Доклад о мерах пожарной безопасности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Противопожарная профилактика и методика обязанностей администрации учреждения при проведении массовых мероприятий. Наличие средств пожаротушения и порядок действий в случае возникновения пожара. Обеспечение безопасности детей, их эвакуация и спасение.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.04.2015
Размер файла 31,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Пожарная безопасность в учебном заведении

1.1 Противопожарная профилактика

1.2 Порядок действий в случае возникновения пожара

2. Обязанности администрации учреждения образования по организации и проведении массовых мероприятий и оформление документации

2.1 Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

Список использованной литературы

Объект исследования: методика обязанностей администрации учреждения образования при проведении массовых мероприятий.

Предмет исследования: обязанности администрации в организации и проведении массовых мероприятий в учреждениях образования.

Цель исследования: изучить особенности организации и проведения массовых мероприятий в условиях учреждений образования.

1. Пожарная безопасность в учебном заведении

1.1 Противопожарная профилактика

Каждый работник учебного заведения обязан: четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару или загоранию; содержать в исправности первичные средства пожаротушения; в случае возникновения пожара вызвать пожарную команду и одновременно приступать к ликвидации пожара имеющимися в наличии силами и средствами.

Ответственность за проведение массовых мероприятий возложена на руководителя учебного учреждения без разрешения, которого такие мероприятия проводить запрещается. Он назначает ответственных, дежурных, проинструктированных о правилах пожарной безопасности, допускает к демонстрации кинофильм киномеханика, имеющего соответствующее удостоверение и талон по технике безопасности, обеспечивает исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.

Дежурный обязан проверить наличие средств пожаротушения, проконтролировать, свободны ли эвакуационные выходы, лестницы. коридоры общего пользования и подходы к средствам пожаротушения, состояние электропроводки, в случае возникновения пожара или загорания вызвать пожарную команду и действовать в соответствии с планом эвакуации людей, организовать тушение пожара имеющимися в наличии средствами.

Пожарная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни, предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения. Она ведется на научной основе для поддержания высокого уровня пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Пожарно-профилактические мероприятия выполняют в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Мероприятия пожарной защиты можно разделить на следующие группы:

Строительно-технические мероприятия, направленные на устранение причин возникновения пожара и создание устойчивости ограждающих конструкций и зданий в целом при пожаре и ограничение возможности распространения пожара и взрыва. Эти мероприятия выполняют в процессе проектирования и строительства, они связаны с выбором зданий по степени их огнестойкости и этажности, выбором систем отопления, вентиляции, освещения, электрооборудования, устройством противопожарных преград. Мероприятия по обеспечению условий и средств быстрого и успешного тушения пожаров выполняются в процессе строительства и эксплуатации. Они предусматривают выбор наиболее эффективных способов тушения пожаров.

Мероприятия в производственных процессах, обеспечивающих пожарную безопасность во время работы технологического оборудования и хранения готовых изделий. Эти мероприятия предусматривают в процессе проектирования, когда выбирают наиболее безопасные в пожарном отношении технологическое оборудование, аппараты, установки, устанавливают специальные правила пожарной безопасности.

Организационно-административные и агитационно-массовые противопожарные мероприятия, для которых используют могучие средства массовой информации: печать, радио, кино, телевидение. Особенна, велика роль агитации и пропаганды в предупреждении так называемых бытовых пожаров, возникающих из-за неосторожного обращения с огнем. Мероприятия пожарной безопасности должны быть технически обоснованными, экономически целесообразными и осуществимыми в условиях данного объекта.

1.2 Порядок действий в случае возникновения пожара

В случае возникновения пожара, действия работников школы и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник школы, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т. п.), обязан:

задействовать систему оповещения людей о пожаре; приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

известить о пожаре директора школы или заменяющего его работника;

организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в школе средствами пожаротушения.

Директор школы или заместитель директора, прибывший к месту пожара, обязан:

проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

проверить включение в работу автоматической системы пожаротушения;

удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т. п.;

информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

исключить условия, способствующие возникновению паники; с этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам образовательного учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения; детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятное условие для безопасной эвакуации людей;

воздерживаться от отрывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежных помещениях. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

2. Обязанности администрации учреждения образования по организации и проведении массовых мероприятий и оформление документации

2.1 Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно - массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, новогодних ёлок и т.п.) является директор школы. Перед началом культурно-массовых мероприятий директор школы должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство персонала школы и учащихся старших классов. Во время проведения культурно-массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:

в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости - в помещениях любого этажа;

в зданиях 3-5 степени огнестойкости - только в помещениях 1 этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий 5 степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.

Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных помещениях и цокольных помещениях запрещается. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 75 кв. м на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий - из расчета 1,5 кв. м на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:

Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе, представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.

Первичные средства пожаротушения в школе

Первичные средства пожаротушения в школе

Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:


Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.

Обеспечение ПБ в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.

В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:


  • Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
  • Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
  • Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
  • Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
  • Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.

Обучение детей правилам ПБ в школе

Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.

Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.

Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:


  • брать и использовать спички нельзя;
  • недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
  • над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
  • запрещено разведение костров без взрослых;
  • не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
  • звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.

Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:

  • привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
  • получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
  • изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
  • основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.

Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.

Последствия пожара в школьном классе

Последствия пожара в школьном классе

Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:

  • как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
  • что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
  • основы оказания первой медпомощи;
  • предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
  • никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
  • обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
  • не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
  • заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
  • не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
  • сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.

Правила поведения учеников при пожаре

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:

  • главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
  • ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
  • покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
  • после того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.

Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.

Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.

Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.

Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений достигается, прежде всего, установлением жесткого противопожарного режима и обучением обслужи-вающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасно-сти и действиям во время пожара.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. Ответственность за пожарную безопасность отдельных помещений (кабинеты, мастерские, лаборатории), электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.
Территория учебных учреждений, а также участки, прилегающие к ним, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п., так как при пожаре этот "легковоспламеняющийся" мусор будет способствовать распространению огня на школьные постройки.
Иногда при очистке примыкающей к школе территории от опавших листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания, что может привести к пожару.
Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда мели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
Современные пожарные машины автоцистерны (АЦ) вывозят тот запас воды, которого в большинстве вполне достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, сети пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?
Если в школе возник пожар, в первую очередь необхо-димо очень быстро и организовано эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.
План эвакуации состоит из 2-ух частей – графической и текстовой.
В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара, красными стрелками – основные эвакуационные выходы, зелеными и штрих пунктирными – резервные эвакуационные выходы. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указыва-ются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплексом противопожарного инвентаря).
До прибытия пожарных уч-ся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать скорую помощь для оказания медицин-ской помощи пострадавшим, выполнять отдельные поручения по тушению пожара.
Каждое школьное здание должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по направлению выхода из здания и оборудоваться легко открывающимися запорами. В противном случае створки двери будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены. Электричество вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту.
Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обраще-ние с электрооборудованием приводит к пожару.
Прежде, чем приступить к работе в школьных производ-ственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.
Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помеща-ются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющие-ся жидкости (ЛВЖ), газовые горелки, спиртовки, электро-плитки и т.д. В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже без непосред-ственного воздействия внешних причин. Многие из химиче-ских веществ и реактивов (перекись водорода, глицерин), применяемых в химических кабинетах, обладают пожаро-опасными и взрывоопасными свойствами. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.
В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться у преподавателей (лаборантов). ЛВЖ (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом сейфе, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3 л. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостя-ми следует пользоваться крайне осторожно. Не разрешается уч-ся заправлять ими нагревательные приборы.
Чтобы не допустить несчастных случаев, занятия в физических лабораториях с применением реактивов, электри-ческих и нагревательных приборов разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед занятиями нужно убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, также необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки, убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.
Классные доски, парты, шкафы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.
Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (бензин, керосин) водой производить нельзя, т.к. эти жидко-сти, будучи легче воды, всплывают на ее поверхность и продолжают гореть, увеличивая площадь горения при растекании воды. Поэтому в химических лабораториях и производственных мастерских должны быть средства тушения пожаров (углекислотный огнетушитель, плотное покрывало, песок).
Перед началом занятий в кабинетах химии и физики уч-ся следует проинформировать о степени пожарной безопасно-сти веществ, применяемых для опытов. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами уч-ся в отсутствии преподавателя не разрешается.
Чтобы предотвратить возможность пожара, после опытов, связанных с выделением огнеопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудо-ванные вентиляцией.
В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя оставлять в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, т.к. может произойти воспламенение.
Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, производственных мастерских.
В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты. При проведении таких мероприя-тий в актовых залах собирается большое количество детей, иногда более 200 – 300.
На этот период директором школы назначается ответст-венный за противопожарное состояние, разрабатываются противопожарные мероприятия. Кроме того, на время проведения массового мероприятия обязательно надо устраивать дежурство членов ДЮП. А помещение обеспечить необходимым количеством первичных средств пожаротуше-ния (огнетушители, ведра с водой, и т. п.).
Помещение, в котором проводится мероприятие, должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу или в коридор, сообщаю-щийся с лестничными клетками. При этом двери не только на путях эвакуации, но также из помещения, где проводится массовое мероприятие, должны открываться по направлению выхода из него
Количество мест в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, устанавливают из расчета 0, 75 квадратного метра на одного человека. Пускать людей в помещение больше, чем положено по норме, нельзя, потому что в случае возникновения пожара это может привести к серьезным трудностям при эвакуации.
Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначен-ные для эвакуации людей должны быть свободными. Двери из помещений во время проведения мероприятия запрещается закрывать на замки и трудно открываемые запоры. В поме-щениях, где проводится мероприятие, в оконных проемах не должно быть металлических и других решеток. Нельзя во время проведения мероприятий окна закрывать ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и др. предметами.
Веселый праздник - Новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник. Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром. В Школах елку следует устанавливать в помещениях не выше второго этажа, а в деревянных – только на первом. Крепить ее надо прочно. Елка не должна затруднять выход из помещения, а ее ветки касаться пола и потолка ( на расстоянии не менее одного метра) нельзя ставить елку вблизи отопительных и нагрева-тельных приборов. Запрещается украшать ее целлулоидными и другими легковоспламеняющимися игрушками обклады-вать подставку и ветки ватой и украшениями из нее. Обсы-пать бертолетовой солью, зажигать для иллюминации свечи и бенгальские огни. Иллюминировать елку разрешается только электрогирляндами заводского изготовления, смонтирован-ными опытными электромонтерами, с соблюдением соответ-ствующих правил.
Запрещается полностью гасить свет в помещениях во время проведения массовых мероприятий, а так же применять хлопушки, пиротехнические изделия, бенгальские огни, устраивать фейерверки.

ПАМЯТКА
ЕСЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ТРЕВОГА > ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ > ЭВАКУАЦИЯ > СБОР > ПЕРЕКЛИЧКА

ТРЕВОГА: если в школе произошел пожар, каждый заметивший его, в том числе и ученик, должен немедленно сообщить об этом учителю.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону – " 01 " , по сотовому телефону " 101 "
ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату, прикрыв за собой дверь класса и по одному без паники следовать к сборному пункту. Классы должны идти ровным размеренным шагом, учитель следует сзади со школьным журналом. Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствуют в классе во время сигнала тревоги (например, находятся в туалете, учительской, столовой…) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу. За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.п.
СБОР: место сбора должно быть заранее согласовано и указано в плане эвакуации. Придя на место сбора, каждый отдельный класс должен занять заранее определенное место и не расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно после прибытия классов на место сбора, учитель проводит перекличку по журналу и сообщает директору школы об итогах переклички.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оксана Петровна Никипилая

преподаватель первой

квалификационной категории

Государственное профессиональное

образовательное учреждение

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: Противопожарная безопасность; безопасность учебного процесса; образовательное учреждение; первичные средства пожаротушения; противопожарный режим.

Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение пожарной безопасности.

В системе образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, заболевания и отравления обучающихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Особую опасность для учащихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например, пожары, аварии, взрывы.

Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

На территории Донецкой Народной Республики в течение 2020 года произошло 23 пожара на объектах системы образования, которыми нанесен ущерб более 150 тыс. руб. (2019 - 24 пожара; 2018 году – 14 пожаров).

Основное количество – 16 из 23 пожаров произошли из-за неосторожного обращения с огнём, 7 – по другим причинам.

Пожарная безопасность - это комплекс мер, направленных на уменьшение разрушений, вызванных огнем. Меры пожарной безопасности включают те, которые предназначены для предотвращения возгорания неконтролируемого пожара, и те, которые используются для ограничения развития и последствий пожара после его возникновения.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого образовательного учреждения .

С целью недопущения случаев возникновения пожаров необходимо проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности среди населения, в особенности в общеобразовательных учреждениях. Профилактическая работа по пожарной безопасности в образовательном учреждении является важным разделом обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников, залогом спасения.

Пожарная профилактика - комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара. Пожарно-профилактические мероприятия направлены на обеспечение пожарной безопасности.

В основе обеспечения безопасности лежат, прежде всего, организационные мероприятия, которые затем реализуются технически по четко разработанному плану противопожарной защиты объекта.

Противопожарная безопасность в образовательном учреждении будет более эффективной, если:

- будет организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности;

- будет нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;

- будут проводиться систематические профилактические меры;

- материальное и техническое обеспечение будет соответствовать нормам;

- будут в наличии подготовленные специалисты (кадры);

- будет проводится анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;

- оценка критического времени экстренной эвакуации.

Противопожарная безопасность в образовательном учреждении включает в себя следующие мероприятия:

1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.

2. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания учебного заведения в автоматическом режиме.

3. Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.

4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.

5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.

6. Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.

7. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.

8. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в учебном заведении. Занятия проводятся и с учащимися, и с преподавателями по отдельности. Для этого разрабатываются инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.

9. Проводить учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания учебного заведения.

Противопожарный режим и защиту образовательного учреждения и невозможно обеспечить без разработки и применения соответствующих локальных актов. Для этого разрабатываются и утверждаются следующие документы:

- правила и инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении;

- приказы о назначении ответственных лиц;

- приказ о противопожарном режиме образовательного учреждения;

- должностные инструкции на сотрудников, где будут указаны обязанности по обеспечению пожарной безопасности;

- планы мероприятий по пожарной безопасности;

Система предотвращения пожара реализуется строгим исполнением инструкций о мерах пожарной безопасности, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий. Инструкции о мерах пожарной безопасности – это документы, которые устанавливают противопожарный режим в образовательном учреждении, регламентируют требования пожаробезопасного поведения во время выполнения работ, а также определяют порядок действий работников при возникновении пожароопасной ситуации.

Разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, как правило, осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в образовательном учреждении.

План эвакуации является важнейшим документом, от которого могут зависеть жизни сотен учащихся в случае возникновения экстренной ситуации. При эвакуации учащихся все мероприятия должны быть проведены в строго ограниченные сроки. Для этого разрабатывается детальный план эвакуации при пожаре.

Практическая отработка планов эвакуации входит в комплекс обязательных мероприятий по пожаробезопасности и должна проводятся совместно с представителями Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики. Представители МЧС ДНР предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие основные моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются учащиеся и сотрудники учебного заведения.

Отработка планов эвакуации на практике преследует цель обучения учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала эффективному поведению в условиях возникновения пожара. Она подготавливает персонал к быстрому и безопасному выходу из горящего здания, учит правильно принимать решения в экстремальных ситуациях. На занятиях изучают планы эвакуации, обучаются тушению пожаров, взаимодействию с пожарными подразделениями.

Одной из главных целей тренировок также является практическое освоение первичных средств пожаротушения.

Первичные средства пожаротушения – это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, внутренний пожарный кран, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове.

Требования к планировке образовательных организаций, ее конструкциям и архитектуре. Нужно обеспечить:

- размещение классов и помещений начальной школы на первых или вторых этажах, не выше;

- в образовательном учреждении должны быть эвакуационные выходы на улицу, причем доступ и проход через них должен быть всегда свободен;

- при расстановки учебной мебели обеспечивается свободный проход к выходам, объектам и инфраструктуре пожарной защиты;

- для всех помещений в здании устанавливают двери с открыванием наружу, чтобы избежать проблем с быстрой эвакуацией в чрезвычайных условиях .

Правильная организация работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях требует неукоснительного выполнения требований нормативных документов, а значит нужно вести журналы по пожарной безопасности, которые должны быть в образовательном учреждении. В этом случае ведение отчетной документации дает возможность качественно планировать мероприятия и контролировать результативность их выполнения. Инструктажи, проверки и принятие зачётов по знаниям правил пожарной безопасности у сотрудников находят свое документальное отображение и фиксацию в заполненных формах отчетной документации .

Пожарная безопасность образовательных учреждениях должна устранить риски пожаров, обеспечить своевременное выявление возгораний, быструю эвакуацию всех учащихся и сотрудников.

В перечень мер по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений входит разработка документации, приобретение средств пожаротушения, установка систем сигнализации и оповещения, проведение инструктажей, другие мероприятия.

1.В общеобразовательных, профессиональных образовательных, образовательных организациях высшего профессионального образования и организациях дополнительного профессионального образования организуется обучение правилам пожарной безопасности, а также действиям на случай пожара. Программы такого обучения разрабатываются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере образования и науки, и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

2.В дошкольных образовательных организациях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к народному богатству, а также приобретение навыков личной безопасности в случае возникновения пожара.

3.Все работники при принятии на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

4.Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, а также должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением пожарной безопасности, до начала выполнения своих обязанностей проходят обучение по вопросам пожарной безопасности.

5.Порядок организации и проведения инструктажей и обучения по вопросам пожарной безопасности определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

6.Запрещается допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

Обучение пожарно-техническому минимуму работников образовательного учреждения организуется в течение месяца после приёма на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

Обязанности по организации обучения персонала пожарно-техническому минимуму возлагаются на руководителя образовательного учреждения.

Нормативная база по пожарной безопасности:

Приказ об установлении противопожарного режима в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.3.;

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.2.2, 3.2.;

Приказ (приказы) о назначении ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и тому подобное, технологического и инженерного оборудования НПАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.2.;

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.5.1.38.;

Приказ о порядке проведения пожароопасных (огневых) работ НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.81.;

Приказ (инструкция) о порядке осмотра пожаробезопасного состояния помещений перед закрытием в конце рабочего дня НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.3.;

План мероприятий по противопожарной безопасности образовательного учреждения (на год);

Акт выполненных работ по огнезащитной обработке деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;

Акт проверки состояния огнезащитной обработки деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;

Планы (схемы) эвакуации людей на случай пожара НАПБ А.01.001-04 ППБ пю3.5.;

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей прохождения работниками специального обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности НАПБ Б.02.003-04. НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.18;

Перечень документации по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении:

План противопожарных мероприятий на год;

Инструкция по пожарной безопасности для работников;

Инструкция по пожарной безопасности для учащихся, воспитанников (школ-интернатов и детских дошкольных учреждений);

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности работников;

Журнал регистрации инструктажей учащихся, воспитанников;

Журнал учета первичных средств пожаротушения;

Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (оформляется ежегодно);

Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно);

Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;

Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара во время учебного процесса для вахтеров и сторожей;

Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в ночное время для вахтеров и сторожей;

Поэтажные планы эвакуации (с обязательным приложением Инструкции к плану эвакуации);

Порядок действий при пожаре.

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителя образовательного учреждения, он организует работу по соблюдению правил пожарной безопасности сотрудниками, учащимися и воспитанниками:

- назначает ответственного за пожарную безопасность;

- подписывает и утверждает инструкции и приказы по пожарной безопасности;

- несет ответственность за обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, прохождение пожарно-технического минимума;

- определяет финансирование мероприятий по пожарной безопасности.

Цель составленных документов – защита учащихся, преподавателей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.

Таким образом, в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья учащихся и работников.

Организация работы по противопожарной безопасности, помогает довести до сознания людей главную мысль – как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьезно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.

Список используемых источников

1. Анисимов, В.В. Общие основы пожарной безопасности : учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М. : Просвещение, 2006. - 574 с.

3. Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений: Справочник. - В 2 кн. - Кн. 1. - М.: Образование в документах, 2005. - 136 с.

4. Собурь, С.В. Пожарная безопасность: Справочник / С.В. Собурь. - М. : ПожКнига, 2007. – 420 с.

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Реализация вышеперечисленных задач осуществляется в следующих направлениях:

- защита здоровья и сохранение жизни;

- соблюдение ТБ учащимися и работниками школы;

- обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Трудно объяснить ученикам младших классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных детях, как это было с двумя сотнями учеников бесланской школы в 2004 году, погибших от пуль террористов.

Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.

Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать где угодно.

Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.. Терроризм – опасное явление в современной жизни, которое затрагивает все слои общества. Знание правил поведения при угрозе теракта или пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий.

Воспитательная работа классного руководителя, воспитателей по обеспечению безопасности учащихся в классе строится на основе плана воспитательной работы.

Тематика проведенных классных часов разнообразная: это беседы, круглые столы, игры, конкурсы, ситуативные практикумы.

Например тематические классные часы :

- личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

- формировать правила пожарной безопасности;

расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

Инструктирование детей об их действиях в данных ситуациях. Взаимоотношения с похитителями при длительном нахождении в положении заложника. Учить детей правильно ориентироваться и действовать в ЧС.

Ежедневное проведение минуток безопасности, различные конкурсы-выставки газет, плакатов, рисунков, буклетов.

Задача этих мероприятий: научить ребят противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности, о способах защиты от террористов, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.

Все праздники, экскурсии, поездки оформляются приказами директора о безопасности обучающихся и ответственности воспитателей и учителей, проводятся инструктажи о безопасности движения, по поведению во время таких мероприятий.

В классе есть наличие уголков безопасности. Уголки обновляются 1 раз в четверть.

Перед проведением спортивных соревнований проводятся инструктажи – напоминания техники безопасности. Подвижные игры проводятся на площадке с соблюдением правил безопасности, воспитатель находится постоянно с детьми. Во время прогулки на свежем воздухе не допускаются игры и лазанья в районе мусоросборника, забора.

Проводятся также инструктажи – напоминания техники безопасности при проведении трудовой деятельности. У классного руководителя имеется в наличие папка с инструкциями для учащихся. Перед праздничными и каникулярными днями проводятся с учащимися инструктажи с отметкой в журналах по технике безопасности;

Антитеррористическая и пожарная безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. Знание правил поведения при угрозе теракта, возникновении пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях.

Читайте также: