Доклад о натурализме в китае

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Главы основной части

2.1. История развития культуры Китая

2.2. Достопримечательности Китая

2.3. Этикет и его история

2.4. Понятия Дао, ци, инь и ян

2.5. Народные традиции и обычаи Китая

2.6. Китайские сады – одно из древнейших искусств

2.7. Неотъемлемая часть культуры Китая – китайская кухня

2.8. Китайская живопись и ее развитее

2.9. Фарфор как великое достижение китайских мастеров

2.10. Каллиграфия – одно из направлений живописи

2.11. Театр – источник формирования культуры

4. Список литературы

На сегодняшний день тема о Китае очень актуальна. Китай для нас традиционно является загадкой, мифом. Эта страна привлекает своей древнейшей культурой, традициями, обычаями. По-китайски – Чжунго или Тянься зовется Срединная страна или Поднебесная, поскольку по старинной легенде в центре мира лежит под небесным сводом квадратная земля, которую охраняют четыре волшебных животных: синий дракон, белый тигр, красная птица и черная черепаха.

Я уже шестой год занимаюсь изготовлением керамических изделий. Желание побольше узнать о керамике привело меня к знакомству со специальной литературой, из которой я узнала о том, что первый фарфор был изобретен китайскими мастерами. И поскольку китайцы заслуженно являются самыми лучшими в этой области, я заинтересовалась этой удивительной страной. Мне захотелось как можно больше узнать о Китае, его истории и культурных традициях, обычаях. Особый интерес у меня вызвало использование традиций искусства каллиграфии. Поэтому я и выбрала это темой своего проекта.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель моей работы - использование китайских иероглифов в росписи керамических изделий, для украшения предметов быта и одежды, а также в оформлении жилых помещений.

1) Изучая историю каллиграфии, проследить историю трансформации знаковой системы Китая.

2) Отыскивать иероглифы в современных предметах и постараться расшифровать их смысловое значение.

В качестве рабочей гипотезы я выдвинула идею о том, что находя иероглифы в окружающих предметах и расшифровывая их смысл, мы обретаем более глубокие знания о них.

2.1. Китай – загадочная, сказочная страна

Древний Китай оставил для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности и внес значительный вклад в развитие мировой науки и техники: шелк, керамические и фарфоровые изделия, знаменитая Великая стена длинной в 1000 км, замечательные образцы дворцово-парковой архитектуры, произведение зодчества, скульптуры, живописи и ремесел. Особое место среди достижений китайской культуры принадлежит четырем великим открытиям, оказавшим неоценимое влияние на мировую цивилизацию - изобретение бумаги, книгопечатания, компаса и пороха.

Китай - многонациональная страна. Основная этническая группа - китайцы (хань) составляют большинство во всех районах, кроме Тибета и Синьцзяна. Около 55 этнических меньшинство проживают на трех пятых всей территории страны.

В местах компактного проживания самых крупных этнических меньшинств созданы автономии. До прихода к власти коммунистов, только 20 национальностей – монголы, тибетцы, казахи, уйгуры, тайцы, корейцы использовали свой язык в повседневном общении.

Население Китая – это очень мирные и трудолюбивые люди. Они уважают старших, любят детей и терпеливы к окружающим. Китайцы, по своей природе, запасливы и скромны. Они верят в гармонию и никогда не идут на конфликт.

2.2. Зависимость формирования культуры Китая от его истории

2.3. Праздники в Китае и их традиции

В Китае есть официальные государственные и народные праздники. Официальные праздники: Новый год, Международный женский день (8 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), День молодежи Китая (4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День образования Коммунистической партии Китая (1 июля), День создания Народно-освободительной армии Китая (1 августа), Национальный праздник образования КНР (1 октября). В Китае широко отмечаются традиционные праздники, уходящие своими корнями вглубь тысячелетий. Первоначально многие китайские праздники имели значение обрядов жертвоприношения, проникнутых таинственной аурой, однако со временем они стали приобретать увеселительный и ритуальный характер. Праздники стали веселыми, а праздничные обряды – разнообразными и многокрасочными. Народные праздники: Праздник Весны, праздник Фонарей, праздник Дракона, День поминовения усопших, праздник начала Лета, праздник двойной семерки, праздник Луны, праздник урожая, праздник двойной девятки.

При посещении страны необходимо знать, что Новый год – это самый длинный и самый торжественный праздник в Китае. Этот день всюду преобладает красный цвет – цвет солнца и радости, так как злые духи бояться красного цвета.

В Китае также ежегодно проводятся фестивали: Пионов, бумажных змеев, ушу, факельный праздник народности, праздник воды (по Шуй), фестиваль Конфуция, Международный фестиваль каллиграфов.

2.4. Каллиграфия – одно из направлений живописи

Одним из направлений китайской живописи является каллиграфия. Китайская письменность возникла из процесса постепенного писания иероглифов и развитие письменности повлекло за собой рождение искусства каллиграфии. Каллиграфия притягивает тем, что на бумаге штрихами кистью и тушью создаются разные стили написания иероглифов, причем, искусство китайской каллиграфии передается из поколения в поколение и процветает и в наши дни. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших династий. Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. Китайское общество каллиграфов и местные общества каллиграфов постоянно проводят различные конкурсы по каллиграфии, между ними идет оживленный обмен опытом и достижениями.

2.5. Китайская живопись и ее развитие

Китайская живопись. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6 – 5тысячилетия до н.э.). Это керамические сосуды с изображениями людей, рыб обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16 – 3 вв. до н.э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом – люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э.- 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзимень.

Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные – на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Быстрый расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий (с 220 по 581 г.). Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.

В Китае живопись никогда не основывалась на математических построениях, китайцы стремились к линейной выразительности. Так, впервые увидев западные портреты, один китайский художник с изумлением заметил, что европейцы видимо, частично чернокожие, хотя вообще-то, наверное, белые, ведь они рисуют одну половину лица черной, а другую белой.

2.6. Этикет и его история

Подарок не принято преподносить публично, за исключением мелких сувениров.

После культурной революции (май 1966 – октябрь 1976) этикет современных китайцев сильно отличается от той сложной системы, которая существовала в традиционном обществе. Общение, нормы поведения, одежда стали более непосредственными и перестали зависить от общественной иерархии. Женщины получили полное равноправие с мужчинами. Вместе с тем сохранилось уважение к старшим, знание и любовь к национальной культуре, истории, литературе.

2.7. Фарфор как великое достижение китайских мастеров

Весь мир использует китайские вазы, чашки и другие предметы домашнего обихода. Его удивительные формы восхищают нас. Китайский фарфор имеет большую историю. Он является валютной и монополией для Китая.

Уже в древности китайцы для своих гончарных изделий употребляли сорта высококачественной глины. Однако подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит мастерам средневекового Китая (эпоха Тан). Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность.

2.8. Театр – источник формирования культуры

Китайский музыкальный театр (опера) объединяет в себе элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнений военного искусства с мастерски написанным текстом и техникой воплощения. Действие в китайской опере не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности, активно примеряются символика. Обстановка, в которой проходит действие спектакля, изображается исключительно движениями актера. Причем эффект достигается даже более сильный, чем при наличии декораций и реквизита.

Пекинская опера лишь немного отличается от традиционной – костюмы и грим, музыка основанная на местном диалекте. Опера обрела известность около 200 лет назад, когда Пекин был столицей цинской династии, она обычно рассматривается как общенациональная. Её музыка по преимуществу оркестровая, в которой ударные инструменты создают глубоко ритмичный аккомпонемент. Главными ударными инструментами являются гонги и барабаны различных размеров и видов, трещётки, сделанные из твердой древесины или бамбука. Основной инструмент – цзинху (пекинская скрипка). Ей подыгрывает эрху (вторая скрипка). Щипковые инструменты – юэцинь (мандолина), пипа (четырехструнная лютная) и сяньцзы (трехструнная лютня). Иногда используется также труба – сонна и китайская флейта. Оркестром управляет барабанщик, который бамбуковыми палочками издаст самые различные звуки – громкие, тихие, возбужденные, мягкие, сентиментальные – и выражает чувства героев в точном соответствии с актерской игрой.

Вокальная часть пекинской оперы состоит из речи и пения. Речь делится на юнь-бай (речитатив) и цзин- бай (пекинскую разговорную речь); речитатив используется серьезными персонажами, разговорная речь – молодыми героями и комиками.

Роли в опере делятся на амплуа. Женские амплуа называются дань, а мужские – шэн.

2.9. Неотъемлемая часть культуры Китая – китайская кухня

Китайской кухне, как и китайской цивилизации много тысяч лет. Культ еды у китайцев огромен. Утром обязательный завтрак, а с 12 до 14 часов обед. В это время китайцев беспокоить нерекомендуется, лучше поесть вместе с ними. Единой китайской кухни не существует, она очень разнообразна – Пекинская, Сычуаньская, Шанхайская и Кантонская.

Пекинская или северная (императорская) кухня использует в блюдах баранину, кунжут (масло, зерна, тесто), приправляет пищу острым рисовым уксусом, готовят овощи в кисло-сладком соусе. Традиционные блюда: утка по-пекински, цыпленок фаршированный в глиняной корке.

Сычуаньская кухня очень пряная, благоухающая ароматами чеснока, укропа, кориандра, аниса. Популярные блюда: лягушачьи лапки, копченая утка в чайных листьях, королевские креветки с чесноком, тофу (сыр из квашенной сои)с перцем, цыпленок с арахисом.

Кантонская кухня – свежие продукты и минимум приправ. Популярные блюда: рис по – кантонски, суп из акульих плавников, а также экзотические блюда из мяса собаки, змей, черепах.

2.10. Китайские сады – одно из древнейших искусств

В китайских садах на первом плане камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль.

Камин и вода символизируют базисные составляющие природы – инь и ян; это основа, на которой держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены, вода – жизненный дух Земли и ее дыхание, проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода – её безмятежный, мыслительный потенциал.

Бамбук и сосна – стойкость, кипарисы, можжевельник, гинго – вечность мироздания. Тис дает защиту. Подбор растений отвечает особенностям каждого времени года. Холоду зимы созвучны нежные цветы дикой сливы мэйхуа. Тепло весны знаменует магнолии и пионы. Жаре лета – лотосы, осени – россыпь хризантем. Основные приемы используемые для создания китайских садов – сокрытие и обнаружение, противостояние красоты и мистики (необычные птицы, экзотические растения, необычные камни). Сокрытие пробуждает к любопытству; обнаружение вызывает удивление, неожиданность, благоговейный страх перед неизвестным.

2.11. Понятия Дао, инь – ян и ци

Согласно учению даосизма; Вселенная представляет собой единое целое, в котором все явления неразрывно связаны между собой. Символом вселенной служит круг, разделенный волнообразной линией на две половины, которыми представлены две великие творческие силы, инь и ян противоположны друг другу, но взаимосвязанные и находящиеся в постоянном взаимодействии. Инь – женское начало, пассивное, сжимающее, холодное, темное и мягкое; ян – мужское, активное, расширяющее, горячее, светлое. Все объекты материального мира, от природных явлений (растений, погодных условий и т.д.) до физического тела и его составляющих (не исключая даже человеческие мысли и чувства), можно описать в категориях двух этих начал.

Инь и ян зависят друг от друга и находятся в состоянии непрерывных перемен. К примеру, день (ян) сменяется ночью (инь), а ночь – новым днем (ян).

Учение о пяти стихиях сложилось на основе наблюдений за природой и на ряду с теорией инь и ян стало использоваться для описания взаимосвязей между всеми природными явлениями, с одной стороны, и человеком и его окружением – с другой. Пять стихий (фаз) таковы: дерево, огонь, почва, металл, вода. Источник всей жизни – постоянное взаимодействие пяти стихий порождают друг друга в бесконечном цикле творения и разрушения. Вода питает дерево, но гасит огонь и т.д.

Древнекитайские философы полагали, что взаимодействие инь и ян – это сам процесс жизни, а структура циклов стихий определяется различными формами взаимодействия двух этих начал. Таким образом, историю и Вселенную в целом можно рассматривать с точки зрения циклов пяти стихий.

Дао – первоначало всех вещей, универсальное лоно, откуда выходит вселенная и вес, что ее составляет. Дао является всеобщим управителем, путем к Гармонии. Благозвучный, бесформенный, текучий Дао через свою пластичность позволяет властвовать над такими важнейшими началами, как небо и духи.

Понятие ци – одно из важнейших во всей китайской культуре, языке и медицине. Всю Вселенную пронизывает и одушевляет жизненная энергия ци. Она присутствует в каждом живом существе и даже в неорганических веществах. Свойства ее изменяются в зависимости от соотношения инь и ян.

2.12. Достопримечательности Китая

В заключении, можно отметить, что в современной жизни Китая каллиграфия занимает серьезное место. Она все больше завоевывает мир, становится популярной. Её все чаще используют в качестве украшения и передачи смыслового значения. Китайская письменность является уникальной в ряду прочих письменностей, также как и вся китайская культура является неповторимой.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Управление образования г.Екатеринбурга

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Исполнитель: Быкова Анастасия Юрьевна

Руководитель: Витомская Лариса Олеговна

Учитель музыки и мировой культуры

высшей категории, заслуженный учитель РФ

Город Екатеринбург, 2010 год

Журнал Родина. - 2004г- № 10 . Специальный выпуск

Ключевые слова: Понятие "натурализма"; Классификации; Социология философий; Космология древних Китая и Греции; Классификационные признаки

"Понятие" натурализма "в настоящее время имеет большое количество значений, которые применяются как к науке и философии, как и к искусству. Следовательно, современный ученый может легко запутаться - в каком значении он должен понимать термин "натурализм". Действительно, можно подумать о различных аспектах: материализма, физикализма, эмпиризма, или социологического или религиозной натурализма, или натуралистического пантеизма или сверхъестественного, или индуистскими системами знаний, или философии А.Н.Уайтхеда, или натуралисзм стилей в литературе, изобразительном искусстве, театре и т.д. "(ABSTRACTS 10th Международный семинар по Биокосмологии (10ISBC))

В связи с проблемой - "натурализма", рассматриваемой на 10-й конференции, нас заинтересовал раздел книги Рэндалла Коллинза , посвященный истории Китая и в Греции в период от 500 до 300 лет до н. э. (Рэндалл Коллинз "Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения". Belknap ПРЕСС Гарвардского университета. Кембридже, штат Массачусетс, и в Лондоне, Англия. 1998).

Наша точка зрения. Общие исторические условия - кратко - развитие рыночных отношений. Тем не менее, история показывает, что существуют два основных направлений развития государства - монархия и демократия. Для обеспечения социальной устойчивости, были сформированы культурные ценности в отдельных областях. Это были ритуалы в Китае и наука - в Греции.
Также, по нашему мнению, философия Платона соответствует направлению эволюции Китая и философии Аристотеля - Греции. Промежуточные - переходные зоны – регулируются религиозными нормами. Общая картина эволюции культуры в любом данном регионе была определена Питиримом Сорокинным. И таким образом, признаки классификации зон натурализма не должны соответствовать разделения наук на материальные и идеальные.

08/30/2015
Виталий Шолохов
Доктор философских наук (кандидат технических наук), член Биокосмологической ассоциации – Великий Новгород. Область исследований: Интегральная социология.

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Традиционная культура Китая

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Традиционная культура Китая

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Рассмотрим теперь, в чем же заключалась принципиальная мировоззренческая и ценностно-праксеологическая несовместимость двух традиций – китайской, представленной конфуцианством и даосизмом, и индийской, представленной буддизмом. Что касается буддизма, то:

1. Все буддийское мировоззрение помещено в поле идеологического контекста, созданного важнейшими доктринальными положениями буддизма и прежде всего – доктринами сансары и кармы. Тройственный мир буддийской космологии порожден кармической активностью живых существ, в основе которой лежит фундаментальное заблуждение относительно природы реальности (авидья, моха), формирующее мотив влечения и привязанности на эгоцентрическом основании. Эта кармическая активность вновь и вновь воссоздает миры после завершения очередного космического цикла (кальпа; цзе). Мир непрестанных рождений, смертей и новых рождений, обусловленных кармой живых существ, характеризуется страданием (духкха; ку), всеобщим непостоянством (анитья; у чан), бессущностностью (анатма; у во) и загрязненностью (ашубха; бу цзин). Буддийская религиозная доктрина постулирует возможность выхода из этого круговращения и достижения освобождения – нирваны (непань). Таким образом, буддизм провозглашает полную десакрализованность космоса, который даже на своих высших уровнях остается частью сансары – исполненного страданий мира чередующихся рождений-смертей и сферой профанического существования в отличие от нирваны.

Таким образом, следует отметить, что освобождение в буддизме понимается не как повышение статуса в рамках тройственного психокосма, а как радикальное его преодоление, выход за его пределы посредством закрепленной традицией психотехнической практики, трансформирующей сознание адепта и приостанавливающей его кармическую активность, которая является не только причиной его собственного сансарического существования, но и источником всего космоса в целом.

3. Это мир, подверженный циклическим разрушениям и воссозданиям, не охватывающим только высшую часть мира форм (ступень четвертого уровня медитативного сосредоточения) и мира не-форм.

Совершенно иной тип представлений характерен для традиционной китайской культуры, а именно:

1. Чувственный космос выступает и для конфуцианства, и для даосизма в качестве единой и единственной реальности, не сопоставляемой с какой-либо иной формой бытия. Традиционные китайские учения не знали никаких аналогов буддийских доктрин сансары и кармы и поэтому не создали концепции религиозного освобождения как некоего идеала, реализуемого вне и помимо космоса. Все божества, бессмертные и прочие сверхъестественные существа помещены китайской традицией или в пространство между Небом и Землей, или же на Небо, во Дворцы Полярной звезды и Большой Медведицы.

3. Добуддийская китайская культура не знала представлений о множественности космических циклов (в отличие от циклов чисто временных). Равно не было знакомо китайской культуре и представление о множественности изоморфных параллельных миров. Из буддизма идея космических циклов в эпоху раннего Средневековья переходит, как уже говорилось, в даосизм и затем в неоконфуцианство, где она всесторонне разрабатывается Шао Юном (1011–1077).

Ниже мы остановимся на принципиальных мировоззренческих расхождениях между буддизмом и традиционными китайскими учениями.

Буддийская космология и традиционная китайская культура

Китайские учения. Сакрализация космоса. Чувственно воспринимаемый мир считается единственной реальностью. Отсутствие аналогов кармы и сансары. Двойственное деление мира на потенциально сущее, неоформленное (у) и мир наличного бытия (ю). Реализация религиозного идеала в пределах чувственного космоса. Онтологический оптимизм, культ предков, семейных ценностей и деторождения.

Натурализм китайской космологии. Мир на всех его уровнях – различные состояния единой квазиматериальной энергетической субстанции – ци. Миры божеств и бессмертных типологически соответствуют мирам форм и не-форм в буддизме.

Циклизм времени в буддизме. Существуют мировые циклы. Время циклично. Преобладает членение пространства по вертикали.

Циклизм времени в китайских учениях. Существуют временные, но не космические циклы. Время циклично, но есть элементы линейности. Преобладает членение пространства по горизонтали.

Здесь следует кратко коснуться еще одного вопроса – о самой возможности утверждения идеи сансары в рамках традиционной китайской культуры. С одной стороны, доктрина сансары является важнейшим постулатом буддизма. С другой стороны, все характеристики космоса в китайской культуре (сакрализованность, упорядоченность, гармоничность, предельная реальность чувственного) прямо противоположны характеристикам сансары (страдание, непостоянство, бессущностность, загрязненность, пустотность). Тем не менее состоявшееся в Китае утверждение буддийской традиции свидетельствует и о принятии доктрины сансары.

Думается, однако, что идея сансары оказалась привлекательной для носителей китайской культуры не как точка отталкивания для достижения освобождения (нирваны), а как своеобразный вариант китайского представления о всеобщности перемен и трансформаций (и). Принципиально новой для китайцев была и идея повторных рождений-смертей, идея, казавшаяся им скорее положительной и обнадеживающей, нежели свидетельствующей о всеобщей неудовлетворительности существования.

Вместе с тем ряд существенных черт буддизма и китайских учений обнаруживали определенную общность, без чего невозможно было бы их взаимодействие. Это, прежде всего, нетеистическая онтология и апофатическое описание абсолюта.

При обращении непосредственно к проблеме взаимодействия мировоззренческих позиций буддизма и китайских учений на первый план все-таки выступают фундаментальные содержательные различия китайской и индийской (представленной буддизмом) культурных традиций: философский натурализм первой и психологизм второй. Взаимодействие этих двух мировоззренческих типов (с учетом того, что натуралистическая модель в качестве субстратной была и доминантной) и является определяющим в эволюции буддизма в Китае. Сказанное относится прежде всего к эволюции буддизма на его философском, логико-дискурсивном уровне, а также к китайским интерпретациям ряда фундаментальных положений буддийской доктрины.

С другой стороны, этот процесс привел к спиритуализации подвергшихся буддийскому влиянию школ китайской мысли, причем это влияние могло быть и непосредственным, и опосредованным. Речь в данном случае идет не только о даосизме, но и о конфуцианстве в его сунской и минской редакциях. Впрочем, развитие этой тенденции происходило менее интенсивно, чем описанной выше.

Понятно, что влияние буддизма на китайскую философию в силу ее субстратного натурализма выражалось не столько в ее психологизации, сколько именно в спиритуализации, что привело к усилению спиритуалистических тенденций в китайской мысли.

«Все люди видят сны, и эти сны различны. Сон одной ночи отличается от сна другой ночи, В сновидениях видят Небо, видят Землю, видят людей, видят вещи – и все это создано мыслью… Откуда же знать, что и эти Небо и Земля не созданы мыслью?!

Тот факт, что даосам до знакомства с буддизмом даже не приходит мысль о том, что сознание, конструирующее мир сна, может порождать и мир бодрствования, свидетельствует об отсутствии сколько-нибудь развитых элементов идеализма в традиционной китайской мысли, а также о натуралистическом характере даосской философии.

При характеристике основных направлений рецепции буддизма в Китае в процессе его взаимодействия с даосизмом следует учитывать принципиальную важность изменения направленности буддийской философии в плане буддийской полемики с другими школами, поскольку полемика всегда оказывала стимулирующее воздействие на содержание и направленность буддийского дискурса. В Индии основными оппонентами буддизма являлись различные направления брахманизма и стержнем полемики была проблема атмана, который отвергался буддистами (анатмавада, найратмья).

В Китае теоретическая полемика развертывалась (особенно в первый период рецепции буддизма) вокруг проблемы неуничтожимости духа, причем буддисты, отстаивая доктрины сансары и кармы (не являвшиеся предметом полемики в Индии, поскольку признавались и оппонентами буддистов), вынуждены были встать на позиции яростно отвергавшегося ими в Индии этернализма и спиритуализма – учений о неизменности, вечности, субстанциальности и самотождественности психики (духа – шэнь) для противодействия субстратному натурализму китайской мысли.

Фань Чжэнь рассматривал тело как субстанцию, а дух как ее энергию, или функцию (юн), утверждая, что так же, как функция не может существовать отдельно от субстанции, дух не может существовать вне тела (его образ: дух и тело соотносятся как нож и его острота). На это буддийский мыслитель Чжан Дао-цзы возражал, утверждая, что тело является лишь условием проявления духа, а не его субстанцией, или корнем (бэнь), заключенным в самом духе как самосущем начале. Этот тезис развивается им на основе интерпретации аналогичного образа дров и огня у Фань Чжэня:

Изменение направленности характерно и для такого аспекта полемической активности буддистов, как проблема теизма. В Индии буддизм разработал нетеистическую доктрину ниришваравады (как частный случай анатмавады), однако в Китае, где теистических направлений не было, данная активность утратила свою актуальность (в Индии обусловленную задачами полемики с брахманистским теизмом), а метафизика различных направлений буддизма в Китае со своими субстанциалистскими тенденциями стимулировала, скорее, протеистические тенденции в даосизме.

«Один гончар может изготовить мириады кувшинов, но никогда не будет ни одного кувшина, который мог бы изготовить гончара и мог бы навредить гончару.

Подобного рода креационистские идеи (как и тезис о самодостаточности субъекта) не могут быть выведены ни из собственно китайской традиции, ни из эталонного индийского буддизма. Только взаимодействие китайской и индийской традиций, выразившееся во взаимовлиянии буддизма и даосизма, создало условия для подобного результата. Сама же доктрина ниришваравады оказалась в Китае преданной полному забвению.

В Китае буддизм столкнулся с совершенно иной ситуацией. Здесь имели место исключительно высокая степень сакрализации власти монарха-пантократора, или даже космократора, и практически неограниченный контроль государства над всеми сферами жизни. Поэтому существование в Китае независимой от государства сангхи было немыслимым. И тем не менее в начале V в. монах Хуэй-юань (334–416) предпринял попытку отстоять независимость сангхи. Эта полемика интересна не столько сама по себе, сколько как еще один пример принципиально различной культурной позиции носителей традиционной китайской культуры и буддийского мировоззрения.

После перевода на китайский язык буддийских философских трактатов (вначале шуньявадинских, а позднее и виджнянавадинских) неправомерность интерпретаций психического в духе буддийских оппонентов Фань Чжэня стала очевидной. С другой стороны, определенное понимание буддизма в Китае уже сложилось, и отказаться от него было практически невозможно. Тогда теоретики китайского буддизма в самой индийской традиции нашли идеи, подкрепляющие сложившуюся интерпретацию буддизма. Начинается период реинтерпретации буддизма в Китае (вторая половина V – первая половина VI в.), связанной с расцветом в Китае теории Татхагатагарбхи (кит. жулай цзан).

Трактат Цзун-ми представляет собой традиционный историко-философский (или, точнее, доксографический) текст, в котором рассматриваются различные небуддийские (конфуцианство и даосизм) и буддийские учения, располагаемые автором в их иерархической последовательности по принципу от менее правильного, совершенного и частного к более правильному, совершенному и общему. Поэтому, исходя из апологетических посылок, Цзун-ми начинает с конфуцианства и даосизма, потом рассматривает хинаянский и классический махаянский буддизм и заканчивает рассмотрением китайской буддийской школы Хуаянь.

В разделе, посвященном буддизму Хинаяны (точнее, в автокомментарии к нему), Цзун-ми анализирует буддийскую космологию, разработку которой он считает специфически хинаянским вкладом в буддийское учение и соотносит ее с традиционной китайской космологией, воспринимаемой им как исключительно даосской.

Цзун-ми в полном соответствии с даосской традицией считает кармическую активность живых существ причиной их пребывания в круговороте сансары и условием существования самого сансарического мира. Он проводит параллель между повторяющимися индивидуальными циклами рождений-смертей и космическими циклами возникновения, пребывания, разрушения и нового возникновения мира.

В пустом бесконечном пространстве поднимается ветер, сгущающийся до прочности алмаза. Затем льющийся из облаков дождь создает слой воды на круге ветра, после чего начинается творение обиталищ живых существ сверху вниз – от мира Брахмы до адов. Земля возникает после появления божественных миров. Из ветра и вод создается мировая гора Сумеру, из водной мути – семь окружающих ее гор, а затем четыре материка и все остальное вплоть до адов преисподней и мирового (внешнего) океана, окружающего четыре материка.

Буддизм в современном мире

Буддизм в современном мире В настоящее время буддизм, как мы уже знаем, получил распространение во всем мире. Буддистов можно встретить везде: в странах Европы, Америки, Азии, Африки.Следует сказать, что до 1959 года существовала страна, главой которой являлся верховный

§ 313. Традиционные представления: Космос, люди, боги

§ 313. Традиционные представления: Космос, люди, боги Миф о перерезанном Дригумом вервии му — по сути, вариация сюжета о разрыве людей с небесными божествами вследствие вторжения в мироздание зла. Однако он оказал значительно большее влияние на развитие тибетской

Часть первая БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО

Часть первая БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО – Вот истинный Закон жизни, – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло. Основан: VI век до н. э.Основатель: Сиддхартха Гаутама, именуемый Буддой (Просвещенный), 563–483 гг. до н. э.Место: Индия.Священные

Часть третья, в которой собраны рассказы и забавные истории, иллюстрирующие представления жителей Святой земли о мире, народные поверья, фольклор о животных, растениях и тому подобных вещах

Часть третья, в которой собраны рассказы и забавные истории, иллюстрирующие представления жителей Святой земли о мире, народные поверья, фольклор о животных, растениях и тому подобных вещах I Истории о знатных и простых людях* Ахмед аль-Мутафаккир ибн аль-Мусташакия, шейх

Часть 1. Представления ученых мира о Господе Боге

Часть 1. Представления ученых мира о Господе Боге Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии. М.В.

Часть 9. Дистанционные информационные взаимодействия живого человека с разными объектами нашего мироздания

Часть 9. Дистанционные информационные взаимодействия живого человека с разными объектами нашего мироздания Дистанционные информационные взаимодействия живого организма человека с разными формами существования Вселенной происходят в рамках определенных отношений. К

Заключение БУДДИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Заключение БУДДИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Всякий культ, всякое вероучение и всякая религия представляют собой социокультурный проект. И большинство из них реализуются — если реализуются — в сугубо локальном масштабе, как географическом, так и социальном. Лишь трем таким

Культура Китая — одна из самых древнейших в мире. Она оказала огромное влияние на развитие культуры соседних стран. Китайские традиции и обычаи были переняты Японией, Кореей, Вьетнамом и другими государствами. В свою очередь, некоторые из соседних стран оказали влияние на культуру китайского народа. Так, широкое распространение в Китае получил буддизм, пришедший из Индии.

Жаба с монеткой во рту

В 1949 году была образована Китайская Народная Республика, во главе которой встала коммунистическая партия, и в период с 1966 по 1976 год в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная культура была практически уничтожена.

Современная китайская культура — это смешение традиционных культурных ценностей, коммунистических идей и постмодернистского влияния, связанного с глобализацией.

Древние китайские вазы

Фонарик

Говоря о китайской культуре, нельзя не упомянуть об архитектуре. Для традиционных китайских зданий характерны двусторонняя симметрия, баланс, свободное пространство.

Также для китайских архитектурных строений свойственна протяженность в ширину, в отличие от европейских зданий, вытянутых вверх.

Символы китайской культуры — дракон, нэцке, китайские фонарики и вееры; именно с ними Китай ассоциируется во всем мире. А огромные китайские вазы во всех странах стали символом богатства и стабильности. Кстати, они производятся по очень интересной технологии — их украшает декоративная резьба с изображением древних сюжетов.

у-шу

Китайские боевые искусства называются у-шу или кунг-фу. Главными центрами развития у-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой принято вести врукопашную либо с помощью одного из 18 традиционных видов оружия

Китайцы уделяют большое внимание геомантии и фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней — к воде, за входной дверью должно быть препятствие, так как китайцы верят, что зло распространяется лишь по прямой линии, по зданию развешивают талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Веер

Дракон

Каллиграфияв Китае

Знаете ли вы, что каллиграфия считается в Китае высшей формой живописи? Данное направление включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал для письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Китайская литература имеет трехтысячную историю. Первые иероглифические надписи были обнаружены археологами на черепаховом панцире и кабаньем клыке — их относят к эпохе династии Шан.

Национальная одежда Китая до сих пор остается источником вдохновения для многих современных дизайнеров. И мужской и женский костюм древних китайцев состоял из длинных штанов с матерчатым поясом и свободной распашной кофты с мешкообразными рукавами, сужающимися книзу и оканчивающимися манжетами. Вместо кофты могли носить свободный халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Женские наряды отличались лишь красотой вышивки. Китаянки только в эпоху Тан переоделись в юбки и кофты, похожие на европейские.

Знаете ли вы, что именно китайцы изобрели самый удобный и дешевый писчий материал — бумагу? Конечно, первые книги были написаны не на бумаге, а на бамбуковых планках. Они были длинными и узкими, и на них умещалось мало иероглифов, которые наносились заостренными деревянными палочками, смоченными в черном лаке. На одну книгу уходило множество планок, связанных шелковыми шнурками, и она была тяжелой и неудобной для чтения.

Читайте также: