Доклад на тему демонстрации

Обновлено: 18.05.2024

Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, распад идеологических скреп обусловили появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов. Ситуация происходящая в настоящий момент накладывает определенный отпечаток на состояние борьбы с преступностью, как в целом, так и с ее отдельными видами. В известной мере это касается и массовых беспорядков.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Массовые беспорядки реферат.docx

Неотъемлемый элемент массовых беспорядков - толпа - скопление людей, объединенных каким-либо интересом. Существует ряд особенностей, социально-психологических феноменов, рождающихся в толпе.

Во-первых, это повышенная внушаемость людей. Поведение толпы оказывает сильное воздействие, как на поведение отдельных ее участников, так и на реакцию государственных органов. Люди верят любой информации, их критичность в оценках резко падает. Логика, здравый смысл, предвосхищение последствий, совесть, страх оказываются подавленными, поведение людей подчиняется импульсу "быть как все".

Во-вторых, в толпе человек утрачивает свою индивидуальность, его интеллектуальный уровень снижается. Толпа обеспечивает анонимность, тем самым личная ответственность каждого перекладывается на толпу в целом, т.е. создается впечатление, что ее участник ни за что не отвечает. Именно этим качеством толпа привлекает людей - вседозволенностью при минимуме ответственности.

В-третьих, жестокость толпы. Известен эффект Латейна, названный по имени исследователя, впервые его описавшего. Вероятность помочь человеку, копавшему в беду, находится в обратной зависимости от числа свидетелей его трудностей. Повышенная эмоциональность и чувство безопасности толкают толпу на проявление агрессии в отношении даже того, к чему обычно относятся сдержанно.

В-четвертых, лидерство. Толпа готова последовать за любым человеком, дающим властным тоном четкие распоряжения. Опытный агитатор может подтолкнуть толпу к насилию, превратить группу обиженных людей в агрессивное, мстительное сборище.

В-пятых, паника. Она возникает, когда толпа чувствует близость опасности, а единственное спасение - бегство, когда путь спасения только один, а другие - заблокированы, запружены, движение по ним остановлено. Предполагается этот путь открыть, и толпа силой прокладывает себе дорогу, давя и сметая впереди идущих.

Следует расширить политические права граждан, обеспечивающие их участие в обсуждении и принятии решений, особенно на уровне общин.

Предприниматели, политики, ученые, деятели культуры, известные спортсмены — вообще видные люди — должны глубже осознать, что они являются примером для подражания и что политические скандалы компрометируют общественные идеалы.

Контроль над беспорядками

Функция контроля над беспорядками возложена на систему уголовной юстиции и особенно на полицию. Поскольку беспорядки часто возникают в ходе демонстраций, основной задачей становится содействие безнасильственной культуре их проведения.

Полиция должна облегчать проведение мирных демонстраций и для этого заботиться о координации действий с организаторами до демонстрации, во время и после нее, а при массовых митингах — планировать их ход по взаимному согласию.

Полиция должна подготовиться к контролю над беспорядками, даже если они не возникали долгое время, составить рабочие планы и быть в курсе событий, она должна быть оснащена технически и иметь хорошие навыки слаженных командных действий. Риск быть привлеченным к ответственности за нарушение закона для виновников насилия должен быть очень велик, поэтому при беспорядках необходимо ввести специальные подразделения захвата нарушителей и обеспечить сбор улик.

Поскольку сам внешний вид полицейских (защитная одежда, шлемы, щиты) имеет символический характер и может дополнительно драматизировать ситуацию, нужно избегать чрезмерной вооруженности. Следует по-разному оснащать полицейских в зависимости от характера демонстрации (мирней или немирной), избегая одинакового снаряжения (баллоны со слезоточивым газом, водометы и пр.) в обоих случаях. Полиция должна понимать, что запугиванием демонстрантов нельзя снизить вероятность насилия. Репрессия или возможность ее применения может вызвать как страх, так и возмущение и тем самым создать не только потенциал запуганности, но и потенциал озлобления.

Существуют авторитарный и демократический стили контроля над беспорядками. Тоталитарное государство неограниченно использует свою власть для подобного контроля, тем самым ставя в зависимость от его успеха свое существование. В демократическом правовом государстве полиция действует во время беспорядков в соответствии с законом и с учетом конкретной ситуации. Действуя так, она дает гражданам понять, что государственные институты готовы поддержать народ. Авторитет государства в правовой демократии никогда не понесет при беспорядках серьезных потерь.

Примеры проявления массовых беспорядков

Дестабилизация общества в Словении, произошедшая 1 Декабря 2012

Акции протеста накануне президентских выборов в Словении вылились в столкновения демонстрантов с полицией. Протестующие попытались прорваться к зданию парламента страны в Любляне, бросали камни и бутылки в полицейских. Несколько человек арестованы.

Египтянам опять не нравится президент, произошедшее 27 Ноябрь 2012

Попытки президента Египта Мухаммеда Мурси завладеть практически неограниченной властью в стране получили мощный отпор. Ряды оппозиции пополняются с каждым днем. Сам Мурси уже заявил, что планировал расширить свои полномочия лишь временно. Как сообщает журналист Бел Трю, эта ситуация может столкнуть лбами сторонников и противников действующей власти и привести к кровопролитию.

Антиправительственные демонстрации в столице Панамы, произошедшие 20 Октябрь 2012

В столице Панамы произошли массовые акции протеста против принятого правительством закона, разрешающего продажу земель в одной из зон города. По предварительным данным, в столкновениях с полицией погиб девятилетний мальчик, 13 человек получили ранения, среди них трое полицейских.

России предсказали массовые беспорядки и вымирание

Россию ждут либо массовые акции протеста, либо существенные перестройки в руководстве, либо стагнация и вымирание.

К такому выводу пришли ученые Центра стратегических разработок (ЦСР), исследовавшие политические настроения россиян после начала третьего президентского срока Владимира Путина. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2012 года для Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Опросы показали, что россияне "все больше говорят о возможности и желательности революции". 66 процентов респондентов разочарованы властью и негативно относятся к ужесточению законодательства.

Рейтинг доверия Владимиру Путину к сентябрю 2012 года упал до рекордно низкого показателя с 2003 года - до 42 процентов. Ученые прогнозируют, что в 2013 году рейтинг доверия к власти в целом и Путину в частности может сравняться с рейтингом недоверия.

В числе причин, по которым снижается рейтинг власти, опрошенные указали на то, что за время правления Путина "не было достигнуто никаких значимых результатов. Были только бесконечно повторяющиеся слова и обещания". Респонденты считают маловероятным смену власти через выборы, а революции вызывают у них меньше опасений, чем во время весеннего опроса.

Отношение "среднего класса" к Путину характеризуется как враждебное, а к партии "Единая Россия" - как негативное. Респонденты разочаровались и в протестном движении, "среди них больше нет единства". Протест снижается из-за "отсутствия ярких лидеров и внятных идей".

Исследователи пришли к выводу, что в случае продолжения нынешнего курса власти, Россию ждет вымирание, характеризующееся "усилением синдрома выученной беспомощности, утратой трудовых навыков, алкоголизацией, падением рождаемости и массовым ввозом трудовых мигрантов".

В начале ноября 2005 года в пригородах Парижа начались массовые столкновения компактно проживающих эмигрантов арабского происхождения с полицией. Всё началось с гибели двух арабских подростков, которые, убегая от полицейского патруля, укрылись на трансформаторной подстанции, где и погибли от удара током.

Уже в первые сутки после этого в пригородах Парижа было сожжено более 70 автомобилей, зафиксировано более 150 случаев поджога зданий и магазинов, задержано более 30 человек. За первые десять дней беспорядки распространились на все регионы Франции, число задержанных участников превысило 900, многие полицейские были ранены. Всего за одну ночь с 5 на 6 ноября хулиганы сожгли почти 1300 автомобилей. Власти отказались от версии спонтанных хулиганских выходок и объявили происходящее организованной акцией, руководимой наркоторговцами и исламистскими организациями.

Аналогичные поджоги автомобилей были зафиксированы в Бельгии, Германии, Нидерландах и Италии, а греческие анархисты устроили погромы в зданиях Французского института в Афинах и Салониках. Французский полицейский профсоюз назвал происходящее гражданской войной и заявил:

События, свидетелями которых мы сейчас являемся, не имеют аналогов в истории со времён Второй мировой войны.

В итоге правительство Франции ввело в действие закон о чрезвычайном положении, разрешающий местным властям такие превентивные меры как, например, комендантский час и обыски домов по подозрению в хранении оружия.

Комендантский час был введён в 30 городах Франции — в частности, в Марселе, Ницце и Руане. В Париже комендантский час не вводился, но были запрещены митинги и демонстрации, а также розничная продажа бензина и перевозка его в канистрах. Была введена цензура на информацию из районов беспорядков и объявлен призыв резервистов в ряды военизированной полиции и жандармерии.

В середине ноября полиция объявила о стабилизации ситуации, однако чрезвычайное положение было продлено до 2006 года. Массовые волнения среди французской молодёжи и погромы в пригородах Парижа случались и в последующие годы.

Столкновение пенсионеров с полицией в Афинах,2010

Поскольку власти разрешили только пешую демонстрацию, митинг был разогнан полицией, применившей слезоточивый газ. В ответ митингующие забросали полицейских сельхозпродукцией. Четыре человека были ранены.

Особенно масштабные беспорядки в Греции последовали в ответ на резкое сокращение госрасходов и социальных программ в условиях финансово-экономического кризиса. Так, в феврале 2010 года участники 30-тысячного марша протеста в Афинах забросали камнями и бутылками здание праламента, повредили магазины и банкоматы, вступили в столкновение с полицией, которая применила слезоточивый газ.

В следующем месяце в демонстрации в Афинах участвовало более 7 тыс. человек. Манифестанты напали на охрану могилы неизвестного солдата, забросали камнями полицию, а также руководителя крупнейшего профсоюза страны, собиравшегося выступить перед ними. Полиция применила водомёты и слезоточивый газ и арестовала десятки человек.

Таким образом, определено понятие и классификации массовых беспорядков. Изучение массовых беспорядков должно проводиться более тщательно, что бы впоследствии эффективно регулировать данные явление.


Демонстрация — массовое шествие как публичное выражение общественно-политических настроений.

В России демонстрации применялись во время революции 1905 года, а после установления Советской власти стали регулярными мероприятиями, организуемыми государством. Вместе с тем, существовали и оппозиционные демонстрации (см. Демонстрация 25 августа 1968 года).

В советское время в СССР во всех городах на главных площадях политические демонстрации с транспарантами перед стоящими на трибунах первыми лицами власти проводились в добровольно-принудительном порядке в честь Первомая и в День Великой Октябрьской социалистической революции ежегодно, а также в День Победы по юбилейным годам и по случаям особых отдельных событий и праздников (напр., полёт Гагарина, присвоение городу ордена и т.п.). Подобные демонстрации проходили в других социалистических странах и проходят ныне в КНДР.

В постсоветское время политические демонстрации сменились, как правило, торжественными и театрализованными шествиями. Форма проведения мероприятия как демонстрации с транспарантами иногда используется для неполитических целей - например, в этом виде проходит ежегодное художественное мероприятие-хэппенинг молодежи разных городов России, монстрация.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Демонстрация (публичное мероприятие)" в других словарях:

Пикет (публичное мероприятие) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пикет. Пикет группа людей, выступающая для выражения какого либо протеста. Пикет перед президентским дворцом … Википедия

Демонстрация — Демонстрация: Демонстрация наглядный показ, используется в преподавании наряду с объяснением. Демонстрация (публичное мероприятие) форма публичного мероприятия Демка (также музыкальная демонстрация, демо и т. п.) жанр… … Википедия

Мероприятие публичное — Публичное мероприятие определенное действо с привлечением широкого круга лиц. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54 ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях , публичное… … Википедия

Монстрация — У этого термина существуют и другие значения, см. Монстрация (значения) … Википедия

Оппозиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Оппозиция (значения). Вступи в оппозицию … Википедия

Стратегия-31 — Координаты: 55°46′10″ с. ш. 37°35′45″ в. д. / 55.769444° с. ш. 37.595833° в. д. … Википедия

Инвестор — (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора


А демонстрация это действие массовой группы или скопления групп людей в пользу политический или другая причина или люди, участвующие в протест против повода для беспокойства; он часто состоит из хождения в составе массового марша и либо начала, либо встречи в обозначенной конечной точке, либо ралли, чтобы слышать ораторов. Это отличается от массовое собрание.

Такие действия, как блокады и сидячие забастовки также могут называться демонстрациями. Демонстрации могут быть ненасильственный или же жестокий (обычно обозначается участниками как "воинственный"), или может начинаться как ненасильственное, а в зависимости от обстоятельств переходить в насилие. Иногда полиция противодействия уличным беспорядкам или другие формы правоохранительные органы Стань участником. В некоторых случаях это может быть сделано для того, чтобы вообще не допустить проведения протеста. [ нужна цитата ] В других случаях это может быть для предотвращения столкновений между соперничающими группами или предотвращения распространения демонстрации и превращения ее в бунт.

Демонстрации могут продвигать точку зрения (положительную или отрицательную) относительно общественной проблемы, особенно в отношении предполагаемого жалоба или же социальная несправедливость. Демонстрация обычно считается более успешной, если в ней участвует больше людей. Исследования показывают, что антиправительственные демонстрации чаще происходят в богатых странах, чем в бедных. [2]

Историк Эрик Хобсбаум написал о демонстрациях:

После секса деятельность, в высшей степени сочетающая телесные переживания и сильные эмоции, - это участие в массовых демонстрациях во время большого общественного восхищения. В отличие от секса, который по своей сути индивидуален, он по своей природе коллективен . как и секс, он подразумевает некоторое физическое действие - марш, выкрикивание лозунгов, пение, - посредством которого слияние индивида с массой, что является сущностью коллективного опыта, находит выражение. [3]

Содержание

Формы


Файл: Día de la Memoria 2011 - A donde vayan los iremos a buscar.ogv

"> Воспроизвести медиа

Есть много типов демонстраций, включая самые разные элементы. Они могут включать:

  • Марши, в которых парад демонстрировать при движении по заданному маршруту.
  • Митинги, на которые люди собираются, чтобы послушать выступающих или музыкантов. , в котором люди окружают территорию (обычно это работодатель). , в котором демонстранты занимают территорию, иногда на определенный период, а иногда и на неопределенный срок, пока они не почувствуют, что их проблема решена, или пока их не убедят или не заставят покинуть территорию. , в котором они протестуют обнаженными - здесь антагонист может сдаться до того, как произойдет демонстрация, чтобы избежать смущения.

Демонстрации иногда бывают спонтанными собраниями, но они также используются движениями как тактический выбор. Они часто являются частью более крупной кампании ненасильственное сопротивление, часто также называемый гражданское сопротивление. Демонстрации обычно проводятся публично, но частные демонстрации, безусловно, возможны, особенно если демонстранты хотят повлиять на мнение небольшой или очень конкретной группы людей. Демонстрации обычно представляют собой физические собрания, но виртуальные или виртуальные. онлайн демонстрации конечно возможны.

Темы демонстраций часто связаны с политический, экономический, и Социальное вопросы. В частности, в случае спорных вопросов, иногда группы людей, выступающие против целей демонстрации, могут сами инициировать контрдемонстрацию с целью противодействовать демонстрантам и представить свою точку зрения. Столкновения между демонстрантами и контрдемонстрантами могут стать насильственными.

Демонстрации, организованные правительством это демонстрации, которые организовывает правительство. В Исламская Республика Иран, [4] [5] то Китайская Народная Республика, [6] Республика Куба, [7] то Советский союз [8] и Аргентина, [9] среди других стран прошли демонстрации, организованные правительством.

Время и места



Иногда дата или место, выбранное для демонстрации, имеют историческое или культурное значение, например, Годовщина какого-либо события, имеющего отношение к теме демонстрации.


Места также часто выбираются из-за некоторого отношения к рассматриваемому вопросу. Например, если демонстрация нацелена на вопросы, связанные с иностранными нация, демонстрация может проходить в месте, связанном с этой страной, например посольство рассматриваемой нации.

Ненасилие или насилие


Марши протеста и демонстрации - обычная ненасильственная тактика. Таким образом, это одна из тактик, доступных сторонникам стратегического ненасилие. Однако причины, по которым следует избегать применения насилия, могут также происходить не из общей доктрины ненасилие или же пацифизм, но исходя из соображений, относящихся к конкретной ситуации, с которой столкнулись, включая ее правовые, культурные и властно-политические аспекты: так было во многих кампаниях гражданское сопротивление. [10]

Некоторые демонстрации и протесты может хотя бы частично превратиться в бунты или толпа насилие против таких объектов, как автомобили и предприятия, прохожие и полиция. [ нужна цитата ] Полиция и военные власти часто используют нелетальная сила или менее смертоносное оружие, такое как электрошокеры, резиновые пули, перцовый балончик, и слезоточивый газ против демонстрантов в этих ситуациях. [ нужна цитата ] Иногда насильственные ситуации возникают из-за упреждающего или наступательного применения этого оружия, которое может спровоцировать, дестабилизировать или обострить конфликт.

Как известный инструмент для предотвращения проникновения агенты провокаторы, [11] организаторы крупных или неоднозначных собраний могут развертывать и координировать маршалы демонстрации, также называемые стюардами. [12] [13]

Закон по стране

Международный

Право на мирные демонстрации гарантируется международными конвенциями, в частности статьями 21 и 22 Закона. Международный пакт о гражданских и политических правах (право на мирные собрания и право ассоциации). Его выполнение контролируется Специальный докладчик ООН о праве на мирные собрания и ассоциации. В 2019 году в его отчете выражалась тревога по поводу ограничений свободы мирных собраний: [14]

Специальный докладчик выразил обеспокоенность по поводу законов, принятых во многих странах, которые вводят жесткие ограничения на собрания, включая положения, касающиеся общих запретов, географических ограничений, обязательных уведомлений и разрешений. [. ] Необходимость предварительного разрешения для проведения мирных акций протеста [противоречит международному праву [. ].

Бразилия

Египет

Россия

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и т. Д. пикеты. [15]

Демонстрации и протесты регулируются Федеральным законом Российской Федерации №54-ФЗ "О митингах, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетах". Если в публичном собрании ожидается участие более одного участника, его организаторы обязаны уведомить органы исполнительной власти или местного самоуправления о предстоящем мероприятии за несколько дней в письменной форме. Однако законодательством не предусмотрена процедура разрешения, следовательно, власти не имеют права запрещать собрание или менять его место, если только оно не угрожает безопасности участников или не планируется проводить вблизи опасных объектов, что важно железнодорожные пути, виадуки, трубопроводы, ЛЭП высокого напряжения, тюрьмы, суды, резиденции президента или в зоне пограничного контроля. Право на собрания также может быть ограничено в непосредственной близости от культурных и исторических памятников.

Сингапур

Публичные демонстрации в Сингапур, где незаконно проведение мероприятий по делу без действующей лицензии властей. К таким законам относятся Закон о публичных развлечениях и собраниях и Закон об общественном порядке.

Украина

объединенное Королевство


Одной из крупнейших демонстраций в Великобритании стал марш народных голосований 19 октября 2019 года, в котором приняли участие около 1 миллиона демонстрантов, связанных с Brexit.

Соединенные Штаты

Растущая тенденция в Соединенные Штаты была реализация "зоны свободы слова"или огороженные территории, которые часто находятся далеко от места проведения протестов; критики зон свободы слова утверждают, что они идут вразрез с Первой поправкой к Конституция Соединенных Штатов по самой своей природе, и что они уменьшают влияние, которое могла бы оказать демонстрация. Во многих районах требуется разрешение правительства на проведение демонстрации. [ нужна цитата ]

Смотрите также

Рекомендации

Другой распространенной тактикой является проникновение на законные демонстрации в попытке разжечь массовое насилие и беспорядки, что совсем недавно произошло на весеннем антииракском военном собрании в Ванкувере, Канада. Это стало настолько обычным явлением, что источники в организациях активистов заявили STRATFOR, что они контролируют свои собственные демонстрации, чтобы предотвратить проникновение маргинальных групп.

Теория и практика. Советы юристов: как вести себя в случае задержания, если вы участник протестной акции или просто проходили мимо, что нужно знать о рассмотрении дела в суде, о подаче апелляционной жалобы после назначения наказания и об обращении в Европейский Суд

Митинги в современной России

Закон: государство должно быть помощником в организации мирных собраний

Свобода собраний является общепризнанным правом человека. Оно закреплено в Конституции РФ (ст. 31) и международных документах, таких как Всемирная декларация прав человека (ст. 20), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11).

Свобода собраний тесно связана со свободой выражения мнения. Вместе они образуют основу гражданско-политических прав человека. Важность свободы собраний обусловлена тем, что это способ обратить внимание общества на проблемные вопросы до тех пор, пока они не привели к катастрофе. Это право дает возможность различным меньшинствам выражать свою точку зрения и участвовать в публичной дискуссии. Оно является одним из рычагов общества – позволяет воздействовать на власть, давать оценку принимаемым решениям и напоминать о политической ответственности.

Можно бесконечно долго говорить о том, насколько важна для общества свобода собраний. Вместе с тем в теории и на практике это право не является абсолютным. Свобода собраний может быть ограничена, но только в тех случаях, когда собрания перестают быть мирными и угрожают безопасности людей.

Практика: проблемы с согласованием проведения собраний

Российские законы запрещают проводить массовые акции, если они не были согласованы с властями. При этом сроки согласования установлены неудобные: уведомить власти о предстоящем митинге разрешается самое позднее за 10 дней до акции, о пикете – за 3 дня. Без согласования разрешено проводить только одиночные пикеты, и то не любые.

На практике власти используют процедуру согласования для запрета нежелательных акций. Поводы для отказа в согласовании встречаются самые разные, и далеко не всегда законные. Кроме того, процедура согласования акций непрозрачная: путаные правила подачи уведомления, отсутствие открытой статистики по количеству поданных уведомлений и причинам отказов.

Задержания и преследования

В практике международных органов по защите прав человека, например Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), устоялся подход, в соответствии с которым власти не должны задерживать и привлекать к ответственности участников даже несогласованных акций, если они носят мирный характер. При принятии решения о таком мощном ограничении прав человека, как задержание или разгон собрания, власти должны ориентироваться в первую очередь на то, является ли эта акция мирной или нет, мешает ли она кому-то настолько, что нет другого способа достичь компромисса, а также учесть все факторы, принимая во внимание актуальность темы собрания и его своевременность (например, если речь идет о спонтанном мероприятии, которое вызвано внезапными событиями и просто не могло быть согласованно из-за сроков).

Причем несогласованной акцией могут признать флешмоб, бой подушками, религиозное мероприятие или раздачу листовок. Нередки случаи задержания одиночных пикетчиков, хотя такая форма акции не требует предварительного согласования с властями. Основанием для пресечения акции может послужить подозрение полиции, что несколько одиночных пикетов представляют собой единое мероприятие, требование проверить содержание плаката на экстремизм или ссылка на поступившую жалобу. Иногда к задержаниям приводит вмешательство провокаторов, которые встают рядом с пикетчиком, формально превращая пикет в массовый.

Хотя большая часть задержаний происходит на несогласованных акциях, даже согласованная с властями акция не является безопасной. Предугадать поведение сотрудников полиции практически невозможно. Например, согласованные шествие и митинг 6 мая 2012 г. закончились жесткими задержаниями и возбуждением уголовного дела, расследование которого длилось много лет. А несогласованная массовая акция в поддержку губернатора Сергея Фургала в Хабаровске 11 июня 2020 г. и Марш Матерей в поддержку фигурантов дела Нового Величия в августе 2018 г. обошлись без единого задержания.

Чаще в связи с акциями составляют протоколы о нарушении порядка проведения публичного мероприятия по ст. 20.2 КоАП. За последние 10 лет эту статью неоднократно редактировали, вводя новые запреты и ужесточая наказание. Количество ее частей выросло за это время с трех до десяти, минимальный штраф для участника – с 1 до 10 тыс. руб., появилось наказание в виде обязательных работ и арестов за участие в несогласованной акции. Самое суровое наказание предусмотрено за повторное нарушение по этой статье: штраф – от 150 до 300 тыс. руб., обязательные работы – от 40 до 200 часов или арест – от 15 до 30 суток.

В 2019 г. российские суды рассмотрели 4974 дела о нарушении порядка проведения акции. Средний штраф составил более 16 тыс. руб., а общая сумма наложенных штрафов достигла почти 58 млн руб. За 2015–2019 гг. суммарный штраф по таким делам составил 168 465 500 руб.

Реже участников и организаторов акций обвиняют по другим административным статьям: за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП), пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП), организацию массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП). В 2018 г. было введено наказание за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несогласованной акции (ст. 20.2 КоАП) – что это означает и к кому относится, точно никто не знает. Весной 2020 г. участников одиночных пикетов обвиняли в нарушении режима самоизоляции, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

В 2014 г. в российском Уголовном кодексе появилась ст. 212.1. За участие более чем в трех несогласованных акциях в течение полугода или за другие неоднократные нарушения правил проведения публичного мероприятия возможно наказание до 5 лет лишения свободы. Впервые эту статью применили в декабре 2015 г.: к 3 годам лишения свободы приговорили Ильдара Дадина. В сентябре 2019 г. за пять мирных акций к 4 годам лишения свободы приговорили Константина Котова. В 2017 и 2020 гг. перед Конституционным Судом РФ ставился вопрос о конституционности столь суровой ответственности за участие в мирных акциях, но оба раза статья не была признана противоречащей Конституции.

Участников и организаторов публичных мероприятий привлекают к уголовной ответственности и по другим статьям: за организацию и участие в массовых беспорядках, хулиганство, применение насилия и оскорбления по отношению к полицейским, организацию экстремистского сообщества, публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ. В качестве насильственных действий вменяют прикосновение к шлему сотрудника полиции, бросок в сторону полицейских бумажного стаканчика или пластиковой бутылки. С 2015 г. по май 2020 г. к уголовной ответственности были привлечены десятки человек, которым были назначены наказания в виде лишения свободы или штрафа.



Что нужно знать об участии в протестных акциях?

В соответствии с российскими законами участники публичных мероприятий не должны приходить на акцию с оружием, в нетрезвом виде и скрывать лицо. Участники имеют право использовать средства наглядной агитации: плакаты, баннеры, транспаранты и т.д. Но плакаты не должны противоречить законодательству: там не должно быть призывов к насилию, оскорблений или запрещенной в России символики, например свастики (ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться участники публичных мероприятий, – это задержание только на том основании, что акция не согласована. Существует противоречие между российским законодательством и требованиями международного права, которое в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью российской правовой системы и имеет большую юридическую силу, чем противоречащие ему законы. Полиция и суды интерпретируют российские законы так, что, по их мнению, сам по себе несогласованный характер акции уже является достаточным основанием для задержания даже мирных демонстрантов. Согласно международному стандарту права на свободу мирных собраний власти не должны препятствовать людям мирно выражать свое мнение, даже если не были соблюдены все формальные требования согласования.

В результате такой правовой коллизии мы имеем следующее: участников мирных несогласованных акций часто задерживают и привлекают к ответственности в российских судах, но шансы обжаловать такие действия властей с помощью международных механизмов защиты прав человека чрезвычайно высокие. Для России это Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН. В случае удачного обжалования российские власти признают нарушение права на свободу собраний и, если речь идет об исполнении решения ЕСПЧ, выплачивают человеку компенсацию причиненного вреда.

Как вести себя во время задержания?

При задержании сотрудники полиции должны представиться и сообщить причины задержания. Вы вправе потребовать от полицейских показать служебные удостоверения. Можете представить паспорт или его копию для установления личности, но передавать его в руки полицейских необязательно.

Гражданин может снимать на видео действия сотрудников полиции, если считает, что его права нарушают. Запретить видеосъемку полицейские не имеют права.

Не стоит оказывать физическое сопротивление правоохранителям или оскорблять их, чтобы не усугубить ситуацию. Сотрудники полиции или Росгвардии могут причинить вам физический вред или интерпретировать ваши действия как основание для уголовного преследования. Участников протестных акций нередко обвиняют в применении насилия в отношении полицейских и возбуждают уголовные дела по ст. 318 УК. Меры наказания по этой статье для митингующих и участников бытовых ситуаций могут разниться. Например, за нападение с холодным оружием на полицейского можно получить условный срок, а за то, что схватил его за запястье на митинге, – 2 года колонии.

Основные правила для задержанных в отделении полиции

  • Самое главное – сохраняйте спокойствие.
  • После прибытия в отделение полиции полицейские обязаны оформить протоколы о доставлении и задержании граждан.
  • При задержании вы имеете право на звонок близким и своему защитнику.
  • Вы вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). В случае задержания в рамках производства по административному делу защитником может быть любой совершеннолетний человек вне зависимости от наличия или отсутствия у него адвокатского статуса. Если вашего защитника не пустили в отделение полиции, укажите это в протоколе о задержании и административном правонарушении – ваше право на защиту было грубо нарушено.
  • Вы можете отказаться от дачи показаний и объяснений, сославшись на положения ст. 51 Конституции РФ.
  • Внимательно читайте все документы, которые подписываете в отделении полиции. Не подписывайте пустые листы. Если с чем-то не согласны, отмечайте это на полях или в специальном месте в протоколе для объяснений задержанного. При подписании протоколов обязательно указывайте фактическое время задержания, доставления и составления материалов.
  • Досмотр личных вещей производится только в присутствии понятых или с использованием видеофиксации. По результатам составляется протокол.
  • Гражданин имеет право на получение копий всех протоколов, которые были составлены в отношении него.
  • Изъятие личных вещей и иного имущества граждан фиксируется в протоколе при понятых. Никто не имеет права изымать паспорт административного задержанного.
  • В течение 3 часов должно быть принято решение о дальнейшем ходе дела: отпустить гражданина из отделения полиции, составить протокол об административном правонарушении, назначить дату составления такого протокола и отпустить. В исключительных случаях возможно задержание человека без постановления суда до 48 часов (если вам вменяют статью, предусматривающую в качестве одного из наказаний арест), но не более.
  • Дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев) и фотографирование проводятся в отношении административного задержанного только в случае, когда иным способом установить его личность невозможно.
  • С вами должны обращаться уважительно, не подвергая унижениям и физическому воздействию. Вам должны предоставить возможность пользоваться туалетом, давать воду, а при длительном задержании – еду и постельные принадлежности для сна.
  • Гражданин имеет право подавать жалобы, заявления на незаконные действия сотрудников полиции.

Если вы проходили мимо собрания, и вас задержали

Для сотрудников полиции, скорее всего, не будет большой разницы между задержанными участниками акции и теми, кто говорит, что просто проходил мимо. Велика вероятность, что в полиции не поверят, если вы будете отрицать свое участие в мероприятии, и все равно составят на вас материалы дела. Поэтому правила, которые действуют для участников, действуют и для задержанных случайных прохожих. Но есть и несколько особенностей.

  • Отрицание участия в акции влияет на последующее обжалование.

Факт согласия или несогласия с участием в акции не говорит о том, что вы согласны с предъявленными обвинениями. Выше мы писали, что в соответствии с международными стандартами прав человека одного участия в несогласованной акции недостаточно для задержания и уж тем более назначения наказания. При этом человек, который утверждает, что лишь проходил мимо, ограничен в своих возможностях обжаловать нарушение права на свободу собраний, поскольку в этом случае человек не реализует это право. Но проходящий мимо может обжаловать незаконное ограничение личной свободы, а также нарушения, допущенные при задержании и судебном рассмотрении дела. Мы рекомендуем нашим подзащитным последовательно излагать ту позицию, которая точнее всего характеризует обстоятельства дела.

Подготовьте документы о цели вашей поездки по городу в день задержания. Если вы шли в магазин, на встречу или работу, постарайтесь собрать документы, подтверждающие ваше намерение, например рабочий график или чек из магазина. Эти документы вам понадобятся в суде для обоснования своей версии событий.

На них может быть видно, что вы выходили из кафе или магазина, просто шли по улице без плакатов и не выкрикивали лозунги. Это может помочь в суде.

К сожалению, шансов на успех в российском суде у вас будет немного. Но в случае проигрыша вы сможете обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Если после задержания дело направили в суд

При рассмотрении дела об административном правонарушении в суде все объяснения, ходатайства, замечания, отводы подаются в письменном виде, а ход судебного заседания нужно фиксировать аудиозаписью.

Гражданин может защищать свои права в суде самостоятельно или прибегнуть к помощи защитника. Им может быть любое лицо, о привлечении которого просит человек. Данное ходатайство подается в ходе судебного заседания или заблаговременного через канцелярию.

Гражданин вправе представлять доказательства своей невиновности: приобщить к материалам дела документы и видеозаписи, которые подтверждают его позицию; допросить свидетелей, в том числе полицейских, принимавших участие в его задержании.

Для формирования своей правовой позиции перед рассмотрением дела в суде необходимо ознакомиться с его материалами, что позволит оценить доказательства обвинения.

Подача апелляции

Если гражданина не устраивает решение районного суда, то он может в течение 10 дней с момента получения постановления о назначении административного наказания подать апелляционную жалобу в суд субъекта РФ (областной, городской и т.п.). Она подается через суд, вынесший решение, путем направления заказного письма с уведомлением или непосредственно через канцелярию суда. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы гражданин имеет право ходатайствовать о приобщении новых доказательств, давать объяснения, пользоваться услугами защитника.

После рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение вступает в силу.

Обращение в международные органы защиты прав человека

Вступление судебного решения в силу не свидетельствует об окончании судебного производства по делу, так как гражданин, чьи права были нарушены при проведении публичного мероприятия, может обратиться, например, в Европейский Суд по правам человека. Самое важное – подготовить обоснованную жалобу и соблюсти при этом все требования ЕСПЧ, а также не пропустить срок обращения в суд, который составляет 6 месяцев с момента рассмотрения дела в апелляции.

Практика ЕСПЧ свидетельствует о том, что жалобы о нарушении РФ права граждан на проведение мирных публичных мероприятий, принятые к производству судом, часто удовлетворяются.

1 Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 марта 2017 г. по делу № 2а-2520/2017.

Читайте также: