Доклад о мерах пожарной безопасности в школе
Обновлено: 02.07.2024
Противопожарная профилактика и методика обязанностей администрации учреждения при проведении массовых мероприятий. Наличие средств пожаротушения и порядок действий в случае возникновения пожара. Обеспечение безопасности детей, их эвакуация и спасение.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.04.2015 |
Размер файла | 31,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Пожарная безопасность в учебном заведении
1.1 Противопожарная профилактика
1.2 Порядок действий в случае возникновения пожара
2. Обязанности администрации учреждения образования по организации и проведении массовых мероприятий и оформление документации
2.1 Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий
Список использованной литературы
Объект исследования: методика обязанностей администрации учреждения образования при проведении массовых мероприятий.
Предмет исследования: обязанности администрации в организации и проведении массовых мероприятий в учреждениях образования.
Цель исследования: изучить особенности организации и проведения массовых мероприятий в условиях учреждений образования.
1. Пожарная безопасность в учебном заведении
1.1 Противопожарная профилактика
Каждый работник учебного заведения обязан: четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару или загоранию; содержать в исправности первичные средства пожаротушения; в случае возникновения пожара вызвать пожарную команду и одновременно приступать к ликвидации пожара имеющимися в наличии силами и средствами.
Ответственность за проведение массовых мероприятий возложена на руководителя учебного учреждения без разрешения, которого такие мероприятия проводить запрещается. Он назначает ответственных, дежурных, проинструктированных о правилах пожарной безопасности, допускает к демонстрации кинофильм киномеханика, имеющего соответствующее удостоверение и талон по технике безопасности, обеспечивает исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.
Дежурный обязан проверить наличие средств пожаротушения, проконтролировать, свободны ли эвакуационные выходы, лестницы. коридоры общего пользования и подходы к средствам пожаротушения, состояние электропроводки, в случае возникновения пожара или загорания вызвать пожарную команду и действовать в соответствии с планом эвакуации людей, организовать тушение пожара имеющимися в наличии средствами.
Пожарная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни, предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения. Она ведется на научной основе для поддержания высокого уровня пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Пожарно-профилактические мероприятия выполняют в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Мероприятия пожарной защиты можно разделить на следующие группы:
Строительно-технические мероприятия, направленные на устранение причин возникновения пожара и создание устойчивости ограждающих конструкций и зданий в целом при пожаре и ограничение возможности распространения пожара и взрыва. Эти мероприятия выполняют в процессе проектирования и строительства, они связаны с выбором зданий по степени их огнестойкости и этажности, выбором систем отопления, вентиляции, освещения, электрооборудования, устройством противопожарных преград. Мероприятия по обеспечению условий и средств быстрого и успешного тушения пожаров выполняются в процессе строительства и эксплуатации. Они предусматривают выбор наиболее эффективных способов тушения пожаров.
Мероприятия в производственных процессах, обеспечивающих пожарную безопасность во время работы технологического оборудования и хранения готовых изделий. Эти мероприятия предусматривают в процессе проектирования, когда выбирают наиболее безопасные в пожарном отношении технологическое оборудование, аппараты, установки, устанавливают специальные правила пожарной безопасности.
Организационно-административные и агитационно-массовые противопожарные мероприятия, для которых используют могучие средства массовой информации: печать, радио, кино, телевидение. Особенна, велика роль агитации и пропаганды в предупреждении так называемых бытовых пожаров, возникающих из-за неосторожного обращения с огнем. Мероприятия пожарной безопасности должны быть технически обоснованными, экономически целесообразными и осуществимыми в условиях данного объекта.
1.2 Порядок действий в случае возникновения пожара
В случае возникновения пожара, действия работников школы и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник школы, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т. п.), обязан:
задействовать систему оповещения людей о пожаре; приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
известить о пожаре директора школы или заменяющего его работника;
организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в школе средствами пожаротушения.
Директор школы или заместитель директора, прибывший к месту пожара, обязан:
проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
проверить включение в работу автоматической системы пожаротушения;
удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т. п.;
информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
исключить условия, способствующие возникновению паники; с этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам образовательного учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения; детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;
в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятное условие для безопасной эвакуации людей;
воздерживаться от отрывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежных помещениях. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
2. Обязанности администрации учреждения образования по организации и проведении массовых мероприятий и оформление документации
2.1 Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий
Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно - массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, новогодних ёлок и т.п.) является директор школы. Перед началом культурно-массовых мероприятий директор школы должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство персонала школы и учащихся старших классов. Во время проведения культурно-массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.
Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:
в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости - в помещениях любого этажа;
в зданиях 3-5 степени огнестойкости - только в помещениях 1 этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий 5 степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.
Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных помещениях и цокольных помещениях запрещается. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 75 кв. м на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий - из расчета 1,5 кв. м на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:
Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе, представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.
Первичные средства пожаротушения в школе
Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:
Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.
Обеспечение ПБ в школе
Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе
На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.
В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:
- Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
- Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
- Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
- Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
- Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.
Обучение детей правилам ПБ в школе
Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.
Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.
Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:
- брать и использовать спички нельзя;
- недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
- над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
- запрещено разведение костров без взрослых;
- не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
- звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.
Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:
- привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
- получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
- изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
- основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.
Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.
Последствия пожара в школьном классе
Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:
- как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
- что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
- основы оказания первой медпомощи;
- предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
- никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
- обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
- не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
- заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
- не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
- сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.
Правила поведения учеников при пожаре
Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара
Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:
- главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
- ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
- покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
- после того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.
Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.
Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.
Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.
Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений достигается, прежде всего, установлением жесткого противопожарного режима и обучением обслужи-вающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасно-сти и действиям во время пожара.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. Ответственность за пожарную безопасность отдельных помещений (кабинеты, мастерские, лаборатории), электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.
Территория учебных учреждений, а также участки, прилегающие к ним, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п., так как при пожаре этот "легковоспламеняющийся" мусор будет способствовать распространению огня на школьные постройки.
Иногда при очистке примыкающей к школе территории от опавших листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания, что может привести к пожару.
Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда мели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
Современные пожарные машины автоцистерны (АЦ) вывозят тот запас воды, которого в большинстве вполне достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, сети пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?
Если в школе возник пожар, в первую очередь необхо-димо очень быстро и организовано эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.
План эвакуации состоит из 2-ух частей – графической и текстовой.
В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара, красными стрелками – основные эвакуационные выходы, зелеными и штрих пунктирными – резервные эвакуационные выходы. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указыва-ются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплексом противопожарного инвентаря).
До прибытия пожарных уч-ся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать скорую помощь для оказания медицин-ской помощи пострадавшим, выполнять отдельные поручения по тушению пожара.
Каждое школьное здание должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по направлению выхода из здания и оборудоваться легко открывающимися запорами. В противном случае створки двери будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены. Электричество вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту.
Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обраще-ние с электрооборудованием приводит к пожару.
Прежде, чем приступить к работе в школьных производ-ственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.
Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помеща-ются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющие-ся жидкости (ЛВЖ), газовые горелки, спиртовки, электро-плитки и т.д. В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже без непосред-ственного воздействия внешних причин. Многие из химиче-ских веществ и реактивов (перекись водорода, глицерин), применяемых в химических кабинетах, обладают пожаро-опасными и взрывоопасными свойствами. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.
В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться у преподавателей (лаборантов). ЛВЖ (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом сейфе, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3 л. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостя-ми следует пользоваться крайне осторожно. Не разрешается уч-ся заправлять ими нагревательные приборы.
Чтобы не допустить несчастных случаев, занятия в физических лабораториях с применением реактивов, электри-ческих и нагревательных приборов разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед занятиями нужно убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, также необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки, убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.
Классные доски, парты, шкафы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.
Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (бензин, керосин) водой производить нельзя, т.к. эти жидко-сти, будучи легче воды, всплывают на ее поверхность и продолжают гореть, увеличивая площадь горения при растекании воды. Поэтому в химических лабораториях и производственных мастерских должны быть средства тушения пожаров (углекислотный огнетушитель, плотное покрывало, песок).
Перед началом занятий в кабинетах химии и физики уч-ся следует проинформировать о степени пожарной безопасно-сти веществ, применяемых для опытов. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами уч-ся в отсутствии преподавателя не разрешается.
Чтобы предотвратить возможность пожара, после опытов, связанных с выделением огнеопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудо-ванные вентиляцией.
В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя оставлять в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, т.к. может произойти воспламенение.
Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, производственных мастерских.
В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты. При проведении таких мероприя-тий в актовых залах собирается большое количество детей, иногда более 200 – 300.
На этот период директором школы назначается ответст-венный за противопожарное состояние, разрабатываются противопожарные мероприятия. Кроме того, на время проведения массового мероприятия обязательно надо устраивать дежурство членов ДЮП. А помещение обеспечить необходимым количеством первичных средств пожаротуше-ния (огнетушители, ведра с водой, и т. п.).
Помещение, в котором проводится мероприятие, должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу или в коридор, сообщаю-щийся с лестничными клетками. При этом двери не только на путях эвакуации, но также из помещения, где проводится массовое мероприятие, должны открываться по направлению выхода из него
Количество мест в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, устанавливают из расчета 0, 75 квадратного метра на одного человека. Пускать людей в помещение больше, чем положено по норме, нельзя, потому что в случае возникновения пожара это может привести к серьезным трудностям при эвакуации.
Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначен-ные для эвакуации людей должны быть свободными. Двери из помещений во время проведения мероприятия запрещается закрывать на замки и трудно открываемые запоры. В поме-щениях, где проводится мероприятие, в оконных проемах не должно быть металлических и других решеток. Нельзя во время проведения мероприятий окна закрывать ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и др. предметами.
Веселый праздник - Новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник. Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром. В Школах елку следует устанавливать в помещениях не выше второго этажа, а в деревянных – только на первом. Крепить ее надо прочно. Елка не должна затруднять выход из помещения, а ее ветки касаться пола и потолка ( на расстоянии не менее одного метра) нельзя ставить елку вблизи отопительных и нагрева-тельных приборов. Запрещается украшать ее целлулоидными и другими легковоспламеняющимися игрушками обклады-вать подставку и ветки ватой и украшениями из нее. Обсы-пать бертолетовой солью, зажигать для иллюминации свечи и бенгальские огни. Иллюминировать елку разрешается только электрогирляндами заводского изготовления, смонтирован-ными опытными электромонтерами, с соблюдением соответ-ствующих правил.
Запрещается полностью гасить свет в помещениях во время проведения массовых мероприятий, а так же применять хлопушки, пиротехнические изделия, бенгальские огни, устраивать фейерверки.
ПАМЯТКА
ЕСЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ТРЕВОГА > ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ > ЭВАКУАЦИЯ > СБОР > ПЕРЕКЛИЧКА
ТРЕВОГА: если в школе произошел пожар, каждый заметивший его, в том числе и ученик, должен немедленно сообщить об этом учителю.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону – " 01 " , по сотовому телефону " 101 "
ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату, прикрыв за собой дверь класса и по одному без паники следовать к сборному пункту. Классы должны идти ровным размеренным шагом, учитель следует сзади со школьным журналом. Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствуют в классе во время сигнала тревоги (например, находятся в туалете, учительской, столовой…) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу. За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.п.
СБОР: место сбора должно быть заранее согласовано и указано в плане эвакуации. Придя на место сбора, каждый отдельный класс должен занять заранее определенное место и не расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно после прибытия классов на место сбора, учитель проводит перекличку по журналу и сообщает директору школы об итогах переклички.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Оксана Петровна Никипилая
преподаватель первой
квалификационной категории
Государственное профессиональное
образовательное учреждение
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Противопожарная безопасность; безопасность учебного процесса; образовательное учреждение; первичные средства пожаротушения; противопожарный режим.
Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение пожарной безопасности.
В системе образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, заболевания и отравления обучающихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
Особую опасность для учащихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например, пожары, аварии, взрывы.
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
На территории Донецкой Народной Республики в течение 2020 года произошло 23 пожара на объектах системы образования, которыми нанесен ущерб более 150 тыс. руб. (2019 - 24 пожара; 2018 году – 14 пожаров).
Основное количество – 16 из 23 пожаров произошли из-за неосторожного обращения с огнём, 7 – по другим причинам.
Пожарная безопасность - это комплекс мер, направленных на уменьшение разрушений, вызванных огнем. Меры пожарной безопасности включают те, которые предназначены для предотвращения возгорания неконтролируемого пожара, и те, которые используются для ограничения развития и последствий пожара после его возникновения.
Пожарная безопасность в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого образовательного учреждения .
С целью недопущения случаев возникновения пожаров необходимо проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности среди населения, в особенности в общеобразовательных учреждениях. Профилактическая работа по пожарной безопасности в образовательном учреждении является важным разделом обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников, залогом спасения.
Пожарная профилактика - комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара. Пожарно-профилактические мероприятия направлены на обеспечение пожарной безопасности.
В основе обеспечения безопасности лежат, прежде всего, организационные мероприятия, которые затем реализуются технически по четко разработанному плану противопожарной защиты объекта.
Противопожарная безопасность в образовательном учреждении будет более эффективной, если:
- будет организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности;
- будет нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;
- будут проводиться систематические профилактические меры;
- материальное и техническое обеспечение будет соответствовать нормам;
- будут в наличии подготовленные специалисты (кадры);
- будет проводится анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;
- оценка критического времени экстренной эвакуации.
Противопожарная безопасность в образовательном учреждении включает в себя следующие мероприятия:
1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
2. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания учебного заведения в автоматическом режиме.
3. Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.
5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
6. Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
7. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
8. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в учебном заведении. Занятия проводятся и с учащимися, и с преподавателями по отдельности. Для этого разрабатываются инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
9. Проводить учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания учебного заведения.
Противопожарный режим и защиту образовательного учреждения и невозможно обеспечить без разработки и применения соответствующих локальных актов. Для этого разрабатываются и утверждаются следующие документы:
- правила и инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении;
- приказы о назначении ответственных лиц;
- приказ о противопожарном режиме образовательного учреждения;
- должностные инструкции на сотрудников, где будут указаны обязанности по обеспечению пожарной безопасности;
- планы мероприятий по пожарной безопасности;
Система предотвращения пожара реализуется строгим исполнением инструкций о мерах пожарной безопасности, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий. Инструкции о мерах пожарной безопасности – это документы, которые устанавливают противопожарный режим в образовательном учреждении, регламентируют требования пожаробезопасного поведения во время выполнения работ, а также определяют порядок действий работников при возникновении пожароопасной ситуации.
Разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, как правило, осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в образовательном учреждении.
План эвакуации является важнейшим документом, от которого могут зависеть жизни сотен учащихся в случае возникновения экстренной ситуации. При эвакуации учащихся все мероприятия должны быть проведены в строго ограниченные сроки. Для этого разрабатывается детальный план эвакуации при пожаре.
Практическая отработка планов эвакуации входит в комплекс обязательных мероприятий по пожаробезопасности и должна проводятся совместно с представителями Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики. Представители МЧС ДНР предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие основные моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются учащиеся и сотрудники учебного заведения.
Отработка планов эвакуации на практике преследует цель обучения учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала эффективному поведению в условиях возникновения пожара. Она подготавливает персонал к быстрому и безопасному выходу из горящего здания, учит правильно принимать решения в экстремальных ситуациях. На занятиях изучают планы эвакуации, обучаются тушению пожаров, взаимодействию с пожарными подразделениями.
Одной из главных целей тренировок также является практическое освоение первичных средств пожаротушения.
Первичные средства пожаротушения – это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, внутренний пожарный кран, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове.
Требования к планировке образовательных организаций, ее конструкциям и архитектуре. Нужно обеспечить:
- размещение классов и помещений начальной школы на первых или вторых этажах, не выше;
- в образовательном учреждении должны быть эвакуационные выходы на улицу, причем доступ и проход через них должен быть всегда свободен;
- при расстановки учебной мебели обеспечивается свободный проход к выходам, объектам и инфраструктуре пожарной защиты;
- для всех помещений в здании устанавливают двери с открыванием наружу, чтобы избежать проблем с быстрой эвакуацией в чрезвычайных условиях .
Правильная организация работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях требует неукоснительного выполнения требований нормативных документов, а значит нужно вести журналы по пожарной безопасности, которые должны быть в образовательном учреждении. В этом случае ведение отчетной документации дает возможность качественно планировать мероприятия и контролировать результативность их выполнения. Инструктажи, проверки и принятие зачётов по знаниям правил пожарной безопасности у сотрудников находят свое документальное отображение и фиксацию в заполненных формах отчетной документации .
Пожарная безопасность образовательных учреждениях должна устранить риски пожаров, обеспечить своевременное выявление возгораний, быструю эвакуацию всех учащихся и сотрудников.
В перечень мер по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений входит разработка документации, приобретение средств пожаротушения, установка систем сигнализации и оповещения, проведение инструктажей, другие мероприятия.
1.В общеобразовательных, профессиональных образовательных, образовательных организациях высшего профессионального образования и организациях дополнительного профессионального образования организуется обучение правилам пожарной безопасности, а также действиям на случай пожара. Программы такого обучения разрабатываются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере образования и науки, и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
2.В дошкольных образовательных организациях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к народному богатству, а также приобретение навыков личной безопасности в случае возникновения пожара.
3.Все работники при принятии на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности.
4.Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, а также должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением пожарной безопасности, до начала выполнения своих обязанностей проходят обучение по вопросам пожарной безопасности.
5.Порядок организации и проведения инструктажей и обучения по вопросам пожарной безопасности определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
6.Запрещается допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж по вопросам пожарной безопасности.
Обучение пожарно-техническому минимуму работников образовательного учреждения организуется в течение месяца после приёма на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.
Обязанности по организации обучения персонала пожарно-техническому минимуму возлагаются на руководителя образовательного учреждения.
Нормативная база по пожарной безопасности:
Приказ об установлении противопожарного режима в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.3.;
Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.2.2, 3.2.;
Приказ (приказы) о назначении ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и тому подобное, технологического и инженерного оборудования НПАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.2.;
Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.5.1.38.;
Приказ о порядке проведения пожароопасных (огневых) работ НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.81.;
Приказ (инструкция) о порядке осмотра пожаробезопасного состояния помещений перед закрытием в конце рабочего дня НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.3.;
План мероприятий по противопожарной безопасности образовательного учреждения (на год);
Акт выполненных работ по огнезащитной обработке деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;
Акт проверки состояния огнезащитной обработки деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;
Планы (схемы) эвакуации людей на случай пожара НАПБ А.01.001-04 ППБ пю3.5.;
Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей прохождения работниками специального обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности НАПБ Б.02.003-04. НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.18;
Перечень документации по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении:
План противопожарных мероприятий на год;
Инструкция по пожарной безопасности для работников;
Инструкция по пожарной безопасности для учащихся, воспитанников (школ-интернатов и детских дошкольных учреждений);
Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности работников;
Журнал регистрации инструктажей учащихся, воспитанников;
Журнал учета первичных средств пожаротушения;
Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (оформляется ежегодно);
Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно);
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара во время учебного процесса для вахтеров и сторожей;
Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в ночное время для вахтеров и сторожей;
Поэтажные планы эвакуации (с обязательным приложением Инструкции к плану эвакуации);
Порядок действий при пожаре.
Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителя образовательного учреждения, он организует работу по соблюдению правил пожарной безопасности сотрудниками, учащимися и воспитанниками:
- назначает ответственного за пожарную безопасность;
- подписывает и утверждает инструкции и приказы по пожарной безопасности;
- несет ответственность за обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, прохождение пожарно-технического минимума;
- определяет финансирование мероприятий по пожарной безопасности.
Цель составленных документов – защита учащихся, преподавателей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.
Таким образом, в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья учащихся и работников.
Организация работы по противопожарной безопасности, помогает довести до сознания людей главную мысль – как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьезно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.
Список используемых источников
1. Анисимов, В.В. Общие основы пожарной безопасности : учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М. : Просвещение, 2006. - 574 с.
3. Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений: Справочник. - В 2 кн. - Кн. 1. - М.: Образование в документах, 2005. - 136 с.
4. Собурь, С.В. Пожарная безопасность: Справочник / С.В. Собурь. - М. : ПожКнига, 2007. – 420 с.
Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Реализация вышеперечисленных задач осуществляется в следующих направлениях:
- защита здоровья и сохранение жизни;
- соблюдение ТБ учащимися и работниками школы;
- обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Трудно объяснить ученикам младших классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных детях, как это было с двумя сотнями учеников бесланской школы в 2004 году, погибших от пуль террористов.
Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.
Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать где угодно.
Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.. Терроризм – опасное явление в современной жизни, которое затрагивает все слои общества. Знание правил поведения при угрозе теракта или пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий.
Воспитательная работа классного руководителя, воспитателей по обеспечению безопасности учащихся в классе строится на основе плана воспитательной работы.
Тематика проведенных классных часов разнообразная: это беседы, круглые столы, игры, конкурсы, ситуативные практикумы.
Например тематические классные часы :
- личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;
- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
- формировать правила пожарной безопасности;
расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
Инструктирование детей об их действиях в данных ситуациях. Взаимоотношения с похитителями при длительном нахождении в положении заложника. Учить детей правильно ориентироваться и действовать в ЧС.
Ежедневное проведение минуток безопасности, различные конкурсы-выставки газет, плакатов, рисунков, буклетов.
Задача этих мероприятий: научить ребят противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности, о способах защиты от террористов, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
Все праздники, экскурсии, поездки оформляются приказами директора о безопасности обучающихся и ответственности воспитателей и учителей, проводятся инструктажи о безопасности движения, по поведению во время таких мероприятий.
В классе есть наличие уголков безопасности. Уголки обновляются 1 раз в четверть.
Перед проведением спортивных соревнований проводятся инструктажи – напоминания техники безопасности. Подвижные игры проводятся на площадке с соблюдением правил безопасности, воспитатель находится постоянно с детьми. Во время прогулки на свежем воздухе не допускаются игры и лазанья в районе мусоросборника, забора.
Проводятся также инструктажи – напоминания техники безопасности при проведении трудовой деятельности. У классного руководителя имеется в наличие папка с инструкциями для учащихся. Перед праздничными и каникулярными днями проводятся с учащимися инструктажи с отметкой в журналах по технике безопасности;
Антитеррористическая и пожарная безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. Знание правил поведения при угрозе теракта, возникновении пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях.
Читайте также: