Доклад о матильде кшесинской

Обновлено: 06.07.2024

Этапы судьбы Матильды Феликсовны Кшесинской, ее связь с историей последнего периода царской монархии, событиями 1917 г. и французской эмиграцией. Балетное творчество, личная жизнь. Освещение темы педагогом на уроках истории и во внеурочной форме.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 31.10.2013
Размер файла 794,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопросы культуры в школьных курсах истории польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская

Оглавление

    Введение
  • ГлаваI. Путь на сцену
  • § 1. Семья
  • § 2. Учеба
  • Глава 2. Звезда российского балета
  • § 1. Балетное творчество
  • § 2. Личная жизнь
  • Глава 3. Послереволюционная судьба
  • § 1. В революционной России
  • § 2. В эмиграции
  • Глава 4. Освещение темы педагогом на уроках истории и во внеурочной форме
  • § 1. Изучение проблемы на школьных уроках
  • § 2. Организация внеурочной деятельности
  • Заключение
  • Источники и литература

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена не только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков, ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России. По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской эмиграции…

Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались, иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве, которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими некоронованными "королями" и "королевами".

Примером такого консервативного направления является балетное искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.

Предметом исследования данной дипломной работы является жизнь и творчество российской балерины польского происхождения Матильды Феликсовны Кшесинской.

Цель дипломной работы

Обобщив собранные факты на фоне развития исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали на это события того периода.

Отсюда вытекают следующие задачи:

проследить важный процесс становления и развития творческих задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в театральном училище;

раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию балетного мастерства М. Кшесинской;

показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской фамилии;

осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;

показать формы и методы использования материала данной дипломной работы в современной школе.

Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные "Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г., которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по 1959 год, когда она закончила свои мемуары. Количество имен и событий в данной книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных критиков на выступления Кшесинской.

Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы. Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания", мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и др.

Историография проблемы исследования прежде всего представлена искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф. Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.

кшесинская урок история культура

В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского "Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф. Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем, затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.

В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении исключительно российской провинций.

Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф. Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" (М., 2010) и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая Романовых" (М., 2005), в которых на основе мемуарных источников с некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.

На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а лишь покровительству царя и великих князей.

Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.

Материал данной дипломной работы может быть использован как на уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении культурной обстановки изучаемого периода.

Структура дипломной работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип историзма, принцип объективности.

Была проведена апробация данной выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.


Матильда Кшесинская – прославленная балерина, педагог, прима-балерина Мариинского театра. Удостоилась звания Заслуженной артистки Императорских театров.

Детство

Родилась Матильда Кшесинская 31 августа 1872 года в Лигово, недалеко от Петербурга, в семье, имеющей непосредственное отношение к искусству балета. Ее отец – российский поляк Феликс Кшесинский, танцевал в балете Мариинского театра. Мама – Юлия Доминская, была вдовой танцора балета Леде, от которого родила пятерых детей.

Матильда Феликсовна Кшесинская

Семейная легенда гласит, что прадед по отцовской линии в юности лишился графского титула, состояния и благородной фамилии Красинский. Он сбежал во Францию, скрываясь от убийц, которых нанял родной дядя, мечтавший о титуле и богатствах. Вернувшись, прадед не смог доказать свое происхождение, потому что все документы были утеряны, имелся только перстень с фамильным гербом Красинских. Ему ничего не оставалось делать, как пойти в артисты, и прославиться в качестве звезды польской оперы.

Дома Матильду ласково звали Малей. С восьми лет девочка начала заниматься в балетном училище в качестве приходящей ученицы. В 1890-м стала выпускницей Императорского театрального училища, где училась у Христиана Иогансона, Льва Иванова и Екатерины Вазем. Выпускной вечер посетили все члены царской семьи, во время торжественного ужина Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем. Именно тогда Александр III и сказал, что она станет настоящим украшением и славой российского балета.

Матильда Феликсовна Кшесинская

Творческая биография балерины началась в Мариинском театре, куда ее приняли в балетную труппу. Она прослужила в этом театре 27 лет, до 1917-го. Выходила на сцену под именем Кшесинская 2, потому что первой была ее родная сестра Юлия.

Мариинский театр

Матильда Феликсовна Кшесинская

В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого. Есть версия, что такой рывок в карьере танцовщицы случился благодаря связям при дворе.

Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти, и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.

Матильда Феликсовна Кшесинская

В 1892 году Матильда знакомится с цесаревичем Николаем II, и буквально с первого знакомства их отношения начинают развиваться очень бурно. Он постоянно посещает все постановки, где балерина участвовала, покупает ей красивый дом на Английской набережной, куда может приходить втайне от посторонних глаз. Они прекрасно понимали, что у их отношений нет будущего, но продолжали встречаться.

Матильда искренне любила цесаревича, об этом она откровенно писала в своем дневнике. Она говорила, что это была любовь с первого взгляда.

После того, как они провели сезон в Красном селе, когда встречались беспрепятственно, ее чувство было беспредельным, она больше не могла ни о ком думать, только о нем.

В 1894 году Николай II был помолвлен. Его избранницей стала Алиса Гессен-Дармштадская, внучка королевы Виктории. И после этого отношения с Матильдой прекратились.

Матильда Феликсовна Кшесинская

30 января 1921 года Матильда стала женой великого князя Андрея Владимировича. Местом заключения этого морганатического брака стала Архангело-Михайловская церковь в Каннах. Великий князь усыновил Владимира и дал ему свое отчество. Сама Кшесинская крестилась в православной церкви в 1925 году под именем Мария.

В ноябре 1926 года по указу Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, Кшесинская и ее потомки получили княжеский титул и фамилию Красинские. В июле 1935-го они стали светлейшими князьями Романовскими-Красинскими.

Эмиграция

В дневнике балерина писала, что ее душа находилась в смятении. С одной стороны, она была рада увидеться с Андреем, а с другой, мучилась угрызениями совести, так как оставляла Сергея в столице, где он каждый миг подвергался опасности. Помимо этого, она увозила от него ребенка, которого тот очень любил.

Матильда Кшесинская уехала из Петербурга 13 июля 1917 года, чтобы больше никогда туда не вернуться.

Матильда Феликсовна Кшесинская

После того вещего сна Матильда прожила еще 13 лет. Она умерла в 99, 5 декабря 1971-го. До столетнего юбилея оставалось совсем немного.

Последним приютом великой балерины стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа. Ее похоронили в могиле, где покоились муж и сын.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .



Семья Кшесинских .

В Лигово под Петербургом у танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской 31 августа 1872 года родилась дочь Малечка. Позже в воспоминаниях Матильда напишет, что настоящая фамилия их рода – Красинские. Скрываясь от наемных убийц, польский предок сменил фамилию. Матильда – достойная представительница своей династии, дедушка прекрасно пел, играл на скрипке. Феликс ставил балеты, именно он ввел в Петербурге моду на мазурку, даже сделал дочерям деревянную модель театра. Отец с большой радостью принимал гостей в имении Сиверская и в городской квартире. От него Матильда и унаследовала гостеприимство.

На выпускном вечере 23 марта 1890 года Матильда знакомится с наследником престола Николаем. Девушка влюбляется, говорит о своем романе отцу и переезжает на съемную квартиру. Вскоре Николай женится на принцессе Алисе, будущей императрице Александре. Он продолжает покровительствовать Кшесинской, даже на десятилетие выступлений балерины царская чета дарит ей ценный подарок – сапфировую змейку.

Верным другом и помощником Матильды в первые годы службы на сцене стал великий князь Сергей Михайлович. На праздничном обеде в его доме Матильда знакомится с великим князем Андреем Владимировичем. Влюбленные долгое время встречались тайно в усадьбе в Стрельне, ездили за границу. В Италии Кшесинская понимает, что ждет ребенка. До шестого месяца беременности она работает на сцене, а 18 июня 1902 родился Владимир.

Военные дни .

С начала войны 1914 года Матильда помогает раненым , организует концерты для них и помогает нуждающимся родным. На свои деньги она создаёт два госпиталя.

Последний раз на сцене балерина выступила незадолго до февральской революции, и вскоре ей пришлось бежать из своего дворца. С сыном, любимой собачкой и драгоценностями она оказывается у своей верной горничной. Особняк разграблен, в нем разместился штаб большевиков.

Все сначала.

Матильда с сыном отправляются в Кисловодск, на Кавказ, куда еще не добрались вихри революции. Вскоре и оттуда приходится бежать. Так семья и добирается до своего дома во французском Провансе. Во Франции они стали жить вместе с Андреем Владимировичем, вскоре он и Кшесинская поженились. Матильда стала княгиней Романовой, официально Романовской – Красинской. Муж занялся политикой, сын так и не начал зарабатывать. Матильда Феликсовна закладывает свою виллу, покупает сценические костюмы и открывает собственную студию балета в Париже. Она воспитала много достойных учеников, в свои 64 года выступала в Ковен – Гарден. Спасла сына, арестованного во время войны за участие в Сопротивлении.

Посетив в Париже выступление Большого театра в 1956 году, Матильда Феликсовна была счастлива – Императорский балет жив.


Матильда Кшесинская.

Звезда русского балета.Первой освоила фуэте,заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц-Преображенской,Трефиловой,Павловой,Карсавиной,Спесивцевой.Она была женщиной-легендой,у многих вызывавшей восхищение и страсть.Дожив почти до ста лет,она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни.

Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини),певцом и драматическим актёром.Отец-прекрасным танцовщиком.Мать-актрисой.

Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище.

Вскоре Кшесинская была зачислена в балетную труппу Императорских театров.Первые спектакли ,первые роли.Кшесинская очень хотела танцевать Эсмеральду,и обратилась с этой просьбой к Марису Петипа.Мэтр ответил ей,что,только испытав страдания любви,можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды,и отказал.

Вскоре наследника отправили в кругосветное путешествие,а когда он вернулся осенью 1891 года,стал ухаживать за Матильдой.Ники дарил ей подарки.Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами.Следующим стал прелестный особняк на Английском проспекте,№ 18,построенный великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой,с которой он раньше жил.


По общему мнению,юная Матильда Кшесинская оказалась лучшей кандидатурой.Свести их вместе не составило никакого труда.Для обольщения балерины наследнику выделили большую сумму денег.Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали-подарки,лошади,особняк…

Однако у этой любви не было перспектив.Наследник понимал,что для трона тнужен династический брак с особой королевских кровей.К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадскую,и 7 апреля 1894 года была объявлена их помолвка.

Все письма Николая к ней Кшесинская хранила в заветной шкатулке.Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма.Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет…


Количество поклонников Кшесинской постоянно росло.В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой,князь Джамбакуриани-Орбелиани,офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман,красавец гусар Николай Скалон и многие другие.

Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед.Присутствовали сплошь великие князья.Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем,кузеном императора.

Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской.С ним она отправилась в Европу.Он был мил,трогателен и ,главное, предан.Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына.Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея.

Весной 1906 года,вернувшись из-за границы,Матильда купила участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказала проект дворца архитектору Александру фон Гогену.Мебель поставил известный фабрикант Мальцер.Люстры,бра,канделябры и всё такое прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа.

Дом с прилегающим садом- маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник- георгиевский кавалер, винный погреб,экипажи,автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей,чтобы было свеженькое молочко для сына Вовы. И любимый фоксик Джиби.


владимир красильников,сын кшесинской

Грянула первая мировая война.Кшесинская на свои деньги устроила лазарет на 30 кроватей для раненых солдат.После событий в октябре 17-го Кшесинская вынуждена была бежать.

Оделась она скромно-в чёрное пальто,на голове-платок.В саквояж положила какую-то часть драгоценностей.Прихватила любимого фоксика Джиби и бросилась в омут страшной улицы.Потом какое-то время жила у знакомых.

В июле 1917 года Матильда Кшесинская с сыном Володей,преданной горничной Людмилой Румянцевой и старым слугой Иваном Курносовым покинула Петербург.Началось скитание по югу России.Через год были убиты два человека,с которыми была связана Кшесинская тесными узами воспоминаний :Николай II и великий князь Сергей Михайлович.

Счастлива была и Матильда Кшесинская :наконец ей был дарован титул и фамилия княгини Красильниковой.

Однако для подобных развлечений постоянно требовались деньги.Пришлось продать виллу и перебраться в Париж.Кшесинская организовала свою танцевальную студию ,и 6 апреля 1929тгода начались занятия.Она оказалась талантливым педагогом и открыла дорогу в балет многим знаменитостям,таким как Марго Фонтейн , Иветт Шовери, Памела, Мей и другие.


Кшесинская прожила долгую жизнь,а её коллеги по творчеству уходили один за другим: Сергей Дягилев,Анна Павлова,Вера Трефилова,Вацлав Нижнинский…А 30 октября 1956 года её настиг самый большой удар:умер великий князь Андрей ,муж и отец её сына.

В её мемуарах нет зла,обвинений.Она так и осталась до конца своих дней гордой примой-балериной императорского театра.Последний период своей жизни она прожила в небольшом парижском домике с весьма скромным достатком,но умудрялась тем не менее помогать многим людям,особенно русским эмигрантам.И до конца своих дней поражала всех своей энергией и жизнерадостностью.

Читайте также: