Доклад о мировом развитии 2009

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое работы - 1 файл

мировой доклад.doc

Развитие в трехмерном измерении

Такие изменения ведут к процветанию, однако они невозможны без риска и жертв. Посмотрим на три географических объекта, относящихся к числу самых процветающих в мире:

  • Первый — Токио, крупнейший город мира с 35 млн жителей, здесь менее чем на 4% территории страны живет четверть населения Японии.
  • Второй — США, наиболее высокоразвитая и, возможно, самая мобильная страна мира: около 35 млн человек здесь ежегодно переезжают на новое место жительства.
  • Третий — Западная Европа, на сегодняшний день континент с самыми развитыми связями, страны которого продают около 35% своего валового внутреннего продукта (ВВП), причем более половины — своим соседям.

Гости Токио могут видеть, как специально обученные люди заталкивают людей в поезда. Миллионы людей добровольно мирятся со всеми неудобствами, сопряженными с этим процессом. Карта экономической плотности Японии показывает, почему это происходит. В Токио создается значительная часть материального богатства Японии — чтобы получить долю от него, люди вынуждены жить скученно (карта G0.1). На этой карте более всего впечатляют различия в плотности — концентрация материальных богатств в Токио и Осаке.

В Соединенных Штатах ежегодно перед Днем благодарения около 35 млн человек навещают родных и друзей. На части территории страны в это время уже начинается зима, поэтому авиарейсы часто задерживаются. Однако американцы мирятся с необходимостью жить вдали от родных и близких, поскольку экономическая активность сконцентрирована лишь в немногих районах страны (карта G0.2). Если вы хотите получить часть материальных благ, вам следует жить ближе к ним. Именно поэтому 8 млн американцев ежегодно переезжают в другие штаты, стараясь оказаться не так далеко от тех мест, где открываются более широкие экономические возможности. На этой карте более всего впечатляют расстояния.

Чем окупаются возможные тяготы? Карта географии хозяйства, где размеры стран изменены в соответствии с их ВВП, отражает преимущества крупных городов, мобильного населения и связанных друг с другом стран. Соединенные Штаты Америки, Западная Европа и Япония доминируют в мировой экономике (карта G0.4).

Рост городов, миграция населения и торговля служили в последние два столетия катализаторами прогресса в развитых странах. Теперь эти же факторы выступают в качестве движущих сил на наиболее динамичных в экономическом отношении территориях развивающихся стран.

  • Мумбаи — не самый большой город мира, но в нем самая высокая плотность населения, и город продолжает расти.
  • Китай имеет не самую развитую экономику в мире, но она растет самыми быстрыми темпами и, возможно, его население относится к числу самых мобильных.
  • Страны Юго-Восточной Азии, возможно, пока не создали политического союза по образцу Европы, но здесь, как и в ЕС, идёт активная взаимная торговля компонентами готовых изделий.

И каков же выигрыш? Мы можем различить контуры Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии на мировой карте географии хозяйства (карта G0.4). Сравните размеры этих контуров с очертаниями огромного африканского континента, который здесь выглядит как истонченный полуостров.

  • Увеличение плотности, проявляющееся в росте городов;
  • Сокращение расстояний по мере того, как работники и бизнес мигрируют ближе к узлам высокой экономической плотности;
  • Снижение степени разобщенности по мере того, как страны повышают проницаемость своих экономических границ и выходят на мировые рынки, чтобы воспользоваться преимуществами масштабного производства и специализации.

В прошлом на этих принципах перестроили географию своего хозяйства Соединенные Штаты Америки и Япония. Сейчас это делает Китай. В настоящем Докладе высказывается предположение, что такого рода перемены помогут развивающимся странам в других регионах мира, прежде всего, в Африке.

Неравномерный экономический рост и одновременно развитие в интересах всего населения планеты

В первой части описываются перемены поочередно по трем измерениям: плотности, расстоянию, разобщенности. Здесь обобщается опыт примерно ста последних лет.

Во второй части проводится анализ движущих сил этих перемен — рыночных механизмов, к которым относятся агломерация, миграция, специализация и торговля. Здесь обобщаются выводы исследований в сфере экономической политики, проведенных за последние несколько десятилетий.

В третьей части доклада обсуждаются последствия для экономической политики по итогам рассмотрения опыта и анализа, предложенных в первых двух частях. Здесь изложена общая концепция изменения формата дискуссии по трем проблемам экономической политики, а именно, по урбанизации, положению отстающих районов внутри стран и региональной интеграции и глобализации.

В докладе также рассматриваются важнейшие проблемы экономической политики в части решения задач территориального развития на локальном, национальном и международном уровнях. На местах, например, в штате Лагос на юге Нигерии одним из вопросов является управление процессом урбанизации. В национальном масштабе Нигерия стоит перед проблемой управления в условиях неравномерного распределения ресурсов и резких различий в уровне жизни на севере и юге страны. В международном же масштабе для Западной Африки важная проблема заключается в создании действенного экономического союза, который был бы выгоден как странам, не имеющим выхода к морю, так и прибрежным государствам, как бедным, так и более благополучным странам.

По мере перехода от одного географического масштаба к другому — с локального уровня на национальный, а затем международный — изменяются конкретные вопросы политики. Однако главная проблема остается неизменной: в одних местах дела идут хорошо, в других — плохо. И трудно согласиться с тем, что это неизбежно.

Основная мысль Доклада состоит в том, что экономический рост останется неравномерным. Попытаться расширить зону экономической активности — значит лишить ее стимулов. Однако развитие может при этом все же происходить в интересах всего населения планеты, так что даже те, чья жизнь начинается вдалеке от источников экономических возможностей, могут извлечь выгоду из продолжающейся концентрации богатства в немногих точках. Пути к получению выгод как от неравномерного роста, так и от развития в интересах всего населения открывает экономическая интеграция.

Экономическая интеграция: на локальном, национальном и международном уровнях

Из Доклада становится ясно, что такое экономическая интеграция. Она означает, с одной стороны, интеграцию сельских районов и городов, интеграцию трущоб и других городских районов. С другой стороны, она означает интеграцию отстающих и успешно развивающихся районов внутри одной страны. Кроме того, она означает интеграцию как между изолированными, так и между тесно связанными друг с другом странами. Такое понимание экономической интеграции играет ключевую роль в рассмотрении трех проблем развития — урбанизации, территориального развития и международной интеграции.

Урбанизация

В преимущественно сельских районах правительству следует занимать как можно более нейтральную позицию и закладывать институциональные основы для возможной урбанизации в определенных точках. Основополагающую роль играют разумная земельная политика, а также меры по обеспечению базовых услуг для всего населения. Хорошим примером здесь может служить Коста-Рика.

Там, где разворачивается быстрый процесс урбанизации, правительству следует, помимо институтов, создавать и территориально- связующую инфраструктуру, чтобы дать возможность более широким слоям населения пользоваться плодами повышения экономической плотности. Здесь хорошим примером служит Чунцин, Китай.

Там, где процесс урбанизации продвинулся уже достаточно далеко, в дополнение к созданию институтов и инфраструктуры может оказаться необходимым принимать адресные меры по решению проблемы трущоб. Однако эти меры не возымеют действия, если институты, регулирующие земельную политику и предоставляющие базовые услуги, не будут действовать достаточно эффективно, и если не будет создана транспортная инфраструктура. Здесь хорошим примером является Богота, Колумбия.

Территориальное развитие

Положения Доклада могут также изменить формат дискуссии по вопросам территориального или регионального развития. Средствами географии можно определить, какие местности являются бедными — отстающими, и где живет большинство бедных. Зачастую эти районы не совпадают, поскольку у бедных больше всего оснований уезжать из бедных мест. В Докладе рассматривается вопрос о том, как правительства могут учитывать в своей политике задачу интеграции территорий в рамках страны при одновременном повсеместном сокращении бедности.

Для отстающих районов характерна одна общая черта — они с экономической точки зрения отдалены от процветающих районов. Однако, помимо этого, с точки зрения экономической географии разные области неодинаковы:

В некоторых странах, например в Китае, отстающие районы являются малонаселенными. Не имеет особого смысла распространять на них дорогостоящую инфраструктуру или же создавать стимулы для привлечения сюда компаний. Гораздо разумнее повсеместно обеспечивать население базовыми услугами, даже если их доставка в эти отдаленные районы будет сопряжена с большими затратами. Главная задача — повышать мобильность населения, и основой интеграционной политики здесь должны стать институты, позволяющие повысить эффективность работы рынков земли и обеспечить безопасность, нормальную работу школ, чистоту улиц и функционирование систем канализации.

В других странах, например в Бразилии, отсталые районы густо населены. Но в Китае миллионы бедных переезжают с бедного северо-востока на юго-восток страны. Все здесь говорят на одном языке, и миграция внутри страны не вызывает сложностей. Однако многие малоимущие по-прежнему остаются на северо-востоке. Создавать стимулы для переезда населения с северо-востока важно, но не менее важно открывать доступ к рынкам на динамично развивающемся юго-востоке. В подобных случаях для экономической интеграции необходимо создавать институты и инфраструктуру, соединяющую два района, в данном случае — прибрежных.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ

Доклад о мировом развитии 2009

М., Весь Мир, 2009, 384 страницы

Диспропорции между городом и деревней в уровне заработной платы, благосостояния и потребления характеризуют развитие последних двухсот лет (стр.64)

Диспропо-рции между городом и деревней (%)

Описание и выборка стран

Уровень благосостояния на 1 взрослого мужчину в городских и сельских районах

Уровень благосостояния на 1 взрослого мужчину в городских и сельских районах

За заработную плату в городе принята заработная плата неквалифицированного рабочего в строительной промышленности; за заработную плату в деревне - заработная плата неквалифицированного сельскохозяйственного рабочего

За заработную плату в городе принята заработная плата неквалифицированного рабочего в столичном городе административной единицы (chef lieu департамента); за заработную плату в деревне - средняя заработная плата на ферме

За заработок в городе принят заработок в обрабатывающей промышленности; за заработок в деревне заработок в сельском хозяйстве.

Развивающиеся страны (XIX в.)

За заработную плату в городе принята заработная плата неквалифицированных строительных рабочих; за заработную плату в деревне - наличные выплаты работникам сельского хозяйства, включая натуральные выдачи. В выборку включены следующие страны: Австралия 1887; Аргентина 1872; Венгрия 1865; Дания 1872; США 1820-1829,1890, Франция 1892,1801 и Япония 1887

Развивающиеся страны (XX в.)

Показатель заработной платы в городе основан на заработной плате неквалифицированных строительных рабочих; за заработную плату в деревне приняты наличные выплаты работникам сельского хозяйства. Для расчета средней величины взяты показатели 19 стран (1960-1970 гг.): Аргентины, Венесуэлы, Гватемалы Камеруна, Коста-Рики, Кот-д'Ивуа Панамы, Пакистана, Танзании, Тринидада и Тобаго, Туниса, Уругвая, Чили и Шри-Ланки

Развивающиеся страны (XXI в.)

Основано на душевом потреблении домохозяйств, с поправкой на характеристики домохозяйства. Для расчета среднего показателя различий между городом и деревней (2000-2005) взяты данные по 72 странам (2000- 2005 гг.): Армении, Анголе, Бангладеш, Белизу, Бенину, Болгарии, Боливии, Бутану, Бразилии, Буркина-Фасо, Бурунди, Венгрии, Вьетнаму, Гайане, Гамбии, Гане, Гватемале, Гвинее, Грузии, Гондурасу, Джибути, Замбии, Камбодже. Камеруну. Колумбии, Демократической Республике Конго, Коста-Рике, Кот-д'Ивуару, Джибути, Арабской Республике Египет, Индии, Индонезии, Иордании, Киргизии, Мадагаскару, Малави, Мавритании, Мали, Мальдивам, Марокко, Мексике, Молдове, Монголии, Мозамбику, Непалу, Нигерии, Никарагуа, Пакистану, Панаме, Парагваю, Перу, Польше, Румынии, Российской Федерации, Руанде, Сальвадору, Сенегалу, Шри-Ланке, Свазиленду, Таджикистану, Танзании, Таиланду, Тимор-Лешти, Уганде, Украине, Филиппинам, Хорватии, Чаду, Чили, Эквадору, Эфиопии, ЮАР и Ямайке

Примечание. Диспропорция между городом и деревней (в номинальном выражении) рассчитывается как разница в заработной плате, заработке, благосостоянии или потреблении между городскими и сельскими районами по отношению к среднему показателю по сельским районам.

Все индикаторы административных, статистических и пространственных регионов указывают на прямую связь между ростом пространственной концентрации экономической активности и развитием (стр. 85)

ВВП на душу населения

Количество административных регионов

Доля ведущего региона в ВВП (%)

ВВП на душу населения

Количество административных регионов

Доля потребле-ния домохозяйствам ведущего региона

ВВП на душу населения

Территориальный регион (км²)

Пространс-твенный коэффи-циент Джини

Примечание: ВВП на душу населения оценивается в размере 2 000 долл. США на год проведения обследования домохозяйства.

В конце XIX в. большинство международных мигрантов происходило из наиболее обеспеченных стран Европы (стр. 149)

Основные страны-поставщики эмигрантов в 1900 и 2000 гг.

Основные страны-поставщики эмигрантов в 1900

Процент уезжающих от общей численности населения страны в 1900

Основные страны-поставщики эмигрантов в 2000

Процент уезжающих от общей численности населения страны в 2000

Арабская республика Египет

Российская Федерация -Польша

Всего (Европа и Япония)

Всего (по перечисленным странам)

Что означает проведение реальной политики в отношении миграции? Признать выгоду от агломерации (стр. 169)

Миграция неквалифицированной рабочей силы

Миграция квалифицированной рабочей силы

Нейтральная, но препятствующая, если маловероятна агломерация экономики. Политика должна поощрять миграцию по экономическим причинам и препятствовать миграции в поисках лучшего социального обслуживания. Отменить явные и скрытые ограничения, также как устанавливаемые на местах пособия на обслуживание

Значительная поддержка, особенно в целях получения выгод от агломерации, где они возможны. Инвестировать в услуги в периферийных районах , чтобы способствовать созданию мобильного человеческого капитала. Расширять возможности получения информации о состоянии рынка труда, с тем, чтобы мигранты приезжали лучше информированными о возможностях трудоустройства

Заграничная миграция в соседние страны региона

Поддержка, особенно в отношении возможности роста благосостояния и диверсификации, получаемых в результате переводов мигрантов

Поддержка, если имеет место интеграция рынков соседних по региону стран и возможно получение выгоды от агломерации, которые могут оказать внешний эффект на посылающие страны

Трансграничная миграция за пределы региона

Поддержка, особенно в отношении возможности роста блаосостояния в результате переводов мигрантов

Основная мысль доклада состоит в том, что экономический рост останется неравномерным. Попытаться расширить сферу экономической активности - значит лишить ее стимулов. Однако при этом развитие всё же может происходить в интересах всех граждан - даже тех, чья жизнь начинается вдалеке от центров экономической активности. Чтобы обеспечить быстрый экономический рост в интересах широких слоев населения, правительствам необходимо способствовать экономической интеграции. Именно это понятие, как подчеркивается в докладе, является ключевым в дискуссиях по проблемам политики урбанизации, территориального развития и региональной интеграции. Вместо этого участники дискуссий по всем этим трем проблемам преувеличивают значение территориально-адресных мероприятий.
В докладе "Новый взгляд на экономическую географию" формат этих дискуссий переосмыслен таким образом, чтобы учесть все средства интеграции: территориально нейтральные институты, территориально-связующую инфраструктуру и территориально-адресные мероприятия. Точно выверив сочетание этих средств, те, кто сегодня управляет процессом развития, смогут преобразовать географию хозяйства своих стран. И если им это удастся, экономический рост в их странах останется неравномерным, но развитие будет отвечать интересам всех слоев населения

Предисловие
Выражение признательности
Список сокращений и пояснения к используемым данным
География в движении: краткое содержание Доклада - плотность, расстояние и разобщенность

География и процветание
Наш мир - не плоский
Экономический ландшафт определяют рынки
Запуск процесса развития

Путеводитель по Докладу

Тематические рамки
Терминология
Структура
География в движении: преодоление расстояний в Северной Америке

Часть 1 Взгляд на развитие в трех измерениях

1 Плотность
Определение плотности
Экономическая концентрация: чем богаче, тем плотнее
Сближение - между деревней и городом и внутри городов
Что нового для тех, кто развивается сегодня?
2 Расстояние
Определение расстояния
Экономическая концентрация в передовых районах
Расхождение, а затем сближение между передовыми и отстающими областями
Что нового для тех, кто развивается сегодня?
3 Разобщенность
Определение разобщенности
Экономическая концентрация
Расхождение, а потом сближение
География, глобализация и развитие
Что нового для тех, кто развивается сегодня?
География в движении: преодоление разобщённости в Западной Европе

Часть 2 Формирование экономической географии

4 Экономия на масштабах и агломерация
Введение в теорию экономии на масштабах
Разные миры
Географический портфель
Представление о действии рыночных сил
5 Фактор мобильности и миграция населения
От меркантилизма к глобализации, автаркии и обратно
Мобильность рабочей силы: результаты изучения поколением аналитиков
Практические меры по управлению миграцией
6 Транспортные расходы и специализация
Что произошло: опыт двух веков
Транспортные расходы и экономия от масштабов деятельности: два десятилетия анализа
Что делать: транспортная политика в развивающихся странах мира
Транспорт: все более важный сектор
География в движении: расстояния и разобщённость в Восточной Азии

Часть 3 Изменение формата политэкономической дискуссии

7 Концентрация без скученности: политика урбанизации в интересах всего населения
Принципы управления географическим портфелем
Структурные рамки интеграции
Принципы в действии
Стратегия урбанизации в интересах всего населения
8 Единство, а не единообразие: эффективные подходы к территориальному развитию
Люди в поисках возможностей
Страны в поисках единства
Политические рамки интеграции отстающих и передовых районов
Рамочная основа в действии
Избежать балканизации: политические преимущества экономической интеграции
9 Победители без границ: интеграция бедных стран в мировые рынки
Региональная интеграция - для увеличения предложения, глобальная интеграция - для повышения спроса
Построение интегрированных региональных структур
Интеграционные схемы в действии
География в движении: плотность, расстояние и разобщенность в Африке к югу от Сахары

Выборочные показатели

Таблица А1 Географические характеристики и данные о доступе
Таблица А2 Урбанизация
Таблица A3 Территориальное развитие
Таблица А4 Международная интеграция
Таблица А5 Прочие показатели
Источники и определения

Выборочные показатели мирового развития

Источники данных и методы анализа
Классификация стран и обобщенные показатели
Терминология и охват данных по странам
Классификация стран по регионам и уровням доходов, 2009 финансовый год
Таблица 1 Основные показатели развития
Таблица 2 "Цели ООН в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия": борьба с бедностью и повышение уровня жизни
Таблица 3 Экономическая активность
Таблица 4 Торговля, помощь и финансы
Таблица 5 Основные показатели по другим экономикам
Технические примечания

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень полезная книга для тех, кто занимается регионалистикой, а также экономической географией. Да и вообще многим будет интересна, в первую очередь экономистам.
Включает аналитику, а также множество диаграмм, графиков и данных по регионам.
Содержание:
- Часть 1. Взгляд на развитие в трех измерениях
(плотность; расстояние; разобщенность)
- Часть 2. Формирование экономической географии
(экономия на масштабах и агломерация; фактор мобильности и миграция населения; транспортные расходы и специализация)
- Часть 3. Изменение формата политэкономической дискуссии
(политика урбанизации в интересах всего населения; эффективные подходы к территориальному развитию; интеграция бедных стран в мировые рынки)
- Выборочные показатели (15 страниц с убористыми таблицами);
- Выборочные показатели мирового развития (12 страниц с данными).
По тексту - множество вставок, рисунков, карт и таблиц.
Большинство данных - по 2007 год включительно. За 2008 год - только некоторые.
Качество печати высокое, бумага плотная.

В докладе, подготовленном международной группой специалистов под руководством Всемирного банка, переосмысливается роль экономико-географических факторов в экономическом развитии стран мира. Авторы анализируют опыт ранних этапов экономического роста промышленных стран Запада и сопоставляют его с моделями экономического подъема современных развивающихся стран. Подчеркивается, что экономический рост всегда останется несбалансированным, а любые попытки административными средствами обеспечить территориальную сбалансированность роста не могут достигнуть цели, так как не устраняют бедность и идут во вред процветанию. Однако при этом деятельность правительств должна быть направлена на то, чтобы развитие происходило в интересах всего общества. Раскрывается роль экономической интеграции как средства достижения этой цели на трех уровнях - субнациональном, национальном и международном.
Перевод на русский язык осуществлен Издательством "Весь Мир", которое несет ответственность за его точность. В случае каких-либо расхождений следует руководствоваться языком оригинала.
Переводчики: Е.А. Журавлева, Н.В. Заборин, Е.Е. Нескромная, Л.Н. Клюкин, Т.Н. Кузнецова, Т.Н. Саранцева, А.А. Рябова, А.С. Скобелкин.

Презентация на тему: " Взгляд на региональное развитие РФ сквозь призму доклада о мировом развитии за 2009 год Желько Богетич, Главный экономист по России Москва, 31 марта 2008." — Транскрипт:

1 Взгляд на региональное развитие РФ сквозь призму доклада о мировом развитии за 2009 год Желько Богетич, Главный экономист по России Москва, 31 марта 2008 года Совместная конференция Министерства регионального развития и Всемирного банка

2 ЧАСТЬ 1. Экономико-географические особенности России Низкая экономическая плотность Большие расстояния Наличие барьеров доступа к рынкам

3 Source: Fay, Felkner and Lall 2008 Плотность расселения в 1996 году, человек на км кв.

4 Источник: Fay, Felkner and Lall 2008 Экономическое расстояние: доступ к рынкам, рассчитанный на основании Евклидова расстояния

5 Сеть автодорог как оценка транспортной доступности муниципальных районов к рынкам

6 Доступ к рынкам, рассчитанный с учетом качества дорожной сети Source: Fay, Felkner and Lall 2008

7 Сравнение доступа к рынкам, рассчитанное двумя методами : в целом плотность сети автодорог соответствует распределению плотности населения Российская сеть автодорог была построена с целью обслуживания территорий с высокой плотностью населения (в масштабе всей страны) В национальном масштабе сеть автодорог не значительно отличается от Эвклидовой сети Необходимо провести подобные расчеты для отдельных регионов Source: Fay, Felkner and Lall 2008

8 Условия ведения бизнеса в России, 2008 год Барьеры для ведения бизнеса и доступа к рынкам в России относительно высоки

11 Для России выбор оптимальной политики сулит значительные выгоды, тогда как ошибочная политика чревата очень высокими экономическими издержками

12 Концентрация В России наблюдается территориальная концентрация экономической массы –Подобная ситуация наблюдается в 25% стран. Например, в Ботсване, Бразилии, Норвегии, России, Таиланде, свыше половины ВВП производится на 5% территории Территориальная концентрация в России возрастет еще больше

13 ЧАСТЬ 2. Основные выводы для России: Концентрация неизбежна и желательна для России Территориальное неравенство в уровне жизни и в получении основных социальных услуг нежелательно России необходимо как экономическое процветание посредством большей концентрации, так и более равномерное распределение основных социальных услуг на ее обширной территории

14 Как можно стимулировать концентрацию в центрах роста и достичь равномерного распределения основных социальных услуг? Основным фактором является интеграция как внутри страны, так и с другими странами Инструменты этой политики: Поддержание уже существующих точек роста и обеспечение оптимальной инфраструктуры для расширения связей между ними и с соседними регионами. Обеспечение условий для свободного перемещения факторов производства – труда и капитала. Эффективная миграционная политика. Интеграция в более бедных и изолированных регионов подразумевает предоставление минимально приемлемого объема базовых социальных услуг.

15 Источник: Fay, Felkner and Lall 2008 Одним из способов эффективной территориальной интеграции регионов РФ, может быть улучшение взаимосвязей отсталых регионов с соседними центрами роста

16 Регионы России характеризуются значительной дифференциацией в экономическом развитии ВРП на душу населения,2005 год, рубли

17 Регионы России характеризуются значительной дифференциацией в доступности основных социальных услуг Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми, 2005

18 Значительные различия между российскими регионами говорят о том, что единый подход к экономической политике и осуществлению экономических реформ не оптимален. Экономическая политика региональных и местных органов власти должна учитывать местную специфику.

19 Эффективная региональная политика не должна форсировать экономическое производство в регионах с отсутствием достаточного спроса (СССР, Китай до начала реформ). Политика, направленная на создание производственных мощностей в малонаселенных районах, с большой вероятностью потребует значительных издержек со стороны государства и, возможно, не приведет к достижению поставленной цели.

20 Интегрирование отстающих и передовых областей может помочь в унификации стран Три направления политики в области интеграции –Институциональная среда –Инфраструктура –Стимулы Три механизма реализации –Налоги –Государственные расходы –Регулирование

21 Структура политики территориальной интеграции ИнструментыНаправления политики в области интеграции Институциональные меры Инфраструктурные меры Меры Стимулирующие бизнес НалогиРазграничение налоговых источников, межбюджетные трансферты Налоговые расходы (бюджетные стимулы, субсидии) РасходыРасходы на образование и здравоохранение Развитие межрегиональных автодорог, аэропортов, информационных технологий и средств связи Государственные и местные дороги, ирригационные сооружения, электроснабжение и инновация РегулированиеРеформа земельного и жилищного рынков, реформа банковского сектора, макроэкономическая и торговая политика, выравнивание государственных цен и зарплат Меры по обеспечению конкуренции в сфере инфраструктуры Регулирование месторасположения промышленных объектов, инвестиционный климат

22 Инструменты политики в отношении регионов с низким уровнем экономического развития Характеристика региона НеизолированныеИзолированные Малонаселенные отстающие регионы Институциональная основа реформа земельного рынка, развитие образования, предоставление государственных услуг в сфере здравоохранения, водоснабжения, санитарии Изолированные: Республика Тыва, Республика Алтай Неизолированные: республика Карелия Густонаселенные отстающие регионы Институциональная основа инфраструктура (сочетание территориально нейтральных и интеграционных мер политики) строительство дорог информационные технологии Регионы Европейской части России, регионы Юга России (Ставропольский край) Создание институциональной основы и развитие инфраструктуры, стимулирующие меры (сочетание территориально нейтральных, интеграционных и целевых мер политики и программ ) строительство местных дорог, ирригация, обучение работников, поддержка занятости Читинская область, республика Бурятия, регионы Дальнего Востока)

23 Роль государства в региональной политике Региональная политика - задача всех уровней власти. Необходима координация федеральных, региональных и местных программ развития. Задачи федерального уровня: макроэкономическая политика. национальные проекты федерального значения (строительство межрегиональных ж.д и автомобильных дорог, аэропортов, портов). налоговая политика. политика государственных расходов, направленная на перераспределение доходов (пенсии, межбюджетные трансферты). Задачи регионального и местного уровня: местный инвестиционный климат. включение земли в рыночный оборот. повышение качества жизни населения – здравоохранение, образование и другие социальные услуги.

24 РЕЗЮМЕ Основные выводы: Выводы доклада о мировом развитии, сделанные на базе мирового опыта актуальны для России, но с учетом специфики экономико- географического положения регионов. Среднесрочная экономическая перспектива РФ достаточно хорошая, и это неплохая основа для решения более значительных проблем регионального развития. Для достижения успеха необходимо не совершать больших ошибок (например, форсирование производства в регионах с ограниченным доступом к рынкам и низкой экономической плотностью). Важным критерием успеха региональной политики является отношение реальных выгод со стоимостью реализации политики. Региональные стратегии развития могут сочетать две цели - поддержку существующих центров экономического роста и интеграцию социальных условий на территории РФ, учитывая общие бюджетные ограничения.

Читайте также: