Доклад о любой картине эпохи итальянского или северного возрождения

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267—1337).

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия , подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так , практически на столетие позднее , зародилось Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Северное Возрождение

Первыми странами , обратившимися к ренессансным идеалам , стали Германия и Нидерланды. Затем Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Ганс Гольбейн Младший. Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)

Художники Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

проявило себя в архитектуре , живописи , литературе , философии и науке , однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

Рогир ван дер Вейден. Семь таинств. Фрагмент

Ганс Мемлинг. Триптих Воскресения Христова

Особенности Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало отправной точкой гуманистического развития , духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии , в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.

Франсуа Клуэ. Кормление младенца

— В отличие от итальянского Возрождения , черпавшего вдохновение в античности , северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности , символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом , гармонии , конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах , как пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

— Для Северного Возрождения характерна детализация , порождающая невероятную реалистичность , и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.

Жан Фуке. Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты , Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные , осязаемые образы.

Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью , как , например , в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный , в то же время этот портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Ян ван Эйк. Гентский алтарь

Будучи одним из первых художников , освоивших масляную живопись , Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких , просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем , но и повлияло на итальянских мастеров , таких как Антонеллло да Мессина.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником , графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию , а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми , что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами , Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим , что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

Питер Брейгель Старший. Игры детей

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции , основанные на поговорках , притчах и пословицах , сочетают гротеск , фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны , традиционны и оригинальны.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений

Завораживающее чувство тайны , известной только художнику , сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник , его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики , этот великий германский живописец , график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность , философское начало , прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам , причудливо сочетая как античные традиции , так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы , Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.

Лукас Кранах Старший. Оленья охота близ замка Хартенфельс

Художник жил в Австрии и Нидерландах , был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора

Лукас Кранах Старший. Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

Во всех сферах

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало эпохой научных открытий , среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной , предложенную польским астрономом Николаем Коперником.

Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс покинул пределы Италии, и начал развиваться на территории Франции и стран Северной Европы.

Для искусства каждой страны этого периода выделяют характерные черты. Эпоха Ренессанса стала отправной точкой развития общества и духовного пробуждения. Выделяется 2 пути преобразований: гуманистическая идеология и религиозное обновление. По второму пути пошли художники северных стран Европы.

История термина

стили живописи, северное возрождение, брейгель

Наиболее яркой и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения стала живопись северных стран. Северное Возрождение зародилось в Германии и Голландии. Основными центрами развития стали Амстердам, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.

Общими чертами для итальянского и северного Ренессанса являются:

  • Тяготение к гуманистическим идеям;
  • Концентрация внимания на личности человека, его самосознании – картины отображают внутренний мир, эмоции личности;
  • Отказ от феодального мировоззрения.

Выразительные черты стиля

Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

poklonenie-pastuhov-altar-portinari-gugo-van-der-gus

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.
    Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

  • В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
  • Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
  • Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
  • Детализация письма.
  • Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Наиболее известные живописцы

В конце XV века художники Северного Возрождения Германии начали развивать портретный жанр. Особенность работ – отсутствие интереса к красоте и гармонии внешности, в отличие от итальянской живописи. Главное в работах немецких творцов – передача эмоциональности, живости, индивидуальности. Это говорит о доминирующей этической составляющей искусства Северного Возрождения. Работы нидерландских художников отличаются тягой к детализации письма. В этом живописцы достигали совершенства.

Ян ван ЭйкЯн ван Эйк, стили живописи, северное возрождение

Основоположник Ренессанса в Голландии. Его главное творение – полиптих Гентского алтаря. Работа полностью отображает идеи культурной эпохи: гуманистическую направленность, детализацию природы, эмоциональную передачу образов.

Считается, что именно ван Эйк впервые применил масляную живопись для создания алтарных сюжетов.

Иероним Босхстили живописи, северное возрождение

Иероним Босх – нидерландский живописец, обладающий особым стилем и передачей реальности. Главная особенность творчества – аллегоричность. Босх критиковал пороки общества, демонстрируя отрицательные эпизоды жизни, был художником-морализатором. Зло изображает под разными обличиями.

Питер БрейгельPieter_Bruegel

Живописец из Нидерландов, график. Главными темами его работ были: противостояние добра и зла, отображение скрытого смысла явлений, безумие и бессмысленность существования человека. Религиозные сюжеты переплетены с повседневными.

мини

К концу XV века значительное число итальянских городов к северу от Апеннин прочно утвердились в качестве крупных художественных центров. К ним относились города с великолепными дворами, такие как Милан, Болонья, Феррара и Мантуя, и, конечно же, Венецианская республика. Другие города, такие как Бергамо, Брешия и Парма, получили известность в шестнадцатом веке.

Брат Грегорио Бело из Виченцы. Художник - Лоренцо Лото

Брат Грегорио Бело из Виченцы. Художник — Лоренцо Лото

В регионе доминировали Венеция и Милан, которые долгое время соперничали за контроль над землями, простиравшимися между ними. В начале XVI века политическая ситуация в северной Италии была еще более осложнена французскими, испанскими и папскими притязаниями на различные части полуострова. В последующие годы испанцы, венецианцы и папские государства укрепили свой контроль, хотя некоторым городам удалось сохранить свою независимость.

Венера и Амур. Художник - Лоренцо Лото

Венера и Амур. Художник — Лоренцо Лото

Несмотря на политическую неопределенность первых десятилетий XVI века, искусство процветало во всех главных городах Ломбардии, Эмилии-Романьи и Венето. Даже современный художник и биограф Джорджо Вазари, автор новаторских жизнеописаний художников (1550, 1568) и убежденный защитник всего тосканского и Римского, вынужден был признать, что Джорджоне и Тициан в Венеции и Корреджо в Парме были блестящими практиками того, что он называл maniera moderna, или современной манерой живописи.

Марс и Венера, объединенные любовью. Художник - Паоло Веронезе

Марс и Венера, объединенные любовью. Художник — Паоло Веронезе

При обсуждении этих школ живописи очевидны отчетливые региональные особенности. Например, в Ломбардии и ее столице Милане, начиная с конца XV века, наблюдалось увлечение визуальными эффектами перспективы. В Болонье и Ферраре, в Эмилии, были другие интересы, такие как желание подражать Рафаэлю и другим художникам, активным в центральной Италии, и создание картин, наводящих на мысль о поэзии. Венецианские живописцы шестнадцатого века издавна пользовались репутацией знаменосцев подхода, который был одновременно живописным, эмоциональным и пропитанным первенством цвета в качестве его руководящего принципа. Тем не менее, художники в трех регионах разделяли много эстетических целей, и многие художественные связи связывали их вместе.

Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя. Художник - Андреа Соларио

Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя. Художник — Андреа Соларио

Читайте также: