коммунистической партии. Партия высоко ценила значение науки и ученых в гигантской преобразовательной работе, проводившейся в СССР.

Советские ученые, принимая участие в составлении ежегодных контрольных цифр народного хозяйства, в разработке сводного плана первой пятилетки, в определении принципов социалистической рационализации, вносили крупный вклад в дело реконструкции.

К концу пятилетки хозяйственные наркоматы располагали богатой сетью институтов и их филиалов, способных проводить широким фронтом разработку основных научно-технических проблем. Всего в СССР к концу 1932 г. насчитывалось более 1150 институтов и их филиалов. Только в ведении ВСНХ было 32 института, обслуживавших важнейшие отрасли промышленности 1 2.

Основное назначение всех этих научно-исследовательских институтов заключалось в обеспечении технического прогресса, разработке крупных проблем, предусмотренных перспективными планами развития промышленности. Институтами руководили крупнейшие специалисты: академик А. Н. Бах (Химический институт им. Л. Я. Карпова в Москве), академики Н. С. Курнаков и А. Е. Фаворский (Институт прикладной химии в Ленинграде), академик А. Ф. Иоффе (Физико-техническая лаборатория в Ленинграде), профессор Д. С. Рождественский (Оптический институт в Ленинграде) и другие ученые.

Одним из серьезнейших достижений науки и рационализации производства было введение стандартов в промышленности, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный орган — Комитет по стандартизации. Подготовка стандартов требовала научно-технического и экономического обоснования. По числу утвержденных стандартов СССР уже к 1928 г. обогнал ряд капиталистических стран, уступая лишь Англии, США и Германии, где эта работа началась значительно раньше.

Борьба за осуществление пятилетнего плана, создание ряда новых отраслей промышленности вызвала к жизни разработку широкого круга теоретических и научно-технических проблем. Так, проектирование, строительство и эксплуатация тепло- и гидроэлектростанций потребовали решения теоретических и конструкторских задач котло- и турбостроения, проблем строительства опорных башен и линий высоковольтных передач, создания новых изоляционных материалов, трансформаторов и т. д.

В годы первой пятилетки ряд крупнейших научно-технических достижений был реализован в процессе технической реконструкции народного хозяйства: получение ферросплавов, специальных сталей, легких металлов, пластических масс, производство комбинированных сельскохозяйственных машин, получение новых видов сырья, внедрение усовершенствований в технологические процессы.

Крупным достижением химической науки была разработка к 1928 г. известным ученым С. В. Лебедевым оригинального метода получения синтетического каучука из этилового спирта. Открытие С. В. Лебедева, труды А. Е. Фаворского, В. В. Бызова и других заложили научную основу новой отрасли промышленности — синтетического каучука.

В 1928 г. по инициативе группы виднейших ученых — А. Н. Баха, Э. В. Брицке, Н. Д. Зелинского, Н. С. Курникова, П. П. Лазарева, А. Е. Фаворского, А. Е. Ферсмана и других — при Совнаркоме СССР был создан Комитет по химизации народного хозяйства СССР.

Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике. Молодой ученый Д. В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей. Физик Д. Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, общепринятую в современной физике. Академик А. Ф. Иоффе, исследуя проблему прочности кристаллов, изобрел многопластиночный изолятор, имеющий огромное научно-техническое и народнохозяйственное значение. Профессор Н. Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций.

Большими успехами отмечена деятельность ученых, конструкторов и инженеров, посвятивших себя авиации. Понпрежне-му научно-технический прогресс в этой области возглавлял коллектив ЦАГИ, руководимый С. А. Чаплыгиным. В ЦАГИ была разработана конструкция цельнометаллического самолета (конструктор А. Н. Туполев). Авиастроение обогатилось отечественными самолетами разного профиля (конструкторы А. С. Яковлев, Н. Н. Поликарпов и др.), новыми моторами (конструктор А. А. Микулин и др.).

Запросы социалистического строительства, дифференциация наук и разветвление системы научных учреждений предъявляли большие требования it высшему научному учреждению — Академии наук СССР. Необходимо было повысить ее активность, теснее связать ее с жизнью, практикой.

Во время выборов 1929 г. состав академиков и членов-кор-респондентов был значительно расширен за счет крупнейших ученых. Академия наук пополнилась 42 новыми академиками. В их числе были химики А. Н. Бах, Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский, физики Д. С. Рождественский и Л. И. Мандельштам, аэродинамик С. А. Чаплыгин, математики С. Н. Бернштейн, Н. М. Крылов, геологи В. А. Обручев, И. М. Губкин, А. Д. Архангельский и другие ученые.

С 1929 г., после изучения специальной правительственной комиссией работы академических учреждений, начался коренной перелом в работе Академии наук. В 1930 г. был утвержден новый устав Академии наук, определивший работу высшего научного учреждения на основе тесной связи с социалистическим строительством и подчинения этой работы интересам Советского государства.

Среди академиков заметное место стали занимать ученые, непосредственно связанные с народным хозяйством. Выборы 1930—1932 гг. дали новых академиков: химиков С. В. Лебедева, Н. Н. Семенова, И. В. Гребенщикова, физика С. И. Вавилова, представителей технических наук И. Г. Александрова, А. В. Винтера, Г. О. Графтио, Б. Е. Веденеева, И. П. Бардина, Э. В. Брицке.

В состав академиков впервые были избраны ученые-коммунисты: Г. М. Кржижановский, И. М. Губкин и др. (в 1929 г.), А. В. Луначарский, В. П. Волгин (в 1930 г.), С. Г. Струмилин (в 1931 г.).

Расширился состав научных работников академических учреждений. Научный персонал увеличился с 458 человек в 1928 г. до 1020 человек в 1932 г. В 1929 г. в Академии наук была организована аспирантура.

В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами. Ее президентом стал выдающийся ученый генетик и растениевод Н. И. Вавилов. В том же году была создана Белорусская Академия наук.

С 1931 г. по прямому заданию Президиума ЦИК СССР Академия наук приступила к организации своих филиалов и баз. К концу пятилетки были организованы Уральский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджики-станская базы Академии наук.

Усиление планового начала в жизни СССР потребовало решительного улучшения деятельности экономистов, а также государственных статистических органов и упрочения их связей с плановыми органами, повышения уровня статистики как науки в целом. Период с 1926 по 1930 г. отмечен интенсивной разработкой теоретических и практических проблем статистики. Серьезный вклад в разработку научной методологии статистики внес С. Г. Струмилин. Важное политическое и научное значение имели расчеты В. С. Немчинова по классовой структуре хлебного производства. Фундаментальные работы были проведены в области статистики труда.

Практическое претворение в жизнь ленинского учения о социалистической революции, ленинского плана социалистического строительства активизировало развитие марксистской теоретической мысли во всех общественных науках.

В основе идеологической работы вообще и развития общественных наук в частности стояла борьба за чистоту марксистско-ленинской теории, ограждение ее от ревизионизма, от троцкистских, правооппортунистических и национал-уклонистских извращений.

В 1926—1932 гг. закончился выпуск первого издания и вышла большая часть томов второго и третьего изданий Сочинений В. И. Ленина. Празднование 10-летия Советской власти вызвало интенсивную разработку истории Октябрьской революции и Советского государства. Началась публикация ценнейшей серии архивных документов по истории советского периода. Вышли в свет массовыми тиражами учебники по истории партии, истории революционного движения, политэкономии. В 1931 г. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса и Институт В. И. Ленина слились в единый Институт Маркса — Энгельса — Ленина. За годы пятилетки выросла сеть паучных учреждений, которые объединяла Коммунистическая академия, выросли кадры уче-ных-марксистов в области общественных наук.

Основной итог работы Коммунистической академии состоял в том, что объединенные ею кадры приняли активное участие в идеологической борьбе, в разгроме троцкиетских и право-оппортунистических взглядов и теорий.

Важными показателями повышения роли общественных наук в жизни советского общества были дальнейшее распространение марксизма на все сферы научного познания, овладение учеными-естественниками методом диалектического материализма и применение его законов в исследованиях. Крупные ученые Н. С. Курников, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов и другие посвящали свои выступления значению диалектического материализма в решении естественнонаучных проблем.

Морально-политическое стимулирование деятельности ученых Советское государство дополняло материальными стимуламп. Расходы на науку за годы первой пятилетки только по союзному бюджету увеличились против предшествовавшего пятилетия почти в 2 раза и достигали 826,4 млн. рублей.

История сохранила немало кинолент, которые запечатлели образцы технической мысли, изобретательство разных стран. В 30 годах в Советском Союзе тоже был создан научно-технический киножурнал. Назывался он Наука и Техника. Этот киножурнал имел огромный успех у зрителей. Когда мы смотрим выпуски, многие из показанных сюжетов вызывают удивление и восхищение. Какие были интересные идеи! Их воплощение не видно. Почему они не вошли в нашу повседневную жизнь?

Сверхскоростной шаропоезд

Был период, когда казалось, что человек может решить любые проблемы. Когда изобретательством занялись все те, кто раньше даже помыслить об этом не мог. Например, Николай Григорьевич Ярмольчук был изначально монтером железной дороги Курского направления. Николай Ярмольчук — советский инженер, изобретатель. Родился в 1890 году. В биографии указано, что в начале двадцатых годов он работал монтером на железной дороге, затем окончил Московское высшее техническое училище. И тут же получил второй диплом МЭИ. Во время учебы задумал построить так называемый шаропоезд. Это перспективный вид транспорта для молодого советского государства.

1

Автор предложил поезд, который бы ехал не на колесах с ребордами, а двигался на шароидах. Это шар со срезанными боковыми стенками, в котором размещался двигатель, который приводил его в движение. Первое его изобретение, когда он был еще монтером, описывало именно шар. Но позже он закончил Бауманский институт, потом МЭИ, и будучи инженером, понимая, как должно быть устроено технически его изобретение, сумел его довести до практического воплощения в виде модели.

Представленные на видео опытная модель создана в масштабе 1 к 5. Такой вагончик — это не просто макет, в нем могли размещаться люди в количестве 2 человека, но лежа, потому что сидя они не помещались. Демонстрационные вагончики жестяные, желоб деревянный. По этому деревянному жёлобу движется поезд, мы видим сверху над поездом натянута контактная подвеска. Устройство похоже на трамвай, но движется по специальному желобу деревянному.
Предполагалось, что полноразмерный такой поезд будет развивать скорость до 300 километров в час. Изобретение это относится к 1931 году, постройка первого опытного пути на станционной моделью — 1933 год. Что время самолеты летали не быстрее 200 километров в час. Это изобретение было нечто удивительное по тем временам. Но реально этот прототип двигался со скоростью 70 километров в час. Дерево выдерживает такую скорость, потому что была небольшая нагрузка.

Идея была основана на том, что вращающийся шар по принципу Ваньки-Встаньки будет работать как гироскоп. На кривых, на поворотах, сам собой он будет стараться приходить в вертикальное положение. Идея была очень остроумная, поэтому за нее ухватились. Даже планировалось строить такие дороги по всей стране, предполагалось даже, что какие дороги будут опоясывать весь земной шар.

В начале 30 годов, а точнее в 1933 году была выпущено Постановление о строительстве будущей трассы. Планировалось протянуть ее от Москвы до Ногинска. Это должна была быть пассажирская трасса, на которой поезда среднего габарита должны были бы двигаться со средней скоростью 190 километров в час. Однако строительство так и не было начато. Все что было совершено, мы видим на этих кадрах. Опытный полигон, опытная кольцо протяженностью порядка 2 километров, построенная в районе станции Северянино.

Уже начиная с 1936 года разговоров о реализации проекта таких поездов уже не велась. Тем не менее автор репрессирован не был. Он продолжал дальше работать в качестве инженера, но уже к таким экзотическим проектом не возвращался.

Почему казалось бы такая замечательная и перспективная идея не получила воплощения? Во-первых, конечно из-за климата. У настоящего полноценного шара поезда желоб должен был быть бетонный. Естественно, снег и вода в нем бы накапливались. Это стало бы серьезной проблемой. Если снежные заносы обычный локомотив сам в состоянии преодолеть, здесь любая наледь может привести к тому, что шар выскочит из желоба, тем более на скорости 300 километров в час. Если бетонные желоба можно было отлить на заводе, то стрелки получались очень массивные, тяжелые. Это серьезное инженерное сооружение, требующее мощных механизмов, которые усилием стрелочника вручную никаким образом нельзя было сдвинуть с места.

Другие изобретения 30 годов, которые были созданы в СССР, смотрите на видео.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по л.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.
Образование

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности сре.

 К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подгот.

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся о.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства
НАУКА

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1.

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии наук (до Февральской революции — Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук). В 1925 году был торжественно отмечен её 200-летний юбилей. К этой дате был принят новый устав.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов в.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники с.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Советская физическая школа (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И. М.

На рубеже 20-30-х гг. наступил решающий перелом в судьбе русской науки, сопро.

На рубеже 20-30-х гг. наступил решающий перелом в судьбе русской науки, сопровождавшийся драматическим накалом жизни ее творцов.
Наука стала директивно управляться "сверху", а ее развитие начало планироваться наравне с выпуском промышленной продукции. Так в 1929 г. ВСНХ СССР по поручению правительства разработал первый сводный пятилетний план научных исследований. В это же время от науки стали требовать немедленной практической отдачи. Принятое направление в научной политике нарушило естественный баланс между фундаментальной и прикладной наукой в пользу последней. Последствия принятого курса до сих пор имеют отрицательное влияние на развитие отечественной науки.
В эти же годы произошло ее одно экстраординарное событие, инициированное правительством. В год "великого перелома" свершился "великий слом" Академии наук. Высшему научному учреждению страны, более двух столетий служившему ее процветанию, был фактически продиктован новый устав. Академию наук вынудили сделать академиками ряд ученых-коммунистов, указали, на какой методологической базе следует далее развивать науку

Читайте также: