Доклад о методах учета мнения населения при оценке деятельности участковых уполномоченных полиции

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 марта 2019 года N 205

О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 49, ст.7067; 2013, N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566; N 42, ст.5615; 2015, N 7, ст.1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5076, 5125; 2019, N 14, ст.1461.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7614; 2018, N 19, ст.2725; N 30, ст.4711; N 46, ст.7028.

1.1. Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее - Инструкция) (приложение N 1).

1.2. Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции (далее - Наставление) (приложение N 2).

2. Департаменту информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечить мероприятия организационно-технического характера для бесперебойной и эффективной эксплуатации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях:

3.1. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при возложении на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции временного исполнения обязанностей по иной должности, совмещении обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также исполнении дополнительных обязанностей в особых условиях. При этом возложение на участкового уполномоченного полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954; 2013, N 19, ст.2329; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2014, N 13, ст.1528; N 47, ст.6633; N 49, ст.6928; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1022; N 29, ст.4356; N 41, ст.5639; 2016, N 27, ст.4160; ст.4233, 4238; 2017, N 1, ст.46; N 15, ст.2139; N 27, ст.3929; 2018, N 32, ст.5100.

Далее - "участковый уполномоченный полиции".

3.3. Осуществить в срок до 1 января 2020 года организационно-практические меры по изготовлению служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Инструкцией и Наставлением, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущее содержание органов внутренних дел.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

3 июля 2019 года,

регистрационный N 55115

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29 марта 2019 года N 205

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок исполнения служебных обязанностей (несения службы) участковым уполномоченным (старшим участковым уполномоченным) полиции, помощником участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке.

Далее - "участковый уполномоченный полиции".

2. Участковый уполномоченный полиции (помощник участкового уполномоченного полиции) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, настоящей Инструкцией, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 30, ст.4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7018, 7020, 7067; N 50, ст.7352; 2012, N 26, ст.3441; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1645; N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; N 52, ст.6953; 2014, N 6, ст.558, 559, 566; N 30, ст.4259; N 42, ст.5615; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1021, 1022, 1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 26, ст.3870; N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 25, ст.3591; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5125; 2019, N 14, ст.1461. Далее - "Федеральный закон "О полиции".

3. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется административный участок, размеры и границы которого определяются: в городах - исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности - в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования - в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Далее - "территориальный орган".

4. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа (начальника отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа) и его непосредственного руководителя (начальника) в присутствии сдающего административный участок участкового уполномоченного полиции - при его наличии.

Далее - "отдел полиции".

5. Результаты профилактического обхода, приема граждан и проведения индивидуальной профилактической работы размещаются в Сервисе обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенном для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации подразделений системы МВД России.

6. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

7. С учетом оперативной обстановки, а также в целях создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в территориальном органе может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции - одна должность помощника участкового уполномоченного полиции, в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности - на одну должность участкового уполномоченного полиции - одна должность помощника участкового уполномоченного полиции.

Нормативно-правовая база МВД РФ и отчётности по вопросам оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции. Особенности разработки подходов к ее совершенствованию с учётом социально-экономических особенностей развития муниципалитетов.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 17.07.2020
Размер файла 209,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Совершенствование критериев оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции

Евтропов Александр Андреевич

Введение

оценка полиция участковый

Российская полиция ведёт свою историю с петровских времён и на протяжении трёх веков сотрудники этого правоохранительного органа несут службу по защите граждан нашей страны. В наше время полиция является одним из органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Служба участковых уполномоченных полиции является одним из структурных подразделений органов внутренних дел, перед которым стоит задача не только по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности, но и обеспечения устойчивого взаимодействия между полицией и гражданами.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции - это те сотрудники полиции, к которым граждане обращаются в случае правонарушений и преступлений небольшой тяжести. Вместе с тем в современном российском общественном дискурсе существует мнение о малой значимости участковых уполномоченных полиции, а зачастую и вовсе об их бесполезности. Граждане зачастую не ощущают уверенность, что могут обратиться к участковому, и тот сумеет положительно разрешить их вопрос. Вместе с тем, именно участковые уполномоченные полиции должны являться полицейскими, с которыми граждане взаимодействуют чаще, чем с остальными, участковые должны не только выполнять функцию связующего звена между органами внутренних дел и гражданами, но и служить наглядным примером эффективной работы полиции, что должно повысить уровень доверия народа к полиции.

Объектом исследования является система оценки результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел и, в частности, участковых уполномоченных полиции.

Предмет исследования - подходы и критерии оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции.

Цель исследования заключается в совершенствовании подходов к системе оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции с учётом социально-экономических особенностей развития муниципалитетов.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Разработка комплексного подхода к оценке результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел и, в частности, участковых уполномоченных полиции на основе изученной научной и специальной литературы, посвящённой формированию подходов к проведению такой оценки.

2. Анализ нормативно-правовой базы Министерства внутренних дел Российской Федерации и отчётности по вопросам оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции.

3. Анализ результатов исследований, в том числе, социологических опросов, посвящённых изучению оценки результатов деятельности сотрудников полиции, в том числе участковых уполномоченных полиции.

4. Сбор данных и разработка методологии, позволяющей проводить анализ правоохранительной и муниципальной статистики.

5. Регрессионный анализ данных статистики территориальных органов МВД России на муниципальном уровне и муниципальной статистики в отобранных для исследования субъектах Российской Федерации.

6. Подготовка предложений по совершенствованию подходов и критериев оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции с учётом факторов социально-экономического развития муниципалитетов.

Были сформулированы следующие основные гипотезы исследования:

1. Социально-экономическое положение муниципалитетов влияет на уровень преступности на их территории.

2. Унифицированные подходы к оценке результатов деятельности участковых уполномоченных полиции снижают эффективность проводимой оценки.

При проведении исследования использованы следующие методы:

- методы статистического анализа: частотный анализ, регрессионный, корреляционный анализ и др.,

- методы моделирования и проектирования.

Сбор данных статистики состояния преступности территориальных органов МВД России на муниципальном уровне проводился с официальных сайтов территориальных управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, муниципальной статистики по муниципальным образованиям - с официального сайта Росстата.

Принятые в работе сокращения:

добровольная народная дружина

участковый уполномоченный полиции

органы внутренних дел Российской Федерации

Глава 1. Анализ системы оценивания результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

В первой главе будут рассмотрены теоретико-методологические основы оценки эффективности и результативности деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Далее будет проанализирована нормативно-правовая база и отчётность МВД России по вопросам оценки результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом и участковых уполномоченных полиции как подразделения МВД России. На основании изученных источников сформулированы основные подходы к совершенствованию системы оценки результативности деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

1.1 Обзор теоретических и методических подходов к оценке результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел

Анализ специальной литературы, посвященной вопросам оценки эффективности и результативности деятельности органов внутренних дел позволяет сделать вывод, что обоснование выбора применяемых показателей и критериев оценки эффективности и результативности деятельности сотрудников внутренних дел в России во многом зависит от избранного подхода к системе оценивания.

В исследованиях ведомственной оценки можно выделить несколько общетеоретических подходов.

С.А. Яковцов выделяет две основные формы оценивания Яковцов С.А. Оценка кадров органов внутренних дел: Лекция. Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. :

1) оценку уровня подготовленности сотрудников в процессе профессиональной и служебной деятельности;

2) оценку уровня подготовленности сотрудников в процессе морально-психологической подготовки.

А.Г. Репьев Репьев А.Г. Оценка эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на основе статистических данных: анализ, планирование, прогнозирование. Труды Академии Управления МВД России. Изд-во: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (Москва). 2018. № 1 (45). С. 90-93. , рассматривая проблемы формирования и анализа статистической отчетности о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции, считает наиболее перспективным использование методики оценки, основанной на использовании балльных индексов. Ее суть состоит в том, что каждому направлению работы с учетом важности и весомости присваивается определенный индекс (количественный показатель). На основании суммы индексов делаются выводы о напряженности выполненной работы. Так, проведенное автором исследование выявило, что среднее время, затрачиваемое участковыми уполномоченными полиции в городах страны на выполнение всех служебных обязанностей, составляет от 21 часа 42 минут до 24 часов 48 минут, в сельской местности - от 18 часов 30 минут до 21 часа 00 минут. При острой нехватке участковых уполномоченных полиции при таких временных затратах достаточно проблематично говорить о показателях эффективности.

Отдельно рассмотрим работы, посвященные применению экспертного метода оценивания.

Мы разделяем подход Дровниковой И.Г. и Конобеевских В.В. о необходимости разработки критериев и показателей оценки в зависимости от конкретных функциональных видов и направлений деятельности правоохранительного ведомства. Поэтому в данном исследовании поставлена конкретная задача по разработке предложений по совершенствованию подходов и критериев оценки результатов деятельности участковых уполномоченных полиции. В исследовании мы использовали преимущества метода статистических индивидуальных индексов, предложенного Г.В. Гиоевым и др. для проведения объективной, независимой оценки эффективности сотрудников конкретных подразделений ОВД. Применен также обоснованный Ипакяном А.П. подход использования среднестатистических значений вместо единых показателей эффективности и анализа объективных и субъективных факторов отклонения от среднестатистических значений, в том числе в динамике.

Однако каждый из вышеописанных подходов строится на использовании одной основной группы и (или) типе показателей оценки, что позволяет сделать более глубокий, но сегментированный срез для проведения оценки. Поэтому за основу разработанных предложений была взята концепция сбалансированной системы показателей (далее - ССП) и определение ключевых показателей результативности (далее - КПЭ, КПР).

В системе сбалансированных показателей большое внимание уделяется взаимосвязи отдельных показателей результативности между собой с целью максимизации оценки их совокупного влияния на конечный эффект. Использование ССП для оценивания в системе МВД России позволит проводить сопоставление эффекта динамики уровня преступности, количества сотрудников полиции, а также затрат на поддержание функционирования подразделений органов внутренних дел.

Особого внимания в рамках нашего исследования заслуживает работа М.В. Пряхиной и А.С. Душкина, посвященная разработке профилей профессиональных компетенций сотрудников полиции, осуществляющих административно-профилактическую деятельность Пряхина М.В., Душкин А.С. Технология разработки профилей профессиональных компетенций сотрудников полиции, осуществляющих административно-профилактическую деятельность // вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. Изд-во: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Санкт-Петербург). 2013. № 1 (57). С. 227-233. .

Идея внедрения компетентностного подхода в системе управления личным составом органов внутренних дел в последнее время становится все более актуальной. Его востребованность обусловлена рядом факторов: во-первых, компетентностный подход сочетает в себе интеллектуальную и ценностную составляющие служебной деятельности; во-вторых, данный подход обладает интегративной природой, поскольку включает в себя группы однородных или схожих умений и знаний, относящихся к разнообразной служебной деятельности в системе МВД России.

Компетентностный подход предполагает оценку сотрудников через сравнение результативности, качества и сложности осуществленного труда с эталонными характеристиками в данной деятельности (должности). Поэтому определенный набор таких компетенций может достаточно точно описать трудовое поведение, которое требуется для успешной работы в данной должности или подгруппе сходных должностей.

Считаем, что разработка профилей профессиональных компетенций, сделанных с учетом должностных обязанностей сотрудника полиции, во многом взаимосвязана с комплексной многофакторной оценкой эффективности и результативности деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Пристального внимания заслуживает монография В.И. Шарова, посвященная исследованию системы показателей оценки результативности профессиональной служебной деятельности служащих различных правоохранительных органов.

Автор, считая, что система критериев результативности служебной деятельности должна носить комплексный характер и включать в себя как личные качества, так и владение компетенциями, знаниями, навыками, а также выполнение своих обязанностей, качество труда, сложность и напряженность работы, предлагает систему оценки, включающие следующие группы показателей:

1) оценка индивидуально-психологических качеств личности сотрудника ОВД, включая:

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

УДК 351.74 ББК 67.99(2)116.1

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье анализируются определенные аспекты оценки работы участкового уполномоченного полиции. Раскрываются подходы автора по вопросам оценки деятельности участкового уполномоченного полиции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, оценка работы, обеспечение прав, полиция, органы внутренних дел, общественное мнение, оперативная обстановка.

Annotation. The presented article opens certain aspects of evaluation of the work of the district police officer. In work approaches of the author concerning an assessment of activity of the district police officer reveal.

Key words: district police officer, job evaluation, ensuring rights, police, law-enforcement bodies, public opinion, operational situation.

Рецензент — В.С. Болотин, доцент кафедры административного и финансового права Орловского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент

Среди организационно-правовых средств повышения эффективности работы участковых уполномоченных полиции большое значение принадлежит учету и оценке их деятельности. Они, в свою очередь, являются элементами контроля.

Учет представляет собой деятельность по получению и обработке данных о результатах работы участковых уполномоченных полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на территории административных участков.

Оценка результатов работы участковых уполномоченных полиции, каждого участкового уполномоченного полиции представляет собой совокупность качественных и количественных показателей их деятельности. Производится она в целях определения качества выполнения задач и функций, возложенных на данную службу и ее сотрудников2.

В соответствии с Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 показатели и методика оценки деятельности отдельного участкового уполномоченного полиции определяются начальником территориального органа МВД России на региональном уровне. При оценке результатов работы участкового уполномоченного полиции учитываются следующие критерии:

1. Оперативная обстановка на административном участке и принимаемые меры по ее нормализации, в том числе:

■ по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

■ по выявлению и раскрытию преступлений, а также участию в этой работе;

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

■ по проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете;

■ по своевременности и полноте профилактического обхода;

■ по внесенным в органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения и организации представлениям (информационным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и административных правонарушений и реализации названных документов;

■ по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, поддержке гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка3.

3. Работа с поступающими письмами и обращениями граждан, в том числе:

■ наличие повторных жалоб и качество принятых по ним решений;

■ наличие подтвердившихся жалоб на незаконные действия при рассмотрении обращений.

4. Состояние законности, учетно-регистраци-онной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде.

5. Организация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории соответствующего субъекта Российской Федерации4.

Следует согласиться также с точкой зрения многих авторов, что авторитет участкового уполномоченного полиции среди населения должен стать одним из основных критериев в оценке его деятельности. Профессионализм сотрудника определяется умением работать с людьми, правильным использованием знаний особенностей обслуживаемого оперативного участка, наличием опыта и специальной подготовки в предупреждении, раскрытии преступлений и профилактике правонарушений.

Однако для измерения и оценки работы каждого участкового уполномоченного полиции в от-

дельности и их подразделений перечня одних критериев недостаточно, поскольку критерии оценки — лишь признаки, свойства, которым должна соответствовать профессиональная деятельность.

Для того чтобы ее оценить, важно прежде всего обобщить количественные и качественные данные о проделанной работе и на основе их преобразования получить общую оценку. Иными словами, необходимо сформировать систему оценки деятельности участковых уполномоченных полиции.

Результаты деятельности участковых уполномоченных полиции зависят не только от трудолюбия, профессионального мастерства, дисциплины исполнителей, но также и от условий, в которых они служат: городская или сельская местность, размер административного участка, структура населения, насыщенность объектами охраны, массового отдыха, предприятиями торговли. Это влияет на объем работы и конечный результат5.

Таким образом, ведущая роль в выполнении задач, поставленных перед органами внутренних дел России, принадлежит участковым уполномоченным полиции. Участковый уполномоченный полиции в связи со спецификой своего должностного положения, поставленных перед ним задач и возложенных функций находится в постоянном контакте с гражданами, которые проживают, работают или учатся на территории конкретного административного участка и обращаются к нему с заявлениями, жалобами и предложениями, в результате чего возможно сделать вывод о том, что по работе участкового полиции население страны во многом оценивает деятельность всех органов внутренних дел Российской Федерации в целом.

Учет и оценка дают относительно объективную характеристику количества и качества работы службы участковых уполномоченных полиции, что позволяет начальствующему составу ОВД использовать средства воздействия, стимулирующие результативность ее деятельности.

2 Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учеб. пособие / А.Н. Кокорев, М.С. Лаврентьева. М.: Кнорус. 2010 г. С. 230.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


22 июня 2018 года эксперты Комитета гражданских инициатив Леонид Косалс и Александр Зимин представили собственную методику учета мнения населения при оценке деятельности участковых уполномоченных полиции.

Исследование, направленное на создание реальных организационных форм использования социологической оценки населением работы участковых, было проведено КГИ совместно с Центром стратегических разработок.

Для изучения практических путей решения данной проблемы Комитет гражданских инициатив и Центр стратегических разработок провели специальное исследование, направленное на создание реальных организационных форм использования социологической оценки населением работы участковых в одной из областей Северо-Запада России. Оно включало в себя, в том числе, проведение трех опросов по сопоставимой анкете, что позволило сравнить различные варианты организации такой оценки. При этом частично использовались уже существующие методики в данной области.

1. Вариант кооперации исследователей и полиции

2. Вариант кооперации с местными общественными и научными организациями

В рамках этого варианта местный госуниверситет опрашивал жителей области. Выборка включала в себя как тех, кто контактировал с участковыми, так и тех, кто с ними не контактировал. Всего по полной анкете (30 вопросов) было опрошено 200 чел, 100 из которых контактировало с участковыми, 100 – нет.

3. Вариант использования независимой организации по сбору данных

Третий вариант был реализован с помощью Левада-центра – известной независимой социологической службой сбора и анализа информации, которая по заказу ЦСР провела телефонный опрос жителей этой же области по той же самой анкете, по которой был проведен опрос во 2-м варианте. Было опрошено 800 респондентов, из которых 400 имели контакт с участковым или ситуации для обращения к ним за последний год. Проведенное исследование дало возможность выявить плюсы и минусы каждого из этих вариантов.

С учетом того, что в реальной практике работы МВД роль оценок деятельности полиции со стороны населения низка, по нашему мнению, было бы нереалистичным ожидать от самой полиции инициативы дальнейшего развития общественного контроля. Неудивительно, что пока система МВД ожидаемо демонстрировала высокий уровень приспособления к внешним требованиям б ольшей открытости и учета мнений населения, кардинально не меняя сложившейся практики. Поэтому инициатива должна исходить, прежде всего, от самого гражданского общества. Мы предлагаем создание широкой общественной инициативы по созданию независимой системы сбора информации о мнениях населения, как инструмента развития партнерства полиции и общества.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Масштабные опросы общественного мнения о деятельности полиции не должны исключать локальные опросы на районном уровне, целью которых является получение информации, дающей возможность руководителю территориального органа полиции использовать ее для принятия управленческих решений, направленных на повышение уровня защиты прав граждан и, соответственно, уровня доверия населения.

4. При заинтересованности руководителей полиции, имеющаяся правовая база уже сейчас позволяет использовать предлагаемую и апробированную Методику для оценки деятельности участковых на районном уровне и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на развитие кооперации с населением и повышение уровня доверия населения к деятельности полиции.

5. Следует стремиться к последовательному поступательному движению, снижающему риски и издержки необходимых преобразований. В идеале речь идет о совместной работе на локальном уровне, чтобы создаваемые механизмы органично входили в существующую систему с учетом сложившейся практики, постепенно изменяя ее в направлении повышения уровня защиты прав граждан и доверия населения к полиции.

Ознакомиться с результатами проведенного исследования и предлагаемой методикой учета мнения граждан при оценке деятельности участковых пришли эксперты, представители образовательных и научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, специализирующихся на общественном контроле над деятельностью полиции. В их числе:

Эксперты отметили, что ценность и новизна предлагаемой методики заключается в синтезе общественного мнения и ведомственной оценки ситуации. В результате эти два взгляда уравновешивают друг друга и дают наиболее полную и объективную картину ситуации в целом. Кроме того, проведение подобных опросов имеет и прикладное значение, поскольку способствует выстраиванию каналов связи между полицией и обществом. Это один из механизмов, способных вовлечь органы правопорядка в прямой диалог с обществом, услышать мнение граждан и учитывать его в своей работе.

Отметив важность выстраивания такого диалога между обществом и полицией, специалисты договорились продолжить работу над совершенствованием, распространением и внедрением предложенной методики. Так, Антон Моисеев предложил авторам методики поделиться результатами своего исследования и выступить перед преподавателями и слушателями Московского университета МВД РФ.

Читайте также: